Поиск виноватого в многодетной семье
11.06.2014 01:19
Дорогие мамы, расскажите, пожалуйста, что вы делаете, когда в ответ на вопрос об очередном хулиганстве все дети дружно отвечают: “это не я!” или посоветуте, что почитать на эту тему:)
11.06.2014 06:46
Говорю, что не собираюсь выяснять виновных и буду наказывать всех причастных к скандалу без разбора.
Anonymous
11.06.2014 16:44
но это же не честно! Вот мой брат вечно пакостил и орал “это не я!” Наказывали почему-то и меня тоже. ненавидела и его и того кто наказл. За что? Обычно мне от него влетало так меня же ещё и наказывали. Думаете это способствовало возникновению понимамания с родителями? только доказывало, что им на меня плевать.
Anonymous
12.06.2014 15:16
вот я тоже поставила себя на место детей, мне показалось, что должно возникать сильное ощущение несправедливости а виноватый оказывается виноватым дважды: в содеянном + в том, что остальные наказаны ни за что, т.е. фактически без наказания, потому что быть назазанным вместе с невиновными не так уж и страшно
Anonymous
11.06.2014 08:14
У нас есть волшебная фраза – “все тайное становится явным”. Объяснили детям смысл этого выражения, далее они убедились в верности этого на собственных примерах и примерах других. И чаще всего теперь сами признаются в содеянном:-) За честность всегда говорим им спасибо.
Anonymous
11.06.2014 22:17
У нас в семье так же)
Anonymous
12.06.2014 15:17
для меня ваша волшебная фраза не соответствует действительности
Anonymous
12.06.2014 17:11
ну это для вас не соответствует)но вы же не центр земли))
Anonymous
12.06.2014 20:33
да, я не огненное ядро, однозначно;) но как ТС – центр топа;)
Anonymous
16.06.2014 18:48
Если можно, пожалуйста, дайте хоть один пример….т е то, что вы объяснили детям
11.06.2014 16:47
оо! Мои знают, что за шкоды чуть-чуть поворчу, а вот за враньё… лучше даже не пытаться. Враньё не прощаю ни в каком виде. для меня это как красная тряпка. буду в бешенстве. Опытным путём остановили, что правда – единственный выход. А вам прям надо виновных? Зачем?
Anonymous
11.06.2014 22:17
+1
Anonymous
12.06.2014 15:20
да, я тоже в бешенстве, но ничего поделать не могу, не под пытками же мне узнавать, кто врет, говоря “это не я” надо виноватых, да, чтобы провести воспитательные беседы или наказать
Anonymous
11.06.2014 23:38
Если ситуация не требует обязательного выявления виноватого (а это бывает редко), я вылавливаю первого попавшегося ребенка и прошу убрать последствия. Если деть начинает говорить, мол, это не я, отвечаю, что я же не спрашиваю – кто, я прошу тебя это сделать. Обычно возражений больше не следует.
13.06.2014 12:13
Не многодетная, но 2 детей. Когда такая ситуация была 2 раза, после попытки найти виновного говорила – я иду в другую комнату. Через 5 минут, если виновный признается САМ – даю слово, наказывать не буду. Если не признается – накажу обоих. Оба раза, виновный приходил сам. Хвалила за смелость. Позже объясняла, как важно не сваливать на другого, а самому отвечать за свои поступки.
13.06.2014 15:05
у меня такая попытка закончилась печально: старшие подговорили младшую призаться в том, чего она не делала, чтобы всем вместе избежать наказания:(
Anonymous
13.06.2014 16:07
ай, молодца! Я бы ещё похвалила за находчивость 🙂 всё же самому главному в жизни учит не школа, а жизнь :):):)
Anonymous
13.06.2014 17:04
а мне так печально, что среди детей есть такой подлый и хитрый врунишка:( т.е. я понимаю, что в жизни оно лучше, чем моя чрезмерная правдивость и вечная борьба за справедивость, часто мешающие приспосабливаться и находить общий язык с окружающими, но неприятно 🙁
Anonymous
14.06.2014 12:40
Неприятно что? Что Ваши дети от Вас отличаются и тем самым расширяют Ваши горизнты? Что Вас скинули с пьедестала, на котором Вы старались закрепиться?
14.06.2014 12:55
Не всякие расширения горизонтов нужны, а вот родительский авторитет нужен. Сомневаюсь, что Вы радостно пищите от восторга,когда дети Вас не слушаются, врут и ведут себя подло.
