Как найти внутреннее зло

Психология зла. Поножовщина в душе. Субличности и сущности

Большинство людей хочет жить в мире и спокойствии. Так-то оно так, да не лукавство ли это? Почему-то в реальной жизни у многих все строится по принципу “пусть у меня будет лад, а ты живи невпопад”.

Ведь куда больший интерес у людей вызывают пожары, навод­нения, извержения вулканов и другие стихийные бедствия, – главное, лишь бы это не касалось их самих. В выпусках новостей с наибольшим любопытством и буквально с замиранием сердца слушают о мельчайших подробностях громких скандалов и заказных убийств.

А более всего их интересуют змеиные клубки человеческих страстей и различные нарушения общепринятых социальных норм. Сколько не закрывай на это глаза, как не обманывай себя, в общем, как не крути, а жизнь показывает, что проявления зла чаще оказываются сильнее тихой кротости спокойствия и добродетели…

Психология зла. Поножовщина в душе. Субличности и сущности

Если обратиться к народным сказкам или мировым литературным шедеврам, то картина будет такой же. Самые яркие и интересные герои – носители зла.

Вспомните, какие персонажи детских сказок нам запомнились больше всего, кроме Иванушки-дурачка? Вот он этот ряд: Кощей Бессмертный, Соловей-Разбойник, Баба-Яга. Разве не так?

Мы вырастаем, и самое яр­кое впечатление нас производят такие литературные герои, как граф Монте-Кристо (воплощение бескомпромиссной мести), Миледи (как вопло­щение порока и интригантства), кардинал Ришелье, одноногий Сильвер…

Согласитесь, Воланд в романе Михаила Булгаков “Мастер и Маргарита” получился чрезвычайно обаятельным и привлекательным мужчиной. А ведь это Сатана, который не должен вызывать симпатий уже по определению как прародитель и сеятель зла.

Мы с удовольствием смотрим фильмы с участием Де Ниро, Аль Па­чино… “Крестный отец”, “Белое солнце пустыни”, “Вор”, “Брат” – признанные кинобестселлеры, хотя там главными героями выступают такие персонажи как дон Карлеоне, Абдулла, Толян. Они же по большому счету бандиты, нарушающие и социальные общепринятые нормы, и моральные. А мы симпатизируем им. Не странно ли это?

Самые яркие политики, как правило, тоже злые. Они осознанно выбирают зло, как мощный заряд для формирования своего имиджа крупного мирового политика. На чем зарабатывали свой авторитет последние американские президенты?

Рональд Рейган объявил врагами прогресса коммунистов, а Россию и вовсе назвал империей зла. И на этом выстроил свой имидж борца с мировым злом. В одном из своих выступлений он сказал даже так: “Пусть мои дочери лучше умрут, верящими в Бога, чем проживут всю жизнь безбожницами из-за коммунистов”.

Джордж Буш-старший объявил мировым злом ислам, и заявил о себе как о борце с мировым злом, проведя военную акцию в Ираке “Буря в пустыне”.

Билл Клинтон объявил очагом зла Югославию и в лице сербов нашел врагов мира и спокойствия на Балканах.

Впрочем, не только американские, но и наши российские президенты для формирования своего имиджа использовали прием борьбы со злом. Борис Ельцин сразу же заработал авторитет беспощадной борьбой с привилегиями высокопоставленных чиновников, которые фактически все на тот момент были коммунистами. Ельцин заявил во всеуслышание, что необходимо восстановить справедливость обществе и лишить коммунистов всех привилегий: пайков, машин, дач, поликлиник и пр. Он сам ездил на троллейбусе, стоял в очередях в обычных магазинах. Во время своего правления затеял кровавую бойню в Чечне, а перед этим расстрелял из танков наших граждан, находящихся в Белом доме. И многие до сих пор считают, что он был прав.

Владимир Путин сразу завоевал авторитет, также обозначив свою главную задачу как президента на этот момент – борьбу со злом. Его резкое высказывание, облетело все информационные агентства мира: “Будем мочить террористов даже в сортире”.

Умные политики знают, что зло объединяет нацию, как только создается образ общего врага, и умело пользуются этим.

Зло бывает и деструктивным и конструктивным. Простой пример конструктивного зла – спортивная злость. Может ли выиграть бой боксер или самбист, не накачав себя перед этим мощью спортивной злости? Никогда!

Психология зла. Поножовщина в душе. Субличности и сущности

Конструктивное зло помогает решить проблемы, заставляет людей выживать в ситуациях, когда их шансы почти равны нулю. Что дало силы и ужесточило волю к жизни у графа Монте-Кристо? Мощное желание мести, желание восстановить справедливость.

В фашистских концлагерях люди часто выживали, культивируя в себе желание, когда-нибудь отомстить немецким извергам за причиненное зло.

Если обратиться к биографиям известных людей, а может быть и просто каких-то своих знакомых, можно заметить, что большинство из них добилось успеха в бизнесе, в культуре, в искусстве лишь после того, как эти люди разозлились на себя или на некую критическую ситуацию. И это стало стимулом к резким изменениям в их жизни в лучшую сторону, они сумели реализовать мощь своего жизненного или творческого потенциала.

Злость способна пересилить и перебороть такое трудно контролируемое чувство, как ревность, избавить человека от навязчивой любовной страсти, которая превратила его жизнь в ад.

Народная мудрость тоже отдает дань конструктивному злу: “Нет худа без добра”, “Не было бы счастья да несчастье помогло”.

Почему спокойствие и тихая добродетель чаще всего вызывает у нас скуку и внутреннее равнодушие в то время, как зло будоражит всю нашу сущ­ность? Обратим внимание на сугубо психологические их аспекты.

· Добро бывает конструктивным, но обычно оно регламентировано. Зло пробуждает в человеке скрытые силы. (Доктор Фауст продает свою душу дьяволу в обмен на обретение силы и власти.)

· Добро часто бывает пресным. Зло всегда эмоционально, живо и потому выглядит гораздо ярче и притягательнее.

· Добро зачастую бывает глуповатым. Зло всегда хитрое.

· Добро сдерживает. Зло толкает на какие-то действия. (Помните, как рассуждал Раскольников перед тем, как убить старуху-процентши­цу: “Тварь я дрожащая или право имею?” И весь роман Достоевского – ответ на это вопрос.)

