Как найти вероятность что дверь будет открыта

Источник: Nuances of Programming

Парадокс Монти Холла — это одна из тех математических задач, над решением которой уже долгое время бьются многие умы, и даже всемирно известных математиков она приводит в затруднение. Хотя идея, лежащая в основе этого парадокса, предельно ясна и понятна. Задача эта, строго говоря, и не парадокс вовсе, но называется так из-за неочевидности и парадоксальности предлагаемых решений и объяснений, которые становятся поводом для самых жарких дискуссий в Интернете. Их накал уступает, пожалуй, лишь спорам из-за оптической иллюзии так называемого «платья раздора» и аудиоиллюзии «Янни и Лорел». Предлагаемое здесь объяснение призвано раз и навсегда развеять все связанные с этим парадоксом вопросы и очень доходчиво разъяснить всем интересующимся его суть.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Парадокс

Парадокс впервые был сформулирован американским математиком Стивом Селвином ещё в 1975 году, но широкую известность он приобрёл благодаря популярному игровому шоу «Давайте заключим сделку». В честь ведущего этой телевикторины, которого звали Монти Холл, парадокс и получил своё название.

В чём же суть парадокса Монти Холла?

Представьте, что перед вами три двери, как показано на рисунке ниже. За двумя дверьми находятся козы, за одной — автомобиль. Надо угадать дверь с автомобилем, и он ваш.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Казалось бы, ничего сложного. Но, как говорилось в одном фильме: «Если бы задача так просто решалась, то армянское радио этим бы не занималось». В своей передаче, после того как участник выбирал дверь, Монти всегда открывал одну из дверей с козой и предлагал ему поменять свой выбор. А вы поменяли бы или нет?

Этот вопрос многих ставит в тупик. Люди обычно думают: «Ну какая разница: остались две двери, и машина может с одинаковой вероятностью 50% оказаться как за одной, так и за другой дверью?». … И оказываются неправы. Правильный ответ — всегда менять первоначальный выбор. Поступая так, вы удваиваете свои шансы на победу.

Удивлены? Такой ответ для многих становится откровением: мало кто ожидает этого. Давайте подробно разберёмся, как так получается.

Итак, вы выбрали одну из трёх дверей. Вероятность того, что машина окажется именно за ней, составляет 1/3. А вероятность того, что она окажется за одной из двух оставшихся (то есть не выбранных вами) дверей, будет 2/3. Это должно быть понятно.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

На рисунке у нас наглядно показаны эти вероятности: 1/3 слева и 2/3 справа.

Теперь Монти открывает одну из невыбранных дверей — тех, что справа. И открывает он всегда ту, за которой коза.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Вероятности остаются неизменными: 1/3 слева (ваш первоначальный выбор) и 2/3 справа. Изменилось лишь то, что справа одна дверь теперь открыта, но вероятность для оставшейся неоткрытой двери здесь та же, что была прежде для обеих.

Если не совсем понятно, попробуем объяснить на примере с десятью дверьми.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Выбранная вами дверь будет слева, остальные девять — справа (как на рисунке ниже). Вероятность того, что вы угадали дверь с машиной, будет 1/10. Вероятность того, что вы не угадали и машина окажется за одной из оставшихся девяти дверей, будет 9/10.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Дальше Монти открывает восемь из этих невыбранных девяти дверей, причем за всеми восемью — козы. Как поступить теперь: поменять свой выбор или нет? Конечно, поменять! Ведь теперь восемь из девяти дверей справа открыты, а вероятность того, что машина окажется за оставшейся девятой дверью (как мы уже посчитали ранее), равна 9/10.

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Ответ на вопрос станет ещё очевиднее, если представить, что Монти даёт вам возможность открыть не одну оставшуюся справа неоткрытой дверь, а сразу все девять!

Вот и всё. Это так просто! Однако важно не забывать, что всегда есть вероятность проигрыша. Верное решение определяется стратегией. Правильная стратегия — делать так, чтобы шансы на победу были максимальными или хотя бы такими, которые позволяют больше выигрывать, чем проигрывать.

Усложняем задачу

Предположим, Монти хочет усложнить для вас задачу и открывает лишь одну дверь с правой стороны. Как вы поступите теперь: выберите одну из восьми закрытых дверей справа или не станете менять свой выбор?

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Здесь придётся кое-что посчитать. Вероятность того, что машина окажется за одной из девяти дверей справа, равна 9/10. Разделим её на количество оставшихся неоткрытыми дверей (8):

Простейшее объяснение парадокса Монти Холла

Это будет вероятность того, что машина окажется за одной из восьми остающихся закрытыми дверей справа. И она чуть больше вероятности 0,1 (1/10), что первоначально выбранная вами дверь слева окажется с машиной. Поэтому вам всё же предпочтительнее поменять свой выбор, хотя шансы выиграть машину и в этом случае будут очень низкими. По этой же формуле можно посчитать вероятность для любого количества неоткрытых дверей.

