Как найти варианты морфем в корнях

Русский язык

5 класс

Урок 61

Варианты морфем. Морфемный анализ слова

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.

2. Разбор слова по морфемам.

Тезаурус

Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.

Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

2) снег – снежок

3) грабли – грабить

4) сон – Соня

Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.

В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

3) спор – споры

4) слон – прислониться

Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.

Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.

В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменение ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

В этих парах слов есть беглые гласные.

Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.

Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.

Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.

Порядок морфемного анализа:

  • Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание.
  • Выделить основу.
  • Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
  • Выделить приставку,
  • Выделить суффикс.
  • Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).

Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.

В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть. Суффикс -оват-. Приставки нет.

Морфемный анализ слова перевозчик. Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка. Суффикс -чик-, приставка пере-.

Разбор тренировочных заданий

Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?

  • приставка
  • суффикс
  • корень
  • окончание

Правильный ответ: суффикс

Заполните таблицу.

Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.

Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.

Правильный ответ:

Слова с чередованием в суффиксе

Слова с чередованием в приставке

земляк

подозвать

оловянный

разделить

остряк

подлить

травяной

Сравните слова попарно по значению. Найдите варианты морфем в корнях.
упроситьупрашивать
ороситьорошение
поглотитьпоглощение
мухамушиный
крюккрючок
ременьремешок
деньдня
лоблба
Назовите в данных словах варианты морфем в приставках, суффиксах и окончаниях.
подлитьподозвать
разделитьрастереть
землякземлячка
травянойдеревянный
травойтравою

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §80. Варианты морфем. Упражнение №*

Решение

Прос − прощ, рос − рощ, глот − глощ, мух − муш, крюк − крюч, ремен − ремеш, ден − дн, лоб − лб.
Под − подо, раз − рас, ой − ою, як − ячк, ян − янн.

  • 13
    Ноя 19

466. Сравните слова попарно по значению. Найдите варианты морфем в корнях.

у/прос/ить — у/праш/ивать 

о/рос/ить — о/рош/ение

по/глот/ить — по/глощ/ение

мух/а — муш/иный

крюк/ — крюч/ок

ремень/ — ремеш/ок

день/ — дн/я

лоб/ — лб/а


Упросить — просьбами убедить, склонить к согласию на что-нибудь, побудить сделать что-нибудь.

Упрашивать — настойчивыми, усиленными просьбами убеждать, склонять к согласию на что-либо, побуждать сделать что-либо.

Оросить — полить, пропитать влагой.

Орошение — поливать, смачивая что-либо каплями или струями какой-либо жидкости.

Поглотить — принять, вобрать в себя.

Поглощение — потребление продукции.

Муха — двукрылое насекомое.

Мушиный — свойственный мухе, характерный для неё.

Крюк — крепёжная деталь в виде изогнутого гвоздя.

Крючок — небольшой крюк.

Ремень — длинная полоса кожи или другого материала, предназначенная для связывания, закрепления или соединения чего-либо.

Ремешок — небольшой или узкий ремень.

День — часть суток от утра до вечера.

Дня — форма родительного падежа существительного день.

Лоб — верхняя передняя часть черепа; верхняя надглазная часть лица.

Лба — форма родительного падежа существительного лоб.

Ответы по русскому языку. 5 классУчебник. Часть 2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 466, с. 28

2.1 (42.16%) от 37 голосующих

Страница 26 из 162

Страница 28. Ответы к §78. Варианты морфем

466. Сравните слова попарно по значению. Найдите варианты морфем в корнях.

упросить — упрашивать
оросить — орошение
поглотить — поглощение
муха — мушиный

крюк — крючок
ремень — ремешок
день — дня
лоб — лба

Ответ

упросить — упрашивать
оросить — орошение
поглотить — поглощение
муха — мушиный
крюк — крючок
ремень — ремешок
день — дня
лоб — лба

Прос − праш, рос − рощ, глот − глощ, мух − муш, крюк − крюч, ремен − ремеш, ден − дн, лоб − лб.

467. Обозначьте варианты морфем в данных словах.

подлить − подозвать
разделить − растереть
земляк − землячка
травяной − деревянный
травой − травою

подлить − подозвать
разделить − растереть
земляк − земляч ка
травяной − деревянный
трав[ой − трав[ою

Под − подо, раз − рас, ой − ою, як − ячк, ян − янн.

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

·                  
Что такое беглые гласные?

·                  
Что такое варианты морфем?

·                  
С какими вариантами морфем мы сталкиваемся?

А сейчас послушаем историю о нашем знакомом
Сене Тарелкине и пропавших гласных.

В этот день Сеня вбежал в класс с
очень испуганным видом.

– Караул! – закричал он. – Нас
ограбили!

Галина Ивановна озадачилась: «Разве из
класса что-то пропало?!»

– Да нет же, – ответил Сеня. – Исчезли
гласные!

Посмотрите на слова: день и лоб.
Выделим корень. Гласные в середине корня есть? Есть.

А теперь изменим слова: дня, лба.
Выделяем корень. Где гласные? Исчезли!

Наверняка они похищены каким-то
речевым вором, который крадёт гласные прямо из слов, а потом заточает их в
темницу!

– Подожди-подожди, – остановила Сеню
Галина Ивановна. – Не нужно так волноваться. В этой истории нет никакого вора.
Гласные сами сбежали из этих слов!

