Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени. Нам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы переделать все, что наметили. Но самое главное, нам не хватает времени, чтобы заниматься с детьми. “Как бы хотелось учить малыша чтению, письму, рисованию, музыке … но где взять время на изготовление бесчисленных пособий, кубиков. карточек, игр, когда, наконец заниматься, если я не успеваю переделать все домашние дела!” – восклицаем мы. Что ж, давайте остановимся и посмотрим, что действительно необходимо делать, что надо делать проще, а что не надо делать вообще.
Что вообще не надо делать.
Выяснение отношений. Интересно подсчитать, сколько времени мы тратим на ссоры с домашними, на “принципиальные” разногласия с бабушками, на “борьбу за равноправие” с мужем, на “воспитание” старших детей. “Обмен любезностями” нарастает как снежный ком, перерастает в бурные сцены, и вот уже мы, заплаканные, опустошенные, неспособны ни на какую продуктивную деятельность. Даже при наличии самых своеобразных родственников чаще всего полезнее ( для вас же, а тем более для вашего малыша) не раздувать скандалов, а стараться промолчать или спустить разговор на тормозах, как бы это ни было трудно. А там, глядишь, ровные спокойные отношения станут стилем жизни вашей семьи.
Телефон. Наши малыши должны быть главными сторонниками скорейшего введения повременной оплаты за телефон. Тогда их мамы обязательно найдут время для занятий с ними. Если же вынужденное затворничество все же для вас невыносимо, ведите задушевные разговоры с подругами, когда малыш спит, а чтобы не терять времени даром, почистите пока картошки на ужин или порежьте бумагу для карточек.
Телевизор. Откажитесь от ритуального просмотра любимых сериалов, дальнейшую судьбу героев вы легко вообразите сами. Если в течение дня есть действительно достойные передачи, а ребенок не спит, запишите их на видео или, если у вас его нет, попросите об этом знакомых. В конце концов, ничего не случится, если вы их и не посмотрите. Сидя у телевизора, займитесь чем-нибудь полезным, например, склейте кубики , сделайте новый альбом, сшейте куклу или мячик.
Макияж. Если вы собираетесь идти не на званый ужин, а на прогулку с малышом, абсолютно не обязательно тратить время на “боевую раскраску” и маникюр, на детской площадке их вряд ли оценят по достоинству, а вы сэкономите еще полчаса, а то и больше.
Дамские журналы. Не стоят ни времени, ни денег, затраченных на них. Если хотите переключиться, почитайте лучше хорошую книгу. (Книги, кстати стоят даже дешевле иллюстрированных журналов).
Конечно, вам необходимо отдыхать, необходимо иметь возможность развеяться и заняться собой, сходить без малыша в гости или театр, просто пройтись по улице, наконец. Если вы будете грамотно строить свой день, у вас обязательно останется время и для себя.
Теперь о тех делах, которые можно предельно упростить.
Уборка. Ваше чадо громит ваш изысканный, тщательно продуманный интерьер? Строит дома из диванных подушек, стягивает скатерти, роняет вазы и статуэтки, пеленает кукол в ажурные салфеточки? Так уберите все это до поры до времени подальше. Главное украшение вашего дома — это ваши дети. Отвезите к родственникам ненужную мебель, спрячьте собирающие пыль сувениры, переберите шкафы и выкиньте или отдайте вещи, которые храните “на всякий случай”, а на их место положите то, что загромождает комнаты. Убирать сразу станет проще. Собираясь купить мебель или предмет интерьера, подумайте, не слишком ли сложно за ним ухаживать, не слишком ли он хрупок для дома, где есть малыши.
