Консультация для родителей:
«Как найти время для игр с ребенком»
Вам, наверное, не раз случалось на просьбу ребенка: «Давай поиграем!» – отвечать: «Подожди, не сейчас, закончу свои дела, тогда поиграем».
В наш стремительный век катастрофически всем не хватает времени, в том числе не остается его и у родителей для игры с детьми.
Помните: если вы не уделяете ребенку должного внимания, общаясь с ним только тогда, когда остается время, малыш может чувствовать необъяснимое беспокойство, ему кажется, что все на свете гораздо важнее его самого.
У многих детей складывается впечатление, что для мамы важнее всего – хозяйственные дела, а для папы – то, как идут дела на работе.
Показывайте ребенку, что он для вас много значит, что вы его любите и с удовольствием поиграете с ним.
Помните о важности детской игровой деятельности, не относитесь равнодушно, пассивно к играм вашего малыша, выбирайте минутку времени для общения с ребенком в играх-упражнениях в ходе домашних дел.
Играйте с ребенком, даже если вы заняты приготовлением для семьи обеда или ужина.
Игры на кухне
Многие из вас часто замечали, что ваши дочка или сын внимательно наблюдают за тем, как вы готовите обед или ужин. А ведь на вашей кухне всегда найдется дело для ловких детских пальчиков.
Попросите ребенка помочь вам:
- пересыпать аккуратно крупу из одной банки в другую емкость и при этом посчитать, сколько уместилось полных столовых ложек;
- отмерить чашками и вылить нужное количество воды в кастрюлю для варки картофеля, пока вы его чистите;
- отсчитать нужное количество ягод для пирога.
Поиграйте с ребенком в слово:
- предложите ему искать на кухне слова. Какие слова можно «вынуть» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты и пр.?
- вспомните «вкусные» слова и «угостите» друг друга чем-нибудь вкусненьким.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» маме на ладошку, затем вы – ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игры в ванной
Проводите игры в ванной комнате во время купания ребенка:
- пускайте мыльные пузыри;
- черпайте воду ситом;
- устраивайте «бурное море» и др.
Организуйте игру «Сколько воды в губке?»:
- возьмите кастрюлю, губку, чашку, стакан, ложку;
- в кастрюлю налейте немного воды, пусть ребенок положит в нее губку и выскажет свое предположение о том, сколько воды впитает губка;
- предложите затем достать губку, отжать ее в емкость для измерения объема и убедиться в правильности ответа.
Психологи доказали, что в игре у дошкольника интенсивно развивается психика, формируются память, мышление, восприятие; больше проявляется произвольности, он лучше запоминает, дальше и выше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации обучения.
Помните: в игре дошкольнику обязательно нужны сюжет, тема. Именно поэтому ваш малыш часто задает вопрос: «Папа, во что мы будем играть?»
Не жалейте времени на игру с ребенком, придумывайте сюжет, роли, подыгрывайте малышу, будите его воображение, развивайте личность дошкольника, расширяйте сферу его интересов.
Не отвлекаясь от собственных домашних дел, вы можете уделить внимание своему ребенку и поиграть с ним.
При этом у малыша формируются соответствующие умения и навыки, и заодно он получает удовольствие и положительные эмоции от общения с родителями.
Подготовила: воспитатель Андрюшина Н.Г.
Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени. Нам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы переделать все, что наметили. Но самое главное, нам не хватает времени, чтобы заниматься с детьми. “Как бы хотелось учить малыша чтению, письму, рисованию, музыке … но где взять время на изготовление бесчисленных пособий, кубиков. карточек, игр, когда, наконец заниматься, если я не успеваю переделать все домашние дела!” – восклицаем мы. Что ж, давайте остановимся и посмотрим, что действительно необходимо делать, что надо делать проще, а что не надо делать вообще.
Что вообще не надо делать.
Выяснение отношений. Интересно подсчитать, сколько времени мы тратим на ссоры с домашними, на “принципиальные” разногласия с бабушками, на “борьбу за равноправие” с мужем, на “воспитание” старших детей. “Обмен любезностями” нарастает как снежный ком, перерастает в бурные сцены, и вот уже мы, заплаканные, опустошенные, неспособны ни на какую продуктивную деятельность. Даже при наличии самых своеобразных родственников чаще всего полезнее ( для вас же, а тем более для вашего малыша) не раздувать скандалов, а стараться промолчать или спустить разговор на тормозах, как бы это ни было трудно. А там, глядишь, ровные спокойные отношения станут стилем жизни вашей семьи.
Телефон. Наши малыши должны быть главными сторонниками скорейшего введения повременной оплаты за телефон. Тогда их мамы обязательно найдут время для занятий с ними. Если же вынужденное затворничество все же для вас невыносимо, ведите задушевные разговоры с подругами, когда малыш спит, а чтобы не терять времени даром, почистите пока картошки на ужин или порежьте бумагу для карточек.
Телевизор. Откажитесь от ритуального просмотра любимых сериалов, дальнейшую судьбу героев вы легко вообразите сами. Если в течение дня есть действительно достойные передачи, а ребенок не спит, запишите их на видео или, если у вас его нет, попросите об этом знакомых. В конце концов, ничего не случится, если вы их и не посмотрите. Сидя у телевизора, займитесь чем-нибудь полезным, например, склейте кубики , сделайте новый альбом, сшейте куклу или мячик.
Макияж. Если вы собираетесь идти не на званый ужин, а на прогулку с малышом, абсолютно не обязательно тратить время на “боевую раскраску” и маникюр, на детской площадке их вряд ли оценят по достоинству, а вы сэкономите еще полчаса, а то и больше.
Дамские журналы. Не стоят ни времени, ни денег, затраченных на них. Если хотите переключиться, почитайте лучше хорошую книгу. (Книги, кстати стоят даже дешевле иллюстрированных журналов).
Конечно, вам необходимо отдыхать, необходимо иметь возможность развеяться и заняться собой, сходить без малыша в гости или театр, просто пройтись по улице, наконец. Если вы будете грамотно строить свой день, у вас обязательно останется время и для себя.
Теперь о тех делах, которые можно предельно упростить.
