Чтобы оставаться востребованным на рынке труда и просто расти как профессионал и личность, нужно постоянно совершенствоваться. Но как найти время на саморазвитие, проводя большую часть жизни в офисе?
Учиться, работая полный день, и правда непросто: повседневных задач иногда настолько много, что непросто даже выкроить время на обед. Корпоративное образование не всегда эффективно, а вечером работникам сложно найти силы на самообучение.
Как отмечают в колонке для Harvard Business Review Russia основатель и руководитель Bersin by Deloitte Джош Берсин, а также директор и сооснователь EdTech-компании Filtered Марк Зао-Сандерс, образование нужно вписывать в рабочий день и согласовывать с профессиональными задачами. Следуя пяти базовым правилам, сделать это будет гораздо проще.
- Практикуйте метапознание и осознанность. Себе на пользу можно применить, например, переговоры на работе — достаточно лишь внимательнее приглядеться к тому, какие тактики и приемы общения практикуют ваши коллеги и партнеры. Много полезного также можно узнать, интересуясь подробностями продукта и технологий у специалистов, с которыми вы работаете.
- Ведите список всего, что хочется изучить. Можно делать закладки в браузере, записывать в ежедневник темы и понятия, которые показались интересными, чтобы не забыть вернуться к ним, когда представится такая возможность.
- Вносите в рабочий график время для обучения. Используйте свободные минуты, которые обычно бесцельно тратятся на просмотр ленты в соцсетях, на самообразование. Можно также дать начальнику понять, насколько важна для вас возможность учиться, и попросить специально выделить вам небольшой промежуток времени под эту задачу.
- Подпишитесь на полезные информационные рассылки. Их стоит выбирать внимательно с учетом надежности, соответствия должности или интересам. Не нужно подписываться на множество рассылок: лучше оставить несколько самых информативных.
- Делитесь образовательным контентом с коллегами. Отправляйте коллегам ссылки и информацию, вызвавшую у вас интерес и рассказывайте, почему она имеет значение. Так можно решить несколько задач сразу: помочь другим, принести пользу компании и ускорить свое самообразование.
Вся наша жизнь – бесконечная череда дел и забот, среди которых мы так редко можем найти время для того, чтобы позаниматься саморазвитием или обучением новому.
Но не стоит окончательно огорчаться и падать духом, ведь не все так плохо на самом деле. Да, в сутках 24 часа, и больше этих часов никак не сделать.
Но найти время для себя любимых можно абсолютно в любом графике и при любой загруженности. Нужно просто научиться этому.
Скидка 45% на онлайн-курс «Лучшие техники тайм-менеджмента» по промокоду TIME45 👉 Забрать скидку
📚 Проанализируйте свой распорядок
Проанализируйте, на что вы расходуете свое время в течение дня. Составьте список всех своих занятий и выделите то, что отнимает большую часть времени. Составив список, приступайте к оценке своей занятости: по 10-балльной шкале оцените важность дела, затрачиваемое на его выполнение время, результат, который это дает. Наверняка найдется что-то, что не является важным. Замените это тем, на что времени не хватает, но что важно.
📚 Составьте новый распорядок
Грамотно составленный и продуманный распорядок в разы уменьшит время, затрачиваемое на определение того, что нужно сделать, и, как следствие, увеличит количество свободного времени, которое можно потратить на обучение. Распорядок желательно прописывать как можно детальнее, чтобы он включал в себя все, даже самые мелкие дела на день. Составляйте списки дел и занимайтесь планированием ежедневно.
📚 Объединяйте дела
Подумайте, как можно совместить выполнение важного дела с выполнением полезного. Например, если вы тратите на дорогу на работу час утром и час вечером, совсем необязательно спать в транспорте или слушать песенки. Возьмите с собой книгу и читайте ее в пути. А в плеер вместо музыки можно закачать аудиокнигу или самоучитель по иностранному языку. Если же вы ездите на своем авто, поставьте в проигрыватель запись семинара.
