Как найти в тексте тезис аргументы

­­Сочинение состоит из 3 частей:

1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.

1. Тезис

Это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 2-3 предложений.
Подробнее о том, как сформулировать тезис в сочинении

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

• Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть.

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

3. Вывод.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!


Структура сочинения-рассуждения 15.2.

ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Как сформулировать тезис для сочинения 15.2?

Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Сочинение данного типа очень хорошо начать с вводных слов: на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я считаю и т.п.

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2.должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ – пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма “бесценными”.
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.

Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.
Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ –  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.


Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным этапом работы при написании сочинения 15.2. ОГЭ по русскому языку будет подбор аргументов. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, – проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.

Аргументы – это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Оратор в публичном
выступлении аргументирует определенную
точку зрения, т.е. осуществляет
аргументацию.

Под аргументацией
понимается процесс приведения
доказательств, объяснений примеров для
обоснования какой-либо мысли перед
слушателями или собеседником.

Тезис
– это главная мысль (текста или
выступления), выраженная словами, главное
утверждение оратора, которое он старается
обосновать, доказать.

Аргументы
– это доказательства, приводимые в
поддержку тезиса: факты, примеры,
утверждения, объяснения, – словом, все,
что может подтвердить тезис.

От тезиса к
аргументам можно поставить вопрос
«Почему?», а аргументы отвечают: «Потому,
что».

Аргументы «за»
должны быть:

– правдивыми,
опираться на авторитетные источники;

– доступными,
простыми, понятными;

– максимально
близкими установившимся в аудитории
мнением;

– отражающими
объективную реальность, соответствующими
здравому смыслу.

Аргументы «против»
должны:

– убедить аудиторию
в том, что аргументы, приводимые в
поддержку критикуемого вами тезиса,
слабые, не выдерживают критики.

Важное правило
аргументации: аргументы
надо приводить в системе
.
Это значит, что надо их продумать. С
каких аргументов начать, а какими
закончить.

Убедительность аргументов

Аргументы должны
быть убедительными, сильными, с которыми
все соглашаются. К сильным аргументам
относят:

  • научные аксиомы;

  • положения законов
    и официальных документов;

  • законы природы,
    выводы, подтвержденные экспериментально;

  • заключения
    экспертов;

  • ссылки на признанные
    авторитеты;

  • цитаты из
    авторитетных источников;

  • показания очевидцев;

  • статистические
    данные.

Оптимальным числом
аргументов при доказательстве тезиса
можно считать три, начиная с четвертого,
у аудитории возникает ощущение, что
оратор пытается давить, уговорить.

Правила аргументации

1. Определите тему
своего выступления и сформулируйте ее.
Например: Я
хочу поговорить о…
;
Меня сегодня интересует вопрос о…
;
Существует такая проблема…

и т.д.

2. Сформулируйте
основной тезис своего выступления.
Выразите его словами. Например: Мне
кажется, что… и вот почему
.

3. Подберите
аргументы в поддержку своего тезиса.

4. Приведите
аргументы в систему – расположите их
в определенном порядке: во-первых,
во-вторых, в-третьих

и т.д.

5. Если необходимо,
опровергните противоположный тезис,
приведя аргументы против него.

6. Сделайте вывод.

Способы аргументации

Нисходящая и
восходящая аргументация.

Эти способы
аргументации различаются по тому,
усиливается или ослабевает аргументация
к концу выступления.

Нисходящая
аргументация заключается в том, что
вначале оратор приводит наиболее сильные
аргументы, затем менее сильные, а
завершает выступление эмоциональной
просьбой, побуждением или вызовом.

Восходящая
аргументация предполагает, что
аргументация и накал чувств усиливаются
к концу выступления.

Односторонняя
и двусторонняя аргументация.

Односторонняя
аргументация оратором своей позиции
предполагает, что либо излагаются только
аргументы «за», либо излагаются только
аргументы «против». При двусторонней
аргументации слушателей, излагая
противоположные точки зрения, дают
возможность сопоставить, выбрать одну
из нескольких точек зрения. Разновидностью
такой аргументации является так
называемый способ контраргуменции,
когда оратор приводит доводы как
опровержение доводов оппонента,
предварительно их изложив.

Опровергающая
и поддерживающая аргументация.

