- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Второстепенные члены предложения
Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.
Легкий ветерок доносит с моря соленый запах водорослей.
Виды второстепенных членов предложения
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
К второстепенным членам предложения относятся:
• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Она вышивает (чем?) крестиком.
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.
(кому?) | сестре (адресат действия) | |
Он рисует | (о чем?) | о природе (предмет сообщения) |
(чем?) | мелками (орудия действия) |
• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:
Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места
Гром гремит вдали. (гремит где? вдали)
Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия
Гром гремит громко. (гремит как? громко)
Когда? Как долго? – обстоятельства времени
Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)
Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.
Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.
И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).
Советуем посмотреть:
Виды предложения по цели высказывания
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 74,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 106,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 12,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 17,
Полякова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 39,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 155,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 12,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 47,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 143,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 212,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 29,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 267,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 53,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 56,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 118,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 264,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 157,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 49,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 51,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 188,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 186,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 446,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 456,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 497,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 499,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 507,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр.120,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 517,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 506,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 583,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 158,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 295,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 297,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 298,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 105,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Задачка стр.113,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 201,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 227,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 230,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 397,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.
Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения в русском языке, напомним, что грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.
Если в высказывании имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:
Зима.
Наступила зима.
Пришла зима.
Завьюжила зима.
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются соответствующие синтаксические вопросы, например:
Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).
- (что?) зима — подлежащее;
- зима (что делает?) заводит разговор (разговаривает) — простое глагольное сказуемое;
- заводит разговор (с чем?) с маем — дополнение; подчинительная связь управления;
- разговор (какой?) долгий — определение, подчинительная связь согласования.
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Определение
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
- определение
- дополнение
- обстоятельство.
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? |
от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. |
от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
- луна (какая?) полная
- по небу (какому?) ясному, безоблачному.
Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.
Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
- совет (чей?) учителя;
- список (какой?) группы;
- ветка (чья?) березы;
- шапка (какая?) с козырьком;
- платье (какое?) в полоску;
2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
- его лицо — лицо (чье?) его;
- её радость — радость (чья?) её;
- их заботы — заботы (чьи?) их;
3. наречием
- взгляд исподлобья;
- борщ по-украински;
- парк напротив;
- улица наискосок;
4. формой сравнительной степени прилагательного
- чай покрепче;
- мальчик постарше;
- девчушка посмелее;
5. инфинитивом
- надежда отдохнуть;
- желание прилечь;
- время действовать;
6. нечленимым словосочетанием
- ребенок шести лет;
- товары повседневного спроса;
- дом в трех шагах;
- добрейшей души женщина.
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Например:
- накормила (кого?) малыша;
- выпила (чего?) сока;
- добавлю (к чему?) к хлебу;
- отдам (кому?) товарищу;
- взялся (за что?) за перила;
- горжусь (кем?) дочерью;
- озабочен (чем?) препятствиями;
- думаю (о чём?) о работе;
- расскажу (о ком?) о собаке.
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.
Определение
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельства делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Шел он (как?) медленно, вперевалку (А. Гайдар).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).
В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Снег висел (где?) на деревьях, лежал (где?) на крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (откуда?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).
Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
Начнем собрание (при каком условии?) при наличии большинства.
(При каком условии?) При желании всего можно добиться.
Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.
6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?)
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).
Прихватим с собой в дорогу зонтики (по какой причине?) на случай дождя.
7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)
Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).
(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.
Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.
8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).
Повезло (вопреки чему?) вопреки ожиданиям.
Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»
Тест
Члены предложения.
Главные члены предложения.
1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Подчёркивается одной чертой.
2. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.
В словосочетании одно слово главное (Х), а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
Второстепенные члены предложения.
3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается пунктирной линией ——– .
Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.
5. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается пунктирной линией и точкой.
Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Образец разбора предложения.
Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.
Устно:
Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.
Находим грамматическую основу предложения.
В этом предложении говорится о голосах.
О голосах – это подлежащее, подчеркиваю одной чертой, выражено существительным.
Что говорится о голосах? Голоса (что делали?) встретили.
Встретили – это сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваю двумя чертами.
В этом предложении есть второстепенные члены.
