Расчётные формулы
Показатель | Формула | Значение величины, входящей в формулу | ||
---|---|---|---|---|
Обоз. | Наименование, единица измерения | |||
1. Время свободного развития пожара (мин) τсв | τсв. = τд.с. + τсб. + τсл. + τб.р. | τд.с. | Время до сообщения о пожаре равно времени от начала возникновения пожара до сообщения о нем в пожарную часть. При наличии АПС на объекте – 5 мин При отсутствии АПС на объекте – 10 мин |
|
τсб. | Время сбора личного состава по тревоге – 1 мин | |||
τсл. | Время следования, мин | |||
τб.р. | Время боевого развертывания — по нормативам ПСП или: 3 мин — для летнего периода, 6 – 8 мин — для зимнего периода |
|||
2. Время следования (мин) τсл | τсл = L × 60 / Vсл | L | Расстояние от пожарной части до объекта, км | |
Vсл | Средняя скорость движения ПА, км/ч | |||
3. Длина пути, пройденная огнем, (м) | ||||
до 10 мин включительно | Rп = 0,5 Vл × τсв | Vл | Линейная скорость распространения горения, м/мин (справочная) | |
τсв | Время свободного развития пожара, мин | |||
более 10 мин | Rп = 0,5 Vл × 10 + Vл (τсв- 10) | Vл | Линейная скорость распространения горения, м/мин (справочная) | |
τсв | Время свободного развития пожара, мин | |||
4. Площадь пожара, (м2) | ||||
круговая | SП = πR2 SП = 0,785 D2 |
π | 3,14 | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
D | Длина пути, пройденная огнем (диаметр пожара), D=2R | |||
угловая | SП = 0,5 αR2 | α | Угол, внутри которого происходит развитие пожара, рад. | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
угловая 90о | SП = 0,25πR2 | π | 3,14 | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
прямоугольная | SП = a × b | a, b | Ширина сторон фронта горения, м | |
прямоугольная при развитии в двух направлениях | SП = a(b1 + b2) | |||
5. Периметр пожара, (м) | ||||
круговой | PП = 2πR | π | 3,14 | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
угловой | PП = R(2 + α) | α | Угол, внутри которого происходит развитие пожара, рад. | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
прямоугольный | PП = 2(a+b) | a, b | Ширина сторон фронта горения, м | |
прямоугольный при развитии в 2-х направлениях | PП = 2[a + (b1+b2) | |||
6. Фронт пожара, (м) | ||||
круговой | ФП = 2πR | π | 3,14 | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
угловой | ФП = αR | α | Угол, внутри которого происходит развитие пожара, рад. | |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
прямоугольный | ФП = na | n | число сторон фронта горения | |
a | длина стороны фронта горения, м | |||
7. Площадь тушения(м2) | по фронту | по периметру | ||
круговая | при R>h Sт = πh(2R-h) |
при R≥h Sт = πh(2R-h) |
h | Глубина тушения ствола: для ручных стволов — 5 м; для лафетных — 10 м |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
π | 3,14 | |||
угловая 90о | при R>h Sт = 0,25πh х (2R-h) |
при R>3h Sт = 3,57h(2R-h) |
h | Глубина тушения ствола: для ручных стволов — 5 м; для лафетных — 10 м |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
π | 3,14 | |||
угловая 180о | при R>h Sт = 0,5πh х (2R-h) |
при R>2h Sт = 3,57h(1,4R-h) |
h | Глубина тушения ствола: для ручных стволов — 5 м; для лафетных — 10 м |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
π | 3,14 | |||
угловая 270о | при R>h Sт = 0,75 πh х (2R-h) |
при R≥h Sт=3,57h(1,8R-h) |
h | Глубина тушения ствола: для ручных стволов — 5 м; для лафетных — 10 м |
R | Длина пути, пройденная огнем (радиус пожара) | |||
π | 3,14 | |||
прямоугольная | при b>nh Sт = nah |
при a>2h Sт = 2h(a+b-2h) |
h | Глубина тушения ствола: для ручных стволов — 5 м; для лафетных — 10 м |
а, b | Ширина сторон фронта горения, м | |||
8. Требуемый расход на тушение (л/с, кг/с, м3/с) | Qтр.т = Sп × Iтр | Sп | Величина расчетного параметра тушения пожара: (площадь — м2, объем — м3, периметр или фронт — м) | |
Iтр | Интенсивность подачи огнетушащего средства для тушения пожара: (справочная) поверхностная — л/(м2×с), кг/(м2×с), объёмная — кг/(м3 с), м3/(м3 с) линейная — л/(м с) |
|||
9. Требуемый расход на защиту (л/с) | Qтр.т = Sз × Iтр.з | Sз | Величина расчетного параметра тушения пожара | |
