О ком речь? Выдающиеся педагоги навсегда оставили свой след в истории образования. На них равняются современные учителя, их труды стали классикой мировой педагогики, а их новаторские подходы буквально перевернули представление о воспитании и обучении детей.
Кто они? Разумеется, талантливые учителя трудились и в нашей стране, и за рубежом. В первые дни октября их чествуют в нашей стране, а 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. Мы решили вспомнить самых выдающихся.
Из этого материала вы узнаете:
Оглавление:
- 7 самых выдающихся зарубежных педагогов в истории человечества
- 8 выдающихся российских педагогов
- Каких педагогов современности можно назвать выдающимися
7 самых выдающихся зарубежных педагогов в истории человечества
Фамилии выдающихся педагогов разных времен можно перечислять долго. Каждый из них внёс свой вклад и сделал этот мир немножечко лучше. Так и должно быть, никак иначе. Самая лучшая плата за работу учителя – это искренняя признательность учеников. В череде праздников есть один, являющийся важным для всех, это День Учителя. Его отмечают 5 ноября.
Аристотель (382 до Р. Х — 322 до Р. Х)
Первым человеком, сформировавшим методику обучения детей, был Аристотель. Следует заметить, что он внёс немалый вклад в развитие педагогической науки. Согласно его методике, дитя необходимо воспитывать с самого детства как разностороннюю личность.
Это объяснялось тем, что в детском возрасте разум чист и ясен, а значит, способен получить большой объём знаний из различных областей. Именно благодаря Аристотелю в школах, наряду с точными и гуманитарными науками, стали преподавать музыку, изобразительное искусство и физкультуру.
Повсеместно Аристотеля считают прародителем системы государственного образования. Философ считал, что дети, не достигшие семилетнего возраста, должны воспитываться исключительно родителями, а когда подрастут, будут учиться в классе, посещая школу ежедневно. Частных педагогов Аристотель абсолютно не жаловал.
Конфуций (551 до Р.Х — 479 до Р.Х)
Желание преподавать возникло у Конфуция в детстве. На тот момент он являлся одним из лучших учеников в своей школе, всегда отличался примерным поведением, поэтому довольно быстро смог стать помощником учителя.
Следует заметить, что древнекитайский философ активно занимался частным обучением: делился опытом и мудростью с подрастающим поколением, а также с людьми, жаждущими новых знаний. Он не брал денег за уроки, но принимал плату некоторыми продуктами питания. Конфуций является основателем первой в мире частной школы.
Древнекитайскому философу удалось обучить более 300 000 воспитанников. Основными предметами в частной школе были этика, нравственность, политика и музыка. Конфуций никогда не разделял своих подопечных на сословия, поэтому все проходили обучение на одинаковых условиях.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)
Иоганн Генрих Песталоцци – это швейцарский гуманист. Он описал стремление детей к развитию следующей фразой: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, а рука – хватать». Наверное, более точного и ёмкого описания не придумаешь. Песталоцци также говорил о том, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения».
Иоганн Генрих Песталоцци на протяжении жизни занимался обучением крестьянских детей, умело сочетая как трудовое воспитание, так и познание грамоты. Выдающийся педагог и учитель заметил плоды своих трудов, когда крестьяне начали разумно вести хозяйство, а также правильно воспитывать подрастающее поколение.
Через некоторое время после буржуазной революции Иоганн Генрих Песталоцци создал учреждение для обучения беспризорных детей. Он старался быть для них примером, всегда вёл беседы о доброте, храбрости и самоотверженности.
За всю жизнь Песталоцци написал очень много книг, а на доход, который они приносили, строил новые здания для приютов. В старости, кроме мировой славы, у педагога ничего не было, об этом гласит и надпись на его надгробии: «Всё для других, ничего для себя».
Герберт Спенсер (1820–1903)
Герберт Спенсер – это известный британский философ и социолог. В детстве он обучался дома, так как много болел. Учёба достаточно сильно угнетала ребёнка, он стал упрямым, рассеянным и невнимательным. Несмотря на это, отец не терял надежды научить сына не бояться перемен, экспериментировать, мыслить неординарно.
Совсем неудивительно, что, когда Герберт Спенсер вырос, то единственным желанием его было сломать устоявшуюся систему образования. Он всячески критиковал её, начиная от методов зазубривания и заканчивая теоретическим обучением в целом. По мнению философа, только практика может принести истинные знания. К тому же, он утверждал, что некоторые предметы, преподаваемые в школе, вовсе не обязательны.
Джон Дьюи (1859–1952)
Джон Дьюи входит в число выдающихся зарубежных педагогов. На протяжении всей жизни он занимался развитием средних школ в Соединённых Штатах Америки, так как был не согласен системой обучения. Джон Дьюи всегда говорил о том, что дети не смогут применять знания, полученные в процессе обучения, в реальной жизни.
В связи с этим, он выдвигал предложение о создании импровизированной модели демократического общества на базе школ. По его мнению, только так ребята будут не готовиться к жизни, а жить.
Самое главное достижение Джона Дьюи – это основание трудовой школы, целью которой являлось получение детьми практических навыков (например, шитья). Идеи педагога в то время заинтересовали Владимира Ленина, он даже начал думать о том, чтобы создавать школы, подобные американским. Однако с приходом к власти Иосифа Сталина в системе образования были исключены какие-либо эксперименты.