При опровергающей
аргументации оратор разрушат реальные
или возможные контраргументы реального
или выдуманного оппонента. При этом
позитивные аргументы либо не приводятся
совсем, либо им уделяется крайне мало
внимания в процессе выступления. При
поддерживающей аргументации оратор
выдвигает только позитивные аргументы
либо не приводит совсем, либо им уделяется
крайне мало внимания процессе выступления.
При поддерживающей аргументации оратор
выдвигает только позитивные аргументы,
а контраргументы игнорируют.

Дедуктивная –
от вывода к аргументам и индуктивная –
от аргументов к выводу.

Аргументация от
вывода к аргументам – сначала приводит
тезис, а потом он поясняется аргументами.
Аргументация от аргументов к выводу –
сначала аргументы, а потом вывод.

Итоговое сочинение: 5 советов по структуре, построению тезиса, аргументации с примерами.

Вы на финишной прямой, одиннадцатиклассники. До итогового сочинения время тает, как горячие пирожки, и, если вы уверены в своих силах, это отлично. Если же что-то смутное томит вашу душу, советую ознакомиться с моими рекомендациями и прокачаться хотя бы немного за оставшиеся деньки.

Совет первый: помни о структуре.

Структура итогового сочинения.
Структура итогового сочинения.

Итоговое сочинение называется литературным недаром. Оно повторяет структуру стандартной творческой работы, но с обязательным условием: вы должны порассуждать на предложенную вам тему одного из пяти направлений, приведя 2 тезиса с аргументами и микровыводами. То есть оно обладает двухчастной композицией и является полемическим. Полемика – это спор с приведением аргументации. Так и вы, как бы споря с самим собой, должны постепенно раскручивать свою мысль с помощью тезисов и доказывать ее аргументами из литературы. Поэтому, если пойдете по упрощенной схеме и двумя произведениями будете доказывать только одну мысль (тезис), никакой полемики не получится.

Совет второй: уделяй больше внимания тезисам. Они опора рассуждения!

Многие считают, что главное в итоговом сочинении – это аргументы. Ведь они должны быть развернутыми, подробными, написанными с опорой на текст. Но, на самом деле, важнейшими элементами в любом сочинении, и итоговое не исключение, являются тезисы. Именно благодаря им, вы рассуждаете.

Тезис – это кратко сформулированная основная мысль, которая будет раскрываться и доказываться вами. И это не одно предложение. Хороший развернутый тезис обладает своей собственной структурой. Он состоит из трех блоков: утверждение, доказательство, вывод.

Универсальная схема построения любого тезиса.
Универсальная схема построения любого тезиса.

Пример:

Строим тезис по направлению «Забвению не подлежит» и теме: «Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?»

1. Утверждение: Каждый человек познает жизнь благодаря собственному опыту (для развития мысли задаем себе вопрос: «Почему?» и отвечаем на него в доказательстве).

2. Доказательство: Так происходит, потому что больше всего мы верим именно себе. Но нам все равно нужны примеры для подражания, на которые можно ориентироваться.

3. Вывод: Больше всего этих примеров в истории. Поэтому, не зная прошлого, человек обречен совершать те же ошибки, что и его предшественники.

И помните, для того чтобы написать качественный тезис, надо сначала проследить ход ваших размышлений. Они должны быть логичны и последовательны. И это подводит нас к 3 совету.

Совет третий: составляй тезисный план перед написанием сочинения.

Тезисный план необходим, потому что с помощью него вы можете проследить свою мысль от начала и до конца, структурировать ее и проверить себя на отсутствие композиционных и логических ошибок. Именно он позволяет не остановиться на середине сочинения с мыслью: «Я не знаю, что писать дальше… Помогите!» и существенно экономит ваше время на экзамене. Как только вы выберете тему, приступайте именно к нему, набрасывая свои мысли на черновике. Пусть вначале они будут совсем разрозненными, не волнуйтесь, главное – начать рассуждать. Поверьте, как только вы напишете хотя бы один тезис, даже первое его предложение (утверждение), вы поймете, куда можно двигаться дальше.

Если у вас в копилке ограниченное количество литературных произведений, то, конечно, надо ориентироваться на них. Это несколько затрудняет задачу, но зато, выстроив тезис «под произведение», вы точно будете уверены, что аргументация соответствует рассуждению.

Пример: выстраиваем тезисный план сочинения по направлению «Я и другие» и теме «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?». Условие: в нашей копилке только повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Вступление: Исследуем, что такое конфликт. Приходим к мысли, что он рано или поздно неизбежен в любом общении.