Уборка. Ваше чадо громит ваш изысканный, тщательно продуманный интерьер? Строит дома из диванных подушек, стягивает скатерти, роняет вазы и статуэтки, пеленает кукол в ажурные салфеточки? Так уберите все это до поры до времени подальше. Главное украшение вашего дома — это ваши дети. Отвезите к родственникам ненужную мебель, спрячьте собирающие пыль сувениры, переберите шкафы и выкиньте или отдайте вещи, которые храните “на всякий случай”, а на их место положите то, что загромождает комнаты. Убирать сразу станет проще. Собираясь купить мебель или предмет интерьера, подумайте, не слишком ли сложно за ним ухаживать, не слишком ли он хрупок для дома, где есть малыши.
Стирка. Давно известно, что маленькие дети – это бесконечная стирка. Во-первых, постарайтесь приобрести максимально удобную из доступных вам стиральных машин. Лучше сэкономить на дорогой мебели для детской, Барби, трансформерах и новеньких костюмчиках, их можно взять по наследству у знакомых или купить в магазине “секонд-хенд”. Или можно, например, предложить родственникам и друзьям в качестве подарка к рождению, крестинам или первому юбилею малыша внести свою лепту в покупку стиральной машины. Во-вторых, если дома нормальная температура (17-20 градусов), держите малыша голеньким все время, пока он не спит. В полтора-два года можно начать одевать трусики. Вы сэкономите не только время на стирку, но и деньги на лекарства – малыши прекрасно переносят прохладу, закаляются, реже и легче болеют, быстрее развиваются. Если вы не пользуетесь памперсами, прополаскивайте подгузники, пока они свежие, это гораздо быстрее и легче.
Глажка. Детские пеленки и ползунки вообще незачем гладить. Раньше считалось, что это необходимо, чтобы продезинфицировать белье, но уже давным-давно доказано, что ребенка не только не полезно, но и вредно держать в излишней стерильности, потому что у него не вырабатывается иммунитет к нормальным бактериям окружающей среды. Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке, не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, аккуратно повесив на плечики; время на глажку значительно сократится. А то, что осталось, можно погладить во время любимой телепередачи.
Готовка. Не готовьте слишком сложных блюд, не пережаривайте продукты, прежде, чем приготовить суп или рагу, сократите время термообработки продуктов, вы не только быстрее управитесь с готовкой, но и сделаете ваши блюда вкуснее и полезнее. Если есть возможность, постарайтесь купить бытовую технику, которая облегчит ваш кухонный труд (посчитайте, сколько денег вы сэкономите потом на курсах и репетиторах для своего ребенка, и вы поймете, что расход оправдан)
Дети разного возраста. Если разница в возрасте невелика, старайтесь больше времени заниматься со старшим ребенком, давайте общие задания, ориентируясь на старшего, младший будет тянуться за ним и скорее всего не только не отстанет, о даже обгонит старшего. Кроме того, посильные занятия с малышом можно переложить на старшего, это будет только полезно обоим. Тем более следует привлекать к обучению маленького братьев и сестер более старшего возраста. Пяти-шестилетний с удовольствием покажет маленькому альбомы, попоет ему кубики, поиграет в лото. Хорошо читающего ребенка можно попросить почитать вслух, а того, кто не умеет или не любит – рассказать сказку. Если умело организовать дело, старшие дети с радостью примут участие в изготовлении пособий. Это, кстати, можно построить как учебное задание для старших. (Подобрать и вырезать картинки для альбома, собрать гербарий или коллекцию семян … ). Если ваши старшие дети учатся в школе, воздержитесь от гиперопеки: не делайте с ними уроки (помогать, особенно на первых порах, конечно, необходимо, но только тогда, когда ребенок сам об этом просит, дайте ему научиться отвечать за свои школьные дела, это будет для него гораздо полезнее полученных под вашим неусыпным оком пятерок), не сопровождайте повсюду, лучше потратьте немного времени, чтобы научить ребенка правилам безопасности, чтобы он был в состоянии перейти дорогу, проехать несколько остановок в транспорте, самостоятельно добраться до школы или бассейна. И уж конечно, необходимо привлекать старших детей к помощи по дому.
Но даже если упростить свой быт, домашние дела все равно занимают немало времени. Как быть? Делайте их вместе с детьми, ведь то, что для вас – нудная повседневная работа, для малыша – прекрасный путь к познанию мира. Если младенец не отпускает вас ни на минуту, просто посадите его в перевязь или “кенгурушку” и занимайтесь своими делами: ребеночек сможет осматриваться вокруг, а вы называйте предметы, которые берете: нож, картошка, огурец … чем, спрашивается, хуже карточек и альбомов? Там же, “не отходя от станка” можно покормить и усыпить малютку, и оба вы останетесь довольны: сытый, веселый малыш и спокойная, сделавшая все дела мамочка. Пока вы будете возиться на кухне, ползунок вдохновенно исполнит концерт для кастрюли с оркестром или углубится в недра посудного шкафа, только убедитесь заранее, что вы вынули оттуда опасные предметы. Кухня – идеальное место для монтессори-игр. Во время приготовления обеда посадите ребенка в высокий стульчик и предложите поиграть в “Золушку”: насыпьте вперемежку разной крупы и попросите рассортировать, можно предложить раскладывать фасолинки по ячейкам для яиц или капать пипеткой подкрашенную водичку или сок в формочки для льда, можно писать пальчиками на манке или лепить из теста. Если вы моете посуду, дайте своему “помощнику” тазик и парочку плошек, это поможет ему постигать законы физики жидких тел. В кухне можно прекрасно заниматься и математикой: посчитать картофелины, почищенные мамой, посмотреть, сколько четвертинок в целой редиске или что больше, восьмая или десятая часть пирога.
Возможно, вам необходимо учиться или заниматься надомной работой. Не беда. Малыш и здесь с удовольствием “поможет” вам. Ворох лоскутков или нанизанные на тесьму пуговицы рядом с вашей швейной машиной помогут развитию мелкой моторики, молоточек и гвозди в столярной мастерской укрепят координацию движений, а сидя за письменным столом, посадите ребенка рядом и дайте ему бумагу и карандаш, и он с упоением будет “работать” вместе с вами. У одной моей подруги первая дочка родилась, когда она училась на классическом отделении филологического факультета, и большую часть дня проводила, занимаясь латынью и греческим, а девочка брала библиографические карточки и “училась” вместе с мамой. Сейчас девочка в седьмом классе гимназии, и любимый предмет у нее … латынь, которую она схватывает так легко и быстро, как будто когда-то уже учила ее и теперь вспоминает.
