Построим график функции
y=x
. При (x < 0) выражение
x
не имеет смысла, поэтому выберем удобные для вычисления (y) неотрицательные значения (x). Подбираем:
Заполним таблицу:
(x) | (0) | (1) | (4) | (9) |
(y) | (0) | (1) | (2) | (3) |
По точкам ((0; 0), (1;1), (4; 2), (9;3)) построим линию.
Обрати внимание!
График функции
y=x
касается оси (y) в точке ((0; 0)).
График функции
y=x
можно строить с помощью шаблона параболы
y=x2
, так как он является ветвью этой параболы, направленной вправо.
1. Область определения функции — луч
0;+∞
.
2. (y = 0) при (x = 0); (y >)0 при (x > 0).
3. Функция возрастает на луче
0;+∞
.
4. Функция ограничена снизу, но не ограничена сверху.
5.
yнаим=0 при x=0;yнаиб не существует
.
6. Функция непрерывна на луче
0;+∞
.
Дата публикации: 09 апреля 2017.
График функции квадратного корня
Ребята, с построением графиков функций мы с вами уже встречались, и не раз. Мы строили множества линейных функций и парабол. В общем виде любую функцию удобно записать, как $y=f(x)$. Это уравнение с двумя переменными – для каждого значения x мы получаем y. Выполнив некоторую заданную операцию f, мы отображаем множество всех возможных x на множество y. В качестве функции f мы можем записывать практически любую математическую операцию.
Обычно при построении графиков функций мы пользуемся таблицей, в которой записываем значения х и у. Например, для функции $y=5x^2$ удобно использовать следующую таблицу:
Отметим полученные точки на декартовой системе координат и аккуратно соединим их гладкой кривой. Наша функция не ограничена. Только этими точками мы можем подставить совершенно любое значение х из заданной области определения, то есть тех х, при которых выражение имеет смысл.
На одном из прошлых уроков мы изучили новую операцию извлечения корня квадратного. Возникает вопрос, а можем ли мы, используя эту операцию, задать какую-нибудь функцию и построить ее график? Воспользуемся общим видом функции $y=f(x)$. y и х оставим на своем месте, а вместо f введем операцию корня квадратного: $y=sqrt{x}$.
Зная математическую операцию, мы смогли задать функцию.
Построение графика функции квадратного корня
Давайте построим график этой функции. Исходя из определения корня квадратного, мы можем вычислять его только из неотрицательных чисел, то есть $x≥0$.
Составим таблицу:
Отметим наши точки на координатной плоскости.
Нам осталось аккуратно соединить полученные точки.
Ребята, обратите внимание: если график нашей функции повернуть на бок, то получится левая ветка параболы. На самом деле, если строчки в таблице значений поменять местами (верхнюю строчку с нижней), то у нас получаться значения, как раз для параболы.
Область определения функции $y=sqrt{x}$
Используя график функции, свойства описать довольно таки просто.
1. Область определения: $[0;+∞)$.
2. $у=0$ при $х=0$, $у>0$ при $х>0$.
3. Чем больше х, тем больше у. Значит наша функция возрастает, то есть мы движемся, как будто “в горку”. Функция возрастает на всей области определения.
4. Из графика хорошо видно, что наименьшее значение функции равно 0 при $х=0$. Наибольшего значения нет, функция постоянно растет.
5. Непрерывная функция. Мы не видим ни каких точек разрыва, везде проходит сплошная линия.
Принято выделять еще одно свойство.
Выпуклость. Принято считать, что функции выпуклы либо вверх, либо вниз. Посмотрев на наш график, заметно, что функция как бы выпячивается вверх.
6. Выпукла вверх.
Те значения, которые может принимать y называются “множеством значением функции”. Их также удобно находить по графику. Смотрим область изменения функции по оси ординат. Как изменяется функция: вверх или вниз?
7. Область значений: $[0;+∞)$.
Примеры решения функции квадратного корня
Пример 1.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции корня квадратного на отрезке:
а) $[4;9]$.
б) $[2;11]$.
Решение.
Мы можем решить наш пример двумя способами. В каждой букве опишем разные способы.