Anonymous
14.06.2014 12:59
Начнем с того, что я не пользуюсь категорией “подло” в адрес своих детей. А в адрес посторонних собеседников вполне могу: подло провоцировать собственных детей на проявление нелучших человеческих качеств неумелыми родительскими действиями. Расширениее горизонтов до уровня создания недутого авторитета просто необходимо.
16.06.2014 10:29
я уже поняла, что вы наикрутейший недутый авторитет, охрененная заботливая альфа, действия ваши родительские самые что ни на есть умелые всегда и везде и строго по гиппенрейтер, ле шан и т.д., но совета вы так и не дали
Anonymous
16.06.2014 10:42
Я не заметила, где Вы спрашивали моего совета. Вы на мой вопрос из-за чего печаль тоже не ответили. Моё мнение, что в вашем случае повода для печали – минимум, а для пересмотра некоторых воспитательных тезисов – достаточно. Наикрутейшесть не то, к чему я всегда стремилась, так что даже не знаю, куда мне приспособить Ваш “изысканный комплимент”:-)
16.06.2014 11:01
в первом посте не заметили;)? комплиментами просто наслаждайтесь, как и своими замечательными воспитательными тезисами, как издадите – обсудим
Anonymous
16.06.2014 13:07
Меня только эта ветка заинтересовала, а не вся тема, да и то тут всё интересное как-то быстро кончилось. Что касается тезисов, издавать не планирую. Мне и евы предостаточно;-)
14.06.2014 12:41
Причем всех, начиная с мамы:-)
16.06.2014 10:31
зацените, как ваши родительские действия оценили: http://eva.ru/topic/159/3263859.htm?messageId=85914378
Anonymous
16.06.2014 10:46
Не передергивайте. Я писала анониму, у которого этот метод не сработал. А победителей (тех у кого сработал), как известно, не судят:-P
16.06.2014 11:02
круто отмазались дети вам тоже регулярно язык показывают, а вы все не печалитесь?
Anonymous
16.06.2014 13:09
Не отмазалась, а уточнила свою позицию. Если Вас нервируют смайлы, (придуманные не мной), то я могу и без них обойтись в споре о причинах для печали.
14.06.2014 17:36
Почитать Заходера 🙂 Никто. Завёлся озорник у нас. Горюет вся семья. В квартире от его проказ Буквально нет житья! Никто с ним, правда, не знаком, Но знают все зато, Что виноват всегда во всём Лишь он один – НИКТО! Кто, например, залез в буфет, Конфеты там нашёл И все бумажки от конфет Кто побросал под стол? Кто на обоях рисовал? Кто разорвал пальто? Кто в папин стол свой нос совал? НИКТО, НИКТО, НИКТО! – НИКТО – ужасный сорванец! – Сказала строго мать. – Его должны мы наконец Примерно наказать! НИКТО сегодня не пойдет Ни в гости, ни в кино! Смеётесь вы? А нам с сестрой Ни капли не смешно! Извините за офф)
16.06.2014 10:56
спасибо огромное! я совсем про это стихотворение забыла. есть еще замечательный рассказ “это все мишка!”, но там про одного ребенка, поэтому не годится
Anonymous
17.06.2014 01:36
О, “это не я!” — это просто классика жанра. Я чаще всего говорю, что раз виновный не найден, значит, подумать могу на любого, т.е. на всех. Ну а дальше — по ситуации.
17.06.2014 11:49
Не наказываю, кто виновен не выясняю, просто читаю лекцию “на тему” всем сразу. В красках расхваливаю альтернативный (правильный) способ поведения в конкретной ситуации. наказаний у нас в семье как таковых и нет. наказанием можно считать только разойтись по комнатам, и посидеть, подумать минут 5. Ну и персональные наказания там, получил тройку, день без компьютера, не пришел во время с прогулки – на следующий день сидит дома и т.п., но тут уже ни на кого не свалишь ответственность.
Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, что тема, которая заявлена в статье, является нашей общей профессиональной болью. Чтобы где и когда не происходило, а виновных постоянно пытаются найти в школах.
А самое главное, что виновата школа не только тогда, когда в ее стенах что-то происходит, но и всегда, когда где-то в отрицательном контексте фигурируют фамилии ее учеников. Но и это не все. Если в стране происходят какие-то проблемы, не хватает специалистов или еще какая напасть, то тоже виновата школа. Ведь не научили должным образом, не воспитали…
И ладно, когда спрашивают со школы за то, что во время учебного процесса ребенок получил травму или что-то там “отчебучил”. Но, черт возьми, почему мы должны отвечать за него после того, как он завершил учебный день или находится на каникулах?!
Я знаю, что уже не первый, кто поднимает данную тему, но хочется поделиться эпизодами, которые происходили в моей педагогической карьере и, как я их решал. Изолью душу, так сказать.
