#1
mih24061986
-
- Наши пользователи
- Cообщений: 458
Lenk
- Пол:Мужчина
-
Авто: Opel Record 1.8S -
Реальное имя: Михаил -
Место жительства: Вятка
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 15:37
Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.
P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики???
- Наверх
#2
дядя Вова
дядя Вова
-
- Наши пользователи
-
- Cообщений: 1 463
Lexmaul
- Пол:Мужчина
-
Авто: record 2.0 s берлина автомат -
Реальное имя: Владимир -
Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 16:20
максимум тчно выставить поршень в ВМТ можно через свечное отверстие при помощи индикатора часового типа.
- Наверх
#3
mih24061986
mih24061986
-
- Наши пользователи
- Cообщений: 458
Lenk
- Пол:Мужчина
-
Авто: Opel Record 1.8S -
Реальное имя: Михаил -
Место жительства: Вятка
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 16:49
максимум тчно выставить поршень в ВМТ можно через свечное отверстие при помощи индикатора часового типа.
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
- Наверх
#4
k_s
k_s
-
- Наши пользователи
-
- Cообщений: 1 405
Lexmaul
- Пол:Мужчина
-
Авто: REKORD E1 -
Реальное имя: Александр -
Место жительства: Петербург, Киев, Винница
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 17:43
максимум тчно выставить поршень в ВМТ можно через свечное отверстие при помощи индикатора часового типа.
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.
Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на “быстром участке”. Тогда погрешность будет минимальна.
Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
Ты получил истинную метку ВМТ.
————————————————————————
“Когда много спрашивают – мало думают или плохо помнят”.
“Когда ты правильно задаешь вопрос, то он сам по себе является ответом”.
- Наверх
#5
дядя Вова
дядя Вова
-
- Наши пользователи
-
- Cообщений: 1 463
Lexmaul
- Пол:Мужчина
-
Авто: record 2.0 s берлина автомат -
Реальное имя: Владимир -
Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 18:30
смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия
так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.
очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.
- Наверх
#6
zub733
zub733
- Пол:Мужчина
-
Авто: Opel Rekord 19N 35 Jahre, Zwei Türen & Ксюхо”Кыз-бола” -
Реальное имя: Серхио -
Место жительства: Ростов-на-Дону Россия
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 18:34
для тех кто считает метку-шарик на маховике за ВМТ еще проще,совмести и дело в шляпе
а лучше посчитать зубья на маховике,поделить на 360,инайти по зубам то место после шарика,которое 5 градусов от него,против часовой стрелки
Opel Rekord 19N 1978 twee deuren,aantal DL-05-BZ,de kleur is lichtbruin
De vroegere auto van de koningin van Nederland Beatrix . Uw Majesteit zal aan uw beste auto herinneren
- Наверх
#7
дядя Вова
дядя Вова
-
- Наши пользователи
-
- Cообщений: 1 463
Lexmaul
- Пол:Мужчина
-
Авто: record 2.0 s берлина автомат -
Реальное имя: Владимир -
Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 18:45
для тех кто считает метку-шарик на маховике за ВМТ еще проще,совмести и дело в шляпе
а лучше посчитать зубья на маховике,поделить на 360,инайти по зубам то место после шарика,которое 5 градусов от него,против часовой стрелки
не помню шариков на махайле движка 1.8.но сам маховик, со стороны поддона, можно сняв защитку размечать как угодно,если неправ -поправьте…давненько уже невидел 1.8-мог позапамятовать,или путать.
Сообщение отредактировал дядя Вова: 23 Сентябрь 2011 – 18:52
- Наверх
#8
k_s
k_s
-
- Наши пользователи
-
- Cообщений: 1 405
Lexmaul
- Пол:Мужчина
-
Авто: REKORD E1 -
Реальное имя: Александр -
Место жительства: Петербург, Киев, Винница
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 19:19
Когда-то игрался с разными распредвалами, так стояла задача точного снятия фаз газораспределения.
Тогда и был рассчитан, расчерчен контрастной краской и залакирован термолаком мой маховик.
Теперь снятие фаз-детская забава, а освещение стробоскопом дает возможности считывать непосредственно цифры углов…
Кстати, обрати внимание, шарик оказался после тщательных разметок как раз на 5градусах до ВМТ, то есть это момент зажигания, при регулировке опережения, что и подтверждает мануал.
п.с.// Маховик для 2,0S
————————————————————————
“Когда много спрашивают – мало думают или плохо помнят”.
“Когда ты правильно задаешь вопрос, то он сам по себе является ответом”.
- Наверх
#9
zub733
zub733
- Пол:Мужчина
-
Авто: Opel Rekord 19N 35 Jahre, Zwei Türen & Ксюхо”Кыз-бола” -
Реальное имя: Серхио -
Место жительства: Ростов-на-Дону Россия
Отправлено 23 Сентябрь 2011 – 19:22
для тех кто считает метку-шарик на маховике за ВМТ еще проще,совмести и дело в шляпе
а лучше посчитать зубья на маховике,поделить на 360,инайти по зубам то место после шарика,которое 5 градусов от него,против часовой стрелки
ПЫСЫ в топку такие советы ,не заметил,что 1.8ОНС
спасибо за размеченный маховик,я поленился в спешке разметить при сборке,хотел ВМТ найти точнее от шарика,те самые +5 градусов…да замотался
пойду опережение поджигание сделаю,теперь ясно,что зуб-зуб 2.5 градуса
Сообщение отредактировал zub733: 23 Сентябрь 2011 – 19:31
Opel Rekord 19N 1978 twee deuren,aantal DL-05-BZ,de kleur is lichtbruin
De vroegere auto van de koningin van Nederland Beatrix . Uw Majesteit zal aan uw beste auto herinneren
- Наверх
#10
mih24061986
mih24061986
-
- Наши пользователи
- Cообщений: 458
Lenk
- Пол:Мужчина
-
Авто: Opel Record 1.8S -
Реальное имя: Михаил -
Место жительства: Вятка
Отправлено 24 Сентябрь 2011 – 10:26
С маховиком не получиться, я его менял и не заморачивался установкой меток когда его прикручивал.