а) Вернемся к графику функции, построенному выше, и отметим требуемые точки отрезка. Хорошо видно, что при $х=9$ функция больше всех остальных значений. Значит и наибольшее значение она достигает в этой точке. При $х=4$ значение функции ниже всех остальных точек, а значит, тут и есть наименьшее значение.
$y_{наиб}=sqrt{9}=3$, $y_{наим}=sqrt{4}=2$.
б) Мы знаем, что наша функция возрастающая. Значит, каждому большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Наибольшее и наименьшее значение достигаются на концах отрезка:
$y_{наиб}=sqrt{11}$, $y_{наим}=sqrt{2}$.
Пример 2.
Решить уравнение:
$sqrt{x}=12-x$.
Решение.
Проще всего построить два графика функции и найти их точку пересечения.
На графике хорошо видна точка пересечения с координатами $(9;3)$. А значит, $х=9$ – решение нашего уравнения.
Ответ: $х=9$.
Ребята, а можем ли мы быть уверены, что больше решений у этого примера нет? Одна из функций возрастает, другая – убывает. В общем случае, они либо не имеют общих точек, либо пересекаются только в одной.
Пример 3.
Построить и прочитать график функции:
$begin {cases} -x, x<0, \ sqrt{x}, 0≤x≤9 \ 12-x, x>9. end {cases}$
Нам нужно построить три частных графика функции, каждый на своем промежутке.
Опишем свойства нашей функции:
1. Область определения: $(-∞;+∞)$.
2. $y=0$ при $х=0$ и $х=12$; $у>0$ при $хϵ(-∞;12)$; $y<0$ при $хϵ(12;+∞)$.
3. Функция убывает на отрезках $(-∞;0)U(9;+∞)$. Функция возрастает на отрезке $(0;9)$.
4. Функция непрерывна на всей области определения.
5. Наибольшего и наименьшего значения нет.
6. Область значений: $(-∞;+∞)$.
Задачи для самостоятельного решения
1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции корня квадратного на отрезке:
а) $[25;64]$;
б) $[3;7]$.
2. Решить уравнение: $sqrt{x}=30-x$.
3. Построить и прочитать график функции: $begin {cases} 2-x, x<1, \ sqrt{x}, 1≤x≤4 \ 10-2x, x>4. end {cases}$
4. Построить и прочитать график функции: $y=sqrt{-x}$.
Квадратный корень – это элементарная функция и частный случай степенной функции при . Арифметический квадратный корень является гладким при , а нуле он непрерывен справа, но не дифференцируется.
Как функция комплексный переменный корень — двузначная функция, у которой листы сходятся в нуле.
х
2. Наносим точки, которые мы получили на координатную плоскость.
3. Соединяем эти точки и получаем график функции квадратного корня:
Преобразования графика функции квадратного корня.
Определим, какие преобразования функции необходимо сделать для того, чтобы построить графики функций. Определим виды преобразований.
Перенос функции по оси OY на 4 ед. вверх.
Перенос функции по оси OX на 1 ед. вправо.
График приближается к оси OY в 3 раза и сжимается по оси OХ.
График отдаляется от оси OX в 2 раза и растягивается по оси OY.
График отдаляется от оси OY в 2 раза и растягивается по оси OХ.
Симметричное отображение графика относительно оси ОX.
Предыдущий график отдаляется от оси OX в 3 раза и растягивается по оси OY.
Симметричное отражение графика относительно оси OY, при этом верхняя часть графика I четверти остаётся без изменений, а находящаяся в II четверти график исчезает, симметрично отображаясь относительно оси OX.
Зачастую преобразования функций оказываются комбинированными.
Например, нужно построить график функции . Это график квадратного корня , который нужно перенести на одну единицу вниз по оси OY и на единицу вправо по оси ОХ и одновременно растянув в 3 раза его по оси OY.
Бывает непосредственно перед построением графика функции, нужны предварительные тождественные преобразования либо упрощения функций.
Квадратичная функция и ее график
В этой статье мы поговорим о том, что такое квадратичная функция, научимся строить ее график и определять вид графика в зависимости от знака дискриминанта и знака старшего коэффициента.
Итак.
Функция вида , где 0″ title=”a<>0″/> называется квадратичной функцией.
В уравнении квадратичной функции:
a – старший коэффициент
b – второй коэффициент
с – свободный член.
