Как найти внутриличностный конфликт

Что такое внутренний конфликт

Внутренний конфликт возникает в тот момент, когда человек не может найти согласия между чувствами и доводами разума. Это состояние, у которого есть симптомы и последствия. На психику внутренние конфликты действуют разрушительно. Разберем вопрос детально и научимся распознавать и устранять внутренние конфликты.

Содержание

  • Что такое внутренний конфликт?
  • Как проявляется личностный конфликт?
  • Почему происходит внутриличностный конфликт?
  • Что создает внутренний конфликт?
  • Чем опасен внутриличностный конфликт
  • Свойства внутриличностного конфликта
  • Виды внутриличностных конфликтов
    • Нравственный конфликт
    • Сексуальный конфликт
    • Религиозный конфликт
    • Политический конфликт
    • Любовный конфликт
    • Конфликт самооценки
    • Межличностный конфликт
    • Экзистенциальный конфликт
  • Способы разрешения внутриличностного конфликта
  • Заключение

Что такое внутренний конфликт?

Внутренний конфликт в психологии — это сложное многоликое явление. Психологи называют его когнитивным диссонансом. Это угнетённое состояние индивида, вызванное столкновением противоположных убеждений, мыслей, желаний. Такое случается, когда честный гражданин решается на кражу. Люди называют это муками совести. По сути это и есть внутренний конфликт. Так бывает, когда священник, давший обет безбрачия, влюбляется.

Когда человек, который придерживается определенных убеждений, нарушает собственные правила, у него возникает чувство внутреннего противоречия. Психологический дискомфорт может доставлять глубокие страдания. Избавиться от них самостоятельно удается не всегда.

Как проявляется личностный конфликт?

Когда внутренние противоречия обостряются, снижается качество жизни.

Симптомы внутриличностного конфликта:

  • апатия;
  • замкнутость;
  • депрессия;
  • понижение самооценки;
  • раздражительность;
  • тревога;
  • невозможность сосредоточиться;
  • потеря интереса к жизни;

В зависимости от степени тяжести и вида проблемы симптомы могут изменяться. В одних случаях пациент старается отвлекать себя делами: наводит чистоту дома, раскладывает книги в алфавитном порядке, активно трудится на работе. В других наблюдается упадок сил, апатия. Это наиболее распространённая реакция на когнитивный диссонанс. Когда индивид не может сделать выбор, понять, простить себя, его преследуют навязчивые мысли. Появляется тревога. Люди в таком состоянии становятся рассеянными, плохо сосредотачиваются. Их мысли заняты: ум постоянно ищет выход, натыкается на непримиримые разногласия между чувствами и разумом, идет по кругу.

Разногласия между чувствами и разумом

Почему происходит внутриличностный конфликт?

Причины этой и других психологических проблем всегда уходят корнями в детство.

Родители внушают нам установки, которые во взрослом возрасте оказываются непригодными для жизни. Но программа в нас установлена, пойти против нее значит наткнуться на противоречия внутри себя.

Часто причиной возникновения противоречий служат религиозные убеждения. Пример – согрешивший и раскаивающийся верующий. Религия очень строга: посты, воздержание от греховных поступков и помыслов. Верующий понимает, что не должен грешить, но соблазн берет верх. Все мы люди, у всех свои слабости.

Собственные убеждения, установки, рамки также создают внутренний конфликт личности. Он может тянуться годами, вызывая постоянный дискомфорт вплоть до нервного истощения. Например, женщина, которая набрала вес после родов. Ей хочется вернуться к прежним формам, быть красивой. Но она не может себя пересилить и считает, что муж обязан любить ее такой. Постоянный стресс заставляет срываться с диет, а это вызывает депрессию.

Или другой пример: сын, который живет с родителями. Он становится взрослым и начинает жить своей жизнью. Строгое воспитание в семье научило его слушаться родителей. И вот, тридцатилетний мужчина приходит домой строго к девяти вечера, не может себе позволить купить косуху вместо пуховика и даже не думает приводить домой девушек, потому что все они не нравятся маме.

Что создает внутренний конфликт?

Если разбираться в глубинных процессах, внутриличностный конфликт возникает на почве невозможности осуществить желаемое. Но преградой на пути служат не внешние обстоятельства, а внутренние.

Психика видит два выхода из ситуации и ни один из них не подходит. Мы не можем просто перехотеть, потому что такие противоречия возникают только на почве необходимых и страстно желаемых действий. Нельзя просто разлюбить парня, даже если понимаешь, что он тебе не подходит. Также невозможно и преодолеть преграду в виде собственного табу. Если бы можно было себя пересилить, это бы не называлось внутренним конфликтом. Он возникает тогда, когда противодействующие силы внутри равны. Пока длится эта битва, невозможно почувствовать себя комфортно.

Чем опасен внутриличностный конфликт

Опасности внутреннего конфликта

Длительный внутренний конфликт личности опасен, несет разрушительное действие. Если проблему не разрешить, последствия будут плачевными:

  • тяжелая форма депрессии с суицидальной наклонностью;
  • невроз;
  • агрессивность;
  • деградация личности;
  • дезорганизация, отсутствие связи между психическим и физическим аспектами;
  • отсутствие интереса к любимым занятиям;
  • развитие комплекса неполноценности, полная или частичная утрата положительной самооценки.

Люди, которые годами не могут разрешить внутренние конфликты, становятся агрессивными или наоборот, податливыми и безвольными, отказываясь принимать решения и делать выбор. Такие личности склонны искать виновных во всем, даже в мелочах. Они любят обвинять других. Длительные внутриличностные переживания приводят к фрустрации. Это психологическое состояние, которое спровоцировано непреодолимыми противоречиями.

Если вы обнаружили у себя проблему, не пугайтесь. Первый и самый важный шаг — это признание ее наличия. Останется только изучить способы борьбы с недугом.

Многие внутренние конфликты протекают в скрытой форме и люди живут с ними годами, не понимая этого. К сожалению, у нас психологические проблемы считаются, скорее, симуляцией, нежели заболеванием. И к психологам ходить не принято, пока не дойдет до серьезных последствий, где разбираться придется уже психиатру. Если нет возможности посетить специалиста, попытайтесь самостоятельно разрешить конфликт. Если не выходит, позвоните по телефону доверия или запишитесь на прием к психотерапевту.

