Содержание:
- Виды интервью
- Где искать героя для интервью
- Бороздите просторы интернета
- Походите по книжным магазинам
- Спросите совета друзей и изучите личные странички
- Воспринимайте мир как один большой инфоповод
- Как готовиться к интервью
- Где искать информацию по теме интервью
- Как работать с информацией
- Какими бывают вопросы для интервью
- Открытые вопросы
- Закрытые вопросы
- Уточняющие вопросы
- Глупые вопросы
- Дополнительная подготовка к интервью — психологическая и интеллектуальная
- Схемы проведения интервью
- Классическая схема
- «Воронка»
- Хронологическая, логическая и импровизационная схемы проведения интервью
- Как одеваться на интервью
- Ваши действия во время интервью
- Как редактировать расшифровку интервью
- Что делать с неудачным интервью
- Согласование интервью
- Критерии оценки интервью
- P. S. Взгляд редактора на интервью, или Что делать, чтобы ваш текст опубликовали
В интервью участники не равны, главный в интервью — герой. Интервьюер лишь помогает герою раскрыться или раскрыть тему. Как именно — каждый журналист в конкретной ситуации решает сам. Некоторые используют элементы беседы, когда интервьюер на равных с собеседником высказывает свою точку зрения, некоторые — элементы допроса, одни предпочитают тонко выстраивать разговор, чтобы человек доверился им и пошел на контакт, другие любят провокацию. Эффективность конкретного приема зависит от типа медиа, предмета интервью, особенностей личности героя и интуиции журналиста.
Теперь немного теории, но совсем немного.
Виды интервью
— портретные, когда главная цель — показать характер и личные качества интервьюируемого, его отношение к чему-либо, чаще всего такие интервью делают со знаменитыми людьми;
— аналитические, когда интервьюер и интервьюируемый под разными углами рассматривают некую тему, например, влияние паразитов на нервную систему человека;
— проблемные — эти строятся вокруг резонансного общественного события, яркий пример — дебаты политиков перед выборами в прямом эфире;
— информативные — когда важно получить лишь факты и цифры, допустим, количество пострадавших, стратегию работы спасательной службы и т. д.
Разумеется, все эти виды интервью могут пересекаться. Никто не вынуждает журналиста работать в жестких рамках. Тем более что интервью — это в первую очередь набор приемов, которые тем эффективнее, чем подкованнее журналист.
Где искать героя для интервью
Представим, что вы никогда не брали интервью, но хотите. Обратите внимание на то, в чем вы разбираетесь или хотя бы что вам интересно: может быть, это компьютерные игры и настолки, может, современное искусство, может, наука вообще. Это вполне годится для отправной точки.
Держите это в голове. Остается найти героя и точнее сформулировать тему. Квалифицированный собеседник, который умеет связно говорить и хочет пообщаться с журналистом, — уже половина успеха интервью.
Бороздите просторы интернета
Дальше важно сузить зону поиска. На этом этапе полезно полистать тематические паблики и телеграм-каналы: вполне вероятно, что вы отыщете нечто ценное. Возможно, вы увидите человека, который работает над потенциально полезным проектом, возможно, вы обнаружите какую-то тенденцию, которую потом можно будет обсудить с экспертом, возможно, вы столкнетесь с какой-то проблемой.
Если вы что-то нащупали, но понимаете, что с одним человеком разговор получится куцым или не будет отражать тему во всей полноте, можно сделать материал из монологов — по сути, это несколько интервью на одну тему.
То есть вы находите людей, которых что-то объединяет: редкая профессия, общая тема исследований, социальное положение, физиологические особенности, схожее прошлое, необычный опыт и т. д. — задаете им примерно одни и те же вопросы, потом убираете свои вопросы из текста, редактируете и делаете так, будто каждый герой написал письмо-откровение от первого лица.
Но вернемся к классическому интервью. Допустим, вы хотите делать интервью с учеными. В первую очередь зайдите на научно-популярные афиши. Они так и называются: «Москва: научно-популярная афиша», «Санкт-Петербург: научно-популярная афиша». Там можно найти и тему, и героя. Если нужны герои помоложе, то во многих вузах есть паблики, в которых студенты рассказывают друг о друге, например, «Физтех.Читалка».
Полезным будет также подписаться на паблики с профессиональными мемами и статьями, написанными легким научным языком: The Batrachospermum Magazine, Биология, ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека, Родина слонов. Еще можно воспользоваться списком от SciTopus, там перечислена львиная доля научных пабликов и телеграм-каналов.
Что делать в узкоспециальных пабликах? Если это афиша, то вы сразу можете обнаружить там и героя, и тему. Но в 90% случаев тема будет звучать скучно для неспециалистов. Зато герой может оказаться подходящим.
Тогда вы вбиваете его имя и читаете его научные работы, смотрите его лекции на ютубе. Только не спешите погружаться глубоко — пробегитесь глазами и решите для себя, подходит ли этот человек для вашего медиа (допустим, есть «Нож», N+1, «Кот Шредингера», «Популярная механика» — все они пишут про науку, но каждый по-своему).
Потом отметьте, о чем примерно вы будете говорить с вашим героем. Не стоит готовить вопросы, пока вы с героем не договорились о беседе. Может случиться, что он вам по тем или иным причинам не ответит, а вы потратите время и силы.
Иногда случается наоборот: тема интересная, а герой не подходит или его вообще нет — допустим, вы просто узнали, что бактерии, которые обитают в вашем кишечнике, могут заставить вас съесть чизбургер. Тогда вы понимаете, что вам нужно разговаривать с микробиологом.
В этом случае пробейте «микробиолог» и «микробиология» в elibrary.ru и academia.edu — там вылезут сотни статей, их придется открыть и просмотреть, спустя несколько минут или часов вы найдете нужное имя. Проделайте то же самое на ютубе. По моему опыту, этого вполне достаточно.
Когда вы найдете героя, с ним останется только связаться. Если человека нет в соцсетях, его почта точно указана на сайте вуза, где он работает. Если ее нет, напишите в пресс-службу вуза и запросите почту этого человека.
Не бойтесь, что потенциальный герой интервью вам откажет. За три года работы мне отказали только один раз, и то потому, что тема была узкая и человек, который писал по ней работу, больше ей не занимался.
Если вам всё же отказали, тоже не переживайте. Ничего страшного не произошло. Найдете другого героя.
Походите по книжным магазинам
Другой довольно действенный способ найти героя или тему — это прийти в любой серьезный книжный магазин (лучше в книжный при университете или институте) и смотреть интересующие вас разделы: философию, политологию, антропологию, литературоведение, уголок с комиксами — что вам ближе.
Книжные при вузах и научных учреждениях исследуйте особенно тщательно (например, в здании Института востоковедения РАН работает отличный магазин малотиражной литературы «Русская деревня», при РГГУ — «У Кентавра»). Часто там лежат книги, выпущенные тиражом в 500 и меньше экземпляров, написанные академическими исследователями и преподавателями на узкие темы, порой они даже написаны человеческим языком. Бывают там и альманахи, то есть, прочитав их, вы узнаете о каком-то вопросе с точки зрения разных ученых — это сэкономит время при подготовке. И еще один огромный плюс — книги, продающиеся при вузах, практически никто не читает. Значит, у вас будет эксклюзивная тема для широкой аудитории.
Спросите совета друзей и изучите личные странички
Попросите своих друзей, коллег, героев, если вы уже с кем-то работали, посоветовать вам интересного человека. Иногда вы сразу выйдете на потенциального эксперта, иногда это может вдохновить вас поработать над какой-либо темой.
Не лишним будет просмотреть страницы в соцсетях специалистов по узким темам. Так вы узнаете, чем они и их сообщество сейчас интересуются: увидите книги, которые они советуют, статьи, которые они репостят.
Воспринимайте мир как один большой инфоповод
Приучайте себя смотреть на события и явления в мире как на инфоповод, вне зависимости от того, как их воспринимает общество. Можно огульно осуждать тиктокеров, а можно обсудить вопрос популярности этих самых блогеров с экспертом, который изучает интернет-сообщества и поведение людей в сети. Можно ужаснуться, что есть такое явление, как треш-стримы, а можно поговорить на эту тему с психологом.
