Здравствуйте, дорогие посетители и постоянные читатели сайта «Заметки электрика».
Продолжаю серию статей из раздела «Электродвигатели». В прошлых статьях я рассказывал Вам про устройство асинхронного двигателя, соединение в звезду и треугольник его обмоток, провел эксперимент подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть.
Бывают ситуации, когда Вы подходите к двигателю с целью подключить его в сеть, а в клеммной колодке находятся 6 проводов, совершенно без бирочек и маркировки.
Что делать в такой ситуации?
Делается это не очень трудно. В качестве примера я покажу Вам наглядно как определить начало и конец обмоток электродвигателя АИР71А4.
Шаг 1
Самым первым шагом в определении начала и конца обмоток асинхронного двигателя является написание бирочек (кембриков). Для этого воспользуемся трубкой ПВХ диаметром 5 (мм) и маркером.
Нарезаем из трубки ПВХ шесть отрезков одинаковой длины и подписываем их маркером.
Про маркировку обмоток трехфазного асинхронного двигателя я Вам рассказывал в статье про соединение звездой и треугольником. Кто забыл, то переходите по ссылке и читайте.
Вот что получилось.
Шаг 2
Вы уже знаете, что обмотка статора асинхронного двигателя состоит из 3 обмоток, сдвинутых относительно друг друга на 120 электрических градуса. Так вот вторым шагом в определении начала и конца обмоток асинхронного двигателя является определение принадлежности всех шести выводов к соответствующим обмоткам.
Как это делается?
Можно воспользоваться обычным омметром, но я предпочитаю использовать цифровой мультиметр. Кстати, скоро в свет выйдет интересная и подробная статья о том, как пользоваться мультиметром при проведении различных видов электрических измерений.
Чтобы не пропустить выход новых статей на сайте, Вам необходимо подписаться на получение новостей в конце статьи или в правой колонке сайта.
Итак, с помощью мультиметра определяем первую обмотку. Переключатель режима работы мультиметра ставим в положение 200 (Ом).
Одним щупом встаем на любой из шести проводников. Вторым ищем его конец. Как только попадаем на искомый проводник, показания мультиметра покажут нам значение отличное от нуля. В моем примере это 14,7 (Ом).
Это и есть первая обмотка статора нашего электродвигателя. Одеваем на нее бирки U1 и U2 в произвольном порядке.
Аналогично продолжаем искать остальные две обмотки.
На найденные обмотки одеваем бирочки (кембрики), соответственно, V1, V2 и W1, W2.
В итоге получаем шесть проводов с надетыми на них бирочками (кембриками) в произвольной форме.
Шаг 3
Чтобы перейти к третьему шагу определения начала и концов обмоток трехфазного электродвигателя необходимо вкратце вспомнить теорию электротехники.
Кстати, кое-что Вы уже можете почитать в разделе «Электротехника». Правда этот раздел еще не наполнен статьями, все руки до него не доходят. Также можете почитать мой отзыв про курс электротехники от Михаила Ванюшина. Я его приобрел в свой архив и совсем не пожалел.
Итак, две обмотки, находящиеся на одном сердечнике, можно подключить либо согласовано, либо встречно.
При согласованном включении двух обмоток возникнет электродвижущая сила ЭДС, состоящая из суммы ЭДС первой и второй обмоток. Таким образом, в этих обмотках возникает процесс электромагнитной индукции, который наводит в рядом расположенной обмотке ЭДС, т.е. напряжение.
Если же две обмотки подключить встречно, то сумма ЭДС этих двух обмоток будет равна нулю, т.к. ЭДС каждой обмотки будут направлены друг на друга, и тем самым компенсируют друг друга. Поэтому в рядом расположенной обмотке ЭДС не наведется или наведется, но очень малой величины.
Перейдем к практике.
Берем первую катушку (U1и U2) и соединяем ее со второй (V1 и V2) следующим образом. Напоминаю, что эти обозначения у нас условные.
Эта же схема на моем примере.
На вывод U1 и V2 подаем переменное напряжение порядка 100 (В). Можно подать напряжение и 220 (В), но я ограничился 100 (В).
После этого с помощью вольтметра или мультиметра производим измерение переменного напряжения на выводах W1 и W2.
Если мультиметр покажет некоторое значение напряжения, то первая и вторая обмотки включены согласовано. Если напряжение на выводах будет равняться нулю или иметь совсем маленькое значение, то значит обмотки включены встречно.
Смотрим, что получилось в нашем случае.
Замеряю напряжения на выводах W1 и W2. Получаю значение около 0,15 (В). Это очень маленькое значение, поэтому я делаю вывод, что обмотки я подключил встречно. Поэтому на второй обмотке я меняю местами бирочки V1 и V2 и снова провожу измерение.
После замены на выводах W1 и W2 я измерил напряжение порядка 6,8 (В). Это уже что-то похожее на правду.
Делаю вывод, что первая (U1 и U2) и вторая (V1 и V2) обмотки подключены согласовано, а значит, данная маркировка их начал и концов верна.
