Как найти величину по ее доле

Урок математики для 4 класса (УМК
«Перспективная начальная школа»).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема:
« Нахождение
доли от величины и величины по ее доле
».

Цель: 1) Ввести новое понятие «доля величины», учить определять
долю от величины и

               величину
по её доле. 

            2)
Развивать математическую речь, вычислительные навыки,
внимание,   

               наблюдательность,
память, мышление.

            3) Воспитывать аккуратность,
уважение к другим людям, прививать соблюдение 

               гигиенических
норм.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных
результатов обучения:

– принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов обучения:

– овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

– готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения:

– формирование умения выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать
текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять,
анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный
материал .

Прогнозируемые результаты.

Предметные. В конце урока ученики:

  1. Каким действием находить долю от величины
  2. Как это сделать? (Нужно разделить данную
    величину на соответствующее число.)
  3. Каким действием находить величину по его
    доле.
  4. Как это сделать? (Нужно долю умножить на
    соответствующее число.)

Метапредметные. В конце урока ученики:

1.Умеют ставить
учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать
собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные. В конце урока ученики:

1.Умеют сотрудничать с учителем и
сверстниками

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.   /2 мин/

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности на
личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность.

Прозвенел звонок – начинается
урок.                                      

Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра…
улыбнитесь.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.           

– Много лет тому назад один античный
мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся».

– В чём же заключалась его мудрость?

– А для чего вы учитесь?

– Для чего вы учите математику?

– Очень ли важен урок математики?

– Тогда я желаю вам удачи! Будем
двигаться дальше за новыми знаниями

Девиз нашего урока:

« С малой удачи начинается большой успех».

– Как вы понимаете данное высказывание?

– Вы с ним согласны?

Не будем терять времени.

Стоят в круге.

Включаются в учебную деятельность. Поддерживают
диалог.

Хором дополняют реплику учителя.

Диалог в круге.

– Положительные эмоции, внимание других, доброе
отношение окружающих, хорошие знания и т.д.

Объясняют смысл высказывания.

Садятся за парты.

2.

Актуализация знаний.

/5 мин/

Цель:

готовность мышления и осознания потребности к изучению
нового материала.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные
операции, внимание, память)

– Посмотрите  у вас на столе лежит целый мандарин.

– Для чего я вам дала его? Что можно сделать с ним?

Разделите его!

А теперь мы посмотрим мультфильм, чтобы узнать тему
нашего урока.

(Просмотр мультфильма)

– Что пришлось сделать героям мультфильма?

Почему?

Участвуют в диалоге.

– Можно  посчитать у него дольки.

– Можно разделить его с соседом по парте.

Просмотр мультфильма.

Апельсин только один, а их много

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной
ситуации.

/5 мин/

Цель:

выявление места и причины затруднения, постановка
цели урока.

1. Ведёт побуждающий диалог.

– Как в песенке называлась каждая часть апельсина?

Побуждает к осознанию темы и цели урока.

Теперь
вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня.

– Какова тема нашего урока? (Слайд 1)

– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое доли,
научимся находить доли от величины и величины по его доле.

Участвуют в диалоге.

Долька

Формулируют тему  урока.

«Нахождение доли от величины и величины
по ее доле».

Дети предпочитают «открывать» новое знание сами.

4

 « Открытие» детьми нового знания.

/9 мин/

Цель:

построение детьми нового способа действий и
формирование способности к его выполнению.

1. Организует деятельность.

– Приглашаю вас на чай.

(Слайд 2.)

А у нас будет необычное математическое чаепитие. К
чаю принято подавать угощения.

Ой, к нам пришли гости. У нас есть шоколадка.
Давайте их угостим шоколадкой. Нам её нужно разделить на равные части. В
математике равные части называются долями.

– На сколько частей нужно разделить шоколадку?

– Какую долю получит каждый гость?

– А вот ещё гости, давайте и их теперь угостим
шоколадкой.

– На сколько частей надо её разделить?

– Какую долю получит каждый гость?

(Слайд 3)

– А теперь посмотрите, как разрезали торт.

