Как найти внешний урок

Как правильно организовать онлайн-урок? Этим вопросам задается каждый преподаватель, работающий в онлайн-формате. Давайте разберем, как спланировать и правильно структурировать онлайн-занятие.

Что обязательно следует учитывать при планировании и проведении онлайн-урока:

Внешний порядок урока

Онлайн-урок, также как и традиционный, должен начинаться и завершаться в запланированное время. Приучите учеников не опаздывать на занятия.

Внутренний порядок урока

Разделите урок на этапы, обозначьте, за какое время необходимо пройти ту или иную тему, выполнить определенные задания.

Для каждого занятия составьте подробный план, в котором будут расписаны цели и задачи, детальное описание хода урока (информация и задания по теме), домашние задание. План помогает преподавателю грамотно организовать свое время и повысит эффективность занятий.

Проблемный подход к обучению

На уроке ученики должны не просто пассивно потреблять информацию, а понимать поставленную проблему, искать пути решения, задавать вопросы, приходить к решению проблемы и оценивать ее.

Соблюдение дидактических принципов

Старайтесь, что предоставляемый вами материал получился наглядным и точным. Все задания, которые ученик выполняет на уроке, должны соответствовать основной теме.

Поддержание активности учеников

Стремитесь создавать интересные уроки, с разными видами активности для учеников, чтобы удержать их внимание. Придумывайте для студентов мотивацию на каждом этапе обучения.

Также ученики должны понимать, что от них требуется на том или ином этапе прохождения новой темы, что они должны прочно усвоить.

Сопровождение и контроль

Преподаватель обязан контролировать то, насколько ученик усвоил знания, насколько справился с тем или иным заданием.

Непрерывное контролирование процесса обучения включает в себя и проверку домашних заданий. Попробуйте использовать различные сервисы, помогающие автоматизировать процесс проверки домашнего задания.

Давайте рассмотрим, из каких элементов должен состоять онлайн-урок. За основу возьмем 9 элементов учебного занятия, предложенные психологом и педагогом Робертом Ганье.

1. Привлечение внимания

В начале урока вы должны привлечь внимание учеников. Используйте что-то более интересное, чем: «Здравствуйте, садитесь, начнем занятие». Это может быть юмор, шок (прием доктора Хауса), демонстративное поведение, повышение голоса. Все это вызовет любопытство аудитории и заставит обратить на вас пристальное внимание.

2. Сообщение целей и задач обучения

Проинформируйте учащихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Заранее продумайте, как представите цели: подготовьте план, блок-схему на доске или в виде слайдов презентации. Объясните, как связаны компоненты занятия и что хотелось бы видеть после изучения темы.

3. Обращение к имеющимся знаниям учащихся

Перед изучением каждой новой темы узнайте, что ученик помнит по предыдущей теме, а также обратитесь к его прошлому опыту. Этим не только обеспечивается контроль – так показывается преемственность знания, создается целостная картина изучаемого.

4. Представление нового учебного материала (выборочное восприятие)

Представьте новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Продумайте мотивацию для каждого этапа обучения, сформулируйте для ученика цель.

5. Сопровождение процесса усвоения учебного материала

Для того чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения, например: аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, яркие примеры.

6. Отработка на смоделированной практике нового учебного материала

Чем длиннее период от первого знакомства в теории до применения в жизни, тем хуже. На занятии преподавателю необходимо убедиться в том, что ученик способен продемонстрировать приобретенные знания. Если это навык, попросите ученика применить его на практике. Если это информация, задавайте вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.

7. Обеспечение обратной связи по выполненной практике

Когда ученик показал свои знания и навыки, предоставьте ему обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы. Укажите на ошибки, объясните, как их исправить.

8. Оценка результатов проведенного обучения

Хотите предложить ученику тест или задание, которые измерят владение новым навыком. Попробуйте использовать геймификацию, чтобы разнообразить процесс обучения. Воспользуйтесь популярными онлайн-инструментами, такими как Kahoot, Quizziz или LearningApps.

9. Удержание в памяти

Это последний этап, в процессе которого преподаватель сможет убедиться в том, что студенты ученики не только выучили информацию, но и сумеют ее надолго запомнить. Постарайтесь организовать для ученика ежедневную практику, поощряйте его заниматься развитием навыка. Ежедневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний.