Писатели и сценаристы давно поняли, что герои могут быть только тогда действительно привлекательными, когда в них естественно и ярко проявляются достоинства и пороки, то есть очевидные меры добра и зла.

Что же привлекает нас в так называемом “отрицательном герое”? Что очаровывает людей?

· Это чрезвычайно обаятельные люди с привлекательной, му­жественной внешностью.

· Это сильные люди, яркие даже в проявлениях зла.

· Эти люди обязательно обладают парадоксальным чувством юмо­ра, который заставляет нас многое им прощать.

· Эти люди честны и естест­венны в своем зле, в них нет фальши. Они живут и действуют без потуг на добро, не мора­лизируют, не настаивают на том, чтобы все следовали их принципам. Они могут быть циничными и жестокими, но они открыты и не боятся это демонстрировать. И потому более понятны нам. Они выглядят более правдиво, чем добродетельные герои уже потому, что в каждом человеке есть немного зла. Они такие, какие есть. Это не фальшивая монета.

· Эти герои всегда интересны, они колоритны, за­нятны, хотя мы их и «не любим». Мы не всегда желаем соотносить их с собой, но кто может ска­зать, что водораздел так уж очевиден? Разве вы никогда не нарушали правил дорожного движения? Разве не воровали яблоки в чужом саду? Разве не мучили в детстве майских жуков или лягушек? А если кто-то станет у вас на глазах избивать вашего ребенка – разве вы не разозлитесь до белого каления, разве не ответите злом на зло? А что иногда бывает в наших снах – это же неловко кому-то рассказать!

Оказывается, даже частично идентифицируя себя с героем, несущим в себе очарование зла, мы вытесняем из своего подсознания собственную злобность, свои грехи, слабости и порочные страсти, и таким образом зачастую избавляемся от внутренних конфликтов и начинаем лучше понимать суть конфликтов внешних. Мы создаем, что психологи называют «тенью» внутри себя.

Впрочем, достаточно вспомнить работу великого нашего психиатра П. Ганушкина “О сходстве между религиозностью, сладострастием и жесто­костью”, и все становится на свои места. Человек устроен так, что в глубине души он все равно прячет же­лание нарушать социальные, моральные и иные общественные нормы. В каждом человеке есть немного зла.

Доб­родетель – это только светлая сторона луны нашего “я”, другая – тем­ная, наполнена злом, и никуда от этого не деться.

Наша тень – это наше негативное “я”, наше негативное отношение к жизни и людям, то, что мы ненавидим, критикуем в себе и людях. Тень преследует нас всю жизнь, и иногда она берет свое. Тень – это мощный энергетический комплекс, который управляет нами, ведет нас по жизни, который не познан нами и плохо контролируем. Наши инстинкты: есть, пить, секс, доминировать над другими. Мы обречены на постоянную двойственность внутри нас.

Часто мы называем тень нашими грехами. Тень – это наш внутренний ад. Кто знает, может быть и Сатана вовсе не где-то во вне, а в нас самих? Просто мы гораздо чаще стараемся демонстрировать свои положительные качества, играть роль хороших и добрых людей, потому что нам стыдно показывать себя с дурной стороны.

Эту роскошь – быть самими собой – позволяют себе только очень сильные, независимые личности. Может потому, они и вызывают тайную зависть всех остальных и явное порицание большей части общества? Как бы то ни было, то, что мы называем злом, не нуждается в порицании или в завистливых вздохах, оно требует к себе пристального внимания.

Не изучив разные формы проявления зла, мы никогда не научимся прогнозировать назревающие конфликты, решать их или же избегать их. Школа мудрости и добра начинается с постижения азов психологии зла.

Имейте в виду: не следует поверхностно воспринимать статью как некий панегирик злу. Я пишу, как наблюдатель, исследователь глубин человеческой психики. Но чтобы жить в обществе, мы должны следовать определенным социальным нормам: религиозным заповедям, социальным нормам, наконец, уголовному кодексу.

Психология зла. Поножовщина в душе. Субличности и сущности

Добро и зло в нашем мире разделены не поровну.

Многие мировые практики – каждая по-своему – работают с деструктивным злом, освобождая человека от его негативного, разрушительного влияния. Назовем лишь некоторые из них.

Экзорцизм – отчистка от бесов.

Шаманские техники – изгнание злых духов.

В христианстве – покаяние, прощение.

Психоанализ – человек рассказывает о своих негативных эмоциях психоаналитику и во время катарсиса избавляется от внутреннего зла.

Ребефинг, холотропное дыхание – эти техники помогают людям пережить различные состояния злости и добиться того, чтобы внутреннее зло потеряло свою силу.

Случается и так, что человек освобождается от повышенной агрессии во сне. Сновидения, в которых озлобленный человек кого-то бьет или убивает, – пример того, как некоторые люди избавляются от внутреннего зла. Во время сна негативное состояние нейтрализовывается и уже днем они себя чувствуют нормально.

Распространенный вариант избавления от накопившегося внутреннего зла – просмотр фильмов, где герои мстят своим обидчикам, где они реализуют свою агрессивность и восстанавливают попранную справедливость. Такие фильмы особенно любят активные мужчины. Переживая катарсис вместе с главным героем, они, таким образом, освобождаются от собственного накопившегося зла.

Психология зла. Поножовщина в душе. Субличности и сущности

Трансформация зла. Потренируемся? Техники для работы со своим внутренним злом.

И только трансформировав зло, можно увеличить долю добра. Больше ему неоткуда взяться. Разработанный мною тренинг “Трансформация зла” дает хорошие результаты в деле очищения и избавления от деструктивного внутреннего зла.

Это тренинг для сильных людей, не боящихся заглянуть в свой внутренний ад и посмотреть в глаза собственной тени, злу в себе. Внешнее зло – часто проявление внутреннего зла. В ходе тренинга люди эффективно преодолевают свои психологические кризисы. После этого тренинга у них появляется состояние гармонии, покоя в душе, глубинной мудрости, исчезает ряд симптомов психосоматических заболеваний, уходят в небытие страх, тревога, улучшается настроение, сон, повышается работоспособность.

В этой статье я приведу несколько техник, которыми ученики успешно пользуются на занятиях. Этот тренинг высвобождает в человеке мощную энергию и позволяет контролировать ее даже в самых сложных случаях, когда ему не помогают ни психоанализ, ни гештальт терапия, ни гипноз.

Техника мысленной трансформации зла. Сосредоточьтесь на своем ощущении злости.

