Как найти возвратный глагол в тексте

Возвратные глаголы – что это такое, чем они отличаются от невозвратных и на какие группы делятся

Если есть «-ся» – возвратный.

5 412

что такое возвратные глаголы простыми словами

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом «-ся» или «-сь». Они называются так потому, что «возвращают» действие на того, кто о нем говорит: «Я умываюсь» = умываю себя, «Мы обнимаемся» = обнимаем друг друга.

«Ся» – это сокращенный вариант слова «себя».

Возвратность может быть даже у инфинитива – начальной формы глагола: причесываться, одеваться.

4 значения возвратных глаголов

Собственно возвратное, когда действие возвращается на того, кто о нем говорит: мальчик учится = учит себя, кот чешется = чешет себя, свою шерсть.

Взаимно-возвратное – когда действие относится к нескольким людям: мы обнимаемся, целуемся.

Страдательное. Когда предмет не сам выполняет действие, а с ним кто-то что-то делает. Этот кто-то обычно упоминается через дополнение в творительном падеже: диплом пишется мной = я его пишу, подвал заполняется водой = вода заполняет подвал, малярия переносится комарами = комары переносят малярию.

Свойство, постоянно присущее предмету. Здесь уже значение не совсем «возвратное», например: комары кусаются, козел бодается, вода растекается. Комары кусают не друг друга, козел бодает не себя самого, вода тоже саму себя не растекает. «-Ся» здесь указывает на постоянное свойство живых существ или предметов.

Не переживайте

В школе в любом случае все эти глаголы будут считаться возвратными.

Все возвратные глаголы непереходные

То есть после них не может быть существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Можно сказать «умывать ребенка», но с глаголом «умываться» существительное в такой форме употребить уже невозможно.

Но это не значит, что все невозвратные глаголы – переходные. Например, «зависеть» можно только «от» кого-то (зависеть от соседа), «поехать» – «в» какой-то город (поехать в Сызрань).

Всегда ли у возвратных есть невозвратная пара

Нет. Например, у глагола «драться» нет пары без «-ся», потому что «драть» имеет совсем другое значение – драть в клочья, сдирать что-то.

У глаголов «каяться», «намереваться», «улыбаться» тоже нет пары без «-ся», потому что они без постфикса вообще не употребляются.

( 11 оценок, среднее 4.91 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Узнаем, чем отличаются возвратные и невозвратные глаголы, какие они имеют значения и грамматические признаки в русском языке.

Возвратные глаголы имеют в своем морфемном составе постфикс -ся (-сь) и обозначают  действия или состояния относительно самого себя (одеваюсь) или двух и более субъектов (ругаются).

Что такое возвратность глаголов

Постоянными признаками глагола, как самостоятельной части речи, является грамматические категории совершенного или несовершенного вида, переходности, возвратности и спряжения, например:

  • (что сделать?) увидеть — глагол совершенного вида, переходный (увидеть кого? что? бабушку, картину), невозвратный, II спряжения;
  • (что делать?) смеяться — глагол несовершенного вида, непереходный, возвратный, I спряжения.

Глагол «смеяться» обозначает действие, которое не переходит на другое лицо, а выполняется самим субъектом в качестве объекта действия, то есть действие переносится на самого говорящего.


Определение

Возвратность — это постоянный признак глагола, выражающий, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.


  • он мучится; 
  • город славится ремёслами;
  • спортсмены будут бороться за медали.

Возвратность глагола

Признак возвратности глагола

Признаком возвратности глагола является постфикс -ся (-сь) в его морфемном составе:


Морфемный состав

обидеться — корень/суффикс/ окончание/постфикс


НЕВОЗВРАТНЫЕ ВОЗВРАТНЫЕ
учить учиться – учусь
радовать радоваться – радуюсь
удивлять удивляться – удивляюсь
купать купаться – купаюсь
одевать одеваться – одеваюсь

Постфикс -ся обычно пишется после согласных, например:

  • разувериться
  • обиделся
  • отдышаться
  • расстелешься
  • одевался
  • занимаешься.

Вариант возвратного постфикса -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась
  • раздевалась
  • горжусь
  • боритесь
  • усмехалась.

Однокоренные глаголы могут быть как возвратными, так и невозвратными, например:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться;
  • славить — славиться.