Iтр.з | Интенсивность подачи огнетушащего средства для защиты (справочная) | |||
10. Количество приборов подачи огнетушащих веществ | ||||
водяные стволы | Nств.в = Qтр / qств | Qтр | Требуемый расход на тушение, л/с | |
qств | площадь тушения пенного ствола, м2 | |||
пенные стволы – ПОВЕРХНОСТНОЕ тушение |
Nств.п = Sт / Sпс | Sт | площадь тушения, м2 | |
Sпс | Расход пенного ствола, м3/мин (справочная) | |||
пенные стволы – ОБЪЁМНОЕ тушение |
Nств.п =(Vп × kз) / qпс × τр | Vп | объём помещения, м3 | |
kр | Коэффициент разрушения пены = 3 | |||
qпc | расход пенного ствола, м3/мин (справочная) | |||
τр | Расчетное время тушения — 15 мин | |||
11. Время работы стволов (от ПА без установки на водоисточник) | τраб= (Vц – NрVр) / (Nст × qст× 60) | Vц | Объем воды в цистерне пожарной машины, л | |
Nр | Число рукавов в магистральной и рабочих линиях, шт | |||
Vр | Объем воды в одном рукаве, л | |||
Nст | Число водяных стволов, работающих от данной пожарной машины, шт | |||
qст | Расход воды из ствола, л/с | |||
Время работы стволов(от ПА с установкой на водоисточник с ограниченным запасом) | τ = 0,9 VВ / (NПР × QПР × 60) | VВ | Запас воды в водоеме, л | |
NПР | Число приборов (стволов, генераторов), поданных от всех пожарных машин, установленных на данный водоисточник | |||
QПР | Расход воды одним прибором, л/с | |||
12. Время работы ГПС -600 (мин) | ||||
по ПО | τ = Vпо / qГПС | Vпо | Объем пенообразователя, л | |
qГПС | Расход ГПС-600: по воде — 5,64 л/с; по пене – 0,36 л/с; по раствору – 6 л/с | |||
по воде | τ = Vв / qГПС | Vв | Объем воды, л | |
qГПС | Расход ГПС-600: по воде — 5,64 л/с; по пене – 0,36 л/с; по раствору – 6 л/с | |||
13. Возможный объем пены средней кратности (ПСК) (м3) | ||||
по ПО | Vп = Vпо / 0,6 | Vпо | Объем пенообразователя, м3 | |
по воде | Vп = Vводы / 10 | Vводы | Объем воды, м3 | |
14. Возможная площадь тушения ЛВЖ и ГЖ (ПСК) (м2) | ||||
по ПО ЛВЖ | ST = Vпо / 3 | Vпо | Объем пенообразователя, л | |
по ПО ГЖ | ST = Vпо / 1,8(2) | |||
по воде ЛВЖ | ST = Vв / 45 | Vв | Объем воды, л | |
по воде ГЖ | ST = Vв / 30 | |||
15. Возможная площадь тушения ЛВЖ ГЖ по раствору (м2) | ST = VР-PA / ISt × τP × 60 | ISt | Нормативная интенсивность подачи раствора на тушение пожара, л/(м2 с) | |
τP | Расчетное время тушения, мин | |||
VР-PA | Количество водного раствора пенообразователя, л | |||
16. Предельная длина магистральной линии от водоисточника до пожара (м) | Lпр = [Нн – (Нпр ± Zм ± Zпр) / SQ2] × 20 | Нн | Напор на насосе, м | |
Нпр | Напор у разветвления, лафетных стволов, пеногенераторов (потери напора в рабочих линиях от разветвления в пределах двух – трех рукавов во всех случаях не превышает 10 м, поэтому напор у разветвления следует принимать на 10 м больше, чем напор у насадка ствола, присоединенного к данному разветвлению), м | |||
Zм | Наибольшая высота подъема (+) или спуска (—) местности на предельном расстоянии, м | |||
Zпр | Наибольшая высота подъема или спуска приборов тушения (стволов, пеногенераторов) от места установки разветвления или прилегающей местности на пожаре, м | |||
S | Сопротивление одного пожарного рукава | |||
Q | Суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии, л/с | |||
17. Количество ПА основного назначения | Nотд = Nл.с / Nбр | Nл.с | Количество задействованного личного состава, чел | |
Nбр. | Количество личного состава в боевом расчете, чел (в среднем – 4 чел) | |||
18. Скорость заправки АЦ водой (мин) | τзап= Vц / Qп × 60 | Vц | Объем цистерны, л | |
Qп | Средняя подача воды насоса, заправляющего цистерну, л/с | |||
19. Время расхода воды из АЦ на пожаре (мин) | τРАСХ= Vц / Nпр × Qпр × 60 | Vц | Объем цистерны, л | |
Nпр | Число приборов (стволов, генераторов), поданных от ПА | |||
Qпр | Расход воды одним прибором, л/с | |||
20. Предельное расстояние ступени перекачки (м) | Lст = [НН – (НВХ ± ZM) / SQ2] × 20 | НВХ | Напор на конце магистральной линии ступени перекачки, м | |
21. Длина магистральной линии (м) | Lм=L×1,2 | L | Расстояние от водоисточника до места пожара, м | |
