Как найти вступление в тексте

Ответ или решение 2

Любой текст имеет свою структуру, по которой строится повествование, рассуждение.

Обычно выделяют три части текста:

Рассмотрим каждый блок более подробно.

Вступление

Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.

Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.

Вариантами начала вступления могут быть:

  • цитата из известного произведения;
  • высказывания какого-либо известного критика по поводу проблемы, которой будет посвящен будущий текст;
  • наводящий вопрос, который требует разрешения;
  • рассуждение о ключевом понятии, обозначенном в заглавии текста и др.

Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.

Основная часть текста

Основная часть – непосредственно повествование, в котором раскрывается тема, обозначенная во вступлении.

Если это текст-рассуждение, то в основной части приводятся доказательства, аргументы, подтверждающие правильность мыслей автора по поводу проблематики текста.

Если это текст-повествование, то именно в основной части непосредственно раскрывается действие.

Основной части отводится большая часть текста. Она должна занимать не менее половины всего текста.

Заключение

Заключение – завершающая часть текста, где подводятся итоги, делаются выводы на основе изложенной проблемы. Также здесь дается оценка основной мысли текста.

Цель заключения – не только сформулировать правильные выводы, но и заставить читателя задуматься о рассмотренной проблеме. Поэтому весьма удачно использование риторического вопроса в заключении.

Заключение, как и вступление, должно быть кратким, четким. Полагается, что оно должно занимать не более 20% текста.

Таким образом, независимо от типа текста, будь то повествование, рассуждение или описание, в любом тексте условно выделяется три части. Зачастую текст нельзя отнести к какому-то конкретному типу, он может сочетать в себе элементы описания и рассуждения, описания и повествования. Но структура любого текста всегда остается неизменной. Вступление, основная часть, заключение – компоненты, которые всегда присутствуют в любом тексте.

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы вспомните признаки текста, узнаете, как строится текст, что выделяют в основной части текста. Потренируетесь составлять текст-повествование из предложений. Попробуете рассказать историю по сюжетным картинкам художника

Введение

Вы помните, что текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

На уроке вы узнаете, как строится текст.

Как строится текст

Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.

Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.

Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»

Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»

И взял всего гуся.

В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.

Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

В основной части текста выражена главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.

Определяем, где вступление, основная часть, заключение в сказке

Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.

Три калача и одна баранка.

1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

2. Одному мужику захотелось есть.

3. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Три калача и одна баранка.

Вступление.Одному мужику захотелось есть.

Основная часть.Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Заключение.Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Если в предыдущей сказке мужик был очень умён, то в сказке «Три калача и одна баранка» мужик глуп. Напрасно он ругает себя. Наелся мужик одной баранкой лишь потому, что до этого съел три калача.

Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (см. Рис. 1).

Баранка – булочное изделие в виде кольца (см. Рис. 2).

Что общего в начале и концовке многих народных сказок

Начало и концовка многих народных сказок частично или полностью совпадают. Прочитаем начало и конец русских народных сказок «Иван – царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол».

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном». («Иван – царевич и серый волк»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. («Марья Моревна»)

Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки.

(«Финист – ясный сокол»)

Сказки обычно начинаются словами: жил да был, в некотором царстве, в некотором государстве, было три сына или три дочки, три сестры.

«И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят».(«Финист –ясный сокол»)

«Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать». («Марья Моревна»)

«Погоревал царь Берендей да скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван – царевич и серый волк»)

Заканчиваются сказки словами: и стали они жить-поживать да добра наживать.

Какой части не хватает в тексте басни?

Прочитаем басню Л.Н. Толстого и подумаем, какой части не хватает.

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло (см. Рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация (Источник)

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. (Начало)

Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. (Основная часть)

Не хватает заключения.

И осталась собака ни при чём.

Как можно озаглавить текст? Собака и её тень.

Понятна мораль басни? Собака осталась ни с чем из-за своей жадности и глупости, ведь она хотела отнять мясо у своей тени.

Что выделяют в основной части текста?

В основной части выделяют развитие действия, самый острый момент (кульминацию), спад действия.

Наша кошка увидела ежа. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит. Потом прыгнула да лапками на иглы и попала. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

С тех пор уж она больше на ежа не прыгала. (По А. Бострому)

Найдём в тексте вступление (или завязку). Наша кошка увидела ежа.

Основная часть.Развитие действия. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит.

Самый острый момент (кульминация). Потом прыгнула да лапками на иглы и попала.

Спад действия. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

Заключение (или развязка). С тех пор уж она больше на ежа не прыгала.

Из предложений составляем текст – повествование по схеме

Из предложений составим текст-повествование по схеме:

вступление (или завязка), основная часть: развитие действия, самый острый момент (кульминация), спад действия, заключение (или развязка).

1. Увидел щенок ящерицу.

2. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

3. Надоело Щенку гонять кур по двору.

4. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

5. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».

6. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней.

8. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

9. Хвост в зубах у Щенка извивается.

10. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. (По В. Бианки)

С какого предложения начать?

Вступление. Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».

Основная часть. Развитие действия.Увидел щенок ящерицу. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Самый острый момент (кульминация). Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. Хвост в зубах у Щенка извивается. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

Спад действия. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!

Заключение. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

Рассказываем историю по картинкам художника Н. Радлова

Расскажем по картинкам художника Николая Радлова историю (см. Рис. 4).

Рис. 4. Добрая утка (Источник)

Как она начинается? Может быть так? Ранним утром отправились на прогулку утка с утятами и курица с цыплятами.

Что произошло? Встретилась им на пути речка. Утята смело подошли к воде. Что же делать цыплятам, ведь они не умеют плавать? Курица расположилась на утке, а цыплята – на утятах.

Чем всё закончилось? Не прошло и минуты, как все оказались на другом берегу.

Художник назвал историю «Добрая утка». Как вы думаете, можно её так закончить: «Жизнь дана на добрые дела»?

Попробуйте сами составить историю по картинкам (см. Рис. 5).

Рис. 5. Дорогому другу окажу услугу (Источник)

Вам помогут опорные слова:

никак не достать…

На дне ямы росла земляника. Захотелось обезьянке полакомиться ягодкой. Да никак не достать!