Стирка. Давно известно, что маленькие дети – это бесконечная стирка. Во-первых, постарайтесь приобрести максимально удобную из доступных вам стиральных машин. Лучше сэкономить на дорогой мебели для детской, Барби, трансформерах и новеньких костюмчиках, их можно взять по наследству у знакомых или купить в магазине “секонд-хенд”. Или можно, например, предложить родственникам и друзьям в качестве подарка к рождению, крестинам или первому юбилею малыша внести свою лепту в покупку стиральной машины. Во-вторых, если дома нормальная температура (17-20 градусов), держите малыша голеньким все время, пока он не спит. В полтора-два года можно начать одевать трусики. Вы сэкономите не только время на стирку, но и деньги на лекарства – малыши прекрасно переносят прохладу, закаляются, реже и легче болеют, быстрее развиваются. Если вы не пользуетесь памперсами, прополаскивайте подгузники, пока они свежие, это гораздо быстрее и легче.
Глажка. Детские пеленки и ползунки вообще незачем гладить. Раньше считалось, что это необходимо, чтобы продезинфицировать белье, но уже давным-давно доказано, что ребенка не только не полезно, но и вредно держать в излишней стерильности, потому что у него не вырабатывается иммунитет к нормальным бактериям окружающей среды. Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке, не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, аккуратно повесив на плечики; время на глажку значительно сократится. А то, что осталось, можно погладить во время любимой телепередачи.
Готовка. Не готовьте слишком сложных блюд, не пережаривайте продукты, прежде, чем приготовить суп или рагу, сократите время термообработки продуктов, вы не только быстрее управитесь с готовкой, но и сделаете ваши блюда вкуснее и полезнее. Если есть возможность, постарайтесь купить бытовую технику, которая облегчит ваш кухонный труд (посчитайте, сколько денег вы сэкономите потом на курсах и репетиторах для своего ребенка, и вы поймете, что расход оправдан)
Дети разного возраста. Если разница в возрасте невелика, старайтесь больше времени заниматься со старшим ребенком, давайте общие задания, ориентируясь на старшего, младший будет тянуться за ним и скорее всего не только не отстанет, о даже обгонит старшего. Кроме того, посильные занятия с малышом можно переложить на старшего, это будет только полезно обоим. Тем более следует привлекать к обучению маленького братьев и сестер более старшего возраста. Пяти-шестилетний с удовольствием покажет маленькому альбомы, попоет ему кубики, поиграет в лото. Хорошо читающего ребенка можно попросить почитать вслух, а того, кто не умеет или не любит – рассказать сказку. Если умело организовать дело, старшие дети с радостью примут участие в изготовлении пособий. Это, кстати, можно построить как учебное задание для старших. (Подобрать и вырезать картинки для альбома, собрать гербарий или коллекцию семян … ). Если ваши старшие дети учатся в школе, воздержитесь от гиперопеки: не делайте с ними уроки (помогать, особенно на первых порах, конечно, необходимо, но только тогда, когда ребенок сам об этом просит, дайте ему научиться отвечать за свои школьные дела, это будет для него гораздо полезнее полученных под вашим неусыпным оком пятерок), не сопровождайте повсюду, лучше потратьте немного времени, чтобы научить ребенка правилам безопасности, чтобы он был в состоянии перейти дорогу, проехать несколько остановок в транспорте, самостоятельно добраться до школы или бассейна. И уж конечно, необходимо привлекать старших детей к помощи по дому.
Но даже если упростить свой быт, домашние дела все равно занимают немало времени. Как быть? Делайте их вместе с детьми, ведь то, что для вас – нудная повседневная работа, для малыша – прекрасный путь к познанию мира. Если младенец не отпускает вас ни на минуту, просто посадите его в перевязь или “кенгурушку” и занимайтесь своими делами: ребеночек сможет осматриваться вокруг, а вы называйте предметы, которые берете: нож, картошка, огурец … чем, спрашивается, хуже карточек и альбомов? Там же, “не отходя от станка” можно покормить и усыпить малютку, и оба вы останетесь довольны: сытый, веселый малыш и спокойная, сделавшая все дела мамочка. Пока вы будете возиться на кухне, ползунок вдохновенно исполнит концерт для кастрюли с оркестром или углубится в недра посудного шкафа, только убедитесь заранее, что вы вынули оттуда опасные предметы. Кухня – идеальное место для монтессори-игр. Во время приготовления обеда посадите ребенка в высокий стульчик и предложите поиграть в “Золушку”: насыпьте вперемежку разной крупы и попросите рассортировать, можно предложить раскладывать фасолинки по ячейкам для яиц или капать пипеткой подкрашенную водичку или сок в формочки для льда, можно писать пальчиками на манке или лепить из теста. Если вы моете посуду, дайте своему “помощнику” тазик и парочку плошек, это поможет ему постигать законы физики жидких тел. В кухне можно прекрасно заниматься и математикой: посчитать картофелины, почищенные мамой, посмотреть, сколько четвертинок в целой редиске или что больше, восьмая или десятая часть пирога.