Ряд глаголов употребляется только в возвратной форме:

  • нравиться всем
  • гордиться
  • трудиться
  • распоряжаться
  • оставаться
  • надеяться
  • улыбаться
  • бороться
  • кланяться
  • ложиться.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные глаголы образуются как от переходных, так и непереходных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные глаголы, которые образованы от основы переходных глаголов, делятся на пять основных групп:

1. собственно возвратные, обозначающие действие, субъект и объект которого являются одним и тем же лицом:

  • мыться
  • обуваться
  • раздеваться.

В их морфемном составе постфикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения «себя»:

бриться — брить себя.

2. Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие, которое совершается двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно субъектом и объектом действия:

  • обниматься
  • встречаться
  • целоваться.

Постфикс -ся синонимичен словосочетанию «друг друга».

3. Общевозвратные глаголы указывают на внутреннее состояние субъекта, изменение его состояния или положения, например:

  • разочароваться
  • сердиться
  • веселиться
  • огорчиться
  • остановиться.

Постфикс -ся в морфемном составе этой группы возвратных глаголов имеет значение, близкое к значению местоимения «сам»:

обрадовать маму — обрадуется сам.

4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом для себя, в своих интересах, в свою пользу:

  • собираться в дорогу;
  • укладываться спать.

5. Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действия, выступающие в роли постоянного и характерного свойства субъекта:

  • светлячок светится;
  • собака кусается;
  • конь лягается;
  • еж колется.

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов, делятся на три группы:

1. слова, обозначающие действие или состояние лица, переживаемое им помимо его желания, безо всяких усилий с его стороны, например:

  • не лежится
  • не спится
  • нездоровится
  • неможется;

2. слова, обозначающие более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах:

  • грозится
  • плачется
  • стучится.

3. слова, обозначающие более слабое проявление какого-либо внешнего признака:

  • краснеется
  • тлеется
  • белеется
  • чернеется.

Видео «Возвратная форма глагола»

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 63

Возвратные и невозвратные глаголы


Возвратные и невозвратные глаголы

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 1161.

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 1161.

В данной статье рассматривается такая важная тема как возвратность глаголов. Здесь вы узнаете, как образуются возвратные глаголы, чем они отличаются от невозвратных глаголов. Также даны примеры возвратных глаголов с различными оттенками значения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое возвратность глаголов?

Возвратность глаголов – грамматическая категория глагола, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь, а также оттенками значения.

Что такое возвратность глаголов в речи лучше всего видно на конкретных примерах:

Алексей умылся и собрался. Женщина разговорилась

с соседкой (возвратные глаголы).

Котенок поиграл с фантиком и убежал на улицу. Вчера шел дождь (невозвратные глаголы).

Возвратные глаголы

Оттенки значения возвратных глаголов

Возвратные глаголы выражают действие, направленное на субъект (на говорящего, делающего и т. д.).

Примеры возвратных глаголов с различными оттенками значения:

  • Обуваться, одеваться, купаться (действие направлено на себя);
  • Видеться, обняться, ссориться (взаимно-возвратное действие, которое выполняется несколькими субъектами по отношению друг к другу);
  • Радоваться, печалиться, расстроиться (физическое или психическое состояние субъекта);
  • Ткань мнется, кот царапается, крапива жжется (постоянное свойство, качество субъекта);
  • Построиться, прибраться, разжиться (косвенно-возвратное действие, совершаемое субъектом в своих интересах);
  • Хочется, смеркается (безличное действие).

Образование возвратных глаголов

От невозвратных возвратные глаголы отличаются наличием возвратных постфиксов. Если вы не знаете, как определить возвратность глагола, то просто посмотрите, есть ли у глагола возвратный постфикс – если есть, то глагол возвратный.

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Употребление постфиксов:

  • -ся – добавляется, когда основа глагола оканчивается на согласный (укрылся, взобраться);
  • -сь – добавляется, когда основа глагола оканчивается на гласный (поднялось, разлилась).

Как правило, возвратные глаголы являются производными от невозвратных: целовать – целоваться, судить – судиться, но есть и непроизводные возвратные глаголы: улыбаться, смеяться, гордиться. Все возвратные глаголы являются непереходными.

Невозвратные глаголы

Невозвратные глаголы бывают как переходными, так и не переходными, могут означать как действие, направленное на субъект (читать журнал, собирать пазл), так и состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др. (ходить, стоять, думать, мечтать). У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Даша Колпакова

    7/7

  • Татьяна Луцак

    7/7

  • Жека Петрунин

    7/7

  • Тёма Волк

    7/7

  • Светлана Яновская

    6/7

  • Вадим Ивченко

    7/7

  • Максим Меркулов

    7/7

  • Влада Филимонова

    6/7

  • Евгения Чумаколенко

    7/7

  • Серёжа Гусев

    7/7

Оценка статьи

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 1161.