Графиком квадратичной функции является квадратичная парабола, которая для функции имеет вид:
Обратите внимание на точки, обозначенные зелеными кружками – это, так называемые “базовые точки”. Чтобы найти координаты этих точек для функции , составим таблицу:
Внимание! Если в уравнении квадратичной функции старший коэффициент , то график квадратичной функции имеет ровно такую же форму, как график функции при любых значениях остальных коэффициентов.
График функции имеет вид:
Для нахождения координат базовых точек составим таблицу:
Обратите внимание, что график функции симметричен графику функции относительно оси ОХ.
Итак, мы заметили:
Если старший коэффициент a>0 , то ветви параболы напрaвлены вверх .
Если старший коэффициент a , то ветви параболы напрaвлены вниз .
Второй параметр для построения графика функции – значения х, в которых функция равна нулю, или нули функции. На графике нули функции – это точки пересечения графика функции с осью ОХ.
Поскольку ордината (у) любой точки, лежащей на оси ОХ равна нулю, чтобы найти координаты точек пересечения графика функции с осью ОХ, нужно решить уравнение .
В случае квадратичной функции нужно решить квадратное уравнение .
В процессе решения квадратного уравнения мы находим дискриминант: , который определяет число корней квадратного уравнения.
И здесь возможны три случая:
1. Если ,то уравнение не имеет решений, и, следовательно, квадратичная парабола не имеет точек пересечения с осью ОХ. Если 0″ title=”a>0″/>,то график функции выглядит как-то так:
2. Если ,то уравнение имеет одно решение, и, следовательно, квадратичная парабола имеет одну точку пересечения с осью ОХ. Если 0″ title=”a>0″/>,то график функции выглядит примерно так:
3 . Если 0″ title=”D>0″/>,то уравнение имеет два решения, и, следовательно, квадратичная парабола имеет две точки пересечения с осью ОХ:
,
Если 0″ title=”a>0″/>,то график функции выглядит примерно так:
Следовательно, зная направление ветвей параболы и знак дискриминанта, мы уже можем в общих чертах определить, как выглядит график нашей функции.
Следующий важный параметр графика квадратичной функции – координаты вершины параболы:
Прямая, проходящая через вершину параболы параллельно оси OY является осью симметрии параболы.
И еще один параметр, полезный при построении графика функции – точка пересечения параболы с осью OY.
Поскольку абсцисса любой точки, лежащей на оси OY равна нулю, чтобы найти точку пересечения параболы с осью OY, нужно в уравнение параболы вместо х подставить ноль: .
То есть точка пересечения параболы с осью OY имеет координаты (0;c).
Итак, основные параметры графика квадратичной функции показаны на рисунке:
Рассмотрим несколько способов построения квадратичной параболы. В зависимости от того, каким образом задана квадратичная функция, можно выбрать наиболее удобный.
1. Функция задана формулой .
Рассмотрим общий алгоритм построения графика квадратичной параболы на примере построения графика функции
1. Направление ветвей параболы.
Так как 0″ title=”a=2>0″/>,ветви параболы направлены вверх.
2. Найдем дискриминант квадратного трехчлена
0″ title=”D=b^2-4ac=9-4*2*(-5)=49>0″/>
Дискриминант квадратного трехчлена больше нуля, поэтому парабола имеет две точки пересечения с осью ОХ.
Для того, чтобы найти их координаты, решим уравнение:
,
3. Координаты вершины параболы:
4. Точка пересечения параболы с осью OY: (0;-5),и ей симметричная относительно оси симметрии параболы.
Нанесем эти точки на координатную плоскость, и соединим их плавной кривой:
Этот способ можно несколько упростить.
1. Найдем координаты вершины параболы.
2. Найдем координаты точек, стоящих справа и слева от вершины.
Воспользуемся результатами построения графика функции
Кррдинаты вершины параболы
Ближайшие к вершине точки, расположенные слева от вершины имеют абсциссы соответственно -1;-2;-3
Ближайшие к вершине точки, расположенные справа имеют абсциссы соответственно 0;1;2
Подставим значения х в уравнение функции, найдем ординаты этих точек и занесем их в таблицу:
Нанесем эти точки на координатную плоскость и соединим плавной линией:
2 . Уравнение квадратичной функции имеет вид – в этом уравнении – координаты вершины параболы
или в уравнении квадратичной функции , и второй коэффициент – четное число.
