Как найти вероятность в задачах по биологии

Выше,
в параграфах 7 и 8 были разобраны некоторые
закономерности статистики в ее приложении
к вопросам генетики. В медицинской
генетике определение вероятности
генетически обусловленных событий
имеет большое значение. В свя­зи с
этим мы должны вновь вернуться к этому
вопросу.

Начнем
со случаев генетической детерминации
пола. Все яйцеклетки женщины имеют
Х-хромосому. При оплодотворе­нии они
окружены большим числом сперматозоидов,
половина которых имеет Х-хромосому, а
другая половина Y-хромосому. Какой из
двух типов сперматозоидов сольется с
яйцеклеткой — дело случая. Если яйцо
будет оплодотворено сперматозоидом с
Х-хромосомой, из зиготы разовьется
девочка, если сперматозоидом с
Y-хромосомой— мальчик. Так как количество
спер­матозоидов того и другого типа
одинаково, то каждое из этих двух
возможных событий равновероятно.
Следовательно в пользу рождения мальчика
имеется 1 благоприятный шанс из двух
возможных, тоже и в пользу рождения
девочки. Отсю­да вероятность рождения
мальчика равна l/2
и девочки то­же l/2.

В
общей форме вероятность (Р) в ее
количественном выражении представляет
частное от деления числа благоприятных
шансов
(F)
на общее число всех шансов
(S)
или:

P=F/S

В
нашем случае, когда F равно единице, а S
— двум, Р равно l/2.
Тоже самое можно выразить в процентах:

P%=100
x F/S

В
нашем случае 100x
l
/2
= 50%. По этим формулам в большин­стве
простых случаев можно вычислить и
вероятность рож­дения ребенка с
определенным наследственным признаком.

В
более сложных случаях при вычислении
вероятности генетически обусловленных
событий, нужно иметь в виду излагаемые
ниже правила.

Правило
1. Вероятность события не зависит от
предшество­вавших событий.

Разберем
это правило на примере генетической
детермина­ции пола ребенка. В семье
А первым ребенком была девочка. Какова
вероятность того, что вторым ребенком
будет маль­чик?

Начинающие
изучение генетики нередко думают, что
так как расщепление детей по полу
происходит в отношении 1:1, и первым
ребенком в семье А была девочка, значит
вторым — должен быть мальчик. Статистика
доказывает, что это заключение неправильно.
Пол второго ребенка, так же как и пол
первого, зависит от случая. Численное
соотношение сперматозоидов с Х- и
Y-хромосомой, у отца детей после рождения
пер­вого ребенка не изменилось и при
мейозе возникает равное число
сперматозоидов обоих типов. Следовательно,
вероят­ность рождения мальчика при
второй беременности, как и при первой
равна
l
/2
или 50%, и вероятность рождения девочки
составляет тоже l/2.

В
семье В родились два ребенка, обе девочки.
Какова вероятность того, что третьим
ребенком будет тоже девочка? Используя
то же рассуждение, следует сказать, что
так как соотношение сперматозоидов с
Х- и Y-хромосомой у отца после рождения
двух детей не изменилось, то вероятность
того, что третьим ребенком будет девочка
составляет 50%.

В
общем виде рассматриваемое правило
выражается так. При двух или нескольких
независимых событиях, вероятность
последующего события не зависит от
предыдущих. Ле Шателье выразил это в
форме афоризма: «Вероятность памяти не
имеет».

Правило
2. Вероятность совпадения независимых
событий (правило умножения вероятностей).

Семья
М. решила иметь двух детей. Какова
вероятность того, что оба ребенка будут
мальчики? Выше было показано, что
вероятность рождения ребенка определенного
пола при второй беременности не зависит
от пола первого ребенка. Это независимые
события. При двух зачатиях возможны
четыре равновероятные результата: 1)
первый ребенок мальчик, вто­рой
мальчик, 2) первый ребенок мальчик, второй
девочка. 3) первый ребенок девочка, второй
мальчик и 4) первый ре­бенок девочка,
второй девочка. Эти четыре случая
представ­лены на схеме 49.