Змея решила помочь другу. Взяла обезьянка змею за хвост, чтобы та смогла достать растение.

Сорвала змея стебелёк и угостила обезьянку ягодкой.

Выберите пословицу, которая подходит к этой истории.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.

Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Как правильно построить текст?

Когда ты рассказываешь, рассуждаешь или описываешь что-то, важно правильно построить текст. Иначе текст может не получиться.

Всё ли понятно в данном тексте без 1 и 3 части?

Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой. (По Ю. Дмитриеву)

Непонятно, о ком идёт речь?

А если добавить начало. Белые медведи – отличные пловцы. Почему?

Вывод.Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами.

Перед нами текст-рассуждение.

Белые медведи – отличные пловцы. Почему?

Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой.

Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами. (По Ю. Дмитриеву)

Составляем текст из частей

Проверьте себя. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Найдите предложение, в котором заключается основная мысль.

1. Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

2. В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

3. Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

Предложение, в котором заключается основная мысль.

Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо (см. Рис. 6).

Заключение

На уроке вы узнали, что в каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

    Прочитайте начало и концовку ненецкой сказки. Как вы думаете, о чём говорили медведи? Придумайте основную часть сказки.

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.

Прочитайте текст. Определите начало действия, развитие действия, самый острый момент развития действия, конец действия.

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки.

Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал: пробка ему начинала нравиться.

Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно странная и невероятная вещь.

Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.

После этого случая Мурзика наказали. (По К. Паустовскому)

Постройте из данных частей текста связный текст.

1. Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить ему даже тогда, когда он скажет правду.

2. Почему не нужно лгать?

  • А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее лжи.
  • Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет-портал Nutik.flybb.ru (Источник).
    2. Интернет-портал Oineverova.ucoz.ru (Источник).

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

    Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

    В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» [1] .

    Содержание

    Признаки текста [ править | править код ]

    Членимость [ править | править код ]

    Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

    Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.

    Смысловая цельность текста [ править | править код ]

    В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

    Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

    Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

    В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

    Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

    Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

    • Текст — это высказывание на определённую тему;
    • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
    • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
    • Предложения логически связаны между собой;
    • К тексту можно подобрать заголовок;
    • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

    «>

    Вопрос очень интересный, так как на сегодняшний день общая теория текста иль формируется.

    Вы наверняка помните из курса школы, что предложение это минимальная семантическая единица, выражающая законченную мысль. На самом деле наличие предикативной связи в словосочетаниях является необходимым условием законченности и целостности высказывания, но не достаточным условием полноты и непротиворечивости.

    Мною доказана центральная предельная теорема семантики, которая показывает, что достаточным условием полноты и непротиворечивости высказывания является фрактальное мультипредикативное множество словосочетаний третьего порядка, к которому сводится меж-фразовое единство или абзац при актуальном членении текста. Для такого множества операндом фрактальных преобразований являются слово, словосочетание, простое предложение, которые оказываются равноправны с точки зрения функциональной роли в структуре высказывания и семантических значений ее элементов.

    Согласно моим исследованиям, для любого языка законченное высказывание членится на восемь функциональных частей (каждое со своей ролью в структуре высказывания). К рассмотрению предлагается обобщённая модель предикации (Q-модель), полносвязной сети хабов, топология которой совпадает с кубом, вершины которого получены в результате актуального членения семантического графа на функциональные части. В основу Q-модели положена оппозиция темы и ремы предикации, формируемая четырьмя дихотомиями противопоставления (диагоналями семантического куба):

    1) субъект (А1) – объект (А7), то есть основные актанты предикации, образующие главную актантную диагональ;

    2) предикат (А2) – свойства номинируемого субъекта (А8), влияющие на истинность предикации, образующие главную предикативную диагональ;

    3) частные признаки субъективных свойств номинируемого субъекта (А5) – объективные обстоятельства предикации (А3), то есть сирконстанты, наличие которых обуславливает уникальность экземпляра сценария предикации, образующие главную сирконстантную диагональ;

    4) основные классификационные свойства субъекта (А4), формирующие его интенсионал – адресат или бенефициар предикации (А6), уточняющий значение косвенного объекта предикации для субъекта, образующие главную параметрическую диагональ.

    Все эти функции можно выявить уже на уровне членов простого предложения:

    1) субъект предикации (подлежащее) – объект предикации (прямое дополнение)

    2) предикат (сказуемое) – частные признаки субъекта, актуальные для момента предикации (обособленные определения: приложения, определительный и причастные обороты)

    3) частные признаки субъекта (несогласованное определение) – объективные обстоятельства предикации (обстоятельство)

    4) Основные классификационные качества субъекта (согласованное определение) – косвенный объект предикации, адресат или бенифициар (косвенное дополнение).

    На уровне текста в качестве слова, словосочетаний или простого предложения, рассматриваются абзацы и их функциональные группы. Но их семантические роли в структуре сложного высказывания сохраняются. Их функциональные значения выявляются благодаря проверке гипотез на основе применения метода перекрестного противопоставления Аристотеля.

    5 видов вступлений для тебя!
    5 видов вступлений для тебя!

    Вступление – это проблема для многих. Что сказать? Как написать его красиво? Какие есть клише для этого? Все эти вопросы, а также 5 видов вступлений мы разберем в данной статье.

    Вступление и заключение – это обрамление текста.

    Так же, как и любая картина смотрится без рамы незаконченной, куцей, сочинение будет неполным без этих композиционных элементов. Значит, писать вступление однозначно надо и проще всего сделать это с помощью речевых клише. То есть каких-то готовых формул, которые предлагаются учителями или бродят с сайта на сайт в Интернете, типа:

    Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди…

    Или

    (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися…

    Или

    Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…

    Если вы совсем не представляете, как начать рассуждение, то можете, конечно, воспользоваться и этими подсказками.

    Совет от мастера Йоды, юный падаван!
    Совет от мастера Йоды, юный падаван!

    НО! Помните, любое использование штампа, речевого клише говорит о неоригинальности вашего сочинения, а значит, их использование не повысит ваши шансы на успех ни при сдаче ОГЭ, ЕГЭ или итогового сочинения, ни при написании любой другой письменной работы. К примеру, сочинения для вступительного испытания.

