Как найти время у глагола 4 класс

Времена глаголов — это настоящее, будущее и прошедшее время, которые обозначают, что действие происходит в момент речи, будет происходить или совершилось раньше.

Объясним ученикам 3 и 4 класса, что такое времена глаголов в русском языке. Но прежде напомним, какая часть речи называется глаголом.

Определение

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

Понаблюдаем:

Ветер (что делает?) срывает листья с деревьев.

Мальчик (что сделал?) задумался над решением задачи.

Глагол обладает характерными грамматическими признаками, которые отличают его от слов других частей речи. Одним из таких  признаков являются времена глаголов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя существительное изменяется по падежам и числам, прилагательное — по падежам, числам и родам. Глагол — это часть речи, которая изменяется по временам.

Глагол не просто обозначает действие предмета, а это действие связано со временем. С помощью глаголов мы можем совершить путешествие во времени, узнать, что было до того, как мы говорим об этом действии, что происходит сейчас или будет происходить после нашего разговора об этом.

Времена глагола

Чтобы понять, что такое времена глагола, рассмотрим высказывания:

Клоун танцует.

Клоун будет танцевать.

Клоун станцует.

Клоун станцевал.

Клоун танцевал.

О ком говорится в этих предложениях? О клоуне. (Кто?) клоун.

Настоящее время глагола

Что говорится о клоуне в первом предложении?

В первом предложении мы узнаем, что клоун выполняет действие именно сейчас, если зададим вопрос:

клоун (что делает?) танцует.

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент речи и отвечает на вопрос что делает? — это глагол в форме настоящего времени.

Глагол «танцует» обозначает реальное действие в настоящем времени, как и слова этой части речи в такой же форме:

  • утка (что делает?) плавает;
  • солнце (что делает?) светит;
  • дерево (что делает?) растет.

Будущее время глагола

Во втором и третьем предложении к глаголам зададим вопросы:

  • клоун (что будет делать?) будет танцевать;
  • клоун (что сделает?) станцует.

Действие, обозначенное глаголом, совершится в будущем, после того момента, как мы говорим о нем. Глаголы «будет танцевать» и «станцует» имеют грамматическую форму будущего времени.

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить после момента речи о нём, и отвечает на вопросы что сделает? что будет делать?

Примеры

Саша (что сделает?) нарисует самолет.

Собака (что сделает?) залает во дворе.

Мы (что будем делать?) будем петь песни.

Дети (что будут делать?) будут смотреть мультфильм.

Прошедшее время глагола

В третьем и четвертом предложении глаголы отвечают на вопросы:

  • клоун (что сделал?) станцевал;
  • клоун (что делал?) танцевал.

Действие уже состоялось до того момента, как мы говорим о нем. Оно уже произошло ранее. Это глаголы прошедшего времени.

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом, до момента речи о нём, и отвечает на вопросы что сделал? что делал?

Понаблюдаем:

Яблоня (что сделала?) выросла в саду.

Лес (что сделал?) уснул под снегом.

Маша (что делала?) рисовала ёлку.

Котенок (что делал?) играл с клубком ниток.

Итак, подытожим наши исследования.

Вывод

Глаголы изменяются по временам.

У глагола в зависимости от  того, какое действие оно обозначает по отношению к моменту речи о нем, различают три грамматические формы времени:

  • настоящее время;
  • будущее время;
  • прошедшее время.

Время глагола можно определить по заданному к нему вопросу.

Времена глаголов Отвечают на вопросы Обозначают действия Примеры
Настоящее что делает?
что делают?
что делаю?
что делаешь?
которые происходят
в настоящем времени,
в момент речи
рисует
рисуют
рисую
рисуешь
Прошедшее что делал?
что сделал?
что делали?
что сделали?
которые уже произошли
или происходили в
прошедшем времени,
до момента речи
рисовал
нарисовал
рисовали
нарисовали
Будущее что сделает?
что сделают?
что будет делать?
что будут делать?
которые произойдут
в будущем времени,
после момента речи
нарисует
нарисуют
нарисует
нарисуют

Упражнение

Определим времена глаголов в следующих предложениях.

Кот греется на теплом солнышке.

Юля будет вырезать елочку из зеленой бумаги.

Тёмная туча надвинулась на солнце.

Сын сыграет с отцом в шахматы.

