Как найти возрастные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

Узнаем, чем отли­ча­ют­ся воз­врат­ные и невоз­врат­ные гла­го­лы, какие они име­ют зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в рус­ском язы­ке.

Возвратные гла­го­лы име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся (-сь) и обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния отно­си­тель­но само­го себя (оде­ва­юсь) или двух и более субъ­ек­тов (руга­ют­ся).

Что такое возвратность глаголов

Постоянными при­зна­ка­ми гла­го­ла, как само­сто­я­тель­ной части речи, явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида, пере­ход­но­сти, воз­врат­но­сти и спря­же­ния, напри­мер:

  • (что сде­лать?) уви­деть — гла­гол совер­шен­но­го вида, пере­ход­ный (уви­деть кого? что? бабуш­ку, кар­ти­ну), невоз­врат­ный, II спря­же­ния;
  • (что делать?) сме­ять­ся — гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, непе­ре­ход­ный, воз­врат­ный, I спря­же­ния.

Глагол «сме­ять­ся» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое не пере­хо­дит на дру­гое лицо, а выпол­ня­ет­ся самим субъ­ек­том в каче­стве объ­ек­та дей­ствия, то есть дей­ствие пере­но­сит­ся на само­го гово­ря­ще­го.

Признак возвратности глагола

Признаком воз­врат­но­сти гла­го­ла явля­ет­ся пост­фикс -ся (-сь) в его мор­фем­ном соста­ве:

НЕВОЗВРАТНЫЕ ВОЗВРАТНЫЕ
учить учить ся — учу сь
радо­вать радо­вать ся — радую сь
удив­лять удив­лять ся — удив­ляю сь
купать купать ся — купаю сь
оде­вать оде­вать ся — оде­ваю сь

Постфикс -ся обыч­но пишет­ся после соглас­ных, напри­мер:

Вариант воз­врат­но­го пост­фик­са -сь встре­ча­ет­ся после глас­ных:

Одни гла­го­лы могут быть как воз­врат­ны­ми, так и невоз­врат­ны­ми, напри­мер:

Ряд гла­го­лов упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в воз­врат­ной фор­ме:

Возвратные гла­го­лы обра­зу­ют­ся как от пере­ход­ных, так и непе­ре­ход­ных гла­го­лов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, осно­вой кото­рых явля­ют­ся пере­ход­ные гла­го­лы, делят­ся на пять основ­ных групп:

1. соб­ствен­но воз­врат­ные , обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие, субъ­ект и объ­ект кото­ро­го явля­ют­ся одним и тем же лицом:

В их мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию воз­врат­но­го место­име­ния «себя»:

2. Взаимно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся дву­мя или несколь­ки­ми лица­ми, каж­дое из кото­рых явля­ет­ся одно­вре­мен­но субъ­ек­том и объ­ек­том дей­ствия:

Постфикс -ся сино­ни­ми­чен сло­во­со­че­та­нию «друг дру­га».

3. Общевозвратные гла­го­лы ука­зы­ва­ют на внут­рен­нее состо­я­ние субъ­ек­та, изме­не­ние его состо­я­ния или поло­же­ния, напри­мер:

Постфикс -ся в мор­фем­ном соста­ве этой груп­пы воз­врат­ных гла­го­лов име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию место­име­ния «сам»:

обра­до­вать маму — обра­ду­ет­ся сам.

4. Косвенно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, совер­ша­е­мое субъ­ек­том для себя, в сво­их инте­ре­сах, в свою поль­зу:

5. Безобъектно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, высту­па­ю­щие в роли посто­ян­но­го и харак­тер­но­го свой­ства субъ­ек­та:

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, обра­зо­ван­ные от непе­ре­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на три груп­пы:

1. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние лица, пере­жи­ва­е­мое им поми­мо его жела­ния, безо вся­ких уси­лий с его сто­ро­ны, напри­мер:

2. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более интен­сив­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые субъ­ек­том в сво­их инте­ре­сах:

3. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более сла­бое про­яв­ле­ние какого-либо внеш­не­го при­зна­ка:

Видеоурок «Возвратная форма глагола»

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly.html

Возвратные и невозвратные глаголы

Что такое возвратность глаголов?

Возвратность глаголов – грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это спрягаемые формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь, а также по оттенкам значения.

Что такое возвратность глаголов в речи лучше всего видно на конкретных примерах:

Котенок поиграл с фантиком и убежал на улицу. Вчера шел дождь (невозвратные глаголы).

Возвратные глаголы

Оттенки значения возвратных глаголов

Возвратные глаголы выражают действие, направленное на субъект (на говорящего, делающего и т. д.).

Примеры возвратных глаголов с различными оттенками значения:

  • Обуваться, одеваться, купаться (действие направлено на себя);
  • Видеться, обняться, ссориться (взаимно-возвратное действие, которое выполняется несколькими субъектами по отношению друг к другу);
  • Радоваться, печалиться, расстроиться (физическое или психическое состояние субъекта);
  • Ткань мнется, кот царапается, крапива жжется (постоянное свойство, качество субъекта);
  • Построиться, прибраться, разжиться (косвенно-возвратное действие, совершаемое субъектом в своих интересах);
  • Хочется, смеркается (безличное действие).