– Сколько частей получилось?

– А если мы возьмем одну часть, какая это будет
доля?

(Здесь в вопросе ловушка, т.к. доля – это равная
часть, а торт разрезан на неравные части)

(Слайд 4)

– К нам пришли в гости мыши. Они не едят торт. Они
любят сыр.

– Сколько мышей?

(Слайд 5)

– Если разделить сыр, какую долю получит каждая
мышь?

– К ним пришли подружки, какую долю получит каждая
мышь?

– Ой, на запах сыра прибежали ещё мыши, придётся для
них ещё головку сыра достать.

(Слайд 6)

– На сколько частей надо поделить сыр?

– Какую часть получит каждая мышь?

–  А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам
ещё одна головка сыра. Её нужно разделить на 8 частей, сделав  только 3
разреза.

Попробуйте решить её в парах. Подготовтесь
для объяснения.

(Слайд 7, 8)

Физминутка

Выдвигают гипотезы:

На три части, т.к. трое гостей

третью

6 гостей, значит на 6 частей

шестую

три

затруднение в ответе

торт разрезан на неравные части, а доля – это равная
часть.

Две мышки

Вторую

Четвёртую

На 8

Восьмую

Дети формулируют тему и учебную задачу урока: «Нахождение доли от величины и
величины по ее доле
».

– Мы должны научиться находить

долю от величины

– величину от доли.

5.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.

/5 мин/

Цель:

зафиксировать способ нахождения доли от величины.

1.Организует работу по
закреплению нового знания.

Фронтальная работа с
проговариванием вслух.

а) Нахождение доли от величины

1) ( Учебник стр. 28 № 88)

У вас на столе лежат полоски.

– Скажите, какую долю составляет
закрашенная часть полоски от всей полоски?

Сделайте это для каждой из трёх
полосок.

Используя следующие названия:
половина, треть, четверть.

На какое число нужно разделить
величину, чтобы найти её половину? Треть? Четверть?

2) № 89

– Начертите квадрат с длиной
стороны 4 см. Вычислите 
S этого квадрата.

Разделите квадрат на 4 равные
части. Вычислите
S четверти, или одной четвертой части,
этого квадрата.

Разделите квадрат на 8 равных
частей. Вычислите площадь восьмой доли, или одной восьмой части этого
квадрата.

(Обратите внимание на 1/8 часть
квадрата. Какая фигура ? Как ещё можно найти площадь?)

3) Работа в тетради на печатной
основе № 38 (1) Работа в парах.

(Слайд 9)

Вывод: – Каким действием
находим долю от величины?

– Как это сделать?

б)Нахождение величины по её
доле

1) № 91

– Во сколько раз нужно увеличить
треть данной величины, чтобы получить всю величину?

Вычисли длину отрезка, если треть этого
отрезка имеет длину 5 см.

2) № 92

– Торт разрезали на 8 равных частей. Одна такая
часть имеет массу 125 г. Какую массу имеет весь торт.

– Сколько стоит батон колбасы, если его пятая часть
стоит 32 руб.

Вывод : Каким действием находим величину по его
доле?

Как это сделать?

Ученики работают по учебнику и с наглядным
материалом.

Отрезают  закрашенную часть

На 2

На 3, на 4

Работа в тетрадях и около доски.

Вспомнить формулу нахождения S
квадрата.
S = а*а

S = 4 *4 = 16 кв.см

16 : 4 = 4 кв.см

16 : 8 = 2 кв.см

Прямоугольный
треугольник

S = 1 * 4 : 2 = 2 кв.см

Взаимопроверка по
готовым ответам с доски.

Ответы детей.  (Мой
прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. Мой прогноз не
совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку).

Делением.

Нужно разделить
данную величину на соответствующее число.

5 * 3 = 15 см

125 * 8 = 1000 (г)
или 1 кг

32 * 5 = 160 (
руб.)

Умножением.

Нужно долю умножить
на соответствующее число.

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин/

Цель:

тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

7.

Физминутка.   

/1 мин/

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.   

/7 мин/

Цель:

– закрепление
умения решать текстовые задачи;

– применение
нового способа действия;

– создание
ситуации успеха.