Мария Монтессори (1870–1952)
Выдающимся специалистом в области раннего развития ребёнка являлась врач и педагог из Италии Мария Монтессори. Долгое время она тщательно изучала детей, отстающих в развитии. Мария Монтессори даже разработала методику, согласно которой каждый ребёнок с рождения способен на самообучение и самовоспитание.
В связи с этим, от взрослых требуется создать необходимые условия, ни в коем случае не мешать, не лезть с советами, не помогать, а только наблюдать за всем происходящим.
Как показывает практика, система, созданная этим педагогом, действительно помогает многим современным деткам успешно усвоить речь, чтение, счёт и предметный мир. На сегодняшний день советами Марии Монтессори пользуются родители и воспитатели буквально по всему миру.
Януш Корчак (1878-1942)
Прославленный педагог из Польши Януш Корчак посвятил всю свою жизнь детям. Он был не только прекрасным литератором, но и врачом. Основная заслуга педагога – это основание «Дома сирот», в котором проживали обездоленные девчонки и мальчишки.
Следует сказать о том, что Януш Корчак с большим уважением относился к трудам, написанным Антоном Макаренко. Следуя его примеру, он сам написал несколько книг и сказок. Например, «Как любить ребёнка», «Король Матиуш Первый».
Мысль, которую он пронёс через всю жизнь, звучит так: «Детей нет – есть люди». Януш Корчак считал, если педагог хочет чему-то научить детей, помочь им, то сначала ему необходимо познать себя.
8 выдающихся российских педагогов
Давайте вспомним и российских педагогов, которые внесли огромный вклад в разивтие образования.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Константин Ушинский – это один из выдающихся русских педагогов. В процессе образования детей он уделял первостепенное внимание воспитанию и нравственному просвещению. Его основной идеей было привитие будущему поколению стремления к сохранению национальной культуры, а также самобытности.
В 19 веке в свете и в семьях говорили в основном на французском языке, на нём же и обучали. Образцом педагогического воззвания по сей день считается статья «О необходимости сделать русские школы русскими», написанная педагогом-публицистом Константином Ушинским в то время. В ней были затронуты вопросы воспитания ребёнка, его образования, а также излагались мысли о любви к детям, ко всему русскому народу.
Работа Константина Дмитриевича поспособствовала тому, что в России возродился былой интерес к педагогике.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Дети в школе, изучая на уроках русскую литературу, всегда знакомятся с творчеством Льва Николаевича Толстого. Сначала это короткие произведения, а потом более длинные, которые стали классикой русской литературы.
Лев Николаевич Толстой являлся мастером художественного слова. К вопросам воспитания относился с необычайным интересом. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к основанию школы для обучения крестьянских детей. Она получила название «Яснополянская школа».
Любовь к детям и внимание буквально творили чудеса: изо дня в день ранним утром ребята прибегали в школу, чтобы узнать много нового, весь день были послушными, вели себя примерно, а когда приходило время расходиться по домам, то они с печальным видом покидали стены учебного заведения. Примечательно, что под влиянием Льва Толстого многие подростки приступали к сочинению повестей, изумлявших литературных критиков того времени.
Петр Федорович Каптерев (1849-1922)
Петр Федорович Каптерев – это выдающийся педагог и психолог 19 века, который рассматривал образование как общественно-государственное дело. Он выдвигал гипотезу о том, что образовательные курсы должны быть выстроены таким образом, «чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития».
Также Пётр Каптерев хотел донести до общества, что, когда дети учатся в школе, то наиболее важным аспектом является не только их демократическое самоуправление, но и непосредственное участие родителей в делах образовательного учреждения.
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)
Одним из выдающихся советских педагогов был Антон Семёнович Макаренко, который определил дальнейшее движение педагогической мысли 20 века, но, увы, его методика так и не получила признание современников. Нужно сказать, что это вовсе не расстраивало педагога. Он много времени уделял свои подопечным. Это принесло заслуживающие уважения результаты: подростки из колонии менялись в лучшую сторону, перестали быть неуправляемыми.
Антон Макаренко считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития личности. Помимо этого, немаловажным условием является физический труд.
Важно, чтобы подростки сами смогли заработать на свои нужды. На сегодняшний день многие примут это за атавизм, но чувство ответственности, чувство товарищества, любовь к труду всегда будут актуальными, сколько бы времени ни прошло.
Этого выдающегося педагога СССР часто критиковали за его методику, но он был ей верен, никогда не отступал от своих принципов, а только публиковал вновь написанные книги. Например, в «Педагогической поэме» рассказаны истории о судьбах несовершеннолетних правонарушителей, сделаны определённые выводы, которые применимы в различных образовательных ситуациях и в нынешнее время.
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
В список выдающихся педагогов входит и Лев Семёнович Выготский, сумевший связать воедино сразу две отрасли науки, соответственно, педагогику и психологию. Его имя знают специалисты разных областей: культурологи, лингвисты, психологи, педагоги и другие.
В процессе многочисленных исследований Льва Выготского возникли абсолютно новые направления, именуемые в дальнейшем как педология и коррекционная педагогика.
Лев Семёнович Выготский был уверен в том, что учителя в образовательных учреждения должны обучать детей, опираясь не только на научные достижения предков, но и на психологию.
Выводы педагога о воспитании стали знаковыми, так как основная мысль заключалась в том, что воспитание не является приспособлением ребёнка к среде, это сложный процесс формирования личности, который выходит за её границы. Навязанная деятельность никогда не станет для детей основой воспитания.
