Как найти великую китайскую стену

Великая Китайская стена — грандиозный архитектурный памятник и самая известная достопримечательность Китая, одно из Новых семи чудес света и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Длина Великой Китайской стены

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Великая Китайская стена

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475–221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII–V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368–1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

Великая Китайская стена

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина.

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Сайт: badalinggreatwall.com

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2–1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 10:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 (в выходные — до 21:30) и с 17:30 до 21:30.

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146–150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Режим работы: с апреля по октябрь с 6:00 до 18:00, с ноября по март с 7:00 до 17:00.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 60 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; выходные, 1-7 мая и 1-7 октября — 8:00-18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 85 CNY. Детям от 1,2 до 1,5 м — 45 CNY Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:00.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY с мая по октябрь, 15 CNY с ноября по март.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Чтобы посетить самые труднодоступные места или попутно насытить поездку и другими достопримечательностями, стоит присмотреться к готовым и индивидуальным экскурсиям из Пекина к Великой Китайской стене и другим объектам.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Великая Китайская стена

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина.

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус, либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 10:00, 11:00, 13:00, 15:30 и возвращается в 10:30, 11:30, 13:30, 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30–40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25–30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (15 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен:

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте.

Трансфер, такси из Пекина

До близких и самых популярных участков стены удобно будет заказать трансфер:

Видео «Великая Китайская стена HD»

Другие интересные места Пекина

Куда сходить и что посмотреть в Пекине

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

У этого термина существуют и другие значения, см. Китайская стена.

Достопримечательность
Великая Китайская стена
кит. 长城
Бадалин близ Пекина
Бадалин близ Пекина
40°25′ с. ш. 116°05′ в. д.HGЯO
Страна  Китай
Местоположение провинция Хэбэй, Пекин[2], Тяньцзинь[3], Шаньси, Внутренняя Монголия, Шэньси, Нинся-Хуэйский автономный район, провинция Ганьсу, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Шаньдун, Хэнань, Хубэй, Хунань, Сычуань и Цинхай
Дата основания III век до н. э.
Строительство III век до н. э. — 1644
Статус Охраняется государством.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Является одним из новых семи чудес света
Высота в среднем от 6 до 8 м, максимально достигает 16 м[1]
Материал известняк
Сайт whc.unesco.org/en/list/4…
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Великая Китайская стена на почтовой марке Сербии, приуроченной к 100-летию Коммунистической партии Китая, 2021

Вели́кая Кита́йская стена́ (кит. трад. 長城, упр. 长城, пиньинь Chángchéng, буквально: «Длинная стена» или кит. трад. 萬里長城, упр. 万里长城, пиньинь Wànlǐ Chángchéng, буквально: «Длинная стена в 10 000 ли») — разделительная стена длиной почти 9000 км (полная длина — 21,2 тыс. км), построенная в древнем Китае и являющаяся крупнейшим памятником архитектуры. В китайском языке слово, обозначающее сам проект (长城, Chángchéng), приобрело также образное значение «несгибаемая могущественная сила, непреодолимый барьер»[4]. Великая Китайская стена упоминается в Государственном гимне КНР.

Описание[править | править код]

Стена проходит по северному Китаю на протяжении 8851,9 км[5][6], а на участке Бадалин располагается в непосредственной близости от Пекина (это длина последнего сооружения эпохи династии Мин, причём сюда входят 6259 км собственно стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек).

Длина стены со всеми ответвлениями составляет 21 196 километров[7].

Толщина Великой Китайской стены составляет 5—6 м в верхней части и не превышает 7 м в нижней части, а высота — в среднем от 6 до 8 м, максимально достигает 16 м[1].

Сооружение простирается вдоль горной цепи Иньшань, огибая все отроги, преодолевая как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья.

На протяжении многих столетий стена меняла свои названия. Изначально она называлась «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью». Позднее стена обрела более поэтичные названия, такие, как «Пурпурная граница» и «Земляной дракон».

История[править | править код]

Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.[источник не указан 2092 дня]

Развивавшиеся на равнине центрального Китая населённые пункты, превращавшиеся в крупные центры торговли, привлекали внимание кочевников, которые стали часто нападать на них, совершая набеги из-за Иншаня. Крупные царства, такие как Цинь, Вэй, Янь, Чжао, предприняли попытки строительства защитных стен на своих северных границах. Эти стены представляли собой глинобитные конструкции. Царство Вэй возводит стену около 353 года до н. э., служившую границей с царством Цинь, царства Цинь и Чжао строят стену около 300 года до н. э., а царство Янь – около 289 года до н. э. Разрозненные конструкции стен позднее соединяются и образуют единое сооружение[8].

История строительства, изображённая на карте

Во время правления императора Цинь Шихуанди (259—210 гг. до н. э., династия Цинь) империя объединяется в единое целое, достигает небывалого могущества. Как никогда ранее ей требуется надёжная защита от кочевых народов. Цинь Шихуан отдаёт распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве используются ранее существовавшие части стены, которые укрепляются, надстраиваются, соединяются новыми участками и удлиняются, участки же, ранее разделявшие отдельные царства, сносятся. Постройкой стены был назначен управлять полководец Мэн Тянь[9].

Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутствовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах, тогда как их количество достигало 300 тыс. человек, а общее количество задействованных при Цинь строителей достигло, по некоторым оценкам, 2 миллионов. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли, как минимум, десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь[10].