Тезисно-доказательная часть:

Тезис 1: Конфликты возникают из-за обмана. Особенно острыми они становятся, если замешаны чувства. Любовь к одной женщине способна превратить бывших товарищей во врагов и даже привести к дуэли.

Доказательство 1: Конфликт П. Гринева и А. Швабрина из-за Маши Мироновой. Швабрин оболгал бывшую возлюбленную, посмеялся над чувствами главного героя. Результат – дуэль.

Микровывод 1: Когда двое мужчин влюблены в одну девушку и один из них готов на все, чтобы ее заполучить, конфликт неизбежен.

Тезис 2: Если человек любит только себя и игнорирует законы социума, в котором находится, он будет противостоять окружающим. Неуважение к законам и моральным принципам – это важнейшая причина возникновения конфликта, который практически неразрешим.

Доказательство 2: Противостояние Ларры и членов племени, откуда родом была его мать. Презрение к людям и страшное преступление, совершенное им, приводит к изгнанию. Этот конфликт ведет к вечному страданию героя.

Микровывод 2: Человек должен быть терпим ко взглядам других. Гордыня и непомерные амбиции приводят к страданиям. Обе стороны оказываются в проигрыше.

Заключение: Для того чтобы избегать конфликтов, надо понимать, из-за чего они возникают. Следует побеждать в себе эгоизм, грубость, желание лгать в своих интересах.

Совет четвертый: на стадии написания тезисного плана выбирайте вид рассуждения.

Итоговое сочинение: 5 советов по структуре, построению тезиса, аргументации с примерами.

Расширение темы применяется, если вопрос сочинения слишком конкретен и вы не знаете, как на него ответить развернуто. Уже во вступлении нужно максимально расширить тему, чтобы было комфортно рассматривать ее с разных сторон.

Пример: направление «Забвению не подлежит». Тема «Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?». Используя схему, на черновике проанализируйте понятие «памятники культуры»: это книги, памятные места (Куликово поле, поле Бородинского сражения, Брестская крепость), картины, скульптуры. Все это можно обозначить во вступлении, а затем выбрать для формулирования тезисов те «памятники», о которых вам легче рассуждать.

Разбиение темы на части удобно применять, если вопрос поставлен широко и можно рассмотреть 2, 3, 4 его аспекта. Примером такого рассуждения будет план, рассмотренный в предыдущем совете «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?». Вариантов ответа здесь множество. Можно перечислить их на черновике, а затем выбирать 2 самых удобных, подходящих под аргументацию.

Последовательное развитие темы используется, если ответ на вопрос сочинения очевиден.

Пример: направление «Между прошлым и будущим». Тема «Нужно ли читать книги в 21 веке?». Логичнее всего ответить: «Да!». А значит, все ваше рассуждение будет представлять ответ на вопрос «Почему?». В тезисе 1 можно сказать, что актуальность некоторых книг никогда не исчезает, потому что это произведения о любви, дружбе, лучших качествах человека. Продолжая рассуждение, в тезисе 2 говорим о том опыте, который мы способны пережить, и тогда книги – это наши советчики. В них мы ищем ответы на мучающие нас вопросы. Если же описываемый опыт недоступен нам (война, другие миры, кругосветные путешествия), то мы можем испытать все это, применив воображение, вместе с героями книг.

Противопоставление хорошо подойдет тогда, когда на вопрос нет однозначного ответа и можно разобрать его, взглянув на проблему с диаметрально противоположных точек зрения. Главное в таком случае – не нарушайте логику рассуждения.

Пример: направление «Время перемен». Тема «Как современные технологии влияют на жизнь общества?». Здесь можно сказать, что однозначно ответить на вопрос нельзя, так как есть и положительные (тезис 1), и отрицательные (тезис 2) примеры.

Совет пятый: бери для аргументации любые произведения: как русские, так и зарубежные. Главное – хорошо их знать.

Итоговое сочинение: 5 советов по структуре, построению тезиса, аргументации с примерами.

Подробнее о 8 правилах идеального аргумента я рассказываю в этой публикации: https://zen.yandex.ru/media/literatura32/8-pravil-dlia-napisaniia-idealnogo-argumenta-v-itogovom-sochinenii-5fd684340b82510af53795e4

Удачных вам сочинений!

Как правильно приводить аргументы в сочинении?