Осталось дело за малым – это найти начало и конец у третьей обмотки (W1 и W2). Все делаем аналогично, только подключаем их согласно схемы, приведенной ниже.
Измерение переменного напряжения проводим на выводах V1 и V2.
Получилось напряжение 6,8 (В). Значит маркировка начала и конца третьей обмотки верна.
Шаг 4
После определения начала и конца обмоток трехфазного асинхронного двигателя необходимо проверить себя. Для этого соединяем звездой или треугольником обмотки в зависимости от типа двигателя и напряжения сети. В нашем случае обмотки двигателя я соединил треугольником.
Подаю питающее трехфазное напряжение на обмотки – двигатель работает.
Можно сделать вывод, что начала и концы обмоток двигателя мы нашли правильно.
Существует еще несколько способов определения начала и концов обмоток электродвигателя, но лично я пользуюсь именно этим.
Для наглядности предлагаю посмотреть видео:
P.S. Если статья оказалась Вам полезной. то поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях. А если возникли вопросы по материалу данной статьи, то задавайте их в комментариях.
Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:
Как найти начало и конец обмоток у трехфазного электродвигателя, если маркеры на них потерялись?
В ответе, лаконичном, но неверном, могло бы предлагаться определить обмотки с помощью тестера. На самом деле осуществить это у трехфазного электродвигателя не так-то просто.
Попробуем разобраться, как это сделать. Обмотки на статоре асинхронного трехфазного электродвигателя размещены в определенной последовательности и подключены к клеммам на соединительном щитке следующим образом (рис. 1). Клеммы с обозначениями С1, С2 и С3 относятся к началам трех фазных обмоток, а с обозначениями С4, С5 и С6 — к концам этих обмоток. Напряжение подается на клеммы С1, С2 и С3.
электродвигателя переменного тока
Если замкнуть между собой клеммы С6, С4 и С5, то обмотки
электродвигателя будут включены по схеме «звезда» (рис. 2), а если замкнуть попарно клеммы С1 и С6, С2 и С4 и С3 и С5 — то по схеме «треугольник» (рис. 3).
электродвигателя в «звезду»
электродвигателя «треугольник»
При этом совершенно небезразлично, какие выводы соединены друг с
другом, хотя само по себе понятие «начало» обмотки и ее «конец» весьма относительно. Поэтому просто «прозвонить» обмотки и найти, какие провода относятся к каждой из обмоток, — мало, нужно еще найти их «начала» и «концы».
Предположим, мы установили выводы трех обмоток и обозначили их
буквами А-В, C-D и E-F, но не знаем, какие из выводов являются «началом» обмоток (рис. 4). Соединим выводы так, как показано на рис. 5, включив обмотки по схеме «звезда». При этом возможны два варианта: либо вам повезет и все три обмотки будут включены правильно, либо одна из обмоток окажется включенной наоборот (именно этот вариант показан на рис. 5).
соответствующие обозначения
Теперь подадим напряжение на выводы: а именно, на концы,
обозначенные буквами А, С и F. Подавать напряжение нужно
кратковременно, ведь, если мы включили обмотки так, как показано на рис. 5, электродвигатель, скорее всего, просто не запустится и его потребуется быстро отключить от сети. Однако некоторые типы электродвигателей начинают вращаться даже при таком неправильном включении обмоток, однако двигатель не развивает расчетную мощность и его легко в этом случае остановить за вал.
На следующем этапе наших испытаний отключим сетевое напряжение и поменяем местами выводы любой обмотки, например А-В (см. рис. 5).
Возможно, что вы угадаете, и все обмотки включены правильно — двигатель будет работать нормально. Но возможен вариант, что и после этого переключения ничего не изменится, то есть опять правильно будут включены только две обмотки. Тогда вернем концы обмотки А-В на прежние места и поменяем выводы на другой обмотке, например C-D. Если и в этом случае ничего не получится, восстановим прежнее подключение обмотки C-D и поменяем местами выводы последней из обмоток, то есть F-E.
Вот теперь все три обмотки будут включены правильно. Как уже говорилось, вполне вероятно, вам повезет сразу, и вы с первой попытки включите обмотки правильно. Что же, прекрасно. Однако все-таки проверьте правильность включения двигателя переключением одной из обмоток. Что в этом случае произойдет, вы легко догадаетесь сами.
Далее следует обозначить концы обмоток в соответствии с принятыми нормами. Тем концам, которые были подключены к сети, присвойте обозначения С1 (другой конец этой обмотки — С4), С2 (другой конец — С5) и С3 (другой конец — С6), после чего закрепите их на клеммах соединительного щитка в соответствии с рис. 1.
А теперь небольшая информация для повышения эрудиции.
Трехфазные электродвигатели выпускаются на различные
номинальные напряжения, в частности на напряжения 220 и 380 В.
Номинальным напряжением трехфазного электродвигателя называется напряжение на фазной обмотке, то есть на клеммах С1-С4 или С2-С4 или С3-С6. Иногда номинальное напряжение трехфазного электродвигателя называют фазным напряжением электродвигателя.