– То есть, как – сбежали сами?! –
поразился Сеня.  – Сделали подкоп, как из тюрьмы? Устроили побег?

– Почти, – кивнула учительница, –
только побег этот произошёл давным-давно…

Если мы обратимся к истории, то
увидим, что слова день-дня, лоб-лба писались с одинаковыми гласными в
корне.

– Почему они так странно выглядят? –
удивился Сеня, посмотрев на слова.

– Ничего не поделаешь, – отозвалась
учительница, – у них было такое написание. В древнерусском языке в корне
некоторых слов писались буквы ерь и ер.

– Да ведь это твёрдый знак и мягкий
знак, – заметил Сеня. – Они ведь не обозначают звуков!

– Это сейчас, – объяснила Галина
Ивановна. – Но раньше это были другие буквы.

Когда-то эти буквы обозначали
самостоятельные звуки.

Правда, никто не может сказать, какие
именно звуки, потому что из тех отдалённых времён до нас не дошло аудиозаписей.

Но в словах лъбъ
и дьнь произносились именно эти звуки.

Однако потом язык стал меняться.

Под ударением ер
превратился в о: лоб.

А ерь под
ударением превратился в е: день.

То есть, под ударением эти звуки стали
другими, так называемыми полногласными звуками.

Но ведь не во всех формах на эти звуки
падало ударение. А без ударения звуки сначала произносились слабо. А потом и
совсем перестали звучать.

Лъба. Дьня.

В конце концов и буквы ер и ерь перестали писать в
словах.

И теперь исчезающие из слов буквы мы
называем беглыми гласными.

Отец – отца.

Из корня исчезла буква е.

Платок – платком. Из корня исчезло о.

– Интересно, – проговорил Сеня. –
Похоже на чередование. Только гласные в корнях чередуются с… ничем?

– Почти правильно, – кивнула Галина
Ивановна. – Мы говорим, что гласные в таком случае чередуются с нулём звука.

Мы встречаемся с беглыми гласными в
формах слова.

Лёд – льда. Гласный ё чередуется 
с нулём звука.

Один – одна. Гласный и чередуется с нулём звука.

Банок – банка. Гласный о чередуется с нулём звука.

Заметьте, что мы говорим о беглых гласных
в корне.

Беглые гласные могут возникать и в
однокоренных словах.

Например. Очки – очочки.
Игла – игольный. Сто – сотый.

Эти слова – однокоренные. И в корнях
этих слов появляются беглые гласные.

Но беглые гласные могут нам
встречаться не только в корнях, но и в других морфемах. Речь, конечно, о
суффиксах и приставках.

Подобрать – подбор.

В приставке мы видим беглую о.

Перервать – прервать. А здесь – беглая е в приставке.

Сорванец – сорванцы. Здесь видна беглая е в суффиксе
слова.

Вообще-то, мы уже говорили о
чередованиях. В разных морфемах часто чередуются гласные и согласные звуки.

Например, ловить – ловлю.
Чередование согласных в корне.

Касаться – коснуться. Чередование гласных в корне.

Земляной – стеклянный. Чередование согласных в суффиксе.

Вобрать – вбирать. Беглые гласные в приставке.

При таких чередованиях возникают так
называемые варианты морфем.

Корни -лов- и
–ловл- – варианты одного корня. У них одинаковые
значения, но из-за чередования эти корни выглядят немного по-разному.

Корни- кас-
и -кос- – тоже варианты одного корня.

Суффиксы -ян-
и -янн-. Приставки во- и в-.
Это варианты морфем.

Варианты часто возникают в корнях
слов
. Именно на них приходится больше всего чередований.

В корне могут чередоваться согласные.

Медведь – медвежий, сказать – скажу,
плохо – оплошать.

Но в корне могут чередоваться и
гласные.

Гореть – пригарки.
Макать – мокнуть. Замирать – замереть.
Все эти корни – варианты.

Варианты образуются и при беглых
гласных в корне.

Например, угол – углы, ветер – ветра,
беру – брать
.

Но варианты могут возникать и в
суффиксах
.

Как и в корнях, в суффиксах слов
чередуются гласные или согласные.

Моряк – морячка. Чередование согласных звуков в
суффиксе.

Часто встречаются беглые гласные.
Например, книжка – книжек, старец – старца.

Приставки тоже образуют варианты. Варианты
обычно касаются согласных в приставках:

Изрисовать – исписать. Из-/ис- –
вариантные приставки.

Беззвучный – бесшумный. Снова вариантные приставки. С такими
приставками связаны особые правила орфографии, о которых мы поговорим на
следующих уроках.

В приставках могут попадаться и беглые
гласные. Например, отбирать – отобрать. Беглая гласная о.

Не очень часто мы встречаемся с
вариантами окончаний
. Но иногда все же это случается. Например, листвой
– листвою
. Второй вариант окончания мы можем
увидеть в поэтической речи.

Есть разные причины вариантов
окончаний. Так, в родительном падеже у слова квас может быть окончание
-а и окончание -у – смотря о чем мы говорим.

Варианты окончаний появляются не
только у существительных, но и у прилагательных и некоторых местоимений: красивой
– красивою
.

Итак, что же нам требуется запомнить?

Гласные могут чередоваться с нулём
звука. Такие гласные называются беглыми. Беглые гласные появляются в разных
морфемах.

При чередованиях образуются варианты
морфем. Существуют варианты корней, суффиксов, приставок, окончаний.

Добавить комментарий