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ГВЭ, итоговое сочинение — все эти экзамены объединяет одна жестокая необходимость: нужно написать сочинение, основываясь на аргументах. Так часто бывает, что мы вроде бы понимаем тему, готовы о ней рассуждать, но примеры подобрать не можем или же ошибаемся в выборе таковых. За это снимают баллы, а то и вовсе ставят «незачет». Порой именно от аргументации зависит оценка всей работы, и даже умные ребята становятся жертвами неумения обосновать свою позицию. Многомудрый Литрекон подскажет Вам, как правильно приводить аргументы в сочинении и написать на высший балл.

Содержание:

  • 1 Формулировка своей позиции
  • 2 Выбор материала для аргумента 
  • 3 Виды аргументов
  • 4 Структура идеального эссе
  • 5 Оформление аргумента и правильная подача
  • 6 Самые распространённые ошибки 

Формулировка своей позиции

Аргумент ─ это доказательство, приведённое в защиту или в опровержение того или иного мнения. В сочинении необходимо обозначить свою позицию по той или иной  теме, приняв или не приняв мнение автора. Как правило, необходимо привести два аргумента в ее защиту, используя примеры из жизни, литературы или кино. Значит, чтобы правильно подобрать примеры, нужно, в первую очередь, верно и точно сформулировать свое мнение. Соответствие тезису — самый важный критерий оценки аргумента.

Конечно, недостаточно просто озвучить своё мнение: согласны или не согласны Вы с тем или иным тезисом. Даже если Ваш взгляд на проблему совпадает со взглядом автора, он должен быть чётко сформулирован в отдельном развёрнутом ответе. Пока Вы сами не поймете, что Вы думаете об этом, Вы не сформулируете нормальный тезис. Поэтому начать подбор аргументов следует именно с формулировки тезиса — предложения, которое обозначает Вашу позицию и которому будут соответствовать примеры.

Например, автор показывает ужасы войны, то, как она не щадит ни своих, ни чужих. Вот наш тезис:

Я полностью солидарен с автором и считаю, что война антигуманна по своей сути, и в ней нет победителя, потому что обе стороны несут катастрофические потери. Если речь идет об ОГЭ или ЕГЭ, первым аргументом может быть пример из жизни, а вторым ─ из книг. 

Итак, что мы должны доказать? Этот вопрос нужно задать себе после формулировки тезиса. Вот с него мы и начнем следующий пункт.

Выбор материала для аргумента 

Мы должны доказать, что война одинаково разрушительна для обеих сторон конфликта, что она ужасна и опасна для всех нас. Теперь нам становится ясно, какие примеры могут подтвердить эту точку зрения — только те, где показаны без прикрас губительные последствия войны для всех участников. Очевидно, что нужно не воспевать подвиги предков и оценивать роль солдата на войне. Нам нужно осудить войну и показать ее истинную (неприглядную и отталкивающую) сущность. Итак, какие примеры подойдут?

  1. Первый аргумент из жизни: можно рассказать о своём прадедушке, который воевал и видел все ужасы боевых действий. Можно упомянуть о том, что ветеран не любил говорить об этом, старался забыть об увиденном, чтобы научиться жить мирной жизнью, чтобы вернуть душе гармонию. Можно описать кровопролитие и кошмар битвы, в которой ему довелось почувствовать. Можно рассказать о его ранениях и травмах. Словом, его опыт на войне должен быть негативным, а микровыводом в этом случае станет заключение: война бесчеловечна и жестока по отношению ко всем людям, в ней нет ничего героического и красивого.
  2. В качестве литературного аргумента можно привести судьбы девушек − зенитчиц из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Они пошли на фронт добровольцами, не задумываясь, отдали свои жизни за Родину, и, можно сказать, превзошли сами себя. Однако автор далек от идеализации войны. В его повести она разрушает самое дорогое, посягает на святыни: вырывает юных девушек, в большинстве своем еще не ставших матерями, из семей и уничтожает их без жалости и сочувствия. Война вынуждает мужчин убивать женщин, что противоестественно и аморально. Вот Вам и микровывод, который подтверждает разрушительный и антигуманный характер войны.

Аргумент может быть и не таким прямолинейным. Если Вы можете анализировать произведение глубже, видеть не очевидные параллели и выводы, то лучше взять мало известное произведение и выделиться нестандартным подходом, вот пример:

Еще один литературный пример можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни». Борьба изнуряет и духовно опускает личность, развращая ее попранием законов морали. Так, Андрей Гуськов устал от войны и просто ушел с передовой, бросив товарищей и подвергнув семью опасности. Почему? Он не был плохим изначально, он несколько лет упорно и честно сражался за Родину. Но война, в конце концов, сломала его характер. голод, холод, унижение, постоянные потери, снижение ценности жизни в глазах большинства — все эти факторы поспособствовали нравственному разложению героя. Он стал дезертиром и обрёк на гибель свою жену и ещё не родившегося ребёнка. Таковы разрушительные и фатальные последствия войны для отдельного человека. 

