Как найти воздух в системе отопления

Воздух в системе отопления

Воздух в системе отопления – одна из главных причин отсутствия циркуляции воды, холодных батарей, специфического журчащего шума и других неприятных вещей. Тема большая и будем рассматривать ее постепенно. Эта статья является частью цикла статей о построении отопления “от А до Я”.

Где собирается воздух и как он двигается?

Друзья! Начнем с банальных вещей. Пузыри в воде как себя ведут? Они поднимаются вверх. Вот и воздух в системе отопления поднимается вверх. Если труба с водой имеет уклон, даже слабый, то воздух все равно пойдет по ней вверх, то есть в сторону уклона вверх. Если труба имеет очень слабый уклон, то воздух все равно пойдет по ней вверх, но очень медленно. Как медленно? Зависит от многих факторов. Если труба имеет гладкую внутреннюю поверхность, то пузырь пойдет по ней быстрее, чем по трубе, имеющей не гладкую внутреннюю поверхность. Воздуху легче идти по трубе с большим диаметром, чем по трубе с малым. Вообще пузырь по магистрали со слабым уклоном может идти и день и два и неделю. Зависит от многих причин и даже от атмосферного давления.

Про поверхность внутри труб

Я знаю только один сорт современных труб с негладкой внутренней поверхностью. Это трубы из обычного металла, черные или оцинкованные. Все остальные современные трубы имеют очень гладкую, почти зеркальную внутреннюю поверхность. Я уже писал, когда рассматривал водопровод, что не надо использовать старые (несовременные) железяки в новом доме. Вынужден повторить. Если не хотите проблем, никогда, ни при каких обстоятельствах, не используйте ни в отоплении, ни в водопроводе железные трубы и фитинги! Используйте либо пластик, либо медь, либо латунь. Медь лучше всех, но она и самая дорогая.

Если в системе присутствует ток жидкости (циркуляция), причем, особенно, принудительная, и эта циркуляция идет в сторону противоположную направлению движения пузыря воздуха, то эта циркуляция будет мешать естественному движению пузыря. По сложившемуся опыту пузырь воздуха против движения воды не двигается.

О ловушках воздуха в системе отопления

В системе может присутствовать горб на подающей магистрали. Пузырь легко зайдет в этот горб, но выйти ему будет крайне трудно. Порою вообще невозможно. Тут мы имеем самый трудный случай. В зависимости от крутизны горба мы этот воздух вообще можем из системы не вынуть никогда. Только если распилить трубу в самой верхней части и врезать клапан для стравливания воздуха.

Фотография

Существуют сложные приборы в системе отопления, из которых воздух не может выйти в принципе. Это, например, радиатор. Если у радиатора вход и выход с одной стороны (например, слева), а вторая сторона (правая) имеет заглушки сверху и снизу, то этот радиатор будет собирать воздух справа и сам он оттуда никогда не уйдет. И мы никакими манипуляциями этот пузырь оттуда выгнать не сможем. Другой популярный случай, когда вода входит в радиатор снизу и выходит снизу. Тогда вверху радиатора может образоваться пузырь и его тоже через низ радиатора не выгонишь.

Фотография

Радиатор – ловушка воздуха

О пробках и мелких пузырьках

Понятно, что воздух может занимать всю трубу на каком-то ее протяжении. Это воздушная пробка. Она непреодолима для естественной циркуляции и для маленьких (обычных) циркуляционных насосов. Но могут быть и небольшие пузырьки, которые носятся по системе вместе с водой. Такие пузырьки могут просто циркулировать, а могут при встрече объединяться. Если в системе есть место для сбора этих пузырьков, то в процессе работы системы отопления в этом месте соберется воздушная пробка. После этого циркуляция прекратится. Пузырьки могут собираться и в ловушках (радиаторах). В этом случае та часть радиатора, в которой собрался воздух становится холодной.

Если циркуляция в нашей системе довольно быстрая, а явных горбов и ловушек нет, то пузырьки циркулируют по системе и создают журчащие звуки. Как будто вода тонкой струйкой переливается из одной емкости в другую. Я регулярно слышу такого рода звуки в одном из своих санузлов, в котором стоит красивый, но не очень удачный по конфигурации полотенцесушитель. Пузырьки бегают через него так активно, что некоторые части полотенцесушителя у меня бывают то холодные, то горячие.

О самых высоких точках в отоплении

Сколько высших точек должно быть в отоплении? В отоплении по однотрубной схеме строго одна. В отоплении по двухтрубной схеме, но с естественной циркуляцией – тоже одна. В отоплении с циркуляционным насосом – тоже одна, но с оговорками. В самой верхней точке отопления в обязательном порядке должны быть средства для спуска воздуха, ибо самая высокая точка – это ловушка воздуха. В качестве такого средства может выступать открытый расширительный бачок. В отоплении по закрытой схеме нужны специальные клапана. Автоматические или ручные.