Сама местность была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла прямо вдоль горной цепи, огибая все отроги, при этом приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья. Однако именно это обусловило и уникальное своеобразие сооружения — стена необычайно органично вписана в ландшафт и составляет с ним единое целое.

Вплоть до циньского времени значительная доля стены строилась из самых примитивных материалов, в основном — с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Бо́льшую часть материалов для таких стен можно было взять на месте. Иногда использовали кирпичи, но не обожжённые, а высушенные на солнце.

Очевидно, именно со строительными материалами связано народное китайское название стены — «земляной дракон». В период Цинь на некоторых участках начинают применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. Каменные конструкции широко использовались при возведении Стены на востоке. Там же, где по местным условиям камень был недоступен (западные земли, на территории современных провинций Ганьсу, Шэньси) — возводилась большая насыпь.

Размеры стены разнились по участкам, средние параметры составляли: высота — 7,5 м, высота с зубцами — 9 м, ширина по гребню — 5,5 м, ширина основания — 6,5 м. Зубцы стены, располагающиеся с внешней стороны, имеют простую прямоугольную форму. Составной частью стены являются башни. Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Такие башни часто имеют ширину меньшую, чем ширина самой стены, и места их расположения случайны. По всей длине стены насчитывается около 25 тысяч башен[11]. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров (дальность полёта стрелы).

Есть несколько видов башен, различающихся по архитектурному решению. Наиболее распространён тип башни в два этажа, прямоугольные в плане. Такие башни имели верхнюю площадку с бойницами. Также в пределах видимости костра (примерно 10 км) на стене располагались сигнальные вышки, с которых велось наблюдение за подступами врага и передавались сигналы. Для проезда в стене было сделано двенадцать ворот, которые со временем укрепились в мощные заставы[12]. Последняя битва возле Великой Китайской стены происходила в 1938 между Китаем и Японией[13].

В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Следующая династия — Цзинь — восстановила и построила, по оценкам археологов, около 10 000 км стен — вдвое больше, чем Цинь. Династия Цзинь приступила к строительству своих стен в XII в., единовременно мобилизуя для этих целей до 750 000 человек.

Те участки Великой стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. При укладке каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести[14]. За время правления Мин стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива (Ляодунского залива, по другим данным[15]) Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Китайцы и Великая Китайская стена[править | править код]

Постоянное строительство и восстановление стены истощало силы народа и государства, однако ценность её как оборонительного сооружения подвергалась сомнению. Враги при желании легко находили слабо укреплённые участки или просто подкупали стражу. Иногда при нападениях она не решалась поднимать тревогу и молча пропускала врага.

Для китайских учёных стена стала символом военной слабости при династии Мин, капитуляции перед очередными варварами. Ван Сытун, историк и поэт XVII века, написал:

Люди Цинь строили Длинную стену как защиту против варваров.
Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз.
Люди и сегодня смеются над ней…
Как только объявлялось, что стены будут строиться на востоке,
Обязательно сообщалось, что орды варваров напали на западе…

После падения династии Мин цинский император посвятил ей стихотворение, в котором о стене было написано:

Вы строили её на десять тысяч ли, протянув до самого моря,
Но все ваши затраты оказались напрасны —
Вы истощили силы своего народа.
Но когда вообще империя принадлежала вам?

Китайцев цинской эпохи удивлял интерес европейцев к бесполезному сооружению.

В современной китайской культуре стена приобрела новое значение. Независимо от неудач, связанных с её военным применением, она превратилась в символ стойкости и созидательной мощи народа. На нескольких участках Великой Китайской стены можно встретить памятники с цитатой из стихотворения Мао Цзэдуна «Люпаньшань» (кит. упр. 六盘山): «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты не настоящий китаец» (кит. упр. 不到长城非好汉).

Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая стена»[16], в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню стены.

Разрушение и реставрация стены[править | править код]

Фотография Великой Китайской стены 1907 г.

Несмотря на многолетние усилия, стена систематически разрушалась и приходила в упадок. Во времена империи Цин (1644—1911) маньчжуры, преодолев стену с помощью предательства У Саньгуя, после этого относились к стене с пренебрежением.

Невосстановленный участок стены

За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке, он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте будет построено шоссе.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц. В конце 1980-х годов в Пекине состоялся крупный аукцион искусства, приуроченный к восстановлению стены и транслировавшийся по телевидению в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Ему предшествовал банкет западных деятелей культуры и китайских высокопоставленных лиц, на котором художник Арман публично разбил скрипку о стену, чтобы из её осколков собрать панно, предназначенное для продажи с аукциона — за что был освистан так, что французской делегации пришлось покинуть зал. Работы Армана на аукционе проигнорировались китайскими покупателями, так что ему пришлось самому их купить, чтобы не уронить свой престиж[17].

Несмотря на проведённые работы, удалённые от туристических мест остатки стены и сегодня находятся в разрушенном состоянии. Одни участки разрушаются при выборе площадки стены как места для строительства деревень или камня из стены в качестве материала строительства, другие — из-за строительства шоссе, железных дорог и прочих протяжённых искусственных объектов. На некоторые участки вандалы наносят граффити[18].

Сообщается о том, что 70-километровый отрезок стены в уезде Миньцинь провинции Ганьсу на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина — интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь. Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров[19].

В 2007 году на границе Китая и Монголии Уильямом Линдси был обнаружен значительный отрезок стены, который отнесли к периоду правления династии Хань. В 2012 году поиски дальнейших фрагментов стены экспедицией Уильяма Линдси увенчались открытием уже в Монголии потерянного участка[20].