1-й

ребенок

2-й

ребенок

Итого
в

семье

пол

Р

пол

Р

пол

Р

м

l/2

м,
м

l/4

Мальчик

l/2

д

l/2

м,
д

l/4

м

l/2

д,
м

l/4

Девочка

l/2

д

l/2

д,
д

l/4

Схема
49. Вероятность рождения ребенка
определенного пола в семьях из двух
детей.

Нетрудно
видеть, что рождение в семье двух
мальчиков представляет собой 1 из 4-х
равновозможных случаев. Следовательно,
по формуле Р=F/S, где
F=1,
a S=4,
вероятность рождения в семье двух
мальчиков составляет
l
/4
или 25%. Этот же результат можно получить
и другим путем, умножив вероятности
независимых событий. Вероятность того,
что первый ребенок будет мальчик — l/2,
вероятность
того, что второй ребенок будет мальчик
тоже
l
/2.
Отсюда вероятность совпадения двух
событий (рождения мальчика при первой
и вто­рой беременности) равна l/2
l/2=
l
/4.

Правило
умножения вероятностей позволяет легко
решить и такую задачу. Семья В решила
иметь трех детей. Какова вероятность
того, что все дети будут девочки?
Вероятность рождения каждой из трех
дочерей составляет
l
/2.
Вероятность иметь трех дочерей равна
произведению l/2

l/2

l/2
=
l/8
или 12,5%.

Правило
3. Вероятность того, что случится либо
одно, либо другое из нескольких
несовместных событий. (Правило сло­жения
вероятностей).

Какова
вероятность того, что в семье из двух
детей будет и девочка и мальчик (либо
первый ребенок девочка, второй мальчик,
либо первый — мальчик, второй девочка,
но не оба ребенка одного пола).

Глядя
на приведенную выше схему 49, можно
видеть, что в семье из двух детей возможен
случай, когда первым ребен­ком является
мальчик, а вторым девочка. Вероятность
этого случая
l/4.
Кроме того, возможен случай, когда первый
ребе­нок девочка, а второй — мальчик.
Вероятность тоже равна l/4.
Следовательно вероятность иметь
разнополых детей (либо первый мальчик,
вторая девочка, либо первая — девочка,
второй мальчик) составляет сумму
вероятностей этих событий l/4
+
l/4
=
l/2.

Задачи

118.
У человека при сперматогенезе образуются
в рав­ных количествах сперматозоиды
двух типов. Сперматозоиды с Х-хромосомой
при оплодотворении яйцеклетки
детермини­руют развитие особи женского
пола, а сперматозоиды с Y-хромосомой —
мужского.

а)
Какова вероятность того, что в семье
первым ребенком будет мальчик?

б)
В семье Н первым ребенком был мальчик.
Какова вероятность того, что вторым
ребенком в этой семье будет девочка?

в)
Какова вероятность того, что вторым
ребенком в семье Н. будет мальчик?

119.
Семья Р. решила иметь двух детей.

а)
Какова вероятность того, что оба ребенка
будут де­вочки?

б)
Какова вероятность того, что первый
ребенок будет де­вочка, а второй
мальчик?

в)
Какова вероятность того, что один из
детей будет де­вочка, а другой мальчик?

120.
Обследованы на соотношение полов
потомства семьи, состоящие из 4-х детей.
(Предполагается, что обследовано много
семей без какого-то ни было отбора).

а)
В какой части обследованных семей можно
ожидать, что все 4 ребенка будут мальчики?

б)
В какой части семей можно ожидать, что
первым ре­бенком является мальчик,
вторым — девочка, третьим — мальчик,
четвертым девочка?

в)
В какой части семей можио ожидать, что
два ребенка будут мальчики, а два девочки?

121.
Наследственное заболевание обусловлено
доминантным аутосомным геном Р. Мать
больна и гетерозиготна по гену Р, отец
здоров.

а)
Какова вероятность того, что их первый
ребенок будет больным?

б)
Первый ребенок болен. Какова вероятность
того, что второй ребенок будет здоров?

в)
Какова вероятности того, что в семье из
двух детей оба ребенка будут больны?