Какая она – ваша злость? Какого цвета? Какой у нее запах? Каков звук вашей злости? Какова ее консистенция?

Если цвет вашей злости жгуче-красный – постарайтесь ее окрасить в какой-нибудь более холодный тон, например, зеленый или голубой.

Если звук ее представился вам скрежетом зубов или лязганьем оружия – сделайте его более приятным, например, замените его на пение птиц, спокойный шелест трав.

Если запах показался резким, неприятным – замените его запахом розы, ландыша, фиалки.

Если консистенция злости представилась тугой или твердой – сделайте ее более разреженной, переведите ее в состояние прозрачного воздуха.

О злости надо и думать умеючи – так, чтобы перебороть ее одной лишь мыслью. Как только вы проделаете эти мысленные процедуры, заметите, что ваша злость отступила.

Техника шара. Представьте свое внутренне зло в виде тяжелого черного камня. Положите его в металлический шар, запаяйте шар и со всего маху забросьте его далеко за горизонт.

Техника дракона. Представьте себе своего самого лютого врага и некий образ этого врага. Ваша ненависть к нему столь велика, что вы готовы его разорвать на части. Так сделайте это!

Представьте, что вы – огромный злобный дракон, который набрасывается на своего врага и раздирает его когтями, клыками. В конце концов, от него остается только мокрое место.

Такая саморазрядка позволит вам избавиться от накопившегося внутреннего зла.

Техника “Покатайтесь на собственных тиграх”. Представьте самое большое зло, которое вы могли бы совершить в своей жизни. Кто-то готов в своих фантазиях совершить убийство из ревности или из зависти, кто-то – развязать войну или совершить террористический акт, кто-то – устроить всемирный апокалипсис и так далее. Внутреннее зло обретает фантасмагорические размеры.

А теперь представьте, что ваше внутреннее зло – это костер, в который вы подбрасываете все новые и новые поленья. Одно полено – ваше желание мести, другое – ваша ненависть, третье – ваша агрессия и так далее. Пусть костер разгорается все сильнее и сильнее, пусть сила его жара станет сильнее в сотню раз, в тысячу раз. Разгоните свою злость до бесконечности!

И отпустите… Залейте костер мощным потоком воды.

А потом снова разожгите костер, и снова подбросьте в него поленьев – свои негативные эмоции. Усильте их до возможного предела. И снова на выдохе избавьтесь от своего зла.

По этому пути прошли многие сильные люди. Теперь на пути обретения власти над внутренним злом – вы. Вы – хозяин своего зла. Вы становитесь способным его усилить, ослабить и свести на нет.

И в третий раз разгоните свою злость до предела, почувствуйте ее силу.

И снова отпустите ее от себя.

Попробуйте повторить этот трюк и в четвертый раз. Вы обязательно почувствуете, что с каждым разом злость теряет свою силу, “перегорает”. В какой-то момент вам даже захочется зевнуть.

Техника “Маска злодея”. Каждый человек несет в себе субличность зла. Чтоб ослабить ее силу, свести ее вред к минимуму, предлагаю вам отождествить себя полностью именно с этой субличностью зла.

Представьте себя каким-нибудь страшным злодеем, который живет внутри вас – негодяем, вампиром, убийцей, насильником, предателем. Дайте волю своим эмоциям – можете кричать что угодно, высказывать накопившиеся злобные мысли, рассказывать о том, как бы вы расправились со своей жертвой.

Побыв под маской злодея полчаса или час, человек в реальной жизни избавляется, наконец, от затаившейся внутри него агрессии и злобы.

Техника грязного потока. Эта психотехника дает возможность избавиться от того накопившегося в человеке зла, которое он носил в себе в течение жизни. Чтобы оно не прорвалось в какой-то момент, как старая канализация и не затопило его душу, предлагаю вам побыть в роли “болвана для битья” и “агрессивного бойца”. “Болвану для битья” все “бойцы” по очереди говорят всякие гадости, обидные и колкие слова. Побывав в двух “шкурах”, люди освобождаются от агрессии.

Техника погружения во внутренний ад. Предлагаю вам погрузиться в собственный внутренний ад. Ад этот переполнен разными жуткими сущностями, там тяжело и страшно находиться. В какой-то момент спросите себя: а почему вы оказались в аду?

Обычно люди вспоминают свои прегрешения: кто-то обидел своих родственников, кто-то предал друга, кто-то кому-то позавидовал и совершил подлость. Зло когда-то восторжествовало и привело человека в его ад. И выбраться оттуда можно только избавившись от накопившегося внутреннего зла.

Техника выдыхания злости. Порой злость бывает такой, что даже становится трудно дышать от переполняющего вас чувства. Тем более есть смысл сосредоточиться на своем дыхании, чтобы избавиться от нее.

Сделайте глубокий вдох и такой же глубокий выдох.

Представьте, что с каждым выдохом вы выдыхаете вашу злость. С каждым выдохом ее становится все меньше и меньше. В конце концов вы выдыхаете всю свою злобу и таким образом освобождаетесь от нее.

Психология зла. Поножовщина в душе. Субличности и сущности

#зло #психология зла #психологияличности #сущности #какборотьсясозлом

Злиться — это, оказывается, не всегда плохо. Можно ли избавиться от накопленной агрессии, и как сделать это безопасно для себя и  окружающих? Полезными советами делится психолог Алевтина Грицышина.

Алевтина Грицышина
психолог


«Прислушивайтесь к собственному раздражению»


— Агрессия присутствует в каждом человеке. Это абсолютно естественная эмоция. Она необходима нам для того, чтобы что-то изменить в жизни. Это и сигнал, который указывает, что есть проблема, и побуждение к действию, и энергия, которая помогает преобразовать ситуацию.

Агрессия, как правило, возникает в двух случаях:

  • нарушаются ваши личные границы;
  • беспокоят неудовлетворенные потребности.

Злость приходит, когда возникает острая необходимость что-то поменять в жизни. Без нее было бы трудно даже в самых, казалось бы, обыденных ситуациях.

Допустим, вам наступили на ногу. Вы разозлились, попросили убрать ногу или сами дистанцировались, то есть благодаря злости изменили ситуацию, чтобы вернуть себе комфорт. А что, если бы вам было все равно? Или не все равно, но вы стеснялись бы сказать о своем дискомфорте тому, кто вам его доставляет, боясь обидеть? Ведь так часто нам неудобно проявлять свою злость. Многие предпочитают молчать и терпеть, что приводит к подавленному состоянию и разного рода проблемам.