Попробую так как посоветовал k_s.
- Наверх
Как определить вмт без меток
Клуб OpelRekord.ru
Как определить ВМТ без использования меток
- Нравится
- Не нравится
mih24061986 23 сен 2011
Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.
P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики.
- Нравится
- Не нравится
дядя Вова 23 сен 2011
- Нравится
- Не нравится
mih24061986 23 сен 2011
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
- Нравится
- Не нравится
k_s 23 сен 2011
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.
Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на «быстром участке». Тогда погрешность будет минимальна.
Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
Ты получил истинную метку ВМТ.
- Нравится
- Не нравится
дядя Вова 23 сен 2011
смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия
так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.
очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.
Как определить ВТМ в первом цилиндре?
ГАЗ Волга (3102) 1981 — 2008
Как определить ВТМ в первом цилиндре для различных марок двигателей?
- Какие слабые места двигателя 402 Волга 3102? – 3 ответа
- Какой двигатель можно поставить на Волгу? – 2 ответа
- Нужно ли ставить АКПП с двигателем 2JZ? – 2 ответа
- Волга ГАЗ-3102 глохнет через 10 мин после запуска – 1 ответ
- Мелкий стук двигателя ГАЗ Волга – 1 ответ
Поршень первого цилиндра находится максимально вверху при этом его клапана закрыты — это для всех моторов 4 такта
Можно определить при каком такте находится находится поршень вверху, в конце такта сжатия или выпуска. ВМТ без прибора либо меток не определить, 5 градусов до ВМТ, 5 после — серьёзный разбег.
Есть очень простой способ определения ВМТ первого цилиндра (как впрочем и любого цилиндра), для любой марки двигателя.
Чтобы легче было прокручивать коленвал двигателя — выкрутите свечи зажигания на всех цилиндрах. В свечное отверстие первого цилиндра вставьте затычку (можно скомкать клочок бумаги, типа газеты). Теперь вручную прокручивайте коленвал двигателя.
Если на шкиве нет храповика или к болту шкива очень трудно подобраться, тогда поддомкрачивайте одно из колёс ведущей оси и прокручивайте коленвал колесом при включенной передаче — это если коробка механическая.
Если же установлена АКПП, тогда только за болт шкива прокручивать, или можно попробовать за ремень навесных агрегатов (так как все свечи выкручены, то компрессия не должна мешать и прокручивать гораздо легче).
Как только поршень начнёт приближаться к ВМТ, бумажная пробка отстрельнет. Теперь можно отвёрткой нащупать верх поршня через свечное отверстие и потихоньку ещё поворачивать коленвал — не проморгайте когда отвёртка остановится и начнёт движение вниз. Самая верхняя точка, это была ВМТ, чуток назад и к ней можно вернуться.
Клуб OpelRekord.ru
Как определить ВМТ без использования меток
- Нравится
- Не нравится
mih24061986 23 сен 2011
Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.
P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики.
- Нравится
- Не нравится
дядя Вова 23 сен 2011
- Нравится
- Не нравится
mih24061986 23 сен 2011
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
- Нравится
- Не нравится
k_s 23 сен 2011
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.
Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на «быстром участке». Тогда погрешность будет минимальна.
Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
Ты получил истинную метку ВМТ.
- Нравится
- Не нравится
дядя Вова 23 сен 2011
смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия
так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.
очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.
Как определить вмт без меток
- Регистрация
- Вход
- В начало форума
- Правила форума
- Старый дизайн
- FAQ
- Поиск
- Пользователи
Выкручиваешь 1-ю свечу, суешь туда оловянный пруток, крутишь коленвал и ощущаешь ВМТ 1-го цилиндра.Энто и есть метка.
Задача: Имеется ВАЗ 21083: карб, бесконтактная СЗ.
На маховике НЕТ МЕТКИ.
Не то что не видно, а НЕТ.
Самый маститый механик города не нашел.
Предыдущий владелец машины подтвердил отсутствие метки. Маховик не меняли.
Вопрос: Каким образом поймать ВМТ в 1 цилиндре (ну чтобы метку поставить)? Не снимая головки, ессно.
метка на шкиве коленвала ведь есть
Задача: Имеется ВАЗ 21083: карб, бесконтактная СЗ.
На маховике НЕТ МЕТКИ.
Не то что не видно, а НЕТ.
Самый маститый механик города не нашел.
Предыдущий владелец машины подтвердил отсутствие метки. Маховик не меняли.
Вопрос: Каким образом поймать ВМТ в 1 цилиндре (ну чтобы метку поставить)? Не снимая головки, ессно.
метка на шкиве коленвала ведь есть
На маховике метка точнее. На енту метку стробоскопом светить надо будет.
что верно то верно
но это всеже точнее чем прутком в котел тыкать
нужно тогда применить оба способа
На маховике метка точнее
На маховике метка точнее. На енту метку стробоскопом светить надо будет.
что верно то верно
но это всеже точнее чем прутком в котел тыкать
нужно тогда применить оба способа
0
0
голоса
Рейтинг статьи
Продолжение поста об установке угла опережения начала подачи топлива. Пост для владельцев 1.6D/1/6DA/1.7D/DR/X17DTL, которые проморгали точное положение ВМТ но не теряют надежды его определить.
