Функция спроса на данный товар имеет вид:
Функция предложения:
Предположим, что государство установило фиксированную цену на данный товар:
а) в 3 ден. ед. за единицу товара,
б) 1,5 ден. ед. за единицу товара.
Определить избыток спроса и избыток предложения, а также реальный объём продаж в состоянии равновесия и при фиксированных ценах. В каком из указанных случаев объём потребления будет наибольшим?
Решение:
При
следовательно, избыток предложения равен:
Реальный объём продаж при такой фиксированной цене будет равен:
.
При
следовательно, избыток спроса (дефицит) равен
При данной фиксированной цене реальный объём продаж будет равен:
.
А наибольшим объём продаж будет в состоянии равновесия:
Тема урока: Избыточный спрос и
избыточное предложение.
Тип урока: комбинированный, т.к.
включает в себя повторение ранее изученного и
усвоение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: усвоение новых
экономических категорий по теме «Рыночное
равновесие»: избыточный (неудовлетворенный)
спрос и избыточное предложение. - Развивающая: развитие навыков
математического анализа экономических явлений,
умение анализировать варианты отклонения от
равновесной цены. - Воспитательная: выработка адекватных
представлений о сути экономических явлений и
процессов.
Форма организации деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная.
Материалы к уроку: магнитные
карточки с обозначениями экономических
понятий (P, Q, s, D, Qd, Qs, Qe, Pe, E), график, отображающий
математическую модель рыночного равновесия,
карточки с упражнением «Анализируем ситуацию на
рынке помидоров».
Этапы урока:
- Сообщение темы и задач урока.
- Активизация знаний учащихся
- Воспроизведение знаний учащихся (задача)
- Постановка новых условий задачи для подведения
к пониманию новых экономических категорий
«Избыточное предложение» и «Избыточный спрос» - Первичное закрепление материала (упражнение на
анализ рынка) - Выводы по уроку
- Оценки, домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Проверка готовности к уроку
(карандаши, линейки, ручки, тетради, дневники)
Запись темы урока.
Знакомство с планом урока.
Учитель: «Сначала мы с вами вытащим из
тайников нашей памяти кое-что ценное и
восхитимся нашими глубокими знаниями. А для
этого повторим тему «Рыночное равновесие». Затем
ответим на вопрос (и это наша главная задача на
сегодня): «Какие ситуации могут сложиться на
рынке, если цена отклоняется от равновесной?».
Потренируем мозги, а для этого заглянем на рынок
помидоров. И, наконец, подведем итоги нашего
приятного и плодотворного общения».
2. Активизация знаний
На доске – графическая модель рыночного
равновесия, но на ней не все обозначения.
Рисунок 1.
Учитель показывает карточки, ученики
обозначают на графике и отвечают на вопросы:
- P, Q, S, D – обозначить на графике, сказать, что
такое спрос, что такое предложение - Qd = Qs – что означает равенство? Что такое
рыночное равновесие? - Е – что такое точка равновесия ?
- Pe – какая цена называется равновесной ценой?
- Qe – что такое равновесное количество?
– Как можно найти равновесное количество и
равновесную цену? (Аналитически – решая
уравнения и графически – построив графики
спроса и предложения.)
3. Задача
Спрос задан уравнением Q d = 7 – P,
предложение Qs = – 5 + 2P, найти равновесную
цену и равновесное количество.
1 способ: аналитический:
Qd = Qs
7 – P = – 5 + 2P
12 = 3P
Pe = 4 руб.
Qe = 7 – 4 = 3 ед.
Ответ: Pe = 4 руб; Qe = 3 ед.
2 способ: графический:
Qd = 7 – P
Qe = – 5 + 2P
Рисунок 2
Новые условия:
А если цена на рынке будет равна 5 рублям?
Р = 5 руб., т.е. Р > Ре
Спрос Qd = 7 – 5 = 2 – могут купить
Предложение Qs = – 5 + 25 = 5 – могут предложить
Сколько будет продано? Qпродаж = 2
Qs > Qd
Qsизб.= Qs – Qd = 5 – 2 = 3
Рассмотреть на графике.
Если Р > Ре, то Qs > Qd => избыточное
предложение
Если цена на товар установилась выше
равновесной, то величина предложения становится
больше величины спроса и это приводит к ситуации
избыточного предложения.
Новое условие:
Р = 3 руб., т.е. Р < Ре
Спрос Qd = 7 – 3 = 4 – могут купить
Предложение Qs = – 5 + 6 = 1 – могут предложить
Qпродаж = 1
Qd > Qs
Qdизб. = Qd – Qs = 4 – 1 = 3
Рассмотреть ситуацию на графике.
Если Р < Ре, то Qd > Qs
=>неудовлетворенный спрос(дефицит)
Рисунок 3
4. Первичное закрепление материала
Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке
помидоров».