Раздражение и злость — прекрасные лакмусовые бумажки внутреннего состояния. Нельзя игнорировать эти чувства. Наоборот, прислушивайтесь. Они не намекают, а дают точно понять, что что-то в вашей жизни идет не так.


«Нас с детства учили заталкивать злость глубоко внутрь себя»


— Сегодня появилось больше подавляющих факторов: разрастающиеся мегаполисы, быстрый ритм жизни, конкуренция и так далее. Однако я не согласна, что люди из-за этого стали более агрессивны. Наоборот, замечаю, что все больше мужчин и женщин начали задумываться над природой своих эмоций. Страх и стыд обратиться к психологу за помощью сильно уменьшился за последние 10 лет, в свободном доступе много литературы и полезных статей, которые помогают разобраться в личных проблемах, понять себя. Сейчас проводится много семинаров, тренингов, лекций на тему повышения уровня эмоциональной осознанности. Навести порядок в своей душе при желании может каждый человек. И, если не справляется сам, то обращается за помощью к квалифицированному специалисту.

Не ищите оправданий, не перебрасывайте ответственность на происходящее вовне. Важно уметь быть в адекватном контакте со своей злостью. Это не значит, что можно вопить на других людей или крушить все вокруг. Необходимо признать то самое чувство, понять, что оно есть, и принять его, а не заталкивать куда поглубже, чтобы, не дай бог, кто-то его не заметил.

В нашем менталитете не принято открыто демонстрировать злость. С детства учили, что злиться плохо, не стоит показывать свои эмоции, необходимо сдерживать себя. Особенно часто это говорят представительницам прекрасного пола: «Ну, ты же девочка! Когда ты злишься, становишься некрасивой. Никто такую злюку замуж не возьмет», — и так далее. Однако в равной степени и мужчины, и женщины должны осознавать легальность этого чувства в себе и не бояться его проявлений.


«Негативные эмоции заразны»


— Чтобы справиться с собственной злостью, мы можем сделать следующее:

  • решить проблему, которая вызывает негативные эмоции;
  • дистанцироваться от тех факторов, которые вызывают у вас сильное раздражение, к примеру — прервать контакт с конфликтным человеком.
  • сублимировать агрессию в творчество, работу, спорт, какую-то активную деятельность. Но это временная мера, так как она не решает саму проблему, а только позволяет «выпустить пар».

— Самое плохое — копить агрессию внутри. Многие психологи вам скажут, что опаснее не тот человек, который всегда резко высказывается, громко доказывает свою точку зрения, активно размахивая руками, а тот, кто способен долго молча глотать обиды.

Если агрессия не находит выхода вовне, она обращается внутрь и точит организм, перевоплощаясь в болезни. Этот механизм называется аутоагрессией. Поверьте, она может быть очень опасной. Но не менее страшно, когда злость перекидывается на тех, кто ни в чем не виноват.

Составим простую цепочку событий. На мужчину постоянно орет начальник на работе. Тот терпит, стиснув зубы, потом приходит домой и орет на жену, ведь за день у него накопилось много раздражения. Допустим, жена не защищается, молчит, боится еще больше разозлить мужа своим ответом. НО! Скорее всего, в итоге сорвется на ребенке. А потом родители с удивлением будут думать, почему их хороший и добрый сын пинает собачку?! Агрессия может передаваться, она заразна. Такая вот неприятная эстафета.

Что делать с данной ситуацией? Мужчина может не орать на жену. Но если он не разберется с рабочей ситуацией (то есть не решит конфликт или не уйдет из компании), ему нужно будет как-то обходиться с постоянно накапливающейся злостью. Самый простой способ у многих — утешаться алкоголем. Но это деструктивный вариант.  Есть и другие способы. Можно пойти в спортзал, на охоту, поехать покричать в лес. Все эти методы хороши, но только для того, чтобы разрядиться на время. Если хотите — это подавление симптомов без устранения причины недомогания.  


«Не доводите себя до ярости!»


— У наших агрессивных чувств существует определенная градация.

1. Раздражение. Когда человек лишь начинает ощущать дискомфорт. Ему неприятна какая-то ситуация или поведение окружащих. Возможно, даже сам пока не понимает, что что-то ему не нравится. Раздражение — чувство низкой интенсивности. 

2. Злость. Тут, как правило, причина уже ясна. Или человек просто отказывается ее признавать. Если злость накрыла, отступать поздно. Нужно слиться с ней, прочувствовать ее, объяснить себе: «Я злюсь, мне неприятно и обидно, меня просто распирает от несправедливости». Не отказывайтесь от этой эмоции. Она дает необходимую энергию для действий. И, если вам понятно, как исправить неприятную ситуацию, то действуйте немедленно, пока есть силы и желание на это. Если вы еще не решили, что делать, либо кажется, что любые действия сейчас будут неправильными, попробуйте успокоиться. Для этого можете прогуляться, пробежаться, помесить грушу, порвать бумагу на клочки и так далее.

Когда станет легче, сядьте и спокойно подумайте, что конкретно вас бесит, в чем корень зла и как можно все исправить. До следующей стадии постарайтесь себя не доводить.

3. Ярость. Самое аффективное состояние. Именно в неконтролируемой ярости мы можем совершать поступки, о которых потом жалеем. Чувства захлестывают, эмоции переполняют, а крик разума не слышен совсем.

Если у вас частые вспышки ярости на протяжении длительного времени — это повод обратиться за помощью к психологу. Скорее всего, на более ранних этапах, когда вы чувствовали просто злость или раздражение, вы никак не меняли ситуацию, а игнорировали свои эмоции. И в какой-то момент этот снежный ком разросся до ярости, где становится сложно себя сдерживать и адекватно действовать.  

Переход к ярости может быть внезапным. Человек копит-копит-копит, а потом кто-то рядом обронил неосторожную фразу или упала кружка со стола, и человек взрывается. Остановить эту бурю без потерь очень сложно.

