Как найти в тексте союзную подчинительную связь

Подчинительные союзы — это союзы, связывающие простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.

Союзы и союзные слова — это связующее звено между главным и зависимым предложением в сложноподчиненном предложении (СПП). Чтобы понять, что такое подчинительные союзы и союзные слова, вспомним, какое предложение является сложноподчинённым.

Приведем список союзных слов и подчинительных союзов в зависимости от того, какую по смыслу придаточную часть они присоединяют к главному предложению.

Подчинительные союзы

Части сложноподчиненного предложения синтаксически неравноправны. Между ними существует подчинительная связь. Придаточное предложение зависит от главного по смыслу и синтаксически.

Определение

Сложное предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным.

Список подчинительных союзов

Простые Составные
что
будто
если
когда
словно
чтобы
как
ибо
пока
с тех пор как
так что
лишь только
потому что
в связи с тем, что
оттого что
так как
как будто
для того, чтобы

В сложноподчиненном предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью синтаксического вопроса, задаваемого к зависимому предложению, и подчинительного союза или союзного слова.

Узнаем из таблицы, какие бывают подчинительные союзы в зависимости от смысловых отношений между главной и придаточной частью сложного предложения.

Подчинительные союзы в СПП

Между частями сложноподчиненного предложения существуют изъяснительные, пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные, сравнительные и другие отношения.

Необходимыми элементами в структуре сложноподчиненных предложений являются союзные слова и подчинительные союзы.

Типы подчинительных союзов Выражаемые отношения Примеры
Изъяснительные Выражают отношения пояснения Что, чтобы, как и др.
Временные Выражают временные отношения Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают причинные отношения Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с…
Условные Выражают условные отношения Если, коли, раз, ежели, кабы.
Целевые Выражают целевые отношения Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.
Сравнительные Выражают сравнительные отношения Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают уступительные отношения Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др.
Следственные Выражают следственные отношения Так что.

Виды подчинительных союзов

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. изъяснительные (примеры) — что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы

Юра вздрагивал, и ему то и дело мерещилось, будто мать аукается с ним и куда-то его подзывает (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. временные (примеры) — когда, как, едва, лишь, лишь только, как только, пока, пока не, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).

Варенуха чиркнул какую-то закорючку в тетради у женщины и, лишь только дверь за ней захлопнулась, вскрыл квадратик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. сравнительные (примеры) — как, будто, словно, точно, как будто, как если бы, подобно тому как и др.

Слезы беспомощности и обиды катились у него по щекам, словно все горести долгих восьмидесяти семи лет отразились на его опечаленном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).

4. целевыечтобы, с тем чтобы, затем чтобы,  дабы, для того чтобы, лишь бы и пр.

На листах брошюры лежали куски гранита, чтобы они не разлетелись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в неё бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. причинныепотому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они говорили тихо, я не стал прислушиваться (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, молодой человек взглянул на неё каким-то особенным взглядом, потому что и в её глазах мелькнула вдруг прежняя недоверчивость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Но всё же я не вернулся домой, так как мне было стыдно показаться на глаза близким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. условныеесли, ежели, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы приобрели эти акции, то держитесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, вероятно, другой, ежели бы они говорили не при звуках песни (Лев Толстой. Война и мир).

7. уступительныехотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Вообще его любили, хотя и почитали гордым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. следствиятак что

Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но расстояние между телеграфными столбами по этой дороге шестьдесят ярдов, так что высчитать скорость ничего не стоит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон крепче сжал руль, так что побелели костяшки пальцев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тайная комната).

Подчинительные союзы и союзные слова

Союзные слова

В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия — это союзные слова.

В отличие от союзов, слов служебной части речи, союзные слова, хотя выполняют роль союза, в то же время остаются полноправным членом придаточного предложения.

Союзные слова

Относительные местоимения Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько
Местоимённые наречия Где, как, когда, куда, откуда, почему

Рассмотрим предложение:

Туристы поднялись на холм, с которого открылся прекрасный вид на старый город.

В придаточном предложении местоимение «с которого» замещает слово «с холма»:

…с холма открылся прекрасный вид на старый город.

Относительное местоимение выступает в роли союзного слова. К  нему можно задать вопрос:

открылся (откуда?) с которого (с холма).