Возможно, вам необходимо учиться или заниматься надомной работой. Не беда. Малыш и здесь с удовольствием “поможет” вам. Ворох лоскутков или нанизанные на тесьму пуговицы рядом с вашей швейной машиной помогут развитию мелкой моторики, молоточек и гвозди в столярной мастерской укрепят координацию движений, а сидя за письменным столом, посадите ребенка рядом и дайте ему бумагу и карандаш, и он с упоением будет “работать” вместе с вами. У одной моей подруги первая дочка родилась, когда она училась на классическом отделении филологического факультета, и большую часть дня проводила, занимаясь латынью и греческим, а девочка брала библиографические карточки и “училась” вместе с мамой. Сейчас девочка в седьмом классе гимназии, и любимый предмет у нее … латынь, которую она схватывает так легко и быстро, как будто когда-то уже учила ее и теперь вспоминает.
Можно было бы еще долго перечислять, как сделать жизнь с ребенком интереснее и плодотворнее, но я верю, что каждая мама найдет массу своих способов сэкономить время, как уделить своему малышу максимум внимания. Главное понять: если нам дается отпуск по уходу за ребенком, мы должны тратить его на ребенка, а не на все остальное, ведь он совсем недолго будет маленьким, и нам так много нужно успеть сделать.
Консультация для родителей:
«Как найти время для игр с ребенком»
Вам, наверное, не раз случалось на просьбу ребенка: «Давай поиграем!» – отвечать: «Подожди, не сейчас, закончу свои дела, тогда поиграем».
В наш стремительный век катастрофически всем не хватает времени, в том числе не остается его и у родителей для игры с детьми.
Помните: если вы не уделяете ребенку должного внимания, общаясь с ним только тогда, когда остается время, малыш может чувствовать необъяснимое беспокойство, ему кажется, что все на свете гораздо важнее его самого.
У многих детей складывается впечатление, что для мамы важнее всего – хозяйственные дела, а для папы – то, как идут дела на работе.
Показывайте ребенку, что он для вас много значит, что вы его любите и с удовольствием поиграете с ним.
Помните о важности детской игровой деятельности, не относитесь равнодушно, пассивно к играм вашего малыша, выбирайте минутку времени для общения с ребенком в играх-упражнениях в ходе домашних дел.
Играйте с ребенком, даже если вы заняты приготовлением для семьи обеда или ужина.
Игры на кухне
Многие из вас часто замечали, что ваши дочка или сын внимательно наблюдают за тем, как вы готовите обед или ужин. А ведь на вашей кухне всегда найдется дело для ловких детских пальчиков.
Попросите ребенка помочь вам:
- пересыпать аккуратно крупу из одной банки в другую емкость и при этом посчитать, сколько уместилось полных столовых ложек;
- отмерить чашками и вылить нужное количество воды в кастрюлю для варки картофеля, пока вы его чистите;
- отсчитать нужное количество ягод для пирога.
Поиграйте с ребенком в слово:
- предложите ему искать на кухне слова. Какие слова можно «вынуть» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты и пр.?
- вспомните «вкусные» слова и «угостите» друг друга чем-нибудь вкусненьким.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» маме на ладошку, затем вы – ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игры в ванной
Проводите игры в ванной комнате во время купания ребенка:
- пускайте мыльные пузыри;
- черпайте воду ситом;
- устраивайте «бурное море» и др.