В данном случае наши примеры отвечают на поставленный вопрос: война ужасна и опасна для всех участников конфликта, потому что в ней гибнут случайные люди и в больших количествах, чего никак не оправдывает даже победный результат. На войне разрушаются привычные нормы морали и этики, поэтому человечество не должно повторять своих ошибок и вновь затевать вооруженные столкновения. Это и будет нашим выводом. Все логично, понятно и точно, как будто мы беседуем с друзьями и аргументируем свою позицию по интересующему нас вопросу.

Виды аргументов

Чтобы лучше подбирать примеры, обратимся к теории и выясним, какими они бывают?

Выделяют два вида аргументов: логические аргументы ─ доказательства, обращающиеся к человеческому разуму (научные постулаты, данные статистики,  литературные и жизненные примеры), а также психологические аргументы, вызывающие у читателя те или иные чувства и создающие эмоциональное восприятие человека, события, поступка, о которых идёт речь. В качестве психологического аргумента может быть использованы чувства и мысли самого абитуриента, обращение к общечеловеческим ценностям, религиозным догматам. 

Подбирая аргумент, важно знать критерии его оценивания, чтобы получить максимум. Например, выпускник должен знать, что одни аргументы оцениваются одним баллом, другие ─ двумя. Чтобы получить два балла, нужно привести ссылку на автора и произведение. Причём недостаточно просто назвать произведение и автора, необходимо указать конкретные события или героев.  Например, трагедию гражданской братоубийственной войны ярко показал Шолохов в своём романе «Тихий Дон» на примере того, как лучшие друзья, Григорий Мелехов и Михаил Кошевой, стали заклятыми врагами. В качестве аргумента, оцениваемого на два балла, можно также использовать, пословицы, поговорки, афоризмы. Но их употребление также нужно сопровождать своими рассуждениями. Например: «Не всё то золото, что блестит». Внешность человека, первое впечатление о нём могут быть обманчивыми. Также можно использовать цитаты известных людей. В случае использования публицистического источника не забудьте указать название материала, автора и в каком издании он вышел.

Аргументы, в которых экзаменуемый ссылается на свой жизненный опыт, либо на примеры из жизни своих родных или друзей, как правило, получают один балл. С такими аргументами нужно быть осторожнее: в этих примерах легко растечься мыслью по древу и уйти не туда. Чтобы такого не произошло, постоянно задавайте себе исходный вопрос и отвечайте только на него. Другие темы не затрагивайте и старайтесь точнее говорить о том, о чем уместно сказать. Но и в своей жизни, и в жизни своего окружения можно найти яркие примеры хороших или плохих поступков. Главное ─ грамотно о них рассказать.

Весомее выглядят наблюдения за жизнью страны, общества в целом. Но и здесь лучше опираться на социологические исследования, опросы, сообщения СМИ, а не только на свой субъективный взгляд. Например, можно сказать о том, что во время пандемии значительно расширилось волонтёрское движение, люди стали отзывчивее к чужой беде. Но нельзя, например, огульно обвинять всех, кто читает жёлтую прессу и смотрит сериалы, в узком кругозоре и недостатке образования. 

Структура идеального эссе

Чтобы Вам было легче сформулировать четкие и понятные аргументы, важно сохранить в сочинении логическую структуру. Лучше всего строить её следующим образом: 

  1. тезис (утверждение) который нужно подтвердить или опровергнуть;
  2. логический переход;
  3. аргумент и так называемый микровывод. 