Вот и весь парадокс Монти Холла вкратце. Не знаю, можно ли придумать более простое его объяснение? Я лишь выношу на ваш суд свой взгляд, отличный от тех, что изложены в большинстве других объяснений, в которых вы можете тоже почерпнуть много полезного. Надеюсь, что после прочтения статьи вы приблизились к пониманию парадокса Монти Холла.

Читайте также:

Читайте нас в телеграмме и vk

Перевод статьи Anup Sebastian: The easiest explanation to the Monty Hall problem

В поисках автомобиля игрок выбирает дверь № 1. Тогда ведущий открывает 3-ю дверь, за которой находится коза, и предлагает игроку изменить свой выбор на дверь № 2. Стоит ли ему это делать?

Распределение вероятностей. Из тех, кто менял дверь (нижний левый угол), двое получили машину и один — козу. Из тех, кто не менял (нижний правый угол) — наоборот.

Парадокс Монти Холла — одна из известных задач теории вероятностей, решение которой, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу. Эта задача не является парадоксом, так как не содержит в себе противоречия. Вероятность конечного исхода не зависит от действий игрока, но зависит и увеличивается из-за действий ведущего, открывающего одну из дверей. Первоначальная вероятность была 1/3, потому что игрок мог открыть только 1 из дверей, а стала 2/3, потому что ему любезно открыли ещё одну дверь.

Более того, многие люди принимают за истину неправильное решение, когда им начинают объяснять про 2/3 вероятности и убеждать в обязательной смене двери.[1]

Задача впервые была опубликована[2][3] (вместе с решением) в 1975 году в журнале «The American Statistician» профессором Калифорнийского университета Стивом Селвином. Она стала популярной после появления в журнале «Parade» в 1990 году[4].

Формулировка[править | править код]

Задача формулируется как описание игры, основанной на американской телеигре «Let’s Make a Deal», и названа в честь ведущего этой передачи. Наиболее распространённая формулировка этой задачи, опубликованная в 1990 году в журнале Parade Magazine, звучит следующим образом:

Представьте, что вы стали участником игры, в которой вам нужно выбрать одну из трёх дверей. За одной из дверей находится автомобиль, за двумя другими дверями — козы. Вы выбираете одну из дверей, например, номер 1, после этого ведущий, который знает, где находится автомобиль, а где — козы, открывает одну из оставшихся дверей, например, номер 3, за которой находится коза. После этого он спрашивает вас — не желаете ли вы изменить свой выбор и выбрать дверь номер 2? Увеличатся ли ваши шансы выиграть автомобиль, если вы примете предложение ведущего и измените свой выбор?

После публикации немедленно выяснилось, что задача сформулирована некорректно: не все условия оговорены. Например, ведущий может придерживаться стратегии «адский Монти»: предлагать сменить выбор тогда и только тогда, когда игрок первым ходом выбрал автомобиль. Очевидно, что смена первоначального выбора будет вести в такой ситуации к гарантированному проигрышу (см. ниже).

Наиболее популярной является задача с дополнительным условием[5]участнику игры заранее известны следующие правила :

  • автомобиль равновероятно размещён за любой из трёх дверей;
  • ведущий знает, где находится автомобиль;
  • ведущий в любом случае обязан открыть дверь с козой (но не ту, которую выбрал игрок) и предложить игроку изменить выбор;
  • если у ведущего есть выбор, какую из двух дверей открыть (то есть, игрок указал на верную дверь, и за обеими оставшимися дверями — козы), он выбирает любую из них с одинаковой вероятностью.

В нижеследующем тексте обсуждается задача Монти Холла именно в этой формулировке.

Разбор[править | править код]

Дверь 1 Дверь 2 Дверь 3 Результат, если менять выбор Результат, если не менять выбор
Авто Коза Коза Коза Авто
Коза Авто Коза Авто Коза
Коза Коза Авто Авто Коза

Для стратегии выигрыша важно следующее: если вы меняете выбор двери после действий ведущего, то вы выигрываете, если изначально выбрали проигрышную дверь. Это произойдёт с вероятностью 23, так как изначально выбрать проигрышную дверь можно 2 способами из 3.

Но часто при решении этой задачи рассуждают примерно так: ведущий всегда в итоге убирает одну проигрышную дверь, и тогда вероятности появления автомобиля за двумя не открытыми становятся равны ½, вне зависимости от первоначального выбора. Но это неверно: хотя возможностей выбора действительно остаётся две, эти возможности (с учётом предыстории) не являются равновероятными. Это так, поскольку изначально все двери имели равные шансы быть выигрышными, но затем имели разные вероятности быть исключёнными.