1. Организует  индивидуальную работу с последующей
проверкой в группе и самопроверкой по эталону.
                             

Осталось 3 задания.

– Выберите себе то, которое для вас  более интересно
и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

/ Учитель проходит по классу, наблюдает, какой
уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет
фишки – уровень сложности выбранного задания)/

– Ребята, попрошу вас собраться в группы в
соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением
товарищей.

– Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на
экран и сверьте свою работу с образцом.

(Слайд 10)

Выбирают и выполняют задание.

Собираются в группы по цвету фишек с целью
взаимопроверки
.

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию
задачи.

1 ученик  записывает решение задачи на доске.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин/

Цель:

– оценивание результатов собственной деятельности;

– осознание метода построения границ применения
нового знания.

Благодарит ребят за работу.

– Вспомните девиз нашего урока.

– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла
нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого
из вас к успеху.

– Какая тема нашего урока?

– Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

– Чему новому научились? Над чем ещё надо
поработать?

– Достигли мы успеха?

В память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли –
домашнее задание. 

Проводит инструктаж домашнего задания.

С. 29- 30 № 90  – обязательно для всех,

№ 94 – предлагаю тем, кто не боится трудностей.

Оценивание работы учащихся.

Карточки оценки работы.

– Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Всем спасибо за урок.

Проговаривают девиз урока.

« С малой удачи начинается большой успех».

«Нахождение доли от величины и величины по её доле».

Находить доли от величины

Находить величину по её доле

-Достигли.

Записывают задание в дневники.

Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою
работу на уроке.

Высказывают своё мнение.

Математика, 3 класс

Урок №34. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

– как решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доли?

– какие наиболее эффективные способы используются для нахождения доли величины и величины по ее доле?

– каким образом сравнивать разные доли одной и той же величины?

Глоссарий по теме:

Задача – это текст, содержащий численные компоненты

Доля – это каждая из равных частей единицы.

Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.

Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 97.

2. Волкова С. И. Проверочные работы 3 класс. Издательство «Просвещение» 2017, с. 38-39.

3. Волкова С. И. Тесты 3 класс. Издательство «Просвещение»2017, с. 20-27.

4.Рудницкая В. Н. Тесты по математике 3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2016 с. 44-47.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Появление долей связывается с практическими потребностями: задачи, где нужно производить деление на части, были очень распространены. Кроме того, в жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел. При этом случалось, что единица измерения не укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением: в длине укладывалось десять шагов, и оставался остаток меньше одного шага.

Таким образом, во всех цивилизациях понятие доли возникло из процесса дробления целого на равные части. Русский термин «дробь», как и его аналоги в других языках, происходит от лат. fractura, который, в свою очередь, является переводом арабского термина с тем же значением: ломать, раздроблять.

Доля это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части название доли «половина», на три — «треть», на четыре — «четверть».

Использование знаний о долях применяется для решения задач.

Рассмотрим рисунок.

12 см

1) Полоску длиной 12 см разделили на 2 части. Одна часть, или ее называют одна вторая, составляет 6 см. Составим выражение:

12 : 2 = 6 см

2) Полоску этой же длины разделим на 3 части. Одна третья составляет 4 см.

12 см

12 : 3 = 4 см

3) Найдем одну шестую полоски. Одна шестая составляет 2 см.

12 см

12 : 6 = 2 см

Вывод: чтобы найти долю от числа, надо число разделить на количество частей (долей).

Рассмотрим рисунок.

1) Длина второй части отрезка составляет 8 см. Чему равна длина всего отрезка?

? см

8 ∙ 2 = 16 см

По 8 см возьмем 2 раза получим 16 см.

2) Длина четвертой части отрезка составляет 4 см. Найдем длину всего отрезка.

? см

4 ∙ 4 = 16 см

4 умножим на 4, получим 16 см.

3) Найдем длину отрезка, если восьмая часть составляет 2 см.

? см

2 ∙ 8 = 16 см

Вывод: чтобы найти число по его доле, надо долю этого числа умножить на число долей.

Решим задачу.