Образование возвратных глаголов

От невозвратных возвратные глаголы отличаются наличием возвратных постфиксов. Если вы не знаете, как определить возвратность глагола, то просто посмотрите, есть ли у глагола возвратный постфикс – если есть, то глагол возвратный.

  • -ся – добавляется, когда основа глагола оканчивается на согласный (укрылся, взобраться);
  • -сь – добавляется, когда основа глагола оканчивается на гласный (поднялось, разлилась).

Как правило, возвратные глаголы являются производными от невозвратных: целовать – целоваться, судить – судиться, но есть и непроизводные возвратные глаголы: улыбаться, смеяться, гордиться. Все возвратные глаголы являются непереходными.

Невозвратные глаголы

Невозвратные глаголы бывают как переходными, так и не переходными, могут означать как действие, направленное на субъект (читать журнал, собирать пазл), так и состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др. (ходить, стоять, думать, мечтать). У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь.

  • Грамматическая категория, указывающая на направленность (или ненаправленность) действия на субъект, выражена постфиксами.
  • Грамматическая категория, указывающая на способность глагола употребляться с прямым дополнением;
  • Грамматическая категория, указывающая на особенности спряжения глаголов, выраженная системой окончаний;
  • Грамматическая категория, определяющая характер действия – завершенность или процессуальность.
    Правильный ответ Неправильный ответ Вы и еще 90% ответили правильно 90% ответили правильно на этот вопрос

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 854.

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Что такое возвратность глаголов?
  2. Возвратные глаголы
  3. Оттенки значения возвратных глаголов
  4. Образование возвратных глаголов
  5. Невозвратные глаголы

Бонус

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Сергей Наумов 258
  2. 2. Игорь Проскуренко 219
  3. 3. Даниил Васильев 169
  4. 4. Igor S 150
  5. 5. aleqsandr sagrishvili 149
  6. 6. Ульяна Потапкина 136
  7. 7. Александр С 130
  8. 8. Алсу Сакаева 118
  9. 9. Der Pro 113
  10. 10. Елизавета Анчербак 106
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,453
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке. Примеры и правописание возвратных глаголов

Возвратные глаголы в русском языке — это глаголы, которые оканчиваются на -ся или -сь . Примеры: обуваться, красоваться, молиться, драться, толпиться, вестись .

Возвратные глаголы никогда не бывают переходными — после них не употребляются существительные и местоимения в винительном падеже. Нельзя сказать обуваться ботинки или одеваться себя — это ошибка .

Невозвратные глаголы — это все остальные глаголы, глаголы без постфикса -ся или сь .

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: ходить, размышлять, читать, двигаться, любить, испытывать.

Некоторые глаголы могут иметь и возвратную, и не возвратную форму, употребляться и с постфиксом -ся (сь), и без него: учить — учиться, купать — купаться.

Другие глаголы употребляются только в возвратной форме — бояться, надеяться, гордиться, ложиться .

Возвратные глаголы могут обозначать:

Действие, направленное на самого себя: причесываться , умываться, прихорашиваться.

Действие, направленное друг на друга: обниматься, драться, целоваться.

Действие «для себя», с своих интересах: убираться, собираться.

Соприкосновение: хвататься, сталкиваться, спотыкаться.

Свойство, присущее отдельным существам и предметам: колоться, кусаться, бодаться.

Эмоции или внутреннее состояние: смеяться, злиться, веселиться .

Как определить: возвратный или невозвратный глагол?

Возвратность или невозвратность — один из постоянных морфологических признаков глагола.

Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь . Если вы видите его в конце глагола — он возвратный. Например: обидеться , одеться , двигаться .

Все остальные глаголы являются невозвратными. Например: обижать, одевать, двигать.

Постфикс -ся обычно ставится после согласных: разувериться, задуматься, отдышаться, пригляделся, занимаешься .

Постфикс -сь обычно ставится после гласных: стеснялась, стыжусь, прислушайтесь, насмехалась .

Правописание возвратных глаголов: -тся или -ться?

Возвратные глаголы могут оканчиваться на -ться или -тся . Понять, где мягкий знак нужен, а где не нужен, поможет вопрос к глаголу.

Если в самом вопросе нет мягкого знака, он не нужен — пишите -тся .

Что делает? Забавляется, ложится, задумывается.

Если в вопросе есть мягкий знак — он должен быть и в глаголе — пишите -ться .

Что делат ь ? Стеснят ь ся, двигат ь ся, обижат ь ся.

Предложения с возвратными глаголами. Примеры

Сила армии зиждется на вере в победу.

Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/110730961-vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly-v-russkom-yazyke-primery-i-pravopisanie-vozvratnyh-glagolov/

Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение

​ Глагол — это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».

Глагол изменяется по временам (настоящее время — бежит, прошедшее — бежал, будущее — побежит), лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

От глаголов образуются отглагольные части речи — причастие и деепричастие.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на предмет. Переходные глаголы могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже: поздравил нас, купил книгу, сфотографировал собаку. В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: купил молока, выпил водки, нарвал цветов.

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние. Например, глаголы «прыгать» или «сидеть».

Совершенные и несовершенные глаголы

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» — только несовершенный вид. А «очутиться» — только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме — например, глаголы «атаковать» или «обещать».

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы (или глаголы в возвратной форме) — это глаголы с суффиксом -ся или -сь. Например, «молиться», «задуматься», «проснуться». Некоторые из них никогда не употребляются без данного суффикса (бояться, надеяться, гордиться), а другие могут употребляться и без него (плакать — плакаться, умывать — умываться).

