Русский язык
5 класс
Урок 61
Варианты морфем. Морфемный анализ слова
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.
2. Разбор слова по морфемам.
Тезаурус
Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.
Список литературы
Основная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?
1) заберу – забирает
2) снег – снежок
3) грабли – грабить
4) сон – Соня
Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.
В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?
1) влезет – лазить
2) друг – подружка
3) спор – споры
4) слон – прислониться
Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.
Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.
В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:
1) изменение ударения
2) изменение значения
3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные
4) переход в другую часть речи
В этих парах слов есть беглые гласные.
Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.
Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.
Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.
Порядок морфемного анализа:
- Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание.
- Выделить основу.
- Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
- Выделить приставку,
- Выделить суффикс.
- Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).
Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.
В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть. Суффикс -оват-. Приставки нет.
Морфемный анализ слова перевозчик. Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка. Суффикс -чик-, приставка пере-.
Разбор тренировочных заданий
Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?
- приставка
- суффикс
- корень
- окончание
Правильный ответ: суффикс
Заполните таблицу.
Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.
Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.
Правильный ответ:
Слова с чередованием в суффиксе |
Слова с чередованием в приставке |
земляк |
подозвать |
оловянный |
разделить |
остряк |
подлить |
травяной |
Сравните слова попарно по значению. Найдите варианты морфем в корнях.
упросить — упрашивать
оросить — орошение
поглотить — поглощение
муха — мушиный
крюк — крючок
ремень — ремешок
день — дня
лоб — лба
Назовите в данных словах варианты морфем в приставках, суффиксах и окончаниях.
подлить − подозвать
разделить − растереть
земляк − землячка
травяной − деревянный
травой − травою
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §80. Варианты морфем. Упражнение №*
Решение
Прос − прощ, рос − рощ, глот − глощ, мух − муш, крюк − крюч, ремен − ремеш, ден − дн, лоб − лб.
Под − подо, раз − рас, ой − ою, як − ячк, ян − янн.
- 13
Ноя 19
466. Сравните слова попарно по значению. Найдите варианты морфем в корнях.
у/прос/ить — у/праш/ивать
о/рос/ить — о/рош/ение
по/глот/ить — по/глощ/ение
мух/а — муш/иный
крюк/ — крюч/ок
ремень/ — ремеш/ок
день/ — дн/я
лоб/ — лб/а
Упросить — просьбами убедить, склонить к согласию на что-нибудь, побудить сделать что-нибудь.
Упрашивать — настойчивыми, усиленными просьбами убеждать, склонять к согласию на что-либо, побуждать сделать что-либо.
Оросить — полить, пропитать влагой.
Орошение — поливать, смачивая что-либо каплями или струями какой-либо жидкости.
Поглотить — принять, вобрать в себя.
Поглощение — потребление продукции.
Муха — двукрылое насекомое.
Мушиный — свойственный мухе, характерный для неё.
Крюк — крепёжная деталь в виде изогнутого гвоздя.
Крючок — небольшой крюк.
Ремень — длинная полоса кожи или другого материала, предназначенная для связывания, закрепления или соединения чего-либо.
Ремешок — небольшой или узкий ремень.
День — часть суток от утра до вечера.
Дня — форма родительного падежа существительного день.
Лоб — верхняя передняя часть черепа; верхняя надглазная часть лица.
Лба — форма родительного падежа существительного лоб.
Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
Ответы по русскому языку. 5 класс
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 466, с. 28
2.1 (42.16%) от 37 голосующих
Страница 26 из 162
Страница 28. Ответы к §78. Варианты морфем
466. Сравните слова попарно по значению. Найдите варианты морфем в корнях.
упросить — упрашивать
оросить — орошение
поглотить — поглощение
муха — мушиный
крюк — крючок
ремень — ремешок
день — дня
лоб — лба
Ответ
упросить — упрашивать
оросить — орошение
поглотить — поглощение
муха — мушиный
крюк — крючок
ремень — ремешок
день — дня
лоб — лбаПрос − праш, рос − рощ, глот − глощ, мух − муш, крюк − крюч, ремен − ремеш, ден − дн, лоб − лб.
467. Обозначьте варианты морфем в данных словах.
подлить − подозвать
разделить − растереть
земляк − землячка
травяной − деревянный
травой − травою
подлить − подозвать
разделить − растереть
земляк − земляч ка
травяной − деревянный
трав[ой − трав[оюПод − подо, раз − рас, ой − ою, як − ячк, ян − янн.
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
·
Что такое беглые гласные?
·
Что такое варианты морфем?
·
С какими вариантами морфем мы сталкиваемся?
А сейчас послушаем историю о нашем знакомом
Сене Тарелкине и пропавших гласных.
В этот день Сеня вбежал в класс с
очень испуганным видом.
– Караул! – закричал он. – Нас
ограбили!
Галина Ивановна озадачилась: «Разве из
класса что-то пропало?!»
– Да нет же, – ответил Сеня. – Исчезли
гласные!
Посмотрите на слова: день и лоб.
Выделим корень. Гласные в середине корня есть? Есть.
А теперь изменим слова: дня, лба.
Выделяем корень. Где гласные? Исчезли!
Наверняка они похищены каким-то
речевым вором, который крадёт гласные прямо из слов, а потом заточает их в
темницу!
– Подожди-подожди, – остановила Сеню
Галина Ивановна. – Не нужно так волноваться. В этой истории нет никакого вора.
Гласные сами сбежали из этих слов!