Для большинства людей этот вывод противоречит интуитивному восприятию ситуации, и благодаря возникающему несоответствию между логическим выводом и ответом, к которому склоняет интуитивное мнение, задача и называется парадоксом Монти Холла.

Следует иметь в виду, что первый выбор двери игроком влияет на то, из каких двух оставшихся дверей будет выбирать Монти.

Ещё более наглядной ситуация с дверями становится, если представить что дверей не 3, а, скажем 1000, и после выбора игрока ведущий убирает 998 лишних, оставляя 2 двери: ту, которую выбрал игрок и ещё одну. Представляется более очевидным, что вероятности нахождения приза за этими дверьми различны, и не равны ½. Если мы меняем дверь, то проигрываем только в том случае, если с самого начала выбрали призовую дверь, вероятность чего 1:1000. Выигрываем же мы при смене двери в том случае, если наш изначальный выбор был неправильным, а вероятность этого — 999 из 1000. В случае с 3 дверьми логика сохраняется, но вероятность выигрыша при смене решения соответственно 23, а не 9991000.

Другой способ рассуждения — замена условия эквивалентным. Представим, что вместо осуществления игроком первоначального выбора (пусть это будет всегда дверь № 1) и последующего открытия ведущим двери с козой среди оставшихся (то есть всегда среди № 2 и № 3), игроку нужно угадать дверь с первой попытки, но ему предварительно сообщается, что за дверью № 1 автомобиль может быть с исходной вероятностью (33 %), а среди оставшихся дверей указывается за какой из дверей автомобиля точно нет (0 %). Соответственно, на последнюю дверь всегда будет приходиться 67 %, и стратегия её выбора предпочтительна.

Ещё более наглядное рассуждение — заранее зная полные условия игры (то, что выбор предложат поменять) и заранее с этими условиями согласившись, игрок фактически в первый раз выбирает дверь, за которой приза, по его мнению, нет (и может ошибиться с вероятностью 13). Одновременно, косвенно он указывает на оставшиеся две двери, за одной из которых приз, по его мнению, есть, что даёт шанс на выигрыш 23. Это эквивалентно игре, в которой ведущий бы в самом начале однократно предлагал игроку исключить одну «лишнюю» дверь и гарантированно открыть две оставшиеся.

Четвёртый вариант: если игрок выбрал автомобиль (вероятность этого ⅓), Монти обязательно предложит смену, и она ведёт к козе. А если игрок выбрал козу (вероятность ⅔) — то к автомобилю. Отсюда и апостериорные вероятности ⅓, если не сменить, и ⅔, если сменить. А равновероятное открытие левой и правой двери, если игрок всё-таки указал на автомобиль, не даёт извлечь информацию из факта, что открыта левая или правая дверь.

Другое поведение ведущего[править | править код]

Классическая версия парадокса Монти Холла утверждает, что ведущий обязательно предложит игроку сменить дверь, независимо от того, выбрал тот машину или нет. Но возможно и более сложное поведение ведущего. В этой таблице кратко описаны несколько вариантов поведения. Если не сказано противное, призы равновероятно расположены за дверями, ведущий знает, где автомобиль, а если есть выбор — равновероятно выбирает из двух коз. Если ведущий влияет на вероятности, а не следует жёсткой процедуре, то его цель — уберечь автомобиль от испытуемого. Цель испытуемого, соответственно, его забрать.