    Какой выход? Стараться рассуждать самостоятельно и тренироваться в применении разных видов вступлений. Расположу их по степени сложности.

    🦄 Прием «Вопрос» или вопросно-ответная форма изложения

    Проще всего начинать любое рассуждение с вопроса. Задавая его, вы начинаете раскручивать, развивать свою мысль. Чем оригинальнее вопрос, тем интереснее получается вступление.

    Можно начать с чего-то простого:

    Что такое любовь? Для меня это чувство, которое невозможно победить. Она не подвластна ни возрасту, ни пространствам, разделяющим людей…

    Усложним:

    Почему любовь дает нам крылья и одновременно способна убить? Это секрет, который можно разгадать, только испытав ее. Тайну этого чувства познают и герои…

    🦄 Прием «Цитата»

    Очень выигрышно смотрится, когда использованный афоризм, пословица, поговорка, действительно, использованы к месту, а не притянуты за уши только потому, что вы их знаете. Удобно использовать этот прием, если тема вашего сочинения представляет собой недлинную цитату известного автора, которую можно сделать отправной точкой рассуждения.

    Пример: в итоговом сочинении в направлении «Время перемен» дана тема: «Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

    “Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека”. Кто сейчас, в век смартфонов и искусственного интеллекта, будет спорить с этим утверждением, высказанным классиком русской литературы Антоном Павловичем Чеховым более века назад? Думаю, никто…

    Подсказка: если вам нравится прием «Цитата», делайте себе заготовки в виде коротких и интересных высказываний, пословиц, афоризмов, которые вы сможете легко запомнить. Распределите их по темам и постепенно пополняйте свою «копилку». В том или ином сочинении они обязательно придутся к месту.

    🦄 Прием «Ключевое слово»

    Прием заключается в выборе конкретного понятия, которое отражает главную идею сочинения или творческой работы. Например: мечта, дружба, целеустремлённость, сила духа. Оно может содержаться в названии, которое дано в задании, или быть определено вами как ключевое, исходя из предложенного текста, идеи произведения, которое анализируется и т.д. С его определения, то есть пояснения, и начинается рассуждение.

    Пример 1: в сочинении ЕГЭ по русскому языку вам дан текст про войну, показаны отважные действия солдат. Ключевым понятием может стать смелость, или героизм, или подвиг.

    Смелость – это то, что позволяет человеку действовать без оглядки на свои страхи. На войне это качество характера поможет сохранить собственную жизнь и спасти от гибели других. Описывая отважные поступки героев, автор предложенного текста поднимает проблему…

    Пример 2: в итоговом сочинении в направлении «Я и другие» вам дана тема: «Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?». Ключевое понятие можно взять из самой темы.

    Взаимопонимание… Как часто его не хватает между друзьями, возлюбленными, членами одной семьи. Между близкими людьми растет отчуждение, возникают конфликты, и все это – из-за нежелания понять друг друга.

    🦄 Прием «Аллегория или образ»

    Это один из самых оригинальных и универсальных видов вступления. Рождается он благодаря фантазии и ассоциациям. Размышляя над темой сочинения, представляйте ее образно. Задавайте себе вопросы: как можно изобразить любовь к природе? Какого цвета может быть одиночество? Похож ли человек, легко меняющий свое мнение, на флюгер, реагирующий на каждый порыв ветра? Как выглядит жизненный путь? Записывайте все приходящие вам в голову ассоциации и образы, раскрывайте их, играйте с ними.

    Подсказка: прием «Аллегория» хорошо сочетается с кольцевой композицией. То есть образ, описанный во вступлении, может появиться и в конце сочинения уже в новом варианте.

    Пример: итоговое сочинение по направлению «Забвению не подлежит» по теме «Как исторические события влияют на судьбу человека?»

    Река истории бесконечна. Она состоит из миллионов капель-микрособытий, сливающихся воедино и направляющих человеческие судьбы. А каждое крупное событие, будь то война или революция, новое открытие или основание города, – это водоворот или подводное течение. Оно способно разрушить жизнь человека или же задать ей новое направление.

    🦄 Прием «Стаккато»

    Стаккато в музыке (итал. staccato — отрывисто) — это штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Если провести аналогию с литературой – это отрывистые, короткие слова или фразы, которые динамично описывают происходящее. Этот прием используется в лирике, любят его и журналисты. И ничто не мешает применить его вам в сочинении.

    Пример: в сочинении ЕГЭ по русскому языку дан текст о негативном воздействии человека на природу. Можно начать с описания страшных последствий загрязнения с помощью коротких лаконичных фраз.

    Острова из мусора. Пленка мазута у берегов. Отравленные воды озер и рек. Такова печальная картина негативного воздействия человека на природу. И год от года ситуация ухудшается. Об этой проблеме в предложенном для анализа тексте говорит и…

    Удачных вам вступлений и сочинений!

    Анна Терехова

    Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом “Дар”: 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.

    Введение в сочинении – небольшая по объёму, но важная часть структуры сочинения, влияющая на общую оценку всей работы.

    Из множества видов введений можно подобрать самое подходящее по смыслу и написать красивое сочинение, соответствующее всем необходимым требованиям.

    Введение в сочинении

    В данной статье описаны все возможные виды введений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.

    Содержание статьи

    • 1 Что такое введение в сочинении?
    • 2 Задача введения в сочинении
    • 3 Объём введения в сочинении
    • 4 Виды введений в сочинении
      • 4.1 1) Вопросно-ответное единство
      • 4.2 2) Цепочка вопросительных предложений
      • 4.3 3) Назывные предложения
      • 4.4 4) Риторический вопрос
      • 4.5 5) Цитаты из текста или по теме текста
      • 4.6 6) Лирическое вступление
      • 4.7 7) Краткая справка о писателе
      • 4.8 8) Определение темы текста
      • 4.9 9) Сравнение прошлого и настоящего
      • 4.10 10) Заголовок
      • 4.11 11) Связь с современностью
      • 4.12 12) Личные впечатления
      • 4.13 13) Историческая характеристика эпохи
    • 5 Важно!

    Что такое введение в сочинении?

    Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.

    Без него невозможна смысловая цельность творческой работы, и как следствие, при отсутствии введения в сочинении снижают баллы по 5 критерию оценивания сочинений («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»).

    Писать введение одновременно и легко, и сложно.

    Это связано с тем, что у эксперта, проверяющего сочинение на ЕГЭ, нет критериев для проверки введения.

    Поэтому некоторые выпускники начинают сочинение сразу с формулировки проблемы, но это неверный путь к хорошей оценке сочинения.

    Важно!

    Следует помнить, что хорошее вступление может сразу выделить сочинение из массы других, проверяемых экспертом.

    Задача введения в сочинении

    Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую необходимо прокомментировать.

    Введение может содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором, может сообщать об основной проблеме текста или определять круг проблем, затронутых автором.

    При написании введения логичнее вести мысль от общих рассуждений по теме к частному случаю, описанному в тексте, так как в смысловом плане введение должно как бы перекидывать мостик от вступительных предложений, заканчивающихся формулировкой проблемы, к основной части, где эта проблема будет рассмотрена с разных сторон.

    Объём введения в сочинении

    Введение в сочинении по объему должно быть небольшим (2 — 3 развернутых предложения или 4 — 5 коротких).

    Будет хорошо, если вступление по объему примерно будет таким же, как заключение.

    Вступление и заключение отзеркаливают по содержанию друг друга с точностью до наоборот, но по объему должны совпадать.

    В сочинениях можно использовать различные виды введений.

    Виды введений в сочинении

    В зависимости от темы текста, по которому пишется сочинение, а также творческих способностей выпускника можно использовать различные виды введений.

    1) Вопросно-ответное единство

    Такое введение напоминает по форме диалог и сразу обращает на себя внимание энергичным началом.

    Например:

    Что значит роль личности Л. Н. Толстого в русской литературе? Все хорошо знают имя этого человека, написавшего роман-эпопею «Война и мир». Но что выделяло всемирно известного писателя среди других? Над этими вопросами задумывался А.И. Куприн, когда писал воспоминания о своей встрече с Толстым в 1905 году.

    2) Цепочка вопросительных предложений

    Пишется в начале сочинения и имеет цель зафиксировать внимание читателя на ключевых понятиях исходного текста.

    Например:

    Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении предложенного на экзамене текста.

    3) Назывные предложения

    Предложения, которыми открывается сочинение, могут содержать основные понятия или имя героя, о котором повествуется в тексте.

    Например:

    Детство… Беззаботная радостная пора! Пора невероятных открытий и весёлых игр.

    Такие мысли приходят в голову, когда читаешь текст Д.А. Гранина, в котором писатель размышляет над проблемой оценки окружающего мира ребёнком.

    4) Риторический вопрос

    Представляющий собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

    Такой вид введения рекомендуется в самых сложных случаях, когда выпускник имеет трудности с формулированием проблемы текста.

    Например:

    Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье.

    5) Цитаты из текста или по теме текста

    Использование цитат позволяет выпускнику показать умение вчитываться в текст, понимать его и находить интересные выражения автора текста, относящиеся к рассматриваемой проблеме.

    Например:

    «Учись летать высоко и смело». Эта фраза из письма сразу цепляет за душу, потому что в ней видна любовь деда к своему внуку.

    6) Лирическое вступление

    Это размышление, высказывание, выражающее чувственное отношение к изображаемому.

    Например:

    Красота природы нашей страны удивляет своей неброской чистотой и скромностью. Бывая в лесу в любое время года, я вспоминаю строки русского поэта Николая Рыленкова:

    Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться,
    Чтоб ясной любовью
    Наполнилось сердце…

    7) Краткая справка о писателе

    Это информация об авторе, по тексту которого пишется сочинение.

    Такое введение используют когда тема сочинения связана с жизнью и/или творчеством автора текста.

    Например:

    Василя Владимировича Быкова часто называют писателем одной темы. Он участвовал в Великой Отечественной войне и остался в памяти многих любителей книг о войне как автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова насыщены жестокой правдой тех трагических лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле.

    8) Определение темы текста

    В некоторых случаях, основная проблема текста вытекает из его темы, и тогда уместно использовать данный вид введения.

    Например:

    Михайловское… Это село, по мнению К.Г.Паустовского, обладает «лирической силой», потому что оно связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Сюда каждый год, в день рождения поэта, приезжает большое количество людей, чтобы выразить свою признательность и любовь к нему.

    9) Сравнение прошлого и настоящего

    Здесь используется сравнение понятий между собой, описание их сходства и/или отличий, если таковые имеются.

    В текстах, проблема которых связана с противоположными понятиями, приём использования сравнения позволит уже в начале сочинения заявить о вдумчивом прочтении текста и выделит такое сочинение из ряда других.

    Например:

    Закон или человеческое отношение? Что выбрать?
    С одной стороны, всё просто и понятно: выбор всегда должен быть в пользу закона. В связи с этим вспоминаются слова известного римского оратора Цицерона: «Суров закон, но это закон».
    С другой стороны, не всё так просто, и порой жизнь предлагает человеку сделать свой выбор: встать на сторону закона или проявить милосердие. Именно такой случай находит своё отражение в тексте А.Грина.

    10) Заголовок

    Данный вид введения позволяет посредством придуманного выпускником заголовка назвать основную проблему текста, выделенную в названии сочинения.

    Например:

    «Родительская любовь» — такое название возникло в голове, когда я читал рассказ известного русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

    11) Связь с современностью

    Такое введение добавит сочинению актуальность, публицистичность и покажет активную жизненную позицию автора сочинения.

    Это описание обстоятельств и того, какое влияние они оказывают.

    Например:

    Мы живём в мире мегаполисов и машин. В погоне за успехом, карьерой нам некогда вглядеться в окружающий нас мир. Мы торопимся, нам надо всё успеть… И только оказавшись в лесу, когда золото берёз не спеша выстилает перед тобой тропинку или, или на берегу озера, когда бесконечная рябь воды от легкого ветерка настраивает нас на лирический лад, мы вдруг замечаем ту красоту русской природы, о которой говорит в тексте К.Г.Паустовский.