Иногда темы вовсе лежат на поверхности: это те случаи, когда что-то давно принимается обществом как норма. Например, все говорят, что мечтать — это здорово, или что на любимой работе не будешь работать и дня.
Посмотрите на такие утверждения с разных сторон. Возможно, ученые уже провели исследования и установили, что привычка мечтать чревата фрустрацией, мечты ухудшают здоровье и не позволяют людям хвататься за возможности, которые появляются здесь и сейчас. Возможно, специалисты, которые постоянно занимаются любимой работой, спустя три года чувствуют себя поношенным сапогом и потом не знают, где искать радость.
Банальности, жизненные установки, нормы, правила — это жесткие конструкции, с которыми проще всего работать: о них все знают, и они часто не так однозначны, как кажутся. Пользуйтесь этим.
Еще вам поможет то, с чего мы начали статью: если вы умеете слушать других и интересуетесь их жизнью, то правильные вопросы тоже могут привести вас к теме или герою. Я не узнала бы про инкорпорацию в лингвистике, если бы не поговорила со своей подругой-лингвистом о ее коллегах.
Все эти правила применимы к любой сфере жизни.
Покрутитесь в интернет-обществе или офлайн-компании той группы людей, которая вам сейчас интересна (среди рэперов, художников, айтишников и т. д.). Послушайте, о чем они говорят, выясните, что кажется им важным, что они принимают за непреложную истину и что их возмущает.
Полистайте в книжных тематические журналы, почитайте в медиа, что обсуждают люди в мире, и подумайте, как на это можно посмотреть под другим углом.
После взвесьте, насколько герой и тема интересны общественности, насколько ваше интервью будет актуальным и полезным для вашего читателя. Чтобы это выяснить, задайте себе два вопроса: «зачем брать интервью у этого человека?» и «что нового он может рассказать?». Если ответы на эти вопросы не разъясняют мотивы интервью, то материал вряд ли принесет результат, на который вы рассчитывали.
Как готовиться к интервью
Вы договорились с героем о беседе (продолжим рассматривать потенциальное интервью с ученым). Но пока тему вы определили очень примерно. На этом этапе ваша задача — узнать как можно больше об этом человеке и о его работе, чтобы вопросы выкристаллизовались сами собой.
Но информации бывает слишком много. Откройте, к примеру, научные статьи Татьяны Черниговской — чтобы прочитать их все, а потом прочитать и послушать интервью с ней, уйдут месяцы. Поэтому границы обозначить всё же следует.
Обычно я руководствуюсь четырьмя принципами:
- беру главные темы, с которыми непосредственно работал мой герой;
- выбираю из них и смежных тематик то, что интересно мне;
- прикидываю, что может вызвать отклик у редакции и читателей конкретного журнала, для которого я беру интервью;
- думаю о том, что может быть интересно и полезно широкой аудитории.
Где искать информацию по теме интервью
Первое, куда стоит заглянуть, — на сайт вуза, в котором работает ваш герой. Например, на сайте МГУ им. Ломоносова есть раздел «Истина», там приводятся все тексты каждого автора в хронологическом порядке, большинство из них со ссылками. Похожие разделы есть в большинстве вузов. Если по каким-то причинам вы такой раздел не нашли, зайдите на всё те же academia.edu или elibrary.ru, вбейте имя ученого — и появятся его статьи. На первом ресурсе все материалы бесплатные, на втором бывают платные — обычно около 200 рублей, хотя есть и дороже.
Затем открывайте ютуб.
Ученые, как и все остальные люди, редко находятся в информационном вакууме, часто они уже давали интервью, участвовали в передачах, выступали с лекциями — и всё это есть на ютубе. Так как лекции обычно длятся больше часа, можно поставить скорость 1.75 и выписывать лишь то, что относится к вашей всё еще примерной теме.
Текстовые интервью — тоже полезная вещь. Ученые такие интервью дают редко, но, если вы готовитесь к интервью с артистом или спортсменом, шансы возрастают.
Следующий ресурс — соцсети героя. Как я уже сказала, там они часто публикуют информацию, интересующую их в рамках их научных интересов, научные шутки, которые при должном мастерстве можно ввернуть в вопрос или хотя бы упомянуть, чтобы показать, что вы в теме. И еще там бывают дебаты в комментариях — часто это золотая жила.
Как работать с информацией
Вы более-менее определились с направлением интервью, пооткрывали статей и роликов. Что дальше? Обычно я просто копирую целые абзацы, которые меня заинтересовали — и собираю многостраничную простыню. Иногда уже во время копирования появляется тот или иной вопрос, я его записываю под этим абзацем, чтобы не забыть.
Потом всё это перечитываю и создаю вопросы для героя. Вопрос складывается из той информации, с которой вы непосредственно работали, ваших знаний из других областей и наблюдательности. Финальный вид вопросу придает ваше отношение к жизни и себе: если вы скорее смешливый человек, то вопросы будут так или иначе содержать юмор, если серьезный, то нет.
Лично я предпочитаю формулировать вопросы нестандартно и смешно. В этом есть свой умысел: во-первых, ученые, раз уж мы начали говорить о них, люди умные, большинство умных людей обладают хорошим чувством юмора, а юмор чаще всего сближает людей.
Во-вторых, героям интервью раз за разом задают одни и те же вопросы, и они в целях экономии энергии дают одни и те же ответы. Если мы хотим сделать интервью особенным, отличным от других, эту цепочку надо разорвать. Проще всего ее разорвать с помощью безумного образа или безумного сравнения. В этом случае человек останавливается, отвечает в похожем стиле (не всегда, но часто) и добавляет то, над чем он сам недавно думал в этом контексте — так нарушается привычный ход вещей и высвобождается воображение. Но в конце свои вопросы я проверяю внутренним сканером — я не хочу превратить интервью в одну сплошную хохму, некоторые вопросы должны оставаться простыми и серьезными.
В-третьих, для меня важно, чтобы читателям было хорошо внутри интервью: они должны понимать тему разговора, получать новую информацию, они не должны чувствовать себя дураками на фоне умного эксперта и прошаренного интервьюера.
Здорово, если они смогут еще и чуть-чуть развлечься.
Но не все герои расположены к безумным вопросам, даже если в основе внешне абсурдного тезиса лежит логика. Однако, расположен человек или нет, можно установить лишь непосредственно на интервью, познакомившись с человеком. Иногда во время разговора я снимала всю эту мишуру с вопроса, оставляя только суть.
Когда вы выстраиваете вопросы, часто хочется начать с максимально яркого, чтобы сразу привлечь внимание всех вообще, но это не всегда уместно. Иногда с героем надо проговорить базовые вещи, чтобы потом читатели лучше понимали ход разговора. Например, если мы говорим с физиком про измерения и пространство, то лучше сразу узнать у него, что такое измерения и пространство — даже если эти термины интуитивно понятны, даже если вы прекрасно разбираетесь в научных дефинициях. Если вы делаете интервью не для научного журнала, а научно-популярного, многие его читатели тонкостей предмета не знают и знать не обязаны.
Но немного отойдем от научного интервью. Если вам предстоит интервью с известной персоной, то перечитайте все интервью с ней, какие найдете. Очень скоро вы обнаружите, что человеку задают одни и те же вопросы, и сам он отвечает похожим образом. Радуйтесь.
Плохие интервью — ваши друзья. Возьмите все эти одинаковые вопросы и покрутите их, подумайте, как даже этот вопрос вы могли бы подать иначе: так, чтобы человек задумался и ответил по-другому.
Допустим, вы заметили, что человек раз за разом с раздражением говорит про роскошную иллюминацию в городе — мол, все эти деньги можно было бы отдать в благотворительный фонд. Если вы начнете вопрос со вздоха: «Ох, как же много тратят на эту иллюминацию, вам не кажется?» — вы получите закономерный ответ. Тогда вы крутите вопрос дальше и понимаете, что если в городе не будет огоньков, то у жителей, скорее всего, не будет праздничного настроения.