Оговорки для верхних точек в системе отопления с циркуляционным насосом

Чисто теоретически мы можем проложить и подающую и обратную магистрали по плинтусу и сделать подъемы воды в каждый радиатор. Но нужно понимать, что любое движение воды вверх является преодолением силы тяжести и вверх воде двигаться труднее, чем вниз. Это значит, что дополнительное сопротивление должен преодолевать циркуляционный насос. Естественная циркуляция, даже убогая, в таких системах еще более затрудняется. И даже с учетом того, что вода в системе не просто поднимается, а циркулирует, все равно, поверьте, движение воды вверх не является предпочтительным, если есть возможность движения в сторону или вниз. Из альтернативы “вверх” и “любое другое направление” вода всегда стремится выбрать “любое друге”.

Нужно всемерно стремиться к тому, чтобы воде не нужно было часто идти вверх. Лучше один раз горячую воду поднять посредством главного стояка, а потом спускать эту воду с горки. Повторяю. Это не обязательное условие, но желательное. Не идите против гравитации. Борьба с гравитацией плохо заканчивается. Если не катастрофой (холодными батареями), то перерасходом средств на отопление.

Относительно обратной магистрали

Обратная магистраль не должна иметь ни горбов, ни верхних точек. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Обратная магистраль никогда не должна идти выше того радиатора, из которого она забирает воду. Иначе при сливе воды мы не сможем слить воду из радиатора. Обратная магистраль должна проходить так, чтобы вся вода выливалась из системы сама и самотеком. Никакого воздуха в обратной магистрали быть не может и никаких воздушных клапанов на обратной магистрали не ставят.

А почему в обратной магистрали не бывает воздуха? Потому, что весь воздух остается в подающей. Вниз загнать воздух довольно трудно.

Откуда в системе отопления постоянно появляется воздух?

Такой вопрос задается весьма часто и я не знаю на него точного ответа. Только догадки.

Воздух может браться из самой воды, в которой он так или иначе присутствует. Если воды много, то и воздуха будет много. После свежей заливки отопления водой воздух активно выделяется несколько месяцев.

Воздух может собираться в тупиках, таких, как закрытые расширительные бачки, и выходить постепенно. Через ту же воду. Этот процесс еще более длительный. Вешайте закрытые расширительные бачки вниз головой, как я описывал в статье про открытую и закрытую системы отопления.

Если у вас есть специальная ловушка воздуха в виде вертикальной трубы с автоматическим воздухоотводчиком на конце, то это тоже может быть источником пузырей. Дело в том, что автоматические воздухоотводчики часто “зависают” и перестают отводить воздух. Тогда трубка заполняется воздухом и пузырьки, скопившиеся в трубе отрываются снизу потоком воздуха и уносятся в систему. В этом случае я говорю, что пузыри начинают гулять по системе.

Если у вас установлен исключительно сильный циркуляционный насос и в системе есть небольшая дырочка, то, я думаю, в дырочку может засасываться воздух благодаря эффекту Вентури. Я много раз наблюдал такое в водопроводе, когда есть дырочка, из которой не идет вода, а в которую потоком воды как раз засасывает воздух. То есть если воду выключить, то из дырочки течет вода. А если открыть воду на конце, то вода из дырочки перестает течь. Но в реальности я такого в системах отопления не видел ни разу. В системах отопления не такая большая скорость воды. Но это не значит, что такого не может быть никогда.

Лично в моей системе отопления воздух перестает меня беспокоить где-то через полгода после свежей заливки отопления водой. Автоматических воздухоотводчиков у меня нет. Все клапана только ручные. А система у меня маленькая и домик маленький.

Как выгнать воздух из системы?

Проще всего и если система сделана правильно, подойти к клапану, открыть его, выпустить воздух до момента, пока пойдет вода, и закрыть. Так делаю я в своей системе уже более десяти лет и меня все устраивает.

Фотография

Это кран Маевского. Ему за это изобретение, наверное, Нобелевскую премию надо дать!

Действовать с этим клапаном нужно следующим образом. Одной рукой держим белую часть, ибо она будет болтаться и вода забрызгает наши стены. Второй рукой мы откручиваем винтик посередине. А как же мы держим кружку, в которую вода будет сливаться? Правильно! Третьей рукой!

Фотография

Это усовершенствованный кран (см мои претензии к стандартному)

Заметьте, нет никакой гарантии того, что после накручивания, дырочка будет смотреть строго вниз. Но все равно лучше, чем обычный. Интересно, если стандартный кран выдумал гений Маевский, то кто этот кран выдумал? А вот, кстати, Маевский – это неизвестный герой. Кто-то придумал – и пошло.