Проблема. Фиг знает его, какой угол опережения впрыска, потому как совершенно не понятно точное положение ВМТ. А непонятно, потому что вместо родной коробки и маховика, где просто вставляется репер и таким образом фиксируется ВМТ, у меня не штатные маховик и коробка, где это сделать невозможно. Можно конечно ориентироваться на метки КВ, распредвала и ТНВД, но практика показала, что там допуск +/- километр. После тренировочного выставления УОНПТ, я крепко задумался, как мне понять, что 1(4) цилиндр в ВМТ? На бензине просто выкручиваешь свечу, закручиваешь переходник с индикатором и вращаешь коленвал, пока индикатор не перестаёт двигаться в одну сторону, а потом начинает движение уже в другую. Но у меня, блин, форкамерный дизель, где и форсунка и свеча накаливания покапают сначала в форкамеру из которой в цилиндр ведёт маааленькая дырочка. Стал я прикидывать, как через эту дырочку попасть к поршню.
Хорошо, что у меня лежит недалеко ГБЦ, с разобранного мотора и кучка форсунок-свечек, можно экспериментировать. Ну и есть станки. )) И вот, вчера, уже в 21 час, у меня засвербело так, что пошел я в мастерскую. Ковырялся, ковырялся и наковырял такую конструкцию.
В основе — корпус форсунки, в верхней части которой я просверлил отверстие на 8 мм, под индикатор. Нашёл гайку с убитой топливной трубки и сделал в ней отверстие, 8,2 мм. Перед тем, как в корпусе сделать точный размер под индикатор, сделал пропил в его резьбовой части и чуть раскрыл. Получилось, что когда затягиваешь гайку, половинки с резьбой плотно зажимают корпус индикатора. В нижней части корпуса форсунки сделал отверстие, которое равно внутреннему диаметру, или можно взять часть корпуса от форсунок VW, там он вообще отлично подходит Для ножки индикатора изготовил удлинитель. Делал комбинированный из цилиндра 4 мм и куска спицы 2 мм. Комбинированный, что бы увеличить жёсткость зело длинной ножки, да к тому же ещё и кривой.
За кривизну.
Закрутил корпус в ГБЦ и давай смЫкать внутри его индикатор, пытаясь попасть штырьком в отверстие форкамеры. СмЫкаю — подгибаю, смЫкаю — подгибаю итак много раз. В итоге получилась такая “козья” нога.
Примерка:
Немного о том, почему такая длинная ножка у индикатора. Индикатор часового типа взял самый распространённый — ИЧ-10, т.е. диапазон измерений 10 мм. Нам конечно нужно меньше, но запас хода даёт бОльшую гибкость в установке его на моторе. Поршень в ВМТ выходит практически заподлицо с блоком или даже чуть выступает. Толщина прокладки около 1,5 мм+ в поршне, напротив дирки форкамеры есть выемка. Всё это вместе даёт нам не меньше 10 мм выступающей из ГБЦ ножки индикатора.И всегда можно выдвинуть индикатор из корпуса. ))
Самое интересное.
О практических испытаниях.
Сегодня был тепло, около +6С, но правда моросил дождик. Это меня не остановило и я полез разбирать моторчег ещё раз.
Приспособление решил ставить на 4-й цилиндр, т.к. там банально больше свободного места а с точки зрения ВМТ они с 1-м цилиндром одинаковые )
Полный размер
Ставить будем сюда.
Откручиваю трубки с форсунок 3 и 4 цилиндров. Если не открутить трубку с 3-го цилиндра, индикатор не помещается. Выкручиваю форсунку 4-го цилиндра. Боженька, спасибо тебе, и тем опытным мастерам, которые надоумили меня намазать резьбы керамической смазкой. Открутилось идеально. Снимаю патрубок вентиляции картера, по той же причине, что и трубку 3-го цилиндра. Вкручиваю корпус приспособления и с некоторой дрожью начинаю тыкать ножкой индикатора в недра. ) Попал, вставил индикатор, проверил легкость хода, зафиксировал индикатор гайкой. Перед этим выставил ВМТ по рискам на шестерне распредвала.
Дальше все как в предыдущем посте — вставляем приспособу для измерения угла опережения впрыска в ТНВД, и организую доступ к шестерням ГРМ.
Начинаю вращать коленвал, пока индикатор ВМТ не перестаёт двигаться. Фиксю этот момент и кручу дальше, до тех пор, пока стрелка не начинает вращаться обратно, т.е. поршень уже пошёл вниз. Отмечу, что как я не выгибал ножку, при “испытаниях” пришлось чуть пальчиком помогать индикатору — едва-едва касаясь сверху, потому что вверх он идёт и сам, а вот обратно ему сложнее, надо чуть помочь. Обнуляю индикатор ВМТ. Теперь аккуратно подвожу к ВМТ по индикатору и смотрю на индикатор ТНВД. Повторяю несколько раз что бы точно отметить начало и конец остановки стрелки. На индикаторе ВМТ ведь стрелка просто стоит, не движется, а стрелка показывающая угол опережения впрыска движется вместе с ГРМ. Движение это составляет меньше половины зуба ГРМ, но на индикаторе ТНВД это около двух десяток, т.е. для выставления впрыска ого-го как много.
Так “тренируюсь” раз десять, что бы точно установить значение на индикаторе ТНВД, его “0” как раз и есть “0” на индикаторе ВМТ. Теперь беру и вращаю коленвал “против хода” до тех пор, пока стрелка на индикаторе не перестаёт двигаться. Показание на индикаторе это и есть значение опережения. У меня после недавних выставлений якобы 0,85 в реале, по индикатору ВМТ вышло 0,70. То есть капец, какое “раннее” зажигание. Не удивительно что были пропуски в момент заводки.
Дальше трахаюсь с занимаюсь выставлением нужного значения. Для меня это 0,85-0,90. За ВМТ брал середину показаний по индикатору ТНВД, когда коленвал проходит ровно середину точки покоя. Не знаю, насколько это верно, может надо было брать за отсчётную точку начала “мертвой зоны” коленвала в ВМТ, но я решил сделать так.