Нужно заметить, что сам ученый не является автором ни одной методики воспитания. Его труды – это книги по культурно-исторической теории, которые впоследствии стали основой некоторых дошкольных практик.
Леонид Владимирович Занков (1901-1977)
В конце 50-х гг. 20 века научный коллектив во главе с Леонидом Владимировичем Занковым начал масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, а также по соотношению обучения и общего психического развития учеников школ. Леонид Занков продолжил развивать направление, над которым когда-то работал Лев Выготский.
Помимо этого, он основал экспериментальную школу, в которой проходили исследования высших психических функций детей: мышления, памяти и речи.
Монография «Обучение и развитие», автором которой был Леонид Владимирович Занков, стала прорывом в методологии исследования проблемы обучения детей, их развития, так как были предложены оптимальные способы взаимодействия слова с наглядностью.
К задачам обучения он отнёс представление педагогами ученикам школы целостной картины мира посредством литературы, искусства, науки и познания. В процессе дети должны овладеть не только нормами знаний, мышления, но и поведения.
Также Леонид Занков писал о том, что педагог обязан обладать знаниями по дидактике, для того чтобы знать не только прямые пути воздействия на обучающихся, но и косвенные.
Система, созданная педагогом, считается очень гуманной, ведь подготавливая детей к жизни, она создаёт отличные условия как для психического, физического развития, так и для счастливого детства в период обучения в школе.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)
Выдающимся педагогом, занимающимся вопросами воспитания и обучения детей, был Василий Александрович Сухомлинский. Он стал создателем уникальной педагогической системы, в которой дети были, есть и будут оставаться наивысшей ценностью в мире.
Педагог высказывал мысль о том, что личность отдельного ребёнка должна быть ориентиром, на который будут направлены все процессы воспитания и образования.
Помимо этого, сам процесс обучения он называл «радостным трудом», делая небольшой акцент на речи преподавателей, а также на художественном стиле изложения. Идея сочинения сказок вместе с детьми также принадлежит Василию Сухомлинскому.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996)
Главной идеей, а впоследствии и названием книги стала фраза «Педагогика для всех». Она принадлежит выдающемуся журналисту, педагогу и публицисту России 20 века Симону Львовичу Соловейчику. Он считал, что педагогикой является совсем не то, что происходит в школе, что к ней причастны не только одни преподаватели. Педагогика, по его словам, нечто большее, что выходит за пределы кабинета школы, за пределы семьи.
Скорее всего, вам в жизни приходилось слышать фразу «педагоги-новаторы». Под этим лозунгом формировалось общество современных учителей, которые стали создателями «Манифеста новой демократической школы». Его суть заключалась в сотрудничестве между учителями и учениками школы.
Симон Львович Соловейчик всегда говорил о том, что воспитание, как и образование, является двусторонним, поэтому дети могут научить нас многим вещам. Популярным стал его афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми надо дружить».
Каких педагогов современности можно назвать выдающимися
Выше уже упоминалось о сообществе «педагогов-новаторов». Давайте разберёмся, что это за движение.
Известно, что движение «педагоги-новаторы» появилось в начале 80-х гг. 20 века, как раз на стыке движений коммунаров, вальдорфцев и школы Марии Монтессори. Оно представляет собой некую тренинговую групповую культуру, в составе которой не только авторские педагогические разработки, но и инициативы отечественных учителей.
Мастер-классы, семинары, учебные лагеря – всё это основные трансляторы движения «педагогов-новаторов». Именно так они демонстрируют самостоятельно созданные педагогические программы.
Причиной возникновения подобного движения стал кризис в системе образования, что повлекло за собой потребность в пересмотре целей и задач всего образования.
Бондаревская Евгения Васильевна
Бондаревская Евгения Васильевна – выдающийся педагог-новатор. Она сформулировала и выдвинула своё видение основной цели образования, которая заключается в создании целенаправленного воспитания ребёнка, как возрождения нравственного и культуры.
Основные составляющие концепции Евгении Бондаревской:
- усвоение главных ценностей человека, сохранение и укрепление культурного наследия, а также духовного опыта, накопленного предками;
- воспитание уважительного отношения к различным национальностям, культурам и жизни человека;
- овладение навыками, которые могут потребоваться для успешной и продуктивной жизнедеятельности в современном мире;
- формирование у обучающихся детей стремления к укреплению своего здоровья, охране окружающей среды, сохранению культурного наследия, а также уважительному отношению к взрослым;
- освоение духовных и материальных ценностей национальной и общечеловеческой культур;
- формирование патриотизма, гражданской и жизненной позиции;
- овладение навыками, необходимыми для действий в различных жизненных ситуациях.
По мнению Е.В. Бондаревской, процесс обучения и воспитания детей должен опираться на принципы гуманизации, а также гуманитаризации образования. В связи с этим, педагог предлагал следующие направления, которые способны изменить систему образования:
- направленность воспитательно-образовательных процессов на ценности людей (с опорой на педагогическую культуру);
- усвоение базовых знаний, умений, навыков и основ общечеловеческой культуры;
- в воспитании и образовании опора на человеческие, практические, духовные, личностные ценности.
Лысенкова Софья Николаевна
Лысенкова Софья Николаевна является автором методик, которые направлены на преодоление трудностей, с которыми регулярно сталкиваются учителя начальной школы. В процессе их создания Софья Николаевна опиралась на труды Льва Выготского и других выдающихся отечественных педагогов.