Эпизод первый. В первый раз виноват.
Когда я пришел работать в школу, то на меня “повесили” направление, которое называется “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”. И вроде ничего сложного: ходи на совещания, отправляй детей на конкурсы, пиши отчеты. Скучно, но просто. Но, как оказалось, это была не вся специфика работы в данном направлении.
Как-то раз в школу пришло ругательное письмо из ГИБДД. Смысл был в том, что ребёнок попал в ДТП и требовали провести расследование данного эпизода, а также дополнительно провести инструктажи по профилактике ДДТТ и классные часы на тему изучения правил дорожного движения. Потом, естественно, составить отчёт о проделанной работе и предъявить в районный отдел ГИБДД.
Да, возможно, в рамках взаимодействия с ГИБДД, можно было бы проделать подобную работу и согласиться с их гневным письмом если бы ребенок нарушил ПДД и авария произошла по его вине. НО! Транспортное средство сбило ребёнка ВО ДВОРЕ! Девочка шла по двору, а водитель отвлекся и совершил наезд на ребенка. Ребенок успел среагировать и прыгнул на капот. Сам не пострадал, но капот машине помял. Водитель, увидев повреждение вызвал ДПС не для того, чтобы оказать помощь девочке, а для того, чтобы зафиксировать повреждения машины!
Скажите, где тут вина ребенка? Девочка шла по двору, а значит, согласно ПДД имела преимущество перед автотранспортом. Водитель признал, что отвлекся. Ребенок, слава Богу, повреждений не получил. Так какое может быть письмо в школу с подобными требованиями??? Тогда я был еще молод и неопытен и, поэтому, просто написал отчет о проделанной работе, чтобы не создавать себе лишних проблем. Но был возмущен до глубины души. Почему школу назначили виновной в происшествии и почему она должна была отчитываться я искренне тогда не понял, не понимаю и сейчас.
Эпизод второй. Привет с каникул.
Шли последние дни августа, я, как и мои коллеги, только что вышли из отпуска и начали приступать к работе в школе. И тут снова письмо из ГИБДД. Опять ДТП с участием ребёнка. Снова проведите беседы, отчитайтесь о работе и, как так вы работаете, что у вас дети попадают в дорожные аварии. Начинаем разбираться. ДТП произошло в июле. Это каникулы. Ребёнок ехал на заднем сиденье автомобиля и был пристёгнут. В машину, в которой сидел ребенок сзади влетела фура. Ребёнок был доставлен в больницу и у него зафиксировали легкую степень сотрясения головного мозга.
Письмо пришло из Новгородской области. Туда я должен был направить ответ о проделанной в школе работе. Предоставить все документы, которые требовали прислать в кратчайшие сроки.
И вы знаете, я ответил. Ответил так, как посчитал нужным, ибо возмущению моему не было предела Вот примерный текст того письма:
N июля 2017 года произошло ДТП с участием учащегося нашей школы. По итогам внутреннего расследования, а также на основании письма присланного вами, в котором указаны обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, нарушений правил дорожного движения ребенком не зафиксировано.
Школа выполняет свои обязанности по обучению правилам безопасного поведения на дорогах. Это видно по тому, что ребенком и его родителями правила дорожного движения нарушены не были.
А вот у школы есть вопросы к ГИБДД Новгородской области по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения. Просим вас в кратчайшие сроки предоставить информацию по мероприятиям проводимым с целью повысить безопасность дорожного движения на дорогах Новгородской области. Также просим провести инструктаж с инспекторами дорожного движения, которые отвечали за безопасность на участке дороге, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие с учащимся нашей школы.
Вот такое письмо я отправил обратно в Новгородское ГИБДД. Честно, ждал, что “прилетит” от начальства. Но был готов отстаивать свою точку зрения.
Но знаете, ничего не случилось. Никто не вызывал на ковер. Никто не ругал и не грозился уволить или лишить премии. Все сошло с рук.
Да, ответ из Новгородского ГИБДД на мои требования не пришёл, но и они больше не запрашивали информацию относительно мероприятий, которые школа должна была провести.
Эпизод третий. Коронавирусный.
Все помнят те дни? Сидишь безвылазно дома и посещаешь только ближайшие магазины. Штрафы за нахождение без маски и прочие ограничения.