Долгая и нудная работа по определению значения угла впрыска, затем ослабляем болты на шестерне ТНВД и вращаем вал ТНВД относительно шестерни и ремня ГРМ, которые пытаются повернуться все вместе. Подвигать надо на такие минимальные величины, что сразу фиг попадёшь. Затягиваем болты на шестерне и всё по-новой — выставляем по индикатору ВМТ, потом обнуляем индикатор ТНВД и высчитываем значение угла опережения. И так с десяток раз, что бы исключить неточность. Когда три последних измерения совпадают в +/- 2 деления индикатора, значит всё ок. Смотрим на значение, грустим и опять двигать шестерню. Наверняка при наличии репера всё чуть проще с ВМТ, но:
1. Это когда он есть.
2. Не факт что там всё идеально, а не в неком допуске от инженеров GM. А по индикатору уж точнее не бывает.
И ещё. Я не знаю, как там народ выставляет по меткам на шестернях коленвала/распредвала/ТНВД — там можно сдвинуть параметр на 0,5 легко а по меткам всё будет хорошо.
Вот например моя “метка” распредвала. Крути куда хочешь, всё по метке.
А вот на шестерне ТНВД визуально почти на 1/3 зуба подвинулась метка. Но, блин это нереально выставить “на глаз”
Теперь конечно бы ещё и положение распредвала проверить относительно “идеальной” ВМТ, но я его выставлял ещё по реперу и блин лезть пока не хочу. Вроде всё ок.
Общие впечатления.
Первую половину работы здорово мучился с вращение коленвала. Вроде бы всего-то подвинуть туда обратно на несколько зубьев по ремню, но пипец как тяжело. Потом я снял машину с передачи и дело пошло )))
Выставил около 0,87 по индикатору в середине ВМТ другого индикатора. Предполагаю, что это значение +/- 0,05, но блин я ковырял впрыск 3 с лишним часа. Устал.
Ну и дождь, который, курва, начался практически сразу (дело было до обеда) и не заканчивается до сих пор. Весь мокрый, мотор в воде, топливная, турба, ремень и шестерни ГРМ, инструмент — всё в воде. Едва всё оттёр, вычистил. Завёлся. По звуку вроде мягко, завёлся сразу всеми горшками, хоть и был холодный. Помогло или нет с пропусками на холодную в “мороз” — узнаю в ближайшее время.
Надеюсь, что данная приспособа и способ выставления ВМТ по индикатору на форкамерном дизеле будет ещё кому-то полезной. Я за всё свое знакомство с дизелями GM и общения с дизелистами, не встречал подобного.
На чтение 10 мин Просмотров 31.3к. Опубликовано 28 января, 2022
При самостоятельном выполнении ремонтных и настроечных операций важно знать и понимать обозначения специальных терминов. Например, верхняя мертвая точка может быть отображена как «ВМТ». Эта настройка является одной из важнейших установок, которые должны быть обеспечены, когда требуется восстановить работу многих систем и механизмов мотора.
ВМТ – это верхняя мертвая точка
Верхняя мертвая точка поршня цилиндра будет отображаться в таких книгах и учебниках, как «ВМТ». При этом у подготовленного читателя подобные сокращения не вызовут каких-либо затруднений.
Зачем нужна ВМТ
Термином «ВМТ» обозначается положение поршня двигателя в точке, максимально удаленной от осевой линии коленчатого вала. Слово «мертвая» означает, что дальше движения нет, более того, при достижении данного положения будет осуществлен возврат поршня за счет инерционного усилия маховика, движения якоря электрического мотора стартера или колес автомобиля, при торможении двигателем.
Знать о всех режимах работы внутренних элементов двигателя не обязательно, если водитель не занимается ремонтом и настройкой автомобиля. В ситуациях, когда приходится время от времени проводить самостоятельные регулировочные работы, важно уметь правильно понимать информацию, изложенную в различных справочниках, в том числе – правильно расшифровывать общепринятые аббревиатуры.
Когда нужно определять ВМТ в двигателе
Определение точного положения поршня в цилиндре может потребоваться при многих ремонтных и настроечных операциях. Совершенно не обойтись без установки верхней мертвой точки при выполнении следующих работ:
- Выставлении момента зажигания.
- Замене привода ГРМ (а также при установке новых звездочек или шкивов).
- Регулировке тепловых зазоров клапанного механизма.
Практически все работы, связанные с установкой момента зажигания горючей смеси, впрыска топлива и настройкой фаз газораспределения, требуют точной установки поршня в положение верхней мертвой точки. При капительном ремонте двигателя, в процессе сборки внутренних деталей, также может потребоваться устанавливать поршни в ВМТ.
Как определяется ВМТ
Для определения ВМТ можно использовать различные методы. Наиболее простые, но и менее точные, не потребуют каких-либо финансовых затрат, на приобретение дополнительных инструментов. Высокоточные способы выставления ВМТ осуществляются с применением специальных приборов. Для применения таких устройств не нужно приобретать специальных знаний или навыков, но некоторая последовательность действий должна быть обязательно соблюдена.
Определение ВМТ различными способами может занимать неодинаковое количество времени. По этой причине, следует обязательно разобраться с приоритетами. То есть, что является более важным, точность определения верхней мертвой точки или временные затраты на выполнение этой работы.