Союзное слово «с которого» является второстепенным членом придаточного предложения — обстоятельством.

Перечислим союзные слова — местоимения:

  • кто
  • что
  • какой
  • каков
  • который
  • чей
  • сколько (сколь).

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).

Рассмотрим два простых предложения:

Я сейчас расскажу тебе. Зачем мне нужен этот альбом?

В первом предложении явно присутствует какая-то недосказанность:

я расскажу тебе о чём?

Чтобы получилось информативное полноценное сообщение, объединим эти простые предложения в одно и получим сложноподчиненное предложение:

Я сейчас расскажу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

Как видим, с ролью союза вполне справилось местоименное наречие «зачем». Это союзное слово. Оно является полноправным членом придаточного предложения в отличие от подчинительного союза.

Я сейчас расскажу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

В составе сложноподчиненного предложения союзными словами являются местоименные наречия:

  • где
  • зачем
  • как
  • когда
  • куда
  • откуда
  • отчего
  • почему
  • насколько.

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Чтобы отличить союз от союзного слова, предпримем некоторые приемы проверки.

Отличие союзов от союзных слов

Первый прием — это разбор придаточной части по членам предложения.

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному предложению или к другому придаточному.

Например:

Артём никогда не считал, что его жизнь пройдет гладко и без забот.

Слово «что» грамматически не связано с другими членами предложения, к нему нельзя поставить вопрос. Значит, это подчинительный союз.

Второй прием — изъять союз из предложения.

Подчинительный союз можно опустить, и тогда сложное предложение превратится в бессоюзное без искажения его содержания.

Артём никогда не считал: жизнь его пройдет гладко и без забот.

Сравним:

Мама, видимо, догадывалась, что таится у меня в душе.

Важно

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например:

Осенью птицы улетают зимовать в такие края, где всегда тепло.

Не знаю, зачем он это сделал.

В этих предложениях союзные слова «где» и «зачем», выраженные местоименными наречиями, являются второстепенным членом предложения  обстоятельством, которое невозможно изъять из высказывания.

Третий прием. Выясним, можно ли исследуемое слово выделить интонационно. На союзное слово обязательно падает логическое ударение, а на союз нет.

Сравним:

Все увидели, как Саша бросил палку в речку (союз, не член предложения, можно опустить).

Андрей не знает, как нарисовать лошадь (союзное слово, обстоятельство образа действия).

Четвертый прием. Союз заменяется только другим союзом, а союзное слово — союзным словом.

Понаблюдаем:

Когда прошла неделя ожидания, наконец пришло от сына письмо.

После того как прошла неделя ожидания, наконец пришло от сына письмо.

У ивы, что стоит у самого берега, плавает утка с утятами.

У ивы, которая стоит у самого берега, плавает утка с утятами.

Чаще всего омонимичными являются союзы и союзные слова «что», «как», «когда», которые различаем, проанализировав придаточное предложение с помощью указанных приёмов проверки.

Видео «Союзные слова как средства связи в СПП»

Тест

Darby

Гуру

(2682)


10 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Даниил Ноздря

Профи

(650)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Эмилия Акрамкулова

Ученик

(150)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Дикая Макака

Ученик

(168)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Вероничка Аватария

Знаток

(293)


6 лет назад

Во-первых, нужно найти сложное предложение, это предложение, где есть две и более грамматические основы. Если предложения эти связанны только при помощи интонации, т. е. нет союзов между ними, это значит, что связь бессоюзная. союзной сочинительной связью будут связывать предложения при помощи союзов (и, да, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, так же повторяющимися: или… или, то.. то, ни… ни…) Сложноподчиненные предложения связываются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, эти предложения не равноправны по отношению друг к другу. Подчинительные союзы: что, чтобы, когда, если, как, будто, точно, пока, несмотря на то что, как так, хотя….) союзные слова: кто, что, который, каков, сколько, чей, о ком, о чем….

Andrei

Знаток

(418)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Реду Саод

Ученик

(203)


6 лет назад

ссоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Арсений Шупиков

Профи

(570)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Учебник «Русский язык. Русская речь» является неотъемлемой частью УМК по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник поиогает ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; умть видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях. 

