Как найти все формы глагола бегать

Глагол бегать

Формы глагола

Инфинитив
Прошедшее время Сослагательное наклонение
бегать бегал бегал бы

Тренажёр спряжения для запоминая форм

Настройки

Чтобы настройки вступили в силу, необходимо перезапустить тренажер.

Спряжение бегать языке во всех временах, лицах и числах

Изъявительное наклонение

Настоящее время

  • я бегаю
  • ты бегаешь
  • он/она/оно бегает
  • мы бегаем
  • вы бегаете
  • они бегают

Прошедшее время

  • я/ты/он бегал
  • я/ты/она бегала
  • оно бегало
  • мы/вы/они бегали

Будущее время

  • я буду бегать
  • ты будешь бегать
  • он/она/оно будет бегать
  • мы будем бегать
  • вы будете бегать
  • они будут бегать

Сослагательное наклонение

Сослагательное наклонение

  • я/ты/он бегал бы
  • я/ты/она бегала бы
  • оно бегало бы
  • мы/вы/они бегали бы

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение

  • ты бегай
  • вы бегайте

Деепричастие

Причастие

активный залог

  • бегающий
  • бегавший

Будьте первыми, кто добавит комментарий!

Добавить

Добавить комментарий

БЕГАТЬ

бе́гать,
бе́гаю,
бе́гаем,
бе́гаешь,
бе́гаете,
бе́гает,
бе́гают,
бе́гая,
бе́гал,
бе́гала,
бе́гало,
бе́гали,
бе́гай,
бе́гайте,
бе́гающий,
бе́гающая,
бе́гающее,
бе́гающие,
бе́гающего,
бе́гающей,
бе́гающего,
бе́гающих,
бе́гающему,
бе́гающей,
бе́гающему,
бе́гающим,
бе́гающий,
бе́гающую,
бе́гающее,
бе́гающие,
бе́гающего,
бе́гающую,
бе́гающее,
бе́гающих,
бе́гающим,
бе́гающей,
бе́гающею,
бе́гающим,
бе́гающими,
бе́гающем,
бе́гающей,
бе́гающем,
бе́гающих,
бе́гавший,
бе́гавшая,
бе́гавшее,
бе́гавшие,
бе́гавшего,
бе́гавшей,
бе́гавшего,
бе́гавших,
бе́гавшему,
бе́гавшей,
бе́гавшему,
бе́гавшим,
бе́гавший,
бе́гавшую,
бе́гавшее,
бе́гавшие,
бе́гавшего,
бе́гавшую,
бе́гавшее,
бе́гавших,
бе́гавшим,
бе́гавшей,
бе́гавшею,
бе́гавшим,
бе́гавшими,
бе́гавшем,
бе́гавшей,
бе́гавшем,
бе́гавших
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.

БЕГЕМОТ →← БЕГАНЬЕ

Смотреть что такое БЕГАТЬ в других словарях:

БЕГАТЬ

БЕГАТЬ, -аю, -аешь; несов. 1. То же, что бежать (в 1 и 3 знач.), нообозначает действие, совершающееся не в одно время, не за один прием или нев одном направлении. Б. трусцой. 2. от кого-чего. Избегать кого-чего-н.,устраняться (разг.). От дела не бегай. 3. Быстро двигаясь, сновать взад ивперед. Бегает челнок. 4. за кем. Неотступно следовать, ходить за кем-н. скакои-н. целью (разг.). 5. О глазах: быстро менять направление взгляда(разг.). 6. за кем. То же, что ухаживать (во 2 знач.) (прост.). Он за нейбегает. II сущ. беганье, -я, ср. и бег, -a, м. (к 1 и 3 знач.). II прил.беговой, -ая, -ое (к 1 знач.). Беговые лыжи (для скоростного бега)…. смотреть

БЕГАТЬ

бегать несов. неперех. 1) а) Перемещаться в пространстве, попеременно то одной, то другой ногою быстро и резко отталкиваясь от земли (неоднократно, в разное время и в разных направлениях). б) Обладать способностью передвигаться таким образом. в) Уметь быстро передвигаться на коньках, на лыжах. 2) Заниматься бегом как видом спорта. 3) а) разг. Неоднократно, обычно торопясь, ходить куда-л. с какой-л. целью. б) Часто посещать кого-л., что-л., бывать где-л. в) Регулярно ходить на занятия куда-л. 4) а) разг. Неотступно следовать за кем-л. б) перен. Ухаживать за кем-л., оказывать внимание кому-л. 5) а) разг. Быстро неоднонаправленно и кратно передвигаться, перемещаться в пространстве (о неодушевленных предметах). б) Быстро перемещаться с предмета на предмет (о взгляде, взоре). 6) а) разг. Спасаться бегством, скрываться от кого-л., чего-л. (не один раз, неоднократно). б) Избегать, сторониться кого-л. в) Поспешно отступать. г) перен. Самовольно, тайком уходить откуда-л., оставлять, покидать кого-л., что-л.<br><br><br>… смотреть

БЕГАТЬ

бегать (опред. бежать, сов. побежать)1. (в разн. знач.) run*; неопред. (туда-сюда) run* about бегать взапуски разг. — chase each other бежать бегом — … смотреть

БЕГАТЬ

бегать
Бежать, мчаться, рыскать, стремиться, шмыгать, летать, сновать.
Ср. . .
См. воздерживаться, избегать…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
бегать
бежать, мчаться, носиться, гоняться, рыскать, стремиться, шмыгать, летать, сновать, ходить; убегать, воздерживаться, избегать, обегать, приударять, шнырить, шарахаться, рысачить, волочиться, мотаться, ухлестывать, приволакиваться, ухаживать, ударять, держаться на известном расстоянии, держаться на почтительном расстоянии, ударяться в бега, обходить за версту, обходить стороной, держаться в почтительном отдалении, шнырять, сторониться, чуждаться, сбегать, совершать побег, сноваться
Словарь русских синонимов.
бегать
1. носиться, летать (разг.); гонять (прост.)
/ в поисках кого, чего: рыскать (разг.)
2. см. убегать 2.
3. см. ухаживать 1.
4. см. избегать
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
бегать
гл. несов.
1.
• носиться
• гоняться
2.
• носиться
• летать
3.
• ухаживать
• приударять
• ударять
• ухлестывать
• волочиться
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012.
…. смотреть