Как определить ВМТ первого цилиндра
При выполнении большинства настроечных операций требуется установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Эта работа может быть выполнена по следующим методикам:
- Совместить метку на шкиве коленвала с отметкой на корпусе двигателя. Очень простой способ, но может использоваться только на полностью собранном и отрегулированном силовом агрегате. Способ очень точный, но только при отсутствии значительных зазоров между выемкой на шкиве и шпонкой коленвала. При износе фиксатора или его отсутствии могут отмечаться очень значительные отклонения, которые не позволят выполнить работу по определению ВМТ первого цилиндра без использования специального оборудования. При длительной эксплуатации или во время неосторожного выполнения ремонтных работ риска на шкиве коленчатого вала может быть повреждена, что также может сделать невозможной точную установку положение первого цилиндра в верхней мертвой точке.
- Поместить в верхнее пространство камеры через свечное отверстие какой-либо предмет и прокрутить коленвал до точки, когда элемент будет вытолкнут из цилиндра на максимально возможное расстояние. В качестве основной детали «измерительного инструмента» можно использовать бумагу, которую сворачивают тонкой трубочкой в несколько слоев и устанавливают вместо свечи. Применение мягких материалов является приоритетным, ведь в противном случае можно повредить поршень, цилиндр или резьбу свечного отверстия.
- Применение специального индикатора. Вместо свернутой бумаги может применяться профессиональный инструмент, с помощью которого можно с высокой степенью точности определить положение поршня в верхней мертвой точке. Использовать такой прибор очень просто: достаточно установить его вместо свечи зажигания и проворачивая коленвал зафиксировать положение поршня, когда на циферблате будет показано наивысшее значение. Для повышения точности определения ВМТ рекомендуется прокрутить коленвал на 2 полных оборота.
Для разового измерения достаточно применить «дедовский» метод, а также использовать способ выставления ВМТ посредством меток на коленвале.
Что будет, если ВМТ установлена неправильно
Если верхняя мертвая точка выставлена неверно, то это может привести к очень нежелательным последствиям. Особенно опасно ошибочное определение положения поршня, когда осуществляется регулировка или ремонт системы газораспределения. Если будет нарушена синхронизация движений поршней и клапанов, то возможно повреждение этих деталей при механическом контакте.
Если выставляется момент зажигания, то неправильно определение ВМТ, а значит и смещения момента зажигания в 10˚ от этого положения, будут определены некорректно. Когда искра образуется между электродами свечи несвоевременно, то высока вероятность образования детонации в цилиндрах и выпускной системе. Взрывообразное сгорание топливо очень негативно отражается на ресурсе деталей силового агрегата. При небольших отклонениях двигатель будет работать в обычном режиме, но возможны частые перегревы, снижение мощности и повышение расхода топлива.
Как выставить ВМТ
Выставление ВМТ является очень ответственным мероприятием, ведь от корректно выполненной процедуры будет зависеть правильность настройки систем и механизмов автомобиля, а также возможность определения поломки, если осуществляются диагностические мероприятия.
Выставить ВМТ можно самостоятельно, но лучше привлечь к этой операции помощника. Напарник может понадобиться, когда потребуется одновременно вращаться коленвал и пытаться установить максимальное значение индикатора. Установка поршня в верхней мертвой точке также должна осуществляться вдвоем. Выставление ВМТ по меткам является самым простым, поэтому может осуществляться самостоятельно.
Выставление по меткам
Верхняя мертвая точка может быть легко выставлена по меткам на шкиве коленчатого или распределительного вала. Во втором случае, немного сложнее определять мертвые точки для некоторых цилиндров, ведь за один оборот распредвала, коленвал делает 2 оборота. Это значит, что в одном цилиндре положение поршня в верхней мертвой точке может быть и при полностью закрытых и при полностью открытых клапанах. Для того чтобы точно определить положение поршня в ВМТ, потребуется маркером сделать дополнительные отметки на звездочке распредвала с шагом в 90˚. На коленвале регулировка будет осуществляться значительно проще, ведь достаточно нанести еще одну метку напротив основной риски, по которой определяется ВМТ первого цилиндра, чтобы можно было выполнить регулировку любого из четырех поршней. Данная рекомендация справедлива только для четырехцилиндрового двигателя. Например, в трехцилиндровом моторе шатунные шейки коленвала будет располагаться под углом 120˚, поэтому шкив коленвала потребуется поделить на 3 равных сектора, чтобы по отметкам можно было поочередно установить верхнюю мертвую точку каждого поршня.
Как найти ВМТ первого цилиндра
Для выполнения многих регулировочных операций требуется установка поршня первого цилиндра в положении ВМТ. Эту работу можно выполнить исключительно по меткам, которые нанесены на шкив коленчатого вала. Как правило, на этом элементе имеется 2 риски. Одна (первая по ходу коленвала) указывает на положение поршня переднего цилиндра в верхней мертвой точке, вторая – отмечает положение этой детали на 10 градусов после ВМТ. Совместив первую отметку со штифтом на корпусе двигателя можно получить требуемое положение поршня первого цилиндра.
Если установить поршень первого цилиндра в ВМТ необходимо с целью регулировки момента зажигания, то следует совмещать со штифтом на корпусе не первую метку, а вторую метку. Кроме того следует убедиться в том, что клапана первого цилиндра находятся в закрытом состоянии. Для этой цели достаточно подать воздух под давлением в свечное отверстие первого цилиндра. Также можно снять клапанную крышку и убедиться в том, что риска на звездочке распредвала находится в непосредственной близости от штифта на корпусе ГБЦ.
Если метка отсутствует либо шкив снят с коленвала, то положение первого цилиндра в ВМТ можно будет установить с помощью индикатора. При наличии специального инструмента работа выполняется в такой последовательности:
- Выкрутить свечу первого цилиндра.
- Установить в свечное отверстие индикатор.
- Провернуть коленвал на 1 – 2 оборота, точно определив максимальное значение на индикаторе.
- Снова провернуть коленвал до момента, когда прибор покажет максимальное значение.
Когда на циферблате прибора будет указано максимальное значение, то поршень первого цилиндра будет находиться в верхней мертвой точки.