Организуйте игру «Сколько воды в губке?»:
- возьмите кастрюлю, губку, чашку, стакан, ложку;
- в кастрюлю налейте немного воды, пусть ребенок положит в нее губку и выскажет свое предположение о том, сколько воды впитает губка;
- предложите затем достать губку, отжать ее в емкость для измерения объема и убедиться в правильности ответа.
Психологи доказали, что в игре у дошкольника интенсивно развивается психика, формируются память, мышление, восприятие; больше проявляется произвольности, он лучше запоминает, дальше и выше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации обучения.
Помните: в игре дошкольнику обязательно нужны сюжет, тема. Именно поэтому ваш малыш часто задает вопрос: «Папа, во что мы будем играть?»
Не жалейте времени на игру с ребенком, придумывайте сюжет, роли, подыгрывайте малышу, будите его воображение, развивайте личность дошкольника, расширяйте сферу его интересов.
Не отвлекаясь от собственных домашних дел, вы можете уделить внимание своему ребенку и поиграть с ним.
При этом у малыша формируются соответствующие умения и навыки, и заодно он получает удовольствие и положительные эмоции от общения с родителями.
Подготовила: воспитатель Андрюшина Н.Г.
Современные родители постоянно жалуются на нехватку времени. Когда находить время для семьи и детей, если работа заполняет всю основную часть жизни? С появлением гаджетов и интернета мы постоянно погружены в рабочие проблемы. Даже на выходных сложно отвлечься и отдохнуть, ведь у начальства и коллег всегда найдется повод, чтобы вам позвонить.
Что же делать родителям в сложившейся ситуации? Ведь воспитание невозможно без совместного времяпровождения, игр, разговоров с детьми.
Существуют 7 способов, которые помогут вам уделить время своему ребенку, даже если кажется, что времени совсем нет.
1. Направленное внимание
Как известно, главное не количество общения, а его качество. Если у вас появилось даже 5 минут свободного времени, отложите в сторону все гаджеты и пообщайтесь с ребенком. Ваше внимание должно быть полностью направлено и сосредоточено на ребенке. Говорите с ребенком не только про школу и уроки. Помните, что дошкольникам и младшим школьникам необходимо больше времени, чем подросткам. Но для подростков намного важнее качество общения. Если у вас совсем нет сил на игры и разговоры, предложите поваляться вместе на кровати, и посмотрите интересную передачу.
2. Разговаривайте
Разговоры, обсуждение, активное слушание – всё это необходимо для того, чтобы сохранить доверительные и теплые отношения с ребенком. Вы можете говорить с ребенком пока стоите в очереди в магазине или ждете автобус на остановке. Если у вас нет сил или желания участвовать в дискуссиях, то применяйте активное слушание – ребенок вам о чем – то рассказывает, а вы его внимательно слушаете и задаете уточняющие вопросы: «Тебе понравилось? Тебе было неприятно? Ты сильно разозлился?».
3. Читайте вместе
Если у вас стоит выбор между разговором с ребенком и чтением, выбирайте чтение. Во время чтения вы не только уделите время ребенку, но и сможете подискутировать на подходящую тему. В подростковом возрасте дети забрасывают чтение. Но если родители читали с детьми в раннем детстве, то ребенок после 18 лет снова откроет книгу. Приятные воспоминания о совместном чтении с родителями будут согревать его душу.
4. Будьте родителем, а не гувернером
Есть ли смысл тратить время на конфликты и нотации? Научитесь делить дела на срочные и не срочные, а также на нужные и не нужные. Вот ребенок раскидал носки. Ругать его по этому поводу – это дело не срочное и не нужное. Некоторые родители считают, что крики и ссоры это часть воспитания. Поругал, значит уже уделил внимание. Но на самом деле такое общение только ухудшает отношения между родителями и детьми. Превратите процесс общения в игровую форму. Тогда вы сможете провести время не только приятно, но и полезно.
Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ибо случайностей не бывает. Приглашаем так же, посетить наш семейный сайт и канал на Дзене Печенька к Чаю , где мы с детьми выкладываем наши простые рецепты. На сайте вы найдете фильм о нашей Приёмной, многодетной семье.