А какая ваша оценка?

Технологическая
карта урока

3. Тема: Что такое возвратные глаголы?

4. Цель: знакомство с определением понятия «возвратный глагол».

5. Задачи:

– образовательные: формировать умение
находить возвратные глаголы в тексте;

– развивающие: развивать мышление;

– воспитательные: воспитывать способность самооценке и взаимооценке.

6. Планируемые результаты
(ПР):

– предметные (Пр): применять правила правописания;
разбирать
по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным
в учебнике алгоритмом; определять грамматические признаки имён существительных
—падеж; проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике
алгоритму;

– метапредметные:

* познавательные (П): использовать
знаково-символические средства (разбор по составу, подчеркивание членов
предложения);

* регулятивные (Р): принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;

* коммуникативные (К): работать в паре;

– личностные (Л): способность к оценке и взаимооценке
учебной деятельности.

7. Средства обучения: Канакина
В.П. Русский язык. 4 класс. Ч.2 С. 102- 103; презентация; дидактический
материал.

Структура
занятия

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Тихо
девочки за парту сели,

Тихо
мальчики за парту сели,

И
на доску посмотрели.

Мотивация
обучающихся.

Актуализация
знаний.


Что вы видите на доске?


А в правильной ли они последовательности?


Выйдите, восстановите последовательность.


С какого этапа начнем?

Словарно-орфографическая работа.


Откройте тетради, запишите число, классная работа.


Но сегодня словарный диктант будет необычный. На слайде будут появляться
картинки, а по этим картинкам вы должны будете догадаться, что за словарное
слово изображено. Сначала вы должны назвать словарное слово (ответы по
поднятой руке), а только потом записывать его в тетрадь, а два человека у
доски (с обратной стороны).


Автомобиль, космос, километр, экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка, салют,
ботинки, свитер.


Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте в соответствии с образцом
на слайде.


Оцените соседа по парте по критериям (представлены на слайде).

Критерии
оценивания диктанта:

Отметка «5» – ставится, если нет ошибок и
исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями
каллиграфии.

Отметка «4» – ставится, если не
более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие
отклонения от каллиграфических норм.

Отметка «3» – ставится, если
допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

Отметка «2» – ставится, если
допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

– Какой этап плана выполнили?

Выполнение упр. 210.

Цель: знакомство с возвратными глаголами.

Вопросы и задания:


К какому этапу переходим?


Посмотрите на слайд, прочитайте пары глаголов.


В чем сходство и различие каждой пары слов?


С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?


Что общего в произношении и написании данным пар слов?


Устно составьте два предложения. Первое предложение с глаголом «умывать», а
второе предложение со словом «умываться».


Какие предложения у вас получились?


Скажите, одинаковое или разное значение имеют глаголы в предложениях?


На кого направлено действие, обозначенное глаголом «умываться»?


Как вы думаете, как называются такие глаголы, когда действия кого-то или
чего-то направлены на себя?


Сверим ваши предположения с учебником. Отройте стр. 102. Как называются такие
глаголы?

– Так какова тема нашего урока?

– А какие цели поставим на урок?

– Я вижу вы устали, поэтому отдохнем, встаньте.

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

– Какой этап выполнили?


Этапы урока.


Нет.


1.Словарно – орфографическая работа.

2.
Повторение.

3.
Изучение нового.

4.
Работа по новой теме.

5.
Подведение итогов.


Словарно – орфографическая работа.

Запись.

Взаимопроверка.

Оценивание.


Словарно – орфографическая работа.


Повторение.


У первых слов в паре нет «ся», а у вторых слов в паре «ся» есть.


С помощью суффикса «ся».


Эти глаголы в написании и произношении одинаковы, только добавляется суффикс
«ся».


1.Каждое утро нужно умывать лицо и руки. 2. Каждое утро я иду умываться.

Представление
составленных предложений.


Глаголы имеют разное значение.


Действие направлено на самого себя.

Предположения.


Возвратные глаголы.


Что такое возвратные глаголы?


Узнать, что такое возвратные глаголы.


Повторение.

Ф

Ф

П

П

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Р

Р

Пр

К

К, Л

Р

Р

Открытие
новых знаний.

Работа со сведеньем о языке.

К какому этапу переходим?


Так что же такое «возвратные глаголы»? Мудрая сова дала нам ответ.  Найдите
сведенья о языке на стр. 102. Прочитайте про себя.


Расскажите сведенья о языке соседу по парте.