В отличие от этого напряжение на зажимах С1, С2 и С3 (по отношению друг к другу) называется линейным для двигателя (для электрической сети -это фазное напряжение).
Значения фазного и линейного напряжений двигателя совпадают при
включении обмоток электродвигателя «треугольником», а при соединении обмоток в «звезду» линейное напряжение больше фазного в корень квадратный из 3 раз.
Если номинальное напряжение электродвигателя 220 В, то при
линейном напряжении в сети 380 В обмотки нужно соединять в «звезду», а при линейном напряжении в сети 220 В обмотки придется соединять в «треугольник». Иногда на табличке электродвигателя есть указание на это — надпись 220/380 В и «Δ/λ». Смысл этого обозначения расшифровывается следующим образом: фазное напряжение для обмоток данного электродвигателя составляет 220 В, что реализуется при включении обмоток «треугольником», а для использования этого электродвигателя в сети с
напряжением 380 В обмотки требуется соединять в «звезду».
Соответственно, если номинальное напряжение электродвигателя 380 В, то при линейном напряжении в сети 380 В обмотки соединяют в «треугольник», а соединив обмотки в «звезду», его можно включить в трехфазную сеть с линейным напряжением 660 В. Включать такой электродвигатель в сеть с линейным напряжением 220 В бессмысленно — он работать не сможет.
Поделиться ссылкой:
Способы определения выводов обмоток трехфазных двигателей
В №3 за 98 г. читатель В.И. Бондаренко спрашивает, как определить “начало” и “конец” обмоток 3-х фазного электродвигателя? Там же дан ответ редакции, что с помощью батарейки и лампочки можно определить выводы, принадлежащие одноименной обмотке. Но он не полностью отвечает на поставленный вопрос. “Начало” и “конец” определяют одним из следующих методов.
Итак, после определения выводов простейшим пробником из батарейки и лампочки каждую пару выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам, каким-либо образом маркируют и приступают к определению “начало” и “конец”.
Метод трансформации
Метод трансформации заключается в том, что в одну из фазных обмоток (III обмотка на рис. 1,а,б) включают контрольную лампу или вольтметр на 60-90 В, а две других соединяют последовательно и включают в сеть 220 В. Контрольная лампа (КЛ) загорится в том случае, если конец одной из фазных обмоток окажется соединенным с началом другой (в точке О). Их общий магнитный поток в этом случае суммируется и наводит ЭДС в третьей фазной обмотке, что и вызовет свечение лампы или отклонение стрелки вольтметра (рис. 1,а).
Если же контрольная лампа не загорелась — в общей точке соединенных фазных обмоток оказались два “конца” или два “начала. В этом случае магнитные потоки гасят друг друга (рис. 1,б), поэтому в третьей обмотке ЭДС отсутствует — лампа не горит, стрелка вольтметра не отклоняется. Выводы одной из фазных обмоток меняют местами и включают схему снова.
Если лампа или вольтметр зафиксировали наличие напряжения в третьей обмотке, то вывод одной из соединенных в точке О обмоток помечают как “конец”, вывод другой — как “начало”.
Затем собирают схему, приведенную на рис. 1,в. Лампу (или вольтметр) включают на одну из двух обмоток с уже согласованными выводами и определяют начало и конец третьей обмотки, как было описано выше.
Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки.
При этом паспорта или какой-то другой технической документации у вас под рукой нет. Можно ли в этом случае узнать параметры двигателя самостоятельно?
Конечно же да, причем несколькими способами. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Первоначально для точного определения мощности потребуется выяснить синхронную частоту вращения вала, а перед этим узнать, где у нас начало каждой обмотки, а где ее конец.
По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:
По старому госту обозначение было несколько иным:
Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.
На некоторых движках для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий на одну или другую сторону. Как например на фото снизу.
Но не всегда можно доверять таким выводам. Поэтому проверить все вручную никогда не помешает.
Если никаких обозначений и букв на барно нет, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.
В помощники берете мультиметр и устанавливаете его в режим замера сопротивления.
Одним щупом дотрагиваетесь до любого из шести выводов, а другим поочередно прикасаетесь к остальным пяти проводам, тем самым, ища соответствующую пару.
При ее нахождении на табло мультиметра должна высветиться цифра, показывающее некое сопротивление в Омах.
В остальных случаях с другими проводами сопротивление будет равняться бесконечности (обрыв).
Отмечаете данную обмотку бирками и переходите к оставшимся проводам. Таким нехитрым способом буквально за одну минуту можно «вызвонить» концы всех обмоток.
Однако это еще не все. Главная проблема заключается в том, что вы пока не знаете, какой из двух выводов является началом обмотки, а какой ее концом.
Для того, чтобы это выяснить, соединяете между собой по два вывода от разных обмоток. То есть, условное начало V1 первой обмотки, соединяем с условным концом второй обмотки — U2.
При этом у вас пока нет точной информации начало это или конец. Вы их сами так промаркировали для себя, чтобы сделать последующие замеры.