6 листов составляют половину тетради. Сколько всего листов в тетради? Половин в тетради может быть только две. Если в каждой по 6 листов, то вся тетрадь содержит: 6 ∙ 2 = 12 (листов).

Вывод: чтобы найти число по его доле, надо долю этого числа умножить на число долей.

Решим задачу.

Чему равна треть суток?

В сутках 24 часа. Чтобы найти треть суток, нужно 24:4=8 (часов).

Вывод: чтобы найти долю от числа, надо число разделить на количество частей (долей)

Задания тренировочного модуля:

1. Выберите верный ответ.

В мотке 24 м кружев. Отрезали восьмую часть мотка. Сколько кружев отрезали?

16 м

32 м

3 м

Правильный ответ:

2. Соотнесите ответы.

Длина коридора 12 м. Мальчик прошел по коридору 4 м. Какую часть коридора он прошёл?

Правильный ответ:

«Нахождение доли от величины и величины по её доле».

Создать условия для формирования умений  находить долю от величины и величину по её доле.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, учебник 4 кл., 2 часть, стр. 28-29, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин.

Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.

Здравствуйте, меня зовут Ирина Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок математики. Садитесь.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный.

2 мин.

Сядьте ровно,спинки прямые,ноги стоят правильно,тетрадь положили в наклон. Кто готов работать руку на локоток.

Откройте тетради, запишите число. Сегодня 29 января.

Записывают в тетрадь число.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

3. Актуализация знаний.

Словесный — ответы на вопросы;

наглядный — рассматривание иллюстрации;

практический.

Устный счет.

5 мин.

Сейчас проведем с вами математический диктант. Каждый будет выходить и решать по одному примеру. Каждый пример обозначает букву,полученные ответы вы должны будете расположить в порядке возрастания. Расположив их вы получите пословицу,которая будет нашим девизом урока.

Д  520+270=790                           Е 14*20=280

И  268+458=726                          Л  90*5=450

В  440+180=620                          О  94*5=470

Н  867-150=717                           П  63*9=567

О  380+620=1000                        О  309/3=103

В  643-531=112                           Е  72+42=114

Н  1400/700=2                             И  250/5=50

                                                     Н  19*7=133

Молодцы,получилась пословица «Один в поле не воин». Как вы понимаете её смысл и почему именно эту пословицу я взяла для нашего урока математики? (Ответы детей)

Взяла эту пословицу,потому что вы ребята,должны помогать друг другу и если дана работа в паре или в команде обязательно должны помогать своим товарищам.

Математический диктант.

 Каждый по очереди выходит и решает по одному примеру.                                        

Располагают ответы в порядке возрастания и подписывают подходящие буквы в таблицу на доске.

Происходит проверка. Проверяют ответы, исправляют ошибки.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

– развивать логическое  мышление;

– развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.

Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

4. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический,

вопросы первичного восприятия;

словесный – объяснение.

10 мин.

Вот у меня мандарин. Вы скажете: «Причем тут мандарин,когда у нас урок математики?». А теперь послушайте,когда я очистила мандарин,я его собираюсь съесть,но перед этим,я делю его на что? (На доли) Правильно,ведь мандарин состоит из долек.

Кто понял и может мне сказать,что такое доля?(Доля-это равная часть от целого). Хорошо,молодцы!

Посмотрите у вас на партах лежат по 3 полоски у каждого. Ваша задача записать какую долю составляет закрашенная часть  от всей полоски. Сделать это нужно для каждой из 3 полосок. Используя следующие названия назвать ответы: половина,треть,четверть.

Половина-это сколько? Треть? Четверть?

Кто готов руку на локоток. Молодцы,проверяем.

Первая полоска- какой ответ? (Треть) А для у 2 полоски закрашена? (Половина) У 3 полоски? (Четверть)

Ребята,на какое число нужно разделить величину, чтобы найти её половину? (на 2) А для того, чтобы найти её треть? (на 3) Её четверть? (на 4) Её десятую долю? (на 10) Её сотую долю? (на 100) 

-Что нам было известно в этом задании? (Величина,целая часть)

-Что нам нужно было найти? (Доли от величины)

Как вы думаете,какая тема нашего сегодняшнего урока?