Соловей поёт на ветке березы.

Редкие снежинки медленно закружились в воздухе.

Скоро наша речка замерзнет.

После теплого дождя грибы в лесу будут расти один за одним.

Презентация

Скачать презентацию

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 33

Времена глаголов


Времена глаголов

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1246.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1246.

Как обозначить изменение глагола по временам? В русском языке для этих целей существует такой грамматический признак, как время глагола. В статье описаны способы определения времени глагола, особенности изменения глагола по временам, а также разновидности данного грамматического признака.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
Муж. род смотрел,
нарисовал
смотрели,
нарисовали
1-е лицо смотрю,
мою
смотрим,
моем
буду смотреть,
нарисую
будем смотреть,
нарисуем
Жен. род смотрела,
нарисовала
2-е лицо смотришь,
моешь
смотрите,
моете
будешь смотреть,
нарисуешь
будете смотреть,
нарисуете
Ср. род смотрело,
нарисовало
3-е лицо смотрит,
моет
смотрят,
моют
будет смотреть,
нарисует
будут смотреть,
нарисуют

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Mark Nikiforov

    6/7

  • Варя Петрова

    6/7

  • Татьяна Горбунова

    7/7

  • Меня-Зовут Аймир

    7/7

  • Лина Савенкова

    7/7

  • Гена Попеску

    5/7

  • Татьяна Киселёва

    6/7

  • Agfer Satimov

    7/7

  • Кирилл Савельев

    7/7

  • Алиса Александрова

    7/7

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1246.


А какая ваша оценка?

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 60. Времена глаголов.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы повторите:

  • вопросы, по которым можно определить время глагола.

Вы научитесь:

  • распознавать время глаголов по окончанию;
  • изменять глаголы по временам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме настоящего времени обозначает действие, которое совершается в момент речи, сейчас. Отвечает на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Глагол в форме будущего времени обозначает действие предметов после момента речи, в будущем. Отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать?

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа

https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы постоянно пользуемся глаголами в речи. Рассмотрите рисунок и схему. Момент речи обозначим зелёной точкой. В момент речи обычно Вы употребляете глаголы в настоящем времени:

– Привет! Что делаешь?

– Привет, иду к бабушке, с тобой разговариваю.

Момент речи

ДО момента речи

ПОСЛЕ момента речи

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Глаголы прошедшего времени Вы употребляете, когда говорите о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи):

– Я вчера тебе звонил, но ты не брала трубку.

– Извини, я была в бассейне, плавала, пока добежала, вызов закончился.

А когда Вам надо рассказать о действиях, которые только будут происходить (после момента речи), Вы используете глаголы в будущем времени:

– А завтра в бассейн пойдёшь? Можно, я с тобой пойду?

– Отличная идея! Будем учиться плавать вместе!

Рассмотрите таблицу, расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

что делаю?

что делаешь?

что делает?

что делаем?

что делаете?

что делают?

что делал?

что делала?

что делало?

что делали?

что сделал?

что сделала?

что сделало?

что сделали?

что сделаю?

что сделаешь?

что сделает?

что сделаем?

что сделаете?

что сделают?

что буду делать?

что будешь делать?

что будет делать?

что будем делать?

что будете делать?

что будут делать?

Глагол изменяется по временам:

разговаривал – разговариваю – буду разговаривать

плавал – плаваю – буду плавать

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Дополните таблицу недостающими глаголами.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

играл

собираю

буду собирать

буду слышать

стучу

стучал

собирал, играю, буду стучать, слышу, слышал, буду играть

Проверьте себя по эталону:

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

играю

играл

буду играть

собираю

собирал

буду собирать

слышу

слышал

буду слышать

стучу

стучал

буду стучать

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения К. Чуковского «Телефон». Подчеркните глаголы в прошедшем времени.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели
В самом деле
Все сгорели 
Карусели?

– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе

Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

Проверьте себя по эталону:

А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели
В самом деле
Все сгорели 
Карусели?

– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе

Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

  1. Образуйте от глаголов настоящего времени глаголы будущего времени того же лица и числа. Запишите их.

Образец: звоню – буду звонить.

рассказываешь – ______________________, клеим – ____________________, пишу – _______________________, размышляем – _____________________, рассуждаете – _________________, читают – __________________________, чищу – _____________________, стоим – _____________________________.