На другие концы этих двух обмоток (U1 и V2) подаете переменное напряжение 220В или меньше. Зависит это от того, на какое напряжение рассчитан ваш движок.
Метод подбора выводов
Методом подбора выводов удобно пользоваться при определении “начал” и “концов” у двигателей мощностью до 3. 5 кВт. Для его осуществления не нужны ни лампа, ни вольтметр, что наиболее приемлемо для В. И. Бондаренко, т. к. он проживает в деревне, где, наверное, сложно найти вольтметр.
Выводы по одному от каждой обмотки соединяют в общую точку, а другие выводы включают в трехфазную сеть, соответствующую номинальному напряжению электродвигателя по схеме “звезда” (рис. 2,а). Если в общей точке оказались все три “начала” или “конца” (для работы электродвигателя это неважно, т.к. “начало” и “конец” обозначения весьма условные), то электродвигатель будет работать нормально. Тогда выводы, подведенные к сети, помечают, например, как “концы”, а выводы, объединенные в общую точку, как “начало” (рис. 2,6).
Если в общей точке оказались, например, два “начала” и один “конец” (рис. 2,в), то электродвигатель натужно гудит, его ротор не сразу трогается с места и плохо вращается. В этом случае не следует надолго (более чем на 2. 3 с) оставлять двигатель включенным. Необходимо как можно быстрее его отключить и поменять выводы одной из обмоток. Если и на этот раз двигатель не работает, то выводы этой обмотки возвращают на прежнее место и меняют местами выводы следующей обмотки. Максимальное число проб при этом методе – всего три.
Третий способ: развернутый треугольник.
Соединяем последовательно все обмотки двигателя, подаем напряжение 220 В. Если есть трансформатор на меньшее напряжение, то это будет ещё лучше.
Вольтметрами измеряем напряжение на каждой из обмоток. Если соединены правильно, то U 1=U2=U3.
Если на одной обмотке напряжение выше, то отключаем от сети. Нужно поменять на ней концы местами. Один из наиболее безопасных вариантов и сразу видим картину на трех обмотках.
Надеюсь все понятно объяснил, если что — пишите вопросы в комментариях.
Метод “открытого треугольника”
Обмотки соединяют по схеме, показанной на рис. 3. Если в точках А и В сошлись “начало” и “конец”, вольтметр покажет одинаковое напряжение на каждой обмотке. Когда одна из обмоток “перевернута”, напряжение на ней будет несколько больше, чем на двух других.
В заключение хочу напомнить, что у трехфазных электродвигателей приняты следующие обозначения: условные “начала” обозначают С1, С2, С3, а соответствующие им “концы” — С4, С5, С6.
Выводы маломощных электродвигателей метят краской: первой обмотки — желтой, второй – зеленой, третьей – красной. Причем “концы” каждой обмотки дополнительно маркируют черной краской по основному цвету.
Источник: www.mastertip.ru
Однофазные двигатели – это электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, состоящая из основной и пусковой обмотки.
Две обмотки нужны для того, что бы вызвать вращение ротора однофазного двигателя. Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.
У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.
У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.
Схемы включения трехфазных электродвигателей. Определение начала и конца обмоток
Здравствуйте уважаемые читатели и гости блога! В этом посте я хочу поговорить о схемах включения трехфазного электродвигателя в сеть и методе определения «начал» и «концов» статорной обмотки.
Вообще все выводы электродвигателей должны маркироваться(иметь бирки). Но не всегда в реале так бывает. Часто на практике бирок нет, а выводы беспорядочно торчат из коробки электродвигателя.
Как правило условные «начала» обмоток асинхронных электродвигателей помечают как С1, С2, С3, а соответствующие им «концы» как С4, С5, С6. Если двигатель является многоскоростным, то первая обмотка помечается 1С1….1С6, вторая как 2С1….2С6 и т.д.
Выводы обмоток маломощных машин маркируют краской разного цвета. Фазу «А» желтым цветом, фазу «В»- зеленым и «С»- красным. Концы обмоток имеют соответствующий цвет и покрашены сверху черным цветом.
Обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей собирают по двум схемам: «звезда» и «треугольник».
Давайте разберемся, в каком случае обмотки нужно соединять по схеме «звезда» или «треугольник». Для этого нам нужен паспорт электродвигателя. Поищите алюминиевую табличку на корпусе электродвигателя. Это и есть его паспорт. На ней обычно указывают 127/220 или 220/380 Вольт. Если напряжение сети, в которую вы собираетесь включить электродвигатель, совпадает с большим из напряжений, приведенных на табличке, то обмотки нужно соединить по схеме «звезда». См. рисунок ниже
Для этого все три конца или начала соединяют вместе, а оставшиеся выводы подключают к фазам сети.
Если же напряжение сети совпадает с одним из меньших, приведенных на табличке, то применяют схему соединения «треугольник». В этом случае выводы обмоток соединяются таким образом: конец первой обмотки соединяют с началом второй, конец второй с началом третьей, коней третьей с началом первой. Общие точки соединения подключают к сети к фазам.