    12) Личные впечатления

    Краткий рассказ о своих чувствах выпускника его жизненном опыте, связанным с темой, проблемой или основными понятиями текста.

    Например:

    Я очень люблю слушать музыку. Есть мелодии, которые поразили меня в раннем детстве. Одна из них — «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который до сих пор вызывает в памяти светлый образ доброй сказки. Думаю, что подобное хотя бы раз происходило с каждым человеком.
    В данном тексте В.П.Астафьев рассказывает случай из своего детства, когда ему случилось услышать прекрасную незнакомую мелодию, вызвавшую различные эмоции и чувства.

    13) Историческая характеристика эпохи

    Это анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей, свойственных определенному периоду.

    Данное введение возможно, если тема текста связана с описанием какого-либо исторического факта или конкретного исторического времени.

    Например:

    Жизнь людей на огромной планете Земля прошла через несколько важных эпох, отделённых друг от друга какими-либо великими событиями.
    Одно из таких, открывшее эру освоения Космоса, — легендарный полёт Ю.А.Гагарина на корабле «Восток».
    Именно 12 апреля 1961 года вспоминает К.Г. Паустовский, когда рассматривает проблему смены эпох в жизни человечества.

    Важно!

    В заключение еще раз напоминаем о важности написания вступительной части сочинения.

    Введение не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5 критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).

    Предложенные виды введений с примерами можно взять за образец в написании собственного сочинения.

    Также читайте статью «Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку», где описаны все составляющие элементы сочинения.

    Обновлено: 23.05.2023

    Любой текст имеет свою структуру, по которой строится повествование, рассуждение.

    Обычно выделяют три части текста:

    Рассмотрим каждый блок более подробно.

    Вступление

    Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.

    Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.

    Вариантами начала вступления могут быть:

    • цитата из известного произведения;
    • высказывания какого-либо известного критика по поводу проблемы, которой будет посвящен будущий текст;
    • наводящий вопрос, который требует разрешения;
    • рассуждение о ключевом понятии, обозначенном в заглавии текста и др.

    Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.

    Основная часть текста

    Основная часть – непосредственно повествование, в котором раскрывается тема, обозначенная во вступлении.

    Если это текст-рассуждение, то в основной части приводятся доказательства, аргументы, подтверждающие правильность мыслей автора по поводу проблематики текста.

    Если это текст-повествование, то именно в основной части непосредственно раскрывается действие.

    Основной части отводится большая часть текста. Она должна занимать не менее половины всего текста.

    Заключение

    Заключение – завершающая часть текста, где подводятся итоги, делаются выводы на основе изложенной проблемы. Также здесь дается оценка основной мысли текста.

    Цель заключения – не только сформулировать правильные выводы, но и заставить читателя задуматься о рассмотренной проблеме. Поэтому весьма удачно использование риторического вопроса в заключении.

    Заключение, как и вступление, должно быть кратким, четким. Полагается, что оно должно занимать не более 20% текста.

    Таким образом, независимо от типа текста, будь то повествование, рассуждение или описание, в любом тексте условно выделяется три части. Зачастую текст нельзя отнести к какому-то конкретному типу, он может сочетать в себе элементы описания и рассуждения, описания и повествования. Но структура любого текста всегда остается неизменной. Вступление, основная часть, заключение – компоненты, которые всегда присутствуют в любом тексте.

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке вы вспомните признаки текста, узнаете, как строится текст, что выделяют в основной части текста. Потренируетесь составлять текст-повествование из предложений. Попробуете рассказать историю по сюжетным картинкам художника

    Введение

    Вы помните, что текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

    Текст можно озаглавить.

    Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

    Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

    На уроке вы узнаете, как строится текст.

    Как строится текст

    Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.

    У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.

    Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

    Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.

    И взял всего гуся.

    В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.

    Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

    В основной части текста выражена главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.

    Определяем, где вступление, основная часть, заключение в сказке

    Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.

    Три калача и одна баранка.

    1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

    2. Одному мужику захотелось есть.

    Три калача и одна баранка.

    Вступление.Одному мужику захотелось есть.

    Основная часть.Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

    Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (см. Рис. 1).

    Баранка – булочное изделие в виде кольца (см. Рис. 2).

    Что общего в начале и концовке многих народных сказок

    Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки.

    Сказки обычно начинаются словами: жил да был, в некотором царстве, в некотором государстве, было три сына или три дочки, три сестры.

    Заканчиваются сказки словами: и стали они жить-поживать да добра наживать.

    Какой части не хватает в тексте басни?

    Прочитаем басню Л.Н. Толстого и подумаем, какой части не хватает.

    Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло (см. Рис. 3).


    Рис. 3. Иллюстрация (Источник)

    Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. (Начало)

    Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. (Основная часть)

    Не хватает заключения.

    И осталась собака ни при чём.

    Как можно озаглавить текст? Собака и её тень.

    Понятна мораль басни? Собака осталась ни с чем из-за своей жадности и глупости, ведь она хотела отнять мясо у своей тени.

    Что выделяют в основной части текста?

    В основной части выделяют развитие действия, самый острый момент (кульминацию), спад действия.

    Наша кошка увидела ежа. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит. Потом прыгнула да лапками на иглы и попала. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

    С тех пор уж она больше на ежа не прыгала. (По А. Бострому)

    Найдём в тексте вступление (или завязку). Наша кошка увидела ежа.

    Основная часть.Развитие действия. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит.

    Самый острый момент (кульминация). Потом прыгнула да лапками на иглы и попала.

    Спад действия. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

    Заключение (или развязка). С тех пор уж она больше на ежа не прыгала.

    Из предложений составляем текст – повествование по схеме

    Из предложений составим текст-повествование по схеме:

    вступление (или завязка), основная часть: развитие действия, самый острый момент (кульминация), спад действия, заключение (или развязка).

    1. Увидел щенок ящерицу.

    2. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

    3. Надоело Щенку гонять кур по двору.

    4. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

    6. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней.

    8. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

    9. Хвост в зубах у Щенка извивается.

    10. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. (По В. Бианки)

    С какого предложения начать?

