В предыдущей статье мы говорили о том, что предложение – это место работы частей речи. Представьте себе огромную компанию. Все в ней подчинено строжайшему порядку. У каждого члена предложения есть свое место.
Самый главный член предложения – сказуемое.
Споры о том, есть ли предложения без сказуемого, длятся до сих пор. И это тема для отдельной статьи. В любом случае значимость сказуемого это не отменяет. А потому при синтаксическом разборе мы гордо подчеркиваем сказуемое 2 чертами. Мне же сказуемое представляется королем.
У короля есть королева Она тоже главная и стоит на одном уровне с королем. Это подлежащее. Его мы подчеркиваем одной чертой.
Но, отбросив все метафоры, давайте спросим себя – почему же они на одном уровне? Для языка это означает, что мы можем задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.
Кто прыгает? Бабушка
Бабушка что делает? Прыгает.
Двустороннюю связь подлежащего и сказуемого мы обозначаем двойной стрелкой. Они как будто держатся за руки.
Давайте теперь рассмотрим второстепенные члены предложения.
Это члены предложения, которые зависят от главных или других второстепенных членов, подчиняются им. Это означает, что зависимое слово будет отвечать на вопрос, который мы задаем от главного слова, и примет форму, которую требует от него главное слово.
Как у королевы обычно есть служанка, которая ей помогает одеваться, украшать себя, так и у подлежащего тоже может быть «служанка», которая его украшает – определение.
Поэтому и линия определения в синтаксическом разборе красивая, волнистая, похожая на ленточку.
Например,
Слово «грустная» выступает в роли определения. Оно зависит от подлежащего «бабушка». То есть от подлежащего мы задаем вопрос какая?, и слово «грустная» принимает форму, которую от него требует подлежащее «бабушка». Мы не можем сказать «грустный бабушка» или «грустном бабушка», мы поставим зависимое слово «грустная» в именительный падеж единственного числа.
Определение может зависеть не только от подлежащего, но и от дополнения, и от обстоятельства. Оно обозначает признак предмета, поэтому легче всего найти существительные и проверить, есть ли у них зависимые слова, отвечающие на вопрос какой? чей?.
Попробуйте найти определения в предложении:
Лохматый дедушка катается на разбитом самокате по зеленому газону.
Итак, нашей королеве с прислугой не повезло. Больше от нее не зависит никто.
Зато от короля-сказуемого могут зависеть два члена предложения: дополнение и обстоятельство. Почему так? Потому что и дополнение, и обстоятельство связаны именно с действием, которое выполняется в предложении. Оба они, безусловно, занимают военные посты в королевстве.
Дополнение похоже на агента тайной полиции.
Оно готово рассказать о всех существах и предметах. Ему надо тайно, косвенно выяснить всю информацию, поэтому оно отвечает на вопрос косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Линия дополнения прерывистая, похожая на шифровку.
Дополнение может зависеть от другого дополнения, как и у агента тайной полиции может быть помощник.
Бывает, что дополнение очень похоже на подлежащее. Например,
Бульдог проглотил ботинок.
проглотил (что?) ботинок.
Чтобы не перепутать, мы задаем вопрос: кто выполняет действие? Кто проглотил: бульдог или ботинок? В данном предложении действие выполняет бульдог. Слово отвечает на вопросы кто? что?, стоит в именительном падеже и является подлежащим. А ботинок подвергается этому действию, над ним его совершают. Слово отвечает на вопросы кого? что? и стоит в винительном падеже. Чтобы в этом убедиться, мы можем заменить «ботинок» одушевленным существительным.
Например,
проглотил (кого?) соседа
Винительный падеж – падеж косвенный, а значит, это дополнение.
Обстоятельство – настоящий бравый генерал на полях брани.
Ему важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому оно отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и готово вести войска в нужном направлении с нужными задачами.
Подчеркиваем мы обстоятельство штрихпунктирной линией, похожей на азбуку Морзе, которые используют военные для передачи сведений с полей.
Очень часто обстоятельствами работают существительные с предлогом. Нам очень хочется задать вопрос на чем? Как же нам понять, обстоятельство перед нами или дополнение. Помните, обстоятельству важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому, когда мы встречаемся со словом, в первую очередь задаем вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? В данном случае на кровати обозначает место и отвечает на вопрос где? Значит, это обстоятельство.
Может так случиться, что ни один из этих вопросов нам не подойдет и мы сможем задать только падежный вопрос, например прыгает с чем? С тарелкой. «С тарелкой» – это точно не место, не время, не образ действия, не причина и не цель. Значит, это дополнение.