Очень часто у многих трехфазных асинхронных электромоторов начала и концы обмоток выводятся на клеммную доску следующим образом, как показано на рисунке ниже
Здесь для соединения обмоток по схеме «звезда» необходимо замкнуть между собой три нижних зажима(можно и верхних) и подать к оставшимся зажимам фазы сети. Для соединения по схеме «треугольник» нужно по вертикали соединить пару зажимов и уже к ним подключить фазы сети. На рисунке ниже это показано.
Запомните одну вещь!
Если вы вместо схемы треугольник обмотки соедините по схеме звезда, то электродвигатель не будет работать на полную мощность. Он отдаст только 1/3 часть своей номинальной мощности. Если же электромотор при данном напряжении в сети должен работать по схеме звезда, то по схеме треугольника его запрещается включать в сеть. Он быстро перегреется и сгорит! Будьте внимательны!
Если вы хотите поменять направление вращения вала электродвигателя на противоположное, то поменяйте местами две любые фазы сети.
Теперь представим себе следующую ситуацию. Вы хотите подключить электромотор, открываете клеммную крышку и видите 6 выводов без каких либо обозначений и цвета. Что делать? Быстро закрыть крышку и бежать от такого электрооборудования подальше! )) осадка кедровой сосны поможет сконцентрироваться. Ну а если серьезно, то есть три способа определения начал и концов обмоток.
Для начала необходимо определить пары выводов обмоток, принадлежащие разным фазам. Для этого можно воспользоваться контрольной лампой на 220 вольт, но безопаснее для этих целей использовать тестер в режиме измерения омического сопротивления (мультиметр). Более подробно я описывать этот процесс не буду, так как надеюсь, что азы вы какие-нибудь уже имеете за плечами.
И так теперь нам предстоит с вами определить согласованные выводы, начала и концы обмоток.
1 Метод трансформации. В чем суть метода? Смотрите рисунок ниже
Для этого к одной из обмоток подключают вольтметр переменного тока или контрольную лампу, а две других соединяют последовательно друг с другом и включают в сеть 220 вольт. В случае, если конец одной обмотки соединен с началом другой, то общий магнитный поток будет направлен под углом 90 градусов к плоскости обмотки третьей фазы. При этом в ней будет наведена какая то величина эдс, которая вызовет свечение спирали лампы и показание вольтметра. Когда же в общей точке соединенных последовательно двух фаз окажутся два начала или конца, то эдс наводиться не будет. Теперь вам нужно поменять местами выводы какой либо фазы и снова включить схему в сеть. При появлении напряжения в третьей обмотке, пометьте бирками концы и начала двух последовательно соединенных обмоток. Далее соберите следующую схему на рисунке ниже
Включите вольтметр в цепь обмотки I и определите выводы начала и конца обмотки III по отношению к обмотке II.
Если у вас нет возможности использовать в качестве источника тока сеть 220 вольт, то можно вместо нее использовать аккумулятор или батарейки. Тогда вместо контрольной лампы нужно применить чувствительный вольтметр(стрелочный). При этом сам способ определения остается неизменным, только подключение обмоток должно проводиться кратковременно. Но тут возникает опасность возникновения эдс самоиндукции величиной 200-300 вольт. Не забывайте об этом!
2 Метод подбора. Данный метод удобно использовать на практике, если мощность электродвигателя не превышает 5 кВт. Соедините по одному из выводов от каждой обмотки в общую точку, а на три оставшихся подайте три фазы сети.
3 Метод. Для определения начала и конца обмоток по третьему методу необходимо собрать схему открытого треугольника. Смотри рисунок ниже
Если в точках А и В соединены начала и концы обмоток, то вольтметр будет показывать примерно одинаковое напряжение на каждой обмотке. Если же одна из обмоток окажется «перевернутой»,напряжение на ней будет больше, чем на двух других. Всем пока и удачи в нелегком деле электрика!
Подключение трёхфазного двигателя.
Запись дневника создана пользователем Serj, 06.02.14 .345
Подключение Всякий асинхронный трехфазный двигатель рассчитан на два номинальных напряжения трехфазной сети 380 /220 – 220/127 и т. д. Наиболее часто встречаются двигатели 380/220В. Переключение двигателя с одного напряжения на другое производится подключением обмоток «на звезду» – для 380 В или на «треугольник» – на 220 В. Если у двигателя имеется колодка подключения, имеющая 6 выводов с установленными перемычками, следует обратить внимание в каком порядке установлены перемычки. Если у двигателя отсутствует колодка и имеются 6 выводов – обычно они собраны в пучки по 3 вывода. В одном пучке собраны начала обмоток, в другом концы (начала обмоток на схеме обозначены точкой).
Если развернуть эту схему, то будет видно, что катушки подключены «треугольником».
Если у двигателя имеется только 3 вывода, следует разобрать двигатель: снять крышку со стороны колодки и в обмотках найти соединение трёх обмоточных проводов (все остальные провода соединены по 2). Соединение трёх проводов является нулевой точкой звезды. Эти 3 провода следует разорвать, припаять к ним выводные провода и объединить их в один пучок. Таким образом мы имеем уже 6 проводов, которые нужно соединить по схеме треугольника.