– То есть, как – сбежали сами?! –
поразился Сеня. – Сделали подкоп, как из тюрьмы? Устроили побег?
– Почти, – кивнула учительница, –
только побег этот произошёл давным-давно…
Если мы обратимся к истории, то
увидим, что слова день-дня, лоб-лба писались с одинаковыми гласными в
корне.
– Почему они так странно выглядят? –
удивился Сеня, посмотрев на слова.
– Ничего не поделаешь, – отозвалась
учительница, – у них было такое написание. В древнерусском языке в корне
некоторых слов писались буквы ерь и ер.
– Да ведь это твёрдый знак и мягкий
знак, – заметил Сеня. – Они ведь не обозначают звуков!
– Это сейчас, – объяснила Галина
Ивановна. – Но раньше это были другие буквы.
Когда-то эти буквы обозначали
самостоятельные звуки.
Правда, никто не может сказать, какие
именно звуки, потому что из тех отдалённых времён до нас не дошло аудиозаписей.
Но в словах лъбъ
и дьнь произносились именно эти звуки.
Однако потом язык стал меняться.
Под ударением ер
превратился в о: лоб.
А ерь под
ударением превратился в е: день.
То есть, под ударением эти звуки стали
другими, так называемыми полногласными звуками.
Но ведь не во всех формах на эти звуки
падало ударение. А без ударения звуки сначала произносились слабо. А потом и
совсем перестали звучать.
Лъба. Дьня.
В конце концов и буквы ер и ерь перестали писать в
словах.
И теперь исчезающие из слов буквы мы
называем беглыми гласными.
Отец – отца.
Из корня исчезла буква е.
Платок – платком. Из корня исчезло о.
– Интересно, – проговорил Сеня. –
Похоже на чередование. Только гласные в корнях чередуются с… ничем?
– Почти правильно, – кивнула Галина
Ивановна. – Мы говорим, что гласные в таком случае чередуются с нулём звука.
Мы встречаемся с беглыми гласными в
формах слова.
Лёд – льда. Гласный ё чередуется
с нулём звука.
Один – одна. Гласный и чередуется с нулём звука.
Банок – банка. Гласный о чередуется с нулём звука.
Заметьте, что мы говорим о беглых гласных
в корне.
Беглые гласные могут возникать и в
однокоренных словах.
Например. Очки – очочки.
Игла – игольный. Сто – сотый.
Эти слова – однокоренные. И в корнях
этих слов появляются беглые гласные.
Но беглые гласные могут нам
встречаться не только в корнях, но и в других морфемах. Речь, конечно, о
суффиксах и приставках.
Подобрать – подбор.
В приставке мы видим беглую о.
Перервать – прервать. А здесь – беглая е в приставке.
Сорванец – сорванцы. Здесь видна беглая е в суффиксе
слова.
Вообще-то, мы уже говорили о
чередованиях. В разных морфемах часто чередуются гласные и согласные звуки.
Например, ловить – ловлю.
Чередование согласных в корне.
Касаться – коснуться. Чередование гласных в корне.
Земляной – стеклянный. Чередование согласных в суффиксе.
Вобрать – вбирать. Беглые гласные в приставке.
При таких чередованиях возникают так
называемые варианты морфем.
Корни -лов- и
–ловл- – варианты одного корня. У них одинаковые
значения, но из-за чередования эти корни выглядят немного по-разному.
Корни- кас-
и -кос- – тоже варианты одного корня.
Суффиксы -ян-
и -янн-. Приставки во- и в-.
Это варианты морфем.
Варианты часто возникают в корнях
слов. Именно на них приходится больше всего чередований.
В корне могут чередоваться согласные.
Медведь – медвежий, сказать – скажу,
плохо – оплошать.
Но в корне могут чередоваться и
гласные.
Гореть – пригарки.
Макать – мокнуть. Замирать – замереть. Все эти корни – варианты.
Варианты образуются и при беглых
гласных в корне.
Например, угол – углы, ветер – ветра,
беру – брать.
Но варианты могут возникать и в
суффиксах.
Как и в корнях, в суффиксах слов
чередуются гласные или согласные.
Моряк – морячка. Чередование согласных звуков в
суффиксе.
Часто встречаются беглые гласные.
Например, книжка – книжек, старец – старца.
Приставки тоже образуют варианты. Варианты
обычно касаются согласных в приставках:
Изрисовать – исписать. Из-/ис- –
вариантные приставки.
Беззвучный – бесшумный. Снова вариантные приставки. С такими
приставками связаны особые правила орфографии, о которых мы поговорим на
следующих уроках.
В приставках могут попадаться и беглые
гласные. Например, отбирать – отобрать. Беглая гласная о.
Не очень часто мы встречаемся с
вариантами окончаний. Но иногда все же это случается. Например, листвой
– листвою. Второй вариант окончания мы можем
увидеть в поэтической речи.
Есть разные причины вариантов
окончаний. Так, в родительном падеже у слова квас может быть окончание
-а и окончание -у – смотря о чем мы говорим.
Варианты окончаний появляются не
только у существительных, но и у прилагательных и некоторых местоимений: красивой
– красивою.
Итак, что же нам требуется запомнить?
Гласные могут чередоваться с нулём
звука. Такие гласные называются беглыми. Беглые гласные появляются в разных
морфемах.
При чередованиях образуются варианты
морфем. Существуют варианты корней, суффиксов, приставок, окончаний.