Проверьте себя по эталону:

Рассказываешь – будешь рассказывать, клеим – будем клеить, пишу – буду писать, размышляем – будем размышлять, рассуждаете – будете рассуждать, читают – будут читать, чищу – буду чистить, стоим – будем стоять.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. Отметьте верное высказывание:

А) Глаголы не изменяются по временам.

Б) Глаголы изменяются по временам.

В) Глаголы в единственном числе изменяются по временам.

2. Прочитайте фрагмент стихотворения К. Чуковского. Сколько в нём глаголов в настоящем времени и сколько в прошедшем?

“Отчего ты плачешь,

Глупый ты Медведь?” –

“Как же мне, Медведю,

Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный

Сирота,

Я на свет родился

Без хвоста.

Даже у кудлатых,

У глупых собачат

За спиной весёлые

Хвостики торчат.

Даже озорные

Драные коты

Кверху задирают

Рваные хвосты.

Только я, несчастный

Сирота,

По лесу гуляю

Без хвоста.

В этом стихотворении …

А) 4 глагола в настоящем времени и 1 глагол в прошедшем времени;

Б) 6 глаголов в настоящем времени и 1 глагол в прошедшем времени;

В) 5 глаголов в настоящем времени и 2 глагола в прошедшем времени.

3. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

А) что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Б) что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

В) что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать?

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 А

3 В

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам определите время.

Николас

У меня живёт (______) пёс Ник. Я зову (______) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (______). Ник появился (______) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (______) все слова, которые я ему говорю (______).

Однажды я уехал (______) на один день, Ника оставил (______) с соседом Алёшей. Звонит (______) мне сосед и возмущается (______): «Твой Ник подушки рвёт (______), меня не слушает (______)! Что делать?» Я попросил (______) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (______): «Сидеть! Николас, ты что творишь (______)? Приеду (______) – устрою (______) тебе порку!»

Ник успокоился (______). А когда хотел (______) шалить, Алёша показывал (______) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (______).

Проверьте себя по эталону:

Николас

У меня живёт (наст. вр.) пёс Ник. Я зову (наст. вр.) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (наст. вр.). Ник появился (пр. вр.) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (наст. вр.) все слова, которые я ему говорю (наст. вр.).

Однажды я уехал (пр. вр.) на один день, Ника оставил (пр. вр.) с соседом Алёшей. Звонит (наст. вр.) мне сосед и возмущается (наст. вр.): «Твой Ник подушки рвёт (наст. вр.), меня не слушает (наст. вр.)! Что делать?» Я попросил (пр. вр.) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (пр. вр.): «Сидеть! Николас, ты что творишь (наст.вр.)? Приеду (буд. вр.) – устрою (буд. вр.) тебе порку!»

Ник успокоился (пр. вр.). А когда хотел (пр. вр.) шалить, Алёша показывал (пр. вр.) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (пр. вр.).

  1. Соедините группы слов с названием того времени, к которому принадлежат глаголы.

светит

бегут

смотришь

отвечают

кричат

сидят

бросают

пилит

осветило

приготовил

вылетели

отрезали

прочитала

держала

зацветут

нарисует

заплывешь

подумает

постучу

принесёте

поиграют

заплачет

покатают

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Проверьте себя по эталону:

Светит

бегут

смотришь

отвечают

кричат

сидят

бросают

пилит

осветило

приготовил

вылетели

отрезали

прочитала

держала

зацветут

нарисует

заплывешь

подумает

постучу

принесёте

поиграют

заплачет

покатают

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Времена глаголов

Как обозначить изменение глагола по временам? В русском языке для этих целей существует такой грамматический признак, как время глагола. В статье описаны способы определения времени глагола, особенности изменения глагола по временам, а также разновидности данного грамматического признака.

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Настоящее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие пред­ме­та про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить после него или уже совер­ши­лось.

Время гла­го­ла — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рая выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи.

Грамматическая кате­го­рия вре­ме­ни свя­за­на с накло­не­ни­ем гла­го­ла. О вре­ме­ни мож­но гово­рить толь­ко при­ме­ни­тель­но к гла­го­лам изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, кото­рые харак­те­ри­зу­ют­ся с точ­ки зре­ния вре­ме­ни:

  • я (что делаю?) зво­ню (в момент речи);
  • я (что буду делать?) буду зво­нить (после момен­та речи);
  • вче­ра я (что делал?) зво­нил (до момен­та речи).