Способ определения начал и концов обмоток трёхфазного асинхронного двигателя
Сначала необходимо определить обмотки. Для этого омметром прозваниваются обмотки и собираются в условные пучки по 3 штуки. К выводам одной из обмоток (например A1-A2) подключается батарейка, а к выводам другой обмотки (B1, B2) – стрелочный вольтметр (цифровой мультиметр не подойдёт – слишком инертен). (см. ниже схему [1]) В момент разрыва контакта обмотки А с батарейкой стрелка вольтметра качнётся в какую-л. сторону. Батарейку оставляем на той же обмотке (сохраняя полярность), а вольтметр подключаем к следующей обмотке – С. Изменяя полярность обмотки С (меняя местами выводы обмотки) добиваемся отклонения вольтметра в ту же сторону, что и в предыдущем случае.
Выводы асинхронного двигателя. Маркировка выводов асинхронного двигателя
Встречаются различные маркировки выводов обмоток двигателя. Отечественная маркировка от С1 до С6 и международная, которую вы видите на рисунке.
В наше время встречаются обе маркировки, но для «обучения» мы будем применять новые обозначения, как более наглядные. Ранее, я уже говорил, что начало и конец обмоток понятия абсолютно условные, главное условие, которое играет важную роль это такое соединение обмоток, когда магнитные потоки не направлены встречно. Если два одинаковых потока направить встречно, они как бы уничтожают друг друга. Нам же надо получить согласованное направление магнитных потоков. В двигателе находятся три обмотки. Грубо говоря, двигатель, это трансформатор с тремя обмотками и сердечником в виде статора. Таким образом, обмотки в двигателе связывает магнитный поток, который протекает по статору, а его создает ток, который протекает по обмоткам. Ротор – это лишь приятная «вкусняшка», наличие которой позволяет получить из электрической энергии механическую.
Первый способ
Нам понадобится обычная плоская батарейка на 4,5 В и комбинированный измерительный прибор (тестер) или миллиамперметр постоянного тока. Обмотки мы предварительно вызвонили омметром. У нас имеется несколько пар проводов, но нам надо определить, где у этих пар начало обмотки, а где конец.
Принципиальная схема соединения «треугольник».
Берем любую пару проводов, принадлежащих одной из обмоток. Условно помечаем один из выводов обмотки как начало (Н), а второй как конец (К). Подключаем тестер на пределе единицы или десятки миллиампер постоянного тока к любой другой паре проводов, принадлежащей другой обмотке.
Минус батарейки присоединяем к нашему условному концу (К) первой обмотки. Касаясь несколько раз начала первой обмотки плюсом батарейки, наблюдаем за показаниями тестера. Нас интересует отклоненение стрелки прибора в момент замыкания цепи «батарейка – обмотка».
Если стрелка прибора отклоняется в минус, то переключаем полярность присоединения прибора ко второй обмотке и снова несколько раз замыкаем батарейку на первую обмотку.
Теперь отклонения прибора в момент замыкания должны быть в положительную сторону. Тот вывод обмотки, который соединен с плюсом тестера, будет началом второй обмотки, а с минусом – концом. Таким же образом определяем начала всех других обмоток.
Ищем начало и конец в обмотках электродвигателя.
Если вам попался такой трёхфазный электродвигатель, у которого из клеммной коробки торчат 6 проводов и не имеют маркировки, то эта статья может пригодиться.
Итак, для начала нужно определить тестером три обмотки просто прозванивая их по 2 провода.
Нанесём маркировку на кембриках, но пока без цифр.
В результате получим такую маркировку:
Теперь подключим тестер к одной обмотке в режиме 200 вольт, переменное напряжение:
А две другие соединим последовательно, согласно схеме:
Включаем в сеть и наблюдаем за показаниями тестера: если показания равны нулю, значит 2 обмотки соединены встречно, следовательно номера обмоток в точке соединения совпадают, то есть 2 и 2 или 1 и 1, неважно пишем любые.
Идём дальше. Нам известны две обмотки. Соберём вторую схему, подключив к тестеру уже известную обмотку, а две другие соединим последовательно:
Включаем в сеть и наблюдаем показания прибора. На экране показывает 0,9 вольта, значит обмотки соединены последовательно и в точках их соединения должны быть разные цифры.
Второй способ
Схема определения начал и концов фаз обмотки.
Две любые “найденные” фазные обмотки соединяем последовательно и к получившимся свободным концам подключаем 220 В, а к оставшейся третьей обмотке подключаем контрольную лампу и кратковременно подаем 220 В. Запоминаем, как у нас горит при этом лампа.
Теперь у обмоток, которые у нас соединены последовательно, меняем подключение, то есть концы второй меняем местами и опять подаем питание. Лампочка должна засветиться по-другому, или ярче, или слабее. Если загорелась ярче, то обмотки у нас подключились последовательно, в порядке начало – конец – начало – конец. Так их и подписываем. Мы уже знаем четко две обмотки.