Соответственно, невозвратные глаголы — это глаголы без суффикса -ся.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение формы глаголов по лицам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы в них различаются гласными в личных окончаниях.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/105489352-glagoly-v-russkom-yazyke-formy-i-vidy-glagolov-spryazhenie/

Содержание

  1. Что такое возрастные глаголы?
  2. Привет помогите плиз задание такое : Составь 6 предложений с любыми именами глаголов?
  3. Суффиксы гланголов в неопр форме — _________ Глаголы в возрастной форме имеют суффикс__ ГЛаголы изменяются по временам ?
  4. Рассказ о глаголе?
  5. Указать спряжение глаголов : просишься, купаешься?
  6. Помогите плиз, допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?
  7. Что такое Глагол?
  8. Что такое возрастные глаголы?
  9. Написать 10 возрастных глаголов?
  10. Какой из этих глаголов разноспрягаемый?
  11. Спряжения глаголов плиз?
  12. Что такое возрастные глаголы?
  13. Что такое глагол?
  14. Суффиксы гланголов в неопр форме — _________ Глаголы в возрастной форме имеют суффикс__ ГЛаголы изменяются по временам ?
  15. Что такое глагол, существительное, наречие и прилагательное?
  16. Что такое Глагол?
  17. Что такое возрастные глаголы?
  18. Написать 10 возрастных глаголов?
  19. Глагол что это такое?
  20. Что такое форма глаголов?
  21. Что такое притяжательные глаголы?
  22. Что такое глагол?
  23. Возвратные и невозвратные глаголы
  24. Определение глагола
  25. Возвратность глагола
  26. Примеры возвратных и невозвратных глаголов
  27. Способы образования возвратных глаголов
  28. Употребление постфиксов
  29. Оттенки значения возвратных глаголов
  30. Образованы от переходных глаголов
  31. Образованы от непереходных глаголов
  32. Подведем итоги

Что такое возрастные глаголы?

Русский язык | 1 — 4 классы

Что такое возрастные глаголы.

Глаголы, имеющиепостфикс — ся (сь)

Пример : держаться, сражаться, обижаться.

Привет помогите плиз задание такое : Составь 6 предложений с любыми именами глаголов?

Привет помогите плиз задание такое : Составь 6 предложений с любыми именами глаголов!

Суффиксы гланголов в неопр форме — _________ Глаголы в возрастной форме имеют суффикс__ ГЛаголы изменяются по временам ?

Суффиксы гланголов в неопр форме — _________ Глаголы в возрастной форме имеют суффикс__ ГЛаголы изменяются по временам .

Рассказ о глаголе?

Рассказ о глаголе.

Указать спряжение глаголов : просишься, купаешься?

Указать спряжение глаголов : просишься, купаешься.

Помогите плиз, допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?

Помогите плиз, допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?

, К каждому глаголу напишите названия других предметов , которые могут совершать такие же действия.

Что такое Глагол?

Что такое Глагол?

И что такое Деепричастие,.

Что такое возрастные глаголы?

Что такое возрастные глаголы?

Написать 10 возрастных глаголов?

Написать 10 возрастных глаголов.

Какой из этих глаголов разноспрягаемый?

Какой из этих глаголов разноспрягаемый?

Спряжения глаголов плиз?

Спряжения глаголов плиз.

Вы открыли страницу вопроса Что такое возрастные глаголы?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 — 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Веночек, СПЛЕТЁННЫЙ ИЗ СВЕЖИХ ЦВЕТОВ, — это не просто украшение, а оберег. В народе считается, что веночек, ОДЕТЫЙ НА ГОЛОВУ, и боль снимает, и волосы бережёт. Считается, что веночек, СПЛЕТЁННЫЙ ИЗ РОМАШЕК, дарит людям здоровье и добро, из калины -..

В тот момент лицо было у него спокойно, но в душе он явно нервничал.

Норка — хищный пушной зверёк из семейства куниц с блестящей шерстью. Норка — уменьшительное от нора, углубление под землёй с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем. Поэт А. Шибаева построила своё стихотворение на игре этих двух поня..

1. Весной тает лёд и текут ручьи. 2. После снежного одеяла зимы деревья распускают пучки листьев. 3. Весной одевают лёгкую и не стесняющую движения одежду.

Глагол, глагол, глагол, подумайте сами.

Кот или кошка ну или собака вообще.

Гриб — гриБы судак — (нет) судаКа лосось — (нет) лосоСя стриж — стриЖи вяз — вяЗы граб — граБы карп — карПы хек — (нет) хеКа ёрш — (нет) ерШа скат — скаТы.

Я люблю лето, потому что можно купаться. (изьяснительное) Добрые люди стремились всячески помочь пострадавшим (определительно) В доме, где раньше жили мы, теперь пусто (определительное) А другие незнаю.

Для начала нужно знаки препинания расставить . Я смотрела, как кошка карабкается на дерево. (Повествовательное, невосклицательное, распр. , сложное, двусост) Я — подлежащее, местоимение Смотрела — глагол, сказуемое Как — наречие, обстоятельство ко..

У всех людей есть мечта. Мечта которую можно осуществить, но не всем это даётся. У меня она тоже есть. Я хочу быть актрисой. Ведь наверное так здорово, выступать на сцене, раздавать автографы. Но что бы стать актрисой, нужно научиться хорошо упр..

