Круговые кривые. Железнодорожные линии (также и автомобильные дороги) в плане состоят из прямолинейных участков, сопряжённых между собой кривыми. Наиболее простой и распространённой формой кривой является дуга окружности. Такие кривые носят название круговых кривых. На железных дорогах применяют круговые кривые со следующими радиусами: 4000, 3000, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 500, 400 и 300 м. Радиус кривой выбирают при проектировании дороги, руководствуясь конкретными техническими условиями.
Главными точками кривой, определяющими её положение на местности, являются вершина угла ВУ, начало кривой НК, середина кривой СК и конец кривой КК (рис. 15.3).
Рис. 15.3 Схема круговой кривой
Основные элементы кривой – её радиус R и угол поворота a. К основным элементам относятся также:
– тангенс кривой Т (или касательная) – отрезок прямой между вершиной угла и началом или концом кривой;
– кривая К – длина кривой от начала кривой до её конца;
– биссектриса кривой Б – отрезок от вершины угла до середины кривой;
– домер Д – разность между длиной двух тангенсов и кривой.
Во время изысканий угол a измеряют, а радиус R назначают. Остальные элементы вычисляют по формулам, вытекающим из прямоугольного треугольника с вершинами ВУ, НК, О (центр окружности):
Т = R×tg(a/2); К = R×a = p R a°¤180°; Б = R [sec(a/2) – 1], (15.1)
где a° – угол поворота в градусах.
Домер вычисляют по формуле
. (15.2)
Вместо вычислений по формулам можно воспользоваться таблицами для разбивки кривых на железных дорогах, где по заданным радиусу и углу поворота сразу находят значения Т, К, Б и Д.
В месте поворота трассы пикетаж ведётся по кривой. Пикетажное положение главных точек кривой определяют по формулам:
ПК НК = ПК ВУ – Т; ПК КК = ПК НК + К; ПК СК = ПК НК + К/2. (15.3)
Правильность вычислений контролируют по формулам:
ПК КК = ПК ВУ + Т – Д; ПК СК = ПК ВУ + Д/2. (15.4)
Пример.
Измерено a = 18°19¢ и задан радиус R = 600 м. Вершина угла расположена на пикете 6 + 36,00.
По формулам (15.1) и (15.2) или по таблицам находим элементы кривой: Т = 96,73 м; К = 191,81 м; Д = 1,65 м; Б = 7,75 м.
Вычислим пикетажное положение главных точек:
Контроль:
ПК ВУ 6 + 36,00 ПК ВУ 6 + 36,00
– Т 96,73 + Т 96,73
ПК НК 5 + 39,27 7 + 32,73
+ К 1 + 91,81 – Д 1,65
ПК КК 7 + 31,08 ПК КК 7 + 31,08
ПК НК 5 + 39,27 ПК ВУ 6 + 36,00
+ К/2 95,90 – Д/2 0,82
ПК СК 6 + 35,17 ПК СК 6 + 35,18
Переходные кривые. Непосредственное сопряжение прямого участка пути с круговой кривой приводит к тому, что во время движения поезда в месте сопряжения внезапно возникает центробежная сила F, прямо пропорциональная квадрату скорости движения v и обратно пропорциональная радиусу кривой . Чтобы обеспечить постепенное нарастание центробежной силы, между прямой и круговой кривой вставляют переходную кривую, радиус кривизны r которой плавно изменяется от ¥ до R. Если положить, чтобы центробежная сила менялась пропорционально расстоянию s от начала кривой, то получим
,
где s и r – текущие значения расстояния от начала переходной кривой и ее радиуса кривизны;
R – радиус кривизны в конце переходной кривой.
Индексом k отмечены значения переменных в конце переходной кривой.
Для радиуса кривизны переходной кривой в текущей точке i найдём:
r = lR/s, (15.5)
где через l обозначена длина переходной кривой sk. Кривая, описываемая уравнением (15.5), в математике называется клотоидой, или радиоидальной спиралью.
Угол поворота трассы на переходной кривой. На бесконечно малом отрезке кривой ds (рис. 15.4, а) происходит поворот трассы на угол
.