БЕГАТЬ

БЕГАТЬ, бегивать, бежать, бегчи, сев. бечи, урал.-казач. бегти, тамб. бечь, подвигаться ускоренным шагом, учащенною перестановкою ног; | быстро переноситься с одного места на другое; удаляться, приближаться; | уходить, отлучаться и скрываться самовольно. Между бегать и бежать вообще та же разница, как между ходить и идти или пойти, между летать и лететь, ездить и ехать; но в значении самовольной отлучки, бежать выражает однократное исполнение, а бегать многократное и былое. Он без толку бегает взад и вперед. Он бегает резвее моего. Курицы бегают по двору. Мы с ним бегивали на бегу, гонялись на лошадях. Надо скорее бежать за барином. Не беги вперед. Говори: ладно; беги, да падай; не спорь, а делай. Конь бежит, земля дрожит. Расшива бежит во весь подъем паруса. Бежать и бегать на парусах, употребляется у промышленников; на флоте говорят ходить, идти. Незримо бежит земля. Этот мужик бегал и прежде, да видно опять хочет бежать, все продает. Давай бежать навыпередки, взапуски. Время бежит как вода. Бегут годы за годами; за ними бежать, не убегаться. Задумал бежать, так нечего (не) лежать. Бежать, так не стоять. Стой, не бежи: укажи рубежи. Стой, не беги, подай мои пироги. Доброго не бегай, а худого не делай. Одно дело делай, а другого не бегай. Дела не делаешь, а от дела не бегаешь, или: не делай, не бегай. Хорошее (слово) лежит, а худое бежит. Скоро бегут, так задних не ждут. Который конь скоро бежит, тот доле стоит. Сколько ни бежать, а не миновать отдыхать. Стоять вместе, а бежать врознь. Добрая слава лежит, а худая бежит. Милого жаль, а от постылого прочь бы бежал. | Краски эти бегут, линяют; Узор на ситце сбежал, побежит в первой стирке. | В Сиб., на Дону, Урале, бегать и бежать значит также ехать шибко, верхом или упряжью. Почта бежит; суд бежит; надо бегчи в город, т. е. ехать верхом или упряжью. Я бежал без оглядки, бежал что есть духу, изо всей силы, во всю мочь. | Бегать кого, убегать, избегать, не желать видеть. Дурного примера бегай, удаляйся, избегай. Бегаться, переганиваться, бежать взапуски, навыпередки, навыбег; | о животных: быть в поре, в течке, роститься. | Безлично: Идите играть, побегайте, – “что-то не бегается”, нет мочи, охоты. Взбеги на холм. Вбежал в избу и опять выбежал, добежал до угла и забегал взад и вперед. Этого не избежать. Набегался, что ли? Нисбежал с горы. Обеги вокруг. Отбежал и упал. Побегал бы по двору. Побеги под навес. К нам перебежал турок. Я прибежал первый. Кто пробежал мимо окон? Все разбежались. Народ сбежался. Собака сбежала. Убеги домой. Беганье и бежание ср. действие бегающего и бегущего; первое означает ускоренное движение в неопределительном или различных направлениях; второе в одном известном направлении. Бег м. беганье, бежание и бегство; ускоренное движение человека или животного на своих ногах; | быстрое движение всякого предмета вообще. | Конское ристалище, расчищенное и устроенное для бега на лошадях место, поприще для состязания в быстроте лошадей; | само зрелище это, особенно если речь идет о рысаках либо иноходцах, иначе называется оно скачкой. На бегу, бежа, бегучи; | на поприще, на зрелище конского бега. Быть в бегах, воротиться из бегов, быть в самовольной отлучке, уйти произвольно со службы либо с места жительства; воротиться из отлучки этой. Бежка не хвалят, а с ним хорошо. Бег не честен, да здоров. Не красен бег, да здоров, относится до бегства от драки, либо с поля сражения. Бегом, бежком, бежма, бежью, вбежки, более употребимо о человеке: скорее чем шагом, бежа, бегая, бегучи. Беги бегом. Бежма побежал. Бежью скорее догонишь. Бегушком, бегом, особенно о детях. Не хвались (не кори) барин хлебом; а слуга бегом; не попрекай, один милостями своими, другой послугами. Не грози боярин холопу хлебом; а холоп боярину бегом. Бежок умалит. бег. Бежок и нечестен, да здоров. Кто (т. е. иной, многие) бежка не хвалит, а бежок хорош. | Пск. побежка, образ или вид бега лошади; | небольшое расстояние, конец, перегон, сколько можно перебежать в один дух, пеши либо верхом; | человек удаляющийся от драки, шума, ссор, споров. Беги мн. волжск., по-морскому: тали; лопарь (снасть, веревка), продетый в блоки; тяга. Закладывай беги, вручную не подымешь. Бегство ср. поспешное удаление; торопливый, чем-либо вынужденный уход, особенно от неприятеля либо иного бедствия. Бегствовать церк. уходить, бежать, убегать; устраняться. Бегавить? арх. бежать взапуски, навыпередки; опереживать других, особенно на воде. Беглый, тайно ушедший, бежавший, самовольно ушедший куда и скрывающийся. Беглому одна дорога, а погонщикам сто. | Быстрый, скорый; поверхностный; непостоянный. Беглый шаг, бег, движение бегом. Беглый огонь, воен. стрельба без команды, как кто успеет зарядить; противопол. пальба залпами, по команде. Беглый взгляд; беглый очерк; беглый умалит. Удалую ставь, а беглую не забывай; в денежных играх, беглая, чередная; удалая, особая ставка. Беглая грамота стар., вид, данный на преследование и поимку беглых крестьян. Бежное крыло невода сев., ходовое; мертвое или бережное примыкает к берегу, а бежное, завозное или ходовое заносится в глубь. Бегловатый, применяя слово это к уму, очерку, описанию: слишком беглый, легкий, поверхностный. Бежь ж. бег, движение бежью, бегом; | стар. беглый народ, бродяги; | сев. побежка лошади, аллюр. Неказиста кляча, да бежь хороша. Бегитка ж. пск. то же, бежь, побежка, походка, способ или образ бега. Беглость ж. быстрота, живость. Беглец м. беглянка ж., бегленица ж., моск., бегляна, беглуша об. влад. вообще, кто бежал, ушел или скрылся; кто обратился в бегство, напр. с поля сражения, или бежал с места жительства, службы; первого называют бродягой, второго дезертиром, арх. бежник. Пошла погонная на Вязьму, а беглец на Клязьму. Беглецов, беглянкин, беглушин, принадлежащий беглому. Беговой, относящийся до бега; беговой конь, рысак или иноходец; беговые дрожки, маленькие и легонькие, без рессор и без крыльев. Беготя ж. частое и суетливое беганье взад и вперед; суета, суматоха; толкотня, топотня. Бегун м. стар. беглец, беглый; | ныне: прыткий на ногах, скороход, мастер бегать. Нерехотские бегуны, прозвище; нерехотцы ходят с безменом по селам, закупая пряжу. | Один из самых дурных, извращенных толков раскольников беспоповщины (яросл. влад.): бегуны, не подчиняются никакому гражданскому порядку, не признают никаких властей; для них царство антихриста настало; они бродяжат весь век, должны умереть в безвестности, на чужбине, и быть тайно зарыты, чтобы не попасть ни в какие росписи. Для этого они делятся на странников и странноприимных, поочередно; перед смертью, или даже умерши, бегуны пропадают без вести. | Лошадь рысак или иноходец. | Ниж. челнок, ткацкий челн. | Курант, каменный пест, которым растирают краски на плите; | растирочный вал на пороховой мельнице; | мельничное русло, проток между двойным рядом шпунтовых свай или досок; | в потешных огнях: фарсовое колесо, лежачее огненное колесо. Бегунок, бегунец, бегун, более употребляется говоря о лошади; | бегунец стар. отвес или указатель на угломере, квадранте. Бегунка, болезнь, близкая к падучей, пляска Св. Вита, Chorea. Бежкий, бежкой, бегучий, бегающий; способный к бегу. Бегучая лошадь; бегучее время, скоропреходящее. Бегучий такелаж, морск. белые, несмоленые снаружи снасти, бывающие в частом движении, в передержке. Бегучий иногда означает легкоплавкий, расплавляющийся на малом огне; также линючий, легко и скоро выцветающий. Бежкой песок, рыхлый, сыпучий. Бежкость, бегучесть ж. свойство бегучего. Бежня ж. арх. деревянный кружок в четверть поперечника, которым играют в бежни: каждый мечет покатом и догоняет свою бежню; кто дальше закатит ее и прежде всех подхватит, тот выиграл. Бегомер м. одометр, путемер, снаряд для измерения скорости движения, особ. при езде. Бегомерный, к нему относящийся. Беглопоповщина ж. собират. множество раскольничьих толков, признающих священство условно и принимающих только переправляемых ими беглых или расстриженных попов; на деле то же, что и вообще поповщина. Беглопоповщинский, относящийся до этих толков. См. беспоповщина. <br><br><br>… смотреть