Созданная организационно-методическая система обучения, прежде всего, направлена на конкретизацию и уточнение теории управления психическим развитием детей младшего школьного возраста. В соответствии с ней, основной задачей педагогов является организация эффективного взаимодействия с учениками начальных классов, в результате которого будет осуществлен их плавный переход на уровень самоконтроля.
Также нововведением в методике С.Н. Лысенковой является осуществление преподавателем прогрессивной подготовки к освоению учебного материала. Такая подготовка наиболее актуальна в ситуации, когда новая тема урока, с которой предстоит познакомиться детям, сложна для усвоения. Ее смысл состоит в том, что в процессе обучения учитель заблаговременно знакомит ребят с отдельными фактами, понятиями по этой теме.
Таким образом, к моменту прохождения на уроке сложного учебного материала класс уже владеет некоторыми знаниями о нём на нужном уровне. В связи с этим, знакомство с новой темой протекает легко и непринужденно, а также отмечается высокий уровень усвоения полученных знаний.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что главный принцип организационно-методической системы Лысенковой Софьи Николаевны – это перспективное опережение изучения сложных программных тем, а также некоторых вопросов. Педагог, использующий в своей работе данную систему, должен понимать, что возникает острая необходимость руководствоваться не только логикой всей учебной программы, но и логикой развития учащихся начальной школы.
Организационно-методическая система этого выдающегося педагога сопровождается большим количеством методических пособий, помогающих учителю в работе с детьми. Все разработки представлены:
- опорными схемами;
- таблицами;
- карточками и т.д.
Они созданы не только для облегчения труда преподавателей, но и для лучшего усвоения школьной программы, организации учебной трудовой деятельности.
Шаталов Виктор Федорович
Шаталов Виктор Фёдорович – это выдающийся педагог, который создал методическую систему таким образом, чтобы она смогла решить одну из самых сложных педагогических задач – приобщение детей к каждодневному умственному труду.
Разработанная методическая система направлена на формирование у обучающихся навыков не только самоорганизации, но и самовоспитания, самообучения. Эти навыки рассматриваются в качестве основных факторов развития личности.
Задача учителей в этом случае – дать понять каждому ребёнку, что он уникальная личность, что у него есть свои достоинства. Это поможет детям поверить в себя, свои силы и способности.
Предложенный Виктором Шаталовым метод уникален, и его целесообразно применять в рамках всех предметов общеобразовательной школы. Новаторство данного метода заключается в следующем:
- разработка специальных схем;
- применение схем, включающих в себя вспомогательные сигналы по изучаемому материалу учебника.
По мнению педагога, абсолютно все дети способны на то, чтобы успешно освоить школьную программу, для этого достаточно грамотно подойти к организации уроков, преподнесению учебного материала, практическим занятиям.
В этом случае работа над учебным материалом должна идти следующим образом:
- развёрнутая подача, использование наглядных материалов;
- сжатый пересказ материала с применением сигнальной схемы (например, плаката, таблицы и т.д.);
- изучение всех опорных сигналов учащимися;
- самостоятельная работа с учебным пособием, опорной схемой;
- самостоятельная работа над письменным воспроизведением опорной схемы;
- устные, также письменные ответы с применением опорных схем;
- регулярное повторение пройденного материала, его углубление и расширение.
Преподаватели, педагоги, учителя, наставники… Сколько же ещё синонимов можно подобрать в этот ряд, чтобы рассказать о людях, так много сделавших для детей, для общеобразовательных школ, для начальной и средней ступеней образования? Все вышеперечисленные педагоги признаны выдающимися педагогами мира.
Их теории, методики и разработки в области воспитательно-образовательного процесса по сей день остаются в числе самых востребованных.
Великие Учителя
На пути самосовершенствования всегда есть те, на кого хочется равняться. Духовные Учителя, философы, гениальные учёные, великие психологи, Мастера, легендарные личности из мира Самопознания собраны в этом разделе. Те, кто стоял у истоков направлений и те, кто внёс весомый вклад в их развитие. Вы узнаете об их жизненном пути, преградах и открытиях. От Фрейда до Будды, от Павлова до Рериха — Мастера и Гуру самопознания представлены здесь…
Список тренеров отсортирован по рейтингу, который отражает популярность специалиста (по версии портала “Самопознание.ру”). Рейтинг строится на основе посещаемости страницы тренера, его статей, страниц его мероприятий и количества заявок за последние 3 месяца, а также отзывов посетителей и оценок мероприятий, проводимых тренером.