Более подробно о структуре онлайн-урока и алгоритме подготовки к уроку мы поговорили на вебинаре “Особенности структуры онлайн-урока”.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • “Да-нет”.
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием “Фантастическая добавка”.
  • Прием “Оратор”.
  • Отсроченная догадка.
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием “Светофор”.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.
  • Прием “Лови ошибку”.
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Мозговой штурм.
  • Прием “Почини цепочку”.
  • Слепой текст.
  • “ИДЕАЛ”.
  • Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Таблица ЗХУ.
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием “Яркое пятно”.
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Кластер.
  • Составление алгоритма.
  • Прием “Птичий базар” – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Синквейн.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием “Снежный ком”.
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием “Удивляй”.
  • Фиш-боун.
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица “? + !”.
  • Прием “Я беру тебя с собой”.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Щадящий опрос.
  • Деловые игры.
  • Прием “Да-нет”.
  • Прием “Реставратор”.
  • Найди соответствие.
  • Творческие тесты.
  • Работа на компьютерах.
  • Мини-проекты или мини-исследования.
  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
  • Блиц-контрольные.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • Кластер.
  • “Найди ошибку”.
  • Шесть шляп.
  • “Верю-не верю”.
  • Тестирование.
  • Различные виды опросов.
  • Эссе, резюме.
  • Составление кроссворда.
  • Контрольная работа или диктант.
  • Восстанови текст.
  • Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

  • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

  • Таблица “+ – ?”.
  • Свободный микрофон.
  • Дерево настроение.
  • Лестница успеха.
  • Анкетирование.
  • Цветотехника.
  • Пантомима.
  • Цветные поля.
  • Толстые и тонкие вопросы.
  • Синквейн.
  • Прием “Шкатулка”.

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Разработки дистанционных и онлайн-уроков

Автор: Степанова Елена Рудольфовна

Организация: МДОУ Детский сад 29 «Ягодка»

Населенный пункт: Саратовская область, п. Сенной

На сегодняшний день роль дистанционного образования значительно возросла. Этому способствовали такие обстоятельства, как стремительное развитие Интернет-технологий, создание персонализированных компьютеров и т.д. Кроме того, немаловажную роль в популяризации дистанционного обучения сыграла текущая эпидемиологическая ситуация, в ходе которой образовательные учреждения были вынуждены перейти на онлайн-обучение. Как отмечает О.А. Иванова, ссылаясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет использовали Интернет для учебы [4]. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо уделять пристальное внимание образовательным возможностям сети, разрабатывать дистанционные и онлайн-уроки с целью повышения мотивации обучающихся к изучению предмета, предоставлять иные форматы и инструменты осваивания нового содержания.

Согласно Л.Г. Егоровой, дистанционное обучение представляет собой взаимодействие преподавателя и учащихся на расстоянии с помощью современных информационных технологий, что позволяет им не тратить время на перемещение к месту занятий и т.д. [3]. Исходя из данного определения понятия «дистанционное обучение», выделаются такие его преимущества, как доступ к разнообразным источникам информации, отличающиеся по объему и содержанию; обеспечение оперативной обратной связи и передачи информации вне зависимости от расстояния, объема и вида информации; усовершенствование навыков работы за компьютером и т.д.

Основу дистанционного обучения составляют онлайн-уроки и дистанционные занятия. Дистанционный урок – это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Цель дистанционного урока – обучение основам и принципам познавательной деятельности учащихся путем умения ориентироваться в учебном материале с помощью информационных массивов, поиска необходимой информации, ее анализа и последующего использования в целях познания.

В свою очередь дистанционные уроки подразделяются на следующие виды, представленные на рисунке 1 [7]:

Рисунок 1 – Виды дистанционных уроков

Каждый вид дистанционного урока имеет определенную и конкретную цель:

  • Анонсирующий урок необходим для привлечения внимания учащихся и их мотивации на учебу;
  • Вводные занятия проводятся с целью введения в текущую задачу или проблему, обзора последующих уроков;
  • Вебинар представляет собой стандартный семинар, но проводимый по видеосвязи. Соответственно, цели вебинара совпадают с целями обычных семинаров, а именно более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета и т.д.;
  • Веб-квест – это задание, имеющее определенное сходство с ролевой игрой, которое решается с помощью информационных технологий и Интернета. Целью подобного мероприятия является развитие навыков самостоятельного поиска необходимого решения и повышения мотивации к процессу обучения;
  • На консультациях обсуждаются проблемы и вопросы, которые были подготовлены заранее, а также способы их решения;
  • Онлайн-тестирование позволяет эффективно контролировать развитие обучающихся, насколько успешно ими был усвоен пройденный материал.