    Основная часть. Развитие действия.Увидел щенок ящерицу. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

    Самый острый момент (кульминация). Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. Хвост в зубах у Щенка извивается. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

    Спад действия. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!

    Заключение. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

    Рассказываем историю по картинкам художника Н. Радлова

    Расскажем по картинкам художника Николая Радлова историю (см. Рис. 4).

    Рис. 4. Добрая утка (Источник)

    Как она начинается? Может быть так? Ранним утром отправились на прогулку утка с утятами и курица с цыплятами.

    Что произошло? Встретилась им на пути речка. Утята смело подошли к воде. Что же делать цыплятам, ведь они не умеют плавать? Курица расположилась на утке, а цыплята – на утятах.

    Чем всё закончилось? Не прошло и минуты, как все оказались на другом берегу.

    Попробуйте сами составить историю по картинкам (см. Рис. 5).

    Рис. 5. Дорогому другу окажу услугу (Источник)

    Вам помогут опорные слова:

    никак не достать…

    На дне ямы росла земляника. Захотелось обезьянке полакомиться ягодкой. Да никак не достать!

    Змея решила помочь другу. Взяла обезьянка змею за хвост, чтобы та смогла достать растение.

    Сорвала змея стебелёк и угостила обезьянку ягодкой.

    Выберите пословицу, которая подходит к этой истории.

    Дружба заботой да подмогой крепка.

    Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.

    Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.

    Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

    Как правильно построить текст?

    Когда ты рассказываешь, рассуждаешь или описываешь что-то, важно правильно построить текст. Иначе текст может не получиться.

    Всё ли понятно в данном тексте без 1 и 3 части?

    Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой. (По Ю. Дмитриеву)

    Непонятно, о ком идёт речь?

    А если добавить начало. Белые медведи – отличные пловцы. Почему?

    Вывод.Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами.

    Перед нами текст-рассуждение.

    Белые медведи – отличные пловцы. Почему?

    Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой.

    Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами. (По Ю. Дмитриеву)

    Составляем текст из частей

    Проверьте себя. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Найдите предложение, в котором заключается основная мысль.

    1. Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

    2. В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

    3. Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

    В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

    Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

    Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

    Предложение, в котором заключается основная мысль.

    Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо (см. Рис. 6).


    Заключение

    На уроке вы узнали, что в каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

    Список литературы

    Домашнее задание

      Прочитайте начало и концовку ненецкой сказки. Как вы думаете, о чём говорили медведи? Придумайте основную часть сказки.

    Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

    С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.

    Прочитайте текст. Определите начало действия, развитие действия, самый острый момент развития действия, конец действия.

    Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки.

    Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал: пробка ему начинала нравиться.

    Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно странная и невероятная вещь.

    Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.

    После этого случая Мурзика наказали. (По К. Паустовскому)

    Постройте из данных частей текста связный текст.

    1. Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить ему даже тогда, когда он скажет правду.

    2. Почему не нужно лгать?

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

    Содержание

    Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

    Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.

    В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

    Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

    В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

    Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

    Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

    Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

    1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.

    2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

    В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

    Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

    Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

    1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

    2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

    3. Вдруг пошел сильный дождь.

    4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

    Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.

    Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

    На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.

    Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

    В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

    Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

    Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

    Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.

    Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

    Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

    Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.

    Тема: мальчик и собака

    Основная мысль: собака – настоящий друг.

    В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.

    Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

    Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.

    Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

    Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

    Составим текст, используя только опорные слова:

    весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

    Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.

    Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

    Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

    На льдине

    Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

    Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

    Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

    Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

    Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

    Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

    Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

    Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

    Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

    Озаглавим каждый абзац:

    Таким образом, у нас получился план текста.

    Памятка по работе с текстом

    1. Прочитайте текст.

    2. Определите тему текста.

    3. Определите главную мысль текста.

    4. Озаглавьте текст.

    5. Разбейте текст на части.

    6. Озаглавьте каждую часть.

    7. Составьте план текста.

    8. Определите опорные слова.

    9. Перескажите текст.

    10. Запишите текст по памяти.

    С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

    Смотрите также:

    Подготовка к экзаменам по русскому языку:

    Мы рекомендуем:

    Самое необходимое из теории:

    Предлагаем пройти тесты онлайн:

    Рекомендуемые статьи и видео:

    • Как успешно пройти собеседование на русском
    • ТВ – средство изучения иностранного языка
    • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
    • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
    • 5 правил успешного изучения языка
    • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
    • Как улучшить беглость речи
    • Видео: “Как улучшить произношение и понимание

    Русский язык с репетиторами онлайн

    Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

    Заголовок: какие бывают и как быстро их придумывать

    Заголовок — часто боль любого, кто пишет. Хочется придумать идеальный, чтобы никто не прошел мимо, но это сложно: приходится перебирать множество вариантов, и времени иногда уходит, как на половину самой статьи.

    Придумывать будет легче, если знать разные типы заголовков и понимать, что делает их интересными. В этой статье разбираем основные типы заголовков, правила их создания, примеры и антипримеры.

    • Что такое заголовок
    • Какую роль играет заголовок в статье
    • Интерес и ожидания
    • Навигация
    • Каким бывает заголовок
    • Назывные и транзитивные заголовки
    • Мнение
    • Цитата
    • Кликбейт
    • Что такое заголовок 4U
    • Как придумать хороший заголовок
    • Понять, кто ЦА
    • Сделать хороший контент
    • Учесть пользу, социальное, эмоции
    • Обозначить актуальность
    • Подогнать длину под ограничения канала
    • Вписать ключевые слова
    • Ошибки при составлении заголовка
    • Нет конкретики
    • Не учли ЦА
    • Длинно
    • Сложно
    • Заголовок: что стоит запомнить

    Что такое заголовок

    Заголовок — название текста или любого другого информационного объекта: клипа, инфографики, раздела статьи, рекламного баннера. Заголовок помогает понять, что содержится в этом объекте, о чем будет информация. Обычно заголовок отделен от своего материала и первым привлекает внимание читателя: набран более крупным, жирным и заметным шрифтом, после него оставляют небольшое пространство.

    Какую роль играет заголовок в статье

    Заголовок нужен для двух основных целей. Первая — привлечь внимание, чтобы читатель зашел в материал. Вторая — разделить поток информации, чтобы в нем было легче ориентироваться.