Психологи отмечают, что помимо отрицательных сторон, внутренний конфликт может иметь положительные. К ним относят мобилизацию сил, опыт в разрешении собственных кризисов, преодоление и принятие ситуации. Когда человек сам разбирается со своими «демонами», он набирается опыта, познает себя. Но положительные стороны можно увидеть, если ситуация разрешилась быстро и без последствий для психики и нервной системы.

Свойства внутриличностного конфликта

Когда внутри постоянно действуют противоречия, индивид не может найти равновесие, гармонию. Разум постоянно приводит доводы в пользу одного или другого, но до конца преодолеть противоречия не выходит. Он испытывает дискомфорт, который может и не замечать. Главный признак внутреннего конфликта — это нарушение внутренней гармонии. Последствия напоминают рушащийся карточный домик. Вслед за постоянным дискомфортом и невозможностью разрешить противоречия, приходит агрессивность или апатия (зависит от врожденного темперамента, реакция борьбы или бегства). Она начинает разъедать изнутри. Человек может осознавать наличие проблемы как таковой. Но то, какие процессы она запускает в психике, понять самостоятельно трудно.

Общий характер проблемы разрушительный. Сначала для психики, а потом и для тела. На фоне нервных заболеваний появляются настоящие серьёзные физиологические отклонения. Например, нервозность и агрессивность, в первую очередь, бьют по желудку. Возникает гастрит или язва. Некоторые женщины склонны к эндометриозу и прочим подобным недугам. Все болезни действительно от нервов. Кроме тех, что носят вирусный характер или передаются по наследству.

Виды внутриличностных конфликтов

Рассмотрим разные виды внутренних конфликтов. Они отличаются по роду возникших противоречий. Но общие черты во всех случаях схожи. И сложность зависит только от глубины убеждений человека.

Нравственный конфликт

Распространенный вид: противоречие вызвано нравственными убеждениями индивида и желанием поступить им вопреки. Примеров масса: мужчина понимает, что необходимо уступить место старшему в автобусе, но он так устал после смены, что не решается подняться. Всю дорогу его мучает внутренний конфликт: нравственность говорит, что он поступает неправильно, эгоистично, а усталость в теле просто не дает возможности поступить иначе.

Сексуальный конфликт

Возникает у людей стыдливых и стеснительных. Мужчине хотелось бы внести разнообразие в сексуальную жизнь, но он не решается об этом сказать, потому что боится прослыть извращенцем. Тяга к БДСМ, доминированию и другим сексуальным вариациям дает о себе знать у мужчин и женщин. Но сказать об этом своей половинке люди стесняются. На этой почве возникает конфликт. Хочется эмоций, других ощущений, но страх быть осужденным или потерять любимого человека одерживает верх.

Последствия таких комплексов: поиск желаемого на стороне и последующий разрыв отношений. Ведь тайное всегда становится явным.

Религиозный конфликт

Люди, воспитанные по Библии или Корану, имеют определенные установки. Но следовать им по жизни удается не всем. Вера — это мощный инструмент. Она помогает жить, объясняет, как нужно поступать. Но в жизни следовать всем заветам невозможно. Люди, у которых сформировались глубокие религиозные убеждения, сталкиваясь с искушениями, испытывают глубокий внутренний конфликт.

Религиозные противоречия

Например, верующий подросток влюбляется. Гормоны, выбрасываемые в кровь при влюбленности, толкают его на романтические поступки, ласки. При этом он понимает, что его действия греховны и противоречат всему, чему его учили.

Политический конфликт

Политические конфликты возникают у людей, которым приходится отстаивать свои интересы, бороться за территорию. Они могут быть межнациональными, затрагивать внутреннюю или внешнюю политику. Люди, порой, вынуждены рисковать жизнью, чтобы отстоять свои интересы.

Любовный конфликт

Борьба разума и чувств свойственна людям влюбленным или вовлеченным в отношения. Привычка быть вместе не дает разорвать отношения. Брошенная сторона может осознавать, что они никуда не ведут и их окончание было правильным решением. Но чувства будут толкать человека на разные глупости: напиться, кричать под окном о своей любви, преследовать новую пассию своего бывшего, звонить по ночам.

Сам разрыв часто сопровождается внутренним конфликтом. Решиться уйти непросто. Ведь помимо доводов разума, есть еще чувства и привычка.

Конфликт самооценки

Люди с разными видами комплекции тела могут испытывать неудовлетворение собственным внешним видом. Человек пытается изменить себя, но сделать это непросто и получается не у всех. Человек не может смириться с тем, что выглядит неидеально, и это рождает конфликт. Так бывает после травм и аварий, затронувших внешность, после набора веса или неудачной стрижки.

Межличностный конфликт

Происходит с конкретным человеком или группой людей. Часто с этим сталкиваются подростки, которых недолюбливают в классе — неформалы, двоечники. Те, кто отличаются от других, — белые вороны. Им приходится бороться с общественным осуждением. И это затрагивает не только внешние связи, но и внутренний мир. Индивид начинает сомневаться в себе, чувствовать себя изгоем, одиночкой. Ведь люди всегда ориентируются друг на друга. А общество и в особенности подростки бывают жестокими.

Экзистенциальный конфликт

Наиболее сложный и тяжёлый для человека. Часто возникает у максималистов. В эту категорию относят неспособность понять своё предназначение. Когда человек живет, работает, общается, но постоянно ставит под сомнение актуальность своего существования — это называют экзистенциальным конфликтом личности. Сюда же относятся потеря смысла жизни или невозможность самовыражения.

Кризис среднего возраста

Часто люди испытывают подобное в переходном возрасте. Также ярко проявляется экзистенциальный конфликт во время кризиса 30 лет, кризиса среднего возраста. Люди производят переоценку своей жизни. Часто это сопровождается депрессией, апатией или, напротив, резкой сменой работы, имиджа, разводом или романом на стороне.