Так вот, естественно, детей этими ограничениями было не удержать. Некоторые из них выходили на улицы и проводили теплые апрельские и майские дни на солнце. К сожалению, некоторые, особо выдающиеся личности, умудрялись попасться в руки правоохранительных органов. Разумно предположить, что вопросы должны были быть заданы родителям. Но ведь нет, опять приходили запросы в школы, и требования провести работу с детьми и их родителями. Но скажите, что может школа, если дети в нее не ходят? Да они учатся, но дистанционно. Онлайн уроки посещают, а ловят их уже после окончания этих уроков. В общем вместо того, чтобы персонально разбираться с родителями, правоохранительные органы пошли по наименее сложному пути в поиске виноватых. Это школа не обеспечила нахождение детей дома.
Эпизод четвёртый. Тонкий намёк.
Тут буду краток и, думаю, что с этим столкнулись многие школы. Это участие детей в митингах. Естественно, несанкционированных. У нас в школе таких детей не оказывалось (хотя, может просто их не ловили), но предупреждали школы заранее, что если учащиеся будут пойманы, то не сносить нам головы. А митинги, кстати, проходили в выходные дни, когда дети должны находится под надзором родителей. Справедливо это? По-моему, нет!
Я не поддерживаю подобные митинги и считаю, что детям там делать в принципе нечего, но сидеть и караулить их, я, простите, не нанимался. Пусть в конце концов родители исполняют свой родительский долг.
Заключение
И так во всем. Где-то ученик “накосячил” – пишите объяснительные, собирайте характеристики, присылайте отчеты о проведении классных часов, индивидуальных бесед и всего остального. Детей ловят во вне учебное время. Когда они гуляют по ночам, когда курят или употребляют алкогольные напитки, нецензурно выражаются в общественных местах, нарушают административное законодательства (а ведь бывает, что и уголовное). Но все претензии не к родителям, которых максимум пригласят на беседу или придут в гости, а к школам, которые каким-то невероятным образом, должны отвечать за детей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365(366) дней в году…
А ведь бывает и наоборот!
В этом году ученик нашей школы спас из огня бабушку. Увидев пожар, он ворвался в квартиру и вывел старушку из горящего дома, тем самым он спас ей жизнь. Как вы думаете, хоть кто-нибудь поблагодарил школу за воспитание героя? Даже письмо не прислали о том, что он подвиг совершил. Узнали уже от самого мальчишки, что он к награде был представлен и получил ее. И таких ребят у меня много. К награде их не представляли, но людям они помогали, совершали хорошие дела. Но никто и слова о них не сказал и школу за воспитание не благодарил. Вот такие дела!
А какие у вас были подобные случаи? Пишите в комментариях. На этом я с вами прощаюсь! Спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делайте репосты! До новых встреч!
Виноваты ли дети
Время от времени у детей случаются конфликты, и встает вопрос: «Кто виноват?» Попытки найти виноватого и игра в Шерлока Холмса (искать свидетелей, разбирать досконально), как правило, заканчиваются тем, что дети спихивают ответственность друг на друга и всячески пытаются оправдаться. Каждый считает себя несправедливо обиженным. Процесс это трудоемкий, если произошел конфликт или потасовка, проще сказать: «Виноваты оба ребенка». Я не согласна!
Я бы сказала: «Оба участвуют».
Вообще слово «виноваты» подразумевает, что мы ищем того, на кого «возложить вину», сделать крайним. Кого НАКАЗАТЬ. Как минимум этим самым чувством вины.
«Виноваты оба» — мы подразумеваем, что в сложившейся ситуации оба заслуживают вины. Но постойте, полно случаев, когда одна из сторон «виновата» тем, что раздражала агрессора своей скромностью, хорошей учебой или чем-то ещё. Не только дети, но и взрослые сталкиваются с насилием, в том числе сексуальным. И вот это «виноваты оба» искажает случившееся.
Обвинить девушку, на которую напали, в ношении не той одежды. Жену, избиваемую мужем, — в том, что она его провоцирует. Ребенка, которого бросили родители, — в том, что он вел себя как-то не так
Есть другой способ восстанавливать отношения и решать конфликты кроме поиска виноватых.
Во-первых, стоит прекратить все время устраивать разборки. Чему мы учим детей таким образом? Правильно: ябедничать и жаловаться, оправдываться и искать виноватых, врать и скрываться.
Во-вторых, давайте перестанем и себя вести подобным образом! ЖАЛОВАТЬСЯ, ОПРАВДЫВАТЬСЯ, ИСКАТЬ ВИНОВАТЫХ – это отныне не про нас, договорились?
Это все лежит в плоскости «хорошо» – «плохо» — плоскости оценок, мнений, суждений. И не помогает решить проблему.
Проблему можно решить только на уровне чувств и потребностей. Хотите узнать, почему он это сделал? Сходите на уровень потребностей.