Если вы спросите: «Вы хотите, чтобы у людей не было праздника, только у подопечных фонда был?», то человек, вероятнее всего, ответит коротко и агрессивно. Вместо этого можно создать гипотетическую ситуацию: «Если бы вы отвечали за украшение города к праздникам, как бы вы распределили бюджет с условием, что вы сможете пустить на благотворительность деньги, которые останутся?» После этого вы можете задать уточняющий вопрос о том, как создать праздник для всех жителей города, не обделяя их радостью.
Крутите банальные вопросы и банальные ответы.
И помните, что вы уже знаете позицию человека, так что в ваших руках вся сила. Вы можете просчитать разговор на несколько ходов и, как следствие, будете довольно хорошо его контролировать, вести в нужном вам направлении.
Но еще помните: вы знаете о человеке много, но не всё, поэтому не старайтесь навязать ему свою точку зрения, убедить его, что он такой, каким вы его себе представили. Даже если собеседник лицемерит, покажите это через вопросы — читатели и зрители сами поймут, кто перед ними.
Во время подготовки можно ограничиться общими знаниями и данными из работ вашего героя, можно добавить вопросы, которых герой непосредственно не касался. Изучите российских и зарубежных ученых, которые тоже занимаются этой темой. Чтобы это сделать, проще всего открыть научную статью героя и долистать до списка литературы. Там будут актуальные зарубежные авторы и названия работ. Читаем этих авторов, потом у них тоже смотрим список литературы. Затем ищем ученых, которые с первыми авторами спорили. Это нужно сделать, чтобы избежать однобокости и сделать беседу острее.
Также не лишним будет вооружиться статистикой. Просмотрите социологические опросы, данные по динамике чего-либо — это поможет вам сделать вопрос более интересным и актуальным.
Какими бывают вопросы для интервью
Вопросы делятся на две большие группы: закрытые и открытые. Никакие не хуже, просто они нужны в разных ситуациях, для достижения разных целей.
Открытые вопросы — это те, на которые человек может дать развернутый ответ, они начинаются с «почему», «как», «зачем», «что» и т. д. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые человек ответит односложно: «да» или «нет».
Открытые вопросы
Сила открытых вопросов в том, что человек сразу предоставит вам много информации. «Как вы попали на ту темную улицу?» — спросите вы, и человек, скорее всего, подробно расскажет вам про цель своего путешествия и препятствия. Хотя, конечно, он может ответить: «Да просто шел и попал». К этому тоже надо быть готовым.
Открытые вопросы заставляют человека вступить в диалог, дают возможность высказаться и поразмышлять. Высшая каста открытых вопросов — «зачем» и «почему». Они спасают журналиста в самых сложных ситуациях: когда он плохо подготовился или когда на другие вопросы нет времени.
Отвечая на вопрос, начинающийся с «зачем» или «почему», человек в большинстве случаев расскажет целую историю с красочными деталями и выскажет свое отношение к ней.
В большинстве случаев, но не всегда. Если герой неразговорчивый или говорит сбивчиво, вам всё равно придется шлифовать его ответ другими вопросами, однако вы получите достаточно зацепок для того, чтобы продолжить интервью.
Недостаток открытых вопросов в том, что респондент порой увлекается. И если интервьюер неопытен, для него это будет серьезной проблемой: перебить человека страшно, некрасиво даже. Поэтому он будет сидеть и слушать, пока собеседник не иссякнет, и рискует просто не успеть задать нужные ему вопросы. Не бойтесь перебивать. Только если перед вами преподаватель, перебивайте его максимально аккуратно и вежливо. Часто они воспринимают это очень болезненно.
Закрытые вопросы
Преимущество закрытых вопросов в том, что они экономят время. Это удобно, если вы встретились с героем спонтанно или вам надо быстро взять комментарий. В итоге собеседник не тратит силы на то, чтобы подбирать слова и выстраивать сложные логические цепочки. Но при других обстоятельствах большое количество следующих друг за другом закрытых вопросов не уместны — собеседнику останется лишь подтверждать или опровергать ваши слова.
Это главный недостаток закрытых вопросов — они не помогают развивать диалог. Если вы только начинаете брать интервью и не уверены в своих силах, после закрытого ответа может повиснуть тишина, вы начнете волноваться и совсем перестанете понимать, что спрашивать дальше.
Если вам требуется немного времени, чтобы понять, как направить беседу, задайте ненужный вам открытый вопрос — то есть вопрос, ответ на который вам совершенно не интересен. Этот кусок текста вы удалите — вы об этом знаете уже сейчас. Но пока человек будет что-то рассказывать, вы соберетесь и придумаете удачный вопрос.
Набравшись опыта и смелости, вы поймете, что в молчании нет ничего плохого. Иногда журналисты искусственно добиваются этого эффекта: задают простой закрытый вопрос, получают короткий ответ, а потом выжидают. Если человек к такому не готов, он не выдержит паузы и заполнит ее словами, развивая мысль.
Уточняющие вопросы
Отвечая на вопрос, большинство героев излагают непоследовательно и сбивчиво. К тому же в мире вашего респондента какие-то вещи абсолютно очевидны, и ему не придет в голову их пояснять. Вы же как интервьюер находитесь на страже интересов своего читателя, зрителя или слушателя. Читателю, зрителю или слушателю должно быть понятно всё: он должен прослеживать логику и на ходу знакомиться с терминами. Чувствуете, что чего-то не хватает — спрашивайте. Иногда это «что-то» не настолько значимо прямо сейчас, и его можно добавить в текст или на видео позже (термин, полная должность человека, пояснительный комментарий о ситуации).
Но порой собеседника нужно прямо на месте попросить привести пример: про какое конкретно явление он сейчас рассказывает, где что случилось, узнать его отношение к произошедшему. Поэтому, когда вы замечаете в ответе брешь, задавайте уточняющий вопрос: «вы сейчас говорили про червя обычного или червя необычного?», «напомните, когда это случилось?», «вас это задело?», «то есть Эдвард Каллен — вампир?!».
Важно: уточняющие вопросы чаще всего не нужно вставлять в финальную версию текста, редактор ждет не дословную расшифровку вашего диалога, а полные и связные ответы респондента.
Еще уточняющие вопросы помогают ненавязчиво направлять разговор в нужном направлении: интервьюируемый переключается на этот кусочек рассказа и слегка забывает, о чем говорил до этого. Забудет совсем, если вы начнете развивать эту тему.
Глупые вопросы
Достаточно много вопросов можно отнести к разряду глупых, если за ними нет никакой стратегии. Другими словами, глупые вопросы — это неуместные или бессмысленные вопросы, заканчивающиеся тупиком.
К тупику можно прийти очень быстро: например, спросить, какая книга повлияла на человека сильнее всего, или нагородить в заумном вопросе сложную словесную конструкцию ради того, чтобы продемонстрировать свой уровень интеллекта, а в результате запутать собеседника и самому потеряться.
Еще один явный тупик — даже знак «кирпич», под который не стоит ехать, — обращение к бытовой морали в момент произнесения вопроса. Например: «Профессор, крыса — это ведь живое существо, как можно ставить на ней опыты?» Как вы думаете, что ответит профессор?
Вы можете сколько угодно убеждать себя, что любой вопрос поможет вам раскрыть героя, но это не так. Поэтому перед интервью критическим взглядом просмотрите свои вопросы — нет ли среди них очевидных и ни к чему не ведущих, слишком общих, слишком провокационных для вашего раздражительного собеседника и таких, на которые он уже отвечал тысячу раз.
Чтобы стало еще понятнее, рассмотрим вопрос про книгу. Если человек особо не читает книг, то условный ответ «Мастер и Маргарита» не даст вам никакой информации о нем, вы лишь убедитесь, что человек помнит школьную программу и не хочет прослыть простаком. Если человек читает много, но не рефлексирует о книгах профессионально, этот вопрос его, скорее всего, взбесит: на него повлияла куча авторов, да, он не отслеживает степень влияния на себя.
Иллюзия — полагать, что вы лучше поймете человека, узнав, к примеру, какая книга на него якобы повлияла. Это не тонкий психологизм, это вопрос, который задают, когда не подготовились.
Тонкий психологизм — это интервью Франсуа Шале (советую посмотреть отрывок интервью с Аленом Делоном). Он умело задавал, кажется, совершенно простые вопросы, такие, чтобы человек начал говорить, но в какой-то момент легко переходил к более серьезным, выцепляя что-то из простого ответа. И герой раскрывался.