Так что такое возвратные глаголы?


А на какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме?


В каком случае в возвратных глаголах перед суффиксом «ся» всегда пишется
мягкий знак?


Приведите примеры возвратных глаголов.


Какой этап выполнили?


Изучение нового.

Чтение.

Рассказ
сведений о языке.


Возвратные глаголы – это глаголы с суффиксом «ся».

– Что
делать? Что сделать?

– Мягкий
знак перед суффиксом «ся» в возвратных глаголах пишется всегда в
неопределенной форме глагола.


Купаться, радоваться, здороваться и т.д.


Изучение нового.

Ф

П

Ф

Ф

Ф

Р

К

Р

Применение
знаний.

К какому этапу переходим?

Выполнение упр. 211.

Цель: формирование умения обозначать главные
признаки возвратных глаголов в неопределенной форме.

Вопросы и задания.


Найдите упр. 211. Прочитайте, что необходимо сделать?


А в какой форме глагола перед суффиксом «ся» пишется мягкий знак?


Работать будем у доски по цепочке.

Вывод:
так как нужно обозначать возвратные глаголы в неопределенной форме?

Выполнение упр. 212.

Цель: формировать умение находить возвратные
глаголы в неопределенной форме в тексте.

Вопросы и задания.

Обозначать глаголы научились, а как
находить возвратные глаголы в неопределенной форме?

Найдите упр. 212. Что необходимо
выполнить?


Прочитайте текст про себя.


Прочитайте текст вслух один человек.


О ком говорится в тексте?


Что вы узнали о пуме из текста?


Разберем орфограммы, которые пропущены, чтобы при списывании текста вы не
допустили ошибок.


Каждый разбирает одну орфограмму по цепочке. Начинаем, с тех, на ком цепочка
закончилась.

Орфограммы объяснили. Какой следующий
шаг?  


Приступайте к работе.


Итак, какой возвратный глагол в неопределенной форме вы нашли и подчеркнули?


Почему глагол «позабавиться» возвратный?


Обратите внимание на текст, какие виды разбора нужно выполнить?


Сейчас каждый у себя в тетради выполняет сначала разбор слова по составу, а
один у доски.


Какое слово по составу нужно разобрать?


Сверьте ваш разбор в тетради и разбор на доске, если у вас также, то
поднимите вверх обе руки, если нет, то не поднимайте.


Выйдите, исправьте ошибку.


Следующий разбор, разбор слова как части речи, также все в тетради, а один у
доски.


Какое слово нужно разобрать?


Сверьте ваш разбор и разбор на доске, если у вас также, то поднимите вверх
обе руки, если нет, то не поднимайте.


Выйдите, исправьте ошибку.

Вывод:
так как найти возвратный глагол в неопределенной форме в тексте?

Словарно-орфографическая работа
(знакомство с правописанием слова «командир»).

Найдите и прочитайте новое словарное слово.


Кто такой командир?


Словарь Ожегова дает два значения слова «командир»:

1. Начальник воинской части, подразделения,
военного корабля, а также военизированной организации, стройотряда.

2. Человек, который любит распоряжаться,
командовать.


Назовите орфограммы в этом слове.


Запишите это слово в словарик, обозначьте орфограммы.

Выполнение упр. 213.

Цель: формирование умения образовывать
словосочетания с возвратными глаголами в неопределенной форме; формировать
умение образовывать формы времени возвратных глаголов в неопределенной форме.

Вопросы и задания.

– Это словарное слово есть в упр.213. Найдите его. Прочитайте,
что необходимо сделать в упражнении?

– По цепочке у доски, начинаем с первого словосочетания,
записываем его, определяем падеж, следующие словосочетания уже составляем,
т.е. придумываем к данному глаголу подходящее по смыслу существительное.
Продолжаем цепочку.

– Найдите в упражнении выделенные слова. Прочитайте их.

– Определите от какого из этих слов можно образовать три формы
времени, а от какого только две. Докажите устно.

– Почему так получается?

Вывод: как образовать словосочетание из возвратного глагола в
неопределенной форме?

Всегда ли возвратные глаголы в неопределенной форме изменяются во
всех трем формам времени? Почему?

– Какой этап выполнили?


Работа по новой теме.


Списать возвратные глаголы из упр. 210, выделить мягкий знак перед суффиксом
«ся».


В неопределенной форме глагола.


Нужно подчеркнуть «ь» и выделить суффикс «ся».


Прочитать и списать текст, объяснить написание пропущенных орфограмм,
выделить возвратные глаголы неопределенной формы в тексте.

