Из Священного Писания:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20).
И взыщите Меня и найдёте, если взыщите Меня всем сердцем вашим (Иер.29:13).
Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст её тебе (Сир.1:26).
***
Преподобный Силуан Афонский:
Гордость не дает душе вступить на путь веры.
Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил её, и любит её, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь». (Из книги “Старец Силуан Афонский”).
***
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
Источник неверия есть гордость; неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. – Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения.
Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь – во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром, с постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се, начах (вот, я начал). Когда на пути к Богу и Его Небесному Царству будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнения и неверие сердца, также сердечную злобу (иногда к лицам, стоящим безусловного почтения и любви), равно и другие страсти, – не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа. (Из дневников).
***
Преподобный Иоанн Валаамский (Алексеев):
Если Вы, господин директор, хотите найти Бога философией, всуе будете трудиться и никогда не найдёте. Вот мой совет, как найти Бога: начинайте свою жизнь вести по Евангелию. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, они Бога узрят» (Мф.5:8). Постепенно очищайте сердце от страстей. Насколько очищается сердце от страстей, настолько Бог познается, и будет Царство Божие внутри Вас [см.: Лк.17:21]. Вот тогда все вопросы кончатся.
(Из книги: “Письма валаамского старца”).
***
Священник Константин Пархоменко:
Когда человек говорит, что в нём нет веры, и он хочет поверить, очень помогает такой приём. Я говорю: походите 2–3 месяца в храм. Еженедельно.
Причащаться не надо, исповедоваться тоже не надо. Просто приходите, стойте и пытайтесь молиться вместе со всеми. И говорите Богу: «Я, честно говоря, не знаю, есть ли Ты, Господи, но прошу, откройся, дай мне Тебя почувствовать…»
Дальше: Ежедневно утром и вечером молиться хотя бы 5–10 минут. Читать молитвы, которые я покажу. (Это что-то из Утренних, Вечерних, Ежедневных молитв, фрагменты Акафистов.) Обязательно прибавлять молитву своими словами.
Далее: Каждый день читать по 2 главы Нового Завета. Лучше утром и в течение дня размышлять над прочитанным (хотя бы по дороге на работу).
Еще: Стараться жить эти 2 месяца по-христиански: творить добрые дела, не обманывать никого, качественно выполнять свою работу, строить отношения в семье и т.д.
И вот опыт показывает, что чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы человек почувствовал Бога. Невидимого, но заботливого, благословляющего его, поддерживающего.
Господь видит труды человека и, соответственно, открывается. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7).
(Читать ответ полностью)
***
Игумен Никон (Воробьёв):
Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бытии Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются, а со злобной ненавистью делают все противное воле Божией. Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими.
Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т.е. по совести, заповедям) – обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: ищите Царствия Божия, и это все (необходимое для материальной жизни) приложится вам (Лк. 12:31). Много примеров, да и моя личная жизнь – доказательство этому. К сожалению, нельзя убедить другого без его собственного желания и труда. (Из книги: “О началах жизни”).
***
Архимандрит Рафаил (Карелин):
Какая разница между человеком верующим и неверующим? Предположим, верующий и неверующий имеют одни и те же внешние знания, одну и ту же информацию, один и тот же уровень образования. Но чем верующий человек отличается от неверующего? Отличие в том, что верующий ощущает Бога, имеет свидетельство о бытии Божием в собственном сердце, и это внутреннее свидетельство неотделимо от молитвы. Некоторые спрашивают: «Что нам делать, чтобы поверить в Бога?» Ответ прост: жить по заповедям Божиим и пребывать в молитве. Молитва дает душе человека реальное доказательство Божественного бытия. У нас есть самоочевидные доказательства существования внешнего мира: мы воспринимаем его через трансформированные образы наших органов чувств; мы воспринимаем его непосредственно как данность, реальность. И верующий человек так же непосредственно, как реальность, ощущает мир духовный, включенность себя в этот мир, свою внутреннюю связь – союз с Божеством – и постоянную зависимость от Божества. Именно этим верующий отличается от неверующего, хотя бы тот был по своим убеждениям идеалистом. Поэтому идеалист – тот, кто рассудочно допускает существование Бога, считает, что это наиболее вероятная теория – и всё. А верующий чувствует и ощущает Бога.