Почему герой раскрывается? Франсуа Шале настолько хорошо изучал своих героев, что понимал буквально все их поступки, знал, как они к чему относятся. И свои «простые» вопросы он раскладывал, как в сказке хлебные крошки, которые должны вывести детей из леса. Он прекрасно знал, какой момент главный и к чему всё идет. Простой вопрос был всего лишь маленьким трамплином, а не самоцелью. В случае с книгой вопрос в 99% случаев является самоцелью.
Но, конечно, надо сказать, что журналистика времен Франсуа Шале — это другое измерение. И даже если вы повторите его вопросы, вряд ли получится так же хорошо. Но перенять стратегию можно.
Интервью, составленное только из глупых вопросов, будет иметь закономерный финал — оно провалится: ваш собеседник разозлится и закроется, уйдет или, что хуже, возьмет инициативу в свои руки и начнет читать лекцию, как это сделал Дмитрий Быков, дав интервью на канале «Книжный чел».
Дополнительная подготовка к интервью — психологическая и интеллектуальная
Если вам предстоит сложное интервью и вы переживаете, что не справитесь — отрепетируйте его. Разыграйте воображаемый диалог с вашим собеседником, представьте самые сложные моменты, смоделируйте возможные ответы и реакции человека, придумайте подходящие реплики.
Есть такой термин «эффект лестницы» — он объясняет ситуацию, когда после собеседования или неприятного разговора вы спускаетесь по лестнице и придумываете хлесткие ответы, хотя знаете, что момент уже упущен. Тренировка позволит смоделировать «обратный эффект лестницы» — заранее продумав важные места, вы почувствуете себя увереннее.
Схемы проведения интервью
Непосредственно перед интервью попытайтесь развеять возникшее напряжение, если оно появилось и если на это есть время. Вы можете напомнить тему разговора, сколько времени это займет, не лишним будет поинтересоваться, как герой добрался, как он себя чувствует и подобные мелочи.
А когда вы уже готовы задавать вопросы, оцените ваши цели, ситуацию и героя. Например, у вас может быть мало времени, и тогда вы сразу задаете важные для вас вопросы. Или времени может быть достаточно, но перед вами очень закрытый человек с сильно развитым чувством собственного достоинства, который, как вам кажется, в любой момент может встать и уйти, тогда вы начинаете разговор осторожно.
Сейчас я перечислю основные схемы, от которых веет книжной заумью. Их не нужно заучивать, во время подготовки вы, скорее всего, и без схем поймете, в каком порядке задавать вопросы, но что-то из этого может облегчить вашу жизнь.
Классическая схема
Первые вопросы — простые и приятные. Герой расслабляется, привыкает к разговору, демонстрирует свою компетентность в чем-либо.
Когда интервьюируемый разговорился, журналист переходит к более сложным и проблемным темам. Ближе к концу, но не в финале, он задает тот самый неудобный вопрос, ради которого, возможно, и пришел.
Последний вопрос часто мягкий, чтобы сгладить эффект и вернуть расположение собеседника, с которым предстоит еще согласовывать текст.
«Воронка»
Одна из распространенных схем для построения портретного интервью. Интервьюер начинает диалог с открытых вопросов, которые настраивают собеседника на длинный разговор, позволяют ему вдумчиво и аргументированно отвечать, а закачивает блиц-опросом или закрытыми вопросами. Как следствие, интервью имеет план и динамику. Каждый вопрос приближает участников к кульминации.
Но существует также модель «перевернутой воронки», когда журналист начинает интервью с коротких закрытых вопросов, тем самым за минимальное время получая максимальное количество информации, а потом уже использует эту информацию в следующих вопросах, усложняя подготовленные.
Хронологическая, логическая и импровизационная схемы проведения интервью
Хронологическая схема используется, когда журналисту важно в деталях воссоздать событие — она чаще применяется в расследовательской журналистике и документалистике.
Логическая — журналист пытается раскрыть тему последовательно и ничего не упустить, хронология здесь может быть не очень важна.
Импровизационная структура чаще всего вступает в силу, когда журналист не подготовился или когда у него нет конкретных вопросов, потому что собеседник — выдающаяся личность и может интересно говорить часами, или потому что интервью проводится со знакомым в неформальной манере.
Импровизация так или иначе есть во всех интервью, потому что журналист никогда точно не знает, куда их с героем заведет нить разговора. Если вы быстро анализируете новую информацию, находите аналогии и оперативно формулируете новые интересные вопросы на основе только что услышанного, то это большой плюс для вас как интервьюера. Порой именно с помощью импровизации можно узнать что-то по-настоящему ценное.
Когда вы смотрите или читаете интервью, отмечайте, с какого вопроса начинает журналист: разгоняется или сразу бьет, петляет, располагая к себе или сидит, как замороженная сова. Видео в этом смысле более показательны, потому что в печатном тексте неудобный вопрос автор может поставить в начало, хотя задал его на сороковой минуте разговора.
Как одеваться на интервью
Вы можете работать в чем угодно: в тотальном фиалковом, в цепях и коже, в гавайской рубашке, в шляпе со вставленными в нее банками газировки — журналист одевается в удобную для него одежду, никто не ожидает от него костюма с галстуком, кроме сотрудников протокольной службы высших лиц государства.
Но я хочу вас предостеречь. Интервьюер — это особый журналист, ему за час-полтора нужно поговорить на разные сложные темы с незнакомым человеком. И чем быстрее вы расположите к себе героя, тем лучше. При таких условиях хорошо, если героя ничего не отвлекает от разговора.
Излишняя сексуальность журналиста может смутить собеседника, очень дорогой наряд тоже. Быть опрятным и в нейтральной одежде, на мой взгляд, — лучший вариант для интервью.
Ваши действия во время интервью
Интервью — достаточно энергозатратное дело, потому что во время разговора вам надо:
Внимательно слушайте героя, глядя ему в глаза (или сфокусируйте взгляд на его переносице, чтобы не смущать пристальным взором), при этом не забывайте время от времени этот взгляд уводить. Большинству людей не хватает благодарных слушателей, и если вы покажете себя таковым, герой раскроется сильнее, чем планировал, даже если изначально он скептически отнесся к вашему медиа, к вашим вопросам, к вашему внешнему виду, гендеру и всему остальному. При этом правда интересуйтесь человеком, вслушивайтесь в его слова, следите за его реакциями. Если вы считаете, что герой скучный и ничего не получится, но разговор начали, то интервью, скорее всего, скучным и выйдет.
Обязательно включайте диктофон, даже если интервью короткое или вы поймали звезду на бегу. Поставьте кнопку приложения диктофона на экран быстрого доступа телефона, в крайнем случае включите запись видео, направив камеру на пол: вести съемки без предварительной договоренности неэтично. Храните диктофонные записи: они — ваша (и вашей редакции) страховка от всех возможных неприятностей.
Некоторые начинающие журналисты любят заканчивать свои интервью одним и тем же запоминающимся вопросом, чтобы интервью выглядело завершенным. В этом нет ничего плохого, но интервью будет выглядеть завершенным и без такого вопроса, если вы правильно выстроили разговор. Да, стоит обращать внимание на последний вопрос и последний ответ, они одновременно должны и закрывать разговор, и не быть пустыми, но не переоценивайте их. Иногда вместо последнего вопроса вы с героем можете перекинуться короткими репликами — они очень легко и ненавязчиво завершат ваш разговор, иногда сам вопрос может прозвучать не по-генеральски, но тему закроет ответ интервьюируемого.
Как редактировать расшифровку интервью
После того, как вы расшифровали разговор, перед вами оказывается сырая куча текста. Его нужно отполировать и оживить. Под полировкой я понимаю такую редактуру, в ходе которой вы:
А потом текст надо оживить. Пожалуй, никто это лучше репортера Дмитрия Соколова-Митрича не сформулировал: «С первых же строк — в табло и не давать [читателю] опомниться ни на секунду. Как только он опомнится — тут же перестанет читать ваш текст».