Способы разрешения внутриличностного конфликта

Психологическая работа по устранению внутриличностного противоречия — процесс кропотливый, требующий вдумчивости и усердия. Он проходит в 5 этапов:

  1. Первый — это осознание проблемы.
  2. Второй — выявление причин, глубокий анализ. Проблемы разбирают на отдельные детали. Процесс похож на распутывание узла. Его необходимо ослабить, чтобы понять, откуда все эти нити.
  3. Далее работа над каждым аспектом поочередно. Человек должен понять, какая часть внутреннего конфликта все же должна одержать победу. Это непросто сделать самостоятельно. Если не выходит, позвоните по телефону доверия или запишитесь на приём к психотерапевту. Проблема ещё и в том, что мнение других может окончательно всё запутать. У каждого человека свои убеждения. И не факт, что они правильные
  4. Если речь идет о тревоге, разбирают ее причины. Потяните за ниточку и поймите, чего вы боитесь. Все ли в вашей ситуации испытывают подобные чувства? Действительно ли есть риск? Помогают ли вам страхи? Их необходимо устранить полностью. Потому что глаза у страха действительно велики.
  5. Работа над убеждениями. Пример: угрызения совести — это бесполезное гнетущее чувство. От него необходимо избавиться. Помните, все люди ошибаются.

Так одно за другим индивид должен положить на весы каждое свое убеждение и понять, что мир не делится на черное и белое. Ситуации бывают разными, но все это — лишь ситуации, они через год исчезнут. А ваша нервная система останется с вами. Берегите ее.

Заключение

Избавиться от внутренних противоречий сложно, но это необходимо. Помните: ребенок рождается свободным. Он обязан распоряжаться своей жизнью самостоятельно. Родители могут показать, как живут они, но не имеют права навязывать свою точку зрения. Мы не должны быть религиозными, если наши родители каждое воскресенье ходят в церковь. Мы не должны стесняться себя, если отличаемся от других. Мы не должны жить в чужих рамках: у каждого они свои.

Конфликт внутри себя

Каждый человек должен научиться жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Конфликт это столкновение, а что же такое внутренний конфликт?? Какова причина возникновения и как же разрешить этот внутренний конфликт? Все это я расскажу в статье.

Внутриличностный конфликт представляет собой противоречивое состояние человека, которое характеризуется общей усталостью, подавленностью, психологическим
дискомфортом и бессилием. Внутриличностный конфликт проявляется в том, что человек не может найти равновесие внутри себя самого, верные пути решения тревожащих проблем. Создается впечатление, что его изнутри разрывает дух противоречия: он постоянно мечется в поисках подходящего варианта, но так и не может найтивыхода.

Конфликт внутри человека всегда кажется самым сложным, а нередко и пугает. Тем не менее, внутриличностный конфликт – это нормальное состояние человека, которое заставляет его развиваться, двигаться дальше. Главное – вовремя обнаружить наличие внутреннего конфликта, найти его причины и оптимальные способы разрешения.

Конфликт внутри личности может быть вызван самыми разными причинами:

• Противоречивые желания. Например, вы решили приучиться рано вставать. Но осуществить это желание непросто, ведь так хочется поспать подольше.

• Жизненная неудовлетворенность. Человеку может казаться, что он никому не интересен. Он начинает сомневаться в своих способностях, появляются внутренние противоречия.

• Проблема выбора (например, кого из двоих мужчин предпочесть).

• Трудности с самореализацией. У каждого человека появляются возможности для того, чтобы реализовать себя, но не у всех они равны. Одному мешают внутренние причины, другому – внешние обстоятельства. В результате, возникают сложности с выстраиванием приоритетов и человеку становится сложно принять решение.

• применение старых стратегий в новой ситуации, в которой они не будут работать;

• неумение принимать ответственные решения;

• отсутствие информации, необходимой для контроля ситуации;

• недовольство собственным местом в жизни;

• отсутствие полноценного общения;

• проблемы с самооценкой;

• большие обязательства;

• невозможность изменить ситуацию.

Все люди по-разному справляются со своими внутриличностными конфликтами. Это зависит от их индивидуальных качеств и темперамента. Последний влияет на скорость и устойчивость переживаний, на их интенсивность. Также от темперамента зависит, будет ли конфликт направлен внутрь или наружу. У каждого человека внутриличностный конфликт проявляется по-разному.

Существует несколько Способы разрешения внутриличностных конфликтов:

• Смена выбранной стратегии.
Многие люди часто неспособны изменить способ восприятия и мышления в новой ситуации. Мы придерживаемся аналогичного поведения, пытаемся обмануть сами себя, что ситуация не требует кардинальных перемен. Необходимо не только научиться анализировать факты, но и осознавать собственное отношение к проблеме. Каждый раз спрашивайте себя, является ли выбранная стратегия поведения актуальной для конкретного случая. Если требуется изменить подход, необходимо действовать. Тогда внутренний конфликт личности разрешится конструктивно.

• Умение бороться с напряженностью.
При осознании конфликта, невозможности следовать требованиям конкретной ситуации может возникнуть незначительная психическая травма. Она станет пусковым механизмом, способным в корне изменить подход к решению проблемы и отношение к ней. Человек начинает проявлять гипертрофированные качества. Если раньше он был подвижен, то сейчас будет вести себя суетливо и хаотично. Если раньше он был раздражительным, то сейчас основной чертой станет вспыльчивость. Легкая тревожность может перерасти в страх. Обстоятельства вынуждают человека вести себя агрессивно. Зачастую при внутриличностном конфликте появляются комплексы. Человек начинает придумывать причины собственной несостоятельности и уходит в себя.

• Поиск лучшего момента для действий.
При недостатке информации, которая не дает действовать, стоит немного подождать. Однако это ожидание оказывается чересчур томительным. В этом случае стоит дать себе установку дождаться нужного момента. Эта установка избавит от постоянного беспокойства, позволит проще переносить ожидание. Часто ожидание буквально съедает холериков, неспособных к долгому бездействию. Но и люди других темпераментов могут сорваться и начать действовать в неподходящих условиях. Так появляются ошибки. Запомните правило – если вы не знаете, что нужно делать, то лучше ничего не делать. Это убережет вас от ошибок. Позже вы получите нужную информацию и определите оптимальный момент для совершения активных действий.

Ожидание результата.
Не все способны ждать не только удачный момент, но и результат своих действий. Нетерпение заставляет что-то придумать, чтобы он скорее появился. Это связано с неуверенностью, что все действия для достижения нужного результата были выполнены в срок. В этом случае нужно дать себе установку, что результат придет сам собой. Так вы сможете снять напряжение от неопределенности, лучше адаптируетесь к условиям ожидания.