Кроме того, ярость часто возникает у наших партнеров, когда мы не сопротивляемся агрессии с их стороны. Выше приведенный пример с мужем, который приходит с работы и кричит на жену, очень показателен. Скорее всего, так происходило не всегда, а начиналось постепенно. Сначала муж, вероятно, просто раздраженно разговаривал с женой, говорил, что ему не нравится борщ, ее фигура и беспорядок в доме. Она же в ответ молчала, пыталась как-то угодить и тем самым закрепляла в сознании мужа мысль, что с ней так можно обходиться. И чем больше она терпела, тем сильнее муж мог агрессировать на супругу. Через год таких отношений он уже разрешает себе не просто раздраженно критиковать, а орать. Еще через год или раньше может начать ее бить. И в этой ситуации мы видим явный дисбаланс в отношениях — муж не контролирует свою агрессию, а жена, наоборот, подавляет ее в себе.  

— Подавленная агрессия порой трансформируется в апатию. Когда ничего не хочется, когда ни на что нет сил, никаких целей и желаний. И застрять в данном состоянии можно надолго. Если ничего не предпринимать, так недалеко и до депрессии. Нужно разбираться, где вы потеряли свою злость, на каком этапе вы стали ее игнорировать. Лучше, конечно, делать это вместе с психологом.


«Агрессия — наш внутренний резерв, наша скрытая сила»


— Правильно взаимодействовать с агрессией нужно учиться с детства. В этом ребенку могут помочь родители, когда они не запрещают злость, а в тот момент, когда малыш топает ножкой и кричит, спокойно говорят: «Да, я вижу, что ты недоволен. Это чувство называется злость. Я понимаю, что тебе неприятно. Но я все равно не могу сейчас купить тебе игрушку». А затем объясните, почему вы не можете приобрести этого плюшевого мишку или робота, получится ли перенести покупку на попозже или что малыш может сделать, чтобы заслужить желанный приз. Запретить ребенку выражать злость проще и удобнее, но не полезнее для его развития.

Еще раз повторю: злость высвобождает резервы энергии. Вы даже представить себе не можете, какие невероятные ресурсы она открывает!

Я знаю случай, когда во время терапии группа выполняла одно психологическое упражнение, в котором воссоздавалась ситуация с травмой насилия. Клиентка — взрослая, но хрупкая невысокая женщина — всю жизнь чувствовала себя «замороженной», не уверенной в себе, незащищенной.  Но когда с помощью психолога и группы ей удалость выйти на свою подавленную злость и высвободить ее, наконец, она показала такую физическую и эмоциональную силу, благодаря которой смогла одна противостоять одиннадцати взрослым людям, которые держали ее по условиям упражнения! За каких-то пару секунд женщине удалось соединиться со своей силой и оттолкнуть всех участников, которые фиксировали ее спину, руки и ноги. Этот опыт помог клиентке переписать ситуацию насилия и почувствовать себя победительницей, а не жертвой. Новые ощущения позже благоприятно сказались на всех сферах ее жизни.

Почему бы не подружиться со своей злостью и не научиться использовать эту силу себе на пользу? Из любой ситуации есть выход. Желаю вам всегда выбирать самый эффективный.  

Фото: Анна Иванова

Читайте также: 


Как понять, что твой коллега — психопат? 7 типов людей, которые профессионально отравляют окружающим жизнь

Разве со мной что-то не так? Топ-9 причин обратиться к психологу

Как не убить любовь? Психолог перечисляет фразы и поступки, разрушающие отношения 

«Часто девушки переоценивают себя и потому не находят партнера». Интервью с психологом

Как найти скрытый ресурс в том, что мы больше всего осуждаем в себе, из-за чего так раздражает в людях одно, а другое — спокойно прощаешь, почему не надо ставить на пост определенных задач, рассуждает психотерапевт Марина Филоник.

— Марина, когда мы обнаруживаем в себе какие-то темные стороны, какое-то зло, тут ведь путь однозначный — искоренять, бороться… Или все сложнее?

Марина Филоник

— Мы склонны в себе какую-то часть, какое-то свойство оценивать однозначно плохо. О, ужас, вот что есть во мне! Это однозначно грех, какой кошмар. Но если повнимательнее присмотреться, то нередко можно обнаружить за этим на первый взгляд «плохим» проявлением какую-то важную фрустрированную, то есть неудовлетворенную, потребность. 

Простой пример, допустим: «Какая я жуткая мать, я сижу в соцсетях вместо того, чтобы общаться с детьми». Возможно, за этим — неудовлетворенная потребность в общении, например, которую я в себе могу не видеть или не принимать и жестоко осуждать. Такое неприятие и категоричное осуждение определенных вещей в себе может быть связано с травматическим опытом в прошлом, когда авторитетные люди что-то жестко критиковали во мне.

Что самое интересное, в этой же области, которую я в себе так ненавижу и которую маркирую как абсолютное зло, может быть важная часть моего ресурса, важная часть потенциала, который нельзя ампутировать.

Это легко понять на примере сексуальности. Есть здоровая сексуальность, но у некоторых людей она превращается в извращенную сексуальность. Что, мы скажем — вычеркни полностью всю свою сексуальность, потому что она вся есть зло? Не сексуальность есть зло, а извращения есть зло. Сексуальность сама по себе ни хорошая, ни плохая. Это просто природная составляющая человека.

— Мы говорим о теневых сторонах личности. Что такое тень в психологии?

— «Тень» — архетип, который описал Карл Густав Юнг для описания тех аспектов личности, которые мы отвергаем и подавляем. Это часть меня, которая вытеснена в бессознательное, которую я в себе не принимаю, потому что она противоречит моим представлениям о себе. 

У меня есть мнение, что я вот такой. Ответственный работник, любящая мать, надежный друг, настоящий православный. И тут мне кажется, что определенные черты мне не свойственны — сижу в соцсетях вечерами, не отвечаю на звонки друга… я в себе это не хочу видеть, не хочу принимать (потому что «я не такой»). Соответственно — не хочу разбираться с этим. 

Как правило, я могу о каких-то таких своих «плохих» чертах даже не знать. И проявляться они будут косвенным, порой не видимым для меня самого образом. Чаще всего я буду эти не принимаемые в себе черты видеть в других — это называется механизм проекции, я как бы проецирую на другого человека то, что есть во мне: в себе это не вижу, зато вижу в нем.

«Мы срываемся на крик из-за слабости»

— То есть человек может осуждать других?

— Конечно. Например, я осуждаю других за крик, вспыльчивость, хамство, но не осуждаю за жадность, воровство. Тут очень важно посмотреть, как у меня самого с агрессией. Понятно, что врожденная агрессия есть в любом человеке. Но почему я, скажем, более социально неприемлемые вещи, такие как то же воровство, не осуждаю, а вот это повышение голоса — очень. 