Можно было бы еще долго перечислять, как сделать жизнь с ребенком интереснее и плодотворнее, но я верю, что каждая мама найдет массу своих способов сэкономить время, как уделить своему малышу максимум внимания. Главное понять: если нам дается отпуск по уходу за ребенком, мы должны тратить его на ребенка, а не на все остальное, ведь он совсем недолго будет маленьким, и нам так много нужно успеть сделать.
Приблизительное время чтения: 16 мин.
Сколько времени в идеале нужно проводить с детьми? Как быть, если из-за занятости родителям этого времени катастрофически не хватает? Чем интересно и полезно заниматься с ребенком в разных его возрастах? А есть ли ситуации, когда участие родителя в жизни чада как раз нежелательно? Своими рекомендациями с нами поделились психологи Катерина Дёмина и Евгения Пайсон.
Не думайте о времени
Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его проводите. В английском языке есть даже специальное понятие quality time — качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием проводит в компании любимых людей. Даже если вы общаетесь с ребенком не два часа в день, а только пятнадцать минут — это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.
Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то неправ. Но помытые окна опять запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в квартире вернется. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами будет скучно.
Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine» советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что дети уже выросли и уехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми и пустыми, что на заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно расставленные игрушки, вся стирка под контролем… чисто и пусто… а потом вернуться в сегодняшний день — и помнить, что эти минуты суеты мимолетны и быстротечны.
Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть тридцать минут перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час — замечательно! — говорит Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров с другими людьми в это время не должно быть. К ребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать с детьми, когда готовят ужин, повернувшись к детям спиной. Когда вы с кем-то разговариваете — надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку — вы разговариваете с картошкой».
«Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут — найдите время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И никаких выволочек и ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и спокойного общения. В это время можно читать, беседовать о будущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были высокорослые, а другие длинношеие, но ругаться нельзя».
Не перекармливайте заботой
Другая родительская крайность — стремление каждую минуту, проведенную с ребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить в ребенка как можно больше «полезной информации», интенсивно развивать его во что бы то ни стало. Сама видела, как в зоопарке папа говорит дочери по-английски (с ужасным акцентом и ошибками): «Look, this is a tiger! Look how big is he!» В зоопарке жарко, толпы народа. Дочь устало отвечает по-русски: «Я есть хочу». Или вот еще: на пляже мама занимается с сыном математикой. Мальчик маленький, математика сложная, мама настойчивая. Мальчик вздыхает и решает… решает и вздыхает…
Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно и интеллектуально развитым. А значит — музеи и научно-популярные фильмы, компьютерные обучалки и экскурсии, хорошие книжки и мировая классика кино… А ребенок сопротивляется. Почему? Да потому что воспринимает такой просветительский зуд как давление, как агрессию.
«Как только возникает мысль про “вложить” — начинается агрессивное взаимодействие, — говорит Катерина Дёмина. — Неагрессивное взаимодействие с ребенком — это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или ведете его за собой. А “вложение” — это путь в никуда, это реализация собственных родительских амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом вашей жизни. А получается, что свободы и выбора у него нет — мама все время его к чему-то тащит».
А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими «аниматорами», массовиками-затейниками.
Добросовестные и усердные мамы старательно придумывают для своих детушек интересные занятия на каждый день — и в конце концов замечают, что дети — вместо того, чтобы с восторгом подхватывать каждое творческое занятие, вместо того, чтобы расти изобретательными и креативными, — вообще не хотят заниматься ни домашними опытами, ни рукодельем, да и сами занять себя не очень умеют. Они сидят, как птенцы с раскрытыми клювиками, и ждут, когда мама принесет чего-нибудь интересненького, да еще капризничают, что она предлагает скучное.
Как же так вышло? А все просто: эти занятия были нужнее маме, чем ребенку. Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой, она пытается накормить ребенка самым вкусным и занять самым интересным еще до того, как он захочет есть и чем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку, обычно компенсирует свою внутреннюю пустоту. Может быть, она одинока. Может быть, ей больше нечем заняться: после института не работала, а сейчас трудно подтверждать квалификацию, да и работу трудно искать после тридцати и без стажа… И всю свою бешеную энергию она выплескивает на ребенка — и думает, что для его же пользы.
Но дети рано или поздно вырастут — и чем будет жить мама? Люди, которые живут насыщенной собственной жизнью, в состоянии включить в нее и своих детей. Когда человек любит свое дело — это заразительно и дети подхватывают увлеченность от родителей.
Наконец, у ребенка должна быть и своя жизнь — и родители не могут ему заменить ровесников. «Водораздел — там, где кончается младшая школа, — поясняет Катерина Дёмина. — Теперь ребенок должен развернуться в сторону сверстников, а с родителями ему должно стать скучно. У детей и взрослых время течет по-разному: мы никак не наедимся детством своего ребенка, нам еще хочется с ним смотреть детское кино и играть — а ребенок уже вырос. Его уже надо отпустить и заниматься своими делами. Когда взрослые вспоминают, что они делали с мамой — они вспоминают не каждый день.
“Однажды мы с мамой были на море…”, “однажды мы сходили в кино…” Это было редко и оттого празднично. Дети, которым позволялось заниматься своими делами, в состоянии организовать себе насыщенную жизнь».
Не замещайте бабушек и друзей
Лучшие воспоминания детства — это как мы с друзьями делали секретики, пускали кораблики, рыли пещеры в снегу и прыгали на кучах осенних листьев.
Но сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто не может передать сакральных знаний о том, как делать пищалки из стручков акации и пускать кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям. А дети приходят в гости к друзьям и не хотят идти на улицу, а хотят сидеть за компьютером? Значит, надо, чтобы родители познакомили детей с человеческим опытом. И родители делятся найденными в интернете списками — сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе с ребенком… Но почему вам так важно поделиться с ребенком своим детством? Не получается ли, что это нам нужнее, чем ребенку, что занятия с ним — просто хороший повод предаться ностальгии?
Конечно, это умилительная картинка — когда дитя вопрошает маму — «расскажи, мол, как ты была маленькой» — но вопрошать об этом, по-хорошему, надо бабушек и дедушек. «Бабушки и дедушки, — поясняет Катерина Дёмина, — передают знания о жизни, о роде, о способе жить; родители — устанавливают правила и границы. Если уж хочется, чтобы ребенок понимал и чувствовал природу, умел в ней жить — надо вывезти его в настоящую деревню, оторвать от планшета, отнять у цивилизации — тогда дети там быстро всему учатся. И присутствие родителей вовсе не обязательно».
Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт у других, старших детей — научите его сами, но вместе с другими детьми. «Если ребенка никто не научил пускать кораблики, пойдите на шаг вперед, — советует Евгения Пайсон. — Возьмите ребенка и парочку его друзей, научите их пускать кораблики и оставьте их в покое. Отведите их в парк, в лес, покажите им, как делать что-то прекрасное — и пусть они это делают, но сами. Пусть общение с родителями станет импульсом для того, чтобы детям было интереснее с друзьями. Вы можете стать тем самым старшим поколением, которое передает сакральные знания младшим. Нынешние дети не умеют играть? Научите их — и пусть играют».
Нет, это не значит, что с детьми не надо заниматься тем, что доставляло удовольствие в детстве. Просто стоит помнить, что мама не может стать товарищем по играм. Увлеченной маме не стоит бегать с десятилетним сыном по гаражам и стройкам: это и неуместно, и небезопасно.
«В нашем детстве не было мест, где можно безопасно полазить, — говорит Евгения Пайсон. — Сейчас есть скалодромы и веревочные парки — где можно и лазить, и бегать безопасно; есть ролики, самокаты и велосипеды, — и совместное участие в таких делах много говорит ребенку о родителях, а родителям о ребенке. Но прятаться под одеялом с фонариком или делать дом из стульев лучше с друзьями. Родители не могут заменить ребенку друзей — им надо позаботиться о том, чтобы у ребенка была компания — и чтобы они могли себя занять».
Не начинайте ничего без детей
Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не поговоришь, с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь… Родительская фантазия вообще быстро истощается: ну хорошо, есть свободный выходной, и чем его занять? Зависит от возраста.
Как общаться с самыми маленькими? Далеко не все родители в восторге от необходимости предаваться бесконечным ладушкам или катанию машинок со своими малютками. «Ну да, теперь у мамы есть альтернатива — она бы посидела в соцсетях, — иронизирует Катерина Дёмина. — Не хотите машинки? Возьмите слинг, коляску, езжайте туда, где вам нравится. Ребенку тоже полезны новые впечатления».
Маленький ребенок, познающий мир вокруг себя — это домашние игры. Младший дошкольный возраст — это возня с крупами и кастрюлями, бумагой и клеем, морковками и яблоками, пластилином и красками, с кубиками и машинками. Это представления о форме, цвете, весе, фактуре. О поведении вещей. О положении тела в пространстве. Это игры, требующие управления своим телом и классификации предметов.
Старший дошкольный возраст — ребенок осваивает мир людей — мир вокруг него — значит, мы играем с ним в ролевые игры, помогаем понять разные модели человеческого поведения, решать сложные проблемы взаимоотношений. Мы водим его по этому миру, помогаем ему осваивать его, вступать в контакты с ним — делать покупки, брать книги в библиотеке, ездить в транспорте. Сейчас очень полезно ходить на почту и следить, как путешествуют письма, глядеть, как в магазин привозят товар, как в порту выгружают контейнеры, как рыбаки тянут сеть, как сапожник чинит сапоги. Смотреть, как готовят еду и шьют одежду, как водят машины и поезда, помощь в готовке и ремонте — это уже сейчас, потом уже будет неинтересно.
«Если вам нужно вкрутить лампочку или починить кран — не начинайте ничего ремонтировать без детей», — советует Харли Ротбарт.
Уже начинаются мастер-классы и экскурсии на различные производства. Длинные вечерние прогулки без особой цели — тоже прекрасное время для бесед и открытий.
Младший школьный возраст — изучение того, как устроен физический мир. Идеальное время для экскурсий в научные музеи и домашних опытов. Самое время проращивать семена, устраивать извержения вулканов, запускать ракеты и строить лего-миры. Разглядывать в микроскоп букашек и лунные кратеры в бинокль, изучать имена травок и цветов, приманивать пчел медом, фотографировать страшных пауков на макро, разбирать грибы на съедобные и несъедобные, строить эскимосские иглу и снежные крепости.
А вот со среднего школьного возраста им уже становится не очень интересно с нами. Им уже хочется общаться с ровесниками. И тут игры постепенно вытесняются чтением и разговорами о том, что их волнует. Впрочем, играть все равно надо — хотя родители не представляют, во что. Между тем существует множество прекрасных настольных, напольных и командных игр, которые интересны и взрослым, не только средним школьникам; от ассоциативного «Диксита» до «Каркассона», от смешного подвижного «Твистера» до коллективной «Шляпы» или «Крокодила» — где надо объяснять загаданные слова описаниями, определениями, жестами, рисунками… Игры бесконечно полезны — и развивают моторику, мышление, социальное поведение, эрудицию, творческие способности ничуть не хуже, чем школьные занятия, а то и лучше. Специалисты советуют играть с детьми и в их любимые компьютерные игры: совместная партия, скажем, в «Конкистадора» онлайн — превосходное времяпрепровождение.
Не увлекайтесь «детскими» делами
Вовсе не обязательно заниматься с ребенком только специфически «детскими» делами. Тут действует общий принцип: занимайтесь тем, что вам самим нравится. «Это как в психотерапии — лечит не метод, а контакт, — говорит Катерина Дёмина. — Вовлечете ребенка в свое дело — получите партнера по увлечению».
Взять его на интересный родителям концерт, не прогонять из комнаты, когда пришел интересный гость — пусть дитя молчит и слушает, иногда это память на всю жизнь; взять с собой на работу — пусть увидит, чем родители занимаются, пусть посмотрит на них необычных, других, в непривычной роли далеких и важных профессионалов; посадить его помогать с переводом, попросить его проэкзаменовать маму по билетам ПДД — все это тоже очень полезно.
Очень полезно смотреть с ними их любимые сериалы и обсуждать, что персонажи делают, зачем, почему, правы ли они, как надо было поступить, в чем ошибка, переживать за них… Мы с ребенком так однажды смотрели «Ранеток»; фильм — это повод для разговора с ребенком о важном. Не станешь же с ним без повода вести профилактические беседы о том, почему надо дослушивать человека до конца, или просить прощения, или соблюдать осторожность в каких-то ситуациях… Подростковые сериалы, какими бы глупыми они ни казались родителям, — это учебник жизни для младших, только вступающих в опасный возраст.