• Хвалите себя в сложных ситуациях.
Неприятности и проблемы – это верные спутники любых дел. Ничто не может идти гладко. При возникновении неприятностей не стоит винить себя или огорчаться. Нужно понять, что после будет лучше. Так создается интервал спокойствия. Если человек понимает, что в скором времени все трудности уйдут, у него появляются дополнительные силы. Это необходимо, если ваша деятельность требует длительного времени для получения желаемого результата. Обратите внимание не только на конечный результат, но и на промежуточные успехи. Прохождение каждого этапа заслуживает поощрения. В сложных ситуациях нередко спасает юмор. Вы сможете избавиться от грустных мыслей, взглянуть на ситуацию под другим углом.

• Научитесь переживать чувство изолированности с пользой.
Общение заключается не только в коммуникации с другими людьми, но и в общении с собой. Если у человека возникает чувство изолированности, то он должен проанализировать его, разобраться в причинах. Причин может быть несколько. Если это снижение самооценки, то нужно вспомнить свои прошлые достижения, тогда появится уверенность в себе. Если это ухудшение отношений с коллегами или друзьями, то нужно восстановить близость, пусть даже это потребует уступок с вашей стороны или извинений.
Все мы отличаемся свободолюбием, но его размах зависит
от личности и особенностей ее характера. Нужно осознавать, что социальная жизнь невозможна в изоляции от самого общества. После этого следует сопоставить уступки с жизненными установками. Если уступки не нарушат целостность основных жизненных ценностей, то и конфликт является неоправданным. Но ответ на этот вопрос индивидуален для каждого.

Желаю Вам гармонии, как во внутреннем мире, так и во внешнем!

Ксения Окунева

Моя группа ВК

Чтобы преодолеть внутренний конфликт (тупик) необходимо выявить детское решение о себе и о мире, которое лежит в основе конфликта и заменить его на “новое решение”. По поводу того что такое внутренние конфликты (тупики) см. статью: “Внутриличностные конфликты в транзактном анализе”.

Если вы помните о вашем старом решении, например, никогда не носить юбок и платьев, то вы в любой момент можете изменить это решение и со спокойным сердцем наденете платье на важное для вас мероприятие, однако, если старое решение вы приняли в детстве в эмоционально заряженной для вас ситуации и на данный момент о нем уже не помните, то при обдумывании идеи надеть платье вы бессознательно будете делать все чтобы не пришлось его надевать, так как внутри вас все сжимается и больше не хочется идти это на мероприятие.

То есть перед нами тупик: с одной стороны хочется пойти на мероприятние, с другой – на него необходимо придти именно в платье, а вы приняли решение никогда не носить юбок и платьев.

При работе с тупиками первое что необходимо сделать – это вспомнить старое решение, которое лежит в основе тупика.

И если старое решение “никогда не носить юбок и платьев” кажется скорее комичным и может не сильно мешать в жизни, то решения вида “никогда не выходить замуж” или “никогда не иметь денег” кардинально влияют на образ вашей жизни.

Осознание старого решения

При самостоятельной работе найти старое решение можно с помощью описанной ниже методики «16 ассоциаций» К.Г.Юнга к нужному понятию или ситуации, которая помогает обойти психологические защиты, которые уберегают наше сознание от неприятных и болезненных моментов, связанных со старым решением.

Вам понадобится лист бумаги со специальной таблицей, ручка и около получаса свободного времени в тишине. Вызывается следующим образом: 

Создайте запрос

Чтобы сделать результат более глубоким — выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота.

Опишите словом или словосочетанием затруднение, которое вас волнует, или задачу решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив — возьмите слово «работа». Вы не можете найти спутника жизни для взаимной любви и создания семьи – возьмите слово «замужество».

Запишите в верхней части листа слово или словосочетание, которым вы описали ваше затруднение/задачу.

Первый этап

Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии: как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии.

А теперь запишите в первый столбец 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация. Прислушивайтесь к себе — и к своему телу. Найденное слово или словосочетание вам откликается? Это именно оно — или можно сформулировать точнее? Используйте существительные, глаголы, наречия или короткие словосочетания.

В предстоящей работе два правила: первое — это честность: чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате, второе правило — слова не должны повторяться: если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.

Второй этап

После того как заполенен первый столбец из 16 ассоциаций, начинайте работать со вторым столбцом: в каждую строчку необходимо записать слово или словосочетание, которое лично для вас объединяет два слова из первого столбца.

С каждой парой необходимо работать отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос). Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к ощущениям в теле, выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом или коротким словосочетанием.

Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное — именно для вас?

Третий этап

Во втором столбце у вас получилось восемь слов. Начинайте работать с третьим столбцом и повторите то же самое, что и во втором этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется — запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию). Ищите именно ваши слова.

Когда у вас получится четыре слова в третьем столбце, повторите то же самое с четвертым столбцом. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Теперь объедините получившиеся два слова в одно. Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация, связанная со старым решением.

Четвертый этап

Посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня замужество ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?

Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.

Глядя на результаты методики, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. В большинстве случаев если вы прочувствуете получившееся слово – вы вспомните и свое старое решение. Если этого не произошло, то повторите методику заново, взявь получившуюся глубинную ассоциацию в качестве слова-запроса.

Анализ результатов

Определите негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце

Что обозначает каждый из столбцов?

Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.

Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.

Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.

Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что называется «треугольником решения».

Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.

Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?

Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?

Например, вы работали со словом «деньги», и у вас повторялось слово «сила». Когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы влияет на отношение к деньгам.

Проделайте методику еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

Изменение старого решения

Вычеркните негативные слова и замените их на позитивные. Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».

Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как начать изменять ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).

Посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход… Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, в этом случае вы можете самим себе дать разрешение на разрешение получать доход самыми разными способами.

Зафиксируйте позитивные ассоциации

Создайте яркий коллаж или рисунок на тему найденных позитивных ассоциаций – это гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.

Сохраните лист с ассоциациями, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.

PS

Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем — тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление — и тренируем мозг!

Конечно, выполнять эту технику вместе с психологом или коучем эффективнее — хотя бы потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая на них ваше внимание, задавать полезные вопросы и помогать войти в ресурсное состояние для «перезаписи».

Однако, не у всех есть возможность пойти к психологу или коучу. С помощью «16 ассоциаций» это можно обойти внутренние психологические защиты мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.

Действуйте!