Если система самотечная и в ней нет клапанов для спуска воздуха, но есть уклоны, то нужно ждать, когда воздух выйдет сам через расширительный бачок. При этом циркуляции в системе быть не должно. Система должна быть холодная. Ждать можно долго. Можно и день, и три дня, и неделю. Все зависит от длины магистралей, от диаметра труб и от крутизны уклонов. Такое ожидание характерно еще и при заливке системы сверху. Другими словами, если ваша система работает, но плохо, и вы хотели бы, чтобы пузыри вышли сами, то вам надо выключить котел, выключить мотор, если он есть, и дать системе остыть. Греющаяся система имеет циркуляцию и эта циркуляция будет мешать выходу воздуха на тех участках, где циркуляция и выход пузырей идут в разных направлениях.

Автоматические воздухоотводчики надо ставить в самых высоких точках отопления. Они не должны включаться в группу безопасности. Сейчас появились такие странные группы безопасности типа трезубцев. На одном зубе манометр, на другом аварийный клапан, на третьем воздухоотводчик. Я считаю этот трезубец глупым и наглым ходом по вытаскиванию из нас лишних денег. Воздухоотводчик на этом трезубце лишний. Его включили для того, чтобы денег лишних с нас срубить. На выходе из котла воздуха не бывает. Воздух скапливается в самых верхних точках. А котел этой верхней точкой не является. Котел – это, можно сказать, продолжение обратки. А в обратке воздуха не бывает.

Фотография

Воздухотоводчик лишний, но зато какая красивая деталь!

Можно ли выгнать воздух сильным напором воды?

Теоретически можно, на практике очень трудно. Для этого нужен мощный насос с большим давлением (больше двух атмосфер). Выгнать таким образом можно воздух только из открытой системы. Еще в системе не должно быть слишком много ветвей, или те ветви, которые не прогоняются, надо закрыть. Обычно при этом методе сильно переливается расширительный бачок. Нужно большой опыт и искусство, чтобы этим методом пользоваться.

Изгнание воздуха сливом воды

А вот это самый популярный способ “прокачки” самотечных систем. Сливается большой объем воды снизу с одновременной заливкой сверху. Пузырь, таким образом, сдвигается, разбивается и выводится из того места, где он застрял. Этот метод олицетворяется с мучениями русского (не знаю, как у других народов) народа с самотечным открытым отоплением.

Считаю тему воздуха в системе отопления рассмотренной. Если что забыл – пишите в комментариях. Я допишу. При комментировании не нужна регистрация и нет капчи. Последние несколько лет я лично отвечаю на все комментарии, за очень малым исключением. Хоть “спасибо”, но отвечу.

Надеюсь на успешное решение проблем воздушных пробок в вашем отоплении.
Дмитрий Белкин.

Статья создана 14.09.2015

Информация об авторских правах ©

Название:

Дата создания:

Дата изменения:Статья не переписывалась. Вы читаете первое издание.

Постоянный адрес этой статьи:

Перепечатка этой статьи на других сайтах:

Цитирование статьи разрешено:

Копирайт на изображения:

Если вам эта статья понравилась и хочется меня за нее отблагодарить, то вы всегда можете смело кинуть денег мне на мобильник
+7 916 418 5270

Как понять, что в батарее есть воздух и спустить его?

Запуск отопительного сезона не за горами, а одна из самых частых проблем начала работы отопления – завоздушивания радиатора или воздушная пробка в нем.

Почему происходит завоздушивание? Как понять, что в системе есть воздух? Что делать, если воздух все-таки попал внутрь батареи? Разбираем вопросы с экспертами STOUT и даем пошаговый план действий!

Подпишитесь на канал, чтобы легко найти материал, если понадобится позже, и поделитесь с друзьями – полезных практических советов много не бывает!

Почему в радиаторе может быть воздух?

Основные причины такой ситуации:

  • Попавший в систему воздух  на этапе монтажа системы отопления или ремонтных работ (даже если их делали  соседи с других этажей многоквартирного дома). И, чем выше ваш этаж, тем больше вероятность образования пробки;
  • Негерметичность системы из-за поломки или износа;
  • Ошибки монтажа, когда радиаторы или трубы установлены не строго горизонтально, а под углом;
  • Примеси воздуха в теплоносителе (воде или другой жидкости);
  • Нарушена технология заполнения системы – слишком быстро набрали воду .

Можно ли как-то избежать проблемы? Свести риски к минимуму можно, доверив работу профессионалам. А улучшить совместимость компонентов друг с другом можно, купив компоненты системы одного производителя.