Подросткам от родителей уже меньше нужны пикники и совместная готовка, хотя некоторые и не прочь по старой памяти испечь пирожок или сесть поиграть в «морской бой» — просто для маленького детского удовольствия. Здесь важно сохранить контакт и способность разговаривать; здесь дети уже могут здорово помогать родителям в сложных делах; уже возможна совместная работа, совместный ремонт, совместное планирование. Многие любят совместные выходы в ресторан или большой торговый центр — только если уж вы пошли с ребенком куда-то вместе, не отвлекайтесь каждые пять минут на телефон, не читайте нотаций, не прерывайте ребенка, если он что-то говорит, и не ввязывайтесь в ожесточенные споры. Рассказывать про свой день, своих друзей, свои наблюдения — можно. Объяснять ему, как он неправ — нельзя. Валять дурака — нужно!
Можно учить подростков водить машину. Ходить с ними в кино по их выбору. Можно вместе с ними переустроить их комнату или ванную — пусть переклеят обои, покрасят стены, выберут стиль интерьера. Можно готовить с ними, особенно если они собираются кормить друзей. Ходить с ними на игры, если они интересуются спортом, и концерты, если музыкой. Брать их с собой на работу — пусть втягиваются! Устраивать «дни баловства» — когда мама и папа безудержно балуют свою малюточку — и вечера игр. В конце концов оказывается, что подростки не такие противные, как хотят казаться.
Не открывайте филиал школы
Нет, все это в теории прекрасно, а на практике мама приходит вечером домой, садится с малюткой за алгебру — и весь вечер псу под хвост. И все общение — это уроки и вокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, а в школе вечно проблемы. Тут, извините, не до морского боя и не до баловства.
Удержаться от постоянного вопрошания ребенка о сделанных или несделанных уроках, причинах двоек и жалобах учителей — невероятно трудно, особенно если учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда в школах появились электронные дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад в режиме онлайн, встречать их из школы вопросами о тройке по алгебре и подолгу сидеть с детьми за выполнением домашних заданий.
Но время, проведенное за приготовлением уроков, — это не время общения с ребенком. Тут вообще нужно заранее выстроить для себя систему приоритетов: что в общении с ребенком для вас более важно, что менее, от чего приходить в ужас, а что спускать на тормозах.
«Как учеба вашего ребенка влияет на вас? — спрашивает Катерина Дёмина. — Чья это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают в зависимости от учебы ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя ответственность за учебу ребенка? С ним не надо бесконечно сидеть над уроками — это его зона ответственности. Это у него, а не у вас, должны быть неприятности, если он плохо учится. И если маму каждый тыкает носом в лужу за то, что у нее ребенок плохо учится — значит, мама в этой семье не взрослый, а ребенок».
Нормально организованная помощь с домашней работой — это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему, а не маме, а мама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник — да. Мама-надзиратель — нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за учебу ребенка — ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. И учится теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно — а потому, что это нужно маме.
Дом — это дом, а не филиал школы. Стояние над душой за уроками — это не «качественное время».
«Бывает, разведенные мамы жалуются: вот, теперь у ребенка отец-праздник, который с ним проводит выходные, и мама-монстр, которая все время его тиранит, — говорит Катерина Дёмина. — Ну так оставьте себе праздник».
Не забывайте вместе строить планы
Прекрасная и полезная часть детства — походы и путешествия. Правда, в нашем детстве все было сложнее и героичнее. «Туда автобусом, потом электричкой, потом пешком, — говорит Катерина Дёмина. — А сейчас посадили ребенка на заднее сиденье, дали планшет — и три часа потеряны для жизни»… А ведь их можно было потратить с пользой и смыслом.
Как именно? Привлекать ребенка к планированию — выходных ли, путешествий ли. «Придумайте вместе с ребенком, чем вы будете заниматься в каждые выходные в течение месяца, — советует Евгения Пайсон. — Запишите его идеи и свои идеи на бумажках, перемешайте их и к выходным вытягивайте по бумажке, так получите разнообразную культурную программу, и все будут довольны. Помните, когда планируете, что ребенок может воспринимать образовательные развлечения как работу, а не как отдых, и учитывайте это. И постарайтесь, продумывая дела на выходных, распланировать их так, чтобы у ребенка было несколько часов времени с каждым из родителей».
Кстати, гендерные роли давно перемешались: есть мамы, которые любят рыбачить, и папы, которые прекрасно готовят. Главное правило — прежнее: занимайтесь с ребенком тем, что доставляет вам удовольствие.
«Папам обычно больше нравится всякая возня и физические упражнения, мамы лучше помогают с уроками и больше любят мелкую работу вроде бисероплетения», — замечает Катерина Дёмина. Если папа любит возиться в гараже, а мама — печь тортики, или папа — фотографировать, а мама — изучать поведение птиц — прекрасно; привлекайте к этому детей. «А вот тупить вдвоем с папой на диване в телевизор — это не годится», — говорит Евгения Пайсон.
В общем, выключаем телефон, отклеиваемся от компьютера, придумываем план — и радуемся жизни и своему ребенку.
133 ответа
Последний —
03 ноября 2017, 01:46
Перейти
Мама
А как можно время не находить? Я встаю когда в 6 , когда в 5 утра. Готовлю, глажу. Во время сна сына я и книжку почитаю, и в ванне полежу. Короче собой занимаюсь. На ребенка же у меня все остальное время. Обязательно занимаюсь с сыном еждневно.
Мама
А у меня еще и мужа нет. Живем вдвоем с ребенком. Ну не знаю. Я все успеваю.
Гость
Как вы себе представляете занятия с ребенком? Усадить его на стульчик и учительским тоном проповедовать что-то?
В когда кормите ребенка разговариваете с ним? Например, расскажите что это морковка, это капуста, ее зайчики любят. А это орешки – их белочки любят. Одеваете – разговаривайте. А уж когда гуляете это вообще урок природоведения. Все время говорите, показывайте. Я своих буквам обучила с двух лет, в 4 уже читали бегло. Считать мы учились шагая по ступенькам. Как раз 10 ступенек на крыльце. очень любили мои сыновья игру называть предметы на какую-то букву. Это вообще можно делать стоя у плиты и готовя еду. Конкретно я занималась сыновьями только полтора часа перед сном. Читала, или показывала диафильмы, или вели задушевные разговоры.