Подставляя выражение радиуса кривизны r из (15.5), получим
.
Выполним интегрирование от начала кривой НК, где j = 0 и s = 0, до текущей точки i:
,
откуда
Rlj = s2/2.
б)
а)
Рис. 15.4 Схема переходной кривой:
а – углы поворота трассы: φ – в текущей точке i, β – в конце
переходной кривой (точка КПК); б – приращения координат
Из полученного уравнения вытекают формулы:
; ; l = 2Rb, (15.6)
где b – угол поворота трассы в конце переходной кривой;
l – длина переходной кривой;
R – радиус кривизны в конце переходной кривой, равный радиусу следующей за нею круговой кривой.
Координаты точки переходной кривой. Совместим начало координат с началом переходной кривой и направим ось x по касательной к ней (см. рис. 15.4, а). Бесконечно малому приращению дуги кривой соответствуют бесконечно малые приращения координат (рис. 15.4, б):
dx = cosj×ds; dy = sinj×ds. (15.7)
Разложим синус и косинус в ряд и, удержав в разложениях по два члена, подставим в них выражения для j из (15.6):
cosj = 1-j2/2 = 1 – s4/(8R2l2);
sinj = j – j3/6 = s2/(2Rl) – s6/(48R3l3).
Подставляя полученные выражения в (15.7) и выполняя интегрирование, найдём:
; (15.8)
. (15.9)
Смещение начала кривой (сдвижка). На рис. 15.5 дуга НК-КПК представляет собой переходную кривую, переходящую после точки КПК в круговую. Продолжим круговую кривую до точки Q, где её направление, параллельно оси x. Обозначим через m смещение, параллельное оси x, начала переходной кривой относительно точки Q, в которой начиналась бы круговая кривая при отсутствии переходной. Через p обозначим смещение в перпендикулярном направлении. Из рис. 15.5 видно:
,
где xКПК и yКПК – координаты конца переходной кривой, вычисляемые по формулам (15.8) и (15.9) с аргументом s = l .
Сочетание круговой кривой с переходными. На рис. 15.6 показана кривая, поворачивающая трассу на угол a и состоящая из круговой части с радиусом R и двух переходных кривых одинаковой длины l.
|
|
Рис. 15. 5 Смещение начала переходной кривой |
Рис. 15.6 Сопряжение круговой кривой с переходными |
Если бы не было переходных кривых, в образованный прямыми линиями трассы угол была бы вписана дуга окружности радиуса R, равная Q-СК-Q1 и имеющая длину K = Ra.
При наличии переходных кривых на каждой из них происходит поворот трассы на угол b, отчего на долю круговой кривой приходится поворот на угол a-2b. Поэтому суммарная длина кривой равна
Kc = R (a-2b) + 2l = Ra – 2Rb + 2l = K – l + 2l = K + l.
Тангенс и биссектриса определяются по формулам:
Тс = T + m + Tp; Бc = Б + Бp,
где Тp = ptg(a/2); Бp = psec(a/2).
Домер в этом случае равен
.
В полевых условиях значения m, Тp и Бp вычисляют на микрокалькуляторе или выбирают из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах. Пикетажное положение главных точек кривой вычисляют по формулам, аналогичным (15.3) и (15.4).
Рис. 82. Пикетажный журнал
По середине страницы пикетажного журнала проводят прямую, изо– бражающую ось трассы, на ней в масштабе 1:2000 штрихами отмечают положение пикетов и плюсовых точек, подписывая рядом с ними их зна– чения. Каждую новую страницу начинают с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы от оси стрелкой указывают на–
правление поворота и вблизи на свободном месте в столбик записывают величину угла поворота и элементы кривой. На оси трассы отмечают главные точки кривых (начало, середину и конец), подписывают их пике– таж. Напротив прямых участков трассы выписывают их румбы и длины. Ситуацию в журнале зарисовывают схематично, указывая расстояния от оси трассы до предметов и габариты строений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
111
1.Какие работы включает в себя трассирование?
2.Что представляет собой план трассы?
3.Что представляет собой продольный профиль трассы?