В 2012 году отрезок стены протяжённостью 36 метров, расположенный в провинции Хэбэй, развалился из-за проливных дождей. При обрушении никто не пострадал. Произошло это 6 августа, но официальное сообщение появилось только через четыре дня[21].

Мифы о стене[править | править код]

Стена — «новодел»[править | править код]

Нередко можно встретить утверждения, что стена была построена относительно недавно, в XVI, XIX или даже в XX веке. Но это всего лишь иллюзия, вызванная тем, что стена имеет неравномерную высоту, структуру кладки, местами разрушена и постоянно реконструировалась, а её показательная часть возле Пекина, которую посещают туристы, вообще была реставрирована с применением современных технологий в середине XX века[22].

Видимость стены с Луны[править | править код]

Одна из наиболее ранних отсылок к мифу о видимости стены с Луны содержится в письме от 1754 года английского антиквара Уильяма Стьюкли. Стьюкли писал: «Эту огромную стену длиной 128 км (речь идёт о вале Адриана) превосходит только Китайская стена, которая и на глобусе вон сколько места занимает, да в придачу её с Луны видно»[23]. Об этом упоминает и Генри Норман (англ. Sir Henry Norman), английский журналист и политик. В 1895 году он сообщает: «… помимо своего возраста эта стена единственное творение человека, которое видно с Луны»[24]. В конце девятнадцатого века вовсю муссировалась тема Марсианских каналов, которая, возможно, и привела к представлению, что длинные тонкие объекты на поверхности планет различимы далеко из космоса[25]. Видимость Великой Китайской стены с Луны прозвучала также в 1932 году в популярных американских комиксах «Верьте не верьте от Рипли» (англ. Ripley’s Believe It or Not!)[26] и в книге 1938 года «Вторая книга чудес» (Second Book of Marvels) американского путешественника Ричарда Холлибёртона (англ. Richard Halliburton).

Данный миф разоблачался не единожды[27][28], но до сих пор не искоренён из популярной культуры[29].
Максимальная ширина стены — 9,1 метра, и она примерно такого же цвета как и земля, на которой она расположена. Исходя из разрешающей способности оптики (отношение расстояния до объекта к диаметру входного зрачка оптической системы — несколько миллиметров для человеческого глаза и несколько метров для больших телескопов), только объект, который контрастен по отношению к окружающему фону и имеет размер 10 километров и более в диаметре (что соответствует 1 угловой минуте), может быть виден невооружённым глазом с Луны, среднее расстояние от которой до Земли составляет 384 393 километра. Примерная ширина Великой Китайской стены, если смотреть на неё с Луны, будет такой же, как у человеческого волоса, если смотреть на него с расстояния в 3,2 километра. Для того, чтобы увидеть стену с Луны, потребуется зрение в 17000 раз лучше, чем обычное[30]. Неудивительно, что ни один из астронавтов, побывавших на Луне, никогда не сообщал, что видел стену, будучи на поверхности нашего спутника.

Видимость стены с околоземной орбиты[править | править код]

Спутниковое изображение Великой Китайской стены

Более спорным является вопрос, видна ли Великая Китайская стена с орбиты (это более 200 км над землёй). По утверждению НАСА, Стена едва различима, и только при идеальных сопутствующих условиях. Она видна не более, чем прочие искусственные сооружения[31]. Некоторые авторы утверждают, что вследствие ограниченных оптических возможностей человеческого глаза и расстоянию между фоторецепторами на сетчатке стену невозможно увидеть даже с низкой орбиты невооружённым глазом, для этого потребовалось бы зрение в 7,7 раза более острое, чем обычное[30].

Астронавт Уильям Поуг, будучи на борту Скайлэб, первоначально подумал, что увидел стену, но оказалось, что он видел Великий канал Китая неподалёку от Пекина. Стену он смог разглядеть с помощью бинокля, но отметил, что без него стена была неразличима. Астронавт и сенатор США Эдвин Гарн утверждал, что видел стену невооружённым глазом с орбиты, будучи на борту Спейс шаттла в 1985 году, но его слова подвергались сомнению несколькими астронавтами. Юджин Сернан также заявлял: «С орбиты Земли высотой от 160 до 320 километров Великая Китайская стена действительно видна невооружённым глазом». Эдвард Лу, член экипажа МКС-7 Международной космической станции, добавлял, что «она видна менее, чем много других объектов. И вы должны определённо знать, куда смотреть».

В 2001 году Нил Армстронг заявил насчёт своего пребывания на борту Аполлон-11: «Я не верю, по крайней мере, что касается моих собственных глаз, что есть какой-либо искусственный объект, который я мог бы увидеть. И я не знаю никого, кто признался бы мне, что видел Великую Китайскую стену с земной орбиты… Я спрашивал разных людей, особенно парней, которые много раз пролетали над Китаем в дневное время, и никто из них её не видел»[32].

В октябре 2003 года китайский космонавт Ян Ливэй заявил, что ему не удалось увидеть Великую Китайскую стену. В ответ Европейское космическое агентство выпустило пресс-релиз, где сообщалось, что с орбиты высотой от 160 до 320 километров стена всё-таки видна невооружённым глазом. В попытке прояснить этот вопрос Европейское космическое агентство опубликовало фотографию части Великой Китайской стены, сделанную из космоса. Впрочем, уже спустя неделю они признали ошибку (вместо стены на фотографии была одна из рек)[30].