22. Количество ступеней перекачки | Nст = Lм – Lгол / Lст | Lм | Длина магистральной линии от водоисточника до места пожара, м | |
Lгол | Расстояние от места пожара до головного ПА, м = Lпр | |||
Lст | Длина ступеней перекачки, м | |||
23. Общее количество ПА для перекачки | Nм = Nст + 1 | Nст | Количество ступеней перекачки | |
1 | Головной автомобиль |
Основная задача
Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.
По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.
Следование и выезд к месту пожара
Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили.
Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.
В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.
Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).
Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).
При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.
Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.
При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).
Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.
Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.
Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.
Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
Расчет времени следования
В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:
Tcл = L / Vсл, где:
- L – протяженность маршрута следования, км;
- Vсл – средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.
Величина Vсл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:
Vсл = Vдв.max · С1 · С2, где:
- Vдв.max – максимальная скорость движения по данной улице, км/ч;
- С1 и С2 – постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей. В зависимости от состояния дорог в городах С1 = 0,36-0,4. Величина С2 = 0,8 для летних условий и С2 = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.
Определение оптимальных маршрутов следования
На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.
Карта следования по маршруту
Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.
Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.
Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.
Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.
В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.
Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.
Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.
Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
Приказ от 25 октября 2017 года № 467
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.
Способы снижения времени сосредоточения сил и средств
- Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
- Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
- Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
- Совершенствование пожарно-технических вооружений.
- Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению аварийно-спасательных работ (АСР), внедрение их в практику пожарной охраны.
- Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.
Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009
На чтение 5 мин Просмотров 3.7к. Опубликовано 05.01.2022
При возникновении пожара важную роль играет время прибытия спасателей к месту чрезвычайной ситуации. Чем быстрее в точку происшествия прибудет караул, тем меньшая площадь будет захвачена огнем и тем скорее удастся ликвидировать возгорание.
Рассмотрим, от чего зависит, как рассчитать время прибытия пожарных подразделений к месту пожара. Где должны находиться части пожарной охраны (ПО). Как производится выезд бригады ПО.
Содержание
- Дислокация подразделений пожарной охраны
- Время прибытия к месту пожара
- Законодательство
- От чего зависит
- Расчет времени прибытия
- Для чего выполняется
- Кому необходим
- Формула расчета
- Выезд пожарных
- Сбор по тревоге
- Путь следования
- Вынужденная остановка
- Определение оптимального маршрута
- Сокращение времени прибытия
Дислокация подразделений пожарной охраны
Место размещения ПО определяется путем расчета защищаемой площади, на которую первый отряд ПО может прибыть в обозначенный законом срок.