Чтение
про себя.

Чтение.


О пуме.


Пуму называют серебристым львом, пума любит поиграть, прыгает пума высоко.


Серебристым –
орфограмма: буква непроверяемого гласного «е» в корне, напишем «е», потому
что нужно запомнить.

Серебристым – орфограмма: буква безударного гласного «ы» в
окончании, напишем «ы», потому что львом (каким?) серебристым.

– Львом – орфограмма:
мягкий знак в середине слова, напишем «ь», потому что обозначает мягкость
согласного звука в середине слова перед согласным.

– Мощь – орфограмма: мягкий
знак на конце слова после шипящего, напишем «ь», потому что в сущ. ж.р. после
шипящих всегда пишется «ь».

– Храбрость
орфограмма: мягкий знак на конце слова, напишем «ь», потому что обозначает
мягкость согласного звука на конце слова.

– Поиграть – орфограмма:
буква безударного гласного «о» в приставке, напишем «о», потому что эту
приставку нужно запомнить.

– Поиграть
орфограмма: мягкий знак на конце слова, напишем «ь», потому что обозначает
мягкость согласного звука на конце слова.

– Позабавляться –
орфограмма: буква безударного гласного «о» в приставке, напишем «о», потому
что эту приставку нужно запомнить.


Позабавляться – орфограмма: мягкий знак на
конце слова, напишем «ь», потому что в возвратном глаголе неопределенной
формы перед суффиксом «ся» всегда пишется «ь».


Половить – орфограмма:
буква безударного гласного «о» в приставке, напишем «о», потому что эту
приставку нужно запомнить.


Половить – орфограмма: буква безударного
гласного «о» в корне слова, напишем «о», потому что проверочное слово «улОв».


Половитьорфограмма:
мягкий знак на конце слова, напишем «ь», потому что обозначает мягкость
согласного звука на конце слова.

– Попрыгать – орфограмма:
буква безударного гласного «о» в приставке, напишем «о», потому что эту
приставку нужно запомнить.


Попрыгатьорфограмма:
мягкий знак на конце слова, напишем «ь», потому что обозначает мягкость
согласного звука на конце слова.


Удивительно – орфограмма: буква безударного
гласного «и» в корне слова, напишем «и», потому что проверочное слово «дИво».


Удивительно – орфограмма:
мягкий знак в середине слова, напишем «ь», потому что обозначает мягкость
согласного звука в середине слова перед согласным.


Высоко – орфограмма: буква безударного
гласного «о» в корне слова, напишем «о», потому что проверочное слово «высОк».


Нужно переписать текст, выделить пропущенные орфограммы. После того как
перепишем текст, нужно будет найти и подчеркнуть возвратный глагол в
неопределенной форме.


Позабавляться.


Т.к. у этого глагола есть суффикс «ся».


Нужно выполнить два вида разбора: разбор слова по составу (морфемный) и
разбор слова как части речи (морфологический).

Взаимооценка.


Возвратный глагол в неопределенной форме в тексте можно найти по суффиксу
«ся».

Чтение
слова.


Человек, который командует.


Командир – орфограмма: буква непроверяемого гласного «о»
в корне; буква безударного гласного «а» в корне, можно проверить
«комАндовать».

Запись.


Нужно составить словосочетания с возвратными глаголами в неопределенной форме
и подходящими по смыслу существительными. Указать падеж существительных.


Хвалиться, извиниться.


Хвалиться: похвалюсь (буд. вр.), хвалюсь (наст. вр.), хвалился (прош. вр.).

Извиниться:
извинюсь (буд. вр), извинился (прош. вр).


Т.к. нельзя извинить себя.


Нужно подобрать подходящее по смыслу существительное к этому глаголу.


Нет. Иногда не бывает в определенном времени того или иного лексического
значения слова.


Работа по новой теме.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

П

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Р

Пр

Пр

Пр

Пр

Пр

П

Пр, П

К, Л

Пр

Пр

Р

Подведение
итогов. Рефлексия.

– К какому этапу переходим?

Познавательная рефлексия.

Какие
цели мы ставили на уроке?

– Мы их достигли?

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Личностная рефлексия.


На столе у вас лежит три смайлика. Выберите радостный смайлик, если у вас
сегодня всё получилось. Если были затруднения, то выберите нейтральный
смайлик. А если ничего не получилось, то выберите грустный смайлик. Эти
смайлики вы можете раскрасить в любой цвет, в который вам захочется.


Какой этап выполнили?

Домашнее задание (на слайде):
страница 103, упражнение 214.


Подведение итогов.