Лерой Чиао, американо-китайский астронавт, сделал фотографию стены с борта Международной космической станции. Она была столь неразличима, что Чиао даже не был уверен, её ли он сфотографировал. Основываясь на этой фотографии, китайская газета «China Daily» сообщила, что стена может быть видна из космоса невооружённым глазом при наличии благоприятных условий наблюдения и если знать, куда смотреть[33]. Однако разрешение фотокамеры может быть значительно больше, чем у зрительной системы человека, там другая оптика, и фотографические свидетельства не могут быть ответом на вопрос о возможности различения Стены человеческим глазом[30].

  • 20090529 Great Wall 8185.jpg

  • The Great wall - by Bernard Goldbach.jpg

  • Noel 2005 Pékin 031 muraille de chine Mutianyu.jpg

  • Greatwall-SA14.jpg

  • Great wall of china-mutianyu 4.JPG

  • GreatWall 2004 Summer 1.jpg

  • GreatWall 2004 Summer 2.jpg

  • GreatWall 2004 Summer 3.jpg

  • GreatWall 2004 Summer 4.jpg

  • Zeď2005.jpg

Музей Великой Китайской стены[править | править код]

Музей был построен в 1994 году в рамках патриотической кампании «Люби Китай, сохрани Великую стену», начатой китайским лидером Дэн Сяопином в 1984 году. Он расположен на 10-метровой террасе, примерно в 400 метрах от входа на участок Бадалин. С 2022 года находится на реконструкции. К 22 июня 2022 года его 5741 культурный артефакт был перемещен в близлежащие районные учреждения культуры в Яньцине[34].

Общее планирование благоустройства музея началось в начале 2020 года. Основная цель ремонта — лучше продемонстрировать историю Великой китайской стены и разместить артефакты, найденные в здании от периода Воюющих царств (475–221 до н. э.) до династии Цин (1644–1911). После реконструкции для публики будут открыты три основные зоны площадки: выставочный зал, центр для посетителей и международный институт исследований и обмена Great Wall. Ожидается, что после завершения ремонтных работ площадь музея составит 16 000 квадратных метров.

После ремонта музей также планирует сосредоточиться на исследованиях, чтобы продвигать «дух Великой стены» и улучшать исследовательские, образовательные и коммуникационные функции учреждения. Цель состоит в том, чтобы превратить музей в центр наблюдения за наследием Великой китайской стены, знакомства с культурой стены, демонстрации нематериального культурного наследия сооружения и разработки соответствующих культурных и творческих проектов[35].

Легенды[править | править код]

По легенде, направление и место постройки стены рабочим указал огромный дракон. Он прошёл вдоль границ страны, а рабочие возвели стену на месте его следов. Некоторые утверждают, что даже сама форма, которую образовала стена, имеет сходство с парящим драконом.

Самой известной легендой является история Мэн Цзяннюй, жены крестьянина, которого принудили работать на стене во время правления династии Цинь. Когда до женщины дошли печальные вести о том, что её муж был похоронен в стене, она прибыла на то место и так горько заплакала, что от её плача рухнула часть стены, где были спрятаны останки её мужа, открыв их её взору[36]:136. В Циньхуандао есть храм Мэн Цзяннюй[zh], перед которым установлена её скульптура[37]. Известный советский и российский китаевед Б. Л. Рифтин посвятил этой легенде обстоятельную монографию, за которую ему в 1961 году присудили учёную степень кандидата филологических наук[38][36].

См. также[править | править код]

  • Оборона Великой Китайской стены
  • Подземная Великая китайская стена
  • Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае
  • Снос Великой Китайской стены
  • Зелёная китайская стена
  • Великий китайский файрвол
  • Индийская таможенная линия