Построим для примера график функции .
Вспомним линейные преобразования графиков функций. Чтобы построить график функции , нужно
- сначала построить график функции ,
- затем одинаты всех точек графика умножить на 2,
- затем сдвинуть его вдоль оси ОХ на 1 единицу вправо,
- а затем вдоль оси OY на 4 единицы вверх:
Теперь рассмотрим построение графика функции . В уравнении этой функции , и второй коэффициент – четное число.
Выделим в уравнении функции полный квадрат:
Следовательно, координаты вершины параболы: . Старший коэффициент равен 1, поэтому построим по шаблону параболу с вершиной в точке (-2;1):
3 . Уравнение квадратичной функции имеет вид y=(x+a)(x+b)
Построим для примера график функции y=(x-2)(x+1)
1. Вид уравнения функции позволяет легко найти нули функции – точки пересечения графика функции с осью ОХ:
(х-2)(х+1)=0, отсюда
2. Координаты вершины параболы:
3. Точка пересечения с осью OY: с=ab=(-2)(1)=-2 и ей симметричная.
Нанесем эти точки на координатную плоскость и построим график:
График квадратичной функции.
Перед вами график квадратичной функции вида .
Кликните по чертежу.
Подвигайте движки.
Исследуйте зависимость
– ширины графика функции от значения коэффициента ,
– сдвига графика функции вдоль оси от значения ,
– сдвига графика функции вдоль оси от значения
– направления ветвей параболы от знака коэффициента
– координат вершины параболы от значений и :
И.В. Фельдман, репетитор по математике.
Как построить график корня из квадратного уравнения
§4. Построение графиков функций
График квадратичной функции `y=ax^2+bx+c` (где `a!=0`) – парабола. Абсцисса вершины этой параболы задаётся формулой `x_B=-b/(2a)`. Если `a>0`, то ветви параболы направлены вверх, если `a `=-2(x^2-4x+4-4)-5=-2(x-2)^2+8-5=`
График функции `y=-2(x-2)^2+3` – парабола, полученная из параболы `y=2x^2` с помощью симметрии относительно оси абсцисс, затем параллельного переноса на `2` единицы вправо вдоль оси абсцисс и, наконец, параллельного переноса на `3` единицы вверх вдоль оси ординат (см. рис. 10).
При помощи построения графика квадратичной функции можно решать квадратные неравенства.
а) График квадратного трёхчлена `y=x^2-x-2` – парабола, её ветви направлены вверх (коэффициент при `x^2` положителен), абсциссы точек пересечения с осью `Ox:` `x_1=-1`, `x_2=2` (корни квадратного уравнения `x^2-x-2=0`). Все точки оси абсцисс, для которых парабола находится выше этой оси (т. е. решения данного неравенства), расположены вне промежутка между корнями `x_1` и `x_2`. Значит, множество решений данного неравенства – объединение открытых лучей:
б) `4x^2+4x+1 0` и `c 0` и данное уравнение имеет корни.
График функции `f(x)=2016x^2-1941x-76` – это парабола, ветви которой направлены вверх. Видно, что точка лежит в промежутке между корнями тогда и только тогда, когда `f(x) 0` (см. рис. 11).
`f(1)=-1 1 in (x_1;x_2)`;
Определите знаки коэффициентов квадратного трёхчлена `y=ax^2+bx+c`, график которого изображён на рис. 12.
1) Заметим, что `y(0)=c`, откуда `c>0`.
2) Ветви параболы направлены вниз `=>a 0`, откуда `b>0`.
Найти все значения `l`, при которых неравенство
`lx^2-2(l-6)x+3(l-2) (если `b 0`).
3) График сдвигается на `|c|` вверх при `c>0` и на `|c|` вниз при `c
г) Отметим на числовой прямой точки, в которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в ноль (рис. 16а). Эти три точки делят числовую прямую на четыре части, причём на каждой из частей знаки выражений, стоящих под модулями, не меняются.
Возможны 4 случая.
1) `ul(x 0`, `x-3 0`, `x-3 0`, поэтому
Получаем отрезок (часть прямой `y=8`, заключённая между прямыми `x=-1` и `x=3`).