Как понять, что есть воздух в радиаторе?

Сделать это легко – из радиатора доносится бульканье и другие характерные звуки, а батарея в том месте, где есть пробка, прогревается неравномерно или холодная. Просто проверьте температуру рукой!

А нужно ли убирать воздух?

Такой вопрос иногда возникает, если кажется, что работа системы отопления сильно не нарушена, в доме тепло – ну, зачем что-то делать? На самом деле, спустить воздух нужно. Для этого есть несколько причин:

  • Завоздушенная система шумит. Ночью такие звуки могут напугать, помешать спать или не понравиться соседям;
  • Снижается эффективность отопления. Насколько сильно – зависит от того, где именно образовалась пробка и насколько она большая;
  • Может выйти из строя насос;
  • В месте, где скопился воздух, может начаться коррозия металла радиатора. Образующаяся ржавчина может частично или полностью забить трубу или радиатор. Такой ремонт будет сложнее и дороже. А лучшая защита от такой ситуации – выбрать трубы из сшитого полиэтилена РЕ-Х. Подробней о выборе труб мы писали здесь.

Как спустить воздух из радиатора?

Есть два варианта. В первом случае все происходит автоматически. Для этого в системе устанавливается автоматический воздухоотводчик. Устройство заранее монтируется в систему в самой верхней точке системы или за котлом. Альтернативный вариант для автономной системы отопления – использовать сепаратор воздуха, который будет постоянно улавливать грязь и пузырьки воздуха из теплоносителя.

Если подобные устройства не предусмотрены, то спустить воздух можно вручную. Это делается при помощи крана Маевского (игольчатого клапана). Это конус с герметичным винтом, который устанавливается на радиаторе или на участках трубопровода, где есть перепады высоты или изгибы.

Краны Маевского разных производителей
Краны Маевского разных производителей

Пошаговый порядок действий:

  1. Подготовьте емкость для сбора воды, которая будет вытекать из радиатора;
  2. Сантехническим ключом (или просто отверткой) поверните винт на 1-2 оборота. Когда кран немного откручен, из радиатора начинает выходить воздух, позже – вода;

Осторожно! Открутив кран слишком сильно, можно вызвать утечку воды на пол, обои – завернуть его обратно быстро не получится, поэтому нужно быть внимательным, особенно в многоэтажке, где давление в системе большое.

3. По мере того, как прекратилось шипение, а из радиатора вытекает только вода, кран нужно закрыть – закрутить в обратном направлении.

Это важно! Иногда бывает так, что причина того, что часть батареи холодная, – не воздушная пробка, а скопление ржавчины и других загрязнений, что происходит из-за коррозии стальных труб или низкого качество теплоносителя. В этом случае при попытке спустить воздух будет сильная струя воды без воздуха.

Как понять, что в батарее есть воздух и спустить его?

Спускать воздух можно в течение сезона несколько раз по мере того, как появляются посторонние звуки в трубах. В случае слишком частой необходимости спуска воздуха из радиатора, что является признаком неправильной работы системы отопления, рекомендуется вызывать специалиста.

Уверена, наш материал поможет решить проблему.  А если нет желания делать все самостоятельно или система только в проекте – приглашайте на помощь наших проверенных монтажников! Найти специалиста можно тут.

Если в работе отопительной системы имеются неполадки, они обычно обнаруживаются в начале отопительного сезона. Как правило, причина неравномерного прогрева радиаторов или шума, довольно проста – скопился воздух в системе отопления, который становится причиной появления посторонних шумов и снижает эффективность обогрева.

Содержание

  • 1 Чем опасны воздушные пробки
  • 2 Причины появления воздуха в системе
  • 3 Признаки наличия воздуха в системе
  • 4 Способы решения проблемы
    • 4.1 Правильный монтаж
    • 4.2 Установка воздухоотводчиков
    • 4.3 Нагрев теплоносителя
  • 5 Профилактические меры

Чем опасны воздушные пробки

Работоспособность закрытой системы отопления полностью зависит от циркуляции теплового носителя и подачи определенного количества тепла в радиаторы. Если в закрытой системе отопления появляется воздух, то нормальное движение жидкости нарушается. Такое явление считается малоприятным и способно вызвать:

  • характерный шум во время перемещения воды. Необходимо отметить, что трубы начинают вибрировать, соединения ослабевают, сварные швы разрушаются;
  • в системе образуются воздушные пробки. Накопленный в удаленных участках системы воздух может нарушить циркуляцию воды, и если своевременно не принять меры, то систему можно разморозить;
  • эффективность работы отопительной системы снижается, увеличивается расход топливных ресурсов;
  • внутри воздух попадает металлические поверхности, способствуя образованию коррозии.