БЕГАТЬ

БѢ́ГАТЬ (-ти), аю, ает, несов.; Бѣгающий, Бѣгавший, прич., Бѣгая, Бѣгавши, деепр.1.Быстро передвигаться (неоднократно или в разных направлениях). любит… смотреть

БЕГАТЬ

бе́гать
глаг., нсв., употр. очень часто
Морфология: я бе́гаю, ты бе́гаешь, он/она/оно бе́гает, мы бе́гаем, вы бе́гаете, они бе́гают, бе́гай, бе́гайте… смотреть

БЕГАТЬ

-аю, -аешь; несов.
1.То же, что бежать (в 1 и 2 знач.), с той разницей, что бегать обозначает действие повторяющееся или совершающееся в различных нап… смотреть

БЕГАТЬ

несов.(движение неопр.-напр. — ср. опред.-напр. бежать)1) correr vi; corretear viбегать взапуски — correr a quien llega el primero2) (спасаться бегство… смотреть

БЕГАТЬ

laufen (непр.) vi (s); rennen (непр.) vi (s) (стремительно)
бегать за кем-либо — j-m (D) nachlaufen (непр.) vi (s), hinter j-m (D) herlaufen (непр.) … смотреть

БЕГАТЬ

1) courir vi
бегать взапуски — courir à qui arrivera le premier2) (избегать) éviter vt, fuir vt
••бегать за кем-либо разг. ирон. — courir après qnбегат… смотреть

БЕГАТЬ

бегать глаг.несов. (7)
наст.ед.1л.
бегаю, распоряжаюсь — и вот уже из-под полу выступают ручьиПр7.
наст.ед.3л.
От женщин бегает, и даже от меня!ГоУ … смотреть

БЕГАТЬ

koşmak,koşuşmak; kovalamak,peşinden koşmak* * *1) koşmak; koşuşmak (о многих)
2) (избегать) kaçınmak, kaçmak
3) (сновать) koşuşmak
её па́льцы легко́ бе… смотреть

БЕГАТЬ

1) courir vi бегать взапуски — courir à qui arrivera le premier 2) (избегать) éviter vt, fuir vt •• бегать за кем-либо разг. ирон. — courir après qn б… смотреть

БЕГАТЬ

несов.1) 跑 pǎoон хорошо бегает – 他跑得快бегать на коньках – 溜冰2) (быстро двигаться) 奔走 bēnzǒu; (сновать взад и вперёд) 跑来跑去 pǎolai-pǎoquбегать по делам – … смотреть

БЕГАТЬ

бе’гать, бе’гаю, бе’гаем, бе’гаешь, бе’гаете, бе’гает, бе’гают, бе’гая, бе’гал, бе’гала, бе’гало, бе’гали, бе’гай, бе’гайте, бе’гающий, бе’гающая, бе’гающее, бе’гающие, бе’гающего, бе’гающей, бе’гающего, бе’гающих, бе’гающему, бе’гающей, бе’гающему, бе’гающим, бе’гающий, бе’гающую, бе’гающее, бе’гающие, бе’гающего, бе’гающую, бе’гающее, бе’гающих, бе’гающим, бе’гающей, бе’гающею, бе’гающим, бе’гающими, бе’гающем, бе’гающей, бе’гающем, бе’гающих, бе’гавший, бе’гавшая, бе’гавшее, бе’гавшие, бе’гавшего, бе’гавшей, бе’гавшего, бе’гавших, бе’гавшему, бе’гавшей, бе’гавшему, бе’гавшим, бе’гавший, бе’гавшую, бе’гавшее, бе’гавшие, бе’гавшего, бе’гавшую, бе’гавшее, бе’гавших, бе’гавшим, бе’гавшей, бе’гавшею, бе’гавшим, бе’гавшими, бе’гавшем, бе’гавшей, бе’гавшем, бе’гавших… смотреть

БЕГАТЬ

Бегает как угорелый.Біга як опарений (ошпарений).Бегать, бежать наперегонки, взапуски.Бігати, бігти наввипередки (навзаводи); перебігатися. || За ни… смотреть

БЕГАТЬ

БЕГАТЬ бегаю, бегаешь, несов. 1. Те же знач., что у глаг. бежать в 1 и 6 знач., с той разницей, что бежать обозначает движение в один прием и в одном направлении, а бегать – движение, повторяющееся и совершающееся в разное время, в разных направлениях. Вот бегает дворовый мальчик. Пушкин. От дела не бегай. Поговорка. От женщин бегает и даже от меня. Грибоедов. 2. Заниматься бегом как спортом (спорт.). 3. Быстро двигаться, сновать взад и вперед, мелькать. На ткацком станке быстро бегал челнок. Мурашки по спине бегают. 4. за кем-чем. Ухаживать, лебезить (разг. фам. ирон.). Бегать за начальством. Бегать за девушками. 5. Быстро менять направление взгляда, перебегать с места на место (о глазах; разг.). Глаза его так и бегают.<br><br><br>… смотреть

БЕГАТЬ

БЕГАТЬ, -аю, -аешь; несовершенный вид 1. То же, что бежать (в 1 и 3 значение), но обозначает действие, совершающееся не в одно время, не за один приём или не в одном направлении. Бегать трусцой. 2. от кого-чего. Избегать кого-чего-нибудь, устраняться (разговорное). От дела не бегай. 3. Быстро двигаясь, сновать взад и вперёд. Бегает челнок. 4. за кем. Неотступно следовать, ходить за кем-нибудь с какои-нибудь целью (разговорное). 5. О глазах: быстро менять направление взгляда (разговорное). 6. за кем. То же, что ухаживать (во 2 значение) (прост.). Он за ней бегает. || существительное беганье, -я, ср. и бег, -а, м. (к 1 и 3 значение). || прилагательное беговой, -ая, -ое (к 1 значение). Беговые лыжи (для скоростного бега)…. смотреть

БЕГАТЬ

Старославянское – бьгати.Общеславянское – begti (бегать).Индоевропейское – bheg (убегать, бегать).«Бегать» – инфинитив от бегу, слово, известное с древ… смотреть