Специальный прибор для определения ВМТ можно приобрести за относительно небольшую цену, но если необходимо срочно выполнить работу по определению положения поршня в цилиндре, то следует воспользоваться «дедовским» способом. Для выполнения такой работы не обязательно использовать бумагу. В качестве индикатора может применять любой тонкий неметаллический предмет, который необходимо поместить в свечное отверстие. Затем медленно проворачивая коленвал определить момент, когда предмет выдвигается из цилиндра на максимальную длину. При выполнении такой процедуры необходимо следить за тем, чтобы деталь была размещена в одной плоскости с поршнем. В противном случае при перемещении внутреннего элемента самодельный индикатор может сломаться, и часть изделия останется внутри цилиндра.
Выставлять поршни в положение верхней мертвой точки можно различными способами, но при выборе варианта настройки, прежде всего, следует помнить о том, насколько точно требуется выполнить данную операцию. Устанавливать верхнюю мертвую точку с использованием самодельного индикатора очень просто, но точность положения поршня нельзя будет установить без определенной погрешности. По рискам и с применением профессионального инструмента можно выполнить работу по установке ВМТ более точно, поэтому при выполнении наиболее важных настроек следует воспользоваться данные методы.
Перерыл весь интернет, но что-то не могу разобраться.
Собственно вопрос-то простой: как понять, что ВМТ 1-го цилиндра — это именно ВМТ на такте сжатия (а не на такте выпуска)?
Представим, что меток на шкиве не видно (я так и не понял, где именно их искать). Мотор, сами понимаете, не стерильный, мыть его сейчас возможности нет. Где под слоем вековой грязеброни искать метки? (пардон за детский вопрос, но всё же).
Вытащил я, допустим, свечку 1 цилиндра, вставил туда проволоку и кручу коленвал рукой. Вот проволка поднялась и замерла. ВМТ. Как понять, что это именно ВМТ такта сжатия? Без меток на шкиве как-то можно определить?
(это к вопросу установки верного уоз)
Стробоскопа нет, фонарик есть.
Делать буду сегодня вечером.
1. Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре. В 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается каждым из поршней дважды в течение одного рабочего цикла: один раз в конце такта сжатия и второй — в конце выпускного такта. Определение положения ВМТ поршня в конце такта сжатия (обычно первого цилиндра) имеет важное значение для многих проводимых далее работ, например, для замены зубчатого ремня, проверки фаз газораспределения и замены прокладки головки блока цилиндров. Иногда ВМТ такта сжатия называют также моментом зажигания.
6.1 Нумерация цилиндров 6 цилиндрового двигателя стрелкой указано направления движения автомобиля
Для снятия верхней крышки привода ГРМ необходимо отпустить крепежные болты (1) (двигатели Z16XE/Z18XE)
Замечание: Номера цилиндров считаются в последовательности с 1 по 4. Первый цилиндр находится со стороны привода вспомогательных агрегатов/привода ГРМ. На 6-цилиндровых двигателях нумерация начинается с ближнего левого (если смотреть на двигатель со стороны привода ГРМ) цилиндра .
2. Проверка и регулировка фаз газораспределения является очень трудоемкой операцией и может быть выполнена только с применением специального инструмента фирмы Opel, заранее убедитесь, что все необходимые принадлежности есть в наличии и находятся под рукой. Данный инструмент, как правило, доступен только на сервисной станции. Кроме того, на большинстве двигателей данная операция требует трудоемких подготовительных работ — рекомендуется доверить проведение данной процедуры специалистам СТО кампании Opel.
Замечание: Ниже приводиться подробное описание процедуры лишь для некоторых двигателей. Для остальных двигателей порядок выполнения подготовительных работ описан в соответствующем разделе.
3. Для приведения поршня первого цилиндра в ВМТ необходимо равномерно и медленно повернуть коленчатый вал так, чтобы совпали метки ВМТ. В зависимости от условий, проворачивание коленчатого вала двигателя может выполняться следующими способами:
• Вывесите одно из передних колес и установите автомобиль на подставку. Включите 5-ю передачу — при проворачивании вывешенного колеса будет проворачиваться коленчатый вал двигателя (модели с РКПП). Для проворачивания колеса при проведении регулировок воспользуйтесь помощью ассистента.-
• Если под рукой нет приспособлений для поддомкрачивания автомобиля, выберете ровную достаточно большую площадку и включите 5-ю передачу. При перемещении автомобиля путем толкания будет проворачиваться и коленчатый вал (модели с РКПП).
• В стационарных условиях проворачивание коленчатого вала осуществляется при помощи ключа-трещотки и сменой головки, которая устанавливается на центральный болт крепления шкива коленчатого вала, при этом должна быть включена нейтральная передача и взведен стояночный тормоз. Коленчатый вал следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода ГРМ).
Внимание: Не проворачивайте двигатель за болт крепления зубчатого колеса распределительного вала — при этом сильно натягивается зубчатый ремень/цепь привода газораспределительного механизма (ГРМ)!
4. Пред началом выполнения работ по выставлению ВМТ отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи
Двигатели Z16XE/Z18XE
5. Снимите верхнюю крышку двигателя
6. Выверните 3 крепежных болта , отделите верхнюю крышку зубчатого ремня от заднего кожуха ГРМ и снимите ее.
7. Поверните шкив коленчатого вала в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) так, чтобы совпали метки на шкиве и блоке двигателя — при этом также должны совпасть метки на зубчатых колесах распределительных валов Теперь поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия.
6.7 Выставление ВМТ (двигатели Z16XE/Z18XE) — метки (2) шкива коленчатого вала и метки (1) зубчатых колес распределительных валов должны совпасть
Замечание: Если метки распределительных валов находятся на наружных сторонам зубчатых колес, проверните коленчатый вал еще на один оборот.