4.Что является углом поворота трассы и как его определяют?
5.Как разбивают пикетаж, плюсовые точки и поперечники?
6.Как определяют дирекционные углы сторон трассы по углам пово–
рота?
7.Что представляет собой пикетажный журнал и каково его содержа–
ние?
Лекция 12 ДОРОЖНЫЕ ЗАКРУГЛЕНИЯ
План лекции
12.1.Круговые кривые.
12.2.Вычисление пикетажа главных точек круговой кривой.
12.3.Разбивка кривой в главных точках на местности.
12.4.Детальная разбивка круговой кривой.
12.5.Вынос пикетов на кривую.
12.1. Круговые кривые
На всех линейных сооружениях, предназначенных для движения транспорта, в местах изменения направления трассы для сопряжения прямых участков с целью плавного и постепенного поворота движущего– ся транспортного средства устраивают закругления или кривые. Закруг– ления могут быть любыми. Простейшим является дуга окружности опре– деленного радиуса, т. е. круговая кривая.
На железных дорогах применяют круговые кривые со следующими радиусами: 4000, 3000, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 400 и 300 м. Конкретное решение о применении радиусов железнодорожных кривых принимают в соответствии с конкретными условиями и строи– тельно–техническими нормами СТН Ц-01-95 [6].
Круговая кривая характеризуется четырьмя главными точками и ше– стью основными элементами (рис. 83).
112
Рис. 83. Схема круговой кривой
Главными точками кривой, которые определяют положение кривой на местности, являются: вершина угла ВУ; начало круговой кривой НКК; се– редина круговой кривой СКК; конец круговой кривой ККК.
Основными элементами кривой являются:
1.Угол поворота трассы У.
2.Радиус закругления R.
Во время изысканий угол У вычисляют, а радиус R назначают. Ос– тальные элементы находят по формулам, вытекающим из прямоугольно– го треугольника с вершинами ВУ, НКК, О (рис. 83).
3.Тангенс кривой (касательная) Т – расстояние по прямой от верши–
ны угла до начала или конца кривой
Т= R × tg У2 .
4.Длина кривой К от начала кривой до её конца
K= 3602πR° ×У = 180πR° ×У .
5.Биссектриса кривой Б – отрезок от вершины угла до середины кривой
Б = |
R |
– R = |
R |
(1- cos |
У |
) = R(sec |
У |
-1) . |
|||
cos |
У |
2 |
cos |
У |
2 |
2 |
2 |
||||
6.Домер Д – разность между длиной двух тангенсов и кривой
Д= 2Т − K .
113
Все элементы кривой можно вычислить по вышеприведенным фор– мулам. Но так как Т, K, Б и Д находятся в прямой зависимости от угла по– ворота и радиуса, то для их определения составлены специальные таб– лицы для разбивки кривых.
12.2.Вычисление пикетажа главных точек круговой кривой
Вычислить пикетажные значения главных точек кривой – значит узнать, на каких пикетах и плюсовых точках они находятся.
Сначала определяют пикетаж вершины угла поворота ВУ, а затем на– ходят пикетажное значение начала, конца и середины кривой
НКК = ВУ − Т ,
ККК = НКК + K, СКК = НКК + 12K.
Для контроля вторично вычисляют пикетажное значение конца кривой
ККК = ВУ + Т − Д .
Пример (рис. 84)
Рис. 84. Разбивка пикетажа с учетом кривой
Определены: пикетаж ВУ ПК1+12.48 и основные элементы круговой кривой:
У = 43°45′ ;
R= 100 м;
Т= 40.15 м;
K= 76.36 м;
Б = 7.76 м;
114
Д = 3.94 м.
Найти пикетажные значения НКК, ККК, СКК.