БЕГАТЬ

бегать, б′егать, -аю, -аешь; несов.1. То же, что бежать (в 1 и 3 знач.), но обозначает действие, совершающееся не в одно время, не за один приём или не… смотреть

БЕГАТЬ

• futkározni
• futkosni
• szaladgálni
* * *1) futkosni, szaladgálni
2) спорт futniбе́гать на конька́х — korcsolyázni3) перен; разг (за кем) futni (vki … смотреть

БЕГАТЬ

несов.
1. см. бежать 1;
бегать с места на место бир жерге жай алып турбоо, бир орундан экинчи орунга дайыма которула берүү, ары-бери чапкылоо;
бегать за кем-либо
1) бирөөнүн артынан дайыма жүрүү;
2) перен. (заискивать) бирөөнүн үстү-астына түшүү, жаң-алы калбоо;
3) перен. (ухаживать) бирөөнүн артынан түшүү;
бегать от кого-чего-либо (избегать) бирөөдөн же бир нерседен жашырынуу, качуу;
2. перен. (о глазах, о взгляде) ойноп туруу;
глаза его так и бегают анын көздөрү ойноп турат;
от страха мурашки по спине бегают корккондон бүткөн бою “дүр” дей түштү…. смотреть

БЕГАТЬ

1) Орфографическая запись слова: бегать2) Ударение в слове: б`егать3) Деление слова на слоги (перенос слова): бегать4) Фонетическая транскрипция слова … смотреть

БЕГАТЬ

бегатьСтарославянское – бьгати.Общеславянское – begti (бегать).Индоевропейское – bheg (убегать, бегать).«Бегать» – инфинитив от бегу, слово, известное … смотреть

БЕГАТЬ

imperfjuosta, juoksenellaдети бегют в парке — lapset juoksentelevat puistossaбегать на короткие дистанции — urh juosta pikamatkojaбегать на лыжах — hii… смотреть

БЕГАТЬ

бегать бежать, мчаться, носиться, гоняться, рыскать, стремиться, шмыгать, летать, сновать, ходить, убегать, воздерживаться, избегать, обегать, приударять, шнырить, шарахаться, рысачить, волочиться, мотаться, ухлестывать, приволакиваться, ухаживать, ударять, держаться на известном расстоянии, держаться на почтительном расстоянии, ударяться в бега, обходить за версту, обходить стороной, держаться в почтительном отдалении, шнырять, сторониться, чуждаться, сбегать, совершать побег, сноваться<br><br><br>… смотреть

БЕГАТЬ

несов.1. см. бежать;2. от кого-чего перен. қашу, жүгіріп жүру, қоныс таппау;- вот бегает от него мальчик міне, бала одан қашып келеді;- от дела не бегай істен қашпа;3. перен. (о быстром движении) жүгіру, жортақтау, өту;- пальцы бегают по клавишам саусақтары клавишты қуалай жүгіреді;- перо бегает по бумаге қағаз үстінде қаламы жортақтайды;- дни бегут күндер өтіп жатыр;-от страха мурашки по спине бегают қорыққаннан тәні шімірікті;- глаза его так и бегают оның көзі сондай ойнақшып тұр… смотреть

БЕГАТЬ

БЕГАТЬ
(касп.) — ходить на лодке под парусами.
Самойлов К. И.Морской словарь. – М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР,194… смотреть

БЕГАТЬ

– хорошо // утрата, бедность, трудности, хвороба; быстро
– нежданное счастье; босиком
– бедность; бегущие люди
– получение денег // ссора; дети
– радость; добежать
– задуманное исполниться; догнать кого
– будет счастье; обогнать кого
– переживешь его; бежать на месте или незнамо куда
– денежные траты; до усталости
– убытки; за дичью и поймать ее
– неожиданная радость; спастись бегством
– безопасность // опасная дорога; за врагом бежать
– победа, прибыль…. смотреть

БЕГАТЬ

несов.
1) (= бежать) correre vi (a)
бегать трусцой — fare jogging
2) от кого-чего разг. evitare vt, fuggire vt
3) (сновать) (s)correre vi (e, a)
4) за кем разг. correre dietro a qd
бегать с места на место — correre avanti e indietro, scavallare vi
5) (от полиции и т.п.) sfuggire vi (a qd, qc), sottrarsi vi (a qd, qc)
••
хоть беги разг.экспресс. — non se ne può più; peggio di così si muore
Итальяно-русский словарь.2003…. смотреть

БЕГАТЬ

{l’ö:per}1. löper löpa hundra meter–бежать стометровку{r’en:er}2. ränner ungarna ränner omkring–детвора бегает{spr’ing:er}3. springer hon kom springa… смотреть

БЕГАТЬ

Czasownik бегать biegać Potoczny uganiać się Potoczny unikać Sportowy jeździć

БЕГАТЬ

(в значении «избегать», «сторониться») от кого-чего (прост.) и кого-чего (устар.). А вы, Устинья Наумовна, не бегайте от своего счастья-с (А. Н. Остров… смотреть

БЕГАТЬ

корень – БЕГ; окончание – АТЬ; Основа слова: БЕГВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ – БЕГ; ⏰ – АТЬ; Слово Бегать содержит… смотреть

БЕГАТЬ

глагол несоверш. вида что делать?; неперех.Деепричастная форма: бегаябігатиДієприслівникова форма: бігавши, бігаючи

БЕГАТЬ

бегать laufen* vi (s); rennen* vi (s) (стремительно) бегать за кем-л. jem. (D) nachlaufen* vi (s), hinter jem. (D) herlaufen* vi (s) бегать от кого-л. ( чего-л.] jem. ( etw.] (A) meiden*; jem. ( etw.] (D) ausweichen* vi (s) бегать на коньках Schlittschuh laufen* vi (s) а его глаза так и бегают seine Augen schweifen umher<br>… смотреть

БЕГАТЬ

бегать = несов. 1. run*; (взад и вперёд) run* about; 2. (от рд.; избегать) shun (smb., smth.) , keep* away (from); 3. (сновать) scurry; (о пальцах) twinkle; (о глазах) shift uneasily; пальцы её бегают по клавишам her fingers twinkle over the keys; 4. (за тв.) разг. (ухаживать) run* after (smb.) ; chase (smb.). <br><br><br>… смотреть

БЕГАТЬ

Бе́гать. Общеслав. Суф. производное от *běgti «бежать» со значением многократности и разнонаправленности действия; *běgti > бечь, как *noktis > ночь (с… смотреть

БЕГАТЬ

1) бігати, ганяти, га(й)сати. -ать скачками, в припрыжку – га[е]рцювати. -ать суетливо – мотатися. -ать в перегонку, в запуски – перебігатися, бігати наввипередки. -ать туда и сюда – снуватися. Бегающий (о глазах) – верткий, бігучий;
2) -ать кого – уникати…. смотреть

БЕГАТЬ

Общеслав. Суф. производное от *běgti «бежать» со значением многократности и разнонаправленности действия; *běgti &GT; бечь, как *noktis &GT; ночь, в ди… смотреть

БЕГАТЬ

бегать бе́гатьитер., укр. бíгати, ст.-слав. бѣгати (Супр.), болг. бя́гам, сербохорв. бjе̏гати, словен. bė́gati, чеш. běhati, польск. biegać, в.-луж… смотреть