Итак, инструкция по поиску членов предложения выглядит так
- Ищем сказуемое. Задаем себе вопрос: какое действие происходит в этом предложении? В начальной школе сказуемое выражено глаголом. Это наша подсказка. Подчеркиваем сказуемое 2 чертами.
- Ищем подлежащее. Кто или что выполняет это действие? Подчеркиваем подлежащее одной чертой.
- Теперь будем искать свиту короля-сказуемого. Начнем с обстоятельств. Задаем вопросы от сказуемого: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Проверяем, обозначает ли найденное слово место, время, образ действия, причину, цель. Подчеркиваем обстоятельство штрихпунктирной линией.
- Теперь ищем дополнение. Ищем слова, к которым от сказуемого мы можем задать вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Подчеркиваем дополнение прерывистой линией.
- Ищем определения. Для этого находим существительные и задаем от них вопросы: какой? чей? Подчеркиваем определения волнистой линией.
_________________
ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ в следующем предложении все члены и обозначьте, от какого слова каждый из них зависит.
Вечером грустная бабушка и лохматый дедушка весело пьют лимонный чай с ароматными плюшками на широком подоконнике.
Левченко Оксана,
филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, редактор блога «Книжный шкаф детям», автор курса “Сбалансированная библиотека”
___________________
РЕКОМЕНДУЕМ:
Домашняя школа русского языка.
Подписаться на новые статьи и анонс занятий по русскому языку можно на канале Telegram «КШД русский язык»
Маленькая просьба: если статья вам понравилась, поставьте любой смайлик в комментариях 😌 Для нас это очень важно.
НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>
Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Узнаем, в какой последовательности выполнить разбор по членам предложения. Чтобы понять, с чего его начать, напомним, что предложением является слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, имеющую интонационную завершенность.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
ветер (что делает?) кружит.
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
ветер (какой?) осенний.
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Кружит (что?) листья.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Кружит (где?) в воздухе.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
листья (какие?) жёлтые.
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Пришла зима.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
Запомним!
Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.
От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Примеры письменного разбора по членам предложения
Дети собирают землянику на лесной полянке.
В небе пролетел серебристый самолёт.
Миша гуляет с рыжей собакой в парке.
Шустрый воробей громко чирикает на ветке.
Голуби быстро склевали хлебные крошки.
Разобрать предложение по членам онлайн поможет этот сайт.
Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 87
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
- Сейчас обучается 138 человек из 47 регионов
- Сейчас обучается 67 человек из 34 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тананова Елена Павловна
МАОУ СОШ №5
русский язык
Консультация -
2 слайд
Главные члены предложения
-
3 слайд
Сказуемое – король предложения
Мне сказуемое представляется королем.
А потому при синтаксическом разборе мы гордо подчеркиваем сказуемое 2 чертами. -
4 слайд
Подлежащее – королева
У короля есть королева. Она тоже главная и стоит на одном уровне с королем. Это подлежащее. Его мы подчеркиваем одной чертой. -
5 слайд
Отбросим метафоры
Давайте спросим себя – почему же они на одном уровне? Для языка это означает, что мы можем задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.Кто прыгает? Бабушка
Бабушка что делает? Прыгает.
Двустороннюю связь подлежащего и сказуемого мы обозначаем двойной стрелкой. Они как будто держатся за руки. -
6 слайд
Второстепенные члены предложения
Это члены предложения, которые зависят от главных или других второстепенных членов, подчиняются им. Это означает, что зависимое слово будет отвечать на вопрос, который мы задаем от главного слова, и примет форму, которую требует от него главное слово. -
7 слайд
Определение – служанка королевы
У королевы обычно есть служанка, которая ей помогает одеваться, украшать себя, так и у подлежащего тоже может быть «служанка», которая его украшает – определение. Поэтому и линия определения в синтаксическом разборе красивая, волнистая, похожая на ленточку.
Например, -
8 слайд
Слово «грустная» выступает в роли определения. Оно зависит от подлежащего «бабушка». То есть от подлежащего мы задаем вопрос какая?, и слово «грустная» принимает форму, которую от него требует подлежащее «бабушка». Мы не можем сказать «грустный бабушка» или «грустном бабушка», мы поставим зависимое слово «грустная» в именительный падеж единственного числа.
Определение может зависеть не только от подлежащего, но и от дополнения, и от обстоятельства. Оно обозначает признак предмета, поэтому легче всего найти существительные и проверить, есть ли у них зависимые слова, отвечающие на вопрос какой? чей?. -
9 слайд
Попробуйте найти определения в предложении:
Лохматый дедушка катается на разбитом самокате по зеленому газону.