Может, у меня есть скрытое желание жестко отстаивать границы, а я его в себе подавляю и сдерживаю? А может, я в себе очень сильно осуждаю агрессивность, потому что она осуждалась или даже табуировалась в моей семье? Следующий шаг — может оказаться, что моя вытесненная агрессия, с которой я не встречаюсь, которую не хочу замечать, является мощным ресурсом. 

Агрессия, так же как сексуальность, сама по себе ни хороша, ни плоха. Более того, она совершенно необходима человеку.

Например, чтобы защитить нас от опасности. Другое дело, какие формы она принимает. Ходить и орать на всех подряд — это нездоровое, искаженное проявление силы, которая нейтральна сама по себе.

Итак, смотрим, что происходит: я осуждаю в другом нездоровое проявление агрессии. Следующий шаг — я осуждаю в себе нездоровое проявление агрессии. И это может оказаться эквивалентно тому, что я осуждаю в себе любую агрессию. Моя агрессия вытеснена, я с ней не в контакте, я ее как будто не вижу. Тут необходим следующий шаг — встреча со своей агрессией.

«Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, и вы назовете это судьбой», — пишет Карл Юнг. Если я признаю, присваиваю, как говорят психологи, агрессию, овладеваю ею, то это становится моей мощной силой. Я становлюсь более устойчивым и защищенным. Я знаю, что могу за себя постоять.

Очень часто мы срываемся на крик не из-за силы, а из-за слабости. Когда мама кричит на ребенка? Когда она уже без сил и не может справиться. Если я в позиции силы, если я устойчиво стою на ногах, уверенно держу границы и говорю: «Стоп, ты больше сюда не подойдешь», — мне не надо орать для этого. Овладение своей агрессивной энергией так, чтобы не было никакого гнева и раздражения, — это тонкое искусство. Агрессия превращается в силу. И мне уже не нужно использовать извращенную форму агрессии, потому что у меня есть здоровая, которой я владею. В этот момент, скорее всего, я перестану осуждать орущих, потому что у меня внутри себя будет с этим порядок. У меня будет осознана и присвоена эта часть. Здорово!

— А неосуждаемое воровство в вашем примере, оно о чем говорит?

— Про осуждение в некоторой мере «работает» и обратное правило. Если не осуждаем — значит, этого либо в нас нет, либо эта тема, как любят говорить психологи, «проработана». Тут почти наверняка можно сказать, что я в себе интенций воровства не боюсь. Например, может быть, я с ними спокойно справляюсь, и они мной не владеют. Ну, пришла мысль украсть, подумаешь, какая мелочь, отогнал ее и делов-то. Ей как бы не за что во мне зацепиться, я в этой сфере более здоров. Не значит стерилен, но более свободен, нет такого сильного конфликта с сознательными представлениями о себе.

Все-таки обычно мы осуждаем в других ровно то, что не принимаем в себе. Все мы знаем притчу про соринку и бревно. Интересно, что и соринка, и бревно одного древесного материала! Чаще всего мы осуждаем других за пару-тройку качеств, а не за сто пятьдесят. Какое-то зло мы запросто готовы простить, оно нас не цепляет. Очень полезно понаблюдать, что нас задевает. Дальше важно задать вопрос, а как у меня с этим…

— А когда нас восхищают определенные качества в других?

— Есть такой феномен: когда меня очень сильно вдохновляет, изумляет и восхищает какое-то качество в других людях — чаще всего это говорит о том, что эти же черты есть у меня в потенциале, но я их себе еще не присвоил. Я словно бы не в курсе, что они у меня имеются. Если я встречусь с ними в себе, дам им ход, — это меня очень сильно обогатит. В следующий раз я буду «влюбляться» уже в другие черты.

Всегда ли «тень» — это грех

— Как соотносятся наши теневые стороны и грех?

— Здесь хорошо бы для начала определиться с понятиями, а мне с годами все сложнее точно сказать, что такое грех, дать определение. В начале церковного пути все было понятно: открываешь брошюру по подготовке к исповеди, отмечаешь галочками подходящие грехи. 

Наверно, грех — это то, что препятствует общению с Богом, как бы встает между мной и Ним. Сейчас мне ближе понимание греха как поступка. То, где участвует воля, где есть решение в сторону совершения какого-то зла на уровне действия. 

Часто путают грех и эмоцию. У меня может быть плохое настроение, но это не значит, что у меня уныние.

Плюс важно разбираться с мотивацией. Почти в любой мотивации мы можем найти недобрые ноты. Это примесь поврежденности природы. Это потенция, но она может быть не реализована. Я не стерилен и не буду стерилен до конца дней. Невозможно достичь полноты чистоты сердца. Но важно, насколько я реализую недобрую часть души в реальных поступках, в поведении, в отношениях с людьми.

— Мы можем как-то оценить меру плохого в себе?

— Чаще всего мы делаем зло неосознанно. Нас «несет». Мы совершаем зло в аффекте. Мы не способны оценить меру греха. И, может, даже не должны. Пускай оценки ставит Бог. Только Бог знает меру добра и зла в человеке. 

Нам хочется оценить, например, качество своего поста, молитвы, духовного подвига. Но сама идея оценки маркирует недуховный процесс. Внутри подлинно духовного процесса, то есть процесса богообщения, точно не будет никакого даже желания что-то оценивать и измерять благодать метром.

Особенно мы склонны оценивать чужие грехи. Но не бывает греха большого или маленького, тяжелого или легкого. Усиленное внимание к измерению — скорее психологический феномен, а не духовный. Хорошо бы вспомнить, с кем обедает Иисус Христос, к кому Он близок. Почему Он с теми, кого люди считали грешниками.

— То, что вы говорили про осознание и осуждение теневых сторон в себе и других, подходит и для осознания и осуждения греха?

— Да, эта картинка подходит и под грех, и под тень. Грех — это извращенное, искаженное проявление важной моей части, которую я «криво» использую. Если я ее выравниванию и присваиваю, уходит коннотация греха. 

Аналитическая психотерапия работает именно так с тенью. Бессознательное и защиты — это настолько мощная штука, что мы всерьез не видим в себе что-то. И нужна очень внимательная практика осознанности, очень бережное, послойное осознавание себя, для того чтобы вытащить этот материал на свет. Это может стать духовной практикой, когда я в молитве, перед Лицом Бога могу просить: «Господи, пролей свет, покажи мне правду обо мне. Помоги мне увидеть в себе скрытое. Покажи мне, почему я так осуждаю таких-то людей. Что есть такого во мне».