Задаю вопрос от подлежащего. Голоса (какие?) веселые.
Веселые – это определение, выражено прилагательным, подчеркиваю волнистой линией.
Голоса (кого?) птиц
Птиц – это дополнение, подчеркиваю пунктиром, выражено существительным.
Задаю вопрос от сказуемого.
Встретили (кого?) путников.
Путников – это дополнение, подчеркиваю пунктиром, выражено существительным.
Встретили (где?) в роще.
В роще – это обстоятельство, подчеркиваю пунктир – точка, выражено существительное с предлогом.
Задаю вопрос от второстепенных членов предложения.
В роще (какой?) зеленой.
Зеленой – это определение, подчеркиваю волнистой линией, выражено прилагательным.
Письменно: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.
( повест., невоскл, простое, распр.)
голоса (какие?) веселые
голоса (кого?) птиц
встретили (кого?) путников.
встретили (где?) в роще.
в роще (какой?) зеленой.
Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
- По цели высказывания:
Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
- По интонации:
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
- По наличию второстепенных членов:
Нераспространенное: Весна пришла.
Распространенное: Пришла долгожданная весна.
- По количеству грамматических основ:
Узкая тропинка уходила далеко в лес. – простое (Имеет одну грамматическую основу)
Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. – сложное
(имеет две и более грамматических основ)
Однородными членами предложения называют слова, которые:
1. Относятся к одному и тому же члену предложения.
2. Отвечают на один и тот же вопрос.
3. Для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)
4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
Например:
Суворов ценил своих солдат за храбрость, смекалку, выносливость.
какие? какие?
Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.
(Маленькие, большие – однородные определения).
Сложное предложение.
Сложным – называют предложение, в котором несколько грамматических основ.
На письме части сложного предложения разделяются запятой.
Например:
Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.
День темнеет, и трава седой росой в лугах блестит.
Прямая речь.
Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.
Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.
Князь печально отвечает: «Грусть – тоска меня съедает».
слова автора прямая речь
А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
А: «П». «П», – а.
А: «П!» «П!» – а.
А: «П?» «П?» – а.
Обращение.
Обращение – слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок, спой свою песенку еще разок.
Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.
Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам, господа.
Обращение не является членом предложения.
Русский язык, 4 класс
Урок № 9.
Тема: Какие бывают главные и второстепенные члены предложения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – научиться разбирать предложение по составу.
Задачи:
- Узнать, какие бывают члены предложения, какая у них функция и как они выделяются при разборе.
- Научиться находить основу предложения.
- Порассуждать, какие бывают предложения.
Результаты:
- Узнаем, что такое основа предложения, главные и второстепенные члены.
- Научимся находить и выделять члены предложения, определять, какой частью речи они выражены.
- Потренируемся выделять предложения в тексте.
Тезаурус
Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой?
Второстепенными называют все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр.
Список литературы
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сегодня на уроке мы поговорим о строительстве. Но не домов, а предложений. В качестве строительных материалов мы будем использовать члены предложения.
- Какие члены предложения вы помните?
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
Чтобы построить дом, сначала нужно залить фундамент – главную часть, на которой будет держаться вся постройка. В предложении роль такого фундамента выполняет грамматическая основа: подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает человека или предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое обозначает действие в предложении.
Дома бывают разные: высокие и малоэтажные, большие и маленькие. Это зависит от стен. В предложении стены – это второстепенные члены предложения: определение характеризует предмет или человека, обстоятельство рассказывает о времени, месте, причине и способе действия, дополнение сообщает дополнительную информацию.
Чтобы дом был готов нужна ещё крыша. В предложении крыша – это знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Многоточие.
- Вспомните, от чего зависит выбор знака?
Конечно, от интонации.
Подлежащее и сказуемое называются основой предложения, а определение, дополнение и обстоятельство – второстепенными членами предложения.
Давайте подставим в схему реальные слова:
Умные ребята быстро строят предложения.