Расчет пикетажа главных точек кривой выполняется в следующей форме:
_ВУ |
ПК1+12.48 |
Контроль |
||
+ |
ВУ |
ПК1+12.48 |
||
Т |
ПК0+40.15 |
Т |
ПК0+40.15 |
|
НКК |
ПК0+72.33 |
–Д |
ПК1+52.63 |
|
+K |
ПК0+76.36 |
ПК0+03,94 |
||
ККК ПК1+48.69 |
ККК ПК1+48.69 |
|||
+ |
НКК ПК0+72.33 |
|||
12 K ПК0+38.18 |
СКК ПК1+10,51
12.3. Разбивка кривой в главных точках на местности
Разбить кривую в главных точках на местности – значит найти поло– жение её главных точек на оси линейного сооружения и закрепить их. Положение начала кривой НКК определяют, отложив вычисленное рас– стояние от ближайшего пикета.
В нашем примере (см. рис. 84) ближайшим пикетом является ПК1. От него к ПК0 откладывают расстояние 27,67. В этой точке забивают колы– шек, а на расстоянии 15 – 20 см по направлению трассы забивают сто– рожок и на нем записывают НКК ПК0 + 72.33.
Середину кривой СКК закрепляют, отложив от ВУ по направлению биссектрисы угла, образованного направлениями трассы, отрезок, рав– ный Б.
На следующем, после вершины угла, направлении трассы отклады– вают величину домера (см. рис. 83), после чего продолжают разбивку пи– кетажа. При этом в месте отложения домера две точки – начало домера и его конец получают одно и тоже пикетажное наименование, благодаря чему в конце кривой пикетаж совпадает с пикетажем прямой. Положение
ККК получают, отложив от конца домера расстояние Т − Д , в примере оно равно 36.21 м. Найденное положение ККК закрепляют колышком и сторожком.
12.4. Детальная разбивка круговой кривой
По трем главным точкам точно построить кривую на местности не– возможно, поэтому при строительстве трассы её обозначают рядом до–
115
полнительных точек. Данные работы называются детальной разбивкой кривой.
Расстояние между соседними точками на кривой K при детальной разбивке зависит от её радиуса R и характера сооружения, однако чем меньше R кривой, тем меньше значение K. При R > 500 м разбивку про– изводят через промежутки k = 20 м, при 500 > R > 100 м k = 10 м, при
R < 100 м k = 5 м.
Из всех существующих способов детальной разбивки, различающихся между собой по виду измерений и условиям использования, рассмотрим два способа.
Способ прямоугольных координат от тангенсов
Пусть М – начало кривой радиуса R (рис. 85). Примем тангенс МА за ось абсцисс, а радиус МО за ось ординат. Положение точки кривой 1 в принятой системе координат определяется абсциссой X1 и ординатой Y1.
Рис. 85. Способ прямоугольных координат от тангенсов
116
Из прямоугольного треугольника ОN1 находим
X1 = R sin ϕ и Y1 = R − R cos ϕ = 2R sin2 ϕ2 .
Если условимся производить разбивку через промежутки с длиной ду– ги k , то получим
ϕ = 360°k = 180° k . 2πR πR
Тогда для точек 2, 3 и т. д. координаты вычисляют, подставляя в вы– шеприведенные формулы углы 2ϕ, 3ϕ и т. д.
X2 = R sin 2ϕ , Y2 = 2R sin2 ϕ,
X3 = R sin 3ϕ , Y3 = 2R sin2 3ϕ . 2
По указанным формулам составлены таблицы, из которых по аргу– ментам R и k можно выбрать значение Х и У.
В виду того, что значения k и Х близки между собой, в таблицах часто вместо графы Х дают значения (k – Х), называемые «кривая без абсцис– сы». Разбивку кривой производят с двух сторон – от начала и конца к се– редине кривой. По тангенсам отмеряют значение k и от полученной точки в обратном направлении откладывают значение (k – Х). Из данной точки восстанавливают перпендикуляр и откладывают на нём ординату Y.
Достоинство способа прямоугольных координат состоит в том, что каждая точка кривой выносится независимо от других с примерно одина– ковой точностью.
Детальную разбивку кривой способом прямоугольных координат удобно проводить в открытой и непересеченной местности.
Детальная разбивка кривой способом углов и хорд
Данный способ основывается на том, что углы с вершиной в какой– либо точке круговой кривой, образованные касательной и секущей и за– ключающие равные дуги, равны половине соответствующего централь– ного угла (рис. 86).