Поведение ведущего Результат
«Адский Монти»: ведущий предлагает сменить, если дверь правильная[4]. С вероятностью ⅔ предложения не будет, и испытуемый останется с козой. С вероятностью ⅓ — предложение будет, и смена всегда даст козу.
«Ангельский Монти»: ведущий предлагает сменить, если дверь неправильная[6]. С вероятностью ⅓ предложения не будет, и испытуемый возьмёт автомобиль. С вероятностью ⅔ — предложение будет, и смена всегда даст автомобиль.
«Несведущий Монти» или «Монти Бух»: ведущий нечаянно падает, открывается дверь, и оказывается, что за ней не машина. Другими словами, ведущий сам не знает, что за дверями, открывает дверь полностью наугад, и только случайно за ней не оказалось автомобиля[7][8][9]. С вероятностью ⅓ упавший Монти откроет автомобиль, проигрыш. С вероятностью ⅔ последует предложение, и смена даст выигрыш в ½ случаев.
Именно так устроено американское шоу «Deal or No Deal» — правда, случайную дверь открывает сам игрок, и если за ней нет автомобиля, ведущий предлагает сменить.
Ведущий выбирает одну из коз и открывает её, если игрок выбрал другую дверь. С вероятностью ⅓ предложения не будет, проигрыш. С вероятностью ⅔ последует предложение, и смена даст выигрыш в ½ случаев.
Ведущий всегда открывает козу. Если выбран автомобиль, левая коза открывается с вероятностью p и правая с вероятностью q=1−p.[8][9][10] Если ведущий открыл левую дверь, смена даёт выигрыш с вероятностью {frac {1}{1+p}}. Если правую — {frac {1}{1+q}}. Однако испытуемый никак не может повлиять на вероятность того, что будет открыта правая дверь — независимо от его выбора это произойдёт с вероятностью {frac {1+q}{3}}.
То же самое, p=q=½ (классический случай). Смена даёт выигрыш с вероятностью ⅔.
То же самое, p=1, q=0 («бессильный Монти» — усталый ведущий стоит у левой двери и открывает ту козу, которая ближе). Если ведущий открыл правую дверь (вероятность этого ⅓), смена даёт гарантированный выигрыш. Если левую, что бывает в ⅔ случаев — вероятность ½.
Ведущий не знает, что за дверями. Он выбирает одну из двух оставшихся дверей, тайно советуется с напарником, и предлагает сменить, если там коза. То есть он открывает козу всегда, если выбран автомобиль, и с вероятностью ½ в противном случае.[11] Аналогично варианту «Монти Бух»: с вероятностью ⅓ тайный напарник скажет, что там автомобиль, предложения не будет, проигрыш. С вероятностью ⅔ будет предложение, и смена даст выигрыш в ½ случаев.
Общий случай: игра повторяется многократно, вероятность спрятать автомобиль за той или иной дверью, а также открыть ту или иную дверь произвольная, однако ведущий знает, где автомобиль, и всегда предлагает смену, открывая одну из коз.[12][13] Равновесие Нэша: ведущему выгоднее всего именно парадокс Монти Холла в классическом виде — машина прячется за любой из дверей с вероятностью ⅓; если есть выбор, открываем любую козу наугад. Вероятность выигрыша ⅔.
То же самое, но ведущий может не открывать дверь вообще. Равновесие Нэша: ведущему выгодно не открывать дверь, вероятность выигрыша ⅓.

Вариант: задача трёх узников[править | править код]

Задача предложена Мартином Гарднером в 1959 году.

Трое заключённых, A, B и С, заключены в одиночные камеры и приговорены к смертной казни. Губернатор случайным образом выбирает одного из них и милует его. Стражник, охраняющий заключённых, знает, кто помилован, но не имеет права сказать этого. Заключённый A просит стражника сказать ему имя того (другого) заключённого, кто точно будет казнён: «Если B помилован, скажи мне, что казнён будет C. Если помилован C, скажи мне, что казнён будет B. Если они оба будут казнены, а помилован я, подбрось монету, и скажи имя B или C».

Стражник говорит заключённому A, что заключённый B будет казнён. Заключённый A рад это слышать, поскольку он считает, что теперь вероятность его выживания стала ½, а не ⅓, как была до этого. Заключённый A тайно говорит заключённому С, что B будет казнён. Заключённый С также рад это слышать, поскольку он всё ещё полагает, что вероятность выживания заключённого А — ⅓, а его вероятность выживания возросла до 23. Как такое может быть?

Разбор[править | править код]

Знакомый с парадоксом Монти Холла теперь знает, что прав C и не прав A.

  • Помилуют A, стражник сказал B — вероятность 16.
  • Помилуют A, стражник сказал C — вероятность тоже 16.
  • Помилуют B, стражник сказал C — вероятность ⅓.
  • Помилуют C, стражник сказал B — вероятность тоже ⅓.

Так что фраза «Казнят B» оставляет 1-й и 4-й варианты — то есть 23 вероятности, что помилуют C, и ⅓, что A.

Люди думают, что вероятность ½, потому что они игнорируют суть вопроса, который заключённый A задаёт стражнику. Если бы стражник мог ответить на вопрос «Будет ли заключенный B казнён?», тогда в случае положительного ответа вероятность казни А действительно бы уменьшалась с 23 до ½.

К вопросу можно подойти и с другой стороны: если A помилуют, стражник скажет любое имя наугад; если A казнят — стражник скажет того, кого казнят вместе с A. Так что вопрос не даст A никакого дополнительного шанса на помилование.