    Как сделать текст более красивым, наполненным и сложным? В книгах довольно часто встречаются длинные предложения, которые занимают едва ли не целый абзац, но при этом они не выглядят бессмысленными, так как позволяют лучше передать атмосферу и полностью описать какое-либо событие. И без союзов не получилось бы создать настолько красивые и наполненные смыслом предложения. Разберёмся вместе, что такое союзы в русском языке и как их правильно использовать.

    Союз как часть речи: понятие и основные виды связи

    Союз – это такой способ синтаксической связи, который располагается между двумя частями предложения и связывают их в одно. Благодаря союзу не придётся делить две взаимосвязанные ситуацией и смыслом части на два коротких предложения. Они также связывают:

    • Однородные члены предложения;
    • Существительные и глаголы;
    • Предлоги;
    • Частицы и так далее.

    Союзы обладают следующими признаками:

    • Не склоняются;
    • Не имеют падежа и не закрепляются за ним;
    • Имеют классификацию по разным основаниям;
    • Могут состоять из одного и более слов.

    Примеры союзных слов в русском языке:

    • Или;
    • Тоже;
    • Потому что;
    • С тех пор;
    • Так как;
    • Но;
    • И поэтому;
    • Также;
    • Не столько, сколько;
    • Либо;
    • То ли;
    • Не то;
    • Хотя, но и;
    • Да;
    • Да и;
    • Оттого что;
    • В связи с тем, что и так далее.

    Это лишь малая часть всех союзов, используемых в русском языке на постоянной основе. С полным списком можно ознакомиться в специальных словарях.

    Союзы в русском языке выполняют роль связующих компонентов и разделяются на сочинительную и подчинительную связь по типу воздействия на предложение. Перед тем, как изучить особенности каждой из них, разберёмся в видах союзов. 

    Виды союзов в русском языке

    Союзы в русском языке делятся на следующие виды:

    Производные союзы (делятся на простые и составные) происходят из других частей речи и часто бывают похожими на вводные слова или наречия. Чтобы не ошибиться, стоит запомнить, что союзы помогают соединить две части предложения и добавляют ему внутреннюю гармонию, поэтому их нельзя просто взять и выкинуть из контекста предложения. Они могут соотноситься с местоимениями и другими частями речи и чаще всего являются сложными. 

    Непроизводные союзы представлены одним словом и тоже могут происходить от других частей речи или связываться с ними с помощью какого-либо вида связи. 

    Подчинительные союзы  это союзы, связывающие простые предложения, которые находятся в составе сложноподчиненного предложения. 

    Сочинительные союзы — это союзы, выступающие в качестве средства связи равноправных членов предложения, которые становятся сложносочиненными, создавая своего рода равноправные отношения между ними. 

    Для лучшего понимания всех видов союзов в русском языке, ознакомьтесь с таблицей «подчинительные союзы»: 

    Подчинительные союзы

    Простые Составные
    что
    будто
    если
    когда
    словно
    чтобы
    как
    ибо
    пока
    с тех пор как
    так что
    лишь только
    потому что
    в связи с тем, что
    оттого что
    так как
    как будто
    для того, чтобы

    А вот таблица «Сочинительные союзы», которая позволит различать их на письме:

    Сочинительные союзы

    Соединительные Противительные
    и
    да в значении и
    тоже
    также
    ни, ни
    не только, но и
    если не, то
    не столько, сколько
    как, так и
    не то что, а
    хотя и, но
    а
    да (в значении но)
    но
    однако
    зато
    же
    только (в значении но)
    Разделительные Пояснительные
    или
    либо
    то, то
    не то, не то
    то ли, то ли
    то есть
    а именно

    Подчинительные и сочинительные союзы тоже делятся на дополнительные подвиды, которые позволяют уточнить место и способ использования и создать наиболее правильный по смыслу текст. Рассмотрим, какие подвиды разных союзов существуют.

    Противительные союзы, представленные в таблице, следует запомнить и не путать с другими. Благодаря этому знанию можно будет легко решать тесты и разбирать предложения по составу.