;

Что такое «внутренний конфликт». Я думаю, каждому из нас знакомо явление, кода в голове происходит спор между собой, и нужно принять важное для себя решение. Чаще всего подобное происходит при острых эмоциональных и невротических состояниях. Например, в ситуации, когда нагрубили человеку, и он оставил это без ответа. Но, несмотря на то, что уже все прошло, человек идет взвинченный и в голове его крутятся мысли:

— Будь выше, не уподобляйся этому хаму! Отпусти и забудь, всё в прошлом!

— Ага… Этому гаду, значит, можно грубить, а мне нельзя? Надо бы вернуться и всё ему сказать!

— Но ты же его не исправишь! Хам — он и есть хам. Чего внимание-то на него обращать?

— И что? Взять, вот так просто, и оставить его безнаказанным!? Ну нееет…

За ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта

            Или другая ситуация. Идёт пандемия коронавируса. А человек уже месяц живёт в тревожных мыслях, сильно устал от них, и пытается сам себя успокоить:

— Да хватит уже об этом думать! Неделю нормально спать не можешь и всё думаешь, думаешь, и думаешь! Пора бы уже успокоиться!

— Да как тут успокоишься? А вдруг я заболею, и что со мной будет? Кто о близких моих позаботиться? А тут ещё и кредит висит, кто оплачивать будет?

—  Сейчас тебе нужно отдыхать, нервами делу не поможешь!

— Не могу я отдыхать, когда такая опасность близко…

            Простить и отпустить или ненавидеть и желать мести; Успокоиться и не думать или отчаянно искать выход; Забыть и не вспоминать или помнить и сожалеть. Сложный выбор, который мы ставим перед собой. Напоминает советский мультик «Дудочка и кувшинчек», где девочке нужно сделать непростой выбор, чтобы собрать ягоды в лесу. Ведь если выберешь дудочку, то от ее музыки яготки появятся, но собирать их будет некуда. А если поменяешь волшебную дудочку на кувшинчек, то собирать их будет куда, но за ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта.

            В чем причина «внутреннего конфликта». Есть в психологии две догмы, которые невозможно опровергнуть. Все мы были детьми, и у каждого из нас была и есть «родительская фигура». Об этом подробно писал Эрих Бёрн, который под понятием «родительская фигура» подразумевал не только билогического родителя. В его понимании это и учителя в школе, и герои фильмов, мультфильмов, комиксов. Даже старшие дети, соседи и родственники, и все те, кто является для ребенка авторитетом и образцом для подражания. Например, в истории человечества известны ситуации, когда дети попадали в условия жизни среди животных и в психологии их так и стали называть по имени героя сказки Киплинга — «дети-маугли».

            С точки зрения Э. Бёрна, в период  взросления и формирования мозга в каждом из нас происходит постепенное рождение трёх внутренних «Я», два из которых частенько конфликтуют друг с другом. Первое «Я» называется «внутренний ребенок». Оно соткано из врожденных в человека чувств. Младенцы не умеют разговаривать, по взрослому думать, у них нет моральных принципов, убеждений, что уж  говорить, они и ходят под себя, и могут находиться голышом на людях совершенно не испытывая стыда и смущения. Однако они могут радоваться, удивляться, огорчаться, злиться, протестовать, плакать, и выражают это криком, мимикой и телодвижениями. Детские чувства считаются первостепенными. Во взрослом возрасте они проявляются в виде ощущений страха, отвращения и гнева, характеризующиеся словами «не хочу, не буду, не надо», а так же физиологическими желаниями вкусного, тактильного, веселого, интересного, увлекательного, характеризующиеся словами «ух ты!; хочу!; моё!; здорово!; весело!; интересно!». 

            Второе «Я» — это «внутренний родитель». Он формируется постепенно в период взросления ребенка. Данный процесс начинается с рождения, а заканчивается примерно к подростковому возрасту. Т. е. лет до 10-13. Именно в этот период ребенок начинает ставить под сомнения родительский авторитет. А до этого, «родительская фигура» воспринималась им как некое «божество, которое не может быть неправым». Иными словами, «как говорит мой родитель — так оно и есть». Примеры родительских догм: «Мальчики и девочки себя так не ведут!»; «Что люди-то о тебе подумают?»; «Ну ка, перестань реветь! Ты позоришь меня!»; «Ты должен(на), потому что я так сказал(а)!»; «Все люди так делают!»; «Ты самый(ая) лучший(ая) на свете!»; «Все женщины (или мужчины) одинаковые!»; «Надо всегда делать так!»; «Нужно всем всегда помогать!». Как мы видим, родительские догмы бывают позитивными, нейтральными и негативными, но всех их объединяет отстутсвие рациональной (правильной) логики. «Мальчики и девочки себя так не ведут!» — а не ведут ли в самом деле? «Все женщины (или мужчины) одинаковые!» — а одинаковые ли? «Что люди-то о тебе подумают?» — а 100%, что подумают именно плохое?

Властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой

            Тем не менее, даже когда мы взрослеем и понимаем абсурдность некоторого родительского воспитания, в нас как будто бы продолжает жить суровый и благодатный родительский голос, который дает догматичную эмоциональную оценку себя и ситуации. Не стоит при этом думать, что «внутренний родитель» несет в себе только негативную окраску. Например, бывает, видишь как мерзнет приятный тебе человек, и какое-то родительское чувство заставляет тебя произнести: «Тебе не холодно, может курточку дать?». Хотя, если логически подумать, то человек здоровый — может и сам о себе позаботиться.

            Как вы могли догадаться, причина внутренних конфликтов является противостояние между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем». И властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой. Это как детская игра в «царя горы», только в ней участвуют двое. И если на горе кто-то есть, он будет старательно спихивать того, кто пытается эту гору занять. Например:

«Внутренний ребенок»: Мне страшно, что я могу заболеть от этого вируса, я не хочу чтобы мои планы от этого рухнули, поэтому я не могу уснуть и постоянно думаю о своих страхах.

«Внутренний родитель»: Я запрещаю тебе сейчас об этом думать! Ты раздражаешь меня своими думами! Тебе надо спать, потому что из-за сонливости ты будешь плохо себя чувствовать!

«Внутренний ребенок»: (Испуганно) Я не хочу спать! Я хочу быть здоровым и чтобы этот вирус скорее ушёл! Тогда мне будет спокойно.

«Внутренний родитель»: (Раздраженно) Я запрещаю тебе не спать! Тебе нужно спать! Хватит об этом думать!

            В данном примере мы видим борьбу двух чувств: детского страха и родительского раздражения. Так что же делать в подобной ситуации?