См. также[править | править код]

  • Задача трёх узников
  • Условная вероятность
  • Теорема Байеса
  • Парадокс двух конвертов
  • Парадокс с полом ребёнка
  • Парадокс Бертрана (вероятность)

Примечания[править | править код]

  1. Воронцов, И.Д., Райцин, А.М. ПАРАДОКС МОНТИ ХОЛЛА // ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. — 2015. — № 2. — С. 7. Архивировано 15 июня 2021 года.
  2. Selvin, Steve. A problem in probability (letter to the editor) (англ.) // American Statistician  (англ.) (рус. : journal. — Vol. 29, no. 1. — P. 67. — JSTOR 2683689.
  3. Selvin, Steve. On the Monty Hall problem (letter to the editor) (англ.) // American Statistician  (англ.) (рус. : journal. — Vol. 29, no. 3. — P. 134. — JSTOR 2683443.
  4. 1 2 Tierney, John (July 21, 1991), Behind Monty Hall’s Doors: Puzzle, Debate and Answer?, The New York Times, <https://query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9D0CEFDD1E3FF932A15754C0A967958260>. Проверено 18 января 2008. Архивная копия от 9 ноября 2007 на Wayback Machine
  5. The Monty Hall Problem, Reconsidered Архивная копия от 8 марта 2019 на Wayback Machine. Martin Gardner in the Twenty-First Century
  6. Granberg, Donald (1996). «To Switch or Not to Switch». Appendix to vos Savant, Marilyn, The Power of Logical Thinking. St. Martin’s Press. ISBN 0-312-30463-3, (restricted online copy в «Книгах Google»).
  7. Granberg, Donald and Brown, Thad A. (1995). “The Monty Hall Dilemma, ” Personality and Social Psychology Bulletin 21(7): 711—729.
  8. 1 2 Rosenthal, Jeffrey S. Monty Hall, Monty Fall, Monty Crawl (англ.) // Math Horizons  (англ.) (рус. : magazine. — 2005a. — P. September issue, 5—7. Online reprint, 2008 Архивная копия от 16 ноября 2010 на Wayback Machine.
  9. 1 2 Rosenthal, Jeffrey S. (2005b): Struck by Lightning: the Curious World of Probabilities. Harper Collings 2005, ISBN 978-0-00-200791-7.
  10. Morgan, J. P., Chaganty, N. R., Dahiya, R. C., & Doviak, M. J. (1991). “Let’s make a deal: The player’s dilemma, ” Архивная копия от 21 августа 2016 на Wayback Machine American Statistician 45: 284—287.
  11. Mueser, Peter R. and Granberg, Donald (May 1999). «The Monty Hall Dilemma Revisited: Understanding the Interaction of Problem Definition and Decision Making» Архивная копия от 25 мая 2013 на Wayback Machine, University of Missouri Working Paper 99-06. Retrieved June 10, 2010.
  12. Gill, Richard (2010) Monty Hall problem. pp. 858—863, International Encyclopaedia of Statistical Science, Springer, 2010. Eprint [1]
  13. Gill, Richard (2011) The Monty Hall Problem is not a probability puzzle (it’s a challenge in mathematical modelling). Statistica Neerlandica 65(1) 58-71, February 2011. Eprint [2]

Ссылки[править | править код]

  • Объясняющий видеоролик на сайте Smart Videos .ru
  • Weisstein, Eric W. Парадокс Монти Холла (англ.) на сайте Wolfram MathWorld.
  • Парадокс Монти Холла на сайте телешоу Let’s Make a deal
  • Ron Clarke Парадокс Монти Холла
  • Отрывок из книги С.Лукьяненко, в котором используется парадокс Монти Холла
  • Ещё одно решение по Байесу Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Ещё одно решение по Байесу на форуме Новосибирского Государственного Университета
  • Реализация симулятора парадокса Монти Холла на разных языках (на сайте Rosetta Code[en])
  • Наглядный пример действия парадокса Монти Холла (русск.)
  • Приз за одной из трёх дверей

Литература[править | править код]

  • Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика, — М.: Высшее образование. 2005
  • Gnedin, Sasha «The Mondee Gills Game.» (недоступная ссылка) Журнал The Mathematical Intelligencer, 2011
  • Савант, Мэрилин вос. Колонка «Ask Marilyn», журнал Parade Magazine от 17 февраля 1990.
  • Савант, Мэрилин вос. Колонка «Ask Marilyn», журнал Parade Magazine от 26 февраля 2006.
  • Bapeswara Rao, V. V. and Rao, M. Bhaskara. «A three-door game show and some of its variants». Журнал The Mathematical Scientist, 1992, № 2.
  • Tijms, Henk. Understanding Probability, Chance Rules in Everyday Life. Cambridge University Press, New York, 2004. (ISBN 0-521-54036-4)

Ниже
приведены основные правила, позволяющие
определить вероятность появления
сложного события на основании известных
вероятностей составляющих его более
простых событий.

1. Вероятность
достоверного события 
равна
единице:

                                                                    .                                                                   
(4.2)

2. Вероятность
объединения (суммы) несовместных
событий 
равна
сумме их вероятностей:

                                     (4.3)

Эти
два равенства являются аксиомами теории
вероятностей, т. е. принимаются в качестве
исходных, но требующих доказательства
свойств вероятностей. На их основе
строится вся теория вероятностей.