— Такую молитву можно назвать частью психотерапевтической практики?

— Да — для психотерапевтической практики христианина. Почему я пытаюсь осознать себя перед Лицом Бога, в свете Божественной любви? Потому что бессознательное хранит сильный страх встретиться с чем-то мощным в себе, табуированным, жутким, ужасным, греховным, злым. И здесь очень важно любящее присутствие, которое помогает защитам ослабевать, а страху снижаться. 

Если я считаю, что мне встретиться со своей агрессией или сексуальностью — это ужас и конец света, то я с ней и не встречусь. Я в себе этого не вижу, но это не значит, что этого во мне нет. А если увижу — сойду с ума, потому что я православный христианин и все это нельзя.

— Достаточно ли силы воли для того, чтобы справиться с агрессивностью, раздражительностью, другими страстями?

— Если я хочу достичь идеальности своими силами, то мне Бог не нужен. И это пелагианская ересь, некоторые взгляды которой столь популярны в нашем православии, как об этом говорит отец Петр Мещеринов. 

Но усилием воли ты не можешь перестать раздражаться, особенно в состоянии голода. Психофизиологически мы так устроены, что в истощении раздражительность повышается. Когда ты тяжело болеешь гриппом, тебя раздражает свет, крошка на простыне, не та температура чая. Ты болен, это физиология, и игнорировать это невозможно. Требования организма к заботе о себе вырастают. А когда ты пышешь силами, ты легче выносишь орущих детей и неприятных коллег на работе. Так что не будем путать страсть и природу. 

Страсть — это то, что мной владеет, извращенный способ реализации потребности, над которым я не властен.

Если ты ешь сегодня пятый торт — наверное, это страсть либо серьезное заболевание.

Нет проблемы съесть торт, но есть проблема съесть несколько тортов за день. 

Алкоголизм — яркий пример страсти. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», — все мы помним эти слова из Евангелия.

— Получается, путь к борьбе с некоторыми проявлениями темной стороны — просто заботиться о себе?

— Важно спрашивать себя, что я на самом деле хочу? Что я чувствую? В чем нуждается мое тело? У нас есть очень много мудрости в теле, в природе, в психике, которые мы игнорируем. Поможет наладить контакт практика большей осознанности, большего внимания к себе и возврата к подлинным потребностям. 

Когда я хочу съесть пятый торт — что я на самом деле хочу? Это очень трудный вопрос, но если на него ответить, то не нужен будет тот самый торт. Важно видеть, какая потребность стоит за желанием. Очень часто нам нужен просто отдых. Если я понимаю, что стоит за моим желанием, то я могу выпрямлять пути, а не заедать стресс.

Лучше ошибаться понемногу каждый день

— Как перейти от самоедства к благодарности за ошибки в жизни?

— Ошибки — это прекрасно. Если ты попал мимо цели и осознал, что сделал что-то неправильно, это означает, что, скорее всего, ты в эту сторону уже не пойдешь. Если ты долбился в стену пять раз, а на шестой осознал, что ворот здесь нет, ты пойдешь искать ворота в другой стене. 

Все хорошо вовремя, и ошибки тоже. Ошибок вообще не может не быть. Но плохо не видеть, как ты ошибаешься. И когда родители не дают детям ошибаться — здесь есть опасность. Столкновение с реальностью оказывается очень болезненным. Лучше ошибаться по чуть-чуть каждый день.

А еще есть такое ценное мнение, что не будь того опыта, который у тебя был, ты не стал бы тем, кем являешься. 

— Когда осознаешь свои «темные стороны», необходимо покаяние — изменение ума. Но оно не достигается одномоментно. Как перестать ждать от себя быстрых изменений?

— Опять привет Пелагию и чистой свободе воли — надо только захотеть и взять себя в руки. Мы очень мало что можем сделать своими силами. Невозможно самому очиститься. Очень важно дать Богу действовать во мне. Дать Богу преображать меня. Дать Богу очищать мое сердце. Это не отменяет осознанность, как раз психологическая работа на осознание себя может быть очень полезной. Но какой-то радикальный поворот, серьезные изменения происходят в синергии и благодаря божественному действию.

Когда я ставлю себе задачу на пост и думаю, что я сам себя сейчас исправлю, — возникает очень серьезная проблема. Например, думаю: «Наконец-то избавлюсь от осуждения, от дурных привычек, наконец-то буду молиться, сколько нужно». Просто так все это не получится. Недаром первый шаг 12-шаговых программ — признать свое бессилие. Если ты 20-30 лет не можешь ничего сделать с каким-то злом в себе, то почему ты думаешь, что вот именно в этом году, когда ты уже хорошенько соберешься, у тебя все получится? 

К тому же мы сегодня выяснили, что не все то зло, что малюет мое представление о себе «нормальном». И главная духовная практика не в том, чтобы своими силами заставить себя стать другим, а может быть, в том, чтобы прийти к Богу и наконец-то сказать: «Я не могу. Ты сделай с этим что-то. Я отдаюсь Тебе. Возьми это в Свои руки». Именно в этой точке, не в голове, а в сердце, где я смогу эти слова произнести из глубины души и предстать перед Богом обнаженным в своей неприглядности и некрасивости, понимая свою рану, — начинаются изменения. А дальше нужно подставиться под солнечные лучи и дать солнцу действовать. Чтобы принимать солнечные ванны, не нужно напрягаться, прихорашиваться и накрываться красивым или удобным покрывалом. Нужно сдаться. Подставиться под лучи Божественного света так, чтобы они тебя окутывали, пронизывали, согревали и исцеляли.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Внутреннее зло

Самые худшие люди, – это не убийцы, не воры, не те, которые делают свои дела наяву. Нет!

Самые худшие люди – это люди, которые улыбаются, кажутся счастливыми, говорят хорошие вещи: о Боге, о вечности, но в которых в глубинах сердца прячутся бес безразличия, убийств, жестокости, богохульства, злости.

“Ведь в чём дело? Они же говорят о Боге, они христиане, они приводят других ко Христу! Как ты можешь это так говорить?”

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Мф.23:15)

Но подумайте сами! Какое зло есть самое опасное – то, которую все видят и могут от неё “остерегаться” или та, которую никто не видит, но которая сидит глубоко в сердце и лишь оттенки её выходят наружу?