Интервью должно превратиться в чистую складную речь, полет оригинальной мысли или нечто такое отвратительно притягательное, от чего будет просто не оторваться, чтобы читатель был с вами, чтобы читатель был увлечен, даже если он не согласен с героем или не симпатизирует ему. Иногда это можно сделать с помощью перестановки вопросов, иногда вопросы можно чуть переписать (не менять их смысл, но поменять отдельные слова), иногда нужно добавить больше иллюстраций, вынести отдельные истории во врезки или расширить начало рассказом о герое, процитировав самое интересное из других СМИ.
Но, повторюсь, иногда без вводных вопросов сложно, тогда прямо «в табло» не получится. В этом случае можете отыграться в заголовке и лиде (первом абзаце перед текстом, который вводит читателя в курс дела) — упомяните там обо всем самом ярком, что есть в интервью.
Вы поймете, как оживить текст, перечитав его несколько раз, не подряд, а с перерывом в пару дней, если они у вас есть. Вы увидите лишние слова, грубые стыки, неестественные выражения, увидите заумь на пустом месте. И когда вы всё это поправите, вы удивитесь.
Что делать с неудачным интервью
Если вы долго, несколько дней, не можете оживить интервью, скорее всего, оно мертвое. Такое бывает. Но есть выход. Его можно переделать в статью-профайл: рассказать о вашем герое и его работе от третьего лица и добавить прямые и косвенные цитаты.
В большинстве случаев можно вынести на первый план не героя, а тему или проблему: тогда, в случае материала-опроса нужно добавить ответы других экспертов на те же вопросы в виде монологов, в случае проблемной статьи — изучить статистику и рассказать о проблеме самостоятельно, герою интервью останется роль эксперта по теме.
В большинстве случаев текст не оживает ни при каких трансформациях только тогда, когда он банальный, неконкретный и рассказывает о том, что читателю неинтересно. Значит, вы ошиблись в выборе героя или недостаточно глубоко закопались в тему, чтобы придумать удачные вопросы.
Но перед любыми маневрами (перед тем как переписать текст или вовсе его удалить) лучше посоветоваться с редактором. Возможно, у вас еще не выработаны критерии оценки материала и вы не видите, что с текстом всё в порядке, возможно, вы перфекционист, а возможно, всё действительно так плохо — пообщайтесь с ним, прежде чем тратить силы.
Иногда текст не получается выстроить ровно-ровно, чтобы все вопросы вытекали один из другого, потому что с человеком вы поговорили на сильно разные темы. Вы делаете переходы в вопросах, но эти переходы выглядят наигранно. В таких случаях я либо делаю подзаголовок, либо пишу перед вопросом новой темы слово «КАРТИНКА» — это значит, что закончился большой блок текста и надо его хотя бы визуально отбить. После этого редактор ставит на это место большую иллюстрацию. Такие картинки эффективнее работают в видео. Посмотрите любое интервью, дождитесь заставки или рекламы и проследите, о чем интервьюер будет говорить с человеком дальше, есть ли там связь с предыдущей темой.
Согласование интервью
Я отправляю текст герою в гугл-документах с возможностью комментирования и предварительно прошу его посмотреть лишь на фактические ошибки. Удача, если человек действительно поправит только фактические ошибки. Чаще герои хотят переписать целые куски, порой даже залезают в вопросы. В итоге продуманный и летящий текст без канцеляризмов превращается в морского монстра, страдающего диабетом и плоскостопием.
Ограничение доступа герои обходят просто: они копируют текст в Word, многое переписывают, а потом возвращают. В итоге журналист вынужден сверять этот вариант с первоначальным (здесь пригодится опция «Сравнить документы» в меню «Инструменты)». Но даже если человек ограничился комментариями, их может быть очень много. Однажды мне оставили 837 комментариев на текст в 12 страниц.
Все эти комментарии и правки журналисту надо рассматривать, потому что по закону герой является соавтором интервью, и несогласованный текст может стать предметом судебного иска. Что-то можно, а иногда нужно спокойно принять, с чем-то можно поспорить — мягко и аргументированно.
Иногда надо убедить героя, что в журнале не пишут таким языком, и литературный редактор в любом случае уберет канцелярит и громоздкие конструкции, затем — что смешные ситуации и яркие примеры расположат читателя. И часто это работает.
Герои выхолащивают текст во многом потому, что боятся увидеть свой живой язык, он кажется им грубым или развязным, в то время как читатель скорее воспринимает его положительно: «хоть кто-то по человечески говорит». Особенно страшно тем людям, которые много лет писали научным или официально-деловым стилем. Так что их поведение абсолютно естественно. Вы можете позлиться про себя, но высказывать свою злость герою не надо. Согласование — это один из этапов работы над интервью.
P. S. Взгляд редактора на интервью, или что делать, чтобы ваш текст опубликовали
Привет, я Таня Коэн, главред «Ножа» и постоянный редактор Агаты Коровиной — нашего лучшего интервьюера. Объемный гид Агаты достаточно ультимативен, но для полноты картины начинающему журналисту будет полезно узнать, что всё это далеко не конец возни с интервью: бывает, что автор в восторге от своего труда, а редактор фыркает, плюется, перекраивает материал, предлагает изложить всё то же самое, но человеческим языком, пишет сорок комментов к непонятным местам, отрезает половину беседы, заворачивает текст с неприятным вердиктом или, хуже того, просто игнорирует письмо (такое бывает с текстами и героями, которые совсем не годятся).
Что нужно учесть, чтобы ваше интервью наверняка опубликовали?
— Прежде чем брать интервью, напишите письмо в издание, где хотите опубликоваться, и предложите им героя. Вам могут не ответить, потому что популярные медиа получают сотни писем в день, но если ответят, что потенциально герой интересен, это сильно повысит шансы на дальнейшую публикацию, даже если беседа еще не состоялась или ваше письмо далеко от совершенства. Если вам не ответили, это не обязательно означает, что вам пора сжечь диплом журфака и стать лыжным инструктором: вполне возможно, что вы просто поленились изучить материалы этого медиа и потому предлагаете героя или тему, которые либо не интересны редакции, либо уже были на страницах издания. Помните, что критерии оценки материалов субъективны, и интервью, которое не захотят опубликовать в условном «Ноже», могут с руками оторвать в условных «Таких делах» или «Комсомолке», так что не сдавайтесь сразу.
— Если ваше интервью никто не заказывал, рассылайте его по редакциям не просто так, а с письмом, в котором аргументируйте, почему материал уместен именно в конкретном медиа, а также изложите в паре предложений, о чем вы говорили с героем. Это сэкономит время редактора и вызовет его симпатию. О том, сколько вам лет, где вы живете и чем увлекаетесь, можно не писать.
— Если вы делаете интервью по заказу редакции, уточните сразу основные моменты: примерный объем материала, нужны ли фото героя, кто их будет делать, требования к иллюстрациям, дедлайн, нужны ли какие-нибудь дополнительные элементы (справка о герое, врезки с его знаменитыми цитатами, ссылки на его книги, плейлисты и т. д.). Здорово улучшит интервью примерный список вопросов, который вы собираетесь задать герою: редактор обычно тоже не идиот и ориентируется в повестке, он может добавить что-то интересное и скорректировать формулировки. Чем больше редактор участвует в подготовке интервью, тем выше шансы, что оно выйдет, даже если на переделку уйдут многие часы — своего труда всегда жалко.
— Не спрашивайте героя, «с чего всё началось» и какие у него «творческие планы».
— Возьмите у героя оперативный контакт, чтобы при необходимости уточнять нужные моменты, и проговорите с ним то, что такие уточнения вероятны. Труднодоступный герой и малоопытный журналист часто создают такую комбинацию, которая сводит на нет шансы допиливания сырой первой версии текста.
— Не стесняйтесь резать то, что вышло: если даже вы сомневаетесь в том, нужен ли этот кусочек текста, это значит, что он точно не нужен. Ценность интервью не в объеме.
— Покажите интервью как можно большему количеству разумных людей, спросите, что им не нравится и что непонятно.
— Если вы брали интервью у того, кто вызывает у вас восторг, прочитайте готовое интервью еще раз, мысленно заменив героя на человека, существование которого вызывает у вас недоумение и раздражение. Остался ли текст интересным, понятным и ценным для читателя или герой несет какую-то банальную чушь, интересную только ему?