Теперь к неизвестной подключаем любую из известных и опять уже к этой паре подводим 220 В, а к свободной – лампу. Опять включаем питание. Теперь сразу будет видно по яркости накала, как включены обмотки. Наносим соответствующие надписи.
В приведенном примере можно вместо контрольной лампочки применить вольтметр и ориентироваться по отклонению стрелки прибора. Теперь, в зависимости от схемы подключения, нужно подключить обмотки. Для соединения звездой любые три (хоть начало, хоть концы) соединяем вместе, а к оставшимся трем будет подаваться питание 380 В. Для переключения в треугольник надо будет сделать еще другие манипуляции.
Источник: fazaa.ru
Начала и концы обмоток электродвигателей — простой способ определения
На чтение 2 мин. Просмотров 33.5k. Опубликовано 10 марта
Обновлено 19 ноября
В большинстве случаев, обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей скоммутированы в нужное соединение («звезда» или «треугольник») внутри статора и выведены в клеммную коробку в виде трех проводов, на которые подается питающее напряжение ~380 В. Соединяться обмотки двигателя могут и в клеммной коробке: в этом случае все концы обмоток выводятся в коробку виде двух разделенных пучков по три провода («начала» и «концы»).
Наконец, выводы обмоток могут быть промаркированы металлическими бирками (С1-С2-С3 – «начала», С4-С5-С6 «концы» обмоток). Однако, в некоторых случаях попадаются электродвигатели, в клеммную коробку которых просто выведены шесть немаркированных «концов» обмоток, не разделенных на пучки. Причиной этому может быть утеря бирок с маркировкой вследствие небрежной эксплуатации электродвигателя.
В некоторых случаях, бывает, что после ремонта его обмоток – перемотки, в клеммную коробку двигателя выводят шесть совершенно одинаковых проводов одного цвета.
В этом случае, для правильного соединения. необходимо определить «начала» и «концы» обмоток электродвигателя. Для этого, сначала нужно «найти» обмотки, т. е. определить пары проводов отдельных фазных обмоток. Прозвонить пары можно любым тестером или при помощи контрольной лампы, после чего следует промаркировать найденные фазные обмотки.
Теперь нужно определить начало и конец найденных пар фазных обмоток, существуют несколько способов определения, наиболее распространенный и достаточно надежный способ – следующий:
Две любые «найденные» фазные обмотки, соединенные последовательно включают в сеть ~220 В, а к выводам третьей подключают контрольную лампу или вольтметр, с установленным пределом измерения до 100 В. Слабый накал лампы или отклонение стрелки вольтметра будет признаком, того, что две, последовательно включенные в сеть обмотки, соединены таким образом, что, «конец» одной обмотки соединен с «началом» другой.
Соответственно, полное отсутствие накала лампы или отклонения стрелки вольтметра – свидетельство отсутствия ЭДС в третьей обмотки, следовательно, последовательно включенные обмотки соединены своими «началами» или «концами». Таким образом, определив «начала» и «концы» двух обмоток, выводы маркируются.
Теперь нужно определить «начало» и «конец» третьей обмотки, для этого ее соединяют последовательно с любой из обмоток, «начало» и «конец» которой уже определены и, подключив лампу или вольтметр к оставшейся обмотке, по аналогии предыдущего опыта находят «начало» и «конец».
Как определить начало и конец фазных обмоток асинхронного двигателя
Определение начала и концов обмоток электродвигателя без внешнего питания.
Фома Бахтин
Профильное образование: Учебный комбинат (г. Санкт-Петербург), специальность – электромонтажник (2005 г.).
IV группа допуска по электробезопасности.
Опыт работы – с 2005 года.
Объекты работ: квартиры, дачи, бани, офисы и другие.
Содержание
- Обозначение выводов обмоток статора
- Схема соединения обмоток по схеме «треугольник»
- Схема соединения обмоток по схеме «звезда»
- Определение выводов обмоток электродвигателя
-
Обозначение выводов обмоток статора
Каждый статор трехфазного электродвигателя имеет три катушечные группы (обмотки) — по одной на каждую фазу, а у каждой катушечной группы имеется по 2 вывода — начало и конец обмотки, т.е. всего 6 выводов которые подписываются следующим образом:
- С1 (U1) — начало первой обмотки, С4 (U2) — конец первой обмотки.
- С2 (V1) — начало второй обмотки, С5 (V2) — конец второй обмотки.
- С3 (W1) — начало третьей обмотки, С6 (W2) — конец третьей обмотки.
Условно на схемах каждая обмотка изображается следующим образом:
Начала и концы обмоток выводятся в клемную коробку электродвигателя в следующем порядке:
В зависимости от соединения этих выводов меняются такие параметры электродвигателя как напряжение питающей сети и номинальный ток статора. О том по какой схеме необходимо подключить обмотки электродвигателя можно узнать из паспортных данных.