Если участок поселения, района превышает 35 % от области нормативного обслуживания подразделения, то необходима организация дополнительной пожарной части.
Когда территория, находящаяся вне области нормативного обслуживания, занимает меньше 35 %, то требуется создание отдельного поста пожарной части.
Время прибытия к месту пожара
Это период, начало которого фиксируется с момента объявления тревоги до приезда караула к точке возгорания.
Нормативное время прибытия пожарных подразделений и спасателей к месту чрезвычайной ситуации зависит от объекта, на котором она произошла (таблица).
Характеристика происшествия | Норматив прибытия пожарных и спасателей, отсчет времени начинается с момента вызова |
Возгорание в городском округе, селе | 10 мин. |
Пожар в сельской местности | 20 мин. |
Авария на объектах проведения горных работ | 30 мин. |
ЧС федерального уровня | В рабочий день – 70 мин.
В нерабочее время – 130 мин. На аэродром, в аэропорт – 150 мин. |
ЧС за рубежом с учетом подготовки пакета документов для таможни | На аэродром к самолету – 180 мин. |
Авария на железной дороге | Отправка восстановительного поезда – 40 мин. |
Разлив нефти, нефтепродуктов | Время локализации на воде – 4 ч, на почве – 6 ч |
Авария на газопроводах | 60 мин. |
Законодательство
Временны́е нормы прибытия первого подразделения пожарной охраны регламентируются:
- Для города, городских и сельских поселений:
- 123 ФЗ, статья 76;
- Техрегламентом о требованиях ПБ.
- Методическими рекомендациями № 2-60-14-18 от 30.12.2009 г.
- Приказом 30896 МЧС, определяющим нормативы для прибытья на объект по проведению горных работ.
- 240 Постановлением Правительства о правилах организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
- ГОСТом 54983-2012, прописывающим время прибытия при аварии в сетях газораспределения природного газа.
- Руководством по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП (применяется при ЧП на железных дорогах).
От чего зависит
Время прибытия пожарных подразделений к месту пожара складывается из двух интервалов:
- период готовности бригады к выезду с момента подачи тревоги – одна минута;
- время следования к точке возгорания.
Первый пункт определяется уровнем подготовки личного состава и оборудования. Второй зависит от:
- погодных условий;
- дорожного трафика;
- функциональности техники.
Расчет времени прибытия
Производится для всех территорий, планируемых и строящихся объектов с целью определения количества необходимых для размещения пожарных частей.
Для чего выполняется
Основная задача нормирования этого параметра заключается в том, чтобы потушить возгорание до того, как территория пожара превысит площадь, которую может погасить одна дежурная бригада.
Кому необходим
Для введения в эксплуатацию нового объекта требуется провести аудит пожарной безопасности. Без такого мероприятия невозможно оформить полис страхования имущества. А без этого документа по закону предприятие функционировать не может.
Расчет нормативного времени требуется собственникам или арендаторам следующих групп объектов:
- производственные корпуса, складские комплексы;
- учреждения для обучения детей, социальные, медицинские, спортивные;
- точки общественного питания, торговые предприятия;
- помещения театров, кинотеатров, концертных залов;
- административные строения.
Формула расчета
Время следования определяется с помощью выражения:
Tс=L*60/V, где
- L – расстояние от пожарной части до объекта (км);
- V – граничное значение скорости пожарного автомобиля (км/ч).
V определяется с помощью постройки гистограммы с учетом статистической выборки количества интервалов. Для учебных расчетов на твердом покрытии, как правило, берется величина 45 км/ч, а на участках с загруженным трафиком, грунтовыми дорогами – 25 км/ч.
Для вычисления времени прибытия используется формула:
Тп=Тсб+Тс, где
- Тсб – время сбора караула по тревоге;
- Тс – время следования.
Выезд пожарных
Осуществляется согласно 444 Приказу МЧС, когда:
- получено сообщение о пожаре по телефону;
- человек лично обратился в часть ПО;
- поступил сигнал о возгорании от защищаемого объекта через контрольные приборы;
- огонь обнаружен визуально сотрудником части.