Источник

Что такое возрастные глаголы?

Русский язык | 5 — 9 классы

Что такое возрастные глаголы?

Возвратный глагол — это такой глагол, в составе которого имеется возвратный суффикс — ся ( — сь) .

Сравните : купать и купаться или носила носилась

То есть действие с таким суффиксом направлено не на другой объект, а ВОЗВРАЩЕНО исходному объекту.

Мама купала сына.

(действие мамы направлено на сына)

Мама купалась (действие мамы возвращено маме)

Таким образом возвратность глагола — наличие в нём суффикса — ся ( — сь).

Что такое глагол?

Что такое глагол?

Суффиксы гланголов в неопр форме — _________ Глаголы в возрастной форме имеют суффикс__ ГЛаголы изменяются по временам ?

Суффиксы гланголов в неопр форме — _________ Глаголы в возрастной форме имеют суффикс__ ГЛаголы изменяются по временам .

Что такое глагол, существительное, наречие и прилагательное?

Что такое глагол, существительное, наречие и прилагательное?

ТРИ времени у глагола?

Окончания у глаголов 1 спряжения?

Что такое 2 спряжения?

Что такое Глагол?

Что такое Глагол?

И что такое Деепричастие,.

Что такое возрастные глаголы?

Что такое возрастные глаголы.

Написать 10 возрастных глаголов?

Написать 10 возрастных глаголов.

Глагол что это такое?

Глагол что это такое.

Что такое форма глаголов?

Что такое форма глаголов.

Что такое притяжательные глаголы?

Что такое притяжательные глаголы.

Что такое глагол?

Что такое глагол?

На этой странице находится вопрос Что такое возрастные глаголы?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Веночек, СПЛЕТЁННЫЙ ИЗ СВЕЖИХ ЦВЕТОВ, — это не просто украшение, а оберег. В народе считается, что веночек, ОДЕТЫЙ НА ГОЛОВУ, и боль снимает, и волосы бережёт. Считается, что веночек, СПЛЕТЁННЫЙ ИЗ РОМАШЕК, дарит людям здоровье и добро, из калины -..

В тот момент лицо было у него спокойно, но в душе он явно нервничал.

Норка — хищный пушной зверёк из семейства куниц с блестящей шерстью. Норка — уменьшительное от нора, углубление под землёй с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем. Поэт А. Шибаева построила своё стихотворение на игре этих двух поня..

1. Весной тает лёд и текут ручьи. 2. После снежного одеяла зимы деревья распускают пучки листьев. 3. Весной одевают лёгкую и не стесняющую движения одежду.

Глагол, глагол, глагол, подумайте сами.

Кот или кошка ну или собака вообще.

Гриб — гриБы судак — (нет) судаКа лосось — (нет) лосоСя стриж — стриЖи вяз — вяЗы граб — граБы карп — карПы хек — (нет) хеКа ёрш — (нет) ерШа скат — скаТы.

Я люблю лето, потому что можно купаться. (изьяснительное) Добрые люди стремились всячески помочь пострадавшим (определительно) В доме, где раньше жили мы, теперь пусто (определительное) А другие незнаю.

Для начала нужно знаки препинания расставить . Я смотрела, как кошка карабкается на дерево. (Повествовательное, невосклицательное, распр. , сложное, двусост) Я — подлежащее, местоимение Смотрела — глагол, сказуемое Как — наречие, обстоятельство ко..

У всех людей есть мечта. Мечта которую можно осуществить, но не всем это даётся. У меня она тоже есть. Я хочу быть актрисой. Ведь наверное так здорово, выступать на сцене, раздавать автографы. Но что бы стать актрисой, нужно научиться хорошо упр..

Источник

Возвратные и невозвратные глаголы

О чем эта статья:

4 класс, 6 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение глагола

Для начала давайте вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Начальная (неопределенная) форма глагола — инфинитив. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.

Вид — это постоянный грамматический признак, который есть у спрягаемых глаголов, инфинитива, деепричастий и причастий. Он показывает, как действие глагола протекает во времени:

  • глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают завершенное и единовременное действие (прочитал, посидел);
  • глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и обозначают незавершенное и повторяемое действие (читает, сидит).

Переходность — способность глагола сочетаться с существительными и местоимениями в форме винительного падежа без предлога. Например: читать (что?) книгу.

Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Например, от глагола летать мы не можем задать вопрос «кого?» или «что?».

И наконец, еще один важный постоянный признак глагола — возвратность и невозвратность. В этой статье мы разберем вопросы, которые часто возникают у школьников в 5 и 6 классе: что значит возвратный или невозвратный глагол и в чем их различия.

Возвратность глагола

Возвратность — это постоянный признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если в конце слова есть такой постфикс, то этот глагол называется возвратным: обидеться, одеться, двигаться. Другие глаголы считаются невозвратными: обижать, одевать, двигать.

Как понять, возвратный или невозвратный глагол: нужно найти постфикс, с помощью которого образован глагол. Если постфикс отсутствует, глагол невозвратный.

Для примера разберем по составу слово «задумываться»:

Нашли постфикс -ся — значит, глагол возвратный.