            Как можно совладать с внутренним конфликтом. Внимательный читатель заметил, что ранее я писал о трёх внутренних «Я», из которых «родитель» и «ребенок» периодически конфликтуют друг с другом. Кто же этот таинственный третий? Эта часть называется «внутренний взрослый». Она образуется к началу подросткового возраста и является самой последней частью сформированной мозгом. Её можно назвать «ум», «смекалка», «сообразительность». Она полностью лишена чувств, но способна за ними наблюдать и быть условным «арбитром» в споре между «родителем» и «ребенком». Часто «внутреннего взрослого» путают с «родителем», принимая догматичность второго за истинный факт. Но если «ребенок» и «родитель» эмоциональны, т. е. выстраивают свои позиции из чувств страха, обиды, гнева, раздаражения, радости, желания и пр, то «взрослый» исходит только от рациональной (правильной) логики или «голого ума».  Его слова это: «Возможно — не возможно»; «Факт — не факт»; «Могу — не могу»; «Выгодно — не выгодно».

            Как нам может помочь «внутренний взрослый» в решении конфликта? В психологии и конфликтологии считается, что причиной международных, меж групповых, межличностных и внутри личностных конфликтов является отсутствие взаимопонимания между сторонами. Если есть понимание, но не совпадают интересы, то это уже не конфликт, а скорее соперничество. Соперничество лишено сильных эмоций и чувств. Оно подобно игре в шахматы, где есть четкое понимание целей между оппонентами, но нет вражды, злости и раздражения. Ведь если в шахматах игроки начнут упрекать друг друга, хамить и саботировать игру, то это уже будет не соперничество, а конфликт. Вопрос в том, как достичь взаимопонимания между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем» с помощью «внутреннего взрослого»?

Когда мы дружим, никакой коронавирус нам не страшен

            Возьмем уже знакомую нам ситуацию с бессонницей из-за навязчивых мыслей по поводу пандемии коронавируса. Представим себе суд, в котором участвуют трое. «Родитель» и «ребенок» это ответчик и обвинитель, а «взрослый» — беспристрастный судья, который исходя из объективных данных, хочет понять суть конфликта и достичь взаимопонимания между сторонами. Для этого «взрослый» проводит поочередный опрос каждого из участников конфликта и начинает с «ребенка»:

«Взрослый»: Ребенок, по факту, ты испытываешь страх из-за вируса. Тебе страшно, что ты можешь заболеть и умереть и ты сейчас просто хочешь избавиться от этого болезненного чувства страха.

«Ребенок»: Всё так, ваша честь!

«Взрослый»: Родитель, по факту, ты раздражаешься на ребенка за то, что он не может уснуть, потому что ты беспокоишься за его завтрашнее состояние и злишься на свое бессилие перед невозможностью успокоить ребенка.

«Родитель»: Всё верно, ваша честь.

«Взрослый»: Исходя из объективных данных, получается, основная проблема — это детский страх перед вирусом, который провоцирует бессонницу. Бессонница вызывает раздражение у родителя, что является второстепенной проблемой, но именно из-за родительского раздражения ребенок так же не может успокоиться и уснуть. В итоге получается замкнутый круг.

(«Родитель и ребенок» вместе соглашаются)      

«Взрослый»: Тогда вопрос. Может ли мой «внутренний родитель» попробовать вместо раздражения, проявить заботу и понимание к своему «внутреннему ребенку», чтобы его успокоить?

«Родитель»: Я попробую. (Обращается к ребенку) Мой замечательный «внутренний ребенок», я понимаю, что ты напуган этим ужасным вирусом и не можешь уснуть. Прости меня за мое раздражение к тебе, я всего лишь хочу, чтобы у тебя все было хорошо и злюсь на свое бессилие. Я тебя люблю, потому что ты все равно у меня один единственный и я боюсь тебя потерять. Я рядом, я с тобой, и когда мы дружим, никакой короновирус нам не страшен! Успокаивайся, мой хороший, нам пора засыпать.

(«Ребенок» успокаивается и засыпает).

            Вот примерно через такой «внутренний суд» можно самостоятельно попытаться разрешить свой внутренний конфликт между «родителем» и «ребенком» с помощью «взрослого». Тем не менее, ситуации бывают разные. И, к сожалению, не всегда «внутренний взрослый» находит правильные вопросы или утверждения, чтобы разрешить внутренний конфликт. Смекалка у всех разная, а иногда ситуация настолько ужасна, что эмоциональные части переходят в настоящую внутреннюю войну, и «взрослому» из-за этой «канонады чувств» невозможно взять контроль над разумом. В таком случае, имеет смысл обратиться за помощью к психологу, чтобы сторонний беспристрастный взгляд смог объективно увидеть природу конфликта «родителя» и «ребенка». Благодарю за внимание! 

внутриличностный конфликт фотоВнутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Данная разновидность конфронтаций способна одновременно ускорить процесс саморазвития, вынудив личность мобилизовать собственный потенциал, и нанести вред индивиду, затормозив процесс самопознания и загнав в тупик самоутверждение. Внутриличностный конфликт возникает в условиях, когда в человеческом разуме между собой сталкиваются равновеликие по значимости и противоположные по направленности интересы, влечения, потребности.

Понятие внутриличностного конфликта

Внутренним противоборством личности называется конфронтация, зарождающаяся внутри психики личности, которая являет собой столкновение разноречивых, нередко противоположно направленных мотивов.

Данной разновидности конфронтации свойственен ряд специфичных особенностей. Особенности внутриличностного конфликта:

  • необычная структура конфликта (внутриличностное противостояние не имеет субъектов взаимодействия, представленных отдельными личностями либо групп людей);
  • латентность, заключаемая в сложности выявления внутреннего противоречия, поскольку часто индивид не осознает, что пребывает в состоянии конфронтации, также он может прятать собственное состояние под маской эйфории или активной деятельности;
  • специфичность форм проявления и протекания, поскольку внутреннее противоборство протекает в виде сложных переживаний и сопро­вождается: страхом, депрессивными состояниями, стрессом.

Наиболее активно проблема внутриличностного конфликта разрабатывалась в западной психологической науке. Его научное обоснование неразрывно связано с основоположником психоаналитической теории З. Фрейдом.