Как отмечает А. Дийская, любой урок должен быть четко структурирован, как и дистанционные и онлайн-уроки. Структура дистанционных уроков представлена в виде 5 блоков, представленных на рисунке 2 [7]:

Рисунок 2 – Виды дистанционных уроков

Большое внимание стоит уделять мотивации учащихся, поскольку именно от нее зависит, насколько успешно будет усвоен материал и насколько обучающийся будет заинтересован в дальнейшем обучении. Для этого ученикам необходимо ставить явно обозначенную цель с упором на имеющийся уровень их подготовки. В противном случае, возрастает риск стремительного снижения мотивации. В инструктивный блок входят методические рекомендации и инструкции по выполнению задач. Преподавателю необходимо четко и ясно обозначить, как выполнять поставленные цели. Информационный блок составляет система информационного наполнения. Иными словами, педагог должен распределить и структурировать процесс обучения, которому обучающиеся смогут легко следовать. Коммуникативный блок связан с системой интерактивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Задача педагога заключается в том, чтобы он смог организовать наиболее комфортное для всех общение, как между ним и учениками, так и строго между обучающимися. Контрольный блок предназначен для оценивания полученных знаний по определенной теме.

Грамотно структурировать дистанционные и онлайн-уроки позволяет правильно составленный алгоритм разработки подобного урока. Так Г.Г. Блоховцова предлагает использовать следующий алгоритм [1]:

  • Определить тему дистанционного урока, основные учебные элементы, тип урока и его основные цели;
  • Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока;
  • Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы (запись на компакт-диске, архивированные файлы, видеолекция, по электронной почте и т.д.);
  • Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.);
  • Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия;
  • Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников;
  • Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет;
  • Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся;
  • Подготовить для учеников инструкцию по обучению и выполнению заданий, опираясь на их уровень знания и владения ИКТ;
  • Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах;
  • Проведение урока;
  • Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности со стороны учеников.

В ходе разработки дистанционного и онлайн-урока следует учитывать внутреннюю и внешнюю стороны учебных возможностей ученика. Под внутренней стороной понимается способность личности к обучению, запоминанию и мышлению, а также наличие специальных знаний, умений и навыков учебного труда, соответствующий уровень работоспособности, ответственности, включая совокупность мотивов учения. Под внешней стороной подразумевается ближайшее окружение ученика, влияние его семьи и среды в целом. Кроме того, нельзя упускать из виду аспект индивидуального подхода к обучающимся, поскольку каждый из них по-разному готов изучать новый материал, запоминает его и т.д. В противном случае произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, что приведет к торможению развития сильных учащихся.

Также в процессе разработки дистанционных и онлайн-уроков нужно придерживаться определенных требований с целью поддержания дисциплины в процессе обучения. Исходя из структуры и алгоритма разработки дистанционного урока, можно сформулировать следующие требования к подобным занятиям [5]:

1. Внешний порядок урока. Нужно четко соблюдать время начала и окончания занятий, а также донести эту информацию до обучающихся. Также стоит предусмотреть вероятность возникновения каких-либо внештатных ситуаций, которые могут быть во время урока;

2. Внутренний порядок урока. Каждый урок требуется разделить на этапы, в каждом из которых нужно обозначить, за какое время стоит пройти ту или иную тему и т.д. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой;

3. Проблемный подход к обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:

• понимать поставленную проблему;

• искать пути решения;

• задавать вопросы;

• приходить к решению проблемы и оценивать ее.

4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые предстоит разобрать с учениками, должны соответствовать теме урока;

5. Поддержание активности учеников. Необходимо создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. В течении всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности;

6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.

В свете последних событий, вызванных сложной эпидемиологической ситуацией по причине распространения коронавирусной инфекции, перед педагогами особо остро встал вопрос по обеспечению психологического комфорта для обучающихся. Обязательный переход на дистанционное обучение в начале 2020 г. дался нелегко, поскольку многие привыкли к коллективному общению и обсуждению общих задач, проблем, событий и т.д., что в последующем негативно сказалось на психологическое состояние как преподавателей, так и самих учеников. Так, согласно данным опроса НМИЦ здоровья детей Министерства здравоохранения, у 80% школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения [6]. Из этого следует, что перед педагогом встает новая задача при разработке дистанционных и онлайн-уроков – воссоздать атмосферу сплоченности. Даже в дистанционном режиме возможно организовать групповую совместную деятельность обучающихся, например, посетить онлайн-трансляции театров, музеев, выставок, провести онлайн-квест. После посещения онлайн-мероприятия преподаватель может предложить написать эссе, устроить конкрус на лучший видеоотзыв и т.д. Главное – необходимо объединить детей в группы и следить за тем, чтобы никто не остался в одиночестве. Работа в онлайн-группах дает возможность почувствовать себя причастным к чему-то общему, а коллективная деятельность благоприятно скажется на общем психологическом состоянии ученика и его продуктивности.