Вернуться к списку тренеров
Родился в 1954 г. Психолог (выпускник Московского государственного университета им. Ломоносова). Один из ведущих телесно-ориентированных психотерапевтов России. Автор системы и метода танатотерапии (авт. св. 5467 РАО от 20 марта 2002 г.). Координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания)… Читать дальше
Танатотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Тайцзицюань. Психология |
“Никто не может поведать Вам реальность, Вы должны пережить её сами”, — Пайлот Баба Джи. Биография Пайлота Баба Джи Индия — земля сокровенных духовных знаний. Она подарила человечеству многих мистиков, святых и мудрецов. Некоторые из них избрали путь недеяния, но они меняют мир волнами своих мыслей… Читать дальше
Йога. Просветление. Медитация. Самопознание |
“Всё, что существует, — это один и тот же дух, наблюдающий себя глазами различных наблюдателей”. “От чистого сердца можно достичь чего угодно. Когда вы просите, Вселенная слышит каждое ваше желание”. Дипак Чопра. Имя Дипака Чопры известно многим миллионам людей во всём мире. Упоминание его имени у многих… Читать дальше
Аюрведа. Секрет притяжения. Энергетические практики. Ведическая психология |
Будучи подлинной “живой легендой” нашей эпохи , Ирвин Ялом в настоящее время является одним из самых примечательных представителей третьей волны психотерапии. Известно, что будущий экзистенциальный психолог родился и вырос в семье русских эмигрантов — так что в некотором смысле его можно считать и нашим… Читать дальше
Экзистенциальная психотерапия. Психология. Психология отношений. Клиент-центрированная психотерапия. Поиск своего призвания. Психоанализ З.Фрейда. Психотерапия. Самопознание |
“Мы здесь друг для друга”, — Нил Дональд Уолш. “Ты — ангел, которого кто-то где-то ждёт”, — Нил Дональд Уолш. Нил Дональд Уолш — известный американский писатель, автор книг “Беседы с Богом”, “Дружба с Богом”, “Единение с Богом” , которые направлены на помощь людям в их духовных поисках, совершенствовании… Читать дальше
Религия. Духовная психология. Самопознание. Просветление. Жизнь в любви |
Толле родился 16 февраля 1948 года в местечке Люнен, Германия. Он является духовным учителем, известным писателем и уникальным человеком, который путём трансформации себя смог обрести радость, счастье, покой, живя в настоящем моменте, свободном от боли, страхов и страданий. Сегодня он известен миллионам… Читать дальше
Психология. Самопознание. Любовь к себе и принятие себя. ThetaHealing. Эзотерика. Астрология. Философия |
Станислав Гроф известен как один из самых авторитетных исследователей необычных состояний сознания и их исцеляющего потенциала. Для широкого круга людей, интересующихся эффективными психотехнологиями, Гроф прежде всего разработчик метода холотропного дыхания . Родился он 1 июля 1931 года в столице… Читать дальше
Трансперсональная психология и психотерапия. Холотропное дыхание |
Прабхат Ранджан родился 21 мая 1921 года в Индии в городе Джамалпур штата Бихар. Современники отмечали, что с раннего детства он был очень сопереживающим, неординардным и мистическим ребёнком. С 1939 года Саркар учился в Видьясагарском колледже при университете города Калькутты. Ему не удалось полностью… Читать дальше
Философия жизни. Йога. Медитация |
“Я не Учитель и у меня нет никакого учения. Я просто пришёл сказать вам, что все, что вам нужно, все, что вы так долго искали, у вас уже есть, но вы об этом не знаете. Я пришёл сказать вам, что вы уже свободны. Я только могу раскрыть вам глаза и указать то место, где эта свобода в вас пребывает”. Цезарь… Читать дальше
Адвайта. Просветление. Лайя-йога. Общество Сатья Саи Бабы |
Великий индийский духовный учитель . Считается, что он жил в промежутке между 1970 и 1984 годами , в Индии, у самого подножия Гималайских гор . Это место почитается индийцами, как святое, — в районе Кумаон родились, жили и учили многие великие святые. Поражённые чудесным появлением Бабаджи люди часто… Читать дальше
Карма-йога. Самопознание. Шиваизм. Просветление |
Шри Кальки Бхагаван, называемый также Аватар Кальки, Шри Мукти Ишвара Бхагаван — индийский духовный учитель , основатель ряда сообществ, известных как университет Всеединства, Кальки Дхарма, Бхагавад Дхарма, Фонд Золотого Века, или Фонд для Мирового Пробуждения. Для развития своего духовного движения… Читать дальше
Просветление. Поиск своего призвания. Самопознание |
В тибетском буддизме считается, что Далай Ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания. Они приходят в наш мир, чтобы служить людям. И сейчас таким духовным лидером является Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо, Далай Лама XIV . Он родился 6 июля 1935… Читать дальше
Буддизм. Поиск своего призвания. Духовная психология |
Йогин Вишну Дэв родился в 1967 году. В возрасте 8–9 лет, занимаясь самоисследованием “Кто Я?”, он испытывает первые духовные опыты просветления , описанные в йоге как “нирвикальпа-самадхи”, видения Святых Учителей, переживает общение с божествами, обучающими практикам, имеет воспоминания прошлых жизней… Читать дальше
Лайя-йога. Вайшнавизм. Йога. Просветление. Медитация |
Сатья Саи Баба известен среди миллионов людей, как просто Саи Баба , которого иногда называют Сатья Аватар . Родился будущий гуру 23 ноября 1926 года , а умер сравнительно недавно — 24 апреля 2011 года . Кто-то считал его пророком , способным читать мысли и предсказывать будущее, для других он был… Читать дальше
Целительство. Просветление. Жизнь в любви. Индуизм. Ислам. Духовная психология |
Елена Алексеевна Соловьева (групповое имя Маша, псевдоним Маша Криндач). Сооснователь Школы Криндачей (Школы-мастерской интегральной гуманистической психотерапии и консультирования) совместно с В.П. Криндачем, 1991 год, соавтор оригинального подхода в терапии и обучении терапии, соавтор программы… Читать дальше
Гештальт-терапия. Психотерапия. Психологическое консультирование. Интегральная психология и психотерапия. Супервизия. Гуманистическая психотерапия. Психотерапия Взросления® |