— Убедитесь, что вы высылаете редактору готовый, логически структурированный и литературно обработанный текст беседы, а не слегка поправленную расшифровку. Ничего так не печалит редактора, как расшифровка, которую нужно переписать целиком, — намного проще, кстати, отказать ее автору.
— Вы сэкономите массу времени и нервов, если будете относиться к отсылаемому тексту не как к готовому великолепному произведению искусства, а как к слегка обработанному куску мрамора, который вам с редактором совместными усилиями предстоит доделать. В редких случаях отсутствие редакторских правок означает, что перед нами эталон жанра — гораздо чаще это свидетельство того, что редактор устал, экстренно затыкает вашим материалом дыру в плане или просто не самый выдающийся профессионал.
Автор:
18 ноября 2020 09:29
Интервью — один из самых благодарных видов контента.
Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.
Источник:
На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.
Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.
И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.
Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.
Вопросы для интервью: 60 шаблонов
Источник:
Расскажите о себе, своем бизнесе.
Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
Когда Вы решили стать_____ и почему?
Что привело Вас именно к __________?
Что послужило толчком к _________?
Какими были первые шаги?
В чем плюсы и минусы работы _______?
Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
Опишите три Ваших достижения?
Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
Опишите свою рабочую обстановку?
Планируете ли Вы изменить _______?
Каковы Ваши планы в _______?
В чем секрет успеха в _____?
Как Вам удалось добиться успеха в _______?
Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
Можно ли утверждать, что ______?
По какому принципу Вы ______?
Вы сами пришли к этой позиции или ______?
Как изменились Вы после _______?
Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
Чем Вы любите заниматься в свободное время?
Как сделать, чтобы ________?
Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
Когда Вы в последний раз _________?
Что Вас интересует помимо______ и ________?
Как Вы отдыхаете от ____?
Как к Вам пришла идея организовать ________?
Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
Как часто Вы ________?
Как вы считаете, какова ________?
По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
Сколько времени Вы посвящаете ______?
Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
Что для Вас было самым сложным?
Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
Как к Вам пришел первый успех?
Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
Какую оценку Вы поставите себе как _______?
Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
Что мешает Вам жить, а что помогает?
О чем Вы мечтаете?
Источник:
Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.
Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.
Удачных интервью!
Источник:
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
От того, какие именно у тебя заготовлены вопросы для интервью, зависит то, насколько интересный контент получится на выходе.
В этой заметке я расскажу, как подойти к задаче во всеоружии. Также в конце делюсь сотней универсальных вопросов.
Содержание статьи:
- 1 Что такое интервью
- 2 Как к нему подготовиться, как подготовить вопросы
- 2.1 Творческие люди
- 2.2 Дети
- 2.3 Блогеры
- 2.4 Спортсмены
- 2.5 Чиновники
- 2.6 Руководители
- 2.7 Опросы большого количества людей
- 3 ТОП-100 интересных вопросов
- 3.1 Общие
- 3.2 О работе
- 3.3 Директору
- 3.4 Творческим людям
- 3.5 Про увлечения
- 3.6 Для блогеров
- 4 Заключение
Что такое интервью
В широком смысле интервью можно назвать методом сбора информации. Более узкое определение подразумевает беседу двух и более людей, в ходе которой изучаются и анализируются факты от первого лица. Т.е. интервьюер получает информацию непосредственно от участника определённых событий, его оценку произошедшему или тому, что может случиться в будущем.
Регистрировать информацию можно при помощи техники (аудио/видео) или на бумаге.
Как к нему подготовиться, как подготовить вопросы
Подготовка к интервью – это уже половина успешно проделанной работы. Отсутствие знаний об объекте и субъекте выявится на первых же минутах общения. Так что в первую очередь следует узнать максимум информации, которая доступна в интернете, социальных сетях или из других источников.
К разным людям подход не будет одинаковым. Но есть несколько важных правил, как подготовиться к интервью:
- Узнай, как можно больше о предмете и объекте интервью.
- Заранее составь список вопросов.
- Не делай их слишком длинными и сложными. Есть риск, что к концу вопроса вы оба потеряете его суть.
- Не задавай слишком умные вопросы, в которых сам не разбираешься.
- Подготовленный список лучше заранее выучить, чтобы разговор имел вид беседы, а не допроса. В непринуждённой обстановке человек скорее раскроется, чем, если будет чувствовать себя как на Лубянке (это больше касается индивидуальной формы проведения).
- Самое главное – слушай собеседника. Если он будет говорить в пустоту, то и повествование его будет соответствующим. Гость должен чувствовать себя интересным.
К каждой категории профессий и возрастов надо найти свой подход.
Творческие люди
Например, если будешь общаться с творческим человеком, с актёром, артистом, обязательно зайди на его страницы в социальных сетях. Всегда есть, за что зацепиться. Творческие люди очень эмоциональны и нередко высказываются об определённых событиях под своими фотографиями. За эти мысли можно зацепиться, на основе чего построить интересные вопросы для интервью. Твоему оппоненту уже будет приятно, что ты в курсе определённых событий в его жизни.
Не лишним будет узнать, где он учился, какие награды получал, какие события в его жизни стали знаковыми. Эта информация позволит не задавать вопросы, ответы на которые публика уже знает, но на основе таких данных можно построить глубинную беседу.
К вопросам-клише в данном случае можно отнести выражение «Расскажите о ваших творческих планах». Лучше использовать узко-тематический подход и спросить: «Вы сейчас выпускаете такую песню, как пришла идея? У вас недавно был концерт, сколько ещё планируете в этом году?» и т.д. Знаменитости любят, когда ими интересуются. В этом случае они готовы будут больше раскрыться и выдать более личную информацию. Расположив к себе человека, можно узнать гораздо больше интересного.
Вот так обстоит ситуация с вопросами для интервью с творческим человеком.
Дети
С первого взгляда построить разговор с детьми не так уж сложно. Но так только кажется. Часто детям сложно даётся задача раскрепоститься и расслабиться рядом с незнакомым взрослым человеком. В итоге журналист получает односложные простые ответы, на основе которых проблематично создать качественный текст.
Для детей подготовь на разогрев несколько простых общих вопросов и смешных шуток. Пример: «Ходишь ли ты в школу/сад? Есть ли лучший друг?» Если надо выяснить, что ему нравится, то предложи альтернативу, чтобы он мог из чего-то выбрать. Дети ещё сами не в курсе, чего они хотят, но они очень любят общаться в шуточной и игровой форме. А если надо выяснить, какой-то сложный вопрос «как ты относишься», то без предварительной подготовки ребёнка к вопросу, можно получить сухое «нормально».
В общем, вопросы детям для интервью требуют умного подхода.
Блогеры
Сложнее всего узнать что-то интересное о блогерах: Инстаграм-, Тик-Ток- и др. Это те люди, которые и так максимально раскрывают перед зрителем и слушателем много личного. Задача журналиста – узнать о нём то, чего не знают другие. При ответах эти люди любят лить воду, поэтому потом придётся ещё долго редактировать текст и искать в нём основную мысль.
Не бойся перебить собеседника, если он ушёл далеко от сути вопроса. Иначе рискуешь получить несколько листов ненужной и неактуальной информации. Но делать это надо тактично. Например: «Да, спасибо за пояснение, но всё-таки вернёмся к вопросу». Как правило, коммуникабельность у них на очень высоком уровне.
Найди информацию о его прошлом, когда он ещё не был известным человеком. Узнай, чем он занимался, чем он хотел заниматься, сбылись ли его прошлые надежды, как он относится к ситуации в стране. Можно придумать оригинальные гипотетические вопросы, «что бы ты сделал, если бы». Отлично сюда впишется блиц-опрос, когда у собеседника не будет много времени обдумать ответ.
Спортсмены
Как правило, эта категория людей не очень многословна.
Большая часть энергии уходит на соревнования и подготовку к ним, а беседа также требует некоторых затрат, и они её экономят. Поэтому задавать вопросы спортсмену для интервью надо также с предварительной его подготовкой.
На первых минутах обсуди с ним его прошлые победы, как он добился сегодняшнего положения. Не задавай вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» (как правило, такие вопросы нужны редко, когда заказчик хочет найти провокационную информацию на человека). И в тексте длинный вопрос и короткий ответ выглядят непрезентабельно.