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Вели́кая Кита́йская стена́ / В. Г. Белозёрова // Большая Российская энциклопедия / Пред. Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. — Т. 4 : Большой Кавказ — Великий канал. — С. 722. — 65 000 экз. — ISBN 5-85270-333-8.
  2. https://www.discoverchina.com/beijing
  3. https://www.discoverchina.com/tianjin
  4. См. словарную статью Chángchéng в источнике: 现代汉语词典 (Сяньдай ханьюй цыдянь) (кит.). — 5-е изд. (2005). — Пекин: Шану иньшугуань, 2010. — С. 151. — ISBN 9787100043854.
  5. В КНР измерили длину Великой китайской стены Архивная копия от 21 апреля 2009 на Wayback Machine.
  6. Китайцы определили точную длину Великой стены Архивная копия от 20 апреля 2009 на Wayback Machine.
  7. Daryl Loo, Nicholas Wadhams. China’s Great Wall Found to Measure More Than 20,000 Kilometers (англ.). Bloomberg News (5 июня 2012). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 13 декабря 2014 года.
  8. Всеобщая история архитектуры / Под ред. О. Х. Халпахчьяна (отв. ред.) и др.. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Стройиздат, 1970. — Т. 1: Архитектура древнего мира. — С. 424. — 512 с.
  9. Пашутин Виталий. Интересные факты китайской истории и культуры. — Южно-Сахалинск, 1991. — С. 15.
  10. Конспект “Династия Цинь. Династия Хань” – УчительPRO (рус.). УЧИТЕЛЬ.PRO (21 июля 2018). Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 16 октября 2020 года.
  11. Великая Китайская Стена – описание, фото, сколько километров длина, где расположена на карте. ХорошоТАМ.ру. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 11 октября 2020 года.
  12. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. С. 427.
  13. Китайская стена: история строительства, интересные факты. kitaimir.ru. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 24 октября 2020 года.
  14. Десять изобретений, которые изменили мир. Новости Mail.Ru. Дата обращения: 25 октября 2016. Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 года.
  15. [bse.sci-lib.com/article123126.html Шаньхайгуань] // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1978. — Т. 29. Чаган — Экс—ле—Бен. — С. 286.
  16. The Great Wall Marathon – 5,164 steps into history! www.great-wall-marathon.com. Дата обращения: 25 октября 2016. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  17. Жани Саме. Высокая мода = Chere Haute Couture / пер. с фр.. — СПб.: «Азбука-классика», 2010. — 320 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9985-0867-7.
  18. Великая китайская стена (англ.). Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано 15 августа 2012 года.
  19. Sandstorms Devouring Great Wall in NW China. Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано 22 июля 2012 года.
  20. Власть, № 9 [963], 05.03.2012
  21. Ливни обрушили 36 метров Великой Китайской стены. Дата обращения: 10 августа 2012. Архивировано 13 августа 2012 года.
  22. Великая Китайская стена оказалась подделкой (новоделом). Дата обращения: 23 июня 2022. Архивировано 16 августа 2022 года.
  23. The Family Memoirs of the Rev. William Stukeley (1887) Vol. 3, p. 142. (1754).
  24. Norman, Henry, The Peoples and Politics of the Far East, p. 215. (1895).
  25. «How is Great Wall of China from Space? Архивная копия от 31 марта 2012 на Wayback Machine»
  26. “The Great Wall of China Архивная копия от 22 декабря 2017 на Wayback Machine, Ripley’s Believe It or Not, 1932.
  27. «[geography.about.com/library/faq/blqzgreatwall.htm Can you see the Great Wall of China from the moon or outer space?] Архивная копия от 11 мая 2013 на Wayback Machine», Answers.com. Accessed May 12, 2010.
  28. Hvistendahl, Mara. Is China’s Great Wall Visible from Space?, Scientific American. Архивировано 17 декабря 2013 года. Дата обращения: 25 октября 2016.
  29. «Metro Tescos», The Times (London), April 26, 2010. Found at The Times website. Accessed May 12, 2010.
  30. 1 2 3 4 Norberto López-Gil. Is it Really Possible to See the Great Wall of China from Space with a Naked Eye? (англ.) // Journal of Optometry : journal. — 2008. — Vol. 1, no. 1. — P. 3—4. — doi:10.3921/joptom.2008.3. Архивировано 10 сентября 2008 года. Архивированная копия. Дата обращения: 26 апреля 2013. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 года.
  31. NASA – Great Wall of China. Nasa.gov. Дата обращения: 31 июля 2010. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  32. Interview Transcript (PDF). Дата обращения: 31 июля 2010. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  33. Markus, Francis. (2005, April 19). Great Wall visible in space photo Архивная копия от 12 апреля 2013 на Wayback Machine. BBC News, Asia-Pacific section. Retrieved March 17, 2007.
  34. 李松. Beijing building itself to be cultural capital – Chinadaily.com.cn. epaper.chinadaily.com.cn. Дата обращения: 30 ноября 2022. Архивировано 30 ноября 2022 года.
  35. Великая китайская стена (рус.). ruchina.org. Дата обращения: 30 ноября 2022. Архивировано 30 ноября 2022 года.
  36. 1 2 Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре / Академия наук СССР, Институт мировой литературы имени А. М. Горького. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 246 с. — 1500 экз.
  37. Meng Jiangnu Temple. china.org.cn. Дата обращения: 17 января 2021. Архивировано 14 августа 2012 года.
  38. Борис Львович Рифтин. Институт восточных рукописей РАН. Дата обращения: 17 января 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.

Книги[править | править код]

  • Грицак Е. Н. Пекин и Великая Китайская стена. — М.: Вече, 2005. — 272 с. — (Памятники всемирного наследия). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0778-0. (в пер.)
  • Ловелл Дж. Великая Китайская стена = Julia Lovell. The Great Wall / Джулия Ловелл; Пер. с англ. А. Юрьева. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. — 448, [12] с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-054851-4, ISBN 978-5-9713-9132-6. (в пер.)

Ссылки[править | править код]

  • Великая Китайская стена // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • 长城 — статья из Байдупедии (кит.)
  • Великая китайская стена («Стена слез»; «Железный занавес»; XX век) Архивная копия от 10 марта 2008 на Wayback Machine
  • Всемирное наследие ЮНЕСКО — Великая китайская стена Архивная копия от 26 декабря 2018 на Wayback Machine
  • Великая китайская шоколадная стена Архивная копия от 10 марта 2010 на Wayback Machine
  • The Great Wall of China Архивная копия от 16 сентября 2014 на Wayback Machine (the Atlantic, 2012-10-09), фотогалерея.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

    • bse.sci-lib.com/article123126.html
  • geography.about.com/library/faq/blqzgreatwall.htm

Сегодня у нас одно из чудес света – Великая Китайская стена. Она разделена на несколько участков. Прежде чем выбрать какой участок стены посетить, я долго читал и изучал плюсы и минусы. Не хотелось слишком много людей, но в то же время карабкаться по руинам тоже не было желания. Поэтому выбрал золотую середину – участок Мутяньюй (кит. 慕田峪长城).

Как добраться до Великой Китайской стены из центра Пекина. Участок Мутяньюй

Чтобы добраться до Великой Китайской стены, необходимо сперва попасть к транспортному узлу Дунджимен (англ. Dongzhimen, кит. 东直门 交通 枢纽), который состоит из трех видов общественного транспорта – автовокзала, метро (линии 2 и 13) и экспресса, который следует в аэропорт Пекина.