    Интерес и ожидания

    Благодаря заголовку человек решает, интересна ли ему вообще эта тема. Заголовок в паре с иллюстрацией определяют, пойдет ли он читать статью, откроет письмо, кликнет по рекламному баннеру.

    Кроме того, заголовок формирует ожидания — что именно читатель получит от этого объекта. Ваша статья может быть реально полезной, но если не отразить эту пользу в заголовке, ее не откроют и не прочитают.

    Навигация

    Вторая задача заголовков — навигация. Заголовки и подзаголовки работают как якоря на странице. Для примера взглянем на блог SendPulse, где благодаря крупным заголовкам можно легко найти интересные статьи:

    Заголовки помогают ориентироваться между разными материалами

    Заголовки помогают ориентироваться между разными материалами

    Внутри статей тоже можно ориентироваться по заголовкам, но уже второго и третьего уровня. Сразу видно, что есть в статье, и можно перейти прямиком в нужный раздел.

    Второстепенные заголовки обеспечивают навигацию по статье

    Второстепенные заголовки обеспечивают навигацию по статье

    Рубрики тоже могут выполнять роль заголовков для навигации. Например, когда одинаковыми хештегами обозначают посты в соцсети на определенные темы.

    Хештег в начале поста служит как заголовок и элемент навигации

    Хештег в начале поста служит как заголовок и элемент навигации

    Автоматизация email рассылок

    Каким бывает заголовок

    Расскажу про назывные и транзитивные заголовки, а также покажу несколько частных примеров.

    Назывные и транзитивные заголовки

    Прежде чем придумывать заголовок, лучше определиться — будете ли вы использовать назывной или транзитивный.

    Назывной заголовок описывает, о чем материал, но не раскрывает деталей.

    Назывной заголовок описывает содержание без уточнений

    Назывной заголовок описывает содержание без уточнений

    Мнение

    В заголовках-мнениях упоминают спикера и тему, на которую он говорит. Вот скриншот заголовка из издания о моде:

    Журнал упоминает известную персону

    Журнал упоминает известную персону

    А вот пример заголовка-мнения из новостного издания:

    Имя известного человека гарантирует материалу больше открытий

    Имя известного человека гарантирует материалу больше открытий

    Цитата

    Цитаты часто используют как заголовки для интервью. Отличный вариант, если герой выдал какую-то запоминающуюся и цепкую фразу.

    Броская цитата привлечет внимание

    Броская цитата привлечет внимание

    Кликбейт

    Можно использовать кликбейт, но с осторожностью

    Можно использовать кликбейт, но с осторожностью

    Что такое заголовок 4U

    Заголовки для продающих материалов можно строить по формуле 4U. Каждое U в этой формуле — это свойство, которым обладает информационный материал. Эти свойства показывают читателю, ради чего стоит изучить информацию.

    Usefulness (польза) — ради чего стоит читать, какую пользу принесет.

    Uniqueness (уникальность) — чем отличается от других аналогичных материалов.

    Ultraspecificity (специфичность) — подробности, например, для кого конкретно предназначен.

    Urgency (срочность) — срок, за который клиент получит пользу, или сколько будет действовать предложение.

    Здесь заголовок дополнен рубрикой и подзаголовком

    Здесь заголовок дополнен рубрикой и подзаголовком

    Польза: защитить ноутбук.

    Уникальность: мнение эксперта.

    Специфичность: выбрать между сумкой и рюкзаком, найти баланс между сохранностью и удобством.

    Срочность: нет.

    Мы уже подробно рассказывали о том, как применять формулу 4U в маркетинге. Читайте статью от 4U с примерам на нашем блоге.

    Как придумать хороший заголовок

    Цепляющий заголовок получится, если соблюдать такие правила:

    • знать свою аудиторию;
    • держать качество контента;
    • учитывать социальный контекст, пользу и эмоции;
    • знать ограничения, которые есть в канале распространения;
    • не забывать про SEO.

    Разберемся по порядку.

    Понять, кто ЦА

    База для всего маркетинга — анализ целевой аудитории. Без данных о ЦА вам не сделать эффективный контент, рекламу или рассылки, это будет стрельба из пушки по воробьям.

    Для составления продающих заголовков вам нужно понимать базовые вещи:

    • Кто ваша аудитория — возраст, место проживания, доход.
    • Чем интересуются эти люди — увлечены своей работой или хобби, занимаются семьей или карьерой.
    • Какие потребности им нужно закрыть и как в этом поможет ваш продукт.

    Сделать хороший контент

    Еще один базовый пункт — это хороший контент. Если вы изначально выбрали сильную тему и верную подачу с учетом целевой аудитории, над заголовком долго думать не придется. Можно просто вынести в него полезное действие статьи, и люди пойдут читать.

    Учесть пользу, социальное, эмоции

    Люди потребляют информацию по трем основным причинам:

    • Получить какую-то пользу.
    • Испытать социальные чувства — гордость за нацию, принадлежность к группе.
    • Испытать эмоции — любопытство, страх, зависть, умиление.

    Блоги большинства диджитал-компаний, и в том числе SendPulse, построены на пользе. Мы пишем статьи, которые облегчат жизнь нашей целевой аудитории: помогут им экономить время и деньги и работать продуктивнее. В заголовках четко обозначаем, о чем статья, например:

    Заголовок написан по факту содержания

    Заголовок написан по факту содержания

    Заголовок материала обещает зрителю развлечение

    Заголовок материала обещает зрителю развлечение

    В этом материале заголовок доведен до абсурда — непонятно, как человек может запретить интернет, и это любопытно:

    Абсурдность в заголовке мотивирует почитать статью

    Абсурдность в заголовке мотивирует почитать статью

    А тут сочетаются прагматика и любопытство, хороший пример кликбейта:

    Заголовок обещает пользу, но не раскрывает сути

    Заголовок обещает пользу, но не раскрывает сути

    Обозначить актуальность

    В заголовке полезно аргументировать, почему и для кого актуальна эта новость. Например, таким заголовком заинтересуются те, кто играет в казино:

    Из заголовка понятно, кому должна быть интересна новость

    Из заголовка понятно, кому должна быть интересна новость

    А это для тех, кто ищет трендовую обувь на весну этого года.