Чиновники
Эти люди не захотят выкладывать на блюдечко все данные. Подготовка к такому интервью должна быть очень тщательной. Кроме информации о самом человеке, надо хорошо разобраться в предмете разговора. Если есть какие-то данные, компрометирующие объект, и ты хочешь взять комментарий именно по этому вопросу, возьми эту информацию (видео, аудио) с собой, чтобы показать ему в ходе беседы. Если видимых доказательств не будет, рискуешь получить ответ: «такого не было», «это был не я», «где доказательства» и т.д.
Руководители
Люди этой сферы деятельности довольно занятые. Поэтому получить время на индивидуальную беседу – настоящая удача. В противном случае, чтобы выяснить определённый вопрос, можно использовать телефонную беседу. Разговор лучше записывать, чтобы иметь доказательства его слов в будущем.
Не начинай разговор со слов: «Можно ли получить комментарий?», «Можно ли с вами пообщаться?» и т.д. В ответ можно получить короткое «нет», на чём и закончится ваше собеседование.
Подойди чуть издалека, например, «Жители интересуются, почему случилось так».
Опросы большого количества людей
Проводить опросы на улице актуально, чтобы выяснить отношение большого количества людей к определённой ситуации или узнать мнение по поводу введённых в городе новшеств. Здесь можно не ограничиваться сухим вопросом по теме, а копнуть глубже и прояснить: «А вы знали, что для организации этого мероприятия пришлось убить сотню мамонтов?» и т.д.
В таких поворотах беседы проявляется воспитательная функция интервью. Журналист помогает человеку задуматься над причинно-следственными связями. Опрос лучше составлять, используя оригинальные необычные идеи. Можно заранее подготовить анкету, чтобы провести своё исследование, и давать её заполнить прохожим. Этот приём часто является удачным, т.к. не все люди любят общаться с незнакомцами, а на письменные вопросы ответят с гораздо большей охотой.
ТОП-100 интересных вопросов
В беседе с интересным человеком нужно быть готовым к неожиданным поворотам сюжета. Здесь-то и пригодятся оригинальные вопросы для интервью.
Ниже – несколько блоков на разные темы.
Общие
- Назови самое значимое достижение своей жизни.
- Была у вас работа мечты в юности/детстве?
- Расскажите историю, когда вам пришлось пойти против своих принципов.
- Самый запоминающийся интересный случай в жизни.
- Был ли в вашей жизни хороший совет, который помог добиться успеха?
- Самый сложный выбор, который приходилось делать в жизни.
- Как думаете, является ли ваш образ примером для подражания?
- Считаете ли вы себя лидером?
- Какой вы видите свою жизнь через 10 лет?
- На какие действия вы бы никогда не осмелились?
- Какая известная личность является образцом для подражания для вас?
- Когда в последний раз вы плакали/смеялись? Причина.
- Какую книгу вы сейчас читаете?
- Кого из популярных исполнителей слушаете?
- Какое образование мечтали получить?
- Считаете ли вы себя специалистом в своей сфере?
- Любимый писатель.
- Самый проблемный вопрос, который пришлось решать.
- Ваш девиз по жизни.
- Бывает ли желание бросить всё, к чему сейчас пришли?
- Что для вас успех?
- Каким вы видите счастье?
- Вы счастливы?
- Перечислите свои недостатки.
- Самое главное достоинство.
- Что бы вы хотели ещё попробовать в жизни?
- Какой суперспособностью вы бы хотели обладать?
- Есть ли желание приобрести новый навык? Какой?
- Опишите самый лучший день.
- 3 книги, которые должен прочитать каждый.
- Чего вы боитесь?
- Что для вас культура?
- Нелюбимое занятие.
- 3 любимых занятия.
- Каким был ваш имиджевый видеоролик?
- По жизни вы потребитель или генератор?
- Если бы вы были участников ВОВ, что бы выбрали: сражаться или адаптироваться?
О работе
- С чего начали путь в компании?
- Какой совет можете дать новичкам в этой сфере?
- Расскажите о самой стрессовой ситуации.
- Наиболее успешный проект.
- С чем вы не ожидали столкнуться в этой работе?
- Расскажите о наиболее нелепом поручении.
- Какое обучение вы прошли для своей должности?
- Был ли у вас консультант?
- Посоветуете ли своим детям и внукам этот путь?
- На какие подводные камни наткнулись в карьере?
- Вы довольны результатом вашего труда?
- Считаете, вы выбрали правильный курс?
- Как близкие относятся к тому, что вы делаете?
Директору
- На чём строится маркетинг развития вашей компании?
- Клиент всегда прав – так ли это?
- Что для вас разумное потребление?
- Предпочитаемый стиль управления. Почему?
- Какие методы мотивации коллектива используете?
- Каким должен быть умный менеджер?
- Секрет успеха фирмы?
- Любите ли вы свою работу?
- 3 кита, на чём держится авторитет.
- Как справляетесь со стрессовыми ситуациями?
Творческим людям
- Секрет успеха.
- На какие жертвы пришлось пойти?
- 3 источника вдохновения.
- Что вы чувствуете в творческом процессе?
- Поддерживали ли вас родные на первых этапах?
- Какие взаимоотношения с коллегами по цеху?
- Есть откровенные завистники?
- Испытывали ли вы зависть?
- Когда в вас проснулся творческий человек?
Про увлечения
- 3 любимых дела.
- Идеальный отпуск.
- Какими были лучшие выходные?
- Идеальная страна для жизни.
- Есть ли у вас место силы?
- Чем увлекались в детстве?
- Топ-3 лучших мест отдыха?
- Курорт: зимний или летний?
- Любимые темы для беседы с друзьями.
- Как относитесь к тому, что обсуждают других людей?
- Вы обидчивый человек?
- Самое полезное приложение в вашем телефоне.
- Может ли книга или фильм вызвать у вас слёзы?
- Любимая юмористическая передача.
- С кем бы вы поехали в кругосветное путешествие?
- Может ли дружба быть виртуальной, а отношения на расстоянии?
- Как долго в течение дня вы сидите в соцсетях?
- Какой сериал готовы пересматривать несколько раз?
Для блогеров
- 3 вещи, которые надо взять на необитаемый остров.
- Если не блогерство, то что?
- Каждый может стать успешным?
- Кем хотели быть в детстве?
- На что потратили бы внезапное наследство?
- Блогерство – это профессия или хобби?
- Надо ли иметь для этого талант?
- Сколько пришлось потратить денег, чтобы оказаться в топе?
- Секрет популярности.
- 3 главных вещи для блогера.
- Любимая тема для обсуждения.
- Стеснялись ли вы раньше камеры?
- Чего бы вы хотели ещё добиться?
Каждый ответ может создать новый вопрос. Надо только подключить смекалку и фантазию.
Заключение
Теперь ты знаешь всё (ну или почти всё) о том, что имеет смысл спрашивать у тех или иных людей. Да, к вопросам для интервью с интересным человеком однозначно имеет смысл подойти с максимальной серьёзностью.
Готовься и полный вперёд! 😉
Комментарии (0)
23 марта 2021 г.
Подготовка к собеседованию — один из лучших способов создать эффективные ответы на вопросы работодателя. Практикуя общие вопросы интервью с другом или членом семьи, вы можете почувствовать настоящее интервью. Чем лучше вы подготовлены, тем более уверенно вы можете выглядеть как кандидат. В этой статье мы расскажем о 50 самых популярных вопросах на собеседовании и о том, почему работодатели их задают.
Подготовка к 50 лучшим вопросам интервью — важная часть демонстрации того, что вы уверенный в себе и способный кандидат. Имея представление о своих ответах, вы можете показать работодателям, что вы хорошо говорите и профессиональны. Поскольку общие вопросы на собеседовании требуют, чтобы вы рассказали о своем предыдущем профессиональном опыте и наборе навыков, вы можете начать думать о том, как связать свой опыт с работой, на которую вы претендуете.