БЕГАТЬ

• lakstyti (o, ė)• lakštyti (o, ė)• zuiti (ja, jo)

БЕГАТЬ

итер., укр. бiгати, ст.-слав. бгати (Супр.), болг. бягам, сербохорв. бjегати, словен. begati, чеш. behati, польск. biegac, в.-луж. behac, н.-луж. begas; см. Бернекер 1, 54 и сл. Подробно см. бежать…. смотреть

БЕГАТЬ

несовер. бегаць уцякаць унікаць цурацца прост. бегаць, ганяцца, упадаць бегает (носится) как угорелый — бегае як шалёны

БЕГАТЬ

глаг.несов.1. чуп, чупса ҫӳре; дети бегают на улице ачасем урамра чупса ҫӳреҫҫӗ2. от когочего (син. избегать) тар, парйн, ютшӑн; тарса ҫӳре; он бегает от нас вал пирӗнтен тарса ҫӳрет… смотреть

БЕГАТЬ

бегатьהִתרוֹצֵץ [לְהִתרוֹצֵץ, מִ-, יִ-], רָץ [לָרוּץ, רָץ, יָרוּץ]* * *להריץלרוץ

БЕГАТЬ

1. eemale hoidma2. jooksma3. liduma4. vilama

БЕГАТЬ

Начальная форма – Бегать, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное, несовершенный вид, настоящее время, непереходный, страдательный залог… смотреть

БЕГАТЬ

Начальная форма – Бегать, винительный падеж, действительный залог, единственное число, мужской род, неодушевленное, переходный, несовершенный вид, прошедшее время… смотреть

БЕГАТЬ

Ударение в слове: б`егатьУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: б`егать

БЕГАТЬ

бега||тьнесов
1. τρέχω / ἀποφεύγω (от кого-л.);
2. (зо кем-л.) κυνηγώ, τρέχω πίσω ἀπό κάποιον ◊ у иего глаза ~ют τά μάτια του συνεχώς παίζουν.

БЕГАТЬ

то же, что бежать, с той разницей, что Б. обозначает действие, повторяющееся или совершающееся в различных направлениях, а также назад и вперед

БЕГАТЬ

فعل استمراري : دويدن ، فرار کردن ( حرکت معمولي پياپي و مکرر )

БЕГАТЬ

Бегать, бежать, мчаться, рыскать, стремиться, шмыгать, летать, сновать. Ср. Ходить и Убегать. См. воздерживаться, избегать

БЕГАТЬ

Несовер. бегаць, уцякаць, унікаць, цурацца, бегаць, ганяцца, упадаць, бегает (носится) как угорелый — бегае як шалёны

БЕГАТЬ

1 . ласькондемс (ломанень колга ) , арнемс ( жуватань колга ) ; 2. ворьготькшнемс; 3. налхкомс ( сельмонь колга)

БЕГАТЬ

Несов. 1. yüyürmək, qaçmaq, qaçışmaq, çapmaq; 2. gəzmək, fırlanmaq, oynamaq (göz); мурашки бегают bax мурашки.

БЕГАТЬ

бегатьБежать, мчаться, рыскать, стремиться, шмыгать, летать, сновать.Ср. . .См. воздерживаться, избегать…

БЕГАТЬ

(I), бе/гаю, -гаешь, -гают

БЕГАТЬ

босиком
бедность, недостаток в том, по чему бежишь; бежать
недомогание; затруднение; застой в делах.

БЕГАТЬ

• běhat• honit se• pobíhat• prohánět se

БЕГАТЬ

1) çapmaq2) перен. qaçmaq, qaçınmaq

БЕГАТЬ

skraidelēt, skraidīt, skriet; bēgt, vairīties; pakaļ, skriet; šaudīties

БЕГАТЬ

см.:Пограничник должен стрелять, как ковбой…

БЕГАТЬ

1) чапмакъ
2) перен. къачмакъ, къачынмакъ

БЕГАТЬ

бегать
давидан, тохтан,
бегать
гурехтан

БЕГАТЬ

бегать б`егать, -аю, -ает

БЕГАТЬ

jaag
• eo: kuregispoed
• eo: kuregi

БЕГАТЬ

чийнемс, арднемс (на 4 х ногах)

БЕГАТЬ

= бежа́ть
бі́гати, бі́гти

Спряжение «бегать»

бегать — глагол, непереходный, несовершенный вид.

Настоящее время, изъявительное наклонение
Лицо Единственное число Множественное число
1 бегаю бегаем
2 бегаешь бегаете
3 бегает бегают

Глагол бегать в будущем времени употребляется либо в форме совершенного вида, либо с использованием связки «буду»: буду бегать, будет бегать, будут бегать и т.п.

Прошедшее время, изъявительное наклонение
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
бегал бегала бегало бегали

Условное наклонение
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
бегал бы бегала бы бегало бы бегали бы
Повелительное наклонение
Единственное число Множественное число
бегай бегайте

Спряжение глагола «бегать»

Настоящее время

я
что делаю?
бе́гаю
ты
что делаешь?
бе́гаешь
он
она
оно
что делает?
бе́гает
мы
что делаем?
бе́гаем
вы
что делаете?
бе́гаете
они
что делают?
бе́гают

Прошедшее время

я (он)
ты (он)
что делал?
бе́гал
я (она)
ты (она)
что делала?
бе́гала
оно
что делало?
бе́гало
мы
вы
они
что делали?
бе́гали

Повелительное наклонение

ты
что делай?
бе́гай
вы
что делайте?
бе́гайте

Деепричастие

настоящее
время
что делая?
бе́гая
прошедшее
время
что делав?
бе́гав, бе́гавши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мускатель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «бегать»

Синонимы к слову «бегать»

Предложения со словом «бегать»

  • Так, гном утверждал, что вода в чайнике становится горячей, когда в ней начинают быстро бегать маленькие козявки – МОЛЕКУЛЫ.
  • Позже ей можно было сунуть в руки большую книжку с картинками или посадить в угол с игрушками и не беспокоиться о том, что ребёнок начнёт бегать туда-сюда, отвлекая родителей от важных дел.
  • Лишь у них, настоящих неаполитанок, в глазах бегают озорные огоньки, купающиеся в слезах бесконечной нежности, когда в их сердце пылает пламя желания, и зверино-хищные, когда их переполняет ревность.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «бегать»

  • Отец не сидел безвыходно в кабинете, но бродил по дому, толковал со старостой, с ключницей, с поваром, словом сказать, распоряжался; тетеньки-сестрицы сходили к вечернему чаю вниз и часов до десяти беседовали с отцом; дети резвились и бегали по зале; в девичьей затевались песни, сначала робко, потом громче и громче; даже у ключницы Акулины лай стихал в груди.
  • Однажды они начали игру в прятки, очередь искать выпала среднему, он встал в угол за амбаром и стоял честно, закрыв глаза руками, не подглядывая, а братья его побежали прятаться. Старший быстро и ловко залез в широкие пошевни, под навесом амбара, а маленький, растерявшись, смешно бегал вокруг колодца, не видя, куда девать себя.
  • Везде тихо-тихонько, только в полумраке на синем льду озера катается на коньках несколько прозябших мальчиков; на улице играют и вертятся на спинах две собаки; но Плау не спит и не скучает; в окошках его чистеньких красных домиков везде горят веселые огоньки и суетливо бегают мелкие тени; несколько теней чешутся перед маленькими гамбургскими зеркальцами; две тени шнуруют на себе корсеты, одна даже пудрит себе шею.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «бегать»