Таким образом, на основании всего вышесказанного, были сделаны выводы о том, что на сегодняшний день роль дистанционного образования значительно возросла. Этому способствовали такие обстоятельства, как стремительное развитие Интернет-технологий, создание персонализированных компьютеров и т.д. Кроме того, немаловажную роль в популяризации дистанционного обучения сыграла текущая эпидемиологическая ситуация, в ходе которой образовательные учреждения были вынуждены перейти на онлайн-обучение.

Основу дистанционного обучения составляют онлайн-уроки и дистанционные занятия. Дистанционный урок – это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Цель дистанционного урока – обучение основам и принципам познавательной деятельности учащихся путем умения ориентироваться в учебном материале с помощью информационных массивов, поиска необходимой информации, ее анализа и последующего использования в целях познания.

Существует несколько видов дистанционных уроков: анонсирующий урок, вводные занятия, вебинар, веб-квест, консультация, онлайн-тестирования. Каждый из них имеет определенную и конкретную цель.

Любой урок должен быть четко структурирован, как и дистанционные и онлайн-уроки. Структура дистанционных уроков представлена в виде 5 блоков: мотивационный, инструктивный, информационный, контрольный, коммуникативный.

Грамотно структурировать дистанционные и онлайн-уроки позволяет правильно составленный алгоритм разработки подобного урока. В ходе разработки дистанционного и онлайн-урока следует учитывать внутреннюю и внешнюю стороны учебных возможностей ученика. Также в процессе разработки дистанционных и онлайн-уроков нужно придерживаться определенных требований с целью поддержания дисциплины в процессе обучения.

В свете последних событий перед педагогом встает новая задача при разработке дистанционных и онлайн-уроков – воссоздать атмосферу сплоченности. Работа в онлайн-группах дает возможность почувствовать себя причастным к чему-то общему, а коллективная деятельность благоприятно скажется на общем психологическом состоянии ученика и его продуктивности.

Список используемой литературы:

  1. Блоховцова Г.Г. Перспективы развития дистанционного обучения / Г.Г. Блоховцова, Т.Л. Маликова, А.А. Симоненко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – №118-3. – С. 89-92.
  2. Виноградова Е.Н. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн / Е.Н. Виноградова, Л.П. Клобукова // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2018. – №2 (15). – С. 195-209.
  3. Егорова Л.Г. О разработке онлайн-сервисов для дистанционного обучения / Л.Г. Егорова, Е.А. Ильина, А.О. Пиндюрина // Математическое и программное обеспечение в промышленной и социальной сферах. – 2019. – №2 (7). – С. 46-47.
  4. Иванова О.А. Новые модели проектирования уроков с использованием Интернет-ресурсов / О.А. Иванова, М.М. Шалашова // Мир науки, культуры, образования. – 2020 – №3 (82). – С. 212-214.
  5. Ушакова Г.А. Разработка дистанционного курса / Г.А. Ушакова // Проблемы высшего образования. Совершенствование образовательных технологий. – 2018. – С. 204-207.
  6. Депрессия и фобии [Электронный ресурс] / Е. Губернаторов. – Электрон. Дан. – РосБизнесКонсалтинг.ру, 2020. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/14/09/2020/5f5dcf3f9a794742ec7d8f2e – Загл с экрана.
  7. Обучаем дистанционно: алгоритм разработки онлайн-урока и основные требования к занятиям [Электронный ресурс] / А. Дийская. – Электрон. Дан. – Дистанционный Институт Современного Образования, 2018. Режим доступа: https://diso.ru/blog/36. – Загл с экрана.

Приложения:

  1. file0.docx.. 51,8 КБ

Опубликовано: 08.10.2020

Типы и структура уроков.

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Типы.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока:   – лекция,

 – урок с элементами беседы,

 – лекция с элементами презентации,

– урок конференция,

– экскурсия,

– исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:   – практикум,

                      – экскурсия,

                      – лабораторная работа,

                      – деловая игра,

 – урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Эта часть меняется.

IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:   – семинары,

 – конференция,

 – обобщённый урок,

 – урок собеседование,

 – урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

V.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока:   – зачёт,

 – экзамен,

 – контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

IV.Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока:  – практикум,

                    – конференция,

                    – семинар,

                    – контрольная работа,

                    – лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

«+»

«-»

1.      Организационная чёткость педагогического процесса.

2.      Системный характер обучения.

3.      Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4.      Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1.      Учитель ограничен временными рамками.

2.      Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3.      Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.

1.      Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.

2.      Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).

3.      Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.

Разработка плана урока.

План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.

Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

1. – тема,

    – тип,

    – вид.

2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.

Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.

Нестандартные уроки их характеристика.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:

– одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.

– другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

1.уроки – «погружения»

2.уроки – деловые игры

3. уроки – пресс-конференции

4. уроки – соревнования

5. уроки типа КВН

6. театрализованные уроки

7. уроки – консультации

8. компьютерные уроки

9. уроки – творчества

10. уроки – аукционы

11. уроки – зачёты

12. уроки – формулы

13. уроки – конкурсы

14. уроки – игры

15. уроки – суды

16. уроки – фантазии

17. уроки – концерты.

В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ

1.      Урок – лекция «Визуализация»- т.е.информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.

2.      Урок – лекция «Парадокс» – т.е. учитель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом учащихся.

Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.

3.      «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.

Выделяют несколько вариантов её проведения:

1.      Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.

2.      Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.

3.      Преподаватель педагогики и психологии.

ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.

Провести свой первый урок онлайн — волнительно. Многие учителя задаются вопросами: все ли пройдет хорошо, понравится ли им работать с учеником, удастся ли наладить контакт. Как сделать его идеальным? Пройдемся поэтапно по важным моментам.

До урока

1. Обязательно свяжитесь с учеником и убедитесь, что он прочитал ваше сообщение

Шаблон письма для занятий в Zoom:

Здравствуйте, [имя ученика]! Меня зовут [ваше имя]. [Дата первого урока] пройдет наш первый онлайн-урок английского. Пожалуйста, перед уроком проверьте, чтобы наушники, микрофон и камера были исправны. До урока советую установить приложение Zoom. Чтобы вам было проще подготовиться к первому уроку, я составил/а несколько инструкций [ссылка на инструкции]. За пять минут до начала урока я скину ссылку ссылку для входа на урок.

Если есть какие-то вопросы, пишите мне в Skype (…), на почту (…), в мессенджеры (…). После прочтения прошу прислать ответное письмо. До встречи!

2. За час или полчаса до урока отправьте ученику приветственное письмо

Шаблон письма:

Здравствуйте, [имя ученика]. Через 30 минут состоится наш первый урок. До встречи.

3. За 5 минут до начала урока отправьте ссылку на урок

Шаблон письма:

Здравствуйте, [имя ученика]! Я онлайн и готов/а начать урок. Вот ссылка на урок — (…). Подключайтесь.

4. Подготовьте рабочее пространство и проверьте техническую готовность

  • Тихое рабочее место;
  • Стационарный компьютер или ноутбук;
  • Рабочие микрофон, камера и наушники;
  • Стабильное интернет-соединение;
  • Рабочий внешний вид;
  • Нейтральный фон.

5. Основательно подготовьтесь к уроку

Помните, главные цели первого урока английского онлайн — это познакомиться, наладить контакт, рассказать о себе и узнать больше об ученике. Покажите, что обучение с вами — это продуктивно, и на каждом уроке можно узнать что-то интересное!

Не стоит использовать сразу все возможности платформ для дистанционного обучения. Ученику и так будет не очень комфортно на первом уроке — вы только запутаете его, если на первом же занятии потребуете пройти по ссылке, затем скачать приложение, затем изучить новую программу.

Во время первого онлайн-урока вы можете подготовить презентацию и просто включить демонстрацию экрана.

Почитайте по теме Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать

Во время урока

  1. Познакомьтесь;
  2. Проверьте технические моменты: хорошо ли ученику слышно и видно вас;
  3. Расскажите о себе;
  4. Узнайте уровень владения языком, цели и интересы ученика;
  5. Поймите сильные и слабые стороны ученика;
  6. Расскажите о ваших правилах и методах обучения;
  7. Обговорите материалы, по которым будете заниматься (электронные или печатные, должен ли ученик выкладывать домашнее задание и письменные/устные работы в определенную папку на Google Диске и так далее);
  8. Выберите курс;
  9. Расскажите о предстоящем уроке;
  10. Познакомьтесь с необходимой лексикой для онлайн-обучения;
  11. Постарайтесь обеспечить ученику психологический комфорт.
  12. Как преподавателю обеспечить психологический комфорт на первом занятии?