17 апреля 2014, 16:34
#10
муся
у вас много времени уходит на готовку что-то
17 апреля 2014, 16:35
#11
Гость
Какие е б а н у т ы е мамашки, помешаны на детях и быте)) Моей дочке 2,5 сама занимается, развивается, играет. Я весь день торчу в инете. Убираюсь раз в неделю, а зачем чаще? У нас однушка, 2 человека не будут так сорить, чтоб убираться каждый день! Готовлю либо пока ребенок спит( тоже 2 часа), либо так же в любое время, пока он в зале играет или мультики смотрит. Ну или вечером, когда муж приходит с работы, может играть с ребенком, а я пока на кухне. Гуляем не каждый день, то холодно, то ветер. Даже если гуляем то час-полтора максимум, потом доча сама домой просится. Стирает машинка, и шо такого можно наглаживать каждый день??? Уверена, что мамашки преувеличивают свои труды))))))))
17 апреля 2014, 16:43
#12
Гость
Какие е б а н у т ы е мамашки, помешаны на детях и быте)) Моей дочке 2,5 сама занимается, развивается, играет. Я весь день торчу в инете. Убираюсь раз в неделю, а зачем чаще? У нас однушка, 2 человека не будут так сорить, чтоб убираться каждый день! Готовлю либо пока ребенок спит( тоже 2 часа), либо так же в любое время, пока он в зале играет или мультики смотрит. Ну или вечером, когда муж приходит с работы, может играть с ребенком, а я пока на кухне. Гуляем не каждый день, то холодно, то ветер. Даже если гуляем то час-полтора максимум, потом доча сама домой просится. Стирает машинка, и шо такого можно наглаживать каждый день??? Уверена, что мамашки преувеличивают свои труды))))))))
17 апреля 2014, 16:53
#13
17 апреля 2014, 16:54
#14
17 апреля 2014, 17:02
#15
17 апреля 2014, 17:04
#16
17 апреля 2014, 17:07
#17
Вика
Автор, дельную вещь вам написал Гость 5. Я например тоже почти всегда занята по дому, но с ребенком постоянно разговариваю, рассказываю что я делаю, это для него тоже развитие и познание окружающего мира. Ежедневная прогулка чем вам не развитие. Не заморачивайтесь так.
17 апреля 2014, 17:08
#18
17 апреля 2014, 17:10
#19
Вика
Автор, дельную вещь вам написал Гость 5. Я например тоже почти всегда занята по дому, но с ребенком постоянно разговариваю, рассказываю что я делаю, это для него тоже развитие и познание окружающего мира. Ежедневная прогулка чем вам не развитие. Не заморачивайтесь так.
17 апреля 2014, 17:14
#20
Jaroslavna
Ну если сын засыпает в 23, то вы наверняка ему уделяете много внимания. Куда уж больше? Может вы зря беспокоитесь? А со временем для себя конечно сложнее. Единственное, что могу посоветовать – это или меньше или совсем не спать ребёнку днём. Мой сын с полутора лет не спит днём. Но зато вечером к 8:00 отрубается.
17 апреля 2014, 18:08
#21
17 апреля 2014, 18:23
#22
Эксперты Woman.ru
-
Садовников Эрнест
Психолог….
168 ответов
-
Носаченко Оксана
Психолог
11 ответов
-
Иванова Светлана
Коуч
95 ответов
-
Юлия Каратеева
Эксперт по развитию…
3 ответа
-
Владимир Вайс
Неопсихолог
173 ответа
-
Оксана Александровна
Практический психолог
19 ответов
-
Мария Бурлакова
Психолог
377 ответов
-
Владимир Титаренко
Фитнес-нутрициолог
261 ответ
-
Ниделько Любовь Петровна
Практикующий психолог
248 ответов
-
Суроткин Дмитрий Олегович
Врач-психотерапевт
16 ответов
17 апреля 2014, 19:14
#23
17 апреля 2014, 21:55
#24
Автор
Вот оскорблять, мадам, не надо, и выводы свои остроумные строить.
Ну вот мой тоже сам играет и занимается, но ему нехватает внимания, и оно ему нужно. С ребенком так или иначе нужно заниматься, не только повернутым на детях мамашам (ни разу в жизни не представляла, что эти слова могут ко мне отнестись, они и не относятся, я в здравом уме) Но, сидеть в инете целыми днями, когда ребенок сам по себе, тоже не смогу. Сижу, только когда спит днем. Раз в неделю убиратся, нам тоже не подойдет, для меня это как в сарае будет, реально. Дом у дороги, пыль летит, протираю 2 р в неделю, + ребенок везде все раскидывает, не могу в хламе- убираю. Полы не мыть неделю- не представляю. Мою через день, ну максимум через 2. Про глажку, муж почти что каждый день в стирку кидает вещи+ от сына то с гулянья все грязное, то дома прольет что-то на кофту- стирка то не проблема, это делает машинка, а на след день соответственно глажка.
Нет, если жить как вы, сидеть в инете, и убираться раз в неделю, то да, я бы тоже сказала, что преувеличивают. (тут может даже не лично про вас, может у когото реально полный порядок и чистота сохраняется неделю)
17 апреля 2014, 22:17
#25
17 апреля 2014, 23:06
#26
Мама
А как можно время не находить? Я встаю когда в 6 , когда в 5 утра. Готовлю, глажу. Во время сна сына я и книжку почитаю, и в ванне полежу. Короче собой занимаюсь. На ребенка же у меня все остальное время. Обязательно занимаюсь с сыном еждневно.
17 апреля 2014, 23:26
#27
17 апреля 2014, 23:28
#28
17 апреля 2014, 23:29
#29
17 апреля 2014, 23:41
#30
17 апреля 2014, 23:47
#31
17 апреля 2014, 23:57
#32
Гость
Ого, в два года рисовать час!!!
Моему два с половиной, он очень любит рисовать, но по 5-10 минут максимум. И то считаю, что много. Дольше он играет только со своей любимой водой. Может минут 40 переливать из ёмкости в ёмкость, разливать по полу и вытирать.
18 апреля 2014, 00:04
#33
18 апреля 2014, 00:36
#34
Гость
“Рисовать” – условное понятие))) Он рисует, потом отвлекается, я ему предлагаю новое занятие – он опять увлекается. Он тоже может переливать воду, вытирать ее тряпкой. НО!! Все подобные занятия у нас проходят ТОЛЬКО в стульчике для кормления (то есть отведенном для занятий месте). И я всегда рядом – да, готовлю суп, мою посуду, сижу в интернете. Но каждые -10-1 минут я отвлекаюсь на ребенка, что-то ему показываю, рассказываю, объясняю. Час – это максимум, который он выдерживает в стульчике. Потом ему просто хочется бегать.