4) `ul(x>3)`. Тогда `x+4>0`, `x-3>0`, `x+1>0`, поэтому
Получаем луч (часть прямой `y=2x+2`, находящуюся справа от прямой `x=3`). График см. на рис. 16б.
Укажем второй способ построения. На каждом из четырёх участков `(-oo;-4]`, `[-4;-1]`, `[-1;3]`, `[3;+oo)` после раскрытия модулей получим линейную функцию, графиком которой является прямая. Чтобы построить прямую, достаточно знать две её точки. Отсюда вытекает следующий способ построения. Вычислим значения функции в точках `x=-4`, `x=-1` и `x=3`, а также в каких-либо точках, лежащих на промежутках `(-oo;-4)` и `(3;+oo)`, например, `x=-5` и `x=4`. Получаем пять точек, принадлежащих графику:
Проводим отрезки `AB` и `BC`, лучи `AD` и `CE` и получаем график.
д) Построим сначала график функции `f_1(x)=|x|-3` (рис. 17а).
График `f_2(x)=||x|-3|` получается из графика функции `f_1(x)` так: точки, лежащие выше оси `Ox` и на оси `Ox` сохраняются, а все точки, лежащие ниже оси `Ox`, отражаются относительно оси `Ox` в верхнюю полуплоскость (рис. 17б). Действительно, если `f_1(x)>=0`, то `f_2(x)=|f_1(x)|=f_1(x)`, а если `f_1(x) =0`, то точки на графике для `f_1(x)` и `f_2(x)` совпадают. Если же `f_1(x) =0` этот график совпадает с графиком функции `f(x)=x^2-4x+3`.
Отсюда вытекает следующий способ построения. От графика функции `y=x^2-4x+3` оставим точки, лежащие справа от оси `Oy`, отразим их симметрично относительно этой оси, а точки, лежащие слева от оси `Oy`, отбросим (рис. 18в).
График функции `y=f(|x|)` получается из графика функции `y=f(x)` следующим образом. Отбрасываем все точки, лежащие слева от оси `Oy`, а оставшиеся точки отражаем относительно оси `Oy`.
г) Есть 2 способа построения.
(1) Все точки графика из пункта (в), лежащие ниже оси абсцисс, отражаем относительно этой оси.
(2) От графика пункта (б) отбрасываем точки, лежащие слева от оси ординат; все точки, находящиеся справа от оси ординат, отражаем относительно неё. Разумеется, в обоих случаях получается одинаковый результат (рис. 18г).
Теперь рассмотрим график функции `y=(ax+b)/(cx+d)`; при этом считаем, что
1) `c!=0` – т. к. иначе получится линейная функция – и
2) коэффициенты в числителе и в знаменателе не пропорциональны друг другу, т. е. `ad!=bc`. (Если `ad=bc`, то `b=(ad)/c` и получаем
Покажем на примере, как этот график может быть построен.
Постройте график функции:
а) `y=3/(x+3//2)`. Это график получается из гиперболы `y=3/x` параллельным переносом на `3/2` влево (см. рис. 19). Асимптотами этой гиперболы являются прямые `x=-3/2` и `y=0`. (У каждой гиперболы есть две асимптоты. Горизонтальная асимптота `y=bbb”const”` – это та прямая, к которой график приближается при `x`, стремящемся к бесконечности. Вертикальная асимптота `x=bbb”const”` возникает при том значении `x`, где знаменатель дроби обращается в ноль. При `x`, приближающемся к данной точке, функция стремится к бесконечности).
б) Отношение коэффициентов при `x` в числителе и знаменателе дроби равно `(-3/2)`.
Преобразуем данную дробь, добавляя и вычитая `(-3/2)`:
Дроби в скобках приводим к общему знаменателю:
`y=-3/2+(12-6x+6x+3)/(2(2x+1)) iff y=-3/2+15/(4x+2) iff`
Этот график получается из графика `y=(15//4)/x` параллельным переносом на `3/2` вниз и на `1/2` влево (рис. 20).
[spoiler title=”источники:”]
http://ege-ok.ru/2012/05/21/kvadratichnaya-funktsiya-i-ee-grafik
http://zftsh.online/articles/5017
[/spoiler]
Факт 1.