Онлайн-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Примеры возвратных и невозвратных глаголов

учить — учу (пятиклассников)

учиться — учусь (правильно писать)

радовать — радую (маму оценками)

радоваться — радуюсь (оценкам)

удивлять — удивляю (друзей)

удивляться — удивляюсь (интересным фактам)

купать — купаю (малыша)

купаться — купаюсь (в реке)

одевать — одеваю (ребенка)

одеваться — одеваюсь (в яркие цвета)

Теперь у нас есть определение и понимание, какие глаголы называются возвратными. Разберемся, какие бывают способы образования у таких глаголов и как на них влияет переходность и непереходность.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные глаголы в русском языке образуются пятью способами:

1. От невозвратных переходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться.

2. От невозвратных непереходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • грозить — грозиться;
  • стучать — стучаться.

3. От переходных и непереходных глаголов с помощью приставки и постфикса -ся:

  • дышать — отдышаться;
  • думать — задуматься;
  • плакать — расплакаться.

4. От имен существительных и прилагательных с помощью приставки, суффикса и постфикса -ся:

  • нужда — нуждаться;
  • банкрот — обанкротиться.

5. Наконец, существуют непроизводные возвратные глаголы, которые употребляются только в возвратной форме:

  • нравиться (всем);
  • гордиться;
  • трудиться;
  • распоряжаться;
  • оставаться;
  • надеяться;
  • улыбаться;
  • бороться;
  • кланяться;
  • ложиться.

Употребление постфиксов

Возвратный постфикс -ся добавляется после согласных:

  • укрылся;
  • обиделся;
  • отдышаться;
  • занимаешься.

Возвратный постфикс -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась;
  • разозлилась;
  • горжусь;
  • спустилась.

Оттенки значения возвратных глаголов

По значению можно выделить восемь групп возвратных глаголов, пять из которых образованы от переходных, и три — от непереходных глаголов.

Образованы от переходных глаголов

1. Собственно возвратные — обозначают действие, которое направлено на себя:

  • мыться — мыть себя;
  • обуваться — обуть себя;
  • раздеваться — раздеть себя.

2. Взаимно-возвратные — обозначают действие, которое реализуют несколько человек по отношению друг к другу:

3. Общевозвратные — указывают на внутреннее состояние или его физическое изменение:

4. Косвенно-возвратные — обозначают действие, которое реализует человек для себя, в своих интересах:

5. Безобъектно-возвратные — обозначают действие, которое принимает роль постоянного свойства:

Образованы от непереходных глаголов

1. Глаголы, которые обозначают безличное действие или состояние, происходящее без желания, безо всяких усилий:

2. Глаголы, которые обозначают действия, совершаемые в собственных интересах, более интенсивные, чем в невозвратной форме:

3. Глаголы, которые обозначают более слабое проявление какого-либо внешнего признака, чем у глагола в невозвратной форме:

Подведем итоги

Что мы узнали о возвратных глаголах:

  • Возвратные глаголы — это глаголы с постфиксом -ся.
  • После гласных -ся превращается в -сь.
  • Все возвратные глаголы непереходные.
  • Постфикс -ся может стоять в глаголе после окончания.

Постфикс -ся входит в основу и сохраняется во всех глагольных формах, поэтому возвратность — это постоянный признак глагола.

Источник

Узнаем, чем отличаются возвратные и невозвратные глаголы, какие они имеют значения и грамматические признаки в русском языке.

Возвратные глаголы имеют в своем морфемном составе постфикс -ся (-сь) и обозначают  действия или состояния относительно самого себя (одеваюсь) или двух и более субъектов (ругаются).

Что такое возвратность глаголов

Постоянными признаками глагола, как самостоятельной части речи, является грамматические категории совершенного или несовершенного вида, переходности, возвратности и спряжения, например:

  • (что сделать?) увидеть — глагол совершенного вида, переходный (увидеть кого? что? бабушку, картину), невозвратный, II спряжения;
  • (что делать?) смеяться — глагол несовершенного вида, непереходный, возвратный, I спряжения.

Глагол «смеяться» обозначает действие, которое не переходит на другое лицо, а выполняется самим субъектом в качестве объекта действия, то есть действие переносится на самого говорящего.


Определение

Возвратность — это постоянный признак глагола, выражающий, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.


  • он мучится; 
  • город славится ремёслами;
  • спортсмены будут бороться за медали.

Возвратность глагола

Признак возвратности глагола

Признаком возвратности глагола является постфикс -ся (-сь) в его морфемном составе:


Морфемный состав

обидеться — корень/суффикс/ окончание/постфикс


НЕВОЗВРАТНЫЕ ВОЗВРАТНЫЕ
учить учиться – учусь
радовать радоваться – радуюсь
удивлять удивляться – удивляюсь
купать купаться – купаюсь
одевать одеваться – одеваюсь

Постфикс -ся обычно пишется после согласных, например:

  • разувериться
  • обиделся
  • отдышаться
  • расстелешься
  • одевался
  • занимаешься.

Вариант возвратного постфикса -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась
  • раздевалась
  • горжусь
  • боритесь
  • усмехалась.

Однокоренные глаголы могут быть как возвратными, так и невозвратными, например:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться;
  • славить — славиться.

Ряд глаголов употребляется только в возвратной форме:

  • нравиться всем
  • гордиться
  • трудиться
  • распоряжаться
  • оставаться
  • надеяться
  • улыбаться
  • бороться
  • кланяться
  • ложиться.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные глаголы образуются как от переходных, так и непереходных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные глаголы, которые образованы от основы переходных глаголов, делятся на пять основных групп:

1. собственно возвратные, обозначающие действие, субъект и объект которого являются одним и тем же лицом:

  • мыться
  • обуваться
  • раздеваться.