5. Воспитывайте в главном, а не в мелочах
Если обращать внимание на все мелочи, то времени на приятное общение точно не останется. А вот транслировать постоянную любовь, заботу и внимание просто необходимо. Если вы хотите поговорить ребенком на серьезную тему, старайтесь избегать нравоучений. Вам в помощь истории из жизни, рассказы, повести, притчи и просто свой личный пример. Тогда ребенок будет слушать вас с открытым ртом.
6. Берите детей с собой по делам
Если у вас есть такая возможность, берите иногда детей на работу. Там они смогут понять, чем же занимается родитель, и почему работа так важна. Так вы сможете провести продуктивно время с ребенком, и уделить внимание своей работе.
7. Не обвиняйте себя и ребенка
Нет смысла ругать и корить себя за то, что вы не уделяете ребенку столько времени, сколько бы вам хотелось. Необходимо принять реалии жизни. Если вас не устраивают сложившиеся обстоятельства, начните действовать. Возможно, вам необходимо сменить работу или перестроить свой режим дня. Но обвинения ни к чему хорошему точно не приведут. Научитесь сами и научите своих детей радоваться тому, что у вас есть.
А вы успеваете уделять время своим детям? Поделитесь пожалуйста, своими историями и идеями в комментариях.
Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ибо случайностей не бывает. Приглашаем так же, посетить наш семейный сайт и канал на Дзене Печенька к Чаю , где мы с детьми выкладываем наши простые рецепты. На сайте вы найдете фильм о нашей Приёмной, многодетной семье.
В современный мир активности родители не всегда могут себе позволить проводить столько времени с детьми, сколько им хочется. Ресурсы человека, у которого есть семья, уходят на зарабатывание денег, обеспечение образования и воспитания ребёнка, дополнительных услуг, создание полноценного отдыха. Также много времени может занимать развитие карьеры, дополнительное обучение, бизнес-проекты и так далее.
Когда в семье появляется ребёнок, жизнь супругов уже не может быть прежней. Декретный отпуск — это время, когда мама может позволить себе дарить малышу столько тепла и любви, сколько ему нужно. Только этот период не всегда бывает долгим — повзрослев, ребёнок отправляется в детский сад, потом в школу, мама получает возможность больше времени уделять себе и карьере, и общение между близкими людьми может сокращаться.
Что делать, когда рабочие будни забирают много времени, сил и энергии, которые родителям хочется потратить на детей? Как общаться, играть, дарить любовь, когда воспитатели детского сада, учителя и няни имеют больше контактов с ребёнком, чем родители?
Недостаток времени и общение
Взрослым и детям необходимо общение. Взаимодействуя друг с другом, они развивают свои знания об окружающем мире, отношениях в группе, приобретают опыт поведения в конфликтных ситуациях. Усталость — эмоциональная и физическая, — которую могут испытывать родители, когда много работают, не оставляет времени на общение с детьми. Дети же постоянно нуждаются в контакте с близкими людьми. Для того чтобы заполнить этот пробел в семейной жизни, родителям важно общаться с ребёнком всегда, когда они его видят, даже если это время ограничено парой часов в день перед сном.
Отвечайте на вопросы детей, какой бы темы они не касались, даже если они кажутся неуместными или неважными. Отложите на время мысли о личных проблемах и работе, чтобы пообщаться с ребёнком. У детей каждый день в жизни происходит что-то новое. Поинтересуйтесь, что он узнал сегодня, что его порадовало, удивило или расстроило. Такой интерес к жизни маленького члена семьи поддержит его значимость для взрослых, научит безопасно и открыто выражать свои мысли и чувства.
Выделяйте несколько минут в день на звонок ребёнку, чтобы поинтересоваться, как его дела и какие планы на вечер. Договоритесь, что вечером почитаете его любимую книжку или вместе приготовите что-нибудь необычное к ужину. Заведите привычку каждый раз за ужином интересоваться, как прошел его день, чем он хочет заняться завтра, о чем мечтает, что его тревожит. Чаще спрашивайте у ребёнка его мнения по поводу семейных вопросов: куда он хочет поехать в отпуск, как провести выходные, что получить на день рождения, Новый год, как поздравить бабушку, какую мебель купить в дом и так далее.