Когда ищешь в поисковиках как добраться до Великой Китайской стены до участка Мутианью, то можно обнаружить, что некоторая информация уже устарела и вводит в заблуждение. Так, например, автобус 867, который якобы отправляется с внешнего вокзала Дунджимен в летний период в 07.00 и 08.30 и идет прямиком до стены, уже давно не актуален, хотя изначально мы на него и рассчитывали, поэтому, прибыв на место, немного обломались. Но у меня всегда есть план Б, и этот раз не был исключением. Поэтому сейчас, уже вернувшись, могу с уверенностью сказать, что если вы ищите как добраться до Мутяньюй на автобусе, то есть только один способ. О нем и пойдет дальше речь.

Итак, выходим из отеля и идем знакомиться с Пекинским метро. Небольшая справка по эксплуатации. Проездные можно приобрести в автомате или кассе, однако не на всех станциях есть кассы. В автомате купить проездной очень легко:

  • Выбираете английский язык
  • Количество проездных
  • Кладете деньги (не принимают 1 и 5 юаней, сдача только мелочью)
  • Получаете проездной

Стоимость поездки – 2 юаня. Причем не важно куда вы едете. Проездной нужно сохранять до конца поездки, иначе турникет вас не пропустит. При пересадках нужно обращать внимание на конечную станцию линии. Все станции имеют, как правило, больше 4-х выходов, везде есть щиты, на которых подробно указано какой выход куда ведет, потеряться сложно, в конце концов вы всегда можете подойти к блюстителю порядка и показать пальцем на свои записи (желательно на китайском) куда вам надо.

Нам нужна станция метро Дунджимен (англ. Dongzhimen, кит. 东直门), выход B. Выходим и идем прямо. По левую сторону ТЦ Guoson, на 1-ом этаже которого, находится одноименный автовокзал Дунджимен. Фотография ниже сделана через дорогу у выхода C для наглядности.

Ищем автобус, выполняющий экспресс маршрут 916快 с северной платформы до города Хуайжоу (англ. Huairou, кит. 怀柔区), это примерно 75 километров от Пекина. Автобусы здесь отправляются каждые 15 минут в промежутке 5:50 – 19:50. Стоимость проезда 12 юаней, лучше заранее приготовить без сдачи. Если есть транспортная карта, то проезд стоит в два раза меньше.

Находим автобус, платим за проезд и решаем уточнить информацию по поводу пункта прибытия автобуса у одного мужика, который в последствии начал радостно подходить через каждые 15 секунд с улыбкой до ушей и выговаривать «Мутяньюй». Пытаюсь ему объяснить, что в его услугах мы не нуждаемся, однако в последнюю секунду перед отправлением автобуса, он запрыгивает в салон и садиться рядом с нами. Ну ок, едем. Автобус чистый, оснащен кондиционером. Всего на маршруте 19 остановок, но после выезда с вокзала Дунджимен, водитель делает лишь пару остановок в Пекине, а затем не останавливается в течение длительного времени, пока не доберется до района Хуайжоу и уже там начинает останавливаться чуть ли не каждые 3 минуты. Нужно выйти на 14-й остановке Хуайжоу Бейдаджие (англ. Huai Rou Bei da jie, кит. 怀柔北大街). На фотографии ниже изображен маршрут в обратную сторону, но если смотреть справа налево, то можно тоже сориентироваться. Автобусная остановка Beidajie расположена перед большим правительственным зданием — департаментом по гражданским делам в Хуайжоу (кит. 民政局).

маршрут-Дунджимен-Хуайжоу

Прошел час прежде чем мужик опять начал нам что то жестикулировать и показывать на остановку, намекая на то, что пора выходить. Ок, выходим. По идее где-то тут должен быть автобус H23 до участка Мутиньюй, однако «помогай» начал нас заверять в совершенно обратном, и показывать жестами, что автобусов нет, только такси. Тут выясняется, что он нас может отвезти до туда за 200 юаней, причем совершенно случайно у него как раз тут припаркована машина. Читал, что поездка до туда стоит 20-30 юаней, поэтому я предлагаю 50 юаней за двоих. После 5-и минут торгов, он понимает, что записей с полезными данными у меня достаточно, и решается на ход конем: типа цена эта на одного человека. Вдруг к нам подходит еще один затерявшийся паренек из Австрии, и мы решаем ехать все вместе за 70 юаней. Доехали быстро за 15 минут. На всякий случай, если к вам не прилип “помогай” и вы не можете найти такси или остановку, покажите буквы 我要去慕田峪长城 (мне нужен участок Мутиньюй Великой Китайской стены) и местные помогут вам сориентироваться.

Тем не менее, если вы решили добраться от Хуайжоу до Мутиньюй на автобусе, то вам нужен маршрут H23. Автобусная остановка находится прямо на противоположной стороне. Кстати, запоминаем ее, так как оттуда же отправляется 916 Express в обратную сторону в Пекин. Ориентир здание — China Mobile Building. Стоимость проезда до стены 3 юаня. Остановка, на которой нужно выйти называется Mutianyu Roundabout (кит.慕田峪环岛), от нее до касс около 3 километров еще.

Великая Китайская стена: отрезок Мутиньюй. Цены, особенности

Такси привозит прямо к туристическому центру, состоящего из офисов для продажи билетов, выставочного зала и большого информационного зала, где можно воспользоваться банкоматом. Подняться на стену можно при помощи закрытого фуникулера и кресельного подъемника, а спуститься можно уже тремя способами: на фуникулере, кресельном подъемнике и…бобслее.

