Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → дом ик ;
- трава → трав ян ой;
- соловей → соловь ин ый;
- грустный → грустн о .
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мысл ишк а;
- снег → снеж ок ;
- рыба → рыб ешк а;
- человек → человеч ищ е.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность |
печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество |
свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- уч ить → уч еб а → учебник; уч еб ник ;
- цвет → цвет ист ый → цветист ость ; цвет ист ость .
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапк а → шапоч к а (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → вест очк а;
- вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лёт чик
- водопровод чик
- фонар щик
- бетон щик
- академ ик
- траг ик
- машин ист
- лингв ист
- писа тель
- чита тель .
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
- -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
- -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
- -ист- (прерыв ист ый, золот ист ый);
- -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
- -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотр е ть
- пил и ть
- мурлык а ть
- пол о ть
- развед ыва ть
- раскраш ива ть
- бесед ова ть
- танц ева ть
- стук ну ть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыка ть — мурлыка л ;
- отвози ть — отвози л ;
- засея ть — засея л ;
- возненавиде ть — возненавиде л .
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мурлыч ущ ий, бор ющ ийся);
- -им-/-ем- (принос им ый, беле ем ый);
- -вш-, -ш- (опа вш ий, принёс ш ий);
- -нн-, -енн-, -т- (развея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бега я , слыш а );
- -в, -вши, -ши (услыша в , скры вши сь, потряс ши ).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красив ее , красив ейш ий;
- весело — весел ее ;
- чисто — чищ е .
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
1. котёнк а , котёнк у
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот , кот ик, кот ище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.
— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают
Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.
Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.
Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.
Зачем нужны суффиксы
Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».
Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».
Что такое формообразующий суффикс
Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.
Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:
- У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
- У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
- У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
- У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
- У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
- У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).
Как найти суффикс в слове
Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.
Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.
Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».
Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).
Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.
Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.
Что надо знать про [j] в суффиксах
Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).
Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».
Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.
-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.
Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».
-Ть у глаголов – окончание или суффикс
Спросите у своего учителя.
В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.
В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.
В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.
Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.
источники:
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/conspect/
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
- столовый
- красота
- указка
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Определение
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → домик;
- трава → травяной;
- соловей → соловьиный;
- грустный → грустно.
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мыслишка;
- снег → снежок;
- рыба → рыбешка;
- человек → человечище.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
туча – тучка |
-ик- | дождь – дождик | |
-ок- | ветер – ветерок | |
-ичк- | вода – водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность |
печь – печник |
-щик- | бетон – бетонщик | |
-тель- | учить – учитель | |
-ист- | связь – связист | |
-арь- | ворота – вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество |
свежий – свежесть |
-от- | прямой – прямота | |
-изн- | белый – белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар – пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- учить → учеба → учебник; учебник;
- цвет → цветистый → цветистость; цветистость.
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → весточка;
- варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лётчик
- водопроводчик
- фонарщик
- бетонщик
- академик
- трагик
- машинист
- лингвист
- писатель
- читатель.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
- -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
- -лив- (заботливый, дождливый);
- -ист- (прерывистый, золотистый);
- -ов- (кокосовый, деловой);
- -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотреть
- пилить
- мурлыкать
- полоть
- разведывать
- раскрашивать
- беседовать
- танцевать
- стукнуть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыкать — мурлыкал;
- отвозить — отвозил;
- засеять — засеял;
- возненавидеть — возненавидел.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
- -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
- -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
- -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бегая, слыша);
- -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красивее, красивейший;
- весело — веселее;
- чисто — чище.
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
котёнок — ?
1. котёнка, котёнку
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот, котик, котище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот—
3. котёнок
Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56
Русский язык. 3 класс
№ 34
Раздел. Суффикс.
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
– Кто составит предложение с этими словами, – спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
– Человек гордо шагает по планете, – записал Михаил Васильевич одно из предложений.
– А теперь попробуйте, – обратился он к ребятам, – заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
– Нельзя, Михаил Васильевич!, – сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
– Нельзя, говорите, а почему?
– Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк – .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Разбор заданий
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Правильный ответ
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
- Велосипедист
- Велосипед.
Правильный ответ
Велосипедист.
Повышенный уровень.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Правильный ответ
Морской, заморский, полюшко.
Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают
Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.
10 002
Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.
Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.
Зачем нужны суффиксы
Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».
Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».
Что такое формообразующий суффикс
Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.
Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:
- У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
- У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
- У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
- У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
- У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
- У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).
Как найти суффикс в слове
Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.
Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.
Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».
Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).
Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.
Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.
Что надо знать про [j] в суффиксах
Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).
Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».
Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.
Запомните
-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.
Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».
-Ть у глаголов – окончание или суффикс
Спросите у своего учителя.
В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.
В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.
В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.
Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.
Всем высоких баллов на ЕГЭ.
( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Ход урока
I. Организационный момент
III. Актуализация знаний
– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1) Землю согрело, не опоздай с посевом. (Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).
2) Разлитую воду не соберёшь. (Пролитого не подберешь.)
– Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.
IV. Самоопределение к деятельности
– Спишите слова. Выделите в них корень.
Столик, пенёк, лётчик.
– Назовите окончания. (Нулевые окончания.)
– Объясните лексическое значение каждого слова.
Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.
Пенёк – нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.
Летчик – специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.
– Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
– Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
– Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 89).
– Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
– Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)
Упр. 165 (с. 89).
– Прочитайте группы слов.
– Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
– С помощью какой части слова образованы новые слова?
– Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
– Прочитайте ниже сведения о языке.
– Что такое суффикс?
– Для чего служат суффиксы?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 166 (с. 90).
– Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?
– Выполните задания.
– Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).)
– Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (Русский, конских.)
– А как называют жителей нашего города (села)?
– Прочитайте ниже сведения о языке.
– Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?
– Приведите примеры.
Упр. 167 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Шарады
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
Корень — с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же — в космос проник. (Спутник.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
– Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
– Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)
– По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок.)
– Что такое приставка? Для чего она служит?
– Что такое суффикс? Для чего он служит?
– Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Записать десять слов с суффиксами.
Resource id #5698