Джон Кехо — известный канадский писатель и тренер в сфере личностного роста, которого называют “Человек, сделавший себя сам”. С целью медитировать и познавать окружающий мир вдали от цивилизации Джон ушёл в леса , простиравшиеся на много миль. Там он прожил три года , питаясь только тем, что мог отыскать… Читать дальше
Самопознание. Авторские направления личностного роста. Позитивная психология. Целеполагание. Психология. Духовная психология |
Одно из пророчеств говорит о том, что в течение 20 века, на Земле родятся 10 Учителей, которые смогут подготовить людей к самому трудному моменту в её жизни, к переходу в эпоху Водолея. Они будут жить и работать в разное время в разных местах, выполнят свою миссию, и у одного из них будет больше всего… Читать дальше
Ошо-медитация. Религия. Медитация |
Краткая биография Родился 13 мая 1956 года на юге Индии; В возрасте 4-х лет поразил учителей цитированием Бхагават Гиты, древнего текста, написанных на Санскрите; Его первым учителем стал Пандит Судхакар Чатурдеви, близкий союзник Махатмы Ганди; Шри Шри Рави Шанкар стал специалистом по Ведической литературе… Читать дальше
Практики “Искусство жизни”. Хатха-йога |
Основатель клуба “КРОСС”. Автор более 20 книг посвящённых актуальным вопросам психологии и психотерапии. Общий тираж книг более 1 млн экземпляров . Книги “Психологическое Айкидо”, “Если хочешь быть счастливым”, “Принцип сперматозоида”, “Психологический Вампиризм” стали бестселлерами . Автор таких оригинальных… Читать дальше
Психотерапия. Психология. Управление эмоциями. Психология личности |
Карлоса Кастанеду называют одной из величайших загадок минувшего ХХ века . Всё, что о нём достоверно известно, — это тот факт, что он является автором десяти популярнейших книг, а также создателем компании Cleargreen, — именно ей принадлежат сегодня все права на творческое наследие Карлоса Кастанеды… Читать дальше
Магия. Учения Карлоса Кастанеды. Духовная психология. Эзотерика. Шаманизм. Психология |
Сооснователь Школы Криндачей (Школы-мастерской интегральной гуманистической психотерапии и консультирования) совместно с Е.А. Соловьевой, 1991 год, соавтор оригинального подхода в терапии и обучении терапии, соавтор программы, ведущий преподаватель. Психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов… Читать дальше
Психотерапия. Психологическое консультирование. Интегральная психология и психотерапия. Супервизия. Гуманистическая психотерапия |
С именем Эрика Бёрна (настоящее имя Леонард Бёрнштейн) многие связывают начало повального увлечения психологией в России. Теория Бёрна, изложенная его последователем Томасом Харрисом в книге “Я — о”кей, ты — о”кей” и переведённая в Новосибирске в 1973 году, покорила сердца читателей советского самиздата… Читать дальше
Трансактный анализ. Психотерапия. Групповая психотерапия |
Имя, которое было дано ему при рождении на Ямайке , — Энтони Пол Му-Янг . Впоследствии его стали называть Тони Му , сегодня же он известен как Муджи . В возрасте 15 лет юноша переменил место жительства — он переехал в Великобританию . Здесь он проживает и сейчас — в сердце Лондона, Брикстоне. Первое… Читать дальше
Адвайта. Просветление. Сатсанг. Мантра. Самопознание. Медитация. Христианский мистицизм. Эзотерика |
Всемирно известный тренер по мотивации, лидерству, достижению целей родился в Канаде в 1965 году, в регионе, под название Новая Шотландия. Он получил прекрасное юридическое образование и, имея степень магистра в области правовых наук, строил успешную карьеру адвоката. Но даже зарабатывая хорошие деньги… Читать дальше
Целеполагание. Лидерство. Эффективная мотивация. Авторские направления личностного роста |
Пётр Дынов (Бейниса Дуно) — болгарский философ, писатель, педагог, учитель, основавший религиозно-философскую доктрину, общество Белое Братство , создавший практику Паневритмии. Заслуги Петра Дынова получили широкое признание не только на его родине. Многие знаменитые люди XX века оценили его вклад… Читать дальше
Философия. Духовная психология. Здоровый образ жизни. Философия жизни |
“Господь не видит нашу физическую или материальную пригодность или непригодность. Он наслаждается только состоянием нашего сердца”. “Счастье — это наша возможность отвечать взаимностью на любовь Бога изнутри, в любой ситуации, в которую мы попадаем”. Е.С. Шрила Радханатх Свами Махарадж. Сегодня Ричарда… Читать дальше
Международное общество сознания Кришны. Бхакти-йога. Медитация |
Луиза Хей родилась 8 октября 1926 года в Лос-Анжелесе. Это известная американская писательница, автор книг из серии “Помоги себе сам”. Её детство и юность были очень тяжёлыми. Родилась она в неблагополучной семье, где она постоянно терпела оскорбления и унижения. В возрасте пяти лет её изнасиловал… Читать дальше
Аффирмация. Трансцендентальная медитация. Психология здоровья. Здоровое питание. Психосоматика. Психология. Целительство. Здоровый образ жизни. Любовь к себе и принятие себя |
” Не ставьте себя на пьедестал — неоткуда будет падать”. “Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом. Однако жизни без смерти не существует”. “Мысль не может прекратить страдание. Мысль создаёт его”. “Я не пользуюсь словом бог. Я предпочитаю жизнь”. Джидду Кришнамурти. В… Читать дальше
Философия жизни. Философия. Теософия |
Рудольф Штайнер, разнообразные способности и дарования которого напоминают о гении Леонардо да Винчи или Михаила Ломоносова, известен прежде всего как основатель антропософии. Краткое её определение — ” наука о духе” — многим до сих пор кажется оксюморонным. Это учение ставило целью открыть людям… Читать дальше
Теософия. Антропософия. Вальдорфская педагогика. Христианство. Философия. Ясновидение. Реинкарнация. Самопознание |
“Не бойся. Через 5000 лет после начала Кали-юги придёт мой мантра-упасака (личность, поклоняющаяся святому имени) и распространит воспевание святого имени повсюду. Не только в Индии, но и по всему миру люди будут воспевать Харе Кришна. Благодаря этому пению весь мир станет эка-варна (одним сословием)… Читать дальше
Вайшнавизм. Международное общество сознания Кришны. Бхакти-йога. Карма-йога. Веды. Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада. Ведическая философия |
“Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век”. “Бхагават-гита. Как она есть”, глава 4, ст. 7–8. 527 лет назад в 1486… Читать дальше
Вайшнавизм. Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада. Международное общество сознания Кришны. Бхакти-йога. Карма-йога. Веды. Ведическая философия |
Джо Витале родился в Уоррене, штат Огайо, США, 29 октября 1953 года. Его считают маркетологом, наставником и гением копирайтинга , а известность во всём мире ему принесли его выступления — публичные и он-лайн. Джо Витале написал множество книг, посвящённых маркетингу и гипнозу . Все свои таланты, данные… Читать дальше
Хоопонопоно. Эффективные продажи. Секрет притяжения. Гипноз. Цигун |
В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь… Читать дальше
Гурджиевские движения. Эзотерика. Суфизм. Буддизм. Шаманизм. Философия. Самопознание |
Шри Сатья Нарайян Гоенка (также С.Н. Гоенка, Гоэнка) (род. 1924) — ведущий наставник-мирянин поздней традиции бирманской медитации Випассаны , ученик Саяджи У Ба Кхина. С.Н. Гоенка родился в Мандалае, Бирма, в семье, происходящей из Индии и исповедовавшей индуизм. В дальнейшем он стал ведущим бизнесменом… Читать дальше
Випассана. Тхеравада. Медитация. Буддизм |
Роберт Дилтс считается одним из самых ярких лидеров современного НЛП , то есть нейролингвистического программирования . Он стоял у истоков разработки НЛП, и сегодня продолжает совершенствовать эту систему. Роберт Дилтс родился в США, 21 марта 1955 года. Способности и таланты этого человека нашли применение… Читать дальше
НЛП. Психология. Психотерапия. Бизнес-тренинги |
Статьи
Внеурочная деятельность
Учителя, педагоги, наставники… Сколько еще синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы, для начальной и средней ступеней образования?
Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы Выготского, Макаренко, Ушинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.
04 октября 2019
В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.
Константин Ушинский |
Константин Дмитриевич Ушинский(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях” |
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.
Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.
Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.
Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Лев Выготский |
Лев Семенович Выготский(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)
|
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.
В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.
Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
Антон Макаренко |
Антон Семенович Макаренко(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)“В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры”. |
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Василий Сухомлинский |
Василий Александрович Сухомлинский(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)“В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка”.
|
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.
Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Симон Соловейчик |
Симон Львович Соловейчик(1 октября 1930 – 18 октября 1996)“Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив… и это сложнейшее из дел”. |
«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.
Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.
Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
#ADVERTISING_INSERT#
Ричард Бах
«Карманный справочник мессии»
Тематика: Самопознание
Найди величайших учителей…
Найди величайших учителей,
задай им труднейшие вопросы –
они никогда не скажут:
“Изучай филосояию”
или
“Защити диссертацию”.
Они скажут:
“Ты уже знаешь”.
Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: “хорошо мыслить”, “хорошо говорить”, “хорошо делать”. Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – “микрокосмом”. Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество. Его труды не сохранились до наших дней.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: “Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может”. Труды не дошли до нашего времени.
Его труды “Диалоги”, “Государство” и “Законы”. В трактате “Государство”, говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить “для тела гимнастику, для души музыку”. В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате “Законы” Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания – “сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать”.
Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: “Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь”. Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате “Политика”. Начинать воспитание школьника предлагалось с “заботы о теле”, а затем “заботиться о духе”, чтобы “воспитание тела способствовало воспитанию духа”. Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний
Главный его труд ” Ораторское образование”. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.
1)Эразм Роттердамский (1466- 1536)
Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.
2) Мишель Монтень (1533- 1592)
Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.
Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.
Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», – писал философ.
Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
3) Ян Амос Коменский (1592- 1670)
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Его главный труд – “Великая дидактика”.
ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ 17 ,18 И НАЧАЛА 19 ВЕКОВ
1) Джон Локк (1632 -1704)
В философском труде «Об управлением разумом” (1690) Локк всесторонне обосновал учение сенсуализма о происхождении знаний и идей из чувственного опыта. Свою основную педагогическую работу “Мысли о воспитании” (1693) Локк посвятил вопросам семейного воспитания” джентльмена “. Его книга была адресована имущим классам. Жизнь в необжитых местах в тяжелых и необычных климатических условиях требовали от людей физического закалки, моральной устойчивости и научных знаний. Поэтому целью воспитания, по мнению Дж. Локка, является подготовка “джентльмена”, который умеет создавать здоровый дух в здоровом теле и умеет вести себя в обществе.