    Название группы Пояснение Союзы
    Изъяснительные Указывают на то, о чем говорят. что
    чтоб
    когда
    как
    чтобы
    Название группы Пояснение Союзы
    Временные Указывают на временной промежуток. когда
    пока
    с тех пор
    едва
    прежде чем
    перед тем как
    лишь
    Название группы Пояснение Союзы
    Причинные Указывают на причину события. вследствие
    потому что
    из-за того, что
    ввиду того, что
    благодаря тому, что
    Название группы Пояснение Союзы
    Сравнительные Указывают на сравнение предметов. такие как
    как будто
    как
    точно
    будто
    подобно тому
    Название группы Пояснение Союзы
    Целевые Указывают на цель. для того, чтобы
    из-за того, что
    чтобы
    дабы
    Название группы Пояснение Союзы
    Условные Указывают на условие действия или события. если
    когда
    коли
    ежели
    раз
    Название группы Пояснение Союзы
    Уступительные Указывают на факт противоречия событий. несмотря ни на что
    пускай
    хотя
    вопреки тому
    Название группы Пояснение Союзы
    Следственные Указывают на следствие и результат действия. поэтому
    из-за этого
    так что

    Используя эти таблицы и понятия союзов на конкретных примерах, любой сможет разобраться в сложностях русского языка. После их изученные каждый сможет без труда разобрать сложный текст и правильно расставить все акценты.

    Знаки препинания при сочинительных и подчинительных союзах 

    Не менее важный вопрос, связанный со сложноподчинёнными и производными союзами, заключается в правильном выборе знаков пунктуации их расстановке. Сложносочинённые и сложноподчинённые союзы чаще всего можно встретить в сложных предложениях, содержащих несколько основ. 

    Чтобы выявить такие предложения, нужно разобрать их по составу, выделить основы и подчеркнуть все союзы, которые в них находятся. После этого вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным и подчинительным. Если в предложении есть союзы «и» или «но», то это будет сочинительная связь. По аналогии можно разобрать каждое предложение и выявить тип его связи. 

    Рассмотрим конкретные примеры тех или иных видов союзов, которые чаще всего очень трудно отнести к одной категории. Как же не ошибиться? 

    1. Смотрите на контекст предложения. Если в нем есть указание на время, то союз будет временным.
    2. Заучите союзы, относящиеся к той или иной категории или подвиду. Это поможет быстро выявлять принадлежность союзов и вид связи в предложении. 

    Разберём на примерах:

    1. Не только, но и – это союз, который относится к группе соединительных союзов, выражающих сочинительную связь.
    2. Же – противительный союз, выражающий сочинительную связь предложения.
    3. Не столько, сколько – это соединительный союз из группы сочинительных.
    4. Ежели — условный подчинительный союз. Встречается в стилизованном тексте или в классической литературе. 
    5. Лишь только – подчинительный союз.
    6. «Но» — какой союз? Его можно отнести к простым союзам из группы противительных.
    7. То есть – пояснительный сочинительный союз.

    Не забывайте смотреть на контекст предложения. Тогда количество ошибок можно будет значительно снизить. Заучив хотя бы половину союзов по группам, можно будет без труда решать даже самые сложные типовые тесты как уровня ЕГЭ, так и ВУЗа.

    1.Подчинительный союз не является членом предложения. К нему нельзя от другого слова в предложении поставить вопрос. Например, Я думаю,что люблю осень.

    Союзное слово является членом предложения. К нему можно добавить вопрос и определить его падеж. Например: Ребенок гадал, что ему подарят. “Что ” в данном случае является дополнением, к нему можно задать вопрос Подарят Что? Стоит в винительном падеже.

    2.Подчинительный союз служит для соединения 2-х предложений в сложноподчиненном предложении,его можно опустить, от этого смысл предложения не изменится. Я думаю,люблю осень. Союзное слово пропустить нельзя, получается билиберда. Ребенок гадал…ему подарят.

    1. Подчинительный союз можно заменить другим союзом. Я думаю, как люблю осень. Союзное слово можно заменить другим значащим словом. Ребенок гадал, какой подарок ему подарят.
    2. На подчинительный союз не падает логическое ударение, Он не выделяется голосом. На союзное слово падает логическое ударение. Это слово является часто ключевым в предложении.

    Добавить комментарий