Глаголы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Рассмотрим подроб­нее, что выра­жа­ет насто­я­щее, буду­ще­го и про­шед­шее вре­мя гла­го­ла. Узнаем, как пра­виль­но опре­де­лить вре­мя у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.

Настоящее время глагола

Глагол может обо­зна­чать дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та непо­сред­ствен­но в момент речи:

В эти пред­ло­же­ния мож­но доба­вить наре­чие «сей­час», кото­рое помо­га­ет понять, что дей­ствие совер­ша­ет­ся в эту мину­ту, то есть в насто­я­щем вре­ме­ни.

Глаголы могут так­же выра­жать дей­ствие без­от­но­си­тель­но к опре­де­лен­но­му отрез­ку вре­ме­ни. В таком слу­чае сло­ва этой части речи обо­зна­ча­ют посто­ян­ное или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие:

После зимы (что дела­ет?) при­хо­дит вес­на.

Вечером (что дела­ют?) зажи­га­ют­ся фона­ри на ули­цах горо­да.

Обратим вни­ма­ние, что кате­го­ри­ей насто­я­ще­го вре­ме­ни обла­да­ют толь­ко гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида, к кото­рым мож­но поста­вить вопро­сы что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и т. д.

Настоящее вре­мя — это грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, посто­ян­но или повто­ря­ет­ся.

Глаголы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ют­ся).

Единственное чис­ло

Множественное чис­ло

  • 1 лицо я (что делаю?) дума ю — мы (что дела­ем?) дума ем
  • 2 лицо ты (что дела­ешь?) дума ешь — вы (что дела­е­те?) дума ете
  • 3 лицо он (что дела­ет?) дума ет — они (что дела­ют?) дума ют .

Формы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем лич­ных окон­ча­ний, напи­са­ние кото­рых зави­сит от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к I или II спря­же­нию.

Будущее время глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, кото­рое про­изой­дет в буду­щем. Они обра­зу­ют слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, состо­я­щую из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть», выра­жа­ю­ще­го лицо и чис­ло гла­го­ла, и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го гла­го­ла:

  • кра­сить — я (что буду делать?) буд у кра­сить;
  • пла­кать — ты (что будешь делать?) буд ешь пла­кать.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Если гла­гол совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, кото­рое пред­по­ла­га­ет­ся, что оно ско­ро про­изой­дёт, то это сло­во нахо­дит­ся в фор­ме про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни:

  • я (что сде­лаю?) нари­сую;
  • ты (что сде­ла­ешь?) поспишь.

Итак, гла­го­лы име­ют про­стую или слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни в зави­си­мо­сти от их вида.

Глаголы в буду­щем вре­ме­ни пока­зы­ва­ют, что дей­ствие будет про­ис­хо­дить после момен­та речи и отве­ча­ют на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Прошедшее время глагола

Глаголы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни пока­зы­ва­ют, что дей­ствие состо­я­лось до момен­та речи о нём.

Осенью пев­чие пти­цы (что сде­ла­ли?) уле­те­ли на юг.

Ночью дождь (что делал?) лил как из вед­ра.

Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

  • дедуш­ка (что делал?) смот­рел фильм;
  • мама (что дела­ла?) смот­рел а в окно;
  • дитя (что дела­ло?) смот­рел о на нас;
  • ребя­та (что дела­ли?) смот­рел и фут­бол.

Запомним!Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни не име­ют кате­го­рии лица!

Прошедшее вре­мя обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить осно­ву неопре­де­лен­ной фор­мы, отде­лим от гла­го­ла окон­ча­ние -ть, -ти.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов:

  • сла­ви ть — сла­ви л , сла­ви л а , сла­ви л о , сла­ви л и ;
  • погас­ну ть — погас , погас л а , погас л о , погас л и ;
  • отполз ти — отполз , отполз л а , отполз л о , отполз л и ;
  • при­влечь — при­влек , при­влек л а , при­влек л о , при­влек л и .

У гла­го­лов с суф­фик­сом -ну- в неопре­де­лен­ной фор­ме, а так­же закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ти и -чь, в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни ука­жем две нуле­вые мор­фе­мы — суф­фикс и окон­ча­ние.