Для разбивки кривой при помощи углов и хорд вычисляют цен–
тральный угол ϕ, опирающийся на хорду s sin ϕ2 = 2sR .
Рассчитывают углы ϕi между касательной и направлением на опреде–
ляемые точки
117
ji = i × ϕ2 , (i = 1,2,3,….,n ) .
Рис. 86. Способ углов и хорд
Сначала выполняют разбивку кривой от её начала НКК до середины СКК. Для этого теодолит устанавливают в начале кривой НКК, совмеща– ют нуль алидады с нулем лимба и вращением лимба направляют визир– ную ось по тангенсу. Затем, освободив алидаду, в сторону кривой откла–
дывают от тангенса угол j1 = j2 и по направлению луча визирования
отмеряют лентой заданное расстояние s. Так находят точку 1. После это– го откладывают угол ϕ2 = ϕ , а ленту переносят и совмещают её нуль с
точкой 1. Взявшись пальцем у деления, равного s, вращают ленту вокруг точки 1 в сторону кривой до тех пор, пока деление не попадет на луч ви– зирования. В данном месте отмечают точку 2. Продолжают действовать в той же последовательности, откладывая точку 3 и т. д.
Аналогичным образом выполняют разбивку кривой от её конца ККК до середины СКК.
В рассмотренном способе линейные измерения выполняют вблизи кривой, что выгодно при разбивке точек в стесненных условиях, напри–
118
мер, на насыпи. Но так как положение последующей точки получают от– носительно предыдущей, то с возрастанием длины кривой точность её детальной разбивки быстро падает. В этом главный недостаток способа
углов и хорд.
12.5. Вынос пикетов на кривую
Так как при разбивке пикетажа на трассе мерщики перемещаются по тангенсам кривых, то возникает необходимость выноса пикетов, распо– ложенных на тангенсах, на кривые. Вынос пикетов на кривые выполняет– ся способом прямоугольных координат и в принципе не отличается от де– тальной разбивки кривой с помощью данного способа. Разница лишь в том, что при детальной разбивке кривой необходимые данные берут из таблиц, в которых они даются через определенные расстояния по кривой (20, 10, 5 или 1м). При выносе пикетов с касательной (тангенса) на кри– вую такие данные находят также из таблиц, но при этом используют ме– тод интерполирования.
Например, ПК1 лежит на тангенсе (рис. 87). Для того, чтобы его выне– сти на кривую, вычисляют расстояние K от ПК1 до НКК. Оно равно 27,67 м.
Рис. 87. Вынос пикетажной точки с тангенса на кривую.
Из таблиц при R = 100 м для K = 27,67 м путем интерполяции опреде– ляют X = 27,32 м и Y = 3,80 м. Затем рулеткой от НКК в сторону ПК1 по тангенсу отмеряют X = 27,32 м и из точки М по перпендикуляру отклады– вают ординату Y = 3,80 м.
Основание перпендикуляра М можно определить, отложив от ПК1 в направлении НКК отрезок (k – X) = 0.35 м.
119
В конце ординаты забивают кол и с тангенса в данное место на кри– вой переносят сторожок. Подобным образом выносят на кривую и другие пикеты до СКК.
Вынос пикета на кривую, когда она находится на втором тангенсе, производят аналогично, только за начало координат в данном случае принимают конец кривой.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Что такое круговая кривая и для чего она устраивается на трассе?
2.Как называются основные элементы кривой и как они определяются?
3.Какие точки кривой называются главными и как находят их пике– тажное значение?
4.Как находят положение главных точек кривой на местности?
5.Для чего выполняется детальная разбивка кривой?
6.Как выполняют детальную разбивку кривой способом прямоуголь– ных координат от тангенсов?
7.Как выполняют детальную разбивку кривой способом углов и хорд?
8.Как производят вынос пикетов на кривую?