Хотите, чтобы он никогда так больше не делал? Помогите понять потребности другого, по-настоящему увидеть другого. Без осуждения его самого.
Дети больше всего нуждаются в нашей любви тогда, когда меньше всего ее заслуживают
Интересна тема воспитания без наказаний?
Найти виновного, а не крайнего
Когда ребенок попадает в трудную или конфликтную ситуацию, его, конечно, нужно успокоить и поддержать. А еще очень важно сделать анализ произошедшего — сказать, кто прав, кто виноват и почему все это случилось. Так ребенок научится конструктивно решать проблемы, а значит, уменьшит их количество до минимума.
26 ноября 2014
Казалось бы, сделать такой анализ легко. Маленький ребенок все время на виду, нет ничего такого, что он мог бы скрывать, поэтому причины той или иной ситуации нам очевидны. Но взрослые далеко не всегда бывают справедливыми и, вынося вердикт, могут руководствоваться эмоциями в большей степени, чем фактами.
Примеры этого даже на улице можно увидеть регулярно. Вот мама ведет маленького ребенка за руку. В какой-то момент он спотыкается, падает и начинает плакать. Мама, наклонившись, отряхивает ему одежду с такой силой, что он плачет еще больше. «Ты можешь идти спокойно? Почему ты все время падаешь? Посмотри, другие же дети ходят нормально!» То, что ребенок в данном случае не виноват, очевидно. Как и то, что после внушений мамы он все равно не будет идти «нормально» – в темпе взрослого человека, с той же уверенностью и внимательностью. Почему же она его обвиняет? Скорее всего, потому, что сама слишком напряжена или слишком устала, чтобы реагировать спокойно. Ее обвинения – просто выплеск накопившегося раздражения, не более. Дети, конечно, справляются с такой несправедливостью, если она случается редко, как исключение. Они способны разделять реальное отношение и просто эмоции. Плохо, если на любую ситуацию взрослый реагирует стереотипно, как по шаблону, не разбираясь в деталях.
«Сам виноват»
Палец прищемил? Не надо было туда лезть. Обидели? Смотри лучше, с кем играешь. Сестренка порвала рисунок? Понимать должен, что она маленькая. «Хочу воспитать в ребенке ответственность, взрослость» – примерно так родители объясняют свою позицию. В реальности они просто не ценят эмоциональную сторону отношений, не считают ее важной – в силу характера или собственного воспитания в детстве. Они не стремятся проводить с ребенком свое время («есть дела поважнее, поиграй сам»), не демонстрируют радости от его успехов («вижу-вижу, что построил, не надо так кричать»), не стараются успокоить, когда ему страшно («перестань говорить глупости – в закрытой комнате нечего бояться»). В ситуации проблемы эмоций тоже много не бывает. Если у тебя проблема, значит, ты в этом и виноват.
«В детстве была такая история. Я стояла около подъезда, ждала, когда спустятся родители – мы собирались идти в гости. Вдруг вижу, как прямо на меня бегут какие-то люди. Я даже не поняла, кто это, не успела отойти, как вдруг один человек меня задел, и я упала прямо в лужу. Когда буквально через несколько секунд вышли родители, я стояла вся грязная и плакала навзрыд. Не от боли – просто испугалась сильно. Ну и еще было, конечно, обидно – никто ведь даже не обернулся. Насколько же мне стало обиднее, когда мама, вместо того чтобы меня утешить, сказала: «Ты посмотри на себя. Теперь надо идти переодеваться. Почему с тобой всегда что-то случается?» Екатерина, мама Максима.
Позиция «сам виноват» болезненно сказывается на детях и в самом прямом смысле слова. Склонность к частым простудам, травмам, разным психосоматическим заболеваниям может преследовать такого ребенка вплоть до взрослого возраста. Причина – подсознательный поиск ситуации, в которой он точно не виноват, в которой мама обязательно пожалеет и приласкает. Если не «подходит» одно заболевание, ребенок «выбирает» другое, потом следующее и так далее, пока не получит ласки и поддержки. Конечно, гораздо проще и психологически полезнее с этого было бы начать: что бы ребенок ни сделал, в какой бы ситуации ни оказался, его нужно пожалеть. И только потом, когда он успокоится, поговорить о том, по какой причине это случилось.
Дети, которых родители часто обвиняют, растут тревожными и мнительными. В более старшем возрасте они, как правило, справляются с чувством вины, так как уже способны сами понять, справедливо им делают замечания или нет. Но тревожность и страх ошибки остаются иногда на всю жизнь.