50 самых популярных вопросов на собеседовании
Вот 50 лучших вопросов для интервью по категориям:
Личность
Работодатели, как правило, задают эти вопросы в начале собеседования. Обычно цель этих вопросов — облегчить ход интервью. Работодатели могут попросить их узнать немного больше о вашей личности и интересе к их роли. Это ваш шанс найти ответы, которые помогут вам стать более запоминающимся кандидатом. Перед собеседованием подумайте о том, что делает вас уникальным и подходящим для этой работы.
Вот некоторые распространенные вопросы, которые работодатели могут задать о вашей личности:
-
Расскажите мне немного о себе.
-
Как ваш предыдущий работодатель описал бы вас?
-
Каковы ваши самые сильные стороны?
-
Каковы ваши самые большие слабости?
-
Как вы попали в эту сферу?
-
Каковы ваши хобби или интересы?
-
Вы чем-то особенно увлечены?
-
Как для вас выглядит успех?
-
Какая твоя любимая книга?
-
Каков ваш самый большой жизненный урок на данный момент?
Профессиональный опыт и фон
Работодатели задают эти вопросы на собеседовании, чтобы узнать больше о вашей квалификации и опыте работы. Они ищут ответы, которые связывают ваш опыт с работой, на которую вы претендуете. Главное — внимательно прочитать описание вакансии, чтобы иметь четкое представление о том, какие именно качества работодатель ищет в кандидате. Подумайте, какой опыт имеет отношение к этой новой возможности трудоустройства.
Вот распространенные вопросы на собеседовании о вашем профессиональном опыте и образовании:
-
Почему вы подходите для этой должности?
-
Какие навыки помогли бы вам добиться успеха в этой роли?
-
Почему вы ищете новую работу?
-
Какой у вас опыт работы в этой отрасли?
-
Какие компьютерные программы вы знаете?
-
Что вам больше всего понравилось в вашей последней роли?
-
Что вам больше всего не понравилось в вашей последней роли?
-
Расскажите о своем самом большом достижении.
-
Расскажите о своей самой большой неудаче.
-
Почему у вас пробел в трудовой биографии?
Предпочтения и привычки в работе
Эти вопросы для собеседования помогут работодателям узнать больше о ваших предпочтениях в работе и поведении на рабочем месте. Заранее познакомившись с культурой компании, вы сможете лучше адаптировать свои ответы. Ваша цель — показать работодателю, что ваши предпочтения совпадают с тем, что он может предложить. Точно так же вы хотите показать, что у вас есть продуктивные привычки, позволяющие вам добиться успеха в этой компании.
Вот несколько вопросов о ваших предпочтениях и привычках в работе:
-
Какова ваша идеальная рабочая среда?
-
Какой стиль управления вам больше всего нравится?
-
Вы тот, кто может оставаться сосредоточенным в течение длительного периода времени?
-
Как вы успеваете уложиться в сжатые сроки?
-
Как вы сохраняете мотивацию?
-
Как вы остаетесь организованным?
-
Расскажите о своей рабочей этике.
-
Что вы ищете в компании?
-
Как выглядит работа вашей мечты?
-
Каковы ваши требования к вознаграждению за эту роль?
Межличностные навыки
Эти вопросы для интервью оценивают, есть ли у вас навыки, чтобы хорошо работать с другими. Многим работодателям нужен сотрудник, способный эффективно сотрудничать с командой. Перед собеседованием подумайте о своем прошлом групповом опыте. Уточните, какую ценность вы можете внести в команду. Многие из этих вопросов требуют, чтобы вы поделились примерами, поэтому подготовьтесь к обсуждению конкретных групповых проектов или проблем, которые вам пришлось преодолеть.
Вот несколько вопросов о ваших навыках межличностного общения:
-
Как вы считаете, вам больше нравится работать в команде или самостоятельно?
-
Расскажите мне о случае, когда вам пришлось работать с трудным коллегой.
-
Расскажите мне о случае, когда вам приходилось работать с трудным клиентом или клиентом.
-
Как вы доносите свои идеи во время встречи?
-
Вы склонны ладить с другими?
-
Как вы справляетесь с конфликтами на работе?
-
Считаете ли вы, что дружите со своими коллегами?
-
Как выглядит ваш идеальный работодатель?
-
Какие препятствия вы преодолели?
-
Почему сотрудничество важно для успеха?
Карьерная лестница
Работодатели хотят нанимать сотрудников, которые планируют остаться в компании на некоторое время. Таким образом, компании могут по-настоящему инвестировать в своих сотрудников и обеспечить низкую текучесть кадров. Во время собеседования покажите, что вы планируете расти в своей отрасли. Подчеркните, что вы амбициозный человек и что вы надеетесь продолжать двигаться вперед в своей карьере.
Вот несколько вопросов, которые могут задать работодатели о вашей карьере:
-
Чего вы надеетесь достичь в ближайшие пять лет?
-
Как долго вы планируете работать в нашей компании?
-
Есть ли у вас текущие профессиональные цели?
-
Вы в настоящее время проходите собеседование на какие-либо другие роли?
-
Готовы ли вы взять на себя больше обязанностей?
-
Вы считаете, что деньги, которые вы зарабатываете, или работа, которую вы делаете, важнее?
-
Вы видите себя работающим над продвижением по службе в будущем?
-
Вы видите себя на руководящей должности?
-
Можете ли вы объяснить смену своей карьеры?
-
Ты видишь себя когда-нибудь вернувшимся в школу?
Общение – один из ключевых навыков журналистов. Даже
если он сидит в редакции, пишет короткие новостные заметки и никогда не выезжает
на интервью. Взять короткий, но емкий и полезный комментарий, пожалуй, еще
большее искусство, чем полноценная беседа с героем.
И даже если эксперт попался
не очень разговорчивый, нужно знать, как разговорить его вопросом.
Задавай открытые вопросы
Существует
три вида вопросов: открытые, закрытые и альтернативные. Разберемся, в каждом из
них.
Открытые – это вопросы, которые подразумевают развернутый ответ
собеседника.
Закрытые – главный враг журналиста, для них есть
только два универсальных ответа: «да» и «нет». Задать закрытый вопрос все равно
что открыть окно и понять, что она замуровано.
А альтернативные предполагают несколько вариантов ответа, подойдет для статей-исследований.
Главное, развернуто формулируй варианты ответов.
Чтобы интервью получилось информативным и содержательным всегда
выбирай открытые вопросы. Во-первых, так собеседник (даже не самый
разговорчивый) развернуто делится своими мыслями, и ты получаешь фактуру для
материала. Во-вторых, из таких ответов всегда вытекают новые вопросы – так ты
раскрываешь тему или портрет своего героя.
Дай собеседнику выговориться
Еще
одна большая проблема начинающих журналистов – задавать вопросы, в которых уже есть
ответ.
Конечно, так ты показываешь герою или
эксперту свое знание темы, но тем самым буквально отнимаешь его «хлеб».
В конце концов, цель вашей беседы – узнать его ответы, а не
предлагать соглашаться на заготовленное тобой.
Никаких “Расскажите что-нибудь…”
Такие
вопросы показывают твою некомпетентность как журналиста – и тем самым ставят в
ступор героя. Интервью – это не дружеское беседа, где каждый приходит
поделиться «чем-то».
Всегда четко формулируй тему, цель и задачи своей работы. Во-первых, так ты уже собираешь фактуру материала. Во-вторых, экономишь и свое время, и время собеседника, которому не придется думать над «рассказать что-нибудь»…
Общее враг конкретного
Эта
проблема вытекает из предыдущего пункта: журналист выбирает тему, приходит на интервью
и спрашивает все обо всем. Так легко запутать даже самого опытного собеседника. Зпомни: за одно интервью невозможно узнать все.
Одно предложение – один вопрос
Не
пытайся втиснуть в одно предложение несколько вопросов. «Паровозик»
из такого списка вопросов эксперт даже не запомнит – велика вероятность, что
ответ вы получите только на последний.
Да, иногда вопросы действительно вытекают один из другого, но будь терпеливым – задавай их постепенно. Так ты получишь более содержательный материал.
Для многих начинающих журналистов интервью кажется самым простым жанром: особо думать не надо, писать тоже – придумал вопросы, сделал расшифровку и готово. И чтобы не попасться на это заблуждение, всегда следуй советам выше.