Посмотрите, как они связаны между собой. Подлежащее обычно выражено именем существительным обязательно в именительном падеже. Сказуемое зависит от подлежащего и обычно выражено глаголом, определение может зависеть от любого существительного и обычно выражено прилагательным или притяжательным местоимением, обстоятельство зависит от сказуемого и обычно выражено наречием или существительным с предлогом, дополнение часто зависит от сказуемого или других членов предложения и обычно выражено существительным в косвенном падеже.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого называются нераспространенными: Наступила зима.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов называются распространёнными: Сегодня наступила настоящая снежная зима.
Познакомьтесь со схемой разбора предложения на странице 149 учебника:
Пользуясь этой схемой, сделайте разбор предложения в тетради:
Скоро в саду распустятся красивые белые лилии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Соедините члены предложения и части речи, которыми они чаще всего выражены.
- Подлежащее 1. Глагол
- Сказуемое 2. Наречие
- Определение 3. Прилагательное
- Обстоятельство 4. Существительное
Задание 2. Разгадайте кроссворд:
- Главный член предложения, обозначающий действие.
- Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия.
- Второстепенный член предложения, обозначающий предмет, поясняет сказуемое
- Главный член предложения, обозначающий предмет.
- Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.
1 |
4 |
||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
Задание 3. Отделите части речи от членов предложения:
Существительные, определение, дополнение, глагол, прилагательное, сказуемое, наречие, подлежащее, местоимение, предлог, союз, обстоятельство
Части речи |
Члены предложения |
Задание 4. Выделите цветом вопросы косвенных падежей
Как? Когда? Кого? Кому? О чем? Кто? Зачем? Что делать? О ком? Кем? Что? Где?
Задание 5. Выделите в тексте грамматические основы предложений:
Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
Задание 6. Составьте из слов и знаков препинания предложения, чтобы получился текст.
Слова: осени, дни, холодные, наступили;
в, плавали. жёлтые, лужах, листья;
небу, низкие, ползли, по, тучи;
Знаки: . . .
Задание 7. Соотнесите предложения и схемы.
- Ребята по лесной тропинке вышли на поляну.
- Анна и Инна угостили ребят печеньем.
- Радостные вернулись ребята с прогулки!
- [_______ _________].
- [_______ и _______ _________].
- [________ ___________]!
Задание 8. Соедините название второстепенного члена предложения и его обозначение в схеме:
Определение
Дополнение
Обстоятельство
Сказуемое
________
________
________
Задание 9. Спишите предложение в тетрадь и выпишите грамматическую основу предложения.
В воздухе кружатся белые снежинки.
Задание 10. Подчеркните второстепенные члены предложения:
Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьёт чистый родник.
Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.
Ясное в..сеннее утро. Развернулись на ни..ких кустиках м..л..дые л..сточки. Из з..мли выглядывают у..кие стрелки свежей тра..ки. Покачиваются на бере..ке лё..кие серё..ки.
Задание 12. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.
- Определение, подлежащее, дополнение, обстоятельство.
- Существительное, прилагательное, сказуемое, наречие.
- Подлежащее, сказуемое, определение, союз
Задание 13.
Определите член предложения, который повторяется в предложении:
- В саду растут яблоки, груши и персики. ____________________________
- Я был в Москве, в Таганроге и во Владивостоке. ____________________________
- Девочка бежала и смеялась. ____________________________
Задание 14* Составьте рассказ по картинке и выделите в нём второстепенные члены предложения.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
1. Главные члены предложения – это …
- Словосочетание
- Подлежащее и сказуемое
- Подлежащее и глагол
2. Какой член предложения отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
- Подлежащее
- Определение
- Сказуемое
3. Каким членом предложения является выделенное слово:
Мама мыла пол в комнате брата.
- Сказуемое
- Подлежащее
- Дополнение
Вариант 2.
1. Главные члены предложения это…
- Подлежащее и сказуемое
- Существительное и глагол
- Словосочетание
2. Какой член предложения отвечает на вопросы: Как? Когда? Где? Куда?
- Подлежащее
- Обстоятельство
- Сказуемое
3. Я слушала музыку, и не слышала, как мама вошла
- Подлежащее
- Обстоятельство
- Сказуемое
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
1-4, 2-1, 3-3, 4-2
Задание 2.