122.
Наследственное заболевание обусловлено
рецессивным аутосомным геном n. Оба
родителя здоровы и гетерозиготны по
гену n.

а)
Какова вероятность того, что их первый
ребенок будет больным?

б)
Какова вероятность того, что при рождении
трех детей все они будут здоровы?

в)
Какая часть их детей будут либо больными,
либо носи­телями гена n.

123.
Доминантный аутосомный ген — Р,
обусловливает болезнь.

а)
Отец гетерозиготен по гену Р; мать
здорова (рр). Какова вероятность того,
что отец передаст патологический ген
своему ребенку?

б)
Дед со стороны отца гетерозиготен по
гену Р. Второй дед и обе бабушки здоровы
(рр). Какова вероятность того, что больной
дед передаст патологический аллель (Р)
своему внуку?

в)
Одна прабабушка имела патологический
аллель Р в гетерозиготном состоянии.
Остальные 7 прабабушек и прадедов были
здоровы (рр). Какова вероятность того,
что правнук получит патологический
аллель (Р)?

г)
Мать ребенка гомозиготна по патологическому
аллелю Р, отец здоров. Какова вероятность
того, что мать передаст ребенку
патологический аллель?

д)
Бабка со стороны матери гомозиготна по
патологиче­скому гену Р. Вторая бабка
и оба деда здоровы. Какова ве­роятность
того, что больная бабка передаст своему
внуку па­тологический аллель?

е)
Один из прадедов гомозиготен по
патологическому аллелю Р. Остальные 7
прадедов и прабабушек здоровы. Какова
вероятность того, что правнук получит
патологический ал­лель?

124.
Рецессивный ген n обусловливает болезнь.
В поколении дедов – все здоровы. Бабушка
со стороны отца и дед со стороны матери
гетерозиготны по гену n, остальные
гомозиготны
(NN).

а)
Какова вероятность того, что их внук
будет болен?

б)
Какова вероятность того, что их внук
будет гетерозиготным носителем?

в)
Какова вероятность того, что их внук
получит ген n (будет либо больным, либо
гетерозиготным носителем)?

125.
Определить вероятность:

а)
того, что сын получит патологический
аллель (n) от ге­терозиготного отца;

б)
того, что внук получит патологический
аллель (n) от гетерозиготного деда;

в)
того, что правнук получит патологический
аллель (n) от гетерозиготного прадеда.

126.
Определите вероятность для особи
унаследовать:

а)
один из пары патологических аллелей
(n) от гетерозиготной бабки со стороны
отца, а другой от гетерозиготной бабки
со стороны матери;

б)
один из пары патологических аллелей от
гомозиготного(nn) деда со стороны отца,
а другой от гетерозиготной
(Nn) бабки
со стороны матери.

127.
Ожидаемое расщепление по полу составляет
1:1. При обследовании группы семей
подсчитывалось число мальчиков и
девочек.

а)
В одной группе семей общее число девочек
15, мальчи­ков 25. Является ли отклонение
этих чисел от ожидаемого от­ношения
1:1 статистически показательным?
Произведите оценку согласия по методу
хи-квадрат, используя схемы 16 и 17.

б)
Если число детей с тем же соотношением
девочек и мальчиков было бы в 10 раз
большим, то будет ли откло­нение этих
чисел от ожидаемых статистически
показатель­ным?

128.
Обследованы семьи работниц двух
предприятий на соотношение полов детей
в их семьях.

а)
За определенный срок работницы одного
предприятия родили 14 мальчиков и 27
девочек. Является ли отклонение
наблюдаемого соотношения полов от
теоретического
(1:1)
статистически значимым?

б)
За этот же срок работницы второго
предприятия роди­ли 20 мальчиков и 56
девочек, является ля отклонение этих
чисел от ожидаемого отношения 1:1
статистически значи­мым?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    07.03.201629.8 Mб35Генетика Лобашев М Е 1967г.djvu

  • #
  • #
  • #

Цель: Дать некоторые основные определения теории вероятностей. Показать
практическое применение рассматриваемых элементов в генетике, тем самым повысить
мотивацию обучения математике в медицинском колледже.