Даны шкалы спроса и предложения на рынке
помидоров:
Цена за 1 кг (в руб.) |
Величина спроса Qd (млн.кг в год) |
Величина предложения Qs (млн.руб.) |
40 |
10 |
3 |
42 |
9 |
4 |
44 |
8 |
5 |
46 |
7 |
6 |
48 |
6 |
7 |
50 |
5 |
8 |
- Начертить кривые спроса и предложения и найти
равновесную цену и равновесное количество. - Какая ситуация сложится на рынке, если цена
будет равна 43 руб? - Какая ситуация сложится на рынке, если цена
будет равна 50 руб? - В каком направлении будут меняться цены в
условиях дефицита? В условиях затоваривания?
5. Подведение итогов
Какие ситуации могут складываться на рынке при
отклонении цены на товар от равновесной? Когда?
6. Оценки. Домашнее задание
1) На карточках: показать на графике, как
изменятся равновесная цена и равновесное
количество, если:
– Министерство здравоохранения России
предупредит, что от потребления помидоров
краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь?
– Правительство в порядке поддержки с/х-ва
введет субсидию на каждый кг выращенных
помидоров?
2) Рабочая тетрадь: стр. 117-118 № 1 и № 3.
Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
эффектом дохода;
эффектом замещения;
действием принципа убывающей предельной полезности.
Как рассчитать избыточный спрос и избыточное предложение?
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Как рассчитать избыточный спрос и избыточное предложение?. Вопрос
соответствует категории Экономика и уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Как рассчитать избыточный спрос
Автор:
Judy Howell
Дата создания:
4 Июль 2021
Дата обновления:
10 Май 2023
Содержание
- Прогнозирование избыточного спроса
- Расчет исторического избыточного спроса
- подсказки
Компании с фиксированными мощностями должны управлять избыточным спросом. Бизнес с фиксированной мощностью – это бизнес, который может продать только определенное количество единиц в конкретный день и не может произвести больше. Например, в отеле есть фиксированное количество кроватей, и он не может продать больше комнат, чем у них есть. Точно так же авиакомпания имеет ограниченное количество мест и не может разместить больше этого количества на данном рейсе. Эти отрасли используют тактику управления доходами для управления избыточным спросом, но сначала они должны рассчитать, каков этот спрос.
Прогнозирование избыточного спроса
Всего текущих бронирований. Предприятия с фиксированной мощностью обычно действуют, принимая резервирование, особенно когда они находятся в условиях избыточного спроса. Менеджеры прогнозируют избыточный спрос, чтобы определить, нужно ли им поднять цены на оставшиеся бронирования или управлять избыточным спросом каким-либо другим способом.
Просмотрите исторические данные, чтобы определить ожидаемые входящие бронирования. Компании с фиксированной мощностью, работающие в течение нескольких лет, хранят исторические данные, чтобы помочь им в прогнозировании. Просмотрите продажи, сделанные за последние пять лет на дату, на которую вы прогнозируете. Наблюдайте за любыми тенденциями и определите, сколько бронирований вы могли разумно ожидать с учетом исторических данных.
Изучите факторы окружающей среды, которые могут повлиять на предстоящие бронирования. Если, например, в этом году в городе впервые проводится крупная женская выставка, менеджер спа-салона может решить, что он может обоснованно ожидать большего количества заказов на спа-процедуры. Оцените, насколько эти факторы повлияют на ваши бронирования, и добавьте или вычтите оценку, которую вы сделали на шаге 2.
Общие текущие и ожидаемые резервирования и вычитаемые мощности. Например, если концертный зал продал 500 бронирований, имеет историю, согласно которой он будет продан еще 300 за неделю до концерта, и у них есть 700 мест, то избыточный спрос составит 100.
Разделите излишек на общую мощность, чтобы определить процент превышения спроса. В примере на шаге 4 процент избыточного спроса будет равен 100, разделенному на 700, или 14 процентов.
Расчет исторического избыточного спроса
Общее количество единиц, проданных за определенный период времени. Менеджеру может потребоваться рассчитать избыточный спрос на конкретную дату или на диапазон дат, например, неделю или месяц.
Изучите исторические записи, чтобы определить, скольким людям было отказано в приеме на работу. Отдел бронирования обычно записывает количество запросов на резервирование и количество запросов, которые пришлось отклонить, поскольку операция была загружена.
Разделите количество отвергнутых людей на количество проданных единиц, чтобы получить процент избыточного спроса.
подсказки
-
В экономике избыточный спрос определяется как цена, установленная ниже равновесной цены. Это означает, что потребителей, желающих приобрести товар, больше, чем товаров, доступных по текущей цене. Повышение цены снизит спрос.
Большинство предприятий фиксированной мощности, которые постоянно испытывают избыточный спрос, в долгосрочной перспективе попытаются увеличить доступное предложение.