Лекция 13 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КРИВЫЕ
План лекции
13.1.Переходная кривая
13.2.Железнодорожная кривая, её элементы и главные точки
13.3.Вычисление пикетажа главных точек железнодорожной кривой и разбивка кривой в главных точках на местности
13.1. Переходная кривая
Непосредственное сопряжение прямого участка пути с круговой кри– вой приводит к тому, что во время движения поезда в местах сопряжения внезапно возникает центробежная сила F (рис. 88), прямо пропорцио– нальная квадрату скорости движения v и обратно пропорциональная радиусу кривой R
(F = mvR 2 ).
120
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Техникум мелиорации и механизации сельского.
хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО « КФУ им. В.И. Вернадского» в пгт Советский
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
По МДК 01.01. Технология производства полевых геодезических работ
Количество часов: 6
Тема занятия: «Определение элементов кривой и координат для детальной разбивки»
Наименование работы: расчетно-графическая работа.
Цель занятия:
-закрепление и развитие знаний, полученных при изучении теоретического материала по модулю;
– приобретение профессиональных навыков и умений по производству полевых геодезических работ;
– выполнить расчет элементов кривой и вычислить координаты для ее детальной разбивки, составить схему.
Приобретаемые умения и навыки:
– выполнения полевых геодезических работ на производственном участке;
– обрабатывать результаты полевых измерений;
– рассчитывать координаты опорных точек;
– осуществлять контроль производства геодезических работ;
Учебно-методическое оснащение рабочего места:
1. Инструкционно-технологическая карта.
2. Методические рекомендации.
3. Исходные данные (индивидуально).
Особые правила техники безопасности:
Инструкция по технике безопасности при выполнении камеральных работ.
Правила техники безопасности при выполнении чертежных работ.
Литература
Согласно пункта 4.2 рабочей программы ПМ 01
Исходные данные:
Вариант №__________
1. Пикетажное наименование вершины угла поворота ВУ ___________________
2. Измеренный угол поворота β = ______________
3. Радиус поворота R = _____________
Порядок выполнения практической работы
На всех линейных сооружениях, предназначенных для движения транспорта, в местах изменения направления трассы для сопряжения прямых участков с целью плавного и постепенного поворота движущего транспортного средства устраивают закругления или кривые. Закругления могут быть любыми. Простейшим является дуга окружности определенного радиуса, т.е. круговая кривая.
Конкретное решение о применении радиусов автомобильных, железнодорожных и других кривых принимают в соответствии с конкретными условиями и строительно-техническими нормами того или иного сооружения.
Разбивочные работы круговых кривых делятся на два этапа:
1. Разбивка главных точек круговой кривой выполняется одновременно с разбивкой пикетажа. Цель – определить пикетажное наименование конца кривой и затем продолжить разбивку пикетажа.
2. Детальная разбивка кривых – выполняется в период строительства.
Круговая кривая характеризуется четырьмя главными точками и шестью основными элементами.
Главными точками кривой, которые определяют положение кривой на местности, являются:
– вершина угла ВУ;
– начало кривой НК;
– середина кривой СК;
– конец кривой КК.
Рис.1 Главные точки кривой.
Основными элементами кривой, которые определяют положение главных точек, являются:
– угол поворота трассы – α;
– радиус закругления – R;
– длина кривой вставки – К;
– тангенсы – Т;
– биссектриса – Б;
– домер – Д.
Все линейные величины выражаются в метрах до сотых.
Во время изысканий угол α вычисляют, а радиус R назначают. Остальные элементы находят по формулам, вытекающим из прямоугольного треугольника с вершинами ВУ, НК, О (рис. 1).
Ход работы
1. Вычисляем угол поворота трассы – α:
α = 1800 – β
______________________________________________________________________________________
2. Вычисляем тангенс по формуле:
Т = R*tg*α/2
____________________________________________________________________________________
3. Вычисляем длину кривой по формуле:
K = α/1800*πR
_____________________________________________________________________________________
4. Вычисляем биссектрису по формуле:
Б = R(sek α/2 – 1) = (√R2 + T2 )– R
_____________________________________________________________________________________
5. Вычисляем домер по формуле:
D = 2T – K
__________________________________________________________________________________________
Все элементы кривой можно вычислить по вышеприведенным формулам. Но так как Т, K, Б и Д находятся в прямой зависимости от угла поворота и радиуса, то для их определения составлены специальные таблицы которыми пользуются для быстрой разбивки кривых.