Часы работы:

  • С апреля по октябрь: с 8:00 до 17:00.
  • С ноября по март: с 8:30 до 16: 30.

Цены:

  • Входной билет на Великую Китайскую стену: для взрослых 45 юаней; 25 юаней для студентов (при наличии международной студенческой карты); 25 юаней для детей; для совсем маленьких бесплатно.
  • Закрытый фуникулер: для взрослых 100 юаней в одну сторону и 120 юаней в обе стороны, для детей 50 юаней в одну сторону и 60 юаней в обе стороны.
  • Кресельный подъемник + бобслей: 120 юаней.
  • Кресельный подъемник в одну сторону: 100 юаней.
  • Бобслей: 100 юаней.
  • Автобус: 10 юаней в одну сторону, 15 юаней в обе стороны.
  • Для любителей подниматься в гору, есть пешие маршруты: бесплатно.

Закрытый фуникулер поднимает к 14 башне, а кресельный подъемник и бобслей примыкают к 6-ой. Примечательно также то, что купить комбинированный билет на закрытый фуникулер и бобслей по хорошей не получится, придется 2 раза платить по 100 юаней. Пешком вы можете дойти за 30 минут до 8 или 10 башни. По самой стене ходят контроллеры, поэтому сохраняйте билеты до конца прогулки, так как их могут попросить предъявить в любой момент. И еще важный момент: перед подъемом купите воду внизу, потому что наверху за нее ломят 15 юаней!

Наш выбор: туда поднимаемся на кресельном подъемнике, а обратно спускаемся на бобслее. За все с человека 165 юаней.

Спустя несколько минут начинает виднеться одно из чудес света. Такой волнительный момент. По началу даже не вериться, но когда ты ступаешь и делаешь первые шаги, а взор охватывает эти могучие постройки, то начинается осознание того, что пришло время прикоснуться к истории.

Постройка участка Мутяньюй осуществлялась в середине 6-ого века во времена правления династии Ци. В дальнейшем, когда страной управляла династия Мин (1368-1644 гг.), стена была переделана для укрепления, потому как здесь располагался важный проход в Пекин. Для сооружения применялись каменные блоки, из которых мастерили конструкцию высотой почти 10 метров. В отличие от остальных участков, здесь она оборудованна оградами и бойницами для отражения нападений с обеих сторон. Отрезок для туристов растянулся на 2250 метров, на этом участке расположены 23 башни, пронумерованные от 1 до 23 с востока на запад. По этой ссылке более подробная карта участка Мутяньюй.

Кресельный подъемник поднимает туристов к 6-ой башни, оттуда лучше сразу повернуть направо и пройти в сторону 1-ой башни, так как там  достаточно крутой отрезок; местами ступеньки казались нам высотой по полметра.

После 1-ой башни в сторону востока начинается не реставрированный участок стены. Мы немного там погуляли и пошли в обратную сторону. Около 2-ой башни есть маленький участок разрушенной стены, проходить там надо аккуратно, есть специальные знаки. Проход в 4-ой башне считается самой низкой точкой. На участке между 5-ой и 20-ой башни перепадов сильных нет, поэтому сил много не потребуется.

С 10-ой башни видно всю стену в обе стороны. Башня 23 самая высокая точка Великой Китайской стены на отрезке Мутянью. И чем ближе мы поднимались к ней, тем красивее открывалась панорама. С нее же видно башню, которая относится уже к другому участку.

Сравнивая все участки Великой Китайской стены, Мутяньюй является наиболее протяженным воссозданным участком. Он обладает более своеобразной архитектурой, большей численностью башен и относительно умеренным количеством туристов. Преимущество Мутяньюй также заключается в том, что этот участок проходит через лесной массив, поэтому склоны везде усыпаны пышными лесами, это придает стене колорит и необычайную живописность.

На прогулку по всей стене у нас ушло порядка 3,5 часов, под конец уже немного надоедает. Мы вернулись обратно к 6-ой башне, откуда берет свое начало немецкий стальной бобслей, протяженностью 1,5 километра, по которому туристы скатываются прямо со стены до подножия.

Весело!

После спуска мы решили еще немного осмотреться. У подножия расположен небольшой парк камней с небольшим водопадом, прудом, пещерой и коллекцией камней своеобразных форм. Купили 2 картины, вышитые в ручную по 100 юаней каждую. Без багета, разумеется.

Тут же увидели нашего «помогая». Обратно до Хуайчжоу ехали уже вдвоем за 50 юаней. Там сели на тот же экспресс 916, на котором ехали ну ОЧЕНЬ долго до автовокзала в Пекине, наверное, часа 2,5, так как были жуткие пробки.

Просмотров: 19904

Tags: Великая Китайская стенакак добраться до Великой Китайской стеныКитаймаршрут по КитаюМутяньюйПекин

Великая Китайская стена входит в новые Семь Чудес Света. Задуманная как грандиозная оборонительная система от северных соседей, она является национальным культурным достоянием и считается одним из символов Китая.

Ее нельзя увидеть из космоса, но она занимает важную роль на карте Поднебесной. Где находится Великая Китайская стена на карте, с какими государствами граничит, через какие города Китая проходит, расскажем в статье.

Содержание

  • Где находится?
    • Протяженность в километрах и границы
  • Фото
  • Участки сооружения
  • С какими странами граничит?
  • Где расположены начало и конец?
    • Начинается
    • Заканчивается
  • Через какие города Китая проходит?
  • Как добраться до достопримечательности?
  • Заключение

Где находится?