Узнать, что такое возвратные глаголы.


Да.


Узнали, что такое возвратные глаголы.

Самооценка.


Подведение итогов.

Запись
домашнего задания.

Ф

Ф

Ф

Ф

Р

Р

Л

Р

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И
индивидуальная, Г- групповая, П – работа в паре, Ф – фронтальная).

               
Педагог-наставник: __________                    Отметка: ____________

Возвратные и невозвратные глаголы

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

  • что делает? сидит;
  • что делал? сидел;
  • что будет делать? сидеть.

Начальная (неопределенная) форма глагола — инфинитив. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.

Вид — это постоянный грамматический признак, который есть у спрягаемых глаголов, инфинитива, деепричастий и причастий. Он показывает, как действие глагола протекает во времени:

  • глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают завершенное и единовременное действие (прочитал, посидел);
  • глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и обозначают незавершенное и повторяемое действие (читает, сидит).

Переходность — способность глагола сочетаться с существительными и местоимениями в форме винительного падежа без предлога. Например: читать (что?) книгу.

Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Например, от глагола летать мы не можем задать вопрос «кого?» или «что?».

И наконец, еще один важный постоянный признак глагола — возвратность и невозвратность. В этой статье мы разберем вопросы, которые часто возникают у школьников в 5 и 6 классе: что значит возвратный или невозвратный глагол и в чем их различия.

Возвратность глагола

Возвратность — это постоянный признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если в конце слова есть такой постфикс, то этот глагол называется возвратным: обидеться, одеться, двигаться. Другие глаголы считаются невозвратными: обижать, одевать, двигать.

Как понять, возвратный или невозвратный глагол: нужно найти постфикс, с помощью которого образован глагол. Если постфикс отсутствует, глагол невозвратный.

Для примера разберем по составу слово «задумываться»:

Нашли постфикс -ся — значит, глагол возвратный.

Примеры возвратных и невозвратных глаголов

учить — учу (пятиклассников)

учиться — учусь (правильно писать)

радовать — радую (маму оценками)

радоваться — радуюсь (оценкам)

удивлять — удивляю (друзей)

удивляться — удивляюсь (интересным фактам)

купать — купаю (малыша)

купаться — купаюсь (в реке)

одевать — одеваю (ребенка)

одеваться — одеваюсь (в яркие цвета)

Теперь у нас есть определение и понимание, какие глаголы называются возвратными. Разберемся, какие бывают способы образования у таких глаголов и как на них влияет переходность и непереходность.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные глаголы в русском языке образуются пятью способами:

1. От невозвратных переходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться.

2. От невозвратных непереходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • грозить — грозиться;
  • стучать — стучаться.

3. От переходных и непереходных глаголов с помощью приставки и постфикса -ся:

  • дышать — отдышаться;
  • думать — задуматься;
  • плакать — расплакаться.

4. От имен существительных и прилагательных с помощью приставки, суффикса и постфикса -ся:

  • нужда — нуждаться;
  • банкрот — обанкротиться.

5. Наконец, существуют непроизводные возвратные глаголы, которые употребляются только в возвратной форме:

  • нравиться (всем);
  • гордиться;
  • трудиться;
  • распоряжаться;
  • оставаться;
  • надеяться;
  • улыбаться;
  • бороться;
  • кланяться;
  • ложиться.

Употребление постфиксов

Возвратный постфикс -ся добавляется после согласных:

  • укрылся;
  • обиделся;
  • отдышаться;
  • занимаешься.

Возвратный постфикс -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась;
  • разозлилась;
  • горжусь;
  • спустилась.

Оттенки значения возвратных глаголов

По значению можно выделить восемь групп возвратных глаголов, пять из которых образованы от переходных, и три — от непереходных глаголов.

Образованы от переходных глаголов

1. Собственно возвратные — обозначают действие, которое направлено на себя:

  • мыться — мыть себя;
  • обуваться — обуть себя;
  • раздеваться — раздеть себя.

2. Взаимно-возвратные — обозначают действие, которое реализуют несколько человек по отношению друг к другу:

  • обниматься;
  • встречаться;
  • целоваться.

3. Общевозвратные — указывают на внутреннее состояние или его физическое изменение:

  • веселиться;
  • огорчиться;
  • остановиться.

4. Косвенно-возвратные — обозначают действие, которое реализует человек для себя, в своих интересах:

  • собираться (в путь);
  • прибраться (на кухне);
  • укладываться (спать).

5. Безобъектно-возвратные — обозначают действие, которое принимает роль постоянного свойства:

  • светится (лампа);
  • кусается (собака);
  • колется (еж).