Все подходы и концепции внутриличностного конфликта обусловлены спецификой понимания содержания и сущности личности. Поэтому, отталкиваясь от пониманий личности, сложившихся в разных психологических школах, можно выделить несколько основных подходов к рассмотрению внутреннего противоборства.

Фрейд приводил доказательства биопсихологического и биосоциального содержимого внутриличностного противостояния. По сути своей человеческая психика противоречива. Ее работа связана с неизменным напряжением и преодолением конфликта, возникающего между биологическими желаниями индивида и социокультурными устоями, между бессознательным содержимым и сознанием. Именно в противоречии и неизменном противоборстве заключается вся суть внутриличностной конфронтации, согласно концепции Фрейда.

Дальнейшее развитие описанная концепция получила в трудах его приверженцев: К. Юнга и К. Хорни.

Немецкий психолог К. Левин выдвинул собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой внутренний мир индивида попадает одновременно под воздействие полярно направленных сил. Человеку приходится выбирать из них. Обе такие силы могут быть положительными или отрицательными, также одна из них может быть отрицательной, а другая положительной. Главными условиями зарождения конфликта К. Левин считал паритетность и равную значимость таких сил для индивида.

К. Роджерса полагал, что зарождение внутреннего конфликта обусловлено несоответствием представлений о себе субъекта и его пониманием идеального «Я». Он был убежден, что такая рассогласованность может спровоцировать серьезные расстройства психической деятельности.

Большой популярностью пользуется концепция внутриличностной конфронтации, разработанная А. Маслоу. Он утверждал, что структура личностной мотивации базируется на иерархии потребностей, высшей из которых потребность в самореализации. Отсюда основная причина зарождения внутриличностных конфликтов заключается в разрыве между стремлением к самореализации и достигнутым результатом.

Среди советских психологов, привнесших существенный вклад в разработку теорий конфронтаций можно выделить концепции внутриличностного конфликта А. Лурии, В. Мерлина, Ф. Василюка и А. Леонтьева.

Лурия рассматривал внутриличностное противостояние в качестве столкновения двух противоположно направленных, но равных по силе, тенденций. В. Мерлин – в качестве следствия неудовлетворения глубоких актуальных личностных мотивов и отношений. Ф. Василюк – как противостояние двух внутренних мотивов, отображающихся в сознании личности индивида в качестве самостоятельных противопоставленных ценностей.

Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась Леонтьевым в качестве вполне нормального явления. Он считал, что внутреннее противостояние свойственно структуре личности. Всякая личность по своему устройству противоречива. Зачастую разрешение таких противоречий совершается в простейших вариациях и не ведет к появлению внутриличностного конфликта. Иногда разрешение конфликта выходит за границы простейших форм, становясь главным. Следствием этого и становится внутриличностное противостояние. Он считал, что внутренний конфликт – это результат борьбы ранжированных по иерархии мотивационных курсов личности.

А. Адлер считал базисом для зарождения внутренних конфликтов «комплекс неполноценности», который возникает в детском возрасте под давлением неблагоприятной социальной среды. Кроме того, Адлер также выделил основные методы разрешения внутреннего противостояния.

Э. Фромм, объясняя внутриличностную конфронтацию, предложил теорию «экзистенциальной дихотомии». Его концепция гласила, что причины внутренних конфликтов кроются в дихотомичной природе индивида, которая обнаруживается в проблемах бытия: проблеме ограниченности жизни человека, жизни и смерти и пр.

Э. Эриксон в собственной концепции стадий психосоциального формирования личности, выдвинув идею, что каждый возрастной этап знаменуется благоприятным преодолением кризисного события либо неблагоприятным.

При успешном выходе происходит позитивное личностное развитие, ее переход в следующий жизненный период с полезными предпосылками для его благоприятного преодоления. При неуспешном выходе из кризисной ситуации индивид переходит в новый период собственной жизни с комплексами предыдущего этапа. Эриксон считал, что пройти все этапы развития благополучно практически невозможно, поэтому у каждого индивида вырабатываются предпосылки для зарождения внутриличностного противостояния.

Причины внутриличностного конфликта

Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:

  • внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;
  • внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;
  • внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.

Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие конфронтацию, являются результатом взаимодействия индивида с группой и социумом, а не появляются ниоткуда.

Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.

Внутриличностный конфликт возникает при наличии нижеприведенных противоречий:

  • между социальной нормой и потребностью;
  • рассогласование потребностей, мотивов, интересов;
  • противоборство социальных ролей (внутриличностный конфликт пример: необходимо выполнить срочный заказ на работе и одновременно с этим ребенка следует отвести на тренировку);
  • противоречие социокультурных ценностей и устоев, например, необходимо объединить долг защиты Родины во время войны и христианскую заповедь «не убий».

Для зарождения конфликта внутри личности указанные противоречия должны обладать глубоким смыслом для индивида, в противном случае он придавать им значения не будет. Кроме этого, разные аспекты противоречий по интенсивности собственного воздействия на индивида должны быть равными. Иначе, индивид из двух благ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникнет.

Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.

Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:

  • физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (внутриличностный конфликт пример: заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);
  • отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);
  • биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);
  • социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений.

На уровне организации причины, провоцирующие проявление внутриличностного конфликта, можно представить следующими видами противоречий:

  • между чрезмерной ответственностью и ограниченными правами для ее осуществления (человека перевели на руководящую должность, расширили функции, но права остались старыми);
  • между плохими условиями труда и жесткими требованиями к выполнению работы;
  • между двумя несовместимыми задачами или заданиями;
  • между жестко установленными рамками задания и расплывчато прописанным механизмом его реализации;
  • между требованиями профессии, традициями, нормами, установленными в компании и индивидуальными потребностями или ценностями;
  • между стремлением к творческой самореализации, самоутверждению, карьере и потенциальными возможностями осуществления этого в пределах организации;
  • противоборство, вызванное противоречивостью социальных ролей;
  • между устремленностью на прибыль и нравственными ценностями.

Внешние факторы, обусловленные личностным статусом в социуме, связаны с расхождениями, которые зарождаются на уровне общественной макросистемы и заключаются в характере социального строя, устройства общества, политико-экономической жизни.

Типы внутриличностных конфликтов

Классификацию внутреннего противоборства по типам предложил К. Левин. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый).

Эквивалентный тип – конфронтация зарождается, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимые для него функции. Здесь обычной моделью разрешения противоречия будет компромисс, то есть частичное замещение.