Студент должен знать: Определение основных элементов теории вероятностей.

Студент должен уметь: Применять теоретические знания для решения задач.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Материально-техническое оснащение урока: Интерактивная доска, компьютер.
Карточки – инструкции к теме “ Элементы теории вероятностей”.

Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Проверка домашнего задания. Показ презентаций на тему «История
    возникновения теории вероятностей» – 25 мин
  3. Объяснение нового материала – 40 мин.
  4. Решение задач по генетике. Закрепление нового материала – 20 мин.(2-3
    человека).
  5. Домашнее задание – 2 мин.

Содержание урока.

История теории вероятностей

Студенты показывают подготовленные дома презентации на заданную тему.

Основные элементы теории вероятностей

Всякий результат или исход испытаний называется событием.

Множество U , элементами которого являются предполагаемые исходы данного
опыта, взаимоисключающие друг друга наз. пространством элементарных исходов
ПЭИ
, а его элементы элементарными исходами.

Задача 1. Дважды бросается монета.

U = {ГГ, ГЦ,ЦГ,ЦЦ} .Здесь, например, “ ГЦ” означает, что при первом бросании
выпал герб, при втором цифра.

Если событие при заданных условиях может произойти или не произойти, то оно
называется случайным. (Примеры)

Если событие должно непременно произойти, его называется достоверным,
это событие совпадает со всем множеством U. (Примеры)

Если событие заведомо не может произойти, его называют невозможным,
это событие совпадает с пустым множеством V. (Примеры)

События называется совместными, если в данных условиях появление
одного не исключает появление другого в одних и тех же условиях.

Если возможно появление только одного события, то события называются
несовместными
.

Вероятностью события А называется отношение числа исходов m,
благоприятствующих наступлению события А, к числу n всех исходов (несовместных,
единственновозможных, равновозможных), т.е.

Р(А) = m/n

причем 0 £ Р(А) £ 1,
если событие невозможно, то Р(А) = 0,
если событие достоверно, то Р(А) = 1.

Задача 2. В лотерее из 1000 билетов имеются 200 выигрышных. Вынимают
наугад один билет. Чему равна вероятность того, что вынутый билет выигрышный.

Р(А) = m/n = 200/1000 = 1/5 = 0,2

Теорема сложения вероятностей.

1.Теорема сложения вероятностей совместных событий.

Вероятность появления одного из нескольких попарно несовместных событий,
безразлично какого, равна сумме вероятностей этих событий.

Р(А+В) = Р(А) + Р(В);

2.Теорема сложения вероятностей совместных событий.

Вероятность появления хотя бы одного из двух совместных событий равна сумме
вероятностей этих событий без вероятности их совместного появления.

Р(А+В) = Р(А) + Р(В) – Р(АВ).

Задача 3. Найти вероятность того, что наудачу взятое число окажется кратным
либо 3, либо 5, либо тому и другому одновременно.

Пусть А – событие, состоящее в том, что наудачу взятое число кратно 3, а В –
в том что оно кратно 5. найдем Р(А+В). Так как А и В совместные события, то
воспользуемся второй теоремой.

Р(А+В) = Р(А) + Р(В) – Р(АВ).

Всего имеется 90 двузначных чисел: 10,11,…,98,99. Из них 30 являются
кратными 3 (благоприятствуют наступлению события А); 18 – кратными 5
(благоприятствуют наступлению события В) и 6 – кратными одновременно и 3 и 5
(благоприятствуют наступлению события АВ). Таким образом, Р(А) = 30/90 = 1/3; Р(В)
= 18/90 = 1/5; Р(АВ) = 6/90 = 1/15.

Р(А+В) = 1/3 + 1/5 – 1/15 = 7/15 = 0,467.

Теоремы умножения вероятностей.

1. Теорема умножения вероятностей независимых событий.

Вероятность появления двух независимых событий равна произведению
вероятностей этих событий.

Р(АВ) = Р(А) × Р(В)

2. Теорема умножения вероятностей зависимых событий.

Вероятность появления двух зависимых событий равна произведению одного из их
на условную вероятность другого.