18 апреля 2014, 00:38
#35
Гость
По теме – автор слишком много времени уделяет домашним делам. Пока муж на работе, она может завтракать и обедать тем, что готовит ребенку. И фигура лучше будет, и времени больше. И еще я не понимаю, почему нельзя делать несколько дел одновременно? Готовить суп и рисовать с ребенком? Изучать буквы и убирать квартиру? Я раскладываю карточки с буквами по квартире, вытираю пыль и прошу ребенка “принеси букву А”, “принеси квадратик” и т.д. И ему интересно, и я дела поделала. Еще спасение – мультики. Не более получаса за один раз, не более 2 раз в день. Но пока ребенок смотрит мультик, можно и маникюр сделать, и в интернете посидеть, и ужин приготовить (все порезать и закинуть в сковороду-кастрюлю), а посуду помыть позже, когда придет муж.
18 апреля 2014, 00:43
#36
18 апреля 2014, 00:46
#37
Автор
Еще, вот вы заняты, особо времени нет, а кроме вас кто с ребенком еще занимается, вечером тем же? Просто у нас с папой они только в прятки играют бегают, по дивану как с горки, ну в мячик) такие роды занятий у них.
18 апреля 2014, 00:48
#38
Бейб
Не понимаю, что ежедневно можно делать по дому практически с утра до вечера? Дамы, вы что ради обслуживания мужей живете?? У моей подруги муж декан в Институте МВД..парень красивый…моложе ее на три года..она тоже в сфере образования работает..Так он свои рубашки себе сам гладит (ей не нравится глажка)..в еде ничего особого не требует..Дочери 6 лет..прекрасная умненькая девочка (генетика огромную роль играет)..и не парятся..друг другу помогают..и вы часто проводим время вместе..сидим в кафешках, гуляем,..вечером куда-нить ходим..А вас пчитать..мало того, что домохозы, целый день дома..так еще что-то такое делают, что ни на что времени не остается..ужОс..Мужья, видать, царьки)
18 апреля 2014, 03:23
#39
Гость
Понятно.) Мой в стульчике сидел где-то с 6 до 8 месяцев, потом наотрез.( Он у нас трансформер, сейчас стоит как стол с доской для рисования и стул. Иногда он садится и делает вид, что работает.:-) Секунд 30. А так да, каждые 2-3 минуты подходит и что-то показывает, “спрашивает”, требует. Я совершенно не могу ни готовить при нем, ни работать нормально.(
18 апреля 2014, 03:29
#40
18 апреля 2014, 03:34
#41
Гость
А он у вас прямо сидит и смотрит? У нас никогда такого нет. Он поглядывает в мультик, занимаясь своими делами, – это максимум. А в “своих делах” обязательно задействует маму…
18 апреля 2014, 03:40
#42
Гость
39.
уЗбокойсИ
озабоченная,с тобой мама в детстве недозанималась видно
18 апреля 2014, 06:56
#43
Парашютистка
То есть у вас нет места, где ребенок занимается? И нет привычки к занятиям? А как в садике он будет заниматься? А уроки в школе делать? Тоже “секунд 30” и бежать к маме? Вот меня удивляют такие родители. Сначала забивают полностью на воспитание ребенка, а потом жалуются “а по три часа с ним уроки делаю в 1 классе”. Так это понятно, если у ребенка нет привычки заниматься чем-то, нет своего рабочего места.
18 апреля 2014, 06:59
#44
Парашютистка
Есть такое понятие как родительская воля. Мама занята, ей надо помыть посуду. Помоет – будет с тобой играть. А пока ты играешь сам. Раз объяснили, второй, третий. На пятый – ребенок сам поймет. А вы – игрушка для своего ребенка, никакого авторитета у вас нет. Мало того, ваш ребенок растет несамостоятельным, он не может играть сам. Вот вы себе честно ответьте на вопрос: сколько лет должно исполниться вашему ребенку, чтобы вы перестали считать его “лялей”? Которую надо во всем опекать и полностью контролировать? В каком возрасте ребенок должен уметь играть сам? Заниматься сам? В каком возрасте он должен слушать родителей?
Почему вы отказываете своему ребенку в разуме? Он все прекрасно понимает, в том числе и то, что мама – игрушка, которую можно использовать по своему разумению. Надо – иди сюда. Не идешь? Получи крики и истерики. Вас это устраивает? Это, по-вашему, роль ответственного родителя? И последний вопрос: КТО, как вы считаете, будет заниматься воспитанием вашего ребенка, если вы этого не делаете?
18 апреля 2014, 07:02
#45
Гость
39.
уЗбокойсИ
озабоченная,с тобой мама в детстве недозанималась видно
18 апреля 2014, 07:05
#46
18 апреля 2014, 07:06
#47
18 апреля 2014, 09:40
#48
Гость
Автор,всё Вы успеваете, успокойтесь. Я тоже мучилась угрызениями совести, что не развиваю, не успеваю. Ещё педагогическое образование “давит”. В итоге развитие проходит на прогулках, в разговорах дома. К трём годам ребёнок знает все буквы, считает до десяти. Буквы учились по кубикам с азбукой, когда строили башни, а считали, поднимаясь по ступенькам, потом купили паровоз с цифрами на вагонах. В “развивайки” сознательно не вожу. По-моему это больше реализация родительских амбиций, а не польза для ребёнка. Но у каждого, конечно, свой взгляд, свой уклад быта. Я понимаю, что можно научить ребёнка читать в 4 года, потратив много сил и нервов. Но зачем? В 6 лет это сделать намного быстрее и проще, потому что мозг будет к этому готов. Так что правда не парьтесь.
18 апреля 2014, 09:45
#49
Гость
Автор, мы всё делаем с детьми вместе. Нашей дочери 4,5 и сыну 1,5 года. Например, когда еду готовлю, оба ребёнка с удовольствием “помогают” – что-нибудь принести-унести. Дочь так вообще уже хорошая помощница, она мне уже прекрасно маленькие кружки теста раскатывает, сын смотря на дочь тоже там что-то пытается раскатать. Стол они мне помогают накрывать. В стиральную машину дети мне помогают бельё складывать и кнопки нажимать. Когда я пыль протираю, детям тоже по тряпке выдаю, и они тоже “вытирают”. Книги часто рассматриваем. Оба любят рисовать. У нас есть краски для пальчиков, им интересно эти краски руками по листу размазывать. Детям интересно делать то, что делают взрослые, действия, в которых есть смысл, а не игрушки.