В их морфемном составе постфикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения «себя»:

бриться — брить себя.

2. Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие, которое совершается двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно субъектом и объектом действия:

  • обниматься
  • встречаться
  • целоваться.

Постфикс -ся синонимичен словосочетанию «друг друга».

3. Общевозвратные глаголы указывают на внутреннее состояние субъекта, изменение его состояния или положения, например:

  • разочароваться
  • сердиться
  • веселиться
  • огорчиться
  • остановиться.

Постфикс -ся в морфемном составе этой группы возвратных глаголов имеет значение, близкое к значению местоимения «сам»:

обрадовать маму — обрадуется сам.

4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом для себя, в своих интересах, в свою пользу:

  • собираться в дорогу;
  • укладываться спать.

5. Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действия, выступающие в роли постоянного и характерного свойства субъекта:

  • светлячок светится;
  • собака кусается;
  • конь лягается;
  • еж колется.

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов, делятся на три группы:

1. слова, обозначающие действие или состояние лица, переживаемое им помимо его желания, безо всяких усилий с его стороны, например:

  • не лежится
  • не спится
  • нездоровится
  • неможется;

2. слова, обозначающие более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах:

  • грозится
  • плачется
  • стучится.

3. слова, обозначающие более слабое проявление какого-либо внешнего признака:

  • краснеется
  • тлеется
  • белеется
  • чернеется.

Видео «Возвратная форма глагола»

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 63

        
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№12»

Открытый  урок  по русскому
языку

                  
4 «Г» класс

Тема: 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/04f5/00087cec-c4711f3f/img16.jpg

 Автор: 
Бутдаева Илгама Вагифовна,

                                                                                    
учитель начальных классов

                            
                            2018г

Класс:
4 «Г»                                                                                

Тема:
Правописание возвратных глаголов.

Тип урока: урок
усвоения новых знаний

Оборудование: микрофон, иллюстрации-плакаты,
индивидуальные карточки, карточки с возвратными глаголами.

 Цели урока: 

– познакомиться с
правописанием  глаголов, возвратных глаголов;  научиться задавать
вопросы к глаголам;

         
  – 
развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую
орфограмму; 

 воспитывать
интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые
результаты:

Личностные: устанавливать
связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУДсамостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение,
классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи
рассуждений.

Коммуникативные
УУД
: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других;
 

Регулятивные 
УУД:
 постановка учебной задачи; сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

СОДЕРЖНИЕ
УРОКА

1.     Организация
начала урока

-Здравствуйте,
ребята! Присаживайтесь.

2.
Актуализация и коррекция знаний

     2.1. Интерактивный метод «Незаконченные
предложения»

-Ребята, прежде чем мы с вами перейдём к
изучению новой темы, давайте повторим то, что вы изучали на предыдущих уроках
русского языка.

-Сейчас я буду подходить к каждому из вас,
держа в руках микрофон и говорить предложения, но заканчивать их я не буду. Вам
необходимо будет продолжить мои фразы. Например, я буду говорить: «Глагол –
это…» И вы продолжаете. Только стараться отвечать нужно очень быстро. Поняли
задание? Тогда начинаем.

Вопросы:

1)    Глагол –
это… (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает
на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)

2)    Неопределённая
форма глагола – это… (Начальная форма глагола)

3)    У глаголов
существуют такие времена – …(Прошедшее, настоящее и будущее)

4)    Глагол в
неопределённой форме отвечает на вопросы – … (Что делать? Что сделать?)

5)    Глаголы
неопределённой формы чаще всего имеют суффиксы – … (-ть, -ти)

6)    Глаголы в
неопределённой форме могут заканчиваться на -чь. Но это не суффикс, а… (часть
корня)

7)    После
буквы ч, в неопределённой форме глагола, пишется … (мягкий знак)

8)    Глагол в
прошедшем времени отвечает на вопросы – … (Что делал?Что сделал?)

9)    Чем чаще
всего является глагол в предложении? (сказуемым)

10)                      
Глаголы
будущего времени отвечают на вопросы – … (Что будет делать? Что сделает?)

11)                      
Глаголы
настоящего и будущего времени имеют форму … (лица)

12)                      
При
изменении глагола по лицам изменяется и его … (Личное окончание)

13)                      
Изменение
глагола по лицам числам в настоящем и будущем времени называется … (Спряжением)

14)                      
Глаголы
настоящего и будущего времени во 2-м лице единственном числе имеют личные
окончания … (-ешь, -ёшь, -ишь)

15)                      
На
конце глаголов 2-го лица пишется … (мягкий знак)

16)                      
Спряжение
глаголов с безударными личными окончаниями определяется по … (их неопределённой
форме)

-Отлично,
ребята, вы справились с этим заданием и еще раз повторили всё то, что изучали
на предыдущих уроках по русскому языку. 

3.Сообщение
темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с
новой темой – Возвратными глаголами. Узнаем, что это за глаголы, на какие
вопросы они отвечают, и познакомимся с их правописанием. Тема нашего урока –
возвратные глаголы.

4.
Восприятие и осознание учениками фактического материала.