Итак, нашей королеве с прислугой не повезло. Больше от нее не зависит никто.
Зато от короля-сказуемого могут зависеть два члена предложения: дополнение и
обстоятельство. Почему так? Потому что и дополнение, и обстоятельство связаны
именно с действием, которое выполняется в предложении. Оба они, безусловно,
Занимают военные посты в королевстве -
10 слайд
Дополнение похоже на агента тайной полиции.
Оно готово рассказать о всех существах и предметах. Ему надо тайно, косвенно выяснить всю информацию, поэтому оно отвечает на вопрос косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Линия дополнения прерывистая, похожая на шифровку. -
11 слайд
Дополнение может зависеть от другого дополнения, как и у агента тайной полиции может быть помощник.
Бывает, что дополнение очень похоже на подлежащее. Например,
Бульдог проглотил ботинок.
проглотил (что?) ботинок.
Чтобы не перепутать, мы задаем вопрос: кто выполняет действие? Кто проглотил: бульдог или ботинок? В данном предложении действие выполняет бульдог. Слово отвечает на вопросы кто? что?, стоит в именительном падеже и является подлежащим. А ботинок подвергается этому действию, над ним его совершают. Слово отвечает на вопросы кого? что? и стоит в винительном падеже. Чтобы в этом убедиться, мы можем заменить «ботинок» одушевленным существительным.
Например,
проглотил (кого?) соседа
Винительный падеж – падеж косвенный, а значит, это дополнение -
12 слайд
Обстоятельство – настоящий бравый генерал.
Ему важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому оно отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и готово вести войска в нужном направлении с нужными задачами.
Подчеркиваем мы обстоятельство штрихпунктирной линией, похожей на азбуку Морзе, которые используют военные для передачи сведений с полей. -
13 слайд
Очень часто обстоятельствами работают существительные с предлогом. Нам очень хочется задать вопрос на чем? Как же нам понять, обстоятельство перед нами или дополнение. Помните, обстоятельству важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому, когда мы встречаемся со словом, в первую очередь задаем вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? В данном случае на кровати обозначает место и отвечает на вопрос где? Значит, это обстоятельство.
Может так случиться, что ни один из этих вопросов нам не подойдет и мы сможем задать только падежный вопрос, например прыгает с чем? С тарелкой. «С тарелкой» – это точно не место, не время, не образ действия, не причина и не цель. Значит, это дополнение. -
14 слайд
Инструкция по поиску членов предложения:
Ищем сказуемое. Задаем себе вопрос: какое действие происходит в этом предложении? В начальной школе сказуемое выражено глаголом. Это наша подсказка. Подчеркиваем сказуемое 2 чертами.
Ищем подлежащее. Кто или что выполняет это действие? Подчеркиваем подлежащее одной чертой.
Теперь будем искать свиту короля-сказуемого. Начнем с обстоятельств. Задаем вопросы от сказуемого: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Проверяем, обозначает ли найденное слово место, время, образ действия, причину, цель. Подчеркиваем обстоятельство штрихпунктирной линией.
Теперь ищем дополнение. Ищем слова, к которым от сказуемого мы можем задать вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Подчеркиваем дополнение прерывистой линией.
Ищем определения. Для этого находим существительные и задаем от них вопросы: какой? чей? Подчеркиваем определения волнистой линией. -
-
16 слайд
ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ в следующем предложении все члены и обозначьте, от какого слова каждый из них зависит.
Вечером грустная бабушка и лохматый дедушка весело пьют лимонный чай с ароматными плюшками на широком подоконнике. -
-
-
19 слайд
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/childbookcase/kak-naiti-vse-chleny-predlojeniia-i-ne-oshibitsia-instrukciia-po-poisku-5f23b398b1ad847f104ca4fb
По материалам: Левченко Оксаны,
филолога, преподавателя русского языка и литературы, монтессори-педагога, редактора блога «Книжный шкаф детям», автора курса «Сбалансированная библиотека»
интернет-ресурсы
Краткое описание документа:
Для SMART Board
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 263 288 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 30.12.2020
- 184
- 3
- 30.12.2020
- 187
- 1
- 30.12.2020
- 218
- 1
- 30.12.2020
- 183
- 4
- 30.12.2020
- 199
- 0
- 30.12.2020
- 459
- 28
- 30.12.2020
- 202
- 0
- 30.12.2020
- 894
- 95
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.
Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.
Главные и второстепенные члены предложения
Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.
Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.
- К главным относятся подлежащее и сказуемое
- К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение
Подлежащее — самый главный член предложения
Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.
Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».