Где и как можно играть с детьми
Современный ритм жизни оставляет мало времени семье на общение друг с другом и еще меньше — на совместные игры. Чем младше ребёнок, тем большую важность для него представляет игра. Через нее он получает внимание и любовь родителей, чувствует заботу, ощущает себя нужным и принятым.
Когда родители очень заняты на работе и встречаются с близкими людьми только за ужином, это короткое совместное время можно потратить эффективно и с удовольствием. Во время еды можно поговорить друг с другом, обсудив волнующие дела, а после, во время подготовки ко сну или уборки посуды, поиграть. Это могут быть игры, которые поддерживают взаимодействие и поднимают настроение.
Игра в желания: угадай, чего я буду больше всего хотеть этим летом (этими выходными, на свой день рождения и так далее). В такую игру получится играть тем, кто хорошо знает внутренний мир друг друга, чье общение с самого начала строилось на откровенности и доверии.
Игра «Угадай, что»: угадай, что я буду готовить завтра на ужин (после этого идет краткая описательная характеристика блюда, например: это любимая еда бабушки). Члены семьи дружно угадывают, называя состав продуктов, из которых состоит блюдо. Кто больше назовет правильных продуктов, тот приближается к разгадке ответа — он и становится победителем.
Современный человек проводит много времени за рулем автомобиля. Иногда дорога на работу, в детский сад или школу оказывается длинной. Это время является очень подходящим, чтобы поиграть с ребёнком.
Игры в дороге могут быть самыми разными. Можно вместе обсуждать пейзаж за окном, считать машины одинакового цвета, перечислять разнообразные марки автомобилей, замечать в дороге предметы, например, только красного или только зеленого цвета — кто больше назовет предметов одного цвета, тот и выиграл.
Такие совместные семейные игры помогут ребёнку меньше скучать по родным во время рабочего дня, потому что они будут «напитаны» вниманием родителей, теплотой и любовью.
Привычки родителей для радости и счастья
Не позволяйте заботам и хлопотам лишать вас хорошего настроения, когда рядом находятся дети. Они легко замечают перемены в состоянии взрослых и испытывают тревогу. Шутите друг с другом по утрам, давайте смешные, но не обидные прозвища, как можно чаще обнимайте и целуйте детей, говорите ласковые слова и дарите признания в любви.
Придумайте день подарков. Например, пусть каждую пятницу все члены семьи дарят друг другу подарки, сделанные своими руками. Кому дарить, можно решить незадолго до этого, с помощью жребия.
Чаще устраивайте приятные и неожиданные сюрпризы. Например, незапланированный обед всей семьей на свежем воздухе внесет приятное разнообразие и подарит массу положительных эмоций.
Делайте один день в неделю «цветным» — договоритесь, что по четвергам все члены семьи носят одежду, например, только синего или только желтого цвета. Вечером за ужином поделитесь впечатлениями.
Важность доверия в отношениях
Для того чтобы дети чувствовали себя любимыми и нужными, родителям важно не потерять нить доверия с ними. Она станет крепче и ребёнок будет стремиться общаться со взрослыми, если они внимательны по отношению к его проблемам, и он знает, что может обратиться к ним с любым вопросом и получить поддержку. В это время важно не количество проведенного времени вместе, а то, с какой заботой и вниманием оно проходит.
Из опыта работы: Консультация
для родителей
«Найдем время для игры!»
«Мама, давай поиграем!». Согласитесь, вы
слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь,
ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал
губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще
немного времени.
Один из главных мифов, витающий между
мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и
подготовка; дорогие, яркие игрушки, застилающие стеллажи магазинов, и новинки
игр, мелькающие на экранах ТВ.
Это займет много времени – миф номер два.
На самом деле, существует немало игр, не
требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть,
даже готовя ужин).
Сегодня мы рассмотрим те из них, которые
направлены на речевое развитие ребенка.
Напомним, что развитие речи – это не
только формирование правильного звукопроизношения, но и фонематического слуха
(умения различать речевые звуки), грамматического строя речи (у детей часто
наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев»).