Сбор по тревоге
После подачи команды на выезд пожарные, находящиеся на боевом дежурстве, обязаны:
- надеть защитный костюм, снаряжение;
- проследовать к пожарной машине, на которой спасатели и оборудование доставляются в точку ЧС.
Путь следования
Быстрое движение пожарных автомобилей на место возгорания обеспечивается:
- прокладкой кратчайшего маршрута от места расположения пожарной части до точки, где горит объект;
- пожарной сиреной и проблесковым маяком;
- знанием водителем особенностей защищаемого района.
Вынужденная остановка
В 444 Приказе рассматриваются 3 варианта непредвиденной остановки:
- Прекращение движения головного пожарного автомобиля, в этом случае:
- останавливается вся колонна;
- перемещение начинается только после приказа руководителя бригады.
- Прекращение движения второй машины или следующих за ней, при этом:
- колонна продолжает следование к месту пожара;
- старший по званию на отставшем автомобиле сообщает о произошедшем руководителю и диспетчеру;
- На возгорание следует одно транспортное средство, командующий звеном должен:
- уведомить о происшествии диспетчера части;
- организовать доставку инструмента, оборудования, спасателей МЧС;
- оставить водителя машины ремонтировать автомобиль.
Определение оптимального маршрута
Для вычисления этого параметра необходимо рассмотреть все существующие направления движения и рассчитать время следования по ним.
Оптимальным считается маршрут, расчетный период движения по которому минимальный.
Сокращение времени прибытия
Для минимизации значения этого параметра проводится комплекс мероприятий, который включает в себя:
- прокладывание дополнительных дорог с твердым покрытием;
- создание добровольных пожарных отрядов;
- оперативно-тактическое изучение защищаемых территорий;
- проведение практических занятий с выездом на защищаемые объекты.
От времени прибытия бригады МЧС на возгорание зависит скорость ликвидации пожара, жизнь людей, урон, который огонь может нанести имуществу.
Законодательно устанавливается нормативное значение времени прибытия на место ЧС.
При проектировании и строительстве объектов должен учитываться расчетный период прибытия ПО.
Просмотров 2k. Опубликовано 30 июня 2020
Обновлено 30 июня 2020
Выезд пожарной машины – порядок действий спасателей после получения вызова о возгорании с целью соблюдения требований инструкций по тушению пожаров на различных объектах. Основная задача боевого расчета, несущего дежурство – прибытие к месту трагедии в кратчайшие сроки с целью локализации возгораний на начальной стадии.
Содержание
- Общий порядок действий
- Расчет времени следования
- Меры безопасности при выезде на пожар
Общий порядок действий
Выезд на пожар осуществляется с применением следующих видов техники:
- пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
- специальных судов;
- пожарных поездов;
- пожарно-спасательных летательных аппаратов.
После поступления на пост сигнала тревоги дежурный по смене включает звуковое оповещение, по которому личный состав в полном обмундировании обязан собраться в гараже возле автомобилей. Старший начальник берет у дежурного путевку и план пожаротушения, проверяет готовность бойцов. Погрузка в машины осуществляется по ранее установленному порядку. Командир всегда выезжает на автомобиле первого отделения, возглавляющем колонну. За ним при необходимости следует второе и третье отделение.
Во время выезда пожарных машин из одной части устанавливается единый маршрут следования. Делается это с целью одномоментного прибытия техники к месту возгорания. Если есть специальное разрешение начальника караула, то допустимо разделение колонны. Также раздельное движение машин осуществляется при выезде на отдельные объекты или при масштабном возгорании, если огнем охвачены большие площади одного объекта.
Во время движения старший начальник, возглавляющий колонну, изучает полученный оперативный план, карту водоисточников, план района. Обязательно на всем пути следования обеспечивается связь с центральным пунктом. При наличии в автомобиле специального оборудования с целью получения оперативной информации подключается к точке связи, работающей на месте пожара.
Даже если во время следования по маршруту подразделение получает информацию о ликвидации возгорания, колонна продолжает движение и обязана прибыть в пункт вызова. Вернуться в распоряжение части можно только при получении приказа от диспетчера связи гарнизона или старшего начальника.