Подытожим

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида изме­ня­ют­ся в насто­я­щем, буду­щем и про­шед­шем вре­ме­ни:

  • ты зна­ешь;
  • ты будешь знать;
  • ты знал.

Глаголы совер­шен­но­го вида име­ют толь­ко две фор­мы вре­ме­ни:

  • про­стое буду­щее вре­мя — ты узна­ешь;
  • про­шед­шее вре­мя — ты узнал.

Как определить время глагола?

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить, во-первых, выяс­нив, что гла­гол име­ет фор­му изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Важно понять, что речь идет о дей­ствии или состо­я­нии пред­ме­та, кото­рое свя­за­но с его про­те­ка­ни­ем во вре­ме­ни. Далее выяс­ним, что дей­ствие про­ис­хо­дит сей­час, состо­ит­ся после или состо­я­лось до момен­та речи. С этой целью зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы к иссле­ду­е­мо­му гла­го­лу:

  • что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? (насто­я­щее вре­мя);
  • что сде­ла­ет? что будет делать? (буду­щее вре­мя);
  • что сде­лал? что делал? (про­шед­шее вре­мя).

Рассмотрим сле­ду­ю­щие при­ме­ры пред­ло­же­ний и опре­де­лим вре­мя гла­го­лов.

Образец рассуждений

Слово «сту­чит» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит имен­но сей­час или повто­ря­ет­ся в момент речи о нем. Глагол име­ет лич­ное окон­ча­ние -ит и отве­ча­ет на вопрос:

дождь (он) (что дела­ет?) стуч ит .

Это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Мы посмот­рим этот спек­такль на сле­ду­ю­щей неде­ле.

Речь идет о дей­ствии, кото­рое состо­ит­ся после того, как о нем гово­рят. Глагол «посмот­рим» отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол совер­шен­но­го вида в фор­ме про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Действие совер­ши­лось до момен­та речи о нем. Глагол «плы­ла» отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода.

[spoiler title=”источники:”]

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vremena-glagolov

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/168633-nastoyaschee-buduschee-i-proshedshee-vremya-glagola.html

[/spoiler]

Категория времени передает связь между временем действия и моментом сообщения о нем. Свойственна только изъявительному наклонению глагола.

Времена глаголов в русском языке: сколько временных форм имеют глаголы

Грамматическая система выделяет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Значения, которые имеют времена глаголов в русском языке, — в таблице.

Времена глаголов в русском языке: таблица, пояснения, грамматика

Настоящим, прошедшим и будущим бывает абсолютное время, выраженное грамматически. В семантике выделяется и время относительное — сопоставляемое не с моментом сообщения, а с совершением другого действия, например: Он говорил, что любит меня. Слово любит соотносится не с временем речи, а с действием, выраженным сказуемым говорил.

Как определить время глагола в русском языке

Сколько временных форм имеют глаголы — зависит от их грамматических характеристик. Совершенный и несовершенный вид имеют разные парадигмы. Несовершенному виду свойственны все три формы: играю — играл — буду играть. Совершенный лишен форм настоящего времени, так как обозначает завершенный процесс: сыграл — сыграю.

Времена имеют разновидности выражаемых значений:

  1. НастоящееДействие в момент речи. Дети играют.
    Постоянно совершающееся.
    Поэт слагает стихи. Зодчий строит.
  2. ПрошедшееЗавершенность в прошлом. Закончилась война.
    Смена одного завершенного действия на другое.
    Граф спешился, передал лошадь слуге.
    Многократность с оттенком прошедшего.
    Бывало, хаживал барин к нам на посиделки. Много раз перечитывала я этот роман.
    Фиксация результатов завершенного процесса.
    Ночь окутала прибрежные кусты.
  3. Будущее сложное — происходящее после момента речи, не имеющее пределов. Я обязательно буду поступать в институт. Мы будем отстаивать свою независимость.Будущее простое — результативность, наличие достигнутого предела. Кто переплывет реку, получит приз; с частицей НЕ — невозможность достижения результата: не решит вовремя, не напишет сочинение, не заговорит.

Настоящее, прошедшее и будущее время – таблица

Подскажет, как определить время глагола в русском языке, таблица с указанием грамматических признаков и словообразовательных моделей.

Времена глаголов в русском языке: таблица, пояснения, грамматика

Смотри также:

Добавить комментарий