Скопления воздуха в отопительной системе способствуют сокращению ее эксплуатационного периода и преждевременному выходу из строя оборудования.

Причины появления воздуха в системе

Откуда и почему в системе появляется воздух, если все устроено герметично? Однозначного ответа нет, но чаще всего это происходит в следующих случаях:

  • нарушены требования по соблюдению уклона труб;
  • неправильное наполнение системы водой, в результате чего в трубах остается воздух;
  • плохое соединение комплектующих элементов;
  • отсутствие автоматики, самостоятельно отводящей воздух из труб, или выход ее из строя;
  • выполнение ремонта, во время которого воздух однозначно попадает в трубы;
  • заливка системы свежей водой, в которой содержится много растворенного воздуха. Как только температура начинает повышаться, содержание его в жидкости снижается, начинают образовываться воздушные пробки;
  • появление ржавчины внутри системы.

Воздух в системе отопления

Неправильное наполнение системы водой может быть причиной появления воздуха

Эти причины не могут охватить все возможные случаи, но с их помощью можно понять, почему завоздушивается система, и принять своевременные меры для удаления воздушной пробки.

Признаки наличия воздуха в системе

Скопление воздуха в системе отопления и необходимость удаления воздушной пробки можно определить по следующим признакам:

  • в радиаторах появляется шум. Если звуки напоминают бульканье, то уверенно констатируем факт, что в системе появился воздух;
  • батареи прогреваются неравномерно. Если обратить внимание на тепловую отдачу радиатора, то станет сразу ясно, в чем основная причина проблемы. Кроме имеющейся внутри батареи грязи, может появиться воздушная пробка. Трубы остаются горячими, а температурный режим в радиаторе несколько снижается;
  • сигналом на спуск воздуха в системе отопления может послужить падение давления. В таком случае необходимо внимательно проверить трубы на предмет их целостности и герметичности стыковочных участков и сварных швов.

Приведенных здесь признаков оказывается вполне достаточно, чтобы понять, что систему следует развоздушить.

Способы решения проблемы

Чтобы не допускать завоздушиваний системы отопления, следует грамотно ее спроектировать и смонтировать, периодически очищать и заливать теплоноситель без излишней торопливости. Рассмотрим основные способы, помогающие избегать подобных негативных проявлений.

Правильный монтаж

В системах отопления, в которых тепловой носитель циркулирует естественным образом, при верхнем типе разводки воздух удаляется через крышку расширительной емкости. Во время монтирования такой системы подающая магистраль устанавливается так, чтобы она подходила к баку вертикально.

Бак, обеспечивающий свободное пространство под расширение нагреваемого теплового носителя, должен устанавливаться в верхней точке всей системы, чтобы обеспечивать естественное поступление жидкости в системный контур.

Обратная линия тоже устанавливается с наклоном, по которому свободно перемещается жидкость.

Воздух в системе отопления

Правильный монтаж поможет избежать воздуха в системе отопления

Если монтаж отопительной системы выполнен без ошибок, то появляющийся внутри контура воздух будет постепенно выдавливаться горячей жидкостью в верхнюю точку, покидая трубы через открытую крышку расширительной емкости.

Установка воздухоотводчиков

Как своевременно убрать воздух, накопившийся в системе отопления?

В верхней части системы отопления необходимо установить открытый расширительный бак, а герметично закрытый расположить в месте, где обратка попадает в котел (до входа трубы).

В подобной системе трубы подачи могут монтироваться без наклона, а тепловой носитель будет перемещаться под воздействием циркуляционного насоса. Кроме того, устанавливаются другие устройства, через которые выполняется сброс воздуха.

Из самой системы отопления спуск воздуха может осуществляться через специальные воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, установленные на поворотных участках труб и в верхней точке системы. Из радиаторов пробки удаляются с помощью крана Маевского. По такому же принципу выводится воздух из контура, по которому вода циркулирует естественным образом, но в таком случае должна быть выполнена нижняя разводка труб.

Если все смонтировано правильно, то проблем с тем, как выгнать воздух в системе отопления, возникать не будет. Достаточно открыть нужные краны, а как только воздух из системы выйдет, снова закрыть их. Воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, вообще открывать не требуется – их принцип работы основан на изменении показателя давления.

Если смонтирована система отопления закрытого типа, в ней обязательно устанавливается автоматический отводчик воздуха. Монтаж их выполняется по контуру в определенных местах, чтобы воздушные пробки удалялись локально. Смысл заключается в том, что на каждой части контура отопительной системы должна быть предусмотрена возможность для отведения воздуха. Пример этому – краны Маевского, которые устанавливаются на всех радиаторах. Открывают их ключом либо отверткой, давая возможность воздуху выйти из системы. Процедура довольно простая, но с ее помощью можно распределить тепловой носитель равномерно по всему радиатору.