Образованы от непереходных глаголов

1. Глаголы, которые обозначают безличное действие или состояние, происходящее без желания, безо всяких усилий:

  • не спится;
  • нездоровится;
  • неможется.

2. Глаголы, которые обозначают действия, совершаемые в собственных интересах, более интенсивные, чем в невозвратной форме:

  • грозится;
  • плачется;
  • стучится.

3. Глаголы, которые обозначают более слабое проявление какого-либо внешнего признака, чем у глагола в невозвратной форме:

  • краснеется;
  • тлеется;
  • белеется.

Подведем итоги

Что мы узнали о возвратных глаголах:

  • Возвратные глаголы — это глаголы с постфиксом -ся.
  • После гласных -ся превращается в -сь.
  • Все возвратные глаголы непереходные.
  • Постфикс -ся может стоять в глаголе после окончания.

Постфикс -ся входит в основу и сохраняется во всех глагольных формах, поэтому возвратность — это постоянный признак глагола.

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

Узнаем, чем отли­ча­ют­ся воз­врат­ные и невоз­врат­ные гла­го­лы, какие они име­ют зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в рус­ском языке.

Возвратные гла­го­лы име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся (-сь) и обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния отно­си­тель­но само­го себя (оде­ва­юсь) или двух и более субъ­ек­тов (руга­ют­ся).

Что такое возвратность глаголов

Постоянными при­зна­ка­ми гла­го­ла, как само­сто­я­тель­ной части речи, явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида, пере­ход­но­сти, воз­врат­но­сти и спря­же­ния, например:

  • (что сде­лать?) уви­деть — гла­гол совер­шен­но­го вида, пере­ход­ный (уви­деть кого? что? бабуш­ку, кар­ти­ну), невоз­врат­ный, II спряжения;
  • (что делать?) сме­ять­ся — гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, непе­ре­ход­ный, воз­врат­ный, I спряжения.

Глагол «сме­ять­ся» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое не пере­хо­дит на дру­гое лицо, а выпол­ня­ет­ся самим субъ­ек­том в каче­стве объ­ек­та дей­ствия, то есть дей­ствие пере­но­сит­ся на само­го говорящего.

  • он мучит­ся;
  • город сла­вит­ся ремёслами;
  • спортс­ме­ны будут бороть­ся за медали.

Возвратность глагола

Признак возвратности глагола

Признаком воз­врат­но­сти гла­го­ла явля­ет­ся пост­фикс -ся (-сь) в его мор­фем­ном составе:

НЕВОЗВРАТНЫЕ ВОЗВРАТНЫЕ
учить учить ся – учу сь
радо­вать радо­вать ся – радую сь
удив­лять удив­лять ся – удив­ляю сь
купать купать ся – купаю сь
оде­вать оде­вать ся – оде­ваю сь

Постфикс -ся обыч­но пишет­ся после соглас­ных, например:

  • разу­ве­рить­ся
  • оби­дел­ся
  • отды­шать­ся
  • рас­сте­лешь­ся
  • оде­вал­ся
  • зани­ма­ешь­ся.

Вариант воз­врат­но­го пост­фик­са -сь встре­ча­ет­ся после гласных:

  • обра­до­ва­лась
  • раз­де­ва­лась
  • гор­жусь
  • бори­тесь
  • усме­ха­лась.

Однокоренные гла­го­лы могут быть как воз­врат­ны­ми, так и невоз­врат­ны­ми, например:

  • метать — метаться;
  • радо­вать — радоваться;
  • смот­реть — смотреться;
  • сла­вить — славиться.

Ряд гла­го­лов упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в воз­врат­ной форме:

  • нра­вить­ся всем
  • гор­дить­ся
  • тру­дить­ся
  • рас­по­ря­жать­ся
  • оста­вать­ся
  • наде­ять­ся
  • улы­бать­ся
  • бороть­ся
  • кла­нять­ся
  • ложить­ся.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные гла­го­лы обра­зу­ют­ся как от пере­ход­ных, так и непе­ре­ход­ных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, кото­рые обра­зо­ва­ны от осно­вы пере­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на пять основ­ных групп:

1. соб­ствен­но воз­врат­ные , обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие, субъ­ект и объ­ект кото­ро­го явля­ют­ся одним и тем же лицом:

  • мыть­ся
  • обу­вать­ся
  • раз­де­вать­ся.

В их мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию воз­врат­но­го место­име­ния «себя»:

брить­ся — брить себя.