2 |
|||||||||||||||||||||
1 |
с |
к |
а |
з |
у |
е |
м |
о |
е |
4 |
|||||||||||
б |
п |
||||||||||||||||||||
с |
5 |
о |
п |
р |
е |
д |
е |
л |
е |
н |
и |
е |
|||||||||
т |
д |
||||||||||||||||||||
3 |
д |
о |
п |
о |
л |
н |
е |
н |
и |
е |
|||||||||||
я |
е |
||||||||||||||||||||
т |
ж |
||||||||||||||||||||
е |
а |
||||||||||||||||||||
л |
щ |
||||||||||||||||||||
ь |
е |
||||||||||||||||||||
с |
е |
||||||||||||||||||||
т |
|||||||||||||||||||||
в |
|||||||||||||||||||||
о |
Задание 3.
Части речи: существительное, глагол, прилагательное, наречие, предлог, союз, местоимение
Члены предложения: определение, дополнение, сказуемое, подлежащее, обстоятельство
Задание 4.
Кого? Кому? О чём? О ком? Кем?
Задание 5.
Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заигралрожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
Задание 6.
Наступили холодные дни осени. В лужах плавали жёлтые листья. По небу ползли низкие тучи.
Задание 7.
1-1, 2-2, 3-3
Задание 8.
________ дополнение
________ определение
________обстоятельство
Сказуемое – лишнее
Задание 9.
Снежинки кружатся.
Задание 10.
Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах/ на рябинах. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник.
Задание 11.
Ясное весеннее утро. Развернулись на низких кустиках молодые листочки. Из земли выглядывают узкие стрелки.
Задание 12.
- обстоятельство. (Подлежащее – это главный член предложение, а остальные – второстепенные)
- Существительное, прилагательное,
сказуемое, наречие. (Сказуемое – это член предложения, а остальные – части речи) - Подлежащее, сказуемое, определение,
союз (Союз –это часть речи, а остальные – члены предложения)
Задание 13.
- Подлежащее
- Обстоятельство
- Сказуемое
Контрольный модуль
В-1
1. 2
2. 2
3. 3
В-2
1. 1
2. 2
3.3
Второстепенные члены предложения
Любое распространенное предложение состоит не только из
подлежащего и сказуемого, но и из второстепенных членов предложения. Без
второстепенных членов наша речь была бы сухой, неинтересной. Если вы хотите
совершенствоваться в письме, развивать устную речь, обращайтесь к специалистам
своего дела – педагогам из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.
Что такое второстепенные члены предложения?
Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в
предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос –
иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других
членов предложения.
Другими словами, Второстепенные члены предложения поясняют
главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:
Солнце скрылось за горою;
– главные члены: солнце скрылось;
– второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г
д е?) за горою.
Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера.
Второстепенный член предложения темной поясняет
второстепенный член глади: подрагивала на глади (к
а к о й?) темной. Значения второстепенных членов
распознают по вопросам.
Как подчеркиваются второстепенные члены предложения
На письме второстепенные члены предложения подчеркивают в
зависимости от вида:
А теперь подробнее о каждом виде второстепенных членов.
Виды второстепенных членов предложения
Второстепенные члены предложения делят на три вида: дополнения,
определения, обстоятельства.
Второстепенные члены предложения таблица:
Дополнение
Дополнением называется второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет,
выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от
существительного и прилагательного:
Я принялся разводить (что?) костер.
Подбежал (к кому?) ко мне мой Трезор.
Тигр сильнее (кого?) медведя.
Представитель (ч е г о?) посольства
встретил нас.
Грамматические значения дополнений
Способы выражения дополнений
Виды дополнений
Дополнения бывают прямыми и косвенными.
Прямое дополнение обозначает предмет, на который
направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.
Например: Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку. «Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным
существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным
глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им,
переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории
состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?)
страданий (Н. Огарев).
Прямое дополнение обычно выражается:
·
существительным в форме винительного падежа без предлога:
1. помою
(что?) миску;
2. накормила
(кого?) котёнка;
3. напишем
(что?) сообщение;
·
существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или
неопределенное количество предмета:
1. выпью
чего? воды;
2. поем
чего? блинов;
3. отрежу
чего? колбасы;
4. насобирал
(чего?) грибов;
б) при отрицательном сказуемом с частицей
«не»:
1. не
видел фильма;
2. не
услышал ответа;
3. несвободным
словосочетанием:
4. купила
(что?) пару перчаток;
5. приобрел
(что?) музыкальный центр.