📚 Развивайте самодисциплину
Чтобы у вас появилось больше времени, вы должны быть дисциплинированы. Начните с мелочей: держите в порядке свое рабочее место, регулярно прибирайтесь дома, заранее подготавливайте одежду, если готовите еду, делайте это с расчетом на несколько дней. Самодисциплина включает в себя и воздержание от бестолкового времяпрепровождения. Следите за тем, что вы делаете, – так вы перестанете тратить время впустую.
📚 Делегируйте
Делегировать значит поручать и доверять выполнение каких-либо дел кому-то другому. Это можно делать и дома, и на работе. Уделяйте свое время тому, что может быть сделано только вами, а также тому, что у вас отлично получается. Если есть какие-то более мелкие дела, поручите их выполнение кому-то из домашних или коллеге по работе. А освободившиеся часы займите деятельностью по обучению.
📚 Не пересыпайте
Многие люди слишком много времени уделяют тому, чтобы спать. Конечно, это проявление заботы о самих себе. Но не нужно забывать, что полноценный сон составляет 6-7 часов. Если вы найдете в себе силы проснуться и начать день раньше, вы с удивлением обнаружите, что уже через полчаса-час желание обнять подушечку и полежать под одеялком пройдет, вы бодры и готовы к подвигам. Уже к обеду вы сможете сделать множество дел.
📚 Устраивайте свой день
Каждую неделю вам просто необходимо устраивать «Свой собственный день». Это тот день, который предназначается только вам. Пусть вас никто не отвлекает, никто не звонит и не зовет попить пивка. Занимайтесь только своими делами: слушайте музыку, читайте, отдыхайте, учитесь. Ваш собственный день будет обладать потрясающим разгрузочным эффектом и даст возможность заняться чем, на что вечно нет времени.
Непрерывное обучение и приобретение новых навыков — это залог счастливой и полноценной жизни человека, а также вполне обоснованный способ продвинуться вверх по карьерной лестнице. Правда, с бешеным ритмом, в котором мы нередко не успеваем даже перекусить, такая работа над собой доступна далеко не всем. В сутках лишь 24 часа, и кажется, каждая минута расписана наперед, так что свободного времени практически нет. А если и есть — гораздо приятнее потратить его на отдых.
На самом деле нехватка времени — это всего лишь неграмотное его распределение. Все, что тебе нужно, — лишь правильно организовать свой распорядок. Спонсором этой статьи выступил сервис Smart Reading — библиотека ценных мыслей, извлечённых из интересных книг.
1. Ищи лазейки
«Какие лазейки, если у меня в расписании работа с 9 до 5?», — можешь сказать ты, и будешь не прав. Ты должен четко понимать, как ты проводишь свой день и какие промежутки времени ты можешь превратить из моментов «ничегонеделания» в занятия самообразованием.
Для этого составь расписание своего дня, но не по часам, а по минутам. Дело в том, что, рассматривая свой рабочий день в часах, мы упускаем из виду много свободного времени, которое появляется у нас в минутных отрезках.
К примеру, ты хочешь начать изучать английский язык. Может, он тебе нравится или нужен для повышения на работе — это неважно. Важно то, что его изучение может отнимать у тебя, скажем, час в день. Но никто не говорит, что этот час ты должен найти в своем графике.
Объясняем: когда ты составишь поминутное расписание, то сможешь увидеть, что у тебя есть свободные полчаса перед работой, которые остаются у тебя после завтрака, 40 минут во время возвращения домой, пока ты стоишь в пробке, ну и время обеденного перерыва, конечно же.
Выдели на английский по 20 минут 3 раза в день — и ты без ущерба работе или отдыху сможешь подтянуть свои знания. Работа со словарем и запоминание новых слов утром, их повторение в обед и прослушивание аудиоуроков вечером — вот тебе и комплексное занятие длиной в час. А по возвращении домой можешь валяться на диване со спокойной совестью.