2. Взаимно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся дву­мя или несколь­ки­ми лица­ми, каж­дое из кото­рых явля­ет­ся одно­вре­мен­но субъ­ек­том и объ­ек­том действия:

  • обни­мать­ся
  • встре­чать­ся
  • цело­вать­ся.

Постфикс -ся сино­ни­ми­чен сло­во­со­че­та­нию «друг дру­га».

3. Общевозвратные гла­го­лы ука­зы­ва­ют на внут­рен­нее состо­я­ние субъ­ек­та, изме­не­ние его состо­я­ния или поло­же­ния, например:

  • разо­ча­ро­вать­ся
  • сер­дить­ся
  • весе­лить­ся
  • огор­чить­ся
  • оста­но­вить­ся.

Постфикс -ся в мор­фем­ном соста­ве этой груп­пы воз­врат­ных гла­го­лов име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию место­име­ния «сам»:

обра­до­вать маму — обра­ду­ет­ся сам.

4. Косвенно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, совер­ша­е­мое субъ­ек­том для себя, в сво­их инте­ре­сах, в свою пользу:

  • соби­рать­ся в дорогу;
  • укла­ды­вать­ся спать.

5. Безобъектно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, высту­па­ю­щие в роли посто­ян­но­го и харак­тер­но­го свой­ства субъекта:

  • свет­ля­чок светится;
  • соба­ка кусается;
  • конь ляга­ет­ся;
  • еж колет­ся.

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, обра­зо­ван­ные от непе­ре­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на три группы:

1. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние лица, пере­жи­ва­е­мое им поми­мо его жела­ния, безо вся­ких уси­лий с его сто­ро­ны, например:

  • не лежит­ся
  • не спит­ся
  • нездо­ро­вит­ся
  • немо­жет­ся;

2. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более интен­сив­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые субъ­ек­том в сво­их интересах:

  • гро­зит­ся
  • пла­чет­ся
  • сту­чит­ся.

3. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более сла­бое про­яв­ле­ние какого-либо внеш­не­го признака:

  • крас­не­ет­ся
  • тле­ет­ся
  • беле­ет­ся
  • чер­не­ет­ся.

Видеоурок «Возвратная форма глагола»

Возвратные глаголы – что это такое, чем они отличаются от невозвратных и на какие группы делятся

что такое возвратные глаголы простыми словами

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом «-ся» или «-сь». Они называются так потому, что «возвращают» действие на того, кто о нем говорит: «Я умываюсь» = умываю себя, «Мы обнимаемся» = обнимаем друг друга.

«Ся» – это сокращенный вариант слова «себя».

Возвратность может быть даже у инфинитива – начальной формы глагола: причесываться, одеваться.

4 значения возвратных глаголов

Собственно возвратное, когда действие возвращается на того, кто о нем говорит: мальчик учится = учит себя, кот чешется = чешет себя, свою шерсть.

Взаимно-возвратное – когда действие относится к нескольким людям: мы обнимаемся, целуемся.

Страдательное. Когда предмет не сам выполняет действие, а с ним кто-то что-то делает. Этот кто-то обычно упоминается через дополнение в творительном падеже: диплом пишется мной = я его пишу, подвал заполняется водой = вода заполняет подвал, малярия переносится комарами = комары переносят малярию.

Свойство, постоянно присущее предмету. Здесь уже значение не совсем «возвратное», например: комары кусаются, козел бодается, вода растекается. Комары кусают не друг друга, козел бодает не себя самого, вода тоже саму себя не растекает. «-Ся» здесь указывает на постоянное свойство живых существ или предметов.

Не переживайте

В школе в любом случае все эти глаголы будут считаться возвратными.

Все возвратные глаголы непереходные

То есть после них не может быть существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Можно сказать «умывать ребенка», но с глаголом «умываться» существительное в такой форме употребить уже невозможно.

Но это не значит, что все невозвратные глаголы – переходные. Например, «зависеть» можно только «от» кого-то (зависеть от соседа), «поехать» – «в» какой-то город (поехать в Сызрань).

Всегда ли у возвратных есть невозвратная пара

Нет. Например, у глагола «драться» нет пары без «-ся», потому что «драть» имеет совсем другое значение – драть в клочья, сдирать что-то.

У глаголов «каяться», «намереваться», «улыбаться» тоже нет пары без «-ся», потому что они без постфикса вообще не употребляются.

[spoiler title=”источники:”]

https://skysmart.ru/articles/russian/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vozvratnye-glagoly

[/spoiler]

Добавить комментарий