    Из заголовка понятно, что текст актуален для зимы и весны

    Из заголовка понятно, что текст актуален для зимы и весны

    Подогнать длину под ограничения канала

    Учитывайте канал, в котором разместите материал. Например, в заголовок (тему) email помещается в среднем 40 знаков на разных устройствах. Тут нужно учитывать, на каких устройствах чаще всего открывают ваши письма. Для наглядности ниже — скриншоты одного и того же почтового ящика при просмотре с мобильного и с компьютера.

    Короткие заголовки писем одинаково хорошо читаются с телефона и компьютера

    Короткие заголовки писем одинаково хорошо читаются с телефона и компьютера

    Вписать ключевые слова

    Не забывайте о поисковых системах. Чтобы попасть в органическую выдачу, нужно добавить ключевые слова в текст и заголовок материала — так поисковикам будут проще понять, что статья подходит под запрос пользователя.

    Статьи по теме:

    Если вы изначально готовили список ключевых слов для статьи и работали по нему, то в заголовок лучше добавить ключевой запрос, который ищут чаще всего. Если же вы писали статью без оглядки на SEO, то и в заголовок не стоит специально искать и добавлять ключевики.

    Вот какие небольшие приемы еще можно использовать для цепляющего заголовка.

    Заголовок обращается к каждому читателю в отдельности

    Заголовок обращается к каждому читателю в отдельности

    Добавить цифру в заголовок — это добавляет весомости, подогревает интерес. Например, если бы в заголовке ниже не было цифры, он походил бы скорее на нотацию. Ну да, есть жареное вредно, мы это и так знаем. Но с цифрой появляется уже ощущение реальной угрозы — риск инфаркта растет на треть.

    Цифра в заголовке придает ему ощущение реальности

    Цифра в заголовке придает ему ощущение реальности

    Подборки показывают хорошую открываемость

    Подборки показывают хорошую открываемость

    Ошибки при составлении заголовка

    Отметим основные ошибки при создании заголовков. Их четыре:

    • писать размытые заголовки без конкретики,
    • не учитывать интересы ЦА,
    • писать длинно,
    • писать слишком сложно.

    Нет конкретики

    Если в вашем материале есть конкретный срок, цифра, название, польза — вынесите их в заголовок. Пример ниже — новость о том, что декларации нужно подать до определенного числа. Здесь явно нужно было поставить эту дату в заголовок, многим читателям лишь ради нее пришлось идти на страницу.

    Заголовок без конкретики

    Заголовок без конкретики

    Как было бы лучше — вынести полезную суть в заголовок:

    Не учли ЦА

    Если вы пишете материал просто ради материала, получается бессмысленная трата времени. Но иногда выходит, что материал полезный, просто в заголовке сделали неправильный акцент.

    Это пример взят на сайте информагентства в городе на 90 тысяч человек. Целевая аудитория такого издания — средний житель, которого интересуют местные мероприятия, здоровье и другие известные жители. Непонятно, что он должен вынести из такого заголовка.

    Заголовок, который не учитывает интерес ЦА

    Заголовок, который не учитывает интерес ЦА

    Как было бы лучше — написать о том, что в материале важно для читателей:

    Длинно

    Длинные заголовки — не проблема сами по себе. Они могут подходить под стиль вашего издания и классно демонстрировать материал.

    Проблема начинается в основном при отображении в разных каналах. Вот, например, очень длинный заголовок на сайте среди коротких. Верстка некрасиво плывет.

    Длинный заголовок плохо смотрится на странице

    Длинный заголовок плохо смотрится на странице

    Если репостнуть эту новость в соцсети, заголовок обрезается:

    В превью для соцсети не помещается столько знаков

    В превью для соцсети не помещается столько знаков

    Как было бы лучше — оставить только самое важное:

    Сложно

    Слишком сложная формулировка в заголовке

    Слишком сложная формулировка в заголовке

    Как было бы лучше — упростить и вынести пользу:

    Заголовок: что стоит запомнить

    Заголовок — это первое одно или два предложения текста. Они сообщают читателю, о чем говорится в этой статье, письме, рекламе или видео. Заголовок играет две важные роли: привлекает внимание человека к информации и помогает в ней ориентироваться.

    Чтобы написать хороший заголовок, нужно изучить свою целевую аудиторию: что ей важно, что волнует этих людей. Это могут быть:

    • социальные чувства — общность, гордость.
    • практическая польза — как сэкономить, жить проще и лучше.
    • эмоции — поплакать, повеселиться, испугаться.

    Старайтесь выносить в заголовок конкретику: что, кто, сколько, куда и как. Любую конкретную информацию из вашей статьи, которая покажет ее ценность. Если материал оптимизирован под SEO, не забудьте добавить в заголовок ключевые слова. Следите за длиной, чтобы не плыла верстка страницы и заголовок не обрезался посередине.

    Рассказываю, как делать по-настоящему крутые email рассылки. Помогаю найти баланс между заботой о клиенте и успешными продажами.

    Заглавие – это название музыкального или литературного произведения или части такого произведения. В обучающих целях студенты и школьники иногда сами создают заглавие к рассказу или к его части. Поиск подходящего названия облегчает соблюдение некоторых правил.

    Как озаглавить текст

    Сформулируйте сюжет в двух-трех словах. Во фразе может быть задействовано имя главного героя. Проверьте, подходит ли такая фраза в качестве заглавия: она должна иметь связь с текстом, но не до уровня иллюстрации. Составьте несколько вариантов заглавия.

    Используйте по такому же принципу идею или отдельно имя и описанную в тексте черту героя. Составьте еще небольшую группу заголовков из двух-трех слов.

    Прочитайте весь список заголовков, комбинируйте некоторые, если сможете. Выберите наиболее понравившийся.

    Читайте также:

        

    • Капова пещера на урале сообщение
    •   

    • Сообщение о принцессе диане
    •   

    • Сообщение про петра 1 на английском
    •   

    • Коммуникация состоялась если получатель получил понял и принял сообщение
    •   

    • Сообщение на тему воронежские диалекты

    Добавить комментарий