(Из книги: “Христианство и модернизм”).
***
Преподобный Паисий Святогорец:
Вера усиливается молитвой. Человек, не возделавший в себе веру измлада, но расположенный к этому, может возделать её молитвой, прося у Христа прибавить ему веру. Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить её. Чего попросили у Христа апостолы? «Приложи нам веру». Если ты говоришь “приложи”, это значит, что ты вверяешь себя Богу. Ведь если человек не вверит себя Богу, то что Он приложит этому человеку? Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить.
(Из книги: “Духовное пробуждение”).
***
Епископ Арсений (Жадановский):
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; её нужно искать, её добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия.
(Из книги “Духовный дневник”).
***
Протоиерей Петр Мангилев:
Во-первых, о том, чтобы Господь дал веру, нужно молиться, то есть нужно просить о том, чтобы Господь помог обрести веру. И ответ содержится в одной из заповедей блаженств: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. То есть в данном случае путь обретения веры – это путь очищения своего сердца, путь уклонения от греха и совершения добродетели. И еще одну цитату приведу из Священного Писания, я часто его цитирую. Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о Господе: …Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:6). Так вот, если мы к Нему стремимся, если молимся, желаем обрести веру и это наше подлинное желание и жизненная потребность, то Господь не может оставить без ответа наше живое стремление и движение к Нему.
***
Кирилл Борисов, катехизатор:
Бога можно познавать как внешний объект, а можно обратиться к Нему, как к любящему Отцу Небесному, вступить в общение с Ним посредством созданной Им Церкви. Ведь можно и человека рассматривать лишь с внешней стороны, а можно познакомиться с ним. Бог – это не некая “безличная сила”, с Богом можно и нужно вступить в личное общение. Чтобы не быть обманутым на этом пути падшими духами, Бог создал Церковь, которая служит тесному единению человека и его Творца.
Существуют религиоведы, которые изучают проявления религиозности у других людей, существую учёные, которые изучают сотворённый Богом мир и существуют верующие, которые стремятся исполнить волю Бога и пребывают в общении с Ним.
«Чтобы в сердце зачалась вера евангельская, необходимо предварительно познать немощь свою и живо восчувствовать гнев Божий, клятву, суд и осуждение, определенное грешникам. Тогда уже в сердце сим страхом, как огнем очищенном и предуготовленном, зачинается и вера от Духа Святого».
Отвечает преподобный Иоанн.
Как обрести веру в таком жестоком мире?
Потерять веру в Бога возможно в ситуациях сильного потрясения или глубокого разочарования. В первом случае обстоятельства становятся таким сильным ударом, что человек просто не выдерживает испытания и не понимает, почему с ним это случилось. Разочарование же чаще происходит при изначально неправильном представлении о Боге, о христианстве и свойственно не утвердившимся до конца в своих религиозных убеждениях людям.
Преподобный Иоанн говорит, что «верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него все, что просит» (27:68). Святой не отрицает всемогущество Божие, но утоняет, что «матерь веры есть труд и правое сердце». То есть, веру можно усиливать только деятельным путем, через поиск ответов на свои вопросы, разговор с Богом и очищение души. Там, где нет развития, будет застой с последующей деградацией. Если кажется, что теряете веру, попросите Бога очень сильно и искренне эту веру вам вернуть. Он не откажет. И вы увидите, что через некоторое время в вас появится необычная сила творить и созидать, а душа озарится ярким теплым светом.
Где найти надежду, когда отчаяние захлестнуло душу?
Уныние, пожалуй, справедливо называют самым страшным грехом. Ни гордыню, ни тщеславие, ни что-то еще – а именно уныние. Потому что оно парализует душу, воспрещая ей двигаться к Богу. Отчаяние, как более тяжелая форма уныния, фактически ведет к духовной смерти. Это и есть ад. Конечно, сложно или почти невозможно сохранить надежду во что-то доброе и светлое, когда обстоятельства сошлись так, что привычный мир вокруг рушится. Трудно вообще представить, что испытывает человек, в жизнь которого, например, в один день пришла война, лишив его мира.