Верно,нахождение доли от величины и величины по её доле.

Какие мы поставим задачи на нашем уроке?

1)Узнать как находить долю от величины;

2)Узнать как находить величину по её доле.

Сейчас вы будете работать в паре. Пара,которая быстрее всех выполнила задание поднимают вместе руки и выходят к доске. Один будет чертить,второй запишет решение,а остальные пары проверят.

(Задание на слайде) Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Вычислите площадь этого квадрата.

Как мы найдём площадь квадрата? (Мы длину умножим на ширину) Площадь в чем у нас будет измеряться? (В см²)

Решение:

1)4*4=16(см²)-S квадрата                  

Разделите квадрат на четыре части. Вычислите площадь четверти, или одной четверной части этого квадрата.

2)16:4=4(см²)-S четверти квадрата

 Разделите квадрат на восемь равных частей. Вычислите площадь восьмой доли, или одной восьмой этого квадрата. Как лучше квадрат разделить на 8 равных частей? (Провести диагонали)

3)16:8=2(см²)-S восьмой доли квадрата или

4:2=2(см²)-S восьмой доли квадрата.

Кто-нибудь знаете еще решение для 3 действия?

Молодцы,запишите ответ. (16см²,4см²,2см²)

А теперь давайте с вами сформулируем правило

Чтобы найти долю от величины….(нужно величину разделить на её часть)

Слушают,отвечают вопросы,анализируют  прослушанный материал.

Выполняют задания по карточкам, самостоятельно.

Высказывают свое мнение, определяют тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в паре,слушают, проверяют,отвечают на вопросы.

Формулируют правило урока.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Личностные:

-смыслообразование.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

5. Физ. минутка.

3 мин.

 Ребята,встаем на физкульт-минутку.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Хорошо,садитесь.

Повторяют движения.

6. Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы;

Письменные упражнения.

15 мин.

Продолжаем работу. Откройте учебник на с.28,задача 90.

Кто прочитает задачу? Выходи к доске.

Задача 90.

Туристам нужно преодолеть расстояние 75 км. В первый день они преодолели треть намеченного пути. Какое расстояние туристы преодолели за первый день? 

О чем задача? ( Задача о туристах)

Что известно в задаче? (Нам известно,что туристам необходимо преодолеть расстояние 75 км)

Как мы покажем расстояние на рисунке? (Начертим отрезок)

(Еще известно,что в 1 день они преодолели треть намеченного пути) Как мы покажем на рисунке? Треть это сколько? (одна третья от 75) Что означает 3 в знаменателе? (3 означает весь путь)

Что нам необходимо узнать? ( Нам необходимо узнать какое расстояние преодолели туристы в первый день)

Если нам известно сколько всего км они должны пройти и часть,которую они прошли в первый день,что мы можем найти? (Расстояние преодолели туристы в первый день)

Каким действием узнаем? (Делением)

Записывай решение.

75:3=25(км)-преодолели туристы в первый день

      Ответ:25 км.

Задача 92.

Праздничный торт разделили на 8 равных частей. Одна такая часть имеет массу 125 гр. Какую массу имеет весь торт?

Что нам известно в задаче? (Известно,что торт разделили на 8 равных частей,одна такая часть имеет массу 125 гр.)

Что нам необходимо найти? (Массу всего торта)

Каким действием найдем? (Умножением)

Записывай решение.

Решение.

125*8=1000(гр.)-масса всего торта.

         Ответ: 1000гр.

Посмотрите на первое правило и скажите,что мы находили в этой задаче? (Величину по её доле)

Кто уже запомнил и может всем рассказать без подсказки первое правило?(Чтобы найти долю от величины нужно величину разделить на её часть)

Таким образом,какое второе правило мы сформулируем?

(Чтобы найти величину по её доле,нужно долю умножить на количество долей в величине)

А теперь вместе хором!

Работают с

учебником, отвечают на вопросы, выполняют задание по образцу, анализируют.

Проверяют ответы в парах.

Устно выполняют трудное задание, отвечают на вопросы.