Все
остальные, приведенные ниже без
доказательств формулы могут быть
выведены из принятых аксиом.

3. Вероятность
невозможного события 
равна
нулю:

                                                                   .                                                                 
(4.4)

4. Вероятность
события, противоположного 
событию
А, равна

                                                              (4.5)

Формула
(4.5) оказывается полезной на практике в
тех случаях, когда вычисление вероятности
непосредственно события А затруднительно,
в то время как вероятность противоположного
события находится просто (см. ниже п.9).

5. Теорема
сложения вероятностей
.
Вероятность объединения произвольных
событий равна сумме их вероятностей за
вычетом вероятности произведения
событий:

                                                 .                                               
(4.6)

Для
несовместных событий и
формула (4.6) переходит в (4.3).

6. Условная
вероятность.
 Если
требуется найти вероятность события В при
условии, что произошло некоторое другое
событие А,
то такую ситуацию характеризуют с
помощью условной вероятности.
Условная вероятность равна отношению
вероятности произведения событийА и В к
вероятности события А:

                                                              (4.7)

В
тех случаях, когда события А и В несовместны, и
соответственно.

7. Определение
условной вероятности в виде (4.7) дает
возможность записать следующую формулу
для вычисления вероятности произведения
событий (теорема
умножения вероятностей
)

                                             (4.8)

8. Поскольку
вероятность события А (или В)
для независимых событий по определению
не изменяется при появлении другого
события, то условная вероятность совпадает
с вероятностью событияА,
а условная вероятность 
сР(В).
Вероятности Р(А) и Р(В)
в отличие от условных вероятностей
называются безусловными.

                                                  ,
                                                 
(4.9)

Теорема
умножения вероятностей для независимых
событий
 записывается
следующим образом:

                                        ,                                      
(4.10)

т.
е. вероятность произведения независимых
событий равна произведению их вероятностей.

9. Вычислим вероятность
появления хотя бы одного события в n
испытаниях

А –
появление в n испытаниях хотя
бы
 один
раз интересующего нас события.

 –
интересующее
нас событие не появлилось в n испытаниях ни
разу
.

А1 –
интересующее нас событие появлилось в
первом испытании.

А2 –
интересующее нас событие появлилось
во втором испытании.

….

Аn –
интересующее нас событие появлилось
в n-ом
испытании.

                             (4.11)

10. Формула
полной вероятности
.

Если
событие А может
произойти только при появлении одного
из несовместных событий Н1,
Н
2,
…, Н
n,
то

                        .                     
(4.12)

Пример
4.3

В
урне 5 белых, 20 красных и 10 черных шаров,
не отличающихся по размеру. Шары тщательно
перемешивают и затем наугад вынимают
1 шар. Какова вероятность того, что
вынутый шар окажется белым или черным?

Решение. Пусть
событие А –
появление белого или черного шара.
Разобьем это событие на более простые.
Пусть В1 –
появление белого шара, а В2 –
черного. Тогда, А=В12по
определению суммы событий.
Следовательно Р(А)=Р(В12).
Так как В1 и В2 –
несовместные события, то по теореме о
вероятности суммы несовместных событий
(формула 4.3)Р(В12) = Р(В1)+Р(В2).

Вычислим
вероятности событий В1 и В2.
В этом примере имеется 35 равновозможных
(шары не отличаются по размеру) исходов
опыта, событию В1 (появлению
белого шара) благоприятствуют 5 из них,
поэтому .
Аналогично,.
Следовательно,.

Пример
4.4

Ведутся
поиски двух преступников. Каждый из них
независимо от другого может быть
обнаружен в течение суток с вероятностью
0,5. Какова вероятность того, что в течение
суток будет обнаружен хотя бы один
преступник?

Решение. Пусть
событие А –
“обнаружен хотя бы один преступник”.
Разобьем это событие на более простые.
Пусть В1 –
обнаружен первый преступник, а В2 –
обнаружен второй преступник.
Тогда, А=В12 по
определению суммы событий.
Следовательно Р(А)=Р(В12).
Так как В1и В2 
совместные события, то по теореме о
вероятности суммы событий (формула 4.6)

Р(В12) = Р(В1)+Р(В2)-Р(В1 В2) = 0,5+0,5 – 0,25=0,75.

Можно
решать и через обратное событие: .

Пример
4.5 а)

Преступник
имеет 3 ключа. В темноте он открывает
дверь выбирая ключ случайным образом.
На открытие каждой из дверей он тратит
5 сек. Найти вероятность того, что он
откроет все двери за 15 сек.