Воздух в системе отопления

Воздухоотводчик может решить проблему с воздухом в системе отопления

Для продления эксплуатационного периода автоматического отводчика воздуха, необходимо устанавливать хорошие фильтры и регулярно проводить промывку системы.

Нагрев теплоносителя

Иногда, чтобы удалить избыток воздуха естественным образом, просто сильно подогревают тепловой носитель. Повышение температурного режима стимулирует выделение воздуха и его перемещение по контуру системы. Разрешается нагревать жидкость, находящуюся в трубах, до ста градусов.

Если после такой операции воздушные пробки появляются снова, необходимо проверить все стыковочные участки на предмет их герметичности. Практически всегда возле того места, где образуется воздушный затор, имеется маленькая щель, откуда мелкими каплями сочится вода, и в которую постепенно проникает воздух. Заделав такую щель, вы сразу избавитесь от надоевшей проблемы.

Самыми уязвимыми местами, через которые проходит воздух, считаются радиаторы из алюминиевого материала. При воздействии на сплав горячей водой развиваются процессы коррозии, сопровождающиеся выделениями газов.

Если такие радиаторы часто завоздушиваются, рекомендуется их просто заменить.

Профилактические меры

Почему в системе отопления появляется воздух, и как бороться с этим негативным фактом, мы разобрались. Остается узнать, существуют ли профилактические мероприятия, которые помогают избегать подобных проблем. Оказывается, да:

  • при монтаже отопительной системы необходимо предусматривать установку специальных устройств, автоматически отводящих воздух;
  • до момента долива воды в систему обогрева, следует выполнить спуск воздуха;
  • во время эксплуатации следует отслеживать работу всей системы, наблюдая за показаниями манометров и время от времени контролируя давление в трубах. Кроме того, рекомендуется следить за уровнем теплового носителя в расширительном баке, проводить визуальный осмотр труб и радиаторов, проверять равномерность распределения тепла по контуру;
  • следует периодически прокачивать систему, удаляя все засорения.

Выполнение данного комплекса мероприятий позволит продлить эксплуатационный период всей отопительной сети.

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Развоздушивание батарей и насоса

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

  • 1 Откуда берется воздух в системе
  • 2 Удаляем воздушную пробку без слива воды
  • 3 Заполняем систему правильно
  • 4 Заключение

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Автоматические воздушники

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Конструкция мембранного бака

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Тепловая фотография радиатора

На теплограмме показана область отопительного прибора, где обычно задерживается воздушный пузырь

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Откручивание винта насоса

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Водяное отопление с открытым баком

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Вентиль для развоздушивания батареи

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

Несмотря на появление все новых технологий в наше время до сих пор не удалось создать идеально изолированную сеть водяного отопления от факторов среды. Так или иначе, воздух будет проникать в агрегат и даже скапливаться в высших углах. 

Лишний воздух может попасть в систему вместе с:

  • С водой, если доливать недостающее число жидкости теплоносителя. Вода является чрезмерно насыщенной кислородом.
  • Химические реакции. Если жидкость не проверена на наличие солей, то реакция соли и металла с алюминием в баке выделит излишки кислорода.
  • Общая трубопроводная система дома спроектированная и установленная с ошибками. Отсутствие уклонов или наличие петель без автоматических клапанов, смотрящих вверх. В таких местах почти наверняка будет скапливаться воздух, что бы вы ни делали.
  • Мелкие части кислорода постоянно проникают через кислородный барьер пластиковых труб.
  • После ремонта арматуры на трубопроводе или любым спуском воды.
  • С образованием микродефектов резиновой мембраны в области расширительного бачка.

Воздух в системе отопления дома

Воздушная пробка в системе отопления дома

После межсезонного простоя оборудование может постоянно терять уровень давления в закрытой системе отопления, так как внутри находится воздух. Подобный воздух легко спускается добавлением нескольких литров жидкости. Подобное случается и в системах с открытой схемой, при стопоре работы котла и насосного механизма, ожидании нескольких суток и повторном запуске всей системы. Пока температура снижается — вся жидкость сжимается и предоставляет кислороду свободный путь до магистралей.

Если же мы говорим о системе большого блока квартир, то там воздух может появиться либо сразу с теплоносителем, либо с заполнением всей сети ввиду старта сезона.

Как быстро устранить воздух в системе отопления

С помощью крана (клапана) Маевского. Они должны быть в каждой системе вместе с воздухоотводчиками. Эти требования распространяются на отопительные аппараты с принудительным циркулированием.