Китайская цивилизация зародилась на Великой Китайской равнине — между реками Хуанхэ и Янцзы. Именно эту территорию и стремились защитить китайские правители.

При строительстве стены использовали рельеф местности — горную цепь Яньшань, отделяющую равнину от Монголо-маньчжурской степи на севере Китая.

Протяженность в километрах и границы

Обычно под Великой Китайской стеной подразумевают участок, построенный на севере страны во времена династии Мин. Его протяженность — 8852 км.

Для справки: общая длина всех участков составляет 21 тыс.км и превышает половину экватора.

Фото

Популярный миф современной культуры утверждает, что Великую Китайскую стену можно разглядеть со спутника Земли — Луны. На самом деле, даже с орбиты, что всего в 200 км от Земли, она неразличима.

foto32571-2 foto32571-3 foto32571-4

Участки сооружения

Реставрация Великой Китайской стены началась в 1949 году после образования Китайской Народной Республики. Лучше всего восстановлены те части, что неподалеку от Пекина. Самые популярные участки с запада на восток:

  1. Бадалин. Он полностью восстановлен и находится ближе всего к столице, является самым посещаемым туристами.
  2. Цзюйюнгуань. Этот участок также в отличном состоянии и приспособлен для посещения людьми с ограниченными возможностями.
  3. Хуанхуачэн знаменит своими водными пейзажами и древним каштановым садом.
  4. Цзянькоу. Невосстановленная часть стены с пешим маршрутом по горным хребтам. Среднее время пути у опытного хайкера до следующего участка — 4 часа.
  5. Мутяньюй. Этот участок в 73 км от Пекина считается самым живописным из-за большого числа башен и крепостей.
  6. Губэйкоу на этом диком отрезке сохранились следы древних сражений. Говорят, пулевые отверстия здесь появились во время последней битвы на Великой Китайской стене в 1938 году.
  7. Цзиньшаньлин выбирают любители хайкинга. Восстановленные части чередуются с дикими, что привлекает ценителей оригинальной архитектуры.
  8. Симатай — единственный открыт для посещения после заката. С высоты открывается отличный вид на ночной город Губэй, расположенный внизу.
  9. Хуанъягуань. Именно здесь ежегодно проходит знаменитый марафон.

Схема расположения участков рядом с Пекином:

foto32571-5

С какими странами граничит?

На современной карте мира Великая Китайская стена находится внутри КНР, далеко от ее внешних границ.

Где расположены начало и конец?

Стена тянется от восточной провинции Хэбэй до конца провинции Ганьсу, на границе с районом Синьцзян.

Начинается

Восточная точка стены — застава Шаньхайгуань на побережье Бохайского залива. Здесь можно увидеть, как величественное сооружение башни Лаолунту уходит в воду.

foto32571-6

Заканчивается

Заканчивается Великая Китайская стена заставой Цзяюйгуань (Юймэньгуань) в Центральной части Китая.

foto32571-7

Через какие города Китая проходит?

Стена проходит через 15 провинций и муниципалитетов Китая:

  • Ганьсу,
  • Пекин,
  • Тяньзинь,
  • Ляонин,
  • Шэньси,
  • Внутренняя Монголия,
  • Нинся и т.д.

Как добраться до достопримечательности?

Проще всего попасть на Великую Китайскую стену в составе экскурсионной группы или с персональным гидом. Самостоятельная поездка на общественном транспорте обойдется гораздо дешевле, но потребует минимального знания китайского языка.

До участка Бадалин из Пекина ходят как рейсовые автобусы, так и пригородные поезда. Прямых маршрутов нет, придется делать пересадки. На автомобиле нужно ехать по трассе G6, а потом свернуть на S216.

Заключение

Великий Мао писал, что каждый китаец должен хоть раз в жизни подняться на Великую Китайскую стену. Что бы ни имел в виду китайский вождь, посетить один из участков Стены — соприкоснуться с прошлым, прочувствовать величие человеческой инженерной мысли.

Однако, очень жарко в Китае летом, но великая китайская стена того стоит.
Кто не зал эта не одна стена и она не сплошная да из некоторых стен их соединили но большое количество остались отдельными. Стены и в правду строили из глины и тд. Как написал человек с 200 лайками но также во время строительства стены в Китае были очень популярны рисовые каши и многое другого рисового изделия, поэтому кирпичи для стены также начали делать с добавлением риса ведь он был в большом количестве от него наедались и могли строить стены не тратя драгоценные материалы в виде глины цемента и многого другого в общем не плохая альтернатива если враг не знает что некоторые части стены построены не из не горящего цемента, а из риса. Кстати также во многих частях стены есть отверстия естественно через них не стреляли из пушек, но в эти дыры сбрасывали на врагов которые стояли под стеной, также никакого способа передачи информации на далёкое расстояние не было, поэтому люди находились всегда в центре 3 людей по периметру естественно кроме концов стен, известно что стражники могли не слышать друг друга но видели поэтому когда они замечали что их товарищ не вышел к ним тоесть погиб они вызывали за подмогой и иногда подмога могла не успеть ведь им приходилось идти от стены аж до Пекина в общем задумка стены была скорее чтобы быстрее узнать что началась война, а и чуть не забыл сказать на территории стен повсюду были трупы строителей этих же стен, а это говорит нам о том что стена можно сказать как и Санкт Петербург строилась на костях.

Добавить комментарий