Решают задачи в рабочей тетради.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

7. Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

5 мин.

Посмотрите на листочки,которые вам раздали. (Листочки с задачами раздать каждому)

Эти 2 задачи вы должны решить,ответ с решением записать на листочке.

Проверочный тест

а)Сколько стоит батон колбасы,если его пятая часть стоит 32 рубля?

б)Сколько стоит четверть колбасы,если целый батон колбасы стоит 200 рублей?

Откройте дневники запишите домашнее задание: Р.Т.с.19,№36,№37.

Все записали? Откройте рабочие тетради,…прочитай задание № 36.

а)Вычисли четвёртую долю от:

16 кг

84 м

12 кв.м 24 кв.м 32кв.см

Кто понял,как нужно выполнить 36 задание?

Нужно найти долю,значит какой правило вы используете при вычислении? (Чтобы найти долю от величины,нужно величину разделить на её часть)

Посмотрите 3 пример, в какие единицы измерения мы переведем? (В кв.см)

В чем будем писать ответ? (в кг,м,кв.м,кв.дм,кв.см)

Посмотрите 2 часть задания,какое правило будем использовать?(Тоже самое)

в)Вычисли 12 долю от:

Кто знает как найти 12 долю от 24 т? От 1 м 44 см? Что нужно сделать,чтобы легче было вычислить? (Перевести в см) От 3 суток? Что мы здесь сделаем,чтобы легче вычислить?(Переведем в часы) Сколько часов в сутках? (24,а в 3-72 часа)

В 36 задании все понятно?

Хорошо,посмотрите задание 37:

1)Вычисли длину всего отрезка,если его пятая часть составляет 112 см 2  мм.

Как найти величину всего отрезка? Какое правило вы используете при решение этого задания? (Чтобы найти величину по её доле,нужно долю умножить на количество долей в величине)

2)Вычисли массу всего груза,если его восьмая часть составляет 450 г.

Как здесь будем решать?(Точно также,как и в предыдущей)

Вот и подошёл наш урок к концу,что нового вы сегодня узнали?

Хорошо,а теперь встаньте,те кто сегодня хорошо работал,выполнял все задания,понял и хорошо усвоил тему урока. Хорошо,садитесь.

Встаньте те кто все понял,но мало работал на уроке. Хорошо,молодцы.

Ну и встаньте те,кто вообще не работал и ничего не понял?

Поднимите желтые полосочки у кого отличное настроение,зеленое если хорошее настроение и поднимите красную полосочку если плохое настроение.

Молодцы,всем спасибо! Урок закончен!

Выполняют на карточках контрольный тест.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают пройденный за весь урок материал. Оценивают свою работу.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

… февраля
Классная работа

… февраля
Классная работа

  • Учебник часть 2 с. 28-29,
  • рабочая тетрадь
  • Тетрадь для самостоятельных работ с. 19-20
  • Линейка, простой карандаш

60 мин : 2 =
60 мин : 3 =
60 мин : 4 =

60 мин : 2 = 30 мин
60 мин : 3 = 20 мин
60 мин : 4 = 15 мин

60 мин : 2 = 30 мин –полчаса (половина)
60 мин : 3 = 20 мин-треть часа
60 мин : 4 = 15 мин- четверть часа
Нахождение доли от величины и величины по её доле

  • Что такое доля?
  • 2. Как найти долю от величины?
    3. Как найти величину по её доле?

№ 88
1) треть
2) половина
3) четверть
№ 88
1) треть ( : 3)
2) половина ( : 2)
3) четверть ( : 4)
№ 89
4 см
α- 4 см
S – ? кв. см

№ 89
Решение:
α- 4 см
S = α ● α = 4 ● 4 = 16 (кв. см)

№ 89
4 см
α- 4 см
S – 16 кв. см

№ 89
Решение:
α- 4 см
S = α ● α = 4 ● 4 = 16 (кв. см)
S четверти квадрата = 16 кв. см : 4 = 4 кв. см