Это и постоянное обогащение словарного
запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие
связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском
саду дне, походе в театр и др.).
Предлагаем вам игры, которые помогут
формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно
выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации
слова.
Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот
залог вашего успеха.
Игры на кухне
«Кто больше назовет слов». Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше
назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук …),
из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода…). Придумайте приз, заслужить
который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь! Помните, что ваша цель в
игре – не победить, а обучить.
«Угощение».
Вспомните любимые сладкие лакомства и угостите друг друга. Ребенок
называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему (конфета,
мороженое, пироженое…). Можно поиграть в кислые, соленые, горькие слова.
«Соковыжималка».
Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из
груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из
чего?
«Один и много».
Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка
– чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы; стул – стулья.
«Кто больше знает».
Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать
предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно
использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу,
накрывать рассаду, ставить карандаши… .
Игры в ванной
«Водопой».
Взрослый расставляет в ванне пустые колбочки разного размера,
надевает шланг на кран и включает воду. Ребенок наполняет емкости водой из
шланга. Для того чтобы ему было интересно, можно сказать, что в ванной
находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек
(мышки, хомячка, зайчика) — маленькие, а у больших (слона, медведя, носорога) —
большие.
«Букволов».
Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но
можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды,
называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают
его: А-А-А…, придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук
согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла-ла-ла – колокола, или
посложнее ла-ла-ла – острая игла, или ла-ла-ла – Маша воду разлила.
Игры по дороге из
детского сада (в детский сад)
«Кто самый внимательный?». «Будем называть предметы,
мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый
ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.
«Желтый, красный, голубой». Попросите ребенка называть предметы определенного цвета.
Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет
называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно
отработать восприятие размера.
«Перепутаница». Жили-были
слова. Они веселились, играли, танцевали и не заметили, что в них что-то
перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид: кашок (кошка),
даво (вода), ватра (трава).
Игры в свободную
минутку
«Чудесный мешочек». Для
игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок
правильно называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в
мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку;
назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?)
белый, пушистый…) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной
полянке).
«Лягушка». Выделение
звука из ряда других звуков. Например, звук [А].
Будешь
прыгать как лягушка, если звук услышишь [А],
На другие
звуки опускаешь низко руки.
Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э…), а ребенок подпрыгивает,
когда услышит заданный звук.
Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже
можно проводить игру на согласные звуки.
«Назови три предмета»
«Я назову одно слово, например,
мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать одним словом «мебель»
(стол, стул, кровать). В этой игре ребенок учится относить три видовых понятия
к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым
понятиям учатся находить родовые. Например, взрослый называет: «Малина,
клубника, смородина», а ребенок отвечает: «Ягоды».
Примеры обобщающих слов: цветы, ягоды,
деревья, головные уборы, одежда, обувь, электроприборы и т.д.
Игры для детей в дороге
«Поиграем в слова!».
Это популярная и полезная игра. Все
называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось
слово второго игрока. Это аналог игры “в города». Потом игру можно
усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
«Носорог».
Носорог должен всё делать на одну букву
алфавита. Например, сегодня буква “Н”: носорог носит носки, наливает напиток,
ныряет с нутрией и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву,
тем лучше.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет слово, а ребёнок
отвечает словом, противоположным по смыслу –антоним (добро-зло, темно-светло,
мягкий-твердый и т.п.).
«Скажи по-другому».
Вспомни и назови слова, похожие по смыслу
на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой».
Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский
(«красивый» – пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» –
сырой, влажный и т.д.).
«А это, каким бывает?»
По очереди подбираются определения к
слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая,
голодная, спящая и т.п.).
«А что бывает?»
Игра, обратная предыдущей. Называем, что
может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка,
рисунок и т.д.)
«Что можно сделать?» –
по очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полка и т.д..). Кто
больше не может ничего назвать – проиграл.
«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а
ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга –
из бумаги и т.п.).