Проанализируйте реакции ученика по определенным параметрам:

Фокус на результат и прогресс

Характеристика ученика:

  • Любит все планировать и отслеживать;
  • Развита эмпатия, умеет слушать и слышать других людей;
  • Важна обратная связь от профессионала;
  • Креативен, с интересом ищет решение непростой задачи;
  • Любит визуализацию прогресса;
  • Отсутствие представления о конечном результате его демотивирует;
  • Важно постоянное подтверждение результатов.

Рекомендации:

Даже обобщенное: «Вы стали говорить гораздо увереннее/лучше/правильнее/свободнее», произносимое преподавателем время от времени, может сыграть огромную роль в мотивации учеников этой группы. Им лучше задавать средний объем домашнего задания, в основном состоящий из творческих и интеллектуальных заданий.

Фокус на конкретику

Характеристика ученика:

  • Его мотивирует соревновательность в достижении высоких результатов;
  • Обычно прямолинеен, любит логику и конкретные инструменты в обучении;
  • Хорошо организован и дисциплинирован;
  • Скорее всего, не командный игрок и любит делать все самостоятельно;
  • Очень чувствителен к обратной связи;
  • Имеет четкие ожидания и оценивает прогресс на их основе.

Рекомендации:

Для них лучше работают индуктивно выстроенные уроки, на которых преподаватель не выдает всю информацию сам, а только помогает ученику анализировать материал. Система дистанционного обучения легко позволяет сделать это. Ученики чувствуют отдачу и прогресс, если нужно глубоко анализировать задач — поэтому таких конкретных заданий должно быть много.

Фокус на разнообразие

Характеристика ученика:

  • Не боится многозадачности, умеет работать над несколькими вещами одновременно;
  • Интересуется тем, что актуально и злободневно, любит быть в тренде;
  • Обычно эмоционален, открыт и отзывчив;
  • Не любит рутину, могут быть периоды максимальной активности и спада;
  • Может иметь много разных модных увлечений.

Рекомендации:

Используйте разные форматы заданий (работа с видео, картинками и так далее) и инструменты (Google Docs, interactive worksheets, Kahoot, Padlet и другие), соместимые с большинством платформ для дистанционного обучения.

Почитайте по теме Современные методики преподавания: 5 приемов для интересного урока

Фокус на динамичность

Характеристика ученика:

  • Очень разговорчив и открыт;
  • Увлекается самыми разными вещами;
  • Не любит рутину и затянутые упражнения;
  • Испытывает сложности при необходимости долго концентрировать на чем-то одном;
  • Не всегда может самостоятельно сформулировать цели;
  • Нуждается в неформальной положительной обратной связи.

Рекомендации:

Избегайте длинных рутинных упражнений, которые требуют усидчивости и максимальной концентрации.

Не забывайте: типология ученика не является постоянной, и на первом онлайн-уроке он может вести себя совсем не так, как на следующих. Один и тот же ученик в зависимости от смены цели или образа жизни может сменить стиль поведения или включать в себя несколько типов.

После урока

  1. Проведите обратную связь. Спросите у ученика, что ему понравилось, что было сложным/легким/интересным/скучным.
  2. Задайте первое домашнее задание и объясните, как его выполнять.
  3. Обговорите, когда состоится второй урок и сколько раз в неделю ученик готов заниматься. При необходимости предложите увеличить количество уроков.
  4. Обсудите, как и по каким вопросам ученик может связываться с вами.

Почитайте по теме Что думают ученики о ваших уроках? 6 необычных способов это узнать

Что негативно влияет на решение ученика продолжать обучение?

  1. Перенос или отмена занятия;
  2. Опоздание преподавателя даже на одну минуту;
  3. Любые технические проблемы на любой стороне — от забытого пароля до неполадок с интернетом;
  4. Первый онлайн-урок — слишком сложный или скучный;
  5. Пропуск стадии знакомства и мгновенный переход к материалам урока;
  6. Отсутствие объяснения того, как построено обучение;
  7. Несоответствие ожиданий ученика и его впечатлений от первого урока.

Рекомендуем послушать

Прямой эфир с Мариной Евстратовой, руководителем методического отдела TTC, методистом онлайн-школы Skyeng.

Добавить комментарий