«Так получилось»
«На детской площадке услышала, как бабушка успокаивает внучку: «Ничего страшного, такое может случиться. Не сердись на мальчика – он, возможно, не специально». Я была поражена такой выдержке и философскому отношению к жизни. Однако на следующий день это меня так не восхитило. У ребенка отнимают игрушки, буквально третируют ее, а бабушка опять за свое: «С кем не случается», «Это не стоит слез». Мне прямо жалко стало девочку. И хотя я считаю, что неправильно лезть в чужие дела, не выдержала и сказала: «Знаешь, девочка, чтобы такое не случалось именно с тобой, надо взять лопатку и хорошенько треснуть того болвана». Мария, мама Игоря.
Когда мы говорим ребенку, кто виноват, то не просто учим поведению в конфликте. Сознание ответственности играет большую роль в том, настолько активным будет человек в жизни. Установка «все бывает, никто не виноват» является выжидательной. Она полезна людям, которые привыкли все брать под свой контроль и испытывают от этого постоянное напряжение. А дети только учатся взаимодействию с миром. И они должны научиться получать от него то, что им нужно. Они должны научиться общаться с людьми так, чтобы всем от этого было хорошо. Философские рассуждения об относительности пользы и вреда им подходят в качестве исключения. В повседневных жизненных ситуациях каждый ребенок обязательно должен понимать, почему это случилось, кто виноват и что делать, чтобы больше так не было.
Работа над конфликтами – пусть сначала и формальная – должна проводиться даже в возрасте трех лет! Спрашивайте у ребенка: «Что случилось?», «Кто первый начал?», «Ты знаешь, почему так делать нельзя?»
«Ах ты бедняжечка!»
«У нас с подругой дочки – почти ровесницы. Мы еще во время беременности представляли, как они будут дружить, как нам будет весело вместе проводить время. Однако дружить оказалось не так легко – у подруги весьма необычные взгляды на воспитание. Например, она никогда не разбирается, что случилось, и, если ее Настя плачет, значит, моя Ксюша ее обидела. Если же плачет Ксюша, то… все равно она Настю обидела. Тем, что плачет и не хочет играть. Однажды я попросила подругу посидеть с обеими девочками полчаса, пока я схожу в магазин. Прихожу: Настя и мама кричат на мою собаку: «Гадкий пес, усыпить тебя надо, чтобы на детей не бросался!» Спрашиваю: «Что случилось?» Оказывается, собака не дала Насте на себе покататься и зарычала, когда та стала хватать ее за шерсть. «А собаке можно на Насте покататься?» – спросила я. Теперь подруга со мной не разговаривает. Я даже не очень расстроилась. Все равно каждый раз встречи заканчиваются слезами и выяснениями, почему обидели ее «бедняжку». Алена, мама Ксении.
Абсолютная поддержка без замечаний по поводу поведения оправданна только по отношению к совсем маленьким детям. Они все равно не могут понять своей роли в происходящем (потому вина всегда условна), а вот в добром отношении и заботе нуждаются. Ребенка нужно пожалеть в любой ситуации, даже если он первый начал бросаться игрушками или песком (хотя, конечно, сказать о том, что делать так нельзя, надо обязательно). Чем старше ребенок, тем больше поддержка должна зависеть от степени вины. Если в два года ребенок слышит «бедняжечка» постоянно, у него формируется двойственное и искаженное представление о взаимодействии с миром. «Мир плох, все вокруг могут нанести мне вред» – с одной стороны, и «Я могу делать все, что хочу» – с другой. Конечно, такие дети бывают конфликтными в любом коллективе. Они тяжело привыкают к садику (но именно там иногда обретают правильные представления о своей роли в обществе, если родители не препятствуют), им трудно даются коллективные игры. Начать общение – с этим проблем не возникает. Но сохранять его долго не получается. «Бедняжечки» не готовы к равноправию, и другие дети могут опасаться общения с ними.
«Это все из-за меня»
Иногда взрослые сами испытывают чувство вины перед ребенком. Причины могут быть самые разные: например, врожденное заболевание, особенность, передавшаяся по наследству, какое-то происшествие, про которое можно сказать «не досмотрели». И это чувство вины может распространяться на все, даже на ситуации общения ребенка со сверстниками. Вместо того чтобы прояснить картину конфликта на детской площадке, взрослый берет ребенка за руку и говорит: «Я сам виноват, что привел тебя сюда, завтра лучше дома поиграем».