-Ребята, откройте свои тетради. Отступите
от предыдущей работы 2 строки и запишите сегодняшнее число – Двадцать четвертое
апреля, Классная работа.

-Пишем красиво и аккуратно.

     4.1. Беседа по теме «Возвратный
глагол» с использованием иллюстраций-плакатов.

/Вывешиваю на доску иллюстрации: 1) с
изображением девочки, которая одевает братика; 2) с изображением девочки,
которая одевается

-Ребята, посмотрите на доску. Что изображено
на первой иллюстрации? (Девочка одевает братика)

-Что изображено на второй иллюстрации? (Девочка
одевается на прогулку.)

-Ребята, давайте составим предложение, к
первой иллюстрации. (дети сставляют)

-Хорошо, …, выйди и запиши это
предложение на доске.

-Составьте предложение ко второй
иллюстрации. (дети составляют)

-Хорошо, …, выйди и запиши это предложение
на доске.

-Ребята, обратите внимание на слова «учит»
и «учится». Чем они отличаются? (В них есть -ся).

-Правильно, ребята, в них есть суффикс
-ся.

-…, выйди к доске и выдели суффикс -ся в
слове «одевается».

 -На кого направлено действие,
обозначенное глаголом «учит»? (На братика)

-Правильно, в слове «учит» действие
направлено на братика, то есть на другой предмет или существо.

-На кого направлено действие, обозначенное
глаголом «учится»? (на саму девочку)

-Правильно, в слове «учится» действие
направлено на саму девочку. Мы можем так же сказать, что действие направлено не
на посторонний предмет, а на себя.

-Какой мы можем сделать вывод? (Глаголы с
суффиксом -ся обозначают действие, направленное на себя)
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d94/0001a7bb-44c84798/img14.jpg

4.2. Работа с правилом из учебника на с.
102.

-Ребята, сейчас мы прочитаем с вами
правило об этих глаголах. откройте учебники на с.102 и найдите это правило.

-Прочитай правило.

/Ученик читает/

Ребята, так что же такое возвратные
глаголы? (Глаголы с суффиксом –ся)

-На какие вопросы отвечают возвратные
глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)

-Когда в возвратных глаголах пишется
мягкий знак? (Перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределённой формы)

-Отлично, ребята!

4.3. Выполнение упражнения 211, с. 102.

-Ребята, найдите упражнение 211.

-…, прочитай задание.

/Ученик читает задание упражнения/

-Ребята, в задании этого упражнения
необходимо обратить внимание на пары глаголов, из упражнения 210.

-Сейчас я буду вызывать по одному человеку
к доске, и вам необходимо будет написать одну пару глаголов, выделить суффикс
–ся в возвратных глаголах. Записываем глаголы в один столбик. Все остальные
ребята записывают пары глаголов в один столбик в свою тетрадь.

-Записываем: «Упражнение 211».

/Учащиеся выходят к доске и записывают
пары глаголов/

-Отлично, ребята, вы справились с этим
заданием.

Физ.минутка

-Ребята, давайте немного с вами отдохнём и
проведём физ.минутку. встаньте со своих мест.

/проводится физ.минутка/

5. Осмысление знаний, связей и
зависимостей между элементами.

      5.1. Выполнение упражнения 213 с
элементами игры

-Ребята, найдите упражнение 213.

-…, прочитай задание.

-Ребята, сейчас мы с вами выполним это
упражнение по-особенному. Сейчас я буду вызывать по одному человеку для
выполнения задания одного словосочетания. У вышедшего к доске будет необычная
задача. Ему нужно будет прочитать глагол и вопрос из упражнения, а существительное
нужно будет не произнести, а показать без слов. Например, поздороваться (с
кем?) с…, а слово «командиром» необходимо будет показать.

-Ребята, если вы догадываетесь, какое
существительное показывает ваш одноклассник, не выкрикиваем его, а тянем руку.
Затем, это словосочетание без вопроса нужно записать на доске, указать падеж
имени существительного.

-Остальные ребята, выполняем это
упражнения в тетради. Поняли задание?

-Тогда записываем: «Упражнение 213».

-Обратите внимание на написание слова
«Командир». Это словарное слово, и буква «о», после буквы «к», и буква «а»,
после буквы «м» – это орфограммы. запомните написание этого слова.

/Дети выполняют упражнение/

-Отлично, вы справились с этим заданием.
Обратите внимание на слова «хвалиться» и «извиниться». Определите, от какого из
этих слов можно образовать три формы времени, а от какого только две? (от слова
извиниться можно образовать только 2 формы времени)

-Почему? (Потому что слово «извиниться»
отвечает на вопрос «Что сделать?», данное действие уже завершено, или только
будет завершено, оно не может использоваться в настоящим времени)

-Правильно, молодцы, ребята!

5.2. Выполнение упражнения 214 на
индивидуальных карточках

-Ребята, как вы думаете, изменяются ли
возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?

-Сейчас мы с вами это проверим и проведём
небольшое исследование. Каждому из вас я раздаю индивидуальные карточки. На них
написаны глаголы «учиться» и «засмеяться» в первом и втором лице. Вашей задачей
будет – проспрягать данные глаголы. На выполнение этого задания у вас есть 2
минуты.

/Учащиеся выполняют задание/

-Закончили. Давайте проверим правильность
выполнения вами данного задания.