Например:
На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам
Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.
Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.
Когда слово одно, то оно может быть следующим:
- ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мама (кто?) мыла раму.
- МЕСТОИМЕНИЕ. Он (кто?) не выучил уроки.
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу.
- ПРИЧАСТИЕ. Упавший (кто?) сломал себе ногу.
- ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Трое (кто?) шли по лесу.
- ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!
Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:
- КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
- ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
- ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
- ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
- ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
- ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.
Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.
Сказуемое — второй главный член предложения
Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.
Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.
Все сказуемые можно поделить на три части:
- ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
- СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
- СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.
Определение — второстепенный член
Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.
Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».
Все определения делятся на категории:
- СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
- НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).
К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».
Обстоятельство
Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.
Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».
Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).
Дополнение
Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».
Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).
Разбор предложения по членам
В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:
Приведем пример. Нужно разобрать предложение:
Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.
В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).
И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.
Заключение
В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.
Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.
Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.
{{ word.morphem }}
{{ word.word }}
Характеристика
По цели высказывания: {{ purpose[syn.purpose] }}
По интонации: {{ emotionalColoring[syn.emotionalColoring] }}
Простое
Сложное
По наличию главных членов: {{ mainMembers[syn.mainMembers] }}
По наличию второстепенных членов: {{ minorMembers[syn.minorMembers] }}
Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами
Осложнено однородными членами
Осложнено вводными словами
Осложнено обращениями
Сложносочинённое предложение. Количество простых предложений: {{ syn.countRoot }}.
Cложноподчиненное предложение.
- {{ error }}
{{ infoService }}
Данный сервис онлайн разбирает предложения и словосочетания по членам бесплатно.
Если вам нужен разбор большого количества предложений, воспользуйтесь PRO версией.
С этим пакетом вам доступно:
-
До 100 000 символов на проверку,
-
Отдельная очередь,
-
Отключение рекламы.
Оцените удобство PRO версии в быстрой проверке огромных текстов без отвлечения на рекламные ролики.
Зарегистрированным пользователям, не использующим PRO версию доступны 10 000 символов.
Гости сайта, не прошедшие регистрацию, могут проверить 15 000 знаков.
Для чего нужен разбор предложения по членам?
Для грамотного письма крайне важно знать структуру предложений, чтобы уметь правильно их составлять.
Дети начинают знакомиться с разбором предложений уже в начальных классах общеобразовательной школы. Эта тема считается довольно сложной, и не все ученики усваивают её быстро и легко. Мы советуем сначала воспользоваться нашим автоматическим сервисом, а потом вручную довести разбор до совершенства.
Чтобы разбирать предложения на пятёрку, необходимо усвоить порядок разбора по членам.
Алгоритм разбора каждого предложения:
I. Найти подлежащее.
Оно отвечает на вопросы «кто» или «что» и является главным членом предложения, обозначающим предмет.
Например. Хомяк любит семечки.
Подчеркивается одной прямой линией.
Здесь слово «хомяк» выступает подлежащим, т.к. отвечает на вопрос «Кто».
II. Найти сказуемое.
Оно, также, является главным чл предложения, отвечающим на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что сделает?», «что делал?» – то есть обозначает действие. На письме нужно указать двумя сплошными линиями.
Например. Хомяк кушает семечки.
Хомяк что делает? Кушает. Это и есть сказуемое.
III. Найти второстепенные члены предложения.
Ими являются: определение, дополнение и обстоятельство.
Определение обозначает признак/свойство/качество предмета. Оно отвечает на вопросы, типа: «какой?». На письме выделяется волнистой линией под словом.
Например. Белый хомяк кушает семечки. В данном случае определением будет слово «белый».
Дополнением является объект действия, привязанного к сказуемому. Оно отвечает на вопросы: «кем?», «чем?» и подобные. При написании обозначается одной пунктирной линией.
Чтобы лучше разобраться с дополнением, рассмотрим пример.
Хомяк держит семечку лапой. Здесь дополнением выступает слово «лапой», т.к. оно отвечает на вопрос «чем».
Обстоятельство тоже зависит от сказуемого, но оно означает признак предмета. Вопросы, относящиеся к обстоятельству: «где?», «когда?», «почему?», «откуда?», «зачем?» и прочие. Данный член предложения означается штрих-пунктирной линией.
Например. Хомяк живет в клетке. Ищем слово, отвечающее но вопрос «где?». Обстоятельство здесь – в клетке.
Помимо основного разбора на члены, программа находит и указывает дополнительные характеристики предложения.
Имейте ввиду, что е и ё — разные буквы русского алфавита.
Напишите в комментариях понравился ли вам сервис.