Но с Богом возможно все. Надежду преподобный Иоанн сравнивает со светом, исходящим от солнца. «Надежда есть несомненное владение сокровищем прежде получения сокровища», – пишет в «Лествице» подвижник. На самом деле надежду (если вы ее вдруг потеряли), как и веру, нужно искать в Боге. Помните, что Он никогда нас не оставит, если мы не оставим Его. Не стоит гневаться и сердиться, даже если кажется, что это оправдано. Просто, когда обстоятельства прижали к стенке… вспоминайте мысль о том, что Бог не оставит. Обязательно будет светлее. А вслед за этим молитесь. Удивительным образом та самая надежда на лучшее появится в сердце. Надежда – это действительно прекрасно. Вы еще не получили благодатный дар, а ощущение, что он уже у вас в руках и все будет хорошо.
Откуда взяться любви, если вокруг так много зла?
Вопросы теодицеи не оставляют богословов и в наши дни, а от людей нередко можно услышать на фоне творящихся беззаконий вопросы отчаяния или укора: «Где же ваш Бог?». Наш Бог как был, так и остается рядом со всеми страждущими, вместе скорбя и переживая об их невзгодах. Все зло мира – не повод освобождать под него место в своем сердце с перспективой полного поглощения черной бездной тьмы нашей души.
Любовь – это имя Самого Бога. И, как пишет преподобный Иоанн Лествичник, «любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть» (30:7). Страх появляется в человеке по мере снижения в нем любви, а удаление от зла, наоборот, помогает любовь обрести. Современные медиа, кстати, хорошо помогают распространению злу в сердцах людей, транслируя шок-контент и сплошной негатив 24/7. Зло сначала проникает в сознание человека, а уже потом прорастает обильными плодами в его реальность. Ищите в этом мире Бога, и обязательно найдете любовь. Привяжитесь к тленным ценностям мира – и зла вокруг вас со временем и вправду станет больше.
Владимир Басенков
Человеческая жизнь отличается от жизни животного поиском смысла существования. Религия предлагает людям найти путь к Богу и сделать его своей целью. Мистики и богословы веками пытаются найти способ обретения божественной любви и передать его. Как найти Бога? Это извечный вопрос, встающий однажды перед каждым человеком.
Как встать на путь обретения Бога
Мало кто имеет внутреннюю потребность в религиозной деятельности с детства. К этому детей привлекают родители. Водят их в храм, приобщая к поклонению Богу. Но вырастая и приобретая самостоятельность, дети отступают от тех принципов, которые закладывали родители.
Есть четыре типа людей, ищущих Бога:
- Самая большая категория – попавшие в беду. Человек, находящийся в отчаянии, непроизвольно начинает искать утешение и защиту у высших сил.
- Люди, которые ищут материальное. Они строят отношения из корыстных соображений, выпрашивая хлеб насущный на каждый день.
- Любознательные. Они любят изучать религиозную мысль разных народов, философские трактаты в попытках найти зерно истины. К этой категории относятся ученые, переводчики священных текстов.
- Искренне ищущие Бога. Такие люди с детства не удовлетворены материальным существованием. Они отвергают ценности, предлагаемые обществом. Примером таких людей могут быть святые, такие как Серафим Саровский, который имел богатых родителей, но с детства желал посвятить себя Господу. Оставив в молодом возрасте мирскую жизнь, он начал духовный подвиг.
Как найти Бога? Самый действенный способ – общаться с людьми четвертой категории. Лишь они имеют настоящее желание встречи с Господом, не прося ничего взамен. Известно, что общение определяет сознание. Попадая в определенную среду, мы начинаем мыслить критериями этой среды. Поэтому для обретения божественной любви необходимо общение со святым – обладателем этой любви.
Что важнее: авторитет писаний или личный опыт
Священные писания – это самые древние книги на планете. Они были написаны людьми по вдохновению свыше. Шли годы, и знания, передаваемые из уст в уста, покрывались налетом искажений. Также изменения в тексты вносились сознательно правящими кругами. Чтобы понять суть писаний, нужно обладать сильным разумом или изучать их на начальном этапе под руководством наставников.
По мере продвижения в духовной практике верующий будет получать понимание божественных законов напрямую, от источника. И тогда он сам сможет объяснять трудные места в священных текстах, которые раньше казались противоречивыми.