Основными схемами соединения обмоток являются треугольник (обозначается — Δ) и звезда (обозначается — Y) их мы и разберем в данной статье.
Примечание: В клемной коробке некоторых электродвигателей можно увидеть только три вывода — это значит, что обмотки двигателя уже соединены внутри его статора. Как правило внутри статора обмотки соединяются при ремонте электродвигателя (в случае если заводские обмотки сгорели). В таких двигателях обмотки, как правило, соединены по схеме «звезда» и рассчитаны на подключение в сеть 380 Вольт. Для подключения такого двигателя необходимо просто подать три фазы на три его вывода.
-
Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «треугольник»
Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «треугольник» необходимо: конец первой обмотки (С4/U2) соединить с началом второй (С2/V1) , конец второй (С5/V2) — с началом третьей (С3/W1) , а конец третьей обмотки (С6/W2) — с началом первой (С1/U1).
Условно на схеме это изображается следующим образом:
На выводы «A», «B» и «C» подается напряжение.
В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «треугольник» имеет следующий вид:
A, B, C — точки подключения питающего кабеля.
-
Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «звезда»
Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «звезда» необходимо концы обмоток (С4/ U2, С5/V2 и С6/W2) соединить в общую точку, напряжение при этом подается на начала обмоток (С1/U1, С2/V1 и С3/W1).
Условно на схеме это изображается следующим образом:
В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «звезда» имеет следующий вид:
-
Определение выводов обмоток
Иногда возникают ситуации когда сняв крышку с клемной коробки электродвигателя можно с ужасом обнаружить следующую картину:
При этом выводы обмоток не подписаны, что же делать? Без паники, этот вопрос вполне решаем.
Первое, что нужно сделать — это разделить выводы по парам, в каждой паре должны быть выводы относящиеся к одной обмотке, сделать это очень просто, нам понадобится тестер или двухполюсный указатель напряжения.
В случае использования тестера устанавливаем его переключатель в положение измерения сопротивления (подчеркнуто красной линией), при использовании двухполюсного указателя напряжения им, перед применением, необходимо коснуться токоведущих частей находящихся под напряжением на 5-10 секунд, для его зарядки и проверки работоспособности.
Далее необходимо взять один любой вывод обмотки, условно примем его за начало первой обмотки и соответственно подписываем его «U1», после касаемся одним щупом тестера или указателя напряжения подписанного нами вывода «U1», а вторым щупом любого другого вывода из оставшихся пяти неподписанных концов. В случае, если коснувшись вторым щупом второго вывода показания тестера не изменились (тестер показывает единицу) или в случае с указателем напряжения — ни одна лампочка не зажглась — оставляем этот конец и касаемся вторым щупом другого вывода из оставшихся четырех концов, перебираем вторым щупом концы до тех пор пока показания тестера не изменятся, либо, в случае с указателем напряжения — до тех пор пока не загорится лампочка «Test». Найдя таким образом второй вывод нашей обмотки принимаем его условно как конец первой обмотки и подписываем его соответственно «U2».
Таким же образом поступаем с оставшимися четырьмя выводами, так же разделив их на пары подписав их соответственно как V1,V2 и W1,W2. Как это делается можно увидеть на видео ниже.
Теперь, когда все выводы разделены по парам, необходимо определить реальные начала и концы обмоток. Сделать это можно двумя методами:
Первый и самый простой метод — метод подбора, может применяться для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Для этого берем наши условные концы обмоток (U2,V2 и W2) и соединяем их, а на условные начала (U1,V1 и W1), кратковременно, желательно не более 30 секунд, подаем трехфазное напряжение:
Если двигатель запустился и работает нормально, значит начала и концы обмоток определены верно, если двигатель сильно гудит и не развивает должные обороты, значит где то есть ошибка. В этом случае необходимо всего лишь поменять любые два вывода одной обмотки местами, например U1 c U2 и запустить заново:
Если проблема не устранилась, возвращаем U1 и U2 на свои места и меняем местами следующие два вывода — V1 с V2:
Если двигатель заработал нормально, выводы определены верно, работа закончена, если нет — возвращаем V1 и V2 по своим местам и меняем местами оставшиеся выводы W1 с W2.
Второй способ: Соединяем последовательно вторую и третью обмотки т.е. соединяем вместе конец второй обмотки с началом третьей (выводы V2 с W1),а на первую обмотку к выводам U1 и U2 подаем пониженное переменное напряжение (не более 42 Вольт). При этом на выводах V1 и W2 так же должно появиться напряжение:
Если напряжение не появилось, значит вторая и третья обмотки соединены неверно, фактически оказались соединены вместе два начала (V1 с W1) или два конца (V2 c W2), в данном случае нам просто нужно поменять надписи на второй или на третьей обмотке, например V1 с V2. Затем аналогичным способом проверить первую обмотку, соединив ее последовательно со второй, а на третью подав напряжение. Данный способ представлен на следующем видео:
Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!
Не нашли на сайте ответа на интересующий Вас вопрос? Задайте его на форуме! Наши специалисты обязательно Вам ответят.
↑ Наверх