  • БЕ́ГАТЬ, –аю, –аешь; несов. 1. То же, что бежать (в 1 и 2 знач.), с той разницей, что бегать обозначает действие повторяющееся или совершающееся в различных направлениях, а также взад и вперед. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова БЕГАТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «бегать»

  • Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает.
  • Не подобает жить без оправдания, это значило бы — живете бессмысленно. Так что — привыкайте заглядывать во все щели и ямы, может, там где-то, и затискана потребная вам истина. Живите безбоязненно, не бегая от неприятного и страшного, — неприятно и страшно, потому что непонятно.
  • Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

БЕ́ГАТЬ, –аю, –аешь; несов. 1. То же, что бежать (в 1 и 2 знач.), с той разницей, что бегать обозначает действие повторяющееся или совершающееся в различных направлениях, а также взад и вперед.

Все значения слова «бегать»

  • Так, гном утверждал, что вода в чайнике становится горячей, когда в ней начинают быстро бегать маленькие козявки – МОЛЕКУЛЫ.

  • Позже ей можно было сунуть в руки большую книжку с картинками или посадить в угол с игрушками и не беспокоиться о том, что ребёнок начнёт бегать туда-сюда, отвлекая родителей от важных дел.

  • Лишь у них, настоящих неаполитанок, в глазах бегают озорные огоньки, купающиеся в слезах бесконечной нежности, когда в их сердце пылает пламя желания, и зверино-хищные, когда их переполняет ревность.

  • (все предложения)
  • сбежать
  • сбегать
  • спускаться
  • начинаться
  • шнырять
  • (ещё синонимы…)
  • спорт
  • беготня
  • бег
  • бега
  • быстро
  • (ещё ассоциации…)
  • глаза бегают
  • люди бегали
  • бегать за кем-либо
  • бегать по комнате
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Спряжение глагола «бегать»
  • Разбор по составу слова «бегать»
  • Как правильно пишется слово «бегать»

Помогите из публицистического текста переписать в научный

Роман  Тургенева  «Накануне»: идейно-художественное своеобразие

Из каких слоев общества появятся «новые люди»? Что будет отличать их от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую про­грамму обновления России они примут и как приступят к осво­бождению народа от крепостного права? Эти вопросы волновали Тургенева давно. Еще в 1855 году, в момент работы над «Руди­ным», задача, которую он поставил в «Накануне», уже начинала возникать перед ним: «Фигура главной героини, Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моем воображении,— вспоминал Тургенев,— но недоставало ге­роя, такого лица, которому Елена, при ее еще смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться» (XII, 306), Тогда же сосед Тургенева, отправляясь в Крым в качестве офи­цера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобио­графической повести, одним из главных героев которой был моло­дой болгарский революционер, студент Московского университе­та. Теперь мы знаем, что прототипом тургеневского Инсарова явился Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов в небогатой купеческой семье. В 1848 году в составе большой группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический фа­культет Московского университета.

Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за избавление от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Николай Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину. Но внезапная вспышка туберкулеза спутала все планы. При­шлось вернуться в Россию, а затем ехать на лечение в Венецию, где Катранов простудился и скоропостижно скончался 5 мая 1853 года. Это был талантливый человек: он писал стихи, зани­мался переводами, горячо пропагандировал среди русских друзей идею освобождения родины.  

Вплоть до 1859 года тетрадь с рукописью Каратеева — так звали тургеневского соседа — лежала без движения, хотя, позна­комившись с ней, писатель воскликнул: «Вот герой, которого я искал! Между тогдашними русскими такого еще не было». Поче­му же Тургенев обратился к этой тетради в 1859 году, когда и в России подобного типа герои уже появились? Почему в качестве образца для русских «сознательно-героических натур» Тургенев предлагает болгарина Дмитрия Инсарова? Что не устроило, на­конец, Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «На­кануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» в 1860 году?

Н. А. Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специ­альную статью «Когда же придет настоящий день?», дал класси­ческое определение художественному дарованию Тургенева, уви­дев в нем писателя, чуткого к общественным проблемам. Очередной его роман «Накануне» еще раз блестяще оправдал эту репу­тацию. Добролюбов отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой уче­ный, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгар­ский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет мо­лодую Россию «накануне» предстоящих перемен, Кто всего нуж­нее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чинов­ники или героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.

Добролюбов заметил, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотрази­мая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называе­мое образованное» (VI, 120).

В описании детских лет Елены Тургенев обращает внимание на глубокую близость ее к народу. С тайным уважением и стра­хом слушает она рассказы нищей девочки Кати о жизни «на всей божьей воле» и воображает себя странницей, покинувшей отчий дом и скитающейся по дорогам. Из народного источника пришла к Елене русская мечта о правде, которую надо искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источни­ка— готовность пожертвовать собой ради других, ради высокой цели спасения людей, попавших в беду, страдающих и несчаст­ных. Не случайно в разговорах с Инсаровым Елена вспоминает буфетчика Василия, «который вытащил из горевшей избы безно­гого старика и сам чуть не погиб».

Даже внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взле­теть, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного на­клонясь вперед». Смутная тоска и неудовлетворенность Елены тоже связаны с темой полета: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда» (VIII, 79). Устрем­ленность к полету проявляется и в безотчетных поступках герои­ни: «Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки…» (VIII, 35—36). Проходит тревога — «опу­скаются невзлетевшие крылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда,— подумала Елена,— это будет хоро­ший знак…» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (VIII, 157).

Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает   его   от русских   Берсеневых   и  Шубиных? Прежде всего — цельность характера, полное отсутст­вие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели — освобождении роди­ны, Болгарии. Тургенев верно уловил в характере Инсарова типи­ческие черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, сфокусирован­ных в одну точку, подчиненных одному делу — освобождению на­рода от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским геро­ям романа — Берсеневу, который пишет труд «О некоторых осо­бенностях древнегерманского права в деле судебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. И Берсенев, и Шубин — тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народ­ной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого придает их характерам или внутреннюю вялость, как у Берсене­ва, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.

В то же время в характере Инсарова сказывается родовая ограниченность, типичная для Дон-Кихота. В поведении героя подчеркиваются упрямство и прямолинейность, некоторый педан­тизм. Художественную завершенность эта двойственная характе­ристика получает в ключевом эпизоде с двумя статуэтками ге­роя, которые вылепил Шубин. В первой Инсаров представлен героем, а во второй — бараном, поднявшимся на задние ноги и склоняющим рога для удара. Не обходит Тургенев в своем ро­мане и размышлений о трагичности судьбы людей донкихотского склада.

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, от­части возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет фи­лософский. «Накануне» открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «…Каждый из нас желает для се­бя счастья… Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?» (VIII, 14). Соединяют людей слова: «родина», «нау­ка», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «лю­бовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но вот оказывается, что жизнь вступает в некоторое противоречие с же­ланиями и надеждами героев. На протяжении всего романа Ин­саров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительно­сти своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?