Р(АВ) = Р(А) × АР(В) = Р(В) × ВР(А)

Задача 4 . В одной урне находятся 4 белых и 8 черных шаров, в другой – 3
белых и 9 черных. Из каждой урны вынули по шару. Найти вероятность того, что оба
шара окажутся белыми.

Пусть А – появление белого шара из первой урны; В – появление белого шара из
второй урны. Очевидно, что события А и В независимы. Найдем Р(А) = 4/12 = 1/3; Р(В)
= 3/12 = 1/4.

По первой теореме получаем Р(АВ) = Р(А) × Р(В) =1/3 × 1/4= 1/12 = 0, 083.

Формула полной вероятности.

Пусть события В1, В2, …, Вn образуют
полную группу событий и при наступлении каждого из них, например Вi, событие А
может наступить с некоторой условной вероятностью Р Вi(А). Тогда вероятность
наступления события А равна сумме произведений вероятностей каждого из событий
на соответствующую вероятность события А:

Р(А) = Р(В1) Рв1(А) + Р(В2) Р в2(А) + … + Р(Вi) Рвi(А), где
Р(В1) + Р(В2) +… +Р(Вi)= 1

Данная формула называется формулой полной вероятности.

Задача 5. Известно, что в партии из 1000 ампул с новокаином 400 ампул
изготовлено на одном заводе, 350 – на втором, 250 – на третьем. Известны также
вероятности 0,75; 0,8; 0,85 того, что ампула окажется без дефекта при ее
изготовлении соответственно на первом, втором, третьем заводе. Какова
вероятность того, что выбранная наугад ампула окажется без дефекта?

Введем обозначения: В1 – ампула, изготовленная на первом заводе, В2
– ампула, изготовленная на втором и В3 – на третьем; событие А –
ампула оказалась без дефекта. Из условия следует, что Р(В1) = 0,4, Р(В2)
=0,35, Р(В3) = 0,25, Рв1(А) = 0,75, Рв2(А) = 0,8, и Рв3(А) = 0,85.
Следовательно,

Р(А) = Р(В1) Рв1(А) + Р(В2) Рв2Р(А) + Р(В3) Рв3(А) =

= 0,4× 0,75 + 0,35× 0,8 + 0.25 × 0,85 = 0,7925

Закон распределения случайной величины.

Случайной величиной называется числовая функция, определенная на пространстве
элементарных исходов. Функция, ставящая в соответствие каждому значению Х
вероятность Р(Х), с которой она принимает это значение называется законом
распределения случайной величины.

Можно предложить следующую схему закона распределения случайной величины:

1. Построить для данного эксперимента пространство элементарных исходов ПЭИ и
задать в нем вероятности.

2. Выписать значение случайной величины, соответствующее каждому
элементарному исходу.

3. Выписать возможные различные значения Х1, Х2, …Хn
случайной величины и соответствующие им вероятности Р(Х1), Р(Х2),…
Р(Хn). Вероятность Р(Хi) находится сложением вероятностей
всех элементарных исходов, отвечающих значению Хi.

Задача 6. Стрелок, имея 4 патрона, стреляет до первого попадания в цель.
Вероятность попадания при каждом выстреле равна 0,6. Построить закон
распределения числа использованных патронов.

ПЭИ этого опыта U = { П;НП;ННП;НННП;НННН }

Так как результат каждого выстрела естественно считать независимым от
предыдущего, то вероятности элементарных исходов соответственно равны Р(П) =
0.6; Р(НП)=0,4 0.6 =0,24; Р(ННП) = 0,4 0,6 = 0,096; Р(НННП) = 0,4 0,6 = 0,0384;
Р(НННН) = 0,4 = 0,0256. Элементарным исходам соответствуют следующие значения
случайной величины – числа использованных патронов 1,2,3,4.

Итак, закон распределения имеет вид

Хi 1 2 3 4
Р(Хi) 0,6 0,24 0,096 0,064

(0,064 = 0,0384 + 0,0256).

Знание закона распределения вероятностей позволит решать некоторые задачи и
по дисциплине «Управление и организация здравоохранения».