Маршруты выезда пожарных машин разрабатываются заранее во время учений или во время плановых мероприятий по разработке и корректировке планов тушения пожаров. От соблюдения заранее установленных маршрутов зависит величина ущерба во время конкретных ЧС.
Если при выезде пожарные машины встречают на своем пути другой источник возгорания, то основной руководитель проводит перераспределение сил и сообщает об этом на пункт пожарной связи.
При вынужденной остановке автомобиля, возглавляющего колонну, все следующие за ним машины останавливаются. Продолжить движение отделения могут только после получения приказа старшего начальника. Головной автомобиль разоружается в пользу боевых расчетов отделений. Старший начальник пересаживается во второй по счету автомобиль и продолжает движение к месту вызова. Если в пути вынуждено останавливается любая другая машина из колонны, то остальные автомобили продолжают движение. Командир сломавшегося ПА принимает меры по доставке своих бойцов, ПТВ, СИЗОД и основного оборудования.
При поломке машины или разрушении дороги старший начальник сообщает о возникшей ситуации на пульт пожарной связи и самостоятельно принимает решение о возможности дальнейшего продолжения движения вверенных ему отделений.
Выезд ПА с использованием железной дороги или водного транспорта предполагает разработку мероприятий по сохранности пожарных машин и их оборудования при погрузке и выгрузке. Порядок этих действий утверждается администрацией железной дороги или водного транспорта. В пути каждый автомобиль сопровождает водитель, иногда ему в помощь дается постовой. Они обеспечивают сохранность техники и оборудования. Личный состав при этом сосредотачивается в одном месте.
Чтобы предупредить ущерб, при получении информации о возгорании пожару заранее присваивают повышенный номер, чтобы при выезде подразделений максимально сосредоточить силы. Это правило обязательно соблюдается для объектов повышенной опасности, культурного наследия, в местах массового скопления людей. Эта мера предупреждения ущерба действенна при своевременном получении сигнала.
Расчет времени следования
Время выезда на пожар и доставки техники и личного состава к месту возгорания определяется по формуле
ТСЛ = L/VСЛ
L – протяженность пути следования, км.
VСЛ – средняя скорость движения, км/ч.
Скорость зависит от конкретных условий движения. Диапазон – 25 – 45 км/ч.
VСЛ = VДВ max*C1*C2
VДВ max – допустимая скорость движения по конкретной улице, км/ч.
C1 – коэффициент состояния дорог. Для города он равен 0,36 – 0,4.
C2 – коэффициент теплового режима двигателя ПА. Летом – 0,8, зимой – 0,9.
Меры безопасности при выезде на пожар
Во время перемещения колонны все обязаны соблюдать правила безопасности:
- ответственность за безопасное движение техники возложена на водителей;
- при выезде из гаража необходимо включить световые и звуковые сигналы оповещения;
- командир подразделения обязан следить за соблюдением ранее установленного маршрута;
- движение осуществляется согласно правилам дорожного движения. Воспользоваться приоритетом можно только в случае, если другие транспортные средства уступают дорогу;
- личный состав на всем пути следования должен оставаться на местах. Двери и окна открывать запрещается;
- запрещается ехать на подножках даже во время кратковременного движения в пределах объекта;
- нельзя покидать машину без приказа командира;
- запрещено курить возле ПА.
Время выезда на пожар пожарного автомобиля и доставки техники и личного состава к месту возгорания определяется по формуле:
Тсл = L/Vсл
где:
L – протяженность пути следования, км
Vсл – средняя скорость движения, км/ч. Скорость зависит от конкретных условий движения и обычно лежит в диапазоне – 25 – 45 км/ч.
Среднюю скорость движения пожарного автомобиля можно рассчитать по формуле:
Vсл= VДВ max * C1 * C2
где:
VДВ max – допустимая скорость движения по конкретной улице, км/ч.
C1 – коэффициент состояния дорог. Для города он равен 0,36 – 0,4.
C2 – коэффициент теплового режима двигателя пожарного автомобиля. Летом – 0,8, зимой – 0,9.