Решение. Пусть
событие А –
“открыты все двери”. Разобьем это
событие на более простые. Пусть В –
“открыта 1-я“, С –
“ открыта 2-я“, а D –
“ открыта 3-я“. Тогда, А=ВСD по
определению произведения событий.
Следовательно Р(А)=Р(ВСD).
По теореме о вероятности произведения
независимых событий (формула
4.10) Р(ВСD) = Р(В)Р(C)
Р(D)
.

Вычислим
вероятности событий В,
C
и D.
В этом примере имеется 3 равновозможных
(каждый ключ выбираем из 3-х) исходов
опыта. Каждому из событий В,
C
и Dблагоприятствует
1 из них, поэтому ..

Пример
4.5 б)

Изменим
задачу: считаем, что преступник –
забывчивый человек. Пусть преступник
открыв дверь, оставляет ключ в ней.
Какова тогда вероятность, что он откроет
все двери за 15 сек?

Решение. Событие А –
“открыты все двери”. Опять, А=ВСD по
определению произведения событий.
Следовательно Р(А)=Р(ВСD).
Но, теперь события В,
C
и D –
зависимы. По теореме о вероятности
произведения зависимых
событий Р(ВСD) = Р(В)Р(C|B)
Р(D|BC)
.

Вычислим
вероятности : ,(ключа
осталось только два и один из них
подходит!),и,
значит,.

Пример
4.6

Ведутся
поиски двух преступников. Каждый из них
независимо от другого может быть
обнаружен в течение суток с вероятностью
0,5. После поимки одно из них, в связи с
увеличением количества сотрудников,
занятых в поисках,  вероятность найти
второго возрастает до 0,7. Какова
вероятность того, что в течение суток
будет обнаружены оба преступника.

Решение. Пусть
событие А –
“обнаружены два преступника”. Разобьем
это событие на более простые. Пусть В1 –
обнаружен первый преступник, а В2 –
обнаружен второй преступник, после
того, как пойман первый. Тогда, А=В1В2 по
определению произведения событий.
Следовательно Р(А)=Р(В1В2).
Так как В1 и В2 –
зависимые события, то по теореме о
вероятности произведения зависимых
событий (формула 4.8) Р(В1В2) = Р(В1)Р(В2/В1) = 0,5
0,7=0,35
.

Пример
4.7

Найти
вероятность того, что при подбрасывании
монеты 10 раз герб выпадет хотя бы 1 раз.

Решение. Пусть
событие А –
“герб выпадет хотя
бы
 1
раз”. Рассмотрим обратное событие: 
“герб не выпадетни
разу
”.
Очевидно, что обратное событие легче
чем исходное разбить на более простые.
Пусть А1 –
герб не выпал при первом броске, А2 –
герб не выпал при втором броске, … А10 –
герб не выпал при 10-м броске. Все
события А1А10 независимы,
следовательно, (формула 4.11)

.

Пример
4.8

В
проведении операции по освобождению
заложников участвуют 2 группы снайперов:
10 человек с винтовкой ОП21 и 20 человек с
АКМ47. Вероятность поражения из ОП21 –
0,85, а АКМ47 – 0,65. Найти вероятность
того, что при одном выстреле произвольного
снайпера преступник будет поражен.

Решение. Пусть
событие А –
“преступник поражен”. Разобьем это
событие на более простые. Преступник
может быть поражен либо из ОП21, либо из
АКМ47. Вероятность того, что произвольный
снайпер вооружен ОП21 (событие Н1)
равна 10/30. Вероятность того, что
произвольный снайпер вооружен АКМ47
(событие Н2)
равна 20/30.

Вероятность
того, что преступник поражен равна
(формула 4.12)

.

В
подобных задачах полезно изобразить
дерево всех возможных исходов (с указанием
вероятностей каждого исхода):

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

0 / 0 / 0

Регистрация: 18.04.2016

Сообщений: 5

1

Найти вероятность того, что дверь будет открыта первым ключом

18.04.2016, 11:35. Показов 4195. Ответов 2


Студворк — интернет-сервис помощи студентам

3. В связке имеются 5 различных ключей, из которых только одним можно открыть дверь. Наудачу выбирается ключ, и делается попытка открыть им дверь. Ключ, оказавшийся неподходящим, больше не используется. Найти вероятность того, что
– дверь будет открыта первым ключом;
– для открывания двери будет использовано не более двух ключей.



0



Programming

Эксперт

94731 / 64177 / 26122

Регистрация: 12.04.2006

Сообщений: 116,782

18.04.2016, 11:35

2

Диссидент

Эксперт C

27464 / 17153 / 3780

Регистрация: 24.12.2010

Сообщений: 38,632

19.04.2016, 21:04

2

Цитата
Сообщение от ПолинаГД
Посмотреть сообщение

– дверь будет открыта первым ключом;

1/5

Цитата
Сообщение от ПолинаГД
Посмотреть сообщение

– для открывания двери будет использовано не более двух ключей.