Решение задач по генетике с применением пройденного материала.

1. Селекционер скрещивает две породы, каждая из которых обладает парой генов
(а, А). Каждая из родительских особей передает потомку один из этих генов (либо
а, либо А). Два гена – один отцовский и один материнский – составляют пару
аллельных генов потомка. Опишите ПЭИ, элементами которого являются пары генов
возможных потомков.

2. У человека ген (А) полидактилии (шестипалость) доминирует над нормальным
строением кости.

1) Определите вероятность рождения шестипалых детей в семье, где оба родителя
гетерозиготные (Аа).

2) В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти (аа), а
второй – шестипалый (Аа), родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова
вероятность того, что следующий ребенок родится без аномалий?

3. Известно, что “трехшерстные” кошки – всегда самки. Это обусловлено тем,
что гены черного (а) и рыжего (А) цвета шерсти аллельны и находятся в Х
хромосоме, но ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного
цвета формируются “трехшерстные” особи (Аа).

1) Какова вероятность получения в потомстве “трехшерстных” котят от
скрещивания трехшерстной кошки с черным котом?

2) Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?

4. Среди 1000 новорожденных 517 мальчиков. Какова вероятность рождения
мальчиков?

Домашнее задание.

Подготовить доклад – сообщение, на основании ранее полученных знаний по
биологии, генетике, связывая эти знания с изученными понятиями теории
вероятностей на одну из предлагаемых тем:

  1. Работы Ж.Б.Ламарка. Понятие фенотипа и генотипа.
  2. Работы Ч. Дарвина. Естественный отбор.
  3. Работы Менделя. Понятие доминантных и рецессивных признаков.
  4. Закон расщепления. Решетка Пиннета. Наследование группы крови.
  5. Мутации. Причины мутаций. Польза и вред мутаций.

Всего: 64    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–64

Добавить в вариант

У родителей, состоящих в родстве, значительно повышается вероятность рождения детей с заболеваниями


Какова вероятность (%) рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминирует над высоким ростом)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Источник: РЕШУ ЕГЭ


Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Источник: РЕШУ ЕГЭ


Выберите два верных ответа из пяти. Какова функция медико-генетических консультаций родительских пар?

1)  выявление предрасположенности родителей к инфекционным заболеваниям

2)  определение возможности рождения близнецов

3)  определение вероятности проявления у детей наследственных недугов

4)  выявление предрасположенности родителей к нарушению процесса обмена веществ

5)  определение характера передачи наследуемых признаков

Источник: РЕШУ ЕГЭ


У родителей, состоящих в родстве, значительно повы шается вероятность рождения детей с заболеваниями


При вступлении в брак женщины-носительницы гена гемофилии (ХНXh) со здоровым мужчиной (ХНY) вероятность рождения мальчиков, больных гемофилией, от всего числа детей составляет


От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Какова вероятность рождения кареглазых детей?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ


Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей без малых коренных зубов у этой супружеской пары?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Источник: РЕШУ ЕГЭ


Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.


Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.


У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.


В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын  — дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х  — хромосоме. Определите генотипы родителей, сына  — дальтоника, пол и вероятность рождения детей  — носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.


У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей  — дальтоников с карими глазами и их пол.


У человека нос с горбинкой (А)  — доминантный признак, а прямой нос  — рецессивный. Полные губы (В)  — доминантный признак, а тонкие губы  — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?


У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма  — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец  — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.


У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани,  — как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.


Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.


Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей  — первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей.

Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.


У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.


В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Голубые глаза и леворукость – аутосомные рецессивные признаки. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Всего: 64    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–64

Второй закон Менделя. Решение задач по генетике.

Решение задач по второму закону Менделя

Основные характеристики:

  • закон расщепления;
  • закон появления рецессивных особей;
  • в скрещивании участвуют гетерозиготы(Aa или Bb);
  • полное доминирование;
  • моногибридное скрещивание(скрещивание по 1 типу признаков);
  • аллели только 1 типа(например, А и а, или В и b);
  • в F2 появляются особи с признаками обоих родителей(проявляются доминантные и рецессивные аллели).