Жизнь ставит перед влюбленной Еленой роковой вопрос: со­вместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бед­ной, одинокой матери, которое попутно этим делом вызывается? Елена смущается и не находит на этот вопрос возражения. Ведь любовь Елены к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью и по отношению к отцу, к русским друзьям — Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это мой дом,—думала она,— моя семья, моя родина…»

Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет от­даться герой. Отсюда — чувство вины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».

В свою очередь, Инсаров задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь по­слана нам в наказание?» (VIII, 128). Любовь и общее дело ока­зываются не вполне совместимыми. В бреду, в период первой болезни, а потом в предсмертные мгновения коснеющим языком Инсаров произносит два роковых для него слова: «резеда» и «Рендич». Резеда — это тонкий запах духов, оставленный Еленой в комнате больного Инсарова; Рендич — соотечественник героя, один из организаторов готовящегося восстания балканских сла­вян против турецких поработителей. Бред выдает глубокое внут­реннее раздвоение цельного Инсарова, источником этого раздво­ения является любовь.

В отличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимисти­ческой теорией «разумного эгоизма», утверждавшей единство личного и общего, счастья и долга, любви и революции в приро­де человека, Тургенев обращает внимание на скрытый драматизм человеческих чувств, на вечную борьбу центростремительных (эгоистических) и центробежных (альтруистических) начал в ду­ше каждого человека. Человек, по Тургеневу, драматичен не толь­ко в своем внутреннем существе, но и в отношениях с окружаю­щей его природой. Природа не считается с неповторимой цен­ностью человеческой личности: с равнодушным спокойствием она поглощает и простого смертного, и героя; все равны перед ее не­различающим взором. Этот мотив универсального трагизма жиз­ни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезно­вением Елены на этой земле —«навсегда, безвозвратно». «Смерть, как рыбак,—с горечью говорит Тургенев,—который поймал ры­бу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плава­ет, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее —когда захочет» (VIII, 166). С точки зрения «равнодушной природы» каждый из нас «виноват уже тем, что живет».

Однако мысль о трагизме человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных, освободительных порывов человеческого духа, оттеняет поэзию любви Елены к Инсарову, придает широ­кий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более совершенному социальному по­рядку в философском плане романа приобретает «продолжаю­щийся» смысл, актуальный во все эпохи и все времена. «Накануне» — это роман о порыве России к новым общественным отно­шениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием «сознательно-героических натур», которые двинут вперед дело освобождения крестьян.

И в то же время это роман о бесконечных исканиях чело­вечества, о постоянном стремлении его к социальному совер­шенству, о вечном вызове, который бросает человеческая лич­ность «равнодушной природе»:

«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена,— зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословля­ющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! неужели нельзя верить чуду?»  (VIII,  156).

Современников Тургенева из лагеря революционной демокра­тии, для которых главнее был социальный смысл романа, не мог не смущать его финал: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас,. в России, люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно подвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Совре­менник»? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно выяс­нить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».

Автор «Записок охотника» вынашивал мысль о братском сою­зе всех антикрепостнических сил и надеялся на гармонический исход социальных конфликтов. Инсаров говорит: «Заметьте: по­следний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» (VIII, 68). Тургеневу хотелось, чтобы все прогрессивно настроенные люди России, без различия социальных положений и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.

В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального едине­ния, которую провозгласил в романе Тургенева болгарский рево­люционер. «Русским Инсаровым» предстояла борьба с «внутрен­ними турками», в число которых у Добролюбова попадали не только консерваторы, противники реформ, но и либеральные пар­тии русского общества. Статья била в святая святых убеждений и верований Тургенева. Поэтому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована – покинул журнал «Современник» навсегда.

В романе «Накануне» (1860) смутные светлые предчувствия и надежды, которые пронизывали меланхоличное повествование «Дворянского гнезда», превращаются в определенные решения. Основной для Тургенева вопрос о соотношении мысли и деятельности, человека дела и теоретика в этом романе решается в пользу практически осуществляющего идею героя.

Само название романа «Накануне» — название «временное», в отличие от «локального» названия «Дворянское гнездо», — отра­жает то обстоятельство, что замкнутости, неподвижности пат­риархальной русской жизни приходит конец. Русский дворянский дом с вековым укладом его быта, с приживалками, соседями, кар­точными проигрышами оказывается на распутье мировых дорог. Русская девушка находит применение своим силам и самоотвер­женным стремлениям, участвуя в борьбе за независимость бол­гарского народа. Сразу после выхода в свет романа читатели и критики обратили внимание на то, что личностью, которую рус­ское молодое поколение готово признать за образец, здесь пред­ставлен болгарин.

Название романа «Накануне» не только отражает прямое, сюжетное его содержание (Инсаров гибнет накануне войны за независимость его родины, в которой он страстно хочет принять участие), но и содержит оценку состояния русского общества накануне реформы и мысль о значении народно-освободительной борьбы в одной стране (Болгарии) как кануна общеевропейских политических перемен (в романе косвенно затрагивается и во­прос о значении сопротивления итальянского народа австрийскому владычеству).

Добролюбов считал образ Елены средоточием романа — вопло­щением молодой России. В этой героине, по мнению критика, воплощена «неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое «образованное» <.. .> «Желание деятель­ного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? — постоянно нас останавливают <…и мы всё ищем, жаждем, ждем… ждем, чтобы нам хоть кто-нибудь объяснил, что делать».

Таким образом, Елена, представлявшая, по его мнению, моло­дое поколение страны, ее свежие силы, характеризуется стихий­ностью протеста, она ищет «учителя» — черта, присущая деятель­ным героиням Тургенева.

Идея романа и структурное ее выражение, столь сложные и многозначные в «Дворянском гнезде», в «Накануне» предельно ясны, однозначны. Героиня, ищущая учителя-наставника, до­стойного любви, в «Накануне» выбирает из четырех претендентов на ее руку, из четырех идеальных вариантов, ибо каждый из героев — высшее выражение своего этико-идейного типа. Шубин и Берсенев представляют художественно-мыслительный тип (тип людей отвлеченно-теоретического или образно-художественного творчества), Инсаров и Курнатовский относятся к «деятельному» типу, т. е. к людям, призвание которых состоит в  практическом «жизнетворчестве».                                                  

Говоря о значении в романе выбора своего пути и своего «героя», который делает Елена, Добролюбов рассматривает этот поиск-выбор как некий процесс, эволюцию, аналогичную разви­тию русского общества за последнее десятилетие. Шубин, а затем и Берсенев соответствуют по своим принципам и характерам бо­лее архаичным, отдаленным стадиям этого процесса. Вместе с тем оба они не настолько архаичны, чтобы быть «несовместимыми» с Курнатовским (деятелем эпохи реформ) и Инсаровым (особое значение которому придает складывающаяся революционная си­туация), Берсенев и Шубин — люди 50-х гг. Ни один из них не является чистым представителем гамлетовского типа. Таким образом, Тургенев в «Накануне» как бы распростился со своим излюбленным типом. И Берсенев, и Шубин генетически связаны с «лишними людьми», но в них нет многих главных черт героев этого рода. Оба они прежде всего не погружены в чистую мысль, анализ действительности не является их основным занятием. От рефлексии, самоанализа и бесконечного ухода в теорию их «спасает» профессионализация, призвание, живой интерес к опре­деленной сфере деятельности и постоянный труд.