2)Жан Жак Руссо (1712- 1778)
В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия.
В основе воспитания по Руссо должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося; интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.
3)Клод Андриан Гельвеций (1715–1771)
Автор двух больших и широко известных книг – «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым его делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного строя или смене правительства.
4)Дени Дидро (1713–1784)
Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.
5) Иоганн Фридрих Песталоцци (1746 – 1827)
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе — в рамках определенной системы и последовательности. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование. Все эти аспекты рассматриваются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение, гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая «… удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук» Его труды :”О народном образовании и индустрии”, “Метод. Памятная записка Песталоцци”.
6)Иммануил Кант (1724–1804)
Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначала домашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Его труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержались важные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций по педагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросы умственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания и педагогики.
7)Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841)
Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части – управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Гербарт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т. д.). Его труды : “Общая педагогика, Выведенная из целей воспитания”.
8) Адольф Дистервег (1790- 1886)
Его называют «учителем немецких учителей», поскольку с его именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителя народной школы. Этому служила и его редакторская деятельность (он был редактором педагогических журналов), и его работа в учительских семинариях, которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентская деятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей). Его труд: “Руководство к образованию немецких учителей”.
ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ 19 И НАЧАЛА 20 ВЕКА
1) Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)
Основной его труд – “Рассуждение.Доброе воспитание важнее всего”.В центре педагогических размышлений – личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.
2) Александр Иванович Герцен (1812 – 1870)
Он сформулировал новый, революционно-демократический идеал воспитания не «человека вообще», а гражданина и патриота, борца за освобождение народа. По его мнению, люди не нитки и не иголки, чтобы следовать по пути фатума. Они сами могут все переменить. Утверждая преобразующую роль народных масс, Герцен говорил, что люди могут переделать не только природу, а и саму историю.
С убийственной иронией критикует А.И. Герцен дворянское воспитание и обучение — «школу рабства и тиранства». Он сравнивает воспитанников дворянского общества с растущими маленькими щенками, превращающимися в бульдогов, которые имеют право грызть все в России. Истинное семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, — дело общественное и очень важное. Особое место в нем принадлежит матери. «Ребенок, не выводя женщину из дома, превращает ее в гражданское лицо». Вместе с тем, «семейное призвание женщины никак не мешает ее общественным занятиям, и все в мире открыто женщине, как и мужчине. Труд “Разговор с детьми”.
3) Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861)
Основная мысль его педагогических высказываний в детях нужно развивать человеческое достоинство и предоставлять им возможность свободного развития, лишь помогая воспитанием этому развитию. Его труды :«О значении авторитета в воспитании»;
«Основные законы воспитания»;
«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества»;
«Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами»;
«Учитель должен служить идеалом…».
4) Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871)
Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты”.Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам. Его труды :”Детский мир “, “Родное слово”, “Человек как предмет воспитания”, “Журнал для воспитания”.
4) Джон Дьюи ( 1859 – 1952)
Его труды :”Мое педагогическое кредо”, “Психология и педагогика мышления”, “Школа и общество”. Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.
5) Павел Петрович Блонский (1884 – 1941)
Психолог-педагог Павел Петрович Блонский уделял большое внимание воспитанию и развитию подростков. Учёный считал, подросток должен получать знания не только от учителя, но и при помощи чтения политической литературы.Большое внимание учёный уделял развитию памяти и мышления. Он энергично распространял идею связи школы и жизни, при этом уделяя большое внимание вопросам трудового воспитания и образования. Учёный много в своих работах критиковал буржуазную педагогику, считая, что педагогика как наука возможна, только если власть находится в руках трудящихся. Его труды : “Задачи и методы народной школы”, “Трудовая школа”, “Развитие мышления школьников”.
6) Антон Семенович Макаренко ( 1888 – 1939)
А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Педагогика по Макаренко, заключается в идеи воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Его труды :”Педагогическая поэма”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса”.
7) Н.К. Крупская (1869- 1939)
Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.
Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Ее труды:”Дух времени”,”Народное образование и демократия”, “Дорога таланту”.
8) А.В.Луначарский (1875 – 1933)
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. “Мы хотим, – писал он, – воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами”. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский. Труды :”Очередные задачи и перспективы народного образования в республике”.
ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ 20-21 ВЕКОВ
1) Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970)
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.Его труды :”Сто советов учителю”, “Как воспитать настоящего человека”. “Родительская педагогика”, “Формирование коммунистических убеждений молодого поколения”, “Воспитание личности в советской школе”.
2) Алис Миллер (1923 – 2010)
Труды :”Драма Одаренного ребенка и поиск собственного “Я”,“Воспитание, насилие и покаяние”. Эта книга о последствиях воспитания, о том, к чему приводят действия “во благо” ребенка. Автор анализирует “педагогическую стратегию” прошлых веков, а также детство наркоманки, политического лидера и убийцы детей. Алис Миллер убеждена: насилие над детьми порождает насилие в мировом масштабе, а понимание чувств ребенка, чуткость по отношению к его потребностям и обидам, искренность и внутренняя свобода родителей воспитывают лучше, чем любые педагогические приемы.
3) Гершунский Борис Семенович (1935 – 2003)
Труды: “Философия образования”, ” Справочник по расчету электронных систем”,”Шахматы – школе”.Разрабатывал проблемы теории и методологии прогностики как направления педагогических исследований, обосновал основные направления и этапы разработки педагогических прогнозов, их методы и приёмы.