1/5 + 4/5*1/4 = 2/5
любопытно, не правда ли?
А не более 3-х будет тоже 3/5
Не более 4-х – 4/5
Не более 5-ти – 1 (=5/5)
Нет ли где-то здесь зарытой собаки?



0



zer0mail

20.04.2016, 09:28


    Найти вероятность того, что дверь будет открыта первым ключом

Не по теме:

ПолинаГД тоже врач, которую мучают ТВ. Прямо, день нулевых знаний.



0



IT_Exp

Эксперт

87844 / 49110 / 22898

Регистрация: 17.06.2006

Сообщений: 92,604

20.04.2016, 09:28

3

Замок в парадной имеет 10 кнопок с цифрами от 0 до 9 и открывается одновременным нажатием на три определенные кнопки.

а)  Если на нажатие комбинации требуется одна секунда, за какое время можно гарантированно открыть замок, не зная кода?

б)  Какова вероятность открыть замок с первого раза, нажав три случайные кнопки?

в)  Подошедший к подъезду человек открыл замок с третьего раза. Знал ли он что-либо о коде замка?

г)  Если настроить замок на одновременное нажатие 7 цифр, за какое максимальное время можно будет подобрать код?

д)  На сколько цифр нужно закрывать замок, чтобы подобрать к нему шифр было труднее всего?

е)  Если подошедший не знает, из скольких клавиш состоит код, сколько ему надо сделать попыток, чтобы гарантированно открыть дверь? Какова вероятность открыть её с первой попытки?

Спрятать решение

Решение.

а)  Количество способов выбрать 3 кнопки из 10 равно числу сочетаний C_10 в кубе = дробь: числитель: 10!, знаменатель: 7!3! конец дроби =120. Следовательно, для открытия замка потребуется 120 секунд.

б)  Из п. а) заключаем, что всего есть 120 возможных исходов, из которых ровно один благоприятный. Искомая вероятность равна  дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби .

в)  Вероятность открыть замок с первой попытки равна  дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби , вероятность не открыть его с первой попытки, но открыть со второй равна  дробь: числитель: 119, знаменатель: 120 конец дроби умножить на дробь: числитель: 1, знаменатель: 119 конец дроби = дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби , вероятность открыть замок с третьей попытки равна  дробь: числитель: 119, знаменатель: 120 конец дроби умножить на дробь: числитель: 118, знаменатель: 119 конец дроби умножить на дробь: числитель: 1, знаменатель: 118 конец дроби = дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби . Вероятность суммы несовместных событий равна сумме их вероятностей, поэтому

 дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби плюс дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби плюс дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби = дробь: числитель: 3, знаменатель: 120 конец дроби = дробь: числитель: 1, знаменатель: 40 конец дроби .

Полученная вероятность больше одной сотой, будем считать, что это достаточно вероятное событие.

г)  Выбрать 7 кнопок из 10 и нажать их то же самое, что выбрать 3 кнопки и не нажать их. Поэтому количество вариантов такое же, как в п. а), оно равно 120. Следовательно, для открытия замка потребуется 120 секунд.

д)  Воспользуемся свойством чисел сочетаний: для чётных значений n максимальное значение C_n^k достигается при k= дробь: числитель: n, знаменатель: 2 конец дроби . В нашем случае это число 5.

е)  Замок может открыться при нажатии 1, 2, …, 10 клавиш. Количество способов выбрать их равно C_10 в степени 1 , C_10 в квадрате , ldots, соответственно, поэтому всего способов

C_10 в степени 1 плюс C_10 в квадрате плюс ldots плюс C_10 в степени 9 плюс C_10 в степени левая круглая скобка 10 правая круглая скобка = C_10 в степени 0 плюс C_10 в степени 1 плюс ldots плюс C_10 в степени 9 плюс C_10 в степени левая круглая скобка 10 правая круглая скобка = 2 в степени левая круглая скобка 10 правая круглая скобка минус 1 = 1023.

Вместо непосредственного подсчета добавим и вычтем C_10 в степени 0 = 1, получим

C_10 в степени 0 плюс C_10 в степени 1 плюс ldots плюс C_10 в степени 9 плюс C_10 в степени левая круглая скобка 10 правая круглая скобка минус 1 = 2 в степени левая круглая скобка 10 правая круглая скобка минус 1 = 1023.

Итак, всего есть 1023 варианта кода, поэтому вероятность открыть дверь с первой попытки равна  дробь: числитель: 1, знаменатель: 1023 конец дроби .

Ответ: а) 120 секунд; б)  дробь: числитель: 1, знаменатель: 120 конец дроби ; в) Возможно, повезло; г) 120 секунд; д) На пять цифр; е) 1023,  дробь: числитель: 1, знаменатель: 1023 конец дроби .

Добавить комментарий