10 причин, почему тебе не хватает времени
2. Ставь себе дедлайны
Британский журналист и историк Сирил Нортон Паркинсон в 20 веке вывел интересный закон, который остается актуальным и на сегодняшний день. Звучит он следующим образом: «Работа заполняет время, отпущенное на нее».
Объяснение этому закону простое: если ты отвел на выполнение какого-либо дела 3 часа, ты с большой долей вероятности выполнишь его за это время. Но если ты бросишь себе вызов и решишь установить дедлайн через 1 час, ты активизируешься и сделаешь все, чтобы выполнить задание быстрее. И у тебя вполне может получиться.
Наглядный пример из жизни: ты можешь растянуть написание отчета на несколько дней, но если сроки внезапно изменятся и тебя попросят сдать его на следующий же день, ты, скорее всего, напишешь отчет за один вечер.
В общем, закон Паркинсона как средство, спасающее от прокрастинации, очень эффективен. Вгоняй себя в строгие рамки почаще — и будешь находить время на изучение чего-то нового.
3. Ознакомься с тайм-менеджментом
Это понятие довольно известно сейчас, прямой перевод с английского — «управление временем». Тайм-менеджмент упорядочивает и рабочее, и личное время, тем самым помогая человеку использовать его с максимальной эффективностью.
Вот несколько принципов тайм-менеджмента, которые могут помочь тебе:
Занимайся планированием — планированием не только дня, но и недели. Четкий план действий сэкономит тебе время и позволит справляться с работой эффективнее. Старайся фиксировать свои цели, прописывать основные задачи, которые приведут тебя к ним, составлять план действий на завтра.
Формулируй свои цели конкретно — они должны быть измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени. Если ты решил научиться играть на гитаре, выдели себе на это 2 месяца и прописывай последовательность своих будущих действий. Например, просмотреть видеоурок-ознакомление, выучить аккорды, разучить песню и т. д. Выполняй свой план по пунктам, и тебе будет проще.
Планируй свой отдых. Как бы странно это ни звучало, такая привычка может здорово упростить твою жизнь. Отдых, как и в случае с работой, может заполнить все твое свободное время. Чтобы такого не случилось, прописывай отдых и его временные рамки в своем графике на день. Это поможет тебе и отдохнуть, и успеть научиться чему-то новому.
В общем, не поленись серьезно подойти к изучению тайм-менеджмента — и это сэкономит тебе не только время, но и твои силы.
Тайм-менеджмент: как управлять своим временем
4. Будь многозадачным
У всех в расписании дня есть занятия, которые можно совместить. Например, проверка рабочей почты и ответы в соцсетях, уборка и прослушивание лекций и аудиокниг или готовка ужина и просмотр видеоуроков.
Это очень удобно: например, пока на плите варятся пельмени, можно успеть прочитать целую главу книги или выучить с десяток новых слов, пока раскладываешь вещи по полкам. В сущности, это кажется мелочами, но если выработать такую привычку, научившись совмещать свои рутинные занятия с обучением регулярно, ты заметишь, как это приносит главное — результат.
Smart Reading — это не просто библиотека, а ценный ресурс, который особенно полезен тому, кто следует тайм-менеджменту и у кого нет времени на прочтение объёмных томов для извлечения полезной информации. Сервис сделал это за пользователей и выкладывает самую ценную информацию из полезных книг. Здесь нет случайных книг и бесполезной воды, которая только тратит время и не даёт ничего нужного. Благодаря краткому изложению, размер книги уменьшается в несколько раз, и то, что занимало пять часов, читается всего за полчаса. В качестве примера возьмём курс «Год развития личной эффективности». В курсе дана краткая выжимка самой полезной информации, состоящая из двенадцати книг. В общей сумме прочтение занимает всего пять часов вместо пятидесяти. У Smart Reading есть удобное приложение для iOS и Android, позволяющее читать книги практически с любого устройства.