№ 89
4 см
α- 4 см
S – 16 кв. см

№ 89
Решение:
α- 4 см
S = α ● α = 4 ● 4 = 16 (кв. см)
S четверти квадрата = 16 кв. см : 4 = 4 кв. см
S одной восьмой квадрата = 16 кв. см : 8 = 2 кв. см

Задача № 90
? км 75 км
75 км ? км
Задача № 90
75 км
? км
Решение:
Задача № 90
75 км
? км
Решение:

7

5

3

-6

25

(км)

1

5

-1

5

0

Задача № 91
? см
5 см
Решение:

№ 91
? см
5 см
5 см ● 3 = 15 см
Задача № 92
Решение:

125 г

Задача № 92
Решение:

125 г

1

2

5

×

8

1

0

0

0

(Г или 1 кг)

Закрепление (резерв)
1 вариант: № 93 и № 94 (на выбор) можно решать в паре (малой группе – две соседние парты) – самооценка предшествует оценке учителя, учитывается уровень активности и правильности решения.
2 вариант: № 95 – самостоятельное решение– взаимопроверка по эталону.
3 вариант: № 96 работа в паре – каждый решает 1 часть задания и сравниваются полученные результаты. Взаимопроверка и взаимооценка предшествуют оценке учителя.
Задача № 95
Решение:
Ответ: 160 рублей стоит батон колбасы.

3

2

×

5

1

6

0

(руб.)

Задача № 96 (1 вопрос)
Решение:

  • 60: 3 = 20 (минут) – треть часа
  • 60: 4 = 15 (минут) – четверть часа
  • 20 – 15 = 5 (минут)
  • Ответ: на 5 минут больше треть часа, чем четверть часа.

Задача № 96 (2 вопрос)
Решение:

  • 60 : 2 = 30 (мин.) – половина часа
  • 60 : 4 = 15 (мин.) – треть часа
  • 30 – 15 = 15 (минут)
  • Ответ: на 15 минут больше половина часа, чем четверть часа.

Задача № 93
Решение:

  • 300 ● 4 = 1200 (т) – всего собрали картофеля
  • 1200 : 3 = 400 (т)
  • Ответ: 400 тонн картофеля привезли во второе хранилище.

Задача № 94
Вся дорога – ? кв. м
1-ый день – 200 кв. м
2-ой день – ? кв. м, одну пятую часть от всей дороги
Осталось – ? кв.м
Задача № 94
Решение:

  • 200 ● 5 = 1000 (кв.м) – всего объёма работы
  • – во 2-ой день
    3) 1000 – ( 200+ 250) = 550 (кв.м)
    Ответ: 550 кв. м дороги осталось отремонтировать.

Нахождение доли от величины и величины по её доле.

  • Что такое доля?
  • Как найти долю от величины?
  • 3. Как найти величину по её доле?
    Цель урока: научиться решать задачи на нахождение доли от величины и величины по её доле.

(часть целого)

(выполнить ДЕЛЕНИЕ)

Продолжите предложения:

Я научился (научилась)…

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

(выполнить УМНОЖЕНИЕ)

Домашнее задание:
Тетрадь для самостоятельных работ (Т2 )

на выбор:

  • с. 19 № 36, 37
  • или

  • с. 20 № 38 (решить одну задачу по выбору)

Что такое доля в математике. Как найти число по доле и долю по числу? Правило.



Ученик

(139),
закрыт



13 лет назад

Ирина Рудерфер

Высший разум

(120406)


13 лет назад

Доля – каждая из равных частей числа.
Например 2 – это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)
Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)
Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.

Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.
Например, найти 1/5 от 25
25*1/5 = 5

Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.
Например:
Известно, что 5 – это 1/10 от числа
Тогда число равно 5*10/1 = 50

ольга

Ученик

(188)


6 лет назад

подскажите пожалуйста покупаем квартиру 42.1 кв. м. у трех собственников 1/3 доли хотят, что бы было на каждого свой договор (каждый продает свою долю 1/3 отдельно ) как правильно распределить доли нас тоже трое опека и в этой квартире наши доли должны быть 2/8,3/8 и 3/8, спасибо заранее за ответ

Никита Ткачук

Знаток

(264)


6 лет назад

Доля – каждая из равных частей числа.
Например 2 – это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)
Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)
Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.

Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.
Например, найти 1/5 от 25
25*1/5 = 5

Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.
Например:
Известно, что 5 – это 1/10 от числа
Тогда число равно 5*10/1 = 50

серега гура

Ученик

(107)


5 лет назад

Доля – каждая из равных частей числа.
Например 2 – это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)
Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)
Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.

Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.
Например, найти 1/5 от 25
25*1/5 = 5

Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.
Например:
Известно, что 5 – это 1/10 от числа
Тогда число равно 5*10/1 = 50

Кирилл Рыжов

Профи

(801)


5 лет назад

Доля – каждая из равных частей числа.
Например 2 – это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)
Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)
Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.

Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.
Например, найти 1/5 от 25
25*1/5 = 5

Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.
Например:
Известно, что 5 – это 1/10 от числа
Тогда число равно 5*10/1 = 50

Tisleh_TV rx

Ученик

(115)


1 месяц назад

Тип задания
Цель задания Формулировка задания Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)
Предполагаемые ответы детей
Узнавание Актуализация имеющихся знаний по теме «Доли». Найди НЕ верное утверждение.
А) Одна пятая доля от числа 45 – 9
Б) Одна шестая доля от числа 36 – 6
В) Одна третья доля от числа 27 – 6
Посмотри на рисунки и выдели букву на котором изображена 1-3 доли. Критерии оценивания:
Учащийся выбирает верный ответ – 1 балл;

Выбрал(а) не правильный ответ – 0 баллов;
Ответ: В
Воспроизведение Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях Какая часть фигуры закрашена?

-Исправьте ошибку в предложение. Половина яблока это одна 6 доля яблока Критерии оценивания:
Учащийся верно записывает все доли – 2 балла;
Учащийся совершает 1-2 ошибки в записи долей – 1 балл;
Учащийся не верно записывает все доли – 0 баллов; Ответ:
1. 1/6
2. 2/8
3. 9/24
4. 4/4
5. 5/10
6. 3/5

Это одна вторая доля
Понимание Осмысленное восприятие нового материала Рассмотри рисунок и скажи, что больше: одна вторая доля яблока или одна четвертая доля этого яблока. Объясни свой ответ
Критерии оценивания:
Учащийся дал верный ответ и объяснил свой выбор – 2 балла;
Учащийся дал верный ответ, но не объяснил свой выбор – 1 балл;
Учащийся дал не верный ответ – 0 баллов; Одна вторая доля яблока больше. Так как одна вторая – это половинка яблока, а одна четвертая это яблоко, разделенное на 4 части.
Применение в знакомых условиях Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях Прочитай задачу и реши её.
В поход отправились 150 человек. Из них мальчиков – 90 человек, девочек – третья часть от всех мальчиков. Остальные-взрослые. Сколько взрослых отправилось в поход?

Составьте алгоритм для своего одноклассника по теме, как посчитать закрашенную долю фигуру, так что бы он состоял из 4 пунктов. Критерии оценивания:
Учащийся написал условие к задаче верно решил её– 2 балла;
Учащийся написал только решение задачи – 1 балл;
Учащийся не верно решил задачу – 0 баллов; М – 90чел.
Д – ?, 3 часть
Взрослые – ?
Всего – 150 чел.
1) 90:3=30(д)-девочек
2) 90+30= 120(д) – мальчиков и девочек
3) 150-120=30(чел) – взрослые
1. Посмотреть внимательно на фигуру
2. посчитать кол-во частей фигуры.
3.Посчитать закрашенные части фигуры.
4. Запиши первым числом кол-во закрашенных частей, запиши черту, напиши общие кол-во частей в этой фигуре.
Применение в незнакомых условиях Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях Придумай сказку про «Доли» (4-5 предложений) и прочитай её свои одноклассникам. Задание творческого характера и не имеет определенного шаблона выполнения.
Критерии оценивания:
Составил (а) сказку и прочитал (а) одноклассникам – 2 балла;
Составил (а) сказку и показал (а) учителю – 1 балл;
Не составил (а) рассказ – 0 баллов Учащийся придумывает сказку о долях

Добавить комментарий