Определение
Определение – это второстепенный член предложения, который
обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который?
чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и
согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к
которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает
чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими?
разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
Виды определений
В зависимости от способа выражения бывают согласованные и
несогласованные определения.
Согласованное определение может быть
выражено следующими формами и частями речи:
·
Полное прилагательное: интересная книга; зеленый листок; теплый пол.
·
Полное причастие : идущий человек; прочитанная газета.
·
Местоимение: чей-то пес; эта скамейка; никакой оплаты.
·
Порядковое числительное и
числительное «один»: один день; на второй неделе.
Несогласованные определения связываются с
главным словом при помощи:
·
управления – дополнение ставится при главном слове в
определённом падеже.
Ср.: дом из камня; в
доме из камня;
·
примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи
или неизменяемой формой.
Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.
Несогласованные определения при
прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют
притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение
перед главным словом.
Поскольку несогласованные определения могут выражаться
различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические
вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы;
стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой?
/ куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить
несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.
Способы разграничения несогласованных определений и дополнений,
обстоятельств
Многие (но не все!) несогласованные определения можно
заменить согласованными определениями.
Ср.: кофта мамы – мамина кофта;
платье в клетку – клетчатое платье; ваза из
хрусталя – хрустальная ваза;
приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка;
отношения дружбы – дружеские отношения;
решение суда – судебное решение; лодка с
парусом – парусная лодка.
Обратите внимание! Далеко не всегда несогласованные
определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под
крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому
отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является
определением.
Определение указывает на признак, тогда как дополнение
указывает на объект.
Например:
Мужчина шёл с чемоданом.
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.
В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом)
дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не
может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во
втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с
чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку
«чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно
отличить от другого мужчины.
То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в
шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» –
отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак
человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.
Если в предложении существительное с предлогом или наречие
относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они
обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по
положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.
Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома.
– На скамейке (какой?) у дома сидели три
подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в
зал был закрыт.
Наиболее частотными формами и значениями несогласованных
определений являются следующие:
Приложение
Приложение — это особый вид определения. Оно выражается
существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и
определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана,
утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:
профессию: лётчик-космонавт;
национальность: проводник-индус,
собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город
Хабаровск;
различные качества предмета: весна-красавица;
возраст: возница-старик.
В качестве приложений могут использоваться различные имена
собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений,
журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и
заключаются в кавычки.
При изменении определяемого слова по падежам эти приложения
не изменяются: роман «Война и мир», романом «Война и мир», о романе «Война
и мир».
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения,
обозначающий признак действия или другого признака:
Очень звонко пел в небе жаворонок.
Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда?
зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к
другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в
словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или
управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными
частями речи, а также оборотами.
Способы выражения обстоятельств
Виды обстоятельств
Вид обстоятельства определяется по вопросам.
Обратите внимание!
Обстоятельства очень часто выражаются существительными в
косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как
части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и
морфологический вопрос могут не совпадать.
Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. – Он пошёл (как?)
неспешным шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;
Иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или
характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство
обычно обозначаетсостояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).
Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К
обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов
(где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой
ситуации? в какой обстановке?
Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами
обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в
тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди
тишины и т.п.
С первого взгляда может показаться, что усвоить всю
информацию о второстепенных членах предложения сложно. Но стоит только вникнуть
в наш статью, внимательно прочитать примеры. После прочтения вы поймете
важность дополнений, определений и обстоятельств, ведь без них могучий русский
язык не был бы столь богатым и многогранным.
Видеоурок по теме
Лучше усвоить урок вам поможет это видео:
Упражнения на второстепенные члены предложения
Упражнения Вы сможете найти в другой нашей статье здесь.
Источники:
https://russkiiyazyk.ru
https://budu5.com