Витальный тип конфликта наблюдается тогда, когда субъекту приходится принимать одинаково непривлекательные для него решения.

Амбивалентный тип – столкновение появляется, когда аналогичные действия и результат в равной степени прельщают и отталкивают.

Фрустрирующий тип. Особенности внутриличностного конфликта фрустрирующего типа заключаются в неодобрении социумом, расхождении с принятыми нормами и устоями, нужного результата и соответственно действий, необходимых для достижения вожделенного.

Кроме вышеприведенной систематизации существует классификация, базисом которой является ценностно-мотивационная сфера личности.

Мотивационный конфликт наступает, когда в противоречие вступают две одинаково положительные тенденции, бессознательные стремления. Примером данного вида конфронтации служит «буриданов осел».

Нравственное противоречие или нормативный конфликт зарождается при расхождениях между стремлениями и долгом, личными привязанностями и моральными установками.

Столкновение желаний индивида с действительностью, блокирующей их удовлетворение, провоцирует возникновение конфликта нереализованных желаний. Например, он появляется, когда субъект вследствие физического несовершенства не может осуществить свое стремление.

Ролевой внутриличностный конфликт является треволнениями, вызванными невозможностью одновременно «играть» несколько ролей. Также он наступает вследствие расхождений в понимании требований, предъявляемых личностью к реализации одной роли.

Адаптационный конфликт характеризуется наличием двух смыслов: в широком понимании он представляет собой противоречие, обусловленное нарушением баланса между личностью и окружающей действительностью, в узком – столкновение, обусловленное нарушением социального или профессионального адаптационного процесса.

Конфликт неадекватной самооценки зарождается вследствие расхождения между личностными притязаниями и оценкой собственного потенциала.

Разрешение внутриличностного конфликта

Согласно убеждениям А. Адлера, вырабатывание характера индивида происходит до пятилетнего возраста. На этом этапе кроха ощущает воздействие множества неблагоприятных факторов, порождающих возникновение комплекса неполноценности. В дальнейшей жизни этот комплекс обнаруживает существенное влияние на личность и внутриличностный конфликт.

Адлер описал не только механизмы, объясняющие зарождение и проявление внутриличностного конфликта, но и раскрыл способы преодоления таких внутренних противоречий (компенсация комплекса неполноценности). Он выделил два таких способа. Первый – заключается в вырабатывании социального чувства и интереса. Поскольку в конечном итоге развитое социальное чувство проявляется в профессиональной сфере, адекватных межличностных взаимоотношениях. Также у индивида может выработаться и «неразвитое» социальное чувство, имеющее разнообразные негативные формы внутриличностного конфликта: алкоголизм, преступность, наркомания. Второй – состоит в стимуляции собственного потенциала, достижении превосходства над окружением. Он может иметь следующие формы проявления: адекватная компенсация (совпадение содержания социальных интересов с превосходством), сверхкомпенсация (гипертрофированное развитие одной какой-то способности) и мнимая компенсация (болезнь, сложившиеся обстоятельства либо иные факторы, не зависящие от индивида, компенсируют комплекс неполноценности).

М. Дойча, основатель мотивационного подхода к межличностному конфликту, выделил пути преодоления внутриличностной конфронтации, отталкиваясь от специфики их «сфер реальности», к которым он относил:

  • объективную ситуацию конфронтации, которая является фундаментом противоречия;
  • конфликтное поведение, являющее собой способ взаимодействия субъектов конфликтного противостояния, возникающего при осознании конфликтной ситуации.

Способы преодоления внутренней конфронтации бывают открытыми и латентными.

Открытые пути предполагают:

  • принятие индивидом решения;
  • прекращение сомнений;
  • фиксация на решении возникшей проблемы.

Латентные формы внутриличностного конфликта включают:

  • симуляцию, мучение, истерию;
  • сублимацию (переход психической энергии в иные области функционирования);
  • компенсацию (восполнение утраченного посредством обретения иных целей и соответственно результатов);
  • уход от реальности (фантазирование, предание мечтам);
  • номадизм (смена профессиональной сферы, места жительства);
  • рационализацию (самооправдание при помощи логических умозаключений, целенаправленного отбора аргументов);
  • неврастению;
  • идеализацию (отрыв от реальности, абстрагирование);
  • регрессию (подавление желаний, обращение к примитивным поведенческим формам, избегание ответственности);
  • эйфорию (напускное веселье, радостное состояние);
  • дифференциацию (мысленное отделение размышлений от автора);
  • проекцию (желание освободиться от отрицательных качеств при помощи приписывания их другому).

Анализировать личность и внутриличностный конфликт, понимать психологические проблемы зарождения и преодоления конфликтов необходимо для дальнейшего успешного освоения коммуникативных навыков, грамотного разрешения ситуаций противостояния в межличностном взаимодействии и групповом общении.

Последствия внутриличностных конфликтов

Считается, что внутриличностный конфликт является неотделимым элементом формирования психики индивида. Поэтому последствия внутренних конфронтаций могут нести положительный аспект (то есть быть продуктивными) для личности равно как и отрицательный (то есть разрушать личностные структуры).

Положительным считается противостояние, которое имеет максимальное развитие противоборствующих структур и характеризуется минимальными личностными издержками на его разрешение. Одним из инструментов гармонизации личностного развития является конструктивно преодолеваемая внутриличностная конфронтация. Субъект способен распознать свою личностью лишь при помощи разрешения внутреннего противостояния и внутриличностных конфликтов.

Внутриличностное противоборство может помогать выработке адекватной самооценки, которая, в свой черед, способствует личностной самореализации и самопознанию.

Деструктивными или негативными считаются внутренние конфликты, которые обостряют расщепление личности, переходят в кризисы либо способствуют формированию реакций невротического характера.

Острые внутренние конфронтации зачастую ведут к разрушению имеющегося межличностного взаимодействия на работе или отношений в семейном кругу. Как правило, они становятся причинами повышения агрессивности, беспокойности, тревоги, раздражительности при коммуникативном взаимодействии общении. Длительное внутриличностное противостояние в себе скрывает угрозу эффективности деятельности.

Кроме того, внутриличностные конфронтации характеризуются тенденцией перерастания в невротические конфликты. Свойственные конфликтам треволнения могут трансформироваться в источник заболевания, если станут занимать в системе личностных взаимоотношений центральное место.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Добавить комментарий