При несовпадении меток зубчатых колес ГРМ требуется провести регулировку фаз распределения для чего необходимо снять зубчатый ремень
8. По окончании выполнения проверки установите на место снимавшиеся компоненты. Установка производится в обратном порядке. Пред установкой верхней крышки ГРМ проверьте ее целостность и тщательно протрите снаружи и изнутри.
Двигатели Z22SE/Z22YH
Внимание: В отличие от других на данных двигателях определяется ВМТ такта сжатия для поршня 4-го цилиндра!
Замечание: Проверка и регулировка фаз газораспределения может быть произведена только при помощи специального прибора Opel-KM-6148.
9. Снимите крышку двигателя
10. Снимите воздухоочиститель и сбросьте давление в системе подач, топлива
11. Высвободите из держателей, отпустите крепление и снимите топливопровод. Для предотвращения попадание грязи в топливную систему закройте свободные концы топливопровода под ходящими заглушками.
12. Отсоедините шланг системы вентиляции картера двигателя. Закройте свободные конец шланга и посадочный раструб подходящими заглушками.
13. Снимите модуль зажигания
14. Отсоедините шланг системы охлаж дения, отпустите крепежную гайку (2) и снимите трубку системы охлаждения. Рассоедините 2 разъема электропроводки лямбда-зонда и разъем клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR). Выверните 5 болтов и 2 крепежные гайки, выверните шпильки и снимите шину «массы». Снимите держатель жгута электропроводки.
6 .14 Подготовка крышки голо в ки цилиндров к снятию
1,2 Крепежные гайки
3 Трубка системы охлаждения
15. Выверните 14 крепежных болта и снимите крышку головки цилиндров.
16. Установите автомобиль на подставки или вывесите его на подъемнике.
17. Снимите крышку мультиреберного ремня
18. Установите ВМТ такта сжатия для поршня 4-го цилиндра, для чего медленно и равномерно поворачивайте коленчатый вал в направлении вращения двигателя до тех пор, пока метки на шкиве коленчатого вала и на крышке ГРМ не совпадут, при этом кулачки см. сопр. иллюстрацию) распределительных валов над 4-ым цилиндром должны быть направлены вверх.
16.18 При установке ВМТ такта сжатия для поршня 4-го цилиндра кулачки (1 и 2) распределительных валов должны быть направлены вверх
Замечание: Если при совмещении меток кулачки направлены вниз, поверните коленчатый вал на еще на 1 оборот.
Запустите автомобиль на колеса.
19. Для проверки фаз газораспределения необходимо установить при помощи крепежных болтов специальное приспособление КМ-6148 — при этом направляющие должны войти в специальные отверстия на зубчатых шкивах распределительных валов. Если этого не произошло — необходимо произвести соответствующую регулировку.
20. Установка всех снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой крышки головки цилиндров очистите все сопрягаемые поверхности и резьбовые отверстия, установите крышку головки цилиндров с пятью новыми прокладками.
Двигатели Z19DT(H)
Внимание: Настройка датчика угла поворота рулевого колеса после каждого отсоединения аккумуляторной батареи сбивается и после завершения работ необходимо произвести настройку датчика заново!
21. Снимите переднее правое колесо
22. Снимите нижнюю крышку двигательного отсека
23. Ослабьте болты крепления шкива коленчатого вала
24. Снимите мультиреберный ремень
25. Выверните болты крепления шкива коленчатого вала и снимите шкив.
Установка приспособления (1) (КМ-6148) для проверки фаз газораспределения (двигатель Z22YH)
2 Направляющие для проверки совпадения отверстий
3 Крепежные болты
26. Снимите воздухоочиститель
27. Снимите правую опору двигателя
28. Выверните 6 крепежных болтов и снимите верхнюю крышку зубчатого ремня. Отсоедините электропроводку от датчика угла поворота коленчатого вала. На двигателе Z19DTH дополнительно выверните крепежный болт и снимите направляющую трубку щупа измерения уровня двигательного масла и отсоедините линию системы вентиляции картера (PCV).
29. Двигатель Z19DT — необходимо провернуть коленчатый вал до совмещения меток на шкиве распределительного вала и на кожухе ГРМ .
Внимание: Не приворачивайте двигатель за распределительный вал, в противном случае слишком сильно натягивается зубчатый ремень!
6.29 Совмещение маток (1 и 2) распределительного вала (двигатель Z19DT)
30. Двигатель Z19DTH — для проверки необходимо предварительно вывернуть 2 резьбовые пробки спереди и сзади на корпусе распределительных валов и ввернуть вместо них специальные регулировочные оправки Opel-EN46789 (со стороны впускных клапанов) и EN-46789-100 (со стороны выпускных клапанов) . Проверните коленчатый вал так, чтобы регулировочные оправки зафиксировались в распределительных валах.
6.30 Установка приспособления EN46789 (1) на двигателе Z19DTH
31. Установите фиксатор натяжного устройства EN-46788 , для чего выверните болт (стрелка) масляного насоса и установите вместо него специальную крепежную шпильку. Установите фиксатор на шестерне коленчатого вала и закрепите его на шестерне болтом и гайкой на крепежной шпильке.
6.31 Установка фиксатора коленчатого вала (4) (EN-46788)
1 Крепежная шпилька
3 Крепежный болт
32. Если при установленном инструменте метки ВМТ на шкиве распределительного вала и корпусе распределительных валов совпадают, то фазы распределения отрегулированы правильно. В противном случае снимите зубчатый ремень и произведите соответствующую регулировку.
33. По окончании выполнения проверки установите на место снимавшиеся компоненты. Не забывайте устанавливать крышку двигателя
Двигатели Y22DTR/Y20DTH
Замечание: На протяжении практически всего периода эксплуатации цепь привода ГРМ не требует обслуживания и регулировки. Описание подготовительных работ для проверки регулировки фаз газораспределения приведено в соответствующем разделе.