«Когда я была на последнем месяце беременности, моя мама не давала мне садиться за руль и, если не получалось у мужа, сама отвозила меня, куда нужно. Она очень осторожный водитель, но, увы, не все зависит только от нас. В общем, как-то раз она так резко затормозила, что у меня начались боли. Мы поехали в больницу, и через несколько часов родился мой сын. С ним все хорошо, но мама до сих пор не успокоится. Любые проблемы она относит на свой счет, считая, что повредила ребенку – он ведь родился раньше на две недели. Однажды ребенок скомкал слепленную из пластилина фигурку – не понравилась, наверное. Бабушка чуть не плакала: «Это я его расстроила – заставила игрушки собирать, и он устал». Я уже боюсь оставлять с ней сына – довольно тяжело «видеть» постоянное чувство вины. К тому же ребенку это явно не на пользу: он уже нам чуть что заявляет: «Все из-за вас». Людмила, мама Дениса.
Дети при таком воспитании быстро учатся извлекать выгоду из чувств родителей. Они не просто говорят «вы виноваты», они внутренне в этом уверены. Нельзя сказать, что самооценка в таких условиях формируется высокая: когда зависимость от взрослых чересчур сильна, то и достижения не расцениваются ребенком как личная заслуга.
Каждый из нас Автор своей судьбы, любви, истории. Поверьте, нет никакого смысла дальше продолжать чувствовать себя тотально виноватым или искать виноватого в толпе. На это можно потратить годы, а в итоге и всю жизнь.
Если Вы постоянно ищете виноватых или виноватым постоянно делает Вас кто-то их близкого окружения, если вместо конструктивного решения проблем привыкли искать “корень зла” – тогда эта статья именно для Вас. Встречали ли вы людей, которым в любой ситуации – или сложной, или неприятной, или случайной – главнее всего было найти виновного?
Про вину, ответственность и подмену понятий. Если Вы или Вас постоянно делают виноватыми…
Если виноватых нет, их назначают.
Совесть обычно мучит не тех, кто виноват. Эрих Мария Ремарк
Замечали ли вы, что у таких людей больше разочарований, нежели радостей, больше претензий к жизни, предательств, несбывшихся надежд, «несправедливостей», чем у других таких же смертных? Они очень внимательно бдят за делами других, однако в итоге в проигрыше оказываются сами.
Близкое взаимодействие с этими персонами, честно говоря, мало приятное. На людях чаще всего они «няшные», а в быту стабильно маниакально преследующие, навязчиво контролирующие и придирающиеся. Готовые напасть и защищаться без причины и повода.
У ребенка двойка – надо найти виновного! Кот заболел – надо найти виновного, трудности на работе, конфликт в семье, дефолт в государстве – надо найти виновного. Не решать проблему, а найти виноватого!
Скорее всего в раннем детстве, скорее всего родителями или другими значимыми фигурами в воспитательных целях ребенку внушали и доказывали, что он «виноват». Виноват, что уписался, что не хочет доедать, что не хочет играть с братом, что сделал две ошибки в трех словах и т.д. и т.п. Для легкости и маневренности управления как раз и насаживается чувство вины. А с виной «в подарок» идут чувство слабости и несостоятельности. Потом бери такого человека за руку и веди куда хочешь, лепи из него что хочешь, управляй как хочешь.
Чувство вины, вменяемое ребенку, формирует у него личностную позицию «Я не ок», т.е. «Я не ок, а другие (взрослые) ок» или «Я не ок и другие тоже не ок». С ней он растет, отчасти свыкается, адаптируется и… ждет когда вырастет…
…Он вырастает и опа! Каждый раз, когда надо что-то решить, помочь или исправить (то есть взять адекватную ответственность), вместо этого ищет виноватого и обвиняет с прокурорским профессионализмом.
Заметили, как будто бы произошла рокировка, как будто бы стало наоборот «Я ок, а ты не ок». «Дети болеют, потому что ты не досмотрела», «денег не хватает, потому что ты много тратишь», «живем недружно, потому что ты все время со мной споришь».
Как будто бы. На самом деле, это фасад, за которым скрывается усвоенное детское «Я не ок». На самом деле они просто рьяно защищаются. Потому что боятся снова быть виноватыми.
Лучшая защита – нападение?!
- Возможно, этим людям кажется, что это хороший способ «отвести от себя подозрения», ведь с детства привыкли быть виноватыми.
- Возможно, они считают, что кто первый обвинит – тот и выиграл (именно так делали их родители).
- Возможно, именно таким способом они представляют, как надо преодолевать трудности и решать жизненные задачи (потому что именно так привыкли – просто искать и находить виноватого и ничего не решать по сути).
Ответственность
Ответственность есть проба мужества человека. Горацио Нельсон
А задумывались ли вы, что чувство вины – антагонист ответственности? Человек в чувстве вины как никогда слаб, чувствует себя неспособным и беспомощным. И просто не в состоянии здраво определить и принять свою долю ответственности, оценить ситуацию и решить какие конструктивные шаги предпринять.