Как быстро устранить воздух в системе отопления

Как быстро устранить воздух в системе отопления

Установка воздухоотводчиков

Устанавливаются в самых критичных местах — в перегибах трубопровода, а также на вершинах сгибов. В случае, когда Вы замечаете, что аппарат постоянно завоздушивается, воздухоотводчик поможет решить проблему. Они бывают двух видов:

  • Ручной воздухоотводчик. К ручному воздухоотводчику относится кран Маевского, по фамилии изобретателя. Воспользовавшись агрегатом можно без особой мороки самостоятельно произвести сброс скопившегося воздуха;
  • Автоматический воздухоотводчик позволит Вам полностью забыть об этой проблеме, не придётся даже вспоминать об этом периодически и производить самостоятельное развоздушивание.

Заполнение системы водой

  1. Систему необходимо заполнять снизу-вверх охлажденной водой. Обязательно нужно заранее открыть все краны помимо кранов спуска воды. Именно благодаря такому методу заполнения система не станет завоздушенной. Вся процедура должна быть максимально плавной, чтобы не создать закрытый объём;
  2. Когда заметите, что через кран пошла вода – перекройте его, таким образом, жидкость будет постоянно подниматься до самого верха;
  3. После полного заполнения системы запускайте насос. При соблюдении всех шагов начнется циркуляция и не потребуется прокачивать всю систему отопления.

Почему образуются воздушные пробки

Почему образуются воздушные пробки

Почему образуются воздушные пробки

Воздушные карманы или пробки формируются из-за:

  • Образования утечек внутри трубопровода;
  • Ошибки во время установки и проектировании трубопроводов, обычно в квартирах; 
  • Слитие жидкости, не следуя последовательной инструкции;
  • Неосторожное проведение ремонта, что скорей всего приведет к разгерметизации всего аппарата.

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления

Необходимо четко следовать правилам во время заполнения системы водой:

  1. Если до этого всё содержимое бака сливалось целиком из системы, то заполнять его вновь нужно с самым маленьким напором.
  2. Также важно дождаться точного момента, когда уровень воды внутри ровно накроет радиаторы и затем несколько раз включить/выключить циркуляционный насос всего лишь на пять-десять секунд. Таким образом, теплоноситель получает ограниченное передвижение по сосуду и устраняет собой мелкие воздушные карманы, которые скапливаются в вершинах труб.
  3. У системы закрытого типа на самом верху обязательно присутствует кран, которым можно спустить воздух.

В случае если любой из элементов системы, будь то гидрострелка или насос, были демонтированы на время без полноценного слива жидкости теплоносителя, то придётся устанавливать их обратно вместе с локальной заправкой. Во время процесса самый верхний патрубок не сможет сразу герметизировать, поэтому в противоположной, в самой нижней точке, открывается кран, все внутренности устройства заполняются жидкостью, а в верхнем соединении происходит выход воздуха, так как оно на данный момент не герметично.

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления

Как правильно заполнить систему отопления

В случае допущения ошибок вся сеть труб успеет образовать воздушные карманы внутри себя. Весь процесс можно сильно упростить, если система обладает расширительным открытым баком на самой верхней точке агрегата. 

Заполнение системы:

  1. Происходит с самой нижней точки бака на очень слабом давлении, чтобы убрать лишние пузырьки кислорода.
  2. Затем идет стравливание кислорода с помощью подсоединения к патрубку шланга перелива, желательно длинного, с выводом на улицу.
  3. В случае наличия группы безопасности у котла, лучше всего его отсоединить.
  4. Затем необходимо открыть подпиточный кран где-то на одну треть для постепенного заполнения системы водой.

В очередной раз повторим, что не стоит проводить заполнение под большим напором, так как это неизбежно приведёт к появлению большого количества кислородных карманов и избавиться от них позже будет очень непросто.

Когда вы заметите вытекающую из шланга воду, можно перекрывать кран подпитки. Затем, пользуясь кранами Маевского, надо пропустить воздух в каждом из радиаторов. После этого открываются краны, которые отсекают котел. Пока он заполняется, Вы будете слышать шипящий звук, издаваемый автоматическими клапанами, сбрасываемыми воздух внутри группы безопасности. Теперь осталось лишь добавить воды до заполнения на две трети полного объема.

Как только вы удостоверитесь, что весь воздух был спущен, необходимо включить котел и проверить равномерность прогрева радиаторов. Если какие-то из них остались холодными, можно провести процедуру развоздушивания. На этом процесс не заканчивается, ведь за котлом и всей системой потребуется слежение еще в течение недели после старта.