18 апреля 2014, 09:47
#50
Гость
Вот оскорблять, мадам, не надо, и выводы свои остроумные строить.
Ну вот мой тоже сам играет и занимается, но ему нехватает внимания, и оно ему нужно. С ребенком так или иначе нужно заниматься, не только повернутым на детях мамашам (ни разу в жизни не представляла, что эти слова могут ко мне отнестись, они и не относятся, я в здравом уме) Но, сидеть в инете целыми днями, когда ребенок сам по себе, тоже не смогу. Сижу, только когда спит днем. Раз в неделю убиратся, нам тоже не подойдет, для меня это как в сарае будет, реально. Дом у дороги, пыль летит, протираю 2 р в неделю, + ребенок везде все раскидывает, не могу в хламе- убираю. Полы не мыть неделю- не представляю. Мою через день, ну максимум через 2. Про глажку, муж почти что каждый день в стирку кидает вещи+ от сына то с гулянья все грязное, то дома прольет что-то на кофту- стирка то не проблема, это делает машинка, а на след день соответственно глажка.
Нет, если жить как вы, сидеть в инете, и убираться раз в неделю, то да, я бы тоже сказала, что преувеличивают. (тут может даже не лично про вас, может у когото реально полный порядок и чистота сохраняется неделю)
Из опыта работы: Консультация
для родителей
«Найдем время для игры!»
«Мама, давай поиграем!». Согласитесь, вы
слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь,
ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал
губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще
немного времени.
Один из главных мифов, витающий между
мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и
подготовка; дорогие, яркие игрушки, застилающие стеллажи магазинов, и новинки
игр, мелькающие на экранах ТВ.
Это займет много времени – миф номер два.
На самом деле, существует немало игр, не
требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть,
даже готовя ужин).
Сегодня мы рассмотрим те из них, которые
направлены на речевое развитие ребенка.
Напомним, что развитие речи – это не
только формирование правильного звукопроизношения, но и фонематического слуха
(умения различать речевые звуки), грамматического строя речи (у детей часто
наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев»).
Это и постоянное обогащение словарного
запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие
связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском
саду дне, походе в театр и др.).
Предлагаем вам игры, которые помогут
формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно
выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации
слова.
Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот
залог вашего успеха.
Игры на кухне
«Кто больше назовет слов». Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше
назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук …),
из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода…). Придумайте приз, заслужить
который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь! Помните, что ваша цель в
игре – не победить, а обучить.
«Угощение».
Вспомните любимые сладкие лакомства и угостите друг друга. Ребенок
называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему (конфета,
мороженое, пироженое…). Можно поиграть в кислые, соленые, горькие слова.
«Соковыжималка».
Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из
груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из
чего?
«Один и много».
Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка
– чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы; стул – стулья.
«Кто больше знает».
Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать
предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно
использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу,
накрывать рассаду, ставить карандаши… .
Игры в ванной
«Водопой».
Взрослый расставляет в ванне пустые колбочки разного размера,
надевает шланг на кран и включает воду. Ребенок наполняет емкости водой из
шланга. Для того чтобы ему было интересно, можно сказать, что в ванной
находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек
(мышки, хомячка, зайчика) — маленькие, а у больших (слона, медведя, носорога) —
большие.
«Букволов».
Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но
можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды,
называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают
его: А-А-А…, придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук
согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла-ла-ла – колокола, или
посложнее ла-ла-ла – острая игла, или ла-ла-ла – Маша воду разлила.
Игры по дороге из
детского сада (в детский сад)
«Кто самый внимательный?». «Будем называть предметы,
мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый
ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.
«Желтый, красный, голубой». Попросите ребенка называть предметы определенного цвета.
Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет
называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно
отработать восприятие размера.
«Перепутаница». Жили-были
слова. Они веселились, играли, танцевали и не заметили, что в них что-то
перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид: кашок (кошка),
даво (вода), ватра (трава).
Игры в свободную
минутку
«Чудесный мешочек». Для
игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок
правильно называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в
мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку;
назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?)
белый, пушистый…) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной
полянке).
«Лягушка». Выделение
звука из ряда других звуков. Например, звук [А].
Будешь
прыгать как лягушка, если звук услышишь [А],
На другие
звуки опускаешь низко руки.
Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э…), а ребенок подпрыгивает,
когда услышит заданный звук.
Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже
можно проводить игру на согласные звуки.
«Назови три предмета»
«Я назову одно слово, например,
мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать одним словом «мебель»
(стол, стул, кровать). В этой игре ребенок учится относить три видовых понятия
к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым
понятиям учатся находить родовые. Например, взрослый называет: «Малина,
клубника, смородина», а ребенок отвечает: «Ягоды».
Примеры обобщающих слов: цветы, ягоды,
деревья, головные уборы, одежда, обувь, электроприборы и т.д.
Игры для детей в дороге
«Поиграем в слова!».
Это популярная и полезная игра. Все
называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось
слово второго игрока. Это аналог игры “в города». Потом игру можно
усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
«Носорог».
Носорог должен всё делать на одну букву
алфавита. Например, сегодня буква “Н”: носорог носит носки, наливает напиток,
ныряет с нутрией и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву,
тем лучше.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет слово, а ребёнок
отвечает словом, противоположным по смыслу –антоним (добро-зло, темно-светло,
мягкий-твердый и т.п.).
«Скажи по-другому».
Вспомни и назови слова, похожие по смыслу
на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой».
Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский
(«красивый» – пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» –
сырой, влажный и т.д.).
«А это, каким бывает?»
По очереди подбираются определения к
слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая,
голодная, спящая и т.п.).
«А что бывает?»
Игра, обратная предыдущей. Называем, что
может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка,
рисунок и т.д.)
«Что можно сделать?» –
по очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полка и т.д..). Кто
больше не может ничего назвать – проиграл.
«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а
ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга –
из бумаги и т.п.).