Второй закон Менделя был сформулирован на основании скрещивания гетерозиготных особей, полученных в опытах первоначальных гомозигот(первый закон Менделя).
Исходя из многочисленных скрещиваний гомозигот, различающихся по одной паре альтернативных признаков, Мендель взял растения, полученные в первом скрещивании, которые являлись гетерозиготами.
Во втором поколении он наблюдал расщепление признаков: впервые появилась особь, которая несла рецессивный признак – аа.

Это означало, что доминантный признак, который превалировал над рецессивным, в гетерозиготном состоянии дал ему возможность проявить себя, несмотря на наличие доминантных аллелей.

Второй закон Менделя звучит так: при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление признаков в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Графическое представление Второго закона Менделя

Графическое представление Второго закона Менделя

Теперь рассмотрим основные аспекты данного скрещивания:
1) в качестве родительских особей берем гетерозигот(имеющих доминантные и рецессивные аллели) – причем, фенотипически эти особи имеют доминантные признаки;
2) каждая особь несет два аллеля – доминантный и рецессивный(А и а);
3) получившееся поколение имеет вид: АА, Аа, Аа, аа;
4) расщепление по генотипу: 1:2:1;
5) расщепление по фенотипу: 3:1.

Почему расщепление по генотипу и фенотипу разное?
Дело в том, что особи АА и Аа внешне выглядят одинаково(потому что аллель А доминирует над а), а по генотипу они, очевидно, разные, так как одна является гомозиготой(АА), а другая – гетерозиготой(Аа).

Решение задач
Задача №1:
Определите генотип родителей, если они имеют нормальный слух(доминантный признак), а у них родился глухой ребенок.
Решение:
Когда в поколении появляется особь, имеющая признак, отсутствующий у родителей, как в данной задаче, то это проявление рецессивного аллеля, что характерно для 2 закона Менделя, при полном доминировании признака.
Соответственно, генотипы отца и матери будут одинаковы – Аа, а генотипы детей – АА, Аа, Аа, аа.

Особь аа по условию задачи является глухой, а остальные дети имеют нормальный слух.
Расщепление по генотипу – 1:2:1, по фенотипу – 3:1.

Задача 2:
Черная окраска шерсти у мышей доминирует над белой. Скрестили самку с белой шерстью и черного самца, в результате в F1 получили только черных мышат. Какое поколение стоит ожидать при скрещивании особей F1 между собой. Напишите расщепление по генотипу и фенотипу.
Решение:
Так как черная окраска шерсти доминирует, то это аллель А, а белая окраска – а.
Значит, генотип самца – АА, генотип самки – аа, при скрещивании гомозигот мы получим единообразное поколение F1 – Аа(все имеют черную шерсть).

Во втором скрещивании у нас особи Аа – получены от первого скрещивания.
Ты знаешь, что при скрещивании гетерозигот мы получаем расщепление 3:1 по фенотипу, и 1:2:1 по генотипу в случае полного доминирования.
В итоге, поколение F2 получилось следующим:
АА – черные;
2Аа – черные;
аа – белые.
В процентном соотношении это выглядит так: 75% черные – 25% белые.

Задача 3:
Какова вероятность рождения ребенка с голубыми глазами от кареглазой матери, у которой отец имел голубые глаза, а мать – карие, и отца, гетерозиготного по данному признаку?
Решение:
В данной задаче есть мать, имеющая карие глаза, причем ее родители имели как карие, так и голубые глаза, значит, она никак не может быть гомозиготой по данному признаку, так как несет в себе доминантный и рецессивный аллель(Аа). Однако, по 1 закону Менделя мать фенотипически доминантна.
Отце в данном условии гетерозиготен(Аа), то есть также несет доминантный и рецессивный аллели.
Как ты уже знаешь, две гетерозиготы, скрещивающиеся между собой при полном доминировании признака(это условие указывается отдельно) – это второй закон Менделя.
Расщепление здесь классическое:
по генотипу – 1:2:1
по фенотипу – 3:1.
Вероятность рождения голубоглазого ребенка – 25%.

На сегодня все!

Добавить комментарий