6. Вычисляем пикетажные значения главных точек кривой, то есть определяем на каких пикетах и плюсовых точках они находятся. Для этого используем ниже следующие формулы:
НК = ВУ – Т =_______________________________________________________________________________
КК = НК + К=_______________________________________________________________________________
СК = НК + К/2=______________________________________________________________________________
Контроль:
КК = ВУ + Т – Д = ___________________________________________________________________________
КК = ВУ – Т + К =___________________________________________________________________________
СК = КК – К/2 =_____________________________________________________________________________
Расхождения в расчетах по двум формулам должны быть не более 0,01 м.
7. Вычерчиваем схему, на которую наносим все вычисленные величины и пикетажные наименования, необходимые для закрепления главных точек кривой и дальнейшей разбивки трассы.
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил:____________________________________________________________________________
Исходные данные к практической работе:
«Определение элементов кривой и координат для детальной разбивки»
2. Определение координат для детальной разбивки кривой.
По трем главным точкам НК, СК и КК точно построить кривую на местности невозможно, поэтому при строительстве трассы её обозначают рядом дополнительных точек. Данные работы называются детальной разбивкой кривой.
Расстояние между соседними точками на кривой К при детальной разбивке зависит от её радиуса R и характера сооружения, однако чем меньше R кривой, тем меньше значение К тем меньше промежутки k.
– если R > 500 м, то k = 20 м;
– если 500 > R > 100 м, то k = 10 м;
– если R ≤ 100 м, то k = 5 м.
Задание № 2 Определить координаты для детальной разбивки кривой применяя способ прямоугольных координат от тангенсов.
Ход работы:
1. За начало координат принимаем точку М – НК начало круговой кривой.
2. Тангенс МА принимаем за ось абсцисс (Х), а радиус МО за ось ординат (У).
3. Положение точки N, кривой в принятой системе координат определяется абсциссой X1 и ординатой Y1.
4. Из прямоугольника ON1 находим Х1 и У1 используя формулы:
5. Угол φ находим в зависимости от длины дуги k, через которую производится разбивка кривой, используя формулу:
________________ φ = ______________________________________________
6. Для точек 2, 3 и т.д. координаты вычисляем, подставляя в вышеприведенные формулы углы 2φ, 3φ и т.д. до середины кривой:
7. На основании вычислений строим чертеж детальной разбивки круговой кривой способом прямоугольных координат. Масштаб подобран индивидуально:__1:_________
Вдоль тангенсов (ось абсцисс) откладываем длины х, восстанавливаем прямой угол в полученной точке. Точка 1 круговой кривой фиксируется расстоянием у, отмеренным по перпендикуляру. Так же получем другие точки круговой кривой. Вторую половину круговой кривой разбиваем от ее конца, выполняя аналогичные действия и используя значения х и у, полученные для первой половины.
Таблица 1 – Вычисление координат для детальной разбивки кривой
точки
Формула для Хп
Координаты по Х
Формула для Уп
Координаты по У
№ точки
1
Х1=Rφ
У1=2R 2 φ/2
2
Х2=R2φ
У2=2R 2 φ
3
Х3=R3φ
У3=2R 2 3φ/2
4
Х4=R4φ
У4=2R 2 4φ/2
5
Х5=R5φ
У5=2R 2 5φ/2
6
Х6=R6φ
У6=2R 2 6φ/2
7
Х7=R7φ
У7=2R 2 7φ/2
8
Х8=R8φ
У8=2R 2 8φ/2
9
Х9=R9φ
У9=2R 2 9φ/2
10
Х10=R10φ
У10=2R 2 10φ/2
11
Х11=R11φ
У11=2R 2 11φ/2
12
Х12=R12φ
У12=2R 2 12φ/2
13
Х13=R13φ
У13=2R 2 13φ/2
14
Х14=R14φ
У14=2R 2 14φ/2
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил:____________________________________________________________________________