34. Для проверки регулировки фаз газораспределения должны быть предварительно сняты крышка головки цилиндров и крышка звездочек привода топливного насоса высокого давления (ТНВД)
35. Медленно и плавно вращайте коленчатый вал в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) до тех пор, пока метка на шкиве коленчатого вала немного не дойдет до метки на крышке ГРМ . Кулачки распределительного вала над первым цилиндром должны быть направлены вверх, иначе проверните коленчатый вал еще на один полный оборот.
6.35 При совмещении меток (2 и 3) кулачки (1) распределительного вала над первым цилиндром должны быть направлены вверх
36. Установите специальное приспособление КМ-929 в отверстие под установку импульсного датчика коленчатого вала Слегка доверните коленчатый вал так чтобы приспособление заблокировалс вал от проворачивания — при этом метки на шкиве коленчатого вала и на крышке ГРМ должны совпасть.
6.36 Приспособление КМ-929 в установленном положении
37. Проверьте положение звездочки привода одинарной цепи на ТНВД стрелка на звездочке должна совпасть с промежутком на фланце и установочным отверстием топливного насоса . Установите Приспособление КМ-927 в установочное отверстие.
6.37 Установка приспособления КМ927 (3)
1 Стрелка на звездочке одинарной цепи привода ГРМ
2 Установочное отверстие
38. Установите приспособление КМ932 с противоположной стороны распределительного вала так, чтобы штифприспособления вошел в отверстие на торце распределительного вала .
6.38 Установка приспособления КМ932 (3)
1 Отверстие в торце распределительного вала
40. Если в ходе установки приспособлений какие-либо метки не совпадут или установить приспособления В предназначенные для них отверстия не удается, необходимо произвести регулировку ГРМ.
Двигатели Y30DT и Z32SE
41. Двигатель Z32SE: Для проверке правильности установки фаз газораспределения необходимо снять переднюю крышку ГРМ. Данная операция описана в соответствующем разделе, там же приведено описание процедуры выставления ВМТ.
42. Двигатель Y30DT: Выставление ВМТ производиться при снятой верхней крышке ГРМ . Плавно вращайте коленчатый вал в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) до тех пор, пока метка на следущем зубчатом колесе ГРМ не совпадет с меткой на корпусе нижней крышки ГРМ. При этом должны совпасть метки на шкиве коленчатого вала и на корпусе нижней крышки ГРМ, а метки на . ышках распределительных валов с метками на приводных зубчатых колесах распределительных валов — на валу 2-4-6 цилиндров с меткой -LH», а на валу 1-3-5 цилиндров с меткой «RH». —
6.42 Метки для выставления ВМТ такта сжатия для 1 -го цилиндра (двигатель Y30DT)
1.3 На крышках распределительных валов
2.4 На зубчатых колесах привода распределительных валов
5 На ведущем зубчатом колесе
6,8 На нижней крышке
7 На шкиве коленчатого вала
Замечание: Для проверки меток можэт потребоваться смотровое эеркало.Если хотя бы одна пара меток не совпадает, необходимо снять зубчатый ремень и произвести регулировку привода ГРМ.
Определение положения поршня дизеля в верхней мертвой точке
Поршень имеет два характерных положения: верхнее положение, когда расстояние между поршнем и крышкой минимальное, называется верхней мертвой точкой (в. м. т.), и нижнее, когда это расстояние максимальное, — нижней мертвой точкой (н. м. т.). Разница между этими характерными точками составляет 180° поворота коленчатого вала.
Основные положения поршня служат началом отсчета для всех конструктивных регулировок дизеля. Приспособление для определения верхней мертвой точки имеется в комплекте инструмента и приспособлений к каждому дизель-генератору. Отсчет градусов поворота коленчатого вала ведется по ведущему диску муфты, который имеет градуировку от 0 до 360°. Здесь же нанесены метки в. м. т. поршней, расположенные по порядку работы цилиндров.
Градуировка диска и нанесение меток в. м. т. осуществляются на заводе; в эксплуатации иногда приходится уточнять правильность установки стрелки, от которой ведется отсчет положени i коленчатого вала. Обычно эта операция выполняется после ре монта дизеля.
Приспособление для проверки в. м. т. состоит из индикатора, кронштейна и штока. Шток через индикаторный канал вводят в цилиндр до упора в головку поршня (индикаторный кран при этом должен быть снят). Перемещение поршня при проворачивании коленчатого вала передается штоку и фиксируется индикатором, установленным на кронштейне. Поставив приспособление, необходимо повернуть коленчатый вал дизеля до полной остановки стрелки индикатора, который после этого устанавливают с натягом 5—6 мм, а цифру «нуль» шкалы индикатора необходимо совместить со стрелкой.
Для того чтобы выбрать зазоры в приводе распределительного вала коленчатый вал поворачивают вначале против направления его вращения до тех пор, пока шток приспособления не переместится на 3—4 мм, а затем по направлению вращения до тех пор, когда индикатор покажет 1,5—2,00 мм (например, 1,80 + 0,02 мм) до нулевого положения. В этот момент на диске муфты отмечается положение стрелки.
Затем коленчатый вал дизеля поворачивают по направлению вращения так, чтобы шток приспособления переместился на 3—4 мм от нулевого положения (при этом поршень пройдет
в. м. т.), а потом, выбирая зазоры, против направления вращения так, чтобы стрелка индикатора приспособления не доходила 1,50— 2,00 м (в данном случае 1,80 + 0,02 мм) до нулевого положения, и отмечают на диске муфты положение стрелки. Верхнюю мертвую точку находят делением пополам расстояния между полученными отметками на диске муфты.