А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека. (Мф.15:18-20)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис.1:15-17)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. (Иак.1:27)

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак.4:17)


Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. (Мф.18:3)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1Кор.14:20)

Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши… (Деян.3:19)

Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших. (Деян.3:26)

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лк.6:46)

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф.7:23)

Почему Иисус назвал многих верующих в Него в “делателей беззаконие”? Лишь потому, что у них уже нет ничего сочувствующего к человеку, которого дьявол замучил. Они поют песни:
“Нет, не пройду,
мимо я не пройду.
Хоть одному
упавшему я помогу.”И с этой же песней на устах, безразлично проходят мимо нуждающимся людям, которым нужна помощь!

В это же время они не стыдятся брать деньги от людей
за изгнание бесов,
за благословение,
за нахождение в ребцентрах,
забирают десятины,
берут деньги за учёбу в библейских школах итд.


Многое повторяется. Бог так всё устроил, хочем мы этого или нет.

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое “; но это было уже в веках, бывших прежде нас. (Еккл.1:9-10)

В своё время Иисусу надо было брать бич в руки, чтобы остановить торговлю в храме Божьем…

Если мы смотрим на Иисуса – разве Он проходил мимо людей, которые взывали к Нему о помощи? Сердце Его сжалилось! Он даже и не просящим помогал, покормил.

А что есть сегодня? Многие называют себя христианами, но дела Его не делают. Из-за вас хулится Слово Божие у неверующих.

Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:24)

Разве можно в современном христианстве узнать Иисуса? Нет! Если нет в нём Иисуса, тогда “Дух Святой”, которым они хвалятся – кто?

Иисус – сжалился.
Христианство – жестокое.
Иисус – кормил людей.
Христианство – всё отбирает у людей.
Иисус – исцелял и освобождал.
Христианство – даёт ложную надежду людям, не способная ни исцелять, ни освобождать.

И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. (Мф.24:11-12)

Нет любви – нет сострадания, нет милости! За то есть “пробуждение”, есть “огонь Духа Святого”, есть “знамения и чудеса”.

Мы читаем библию и желаем увидеть проявления Духа Святого, описанные в библии…

Но, увы…

Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. (Лк.17:22)

Дом человека можно назвать его бастионом, обороняющим от невзгод и проблем. Но даже в такое надежное и крепкое место может проникнуть враг – негативная энергетика. Обитатели дома и даже его гости могут легко почувствовать, какая сила собрана и властвует в нем.

Как понять, что дом наполнен злой энергетикой?

Есть множество факторов, способных помочь определить, есть ли в жилище зло. Следует сравнить их с результатами наблюдений за своим домом:

  • постоянные ссоры, скандалы, начинающие входить в привычку членов семьи;
  • желание покинуть место жительства и находиться за его пределами как можно дольше;
  • появление апатии, усталости, сонливости при возвращении;
  • растения не растут или вянут, несмотря на постоянный полив и подкормку;
  • животные становятся агрессивными и нелюдимыми: прячутся под шкафы, диваны, постоянно пытаются выйти на улицу или вообще перебираются в другой дом;
  • все домочадцы страдают от бессонницы, упадка сил, постоянно испытывают раздражение и тревогу, не имея на это веских причин;
  • в доме часто что-то разбивается, трескается, ломается;
  • новые лампочки перегорают, а различные электроприборы приходят в негодность;
  • большое количество насекомых (особенно мух, мошек, тараканов);
  • регулярно пропадают важные предметы: ключи, документы, деньги, драгоценности.

При обнаружении совпадений даже с некоторыми пунктами данного списка, необходимо как можно быстрее очистить дом от злобной энергетики.

Избавление от зла

Существует множество способов очистить свое жилище от негативной энергии, их можно использовать отдельно, но лучший результат они дают в сочетании:

  1. Избавиться от всех предметов, которые не нужны, не нравятся, просто старые.
  2. Проверить стены, картинные рамы на наличие фотографий умершего человека. Если таковые имеются, их следует убрать в альбомы.
  3. Не стоит хранить вещи, оставшиеся от прежних хозяев.
  4. Помыть все зеркала водой с солью: они хранят в себе все эмоции, которых следует избегать.
  5. Вешать на стены исключительно те картины и фотографии, что вызывают позитивные эмоции.
  6. Рекомендуется использовать солевой раствор для очищения мебели и пола, а также тщательно промыть все углы и засыпать их солью.
  7. Следует регулярно проветривать все комнаты и размещать в них благовония.
  8. Также нужно очень аккуратно натереть свое тело солью и смыть ее душем, прося воду забрать все плохое.

На заметку! После выполнения всех необходимых действий лучше проверить жилище на наличие остатков негативной энергии.

Для проверки нужно зажечь церковную свечу и пройтись ею по всем углам помещений. Если свеча горит равномерно, плавно, спокойно, негативная энергетика отсутствует. Если коптит, значит, наведена порча и присутствует негативная энергетика.

Предотвращение проникновения зла в дом

Для защиты помещения от зла, способного проникнуть извне, важно помнить, что постоянная уборка – залог спокойствия и сохранности помещения, ведь любая грязь, даже пыль, может служить вратами негатива в дом.

Нельзя хранить старые и ненужные вещи, так как они могут держать в себе плохую энергию. Грязное белье должно лежать в закрытой корзине. Рекомендуется добавлять немного святой воды при влажной уборке. Во время переезда нельзя оставлять личные вещи следующим хозяевам, их могут использовать для наведения порчи.

Если повесить веточку осины над входной дверью дома, то она защитит его от недоброжелателей.

Внутренние причины появления зла в доме

Скопление негативной энергии может быть вызвано самими жителями дома: их обиды, невысказанные плохие мысли, злость скапливаются в вещах и распространяются по всему дому.

Также могут призвать зло такие события:

  • бывший или нынешний обитатель жилища очень долго страдал от болезни – тогда даже после его выздоровления вся плохая энергетика остается в доме;
  • страдания, болезни соседа могут попасть под чужой кров, оставшись там в виде злой энергии;
  • смерть человека в помещении всегда оставляет сильный нехороший отпечаток на нем.

Дом считается крепостью человека, но его следует защищать и изнутри, поддерживая уют, комфорт и чистоту. Здесь речь идет не только о самом жилье: порядок должен быть и в голове, и в отношениях.

Добавить комментарий