-…, прочитай, как ты проспрягал возвратные
глаголы?

-Ребята, у кого получилось по-другому?

-Что вы заметили при спряжении возвратных
глаголов?

-Как определить лицо и число этих
глаголов?

-Сделайте вывод, как изменяются возвратные
глаголы.

-Отлично, ребята, вы справились с этим
заданием.

5.3. Составление предложения с разбором и
определением частей речи.

-Ребята, сейчас вас ждёт еще одно
необычное задание.

-Посмотрите, у меня в руках есть 4
карточки. На каждой из них написан один возвратный глагол. Сейчас один из вас
выйдет ко мне, и вытащит карточку. Затем, нам необходимо будет составить
предложение с этим возвратным глаголом и сделать его разбор.

/Ученик вытаскивает одну карточку/

/Карточки: радоваться, купаться, хочется,
царапается/

-Итак, возвратный глагол, который написан
на карточке: __________

-Давайте составим с ним предложение и
наиболее удачное запишем на доске и разберём, определив части речи.

/Дети выполняют задание/

-Отлично, ребята!

6. Обобщение и систематизация знаний.

-Ребята, сегодня мы познакомились с новой
для вас темой – возвратными глаголами.

-Что такое возвратные глаголы?

-На кого, чаще всего, направлено действие,
обозначающееся возвратным глаголом? (На себя, на предмет, который выполняет
действие)

-Правильно. Какой суффикс имеют возвратные
глаголы? (-ся, -сь)

– Когда в возвратных глаголах пишется
мягкий знак? (Перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределённой формы)

-Как изменяются возвратные глаголы?

7. Подведение итогов урока

-Ребята, на сегодняшнем уроке вы были
активными и хорошо справлялись со всеми поставленными заданиями. Отметки «5»
получают __________ за активное участие в уроке, правильные ответы у доски.

8. Сообщение домашнего задания.

-Ребята, откройте дневники и запишите
домашнее задание. Вам необходимо будет выполнить упражнение 212. В этом
упражнении нужно списать текст о пуме – дикой американской кошке и вставить
пропущенные буквы. Так же, вам необходимо будет найти и подчесркнуть возвратный
глагол в неопределённой форме.

Запишите, «с. 102, упр. 212»

-На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо
вам за продуктивную и активную работу!

  • Определение

  • Возвратные глаголы, которые образованы от переходных глаголов

  • Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

В русском языке существуют возвратные и невозвратные глаголы.

 Определение 

Возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действия, которые относятся к самому себе или к двум и более субъектам. На конце возвратных глаголов пишется постфикс «-ся/-сь», что является их отличительной способностью.

Возвратность глагола — это постоянный признак, который демонстрирует, что действие или состояние возвращается к лицу, совершающему действие.

Например:

  • она волнуется
  • они стараются
  • он развлекается

По постфиксу «-ся/-сь» можно определить, что глагол является возвратным.

В русском языке существуют глаголы, которые могут быть и возвратными, и невозвратными:

  • радовать — радоваться
  • убрать — убраться
  • забыть — забыться

Также существует небольшое количество глаголов, употребляемых только в возвратной форме: нравиться, гордиться, трудиться, распоряжаться, оставаться, надеяться, улыбаться, бороться, кланяться, ложиться.

От каких глаголов образуются возвратные глаголы?

 Возвратные глаголы, которые образованы от переходных глаголов 

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов делятся на пять групп:

1. Собственно возвратные — это глаголы, которые обозначают действие, совершаемое субъектом, который одновременно является и объектом. То есть субъект и объект — это одно и то же лицо.

Например:

  • мыться
  • краситься
  • обуваться
  • раздеваться

В данных глаголах постфикс «-ся» по значению заменяет возвратное местоимение «себя»:

  • краситься — красить себя
  • обуваться — обувать себя
  • мыться — мыть себя

2. Взаимно-возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действие, которое выполняется двумя или несколькими субъектами, которые являются  и объектом действия:

  • обниматься
  • встречаться
  • целоваться
  • ругаться

Постфикс «-ся» в этом случае близок по значению к словосочетанию «друг друга»:

  • обниматься — обнимать друг друга
  • целоваться — целовать друг друга

3. Общевозвратные глаголы — это глаголы, которые указывают на внутреннее состояние субъекта, выражающееся в его изменении или положении:

  • разочароваться
  • сердиться
  • веселиться
  • огорчиться

4. Косвенно-возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действия, которые совершаются в свою пользу и ради своих интересов:

  • строиться (строить для себя дом)
  • собираться (собирать вещи для себя в дорогу)
  • прибраться (убрать дом для своего комфорта)

5. Безобъектно-возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действия, которые являются постоянными и характерными для субъекта:

  • собака кусается
  • конь лягается
  • крапива жжется
  • еж колется

 Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов 

Возвратные глаголы, которые образованы от непереходных глаголов, делятся на три группы:

1. Глаголы, которые обозначают действие или состояние субъекта, переживаемое им вопреки своей воле, не прилагая никаких усилий для этого:

  • не вспоминается
  • не спится
  • нездоровится

2. Глаголы, которые обозначают действия, совершаемые субъектом в своих интересах:

  • грозится
  • плачется
  • стучится

3. Глаголы, которые обозначают проявление какого-либо слабо выраженного внешнего признака:

  • краснеется
  • тлеется
  • белеется
  • чернеется

Добавить комментарий