При проектировании нового цеха большое значение имеет выбор типа производственного здания, его компоновки, размеров в плане. Для цехов механосборочного производства применяют одноэтажные и многоэтажные здания со светоаэроционными фонарями и без них, крановые (оборудованные мостовыми кранами) и бескрановые здания с использованием напольного и подвесного транспорта. Стоимость производственных зданий в машиностроении довольно высока и достигает 30 – 40 % стоимости основных фондов предприятий.
Анализ затрат на создание производственных зданий показывает, что одноэтажные здания оказываются, как правило, дешевле многоэтажных при той же производственной площади. Более широкие пролеты и шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях позволяют лучше использовать производственные площади в связи с уменьшением «мертвых зон» вокруг колонн. Поэтому в машиностроении преимущественно используются одноэтажные производственные здания. Однако при реконструкции действующих предприятий, площадка которых ограничена сложившейся застройкой, в обоснованных случаях идут на применение многоэтажных производственных зданий.
Наиболее широкое применение получили каркасные здания с использованием унифицированных железобетонных строительных элементов заводского изготовления. Для ускорения и удешевления строительного проектирования разработаны унифицированные типовые секции (УТС), представляющие собой объемную часть здания и состоящие из одного или нескольких пролетов одинаковой длины. Это позволяет разместить в одном здании несколько цехов, если это не противоречит условиям производства и требованиям противопожарной безопасности.
Типы, конструкции и размеры зданий для цехов выбираются в зависимости от следующих факторов:
· назначения здания;
· характера и размеров объектов производства, объема производственной программы, характера технологического процесса и применяемого оборудования;
· типов, размеров и грузоподъемности кранов и транспортных устройств;
· требований, предъявляемых в отношении освещения, отопления и вентиляции;
· учета возможности дальнейшего расширения здания.
На рис.9.1 показаны конструктивные схемы пролетов одноэтажных производственных зданий.
Здания выполнены с полным каркасом, который образуют колонны 2, стропильные 3 и подстропильные 7 фермы, подкрановые балки 6 и плиты 4 покрытий. Колонны опираются на фундаменты 8, габаритные размеры которых необходимо учитывать при размещении высокоточных станков, устанавливаемых на собственные фундаменты, а также при определении трасс стружкоуборочных конвейеров. Высокая продольная и поперечная жесткость каркаса здания достигается сваркой стальных закладных элемен
тов и последующим заполнением стыков бетоном. Для освещения и естественного проветривания в пролетах средних рядов предусматривают светоаэрационные фонари. В крайних пролетах естественное освещение обеспечивается боковым остеклением, поэтому светоаэрационные фонари не предусматривают. К ограждающим конструкциям здания относятся панели стен, окна, двери и ворота.
Рис.9.1 Конструктивные схемы пролетов одноэтажных производственных зданий
Блокирование нескольких цехов в одном здании способствует сокращению коммуникаций и транспортных расходов. Более широкие пролеты и шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях позволяют лучше использовать производственные площади в связи с уменьшением «мертвых зон» вокруг колонн. Поэтому в машиностроении преимущественно используются одноэтажные производственные здания. Однако при реконструкции действующих предприятий, площадка которых ограничена сложившейся застройкой, в обоснованных случаях идут на применение многоэтажных производственных зданий.
Для проектирования производственных зданий разработан типаж основных и дополнительных унифицированных типовых секций. Размеры основных секций в плане составляют 72 × 72 и 72 × 144 м, причем первый размер соответствует длине пролета, второй — ширине здания. Площадь указанных секций составляет соответственно 5184 и 10368 м2. Основные секции могут быть крановыми и бескрановыми, с сеткой колонн
18 × 12 м или 24 × 12 м при высоте пролета 6; 7,2; 8,4 м для бескрановых и 10,8; 12,6 м для крановых зданий.
Помимо основных предусматривают дополнительные одно- и двухпролетные секции длиной 72 м, оборудованные кранами с высотой пролета 10,8; 12,6; 16,2 и 18 м. Эти пролеты имеют ширину 24 и 30 м и предназначаются для размещения крупных изделий.
При оформлении компоновочных планов здание в плане изображают в виде сетки продольных и поперечных разбивочных осей (рис. 9.2, а). При этом продольные разбивочные оси, образующие пролеты здания, обозначают прописными буквами русского алфавита, а поперечные – арабскими цифрами.
Из основных и дополнительных секций можно компоновать производственные здания разных размеров и формы. Каждая секция отделяется от другой температурно-деформационным швом 4, представляющим собой сдвоенный ряд колонн (см. рис. 9.2, б).
Рис. 9.2. Компоновочные планы
Используются варианты, дополненные одно- и двухпролетными секциями. В дополнительных секциях пролеты иногда расположены перпендикулярно к пролетам основных секций, что удобно, например при поточной конвейерной сборе изделий. Но чаще всего пролеты дополнительных секций располагают параллельно пролетам основных секций здания. Подобную компоновку используют в единичном и серийном производстве.
Основные строительные параметры пролетов современных производственных зданий приведены в табл.9.1
Важным при проектировании является выбор строительных параметров здания — сетки колонн и высоты пролета. Сетку колонн (ширину L пролета и шаг l колонн) и высоту Н пролета (расстояние от пола до нижней части несущей конструкции здания) выбирают из унифицированного ряда указанных величин, приведенных в табл. 9.1.