Рассмотрим пример:

  • Тезис: высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и мысли, и душа, и чувства, и одежда». 
  • Логический переход: действительно, внешне красивый и приятный в общении человек не всегда также красив внутренне, духовно, и этот диссонанс всегда порождает разочарование. Люди не могут обойтись лишь красивой одеждой и миловидной внешностью, ведь от них всегда будут ожидать большего, и если этого не будет, то они лишь временно получат признание общества, и вскоре все от них отвернутся. 
  • Аргумент: вспоминаются русские пословицы «Не всё то золото, что блестит» и «По одёжке встречают, по уму провожают». В русском народе было принято акцентировать внимание на несоответствие внутреннего мира и внешнего облика. Этот диссонанс всегда порождал негативное впечатление, которое портило мнение о людях. Значит, для полного социального одобрения необходимо развиваться всесторонне.
  • Также можно вспомнить о героях романов Пушкина и Лермонтова, Онегине и Печорине. Они были привлекательными людьми,  умели расположить к себе собеседника, очаровывать женщин, но их мысли и души были полны неприязнью и презрением к окружающим, поэтому они приносили несчастья всем, с кем встречались на жизненном пути. Они так и не обрели счастья и признания в обществе, потому что лишь разочаровывали тех, кто в них верил. Микровывод: и народные мудрости, и литературные классики учат нас тому, что человек должен быть прекрасен во всех своих проявлениях, иначе одна его уязвимость сведет на нет все положительные стороны, и он не реализует свой потенциал в полной мере.

Оформление аргумента и правильная подача

Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:

  1. вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
  2. однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
  3. следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
  4. обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…(переход от одной мысли к другой);
  5. итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

Самые распространённые ошибки 

Чтобы оценить качество своих аргументов, проверьте, нет ли в сочинении этих ошибок:

  1. Использование аргументов не к месту: сочинение превращается в набор общих, не связанных между собой фраз. Например: я считаю, что вечная любовь возможна. Так, Желтков любил Веру, а она его — нет. Он писал ей несколько лет подряд, но она не отвечала ему, ведь была замужем. Георгий очень старался не отчаиваться в любви, ждал и надеялся, но все было тщетно, ведь Вера-то его не любила. В итоге Желтков покончил с собой, и только тогда Вера поняла свою ошибку.  В данном примере автор не доказывает свой тезис, а пересказывает содержание повести, расставляя не те смысловые акценты.
  2. Использование аргументов, противоречащих друг другу или собственной позиции абитуриента. Например: я считаю, что человек не должен прощать оскорбление, иначе его так и будут унижать. Например, Владимир Дубровский простил своего обидчика, и чего он добился? Того, что Троекуров так не осознал свою вину перед ним, так и не научился поступать по совести. Он выдал свою дочь против ее воли, даже не приняв во внимание милосердие Дубровского. В этом примере автор неправильно понял точку зрения автора и значение эпизода. Во-первых, Владимира никто не унижал снова в ответ на его прощение, а значит, этот аргумент тезис не подкрепляет и не докатывает. Во-вторых, поступок Владимира одобряется автором, потому что герой не мог поступить иначе: месть Троекурову ранила бы Марью, которая не была повинна в смерти отца главного героя.
  3. Подмена собственно аргументации рассуждениями о том, что хотел сказать автор. Например: я считаю, что Чехов имел в виду, что красота должна проявляться в каждом действии человека. Некрасивые поступки отталкивают людей и унижают того, кто их совершает. Тот, кто ведет себя плохо, не может прикрыться от осуждения внешней красотой. В данном примере человек вообще не приводит аргумент, а лишь абстрактно рассуждает о поставленной теме. Это никто не засчитает.
  4. Искажение цитат, добавление в них своих  фраз, вольное обращение с фактами, текстами произведений. Например: Наташа Ростова не любила Андрея Болконского, поэтому изменяла ему без тени раскаяния и хотела скрыть свой грех. В данном случае автор допустил несколько фактических ошибок: Наташа любила Андрея, но после увлечения Анатолем сама написала ему и разорвала помолвку. От горя и раскаяния она потом серьезно заболела.

Многомудрый Литрекон уверен, что теперь Вы знаете, как правильно подобрать аргумент для сочинения. Ни пуха, ни пера на экзамене!

Автор: Артем Аввакумов

Метки: аргумент и литературыаргумент из жизниГВЭЕГЭ по русскому языкуитоговое сочинениеОГЭ по русскому языку

Читайте также:

Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность – это…(или)
По моему мнению, человечность – это… (или)
Мне кажется, что человечность – это… (или)
Я думаю, что человечность – это… (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему…

В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)
В жизни мы часто наблюдаем… (или)
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или)
Таким образом, можно заключить, что… (или)
В заключение я хочу сказать, что…

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла». 

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с  детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Структура сочинения (задание 9.2)

  1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
  2. Первый пример и его роль в тексте
  3. Второй пример и его роль в тексте
  4. Вывод

Вступление

Действительно…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Добавить комментарий