Для того, чтобы мочь делать работу над ошибками, анализировать правильное/неправильное поведение, расти, развиваться, умнеть и становиться по-настоящему взрослым, необходимо ощущать в себе силу, ресурс, ОКейность.
Здоровое чувство ответственности появляется, развивается тогда, когда у человека есть энергия любви, поддержка, вера в него близких значимых людей. Тогда человек доверяет себе, чувствует себя ОК и это помогает принять свою неидеальность. И в случае ошибки, он не стремится «откреститься», а искренне старается ее исправить, в следующий раз сделать грамотней, добрей, быстрей, аккуратней и т.п.
Кто же виноват, ой, т.е. ответственный?
Именно родители учат брать ответственность и держать удары судьбы. Поддерживают, когда случаются ошибки, вдохновляют на достижение целей.
К сожалению, встречается, что именно взрослые, имеющие проблемы с ответственностью, и внушают чувство вины детям. Ответственность лежащую на них – перекидывают на детей. А ребенок адекватно не может нести взрослую нагрузку ответственности и справиться с проблемами взрослых. Даже если и пробует – надрывается, не получается, разочаровывается в себе и остается в чувстве вины и неполноценности. А что ж ответственность? А она его пугает. Он не верит, что справится.
Случай из жизни. Недавно мы с сыном катались на роледроме. Там постоянно кто-то кого-то обгоняет, кто-то кого-то подрезает, кто-то падает, встает, едет дальше и т.д. и т.п. Как, собственно, и в жизни. Чаще падают дети, потому что они учатся, меньше опыта лавирования, меньше осознания ответственности. Одна девочка упала, держится за руку и вот-вот заплачет. Я естественно подъехала, помогла подняться и подвела к маме.
Через какое-то время, подзывает меня мама этой девочки и с гневной претензией «женщина, вы вообще глазеете куда едите и на кого наезжаете» пыталась меня обвинить. А в это время ее дочка плачет, держится за руку и видно, что боится. Пришлось напомнила маме девочке, что я помогла ее дочке. Мама сконфузилась и переключилась обвинять уже свою дочь в том, что она упала и болит рука и что какая-то тетя ставит маму на место.
Вместо того, чтобы пожалеть дочку, определить все ли с рукой в порядке или нужен ренген, напомнить про правила безопасности на роледроме, то есть по-настоящему решать проблему – мама принялась искать на кого можно наехать и обвинить…
- Если вы чувствуете что-то приблизительное, и ваши родители в детстве делали что-то похожее;
- Если абстрактное чувство вины постоянно с вами, если вы замечаете за собой тревожную бессмысленную потребность находить «крайнего»,
- Если вам кажется, что именно чувство вины и есть ответственность
– эта заметка может стать освобождением от монстра вины. ВЫ НЕ виноваты. И разрешением вносить качественные конструктивные изменения и творческие совершенствования в свою жизнь. Быть ответственным.
Каждый из нас Автор своей судьбы, любви, истории. Поверьте, нет никакого смысла дальше продолжать чувствовать себя тотально виноватым или искать виноватого в толпе. На это можно потратить годы, а в итоге и всю жизнь.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
И что делать, если это чувство вины вменяется вам? Не принимать. Да, вот так просто. Не принимать. Для этого важно уметь адекватно определять свою долю ответственности и как говориться «не брать тяжелого в руки, а дурного в голову».
Нести за другого его ответственность неблагодарный труд и медвежья услуга.
Чувствовать себя виноватым, за то, что… кто-то так привык решать проблемы – неэкологично и вредно для отношений.
Вместо этого в любой ситуации – или сложной, или неприятной, или случайной – важно дать себе поддержку. Каждый может ошибиться и с каждым может произойти досадная случайность. Оцените свою долю ответственности для благополучного разрешение ситуации – в повышения успеваемости ребенка, в лечении кота, нахождении взаимопонимания в отношениях, решении рабочих задач.
Сделайте то, что можете (только не ищите виновато и не обвиняйте) – помогите с уроками ребенку, свозите кота в ветеринарку, заварите ароматный чай и предложите обсудить назревшие вопросы своему любимому человеку.
Когда мы делаем то, что можем, это обязательно приближает нас к цели, дает энергию, вдохновляет, мотивирует и придает сил и уверенности в своих силах и своей окейности. Ведь быть ответственным – это быть Творцом своей жизни и судьбы. Счастливой судьбы.опубликовано econet.ru.
Татьяна Яненко
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.