Этапы обретения любви
Многие святые в своих трудах рассказали, как люди находят Бога. Также были описаны этапы обретения божественной любви. Несмотря на то что они являются условными, верующий человек может по ним определить свой духовный уровень.
- Зарождение веры. Оно происходит по разным причинам. От общения с верующими, с писаниями. От неожиданной помощи в трудный момент. Скептики полагают, что вера в Бога не имеет под собой рациональной основы. Но религиозный человек видит, что его вера дана свыше.
- Вовлечение в процесс поклонения. На этой стадии начинается общение с единоверцами, совместные обсуждения, появляется твердая вера в писания.
- Процесс очищения. Здесь человек отказывается от старых привычек. Он не может жить старыми ценностями. Критика и злословие в адрес других ему становятся противны.
- Вручение себя в руки Господа. На этом этапе верующий не думает, как найти Бога в душе, потому что ясно ощущает Его присутствие в своей жизни. И полностью Ему предается.
- Рождение любви к Богу. Достигший этого уровня не желает ничего от мира материи. Внешне он может выглядеть отстраненным или душевнобольным. Но внутри него живет всепоглощающая любовь. Живых существ он рассматривает как детей божьих и чувствует единую связь с ними.
Предание себя
Ключевым моментом в жизни верующего становится вручение себя Богу. Несмотря на уже имеющуюся веру, именно это обстоятельство наполняет его духовной силой. Этим поступком человек дает понять, что он полностью зависит от божественной воли. Радости и невзгоды он принимает как божественную милость.
Видение того, что все идет на пользу, приводит психику в гармонию со Вселенной. Больше не приходится конкурировать с окружающим миром. Пропадает интерес к временным ценностям, а на первое место выходит спасение души.
Сомнения в вере
Духовный рост не всегда происходит стремительно. Бывают откаты, вплоть до потери веры. Как это происходит? Христианские святые объясняют это посяганием дьявола на духовный путь искателя. Они говорят, что враг через сердце посягает на предмет веры, и рекомендуют тщательнее совершать молитвы и покаяния. Также они рекомендуют не принимать эти побуждения ума за собственные и учиться от них абстрагироваться.
Святые индуизма полагают, что потеря веры происходит от общения с атеистами, а также в результате пренебрежительного отношения к верующим. Человек, ищущий недостатки в духовных братьях (независимо от веры), перестанет понимать, как найти Бога. И как следствие – его вера угаснет.
Вера и жизнь в миру: как совместить
Существование в светском обществе заставляет следовать принятым в нем нормам. Совмещать работу, заботу о семье с духовными занятиями непросто. С другой стороны, если оставить только материальную составляющую, то жизнь потеряет смысл.
Эта проблема описана в повести Льва Толстого “Отец Сергий”. Здесь описывается жизнь бывшего князя, оставившего мирскую жизнь и принявшего отшельничество. Но спустя долгие годы он так и не нашел умиротворения. Божественное провидение приводит его к знакомой детства, которая, живя в миру, посвятила свою жизнь другим. На ее примере он понимает, как найти любовь Бога. Это произведение показывает, что выполнение долга перед близкими не становится помехой в духовном поиске.
Фанатизм: враг не снаружи, враг внутри
Одной из первых помех начинающего верующего становится фанатичное отношение к окружающим. Не имея квалификации и любви в сердце, он начинает проповедовать. Нести слово божье, как ему кажется. От этой проповеди начинают страдать в первую очередь родственники, живущие под одной крышей. Происходит это, потому что человек сам не знает, как найти Бога в жизни, и не понимает главных принципов религии. Их можно свести к двум основным заповедям:
- возлюби Бога своего всем естеством, всей душой, всем разумением твоим;
- возлюби ближнего своего, как самого себя.
Верующий человек, направляющий взор на поиск врагов, никогда не поймет, как найти Бога. Лишь взгляд, направленный на поиск своих недостатков, может привести к истине. Чем больше человек видит своих несовершенств, тем больше он видит достоинства других. И это меняет его отношение к окружающим. Так, постепенно снижая уровень эгоизма, душа приближается к Богу.