«Одарив» своего героя-художника Шубина фамилией вели­кого русского скульптора, Тургенев придал его портрету привле­кательные черты, напоминающие внешность Карла Брюллова, — он сильный, ловкий блондин.

Из первого же разговора героев — друзей и антиподов (наруж­ность Берсенева рисуется как прямая противоположность внеш­ности Шубина: он худой, черный, неловкий), разговора, который является как бы прологом романа, выясняется, что один из них «умница, философ, третий кандидат московского университета», начинающий ученый, другой — художник, «артист», скульптор. Но характерные черты «артиста» — черты человека 50-х гг. и идеала людей 50-х гг. — сильно рознятся от романтического пред­ставления о художнике. Тургенев нарочито дает это понять: в самом начале романа Берсенев указывает Шубину, каковы должны быть его — «артиста» — вкусы и склонности, и Шубин, шутливо «отбиваясь» от этой обязательной и неприемлемой для него позиции художника-романтика, защищает свою любовь к чувственной жизни и ее реальной красоте.

В самом подходе Шубина к своей профессии проявляется его связь с эпохой. Сознавая ограниченность возможностей скульп­туры как художественного рода, он стремится передать в скульп­турном портрете не только и не столько внешние формы, сколько духовную суть, психологию оригинала, не «линии лица», а взгляд глаз. Вместе с тем ему присуща особенная, заостренная способ­ность оценивать людей и умение возводить их в типы. Меткость характеристик, которые он дает другим героям романа, превра­щает его выражения в крылатые слова; Эти характеристики в большинстве случаев и являются ключом к типам, изображен­ным в романе.

Если в уста Шубина автор романа вложил все социально-исторические приговоры, вплоть до приговора о правомерности «выбора Елены», Берсеневу он передал ряд этических деклара­ций. Берсенев — носитель высокого этического принципа самоот­вержения и служения идее («идее науки»), как Шубин — вопло­щение идеального «высокого» эгоизма, эгоизма здоровой и цель­ной натуры.

Берсеневу придана нравственная черта, которой Тургенев отводил особенно высокое место на шкале душевных достоинств: доброта. Приписывая эту черту Дон-Кихоту, Тургенев на ней основывался в своем утверждении исключительного этического значения образа Дон-Кихота для человечества. «Все пройдет, все исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рас­сыплется прахом <…> Но добрые дела не разлетятся дымом: они долговечнее самой сияющей красоты» (VIII, 191). У Берсенева эта доброта происходит от глубоко, органически усвоенной им гуманистической культуры и присущей ему «справедливости», объективности историка, способного встать выше личных, эгои­стических интересов и пристрастий и оценить значение явлений действительности безотносительно к своей личности.

Отсюда и проистекает истолкованная Добролюбовым как при­знак нравственной слабости «скромность», понимание им второ­степенного значения своих интересов в духовной жизни совре­менного общества и своего «второго номера» в строго определен­ной иерархии типов современных деятелей.

Тип ученого как идеал оказывается исторически дезавуиро­ванным. Это «низведение» закреплено и сюжетной ситуацией (отношение Елены к Берсеневу), и прямыми оценками, данными герою в тексте романа, и самооценкой, вложенной в его уста. Такое отношение к профессиональной деятельности ученого могло родиться лишь в момент, когда жажда непосредственного жизне­строительства, исторического общественного творчества охватила лучших людей молодого поколения. Этот практицизм, это деятель­ное отношение к жизни не у всех молодых людей 60-х гг. носили характер революционного или даже просто бескорыстного служе­ния. В «Накануне» Берсенев выступает как антипод не столько Инсарова (мы уже отмечали, что он более чем кто-либо другой способен оценить значение личности Инсарова), сколько обер-­секретаря Сената — карьериста Курнатовского.

В характеристике Курнатовского, «приписанной» автором Елене,   раскрывается  мысль  о  принадлежности  Курнатовского,  как и Инсарова, к «действенному типу» и о взаимовраждебных позициях, занимаемых ими внутри этого — очень широкого — психологического типа. Вместе с тем в этой характеристике ска­зывается и то, как исторические задачи, необходимость решения которых ясна всему обществу (по словам Ленина, во время рево­люционной ситуации обнаруживается невозможность «для гос­подствующих классов сохранить в неизменном виде свое гос­подство» и вместе с тем наблюдается «значительное повышение <…> активности масс», не желающих жить по-старому), застав­ляют людей самой разной политической ориентации надевать маску прогрессивного человека и культивировать в себе черты, которые приписываются обществом таким людям.

«Вера» Курнатовского — это вера в государство в приложении к реальной русской жизни эпохи, вера в сословно-бюрократиче­ское, монархическое государство. Понимая, что реформы неиз­бежны, деятели типа Курнатовского связывали все возможные в жизни страны изменения с функционированием сильного госу­дарства, а себя считали носителями идеи государства и исполни­телями его исторической миссии, отсюда — самоуверенность, вера в себя, по словам Елены.

В центре романа — болгарский патриот-демократ и револю­ционер по духу — Инсаров. Он стремится опрокинуть деспотиче­ское правление в родной стране, рабство, утвержденное веками, и систему попрания национального чувства, охраняемую крова­вым, террористическим режимом. Душевный подъем, который он испытывает и сообщает Елене, связан с верой в дело, которому он служит, с чувством своего единства со всем страдающим наро­дом Болгарии. Любовь в романе «Накануне» именно такова, ка­кой ее рисует Тургенев в выше цитированных словах о любви как революции («Вешние воды»). Воодушевленные герои ра­достно летят на свет борьбы, готовые к жертве, гибели и победе.

В «Накануне» впервые любовь предстала как единство в убе­ждениях и участие в общем деле. Здесь была опоэтизирована ситуация, характерная для большого периода последующей жизни русского общества и имевшая огромное значение как выражение нового этического идеала. Прежде чем соединить свою жизнь с ее жизнью, Инсаров подвергает Елену своеобраз­ному «экзамену», предвосхищающему символический «допрос», которому подвергает таинственный голос судьбы смелую де­вушку-революционерку в стихотворении в прозе Тургенева «По­рог». При этом герой «Накануне» вводит любимую девушку в свои планы, свои интересы и заключает с ней своеобразный договор, предполагающий с ее стороны сознательную оценку их возможной будущности, — черта отношений, характерная для демократов-шестидесятников.

 Любовь Елены и ее благородная решимость разрушают аске­тическую замкнутость Инсарова, делают его счастливым. Добро­любов особенно ценил страницы романа, где изображалась светлая и счастливая любовь молодых людей. В уста Шубина Тур­генев вложил лирическую апологию идеала героической моло­дости: «Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай бог всякому! Это не то, что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе всё равно, когда тебе действи­тельно в сущности всё равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!» (VIII, 141).

Добавить комментарий