(bullet) Линейная функция – функция вида (f(x)=kx+b), где (k,b) – некоторые числа.
(bullet) Графиком линейной функции является прямая.
(bullet) Если (b=0), то прямая проходит через начало координат.
(bullet) Графиком (x=a) является прямая, параллельная оси (Oy).
(bullet) Графиком (y=с) является прямая, параллельная оси (Ox).
(bullet) Для (f(x)=kx+b) коэффициент (k) равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси (Ox).
(k_1=mathrm{tg}alpha), (k_2=mathrm{tg}beta).
(bullet) Если две прямые (y=k_1x+b_1) и (y=k_2x+b_2) параллельны, то (k_1=k_2).
(bullet) Если эти прямые взаимно перпендикулярны, то (k_1cdot
k_2=-1).
Факт 2.
(bullet) Квадратичная функция – функция вида (f(x)=ax^2+bx+c), где (a, b, c) – некоторые числа, причем (ane 0).
(bullet) Графиком квадратичной функции является парабола.
(bullet) Если (a>0), то ветви параболы направлены вверх, если (a<0) – ветви направлены вниз.
(bullet) Абсцисса вершины параболы [x_0=-dfrac b{2a}] (bullet) Всякая парабола симметрична относительно прямой (x=x_0).
(bullet) Корни уравнения (ax^2+bx+c=0) – точки пересечения параболы с осью (Ox).
Факт 3.
(bullet) Кубическая функция – функция вида (f(x)=ax^3+bx^2+cx+d), где (a, b, c, d) – некоторые числа, причем (ane 0).
(bullet) Графиком кубической функции является кубическая парабола.
(bullet) Если уравнение (ax^3+bx^2+cx+d=0) имеет 1 корень, то график (y=ax^3+bx^2+cx+d) выглядит, например, как ((1)).
(bullet) Если уравнение (ax^3+bx^2+cx+d=0) имеет 2 корня, то график (y=ax^3+bx^2+cx+d) выглядит, например, как ((2)).
(bullet) Если уравнение (ax^3+bx^2+cx+d=0) имеет 3 корня, то график (y=ax^3+bx^2+cx+d) выглядит, например, как ((3)).
Факт 4.
(bullet) Функция корня – функция (f(x)=sqrt x).
(bullet) График функции (y=sqrt x):
(bullet) Заметим, что (y=sqrt x) определена при (xgeqslant 0) и принимает значения (ygeqslant 0).
Факт 5.
(bullet) Графиком функции (y=sin x) является синусоида
(bullet) Графиком функции (y=cos x) также является синусоида, но сдвинутая на (frac{pi}2) единиц влево по оси (Ox)
(bullet) Обе функции (y=sin x) и (y=cos x) периодичны с периодом (2pi). Обе функции могут принимать значения (yin [-1;1]).
(bullet) Функция (y=sin x) – нечетная, функция (y=cos x) – четная.
Факт 6.
(bullet) График функции (y=mathrm{tg} ,x)
Прямые (x=kcdot frac{pi}2), где (k) – нечетное число, являются асимптотами графика (то есть график их не пересекает).
(bullet) График функции (y=mathrm{ctg} ,x)
Прямые (x=ncdot pi), где (n) – целое число, являются асимптотами графика (то есть график их не пересекает).
(bullet) Обе функции (y=mathrm{tg} ,x) и (y=mathrm{ctg} ,x) периодичны с периодом (pi) и нечетны.
Факт 7.
(bullet) Показательная функция (f(x)=a^x) при (a>1) является возрастающей при всех (x), область значений (a^xin (0;+infty)):
Ее график всегда проходит через точку ((0;1)).
(bullet) Показательная функция (f(x)=a^x) при (0<a<1) является убывающей при всех (x), область значений также (a^xin (0;+infty)):
Ее график всегда проходит через точку ((0;1)).
Факт 8.
(bullet) Логарифмическая функция (y=log_ax) при (a>1) является возрастающей, ее область определения (x>0), ее область значений ((-infty;+infty)):
Ее график всегда проходит через точку ((1;0)).
(bullet) Логарифмическая функция (y=log_ax) при (0<a<1) является убывающей, ее область определения (x>0), ее область значений ((-infty;+infty)):
Ее график всегда проходит через точку ((1;0)).