Если же у Вас установлена закрытая система, то лучше позвать помощника. Разница от вышеописанной процедуры небольшая – нужно лишь, чтобы один следил за манометром, а второй начинал сброс воздуха с системы отопления, когда давление доберется до 2 Бар. Когда это произойдет отключится подпитка – одному человеку придется манипулировать кранами Маевского, а другому пополнять систему водопроводом, чтобы давление не падало.

Следующие факторы могут послужить возникновению пробок

  • Ошибки во время монтажа, кривые повороты и неверный уклон;
  • Поспешный залив воды в систему под высоким напором;
  • Отсутствие воздухоотводного клапана на радиаторах и других важных участках системы или его низкокачественный монтаж;
  • Пониженный уровень жидкости в системе отопления;
  • Недостаточная герметизация соединений труб, радиаторов и прочих частей, что позволяет воздуху свободно проникать в сеть;
  • Перегрев жидкости при первом запуске приводит к активному выделению кислорода внутри.

Лишний воздух наиболее страшен системам на принудительной циркуляции. Во время обычной нагрузки подшипники насоса проводят всё время погруженными в воду. Если в этот момент через них пройдёт воздух – он снимет слой смазки, что может полностью вывести из строя весь механизм или вал, также повредить скользящие кольца от перегрева и трения.

Участки труб с воздухом наиболее подвержены распространению коррозии. Повышенные температуры заставляют химические элементы вроде магния, кальция, углекислого газа и кислорода распадаться и образовывать налет на поверхностях труб системы.

Воздушные пробки в трубах и радиаторах

Неравномерный нагрев радиаторов является самым ярким проявлением наличия в них воздуха. Пустота не позволит батареям прогреться, а значит, и работать система не сможет. Понять где проблема можно простым простукиванием, необходимо искать более звонкий звук. Мало просто удалить воздух, нужно также и устранить причину его появления.

Причины завоздушивания

Причин может быть множество:

  • Во время слива воды или наполнения ею можно легко пропустить воздух внутрь системы;
  • Вовремя замены приборов и частичном сливе воды воздух также может попасть
  • внутрь;
  • Из-за трудоемкости работы по очистке системы от воздуха часто пренебрегают мелкими шагами и в результате не избавляются от всех карманов воздуха в аппарате;
  • Наличие алюминиевого сплава в радиаторах часто приводит к газообразованию;
  • Коррозия внутренней стороны труб. Этот процесс выделяет множество газов в воду и тем самым создает воздушные карманы;
  • Холодная вода сильно насыщена кислородом, который при нагреве начинает выходить в систему;
  • Плохой монтаж клапанов автосброса воздуха и наполнение системы грязной водой закупорит их, воздух попросту не сможет покидать систему.

Способы развоздушивания пробок

При уже завоздушенной системе отопления можно открыть кран, если это центральное отопление. Их размещают на самой верхней точке. 

В квартирных батареях хватит и спустить воздух в месте его образования с помощью размещенных кранов. Воздушник открывается ключом или отвёрткой.

Система с естественной циркуляцией теплоносителя

Этот вариант системы теплоснабжения работает на принципе изменения плотности жидкости при нагреве:

  • Вода внутри котла нагревается и начинает подниматься по трубопроводу;
  • На её место встаёт холодная жидкость, идущая из батарей отопления;
  • Чем больше будет разница температур между двумя бассейнами жидкостей – тем лучше вода будет циркулировать.

Система с принудительной циркуляцией

Вся разница с предыдущим методом кроется в наличии насоса. Скорость перемещения жидкостей по трубам возрастает, что поможет прогревать радиаторы быстрей, да и монтаж трубопровода можно проводить с меньшими ограничениями.

Определение места образования пробки и ее удаление

Всегда необходимо в первую очередь найти место воздушной пробки. Самым легким способом обнаружения являются простукивание радиаторов на звон и физический контакт с ними – самое звонкое и холодное место почти наверняка имеет в себе воздух. Далее необходимо воспользоваться воздуховодом, ближайшим (и самым высоким) к точке предполагаемого наличия воздуха. Важно понимать, что устранив воздух, Вы не устраните проблему и необходимо более детально изучить систему.

Как спустить воздух в системе отопления

Самый лучший вариант — это использование кранов Маевского в верхних частях радиатора. Чтобы стравить воздух:

  1. Понадобится усилить циркуляцию жидкости внутри системы, переведя насос в максимальную мощность;
  2. Кран открывается на 1 оборот, должно быть слышно шипение.
  3. Сливается около 100 миллилитров воды и полностью закрываются краны

Продолжать процедуры спуска воздуха с интервалом в несколько раз в день, пока все пузырьки из жидкости выйдут полностью.

Добавить комментарий