Ширину пролетов для отдельных механических и сборочных цехов в зависимости от рода машиностроения и характера выполняемых работ принимаются: 18, 24, 30 и 36 м
Высоту пролета цеха определяют исходя из размеров изготавливаемых изделий, габаритных размеров оборудования (по высоте), размеров и конструкции мостовых кранов, а также санитарно-гигиенических требований.
Таблица 9.1 Размеры унифицированных пролетов и грузоподъемностьподъемно-транспортных средств
Ширина пролета, в м |
Высота Н цеха до нижнего пояса ферм, м |
Высота Н1 головки кранового рельса, м |
Тип кранов |
Грузоподъемность крана, т* |
18 |
6,0;7,2;8,4 |
– |
Подвесные |
0,25 – 5,0 |
24 |
7,2;8,4 |
|||
30 |
7,2;8,4 |
|||
18 |
8,4;9,6 |
6,15; 6,95; 8,16 |
Электрические мостовые |
10; 20/5 |
24 |
10,8 |
|||
18 |
12,6; 14,4 |
9,65; 11,45 |
То же |
10; 20/5; 30/5 |
24 |
||||
30 |
||||
30 |
16,2; 18 |
12,65; 14,45;12,0; 13,8 |
То же |
30/5 |
36 |
50/10; |
|||
30 |
16,2; 18,0 |
12,0; 13,8 |
То же |
100/20 |
36 |
19,8 |
15,6 |
То же |
150/30 |
30 |
19,8 |
11,2; 13,0; 14,8 |
||
Примечание. Полужирным шрифтом выделены наиболее употребительные значения. * В числителе и знаменателе указаны значения грузоподъемности двухкрюковых кранов. |
Общая высота здания (H) от пола до нижней выступающей части верхнего перекрытия или до нижней точки стропильной затяжки (рис. 9.3) слагается из расстояния от пола до головки подкранового рельса (h1) и расстояния от головки рельса до нижней выступающей части верхнего перекрытия или до нижней точки стропильной затяжки (h), которое зависит только от конструкции крана и его габаритного размера по высоте, т.е.
Н = Н1+ h. (9.1)
Величина Н1 слагается из следующих величин:
H1 = k + z + e+ f + c, (9.2)
где k – высота наиболее высокого станка (если станки невысокие, то этот размер принимается не менее 2,3 м, т.е. несколько выше роста человека); z – промежуток между транспортируемым изделием, поднятым в крайнее верхнее положение, и верхней точкой наиболее высокого станка (оборудования) (этот промежуток принимается равным 0,5 – 1,0 м); е – высота наибольшего по размеру изделия в положении транспортирования, м; f – расстояние от верхней кромки наибольшего транспортируемого изде лия до центра крюка крана в верхнем его положении, необходимое для захвата изделия цепью или канатом и зависящее от размеров изделия (принимается не менее 1 м); с – расстояние от предельного верхнего положения крюка до горизонтальной линии, проходящей через вершину головки рельса (принимается по стандартам электрических мостовых кранов; его значение колеблется в пределах от 0,5 до 1,6 м в зависимости от конструкции и грузоподъемности крана).
Если высоких станков в пролете немного, высота пролета может быть принята без учета возможности транспортирования деталей над наиболее высокими станками; при этом должна быть обеспечена только возможность прохода крана над этими станками. Полученная таким образом высота пролета от пола до головки рельса (Н1) будет мини
мальной. Самая малая высота для цеха, оснащенного электрическим мостовым краном, – 6,15 м. В зависимости от рода производства и размеров оборудования она часто бывает значительно выше и в цехах тяжелого машиностроения доходит до 23 м.
Вторая часть высоты пролета (h) определяется в зависимости от конструкции и размеров крана: она равна сумме габаритной высоты крана А (см. рис. 9.3) и расстояния т между верхней точкой крана и нижней точкой перекрытия или затяжки стропильной фермы, т.е.
h = A + m.
Высота электрических мостовых кранов (А) установлена стандартами в зависимости от грузоподъемности кранов. Она колеблется в пределах от 2100 мм (для кранов грузоподъемностью 10 т) до 5200 мм (для кранов грузоподъемностью 250 т).
Расстояние между верхней точкой крана и нижней точкой перекрытия (или затяжки стропильной фермы) (m) должно быть не менее 100 мм (при расположении троллейных проводов сбоку под краном
Рис. 9.3. Схема для определения высоты и ширины пролета цеха
При определении высоты цеха следует учитывать санитарно-гигиенические требования, по которым на каждого работающего должно приходиться не менее 15 м3 объема производственного помещения и не менее 4,5 м2 площади; высота производственных помещений должна быть не менее 3,2 м от пола до потолка, а высота от пола до выступающих частей конструкции здания – не менее 2,6 м.
Высота производственного помещения зависит также от ширины пролетов: чем шире пролет, тем больше должна быть его высота. При малой высоте и большой ширине пролета получается недостаточная и неравномерная освещенность цеха. Исходя из приведенных соображений, можно установить наиболее приемлемые размеры высот для различных конструкций зданий в соответствии с шириной пролетов.
Длина пролета цеха определяется суммой размеров производственных и вспомогательных отделений, последовательно расположенных вдоль пролета, проходов и других участков цеха. Основным размером, определяющим длину пролета, является длина технологической линии станков, расположенных вдоль пролета.
Длина пролета цеха, определяемая на основе планировки оборудования и всех отделений и участков, расположенных вдоль пролета, складывается из следующих размеров:
ширины цехового склада материалов и заготовок (при единичном и серийном производстве) или складских площадок для заготовок в начале станочных линий (при
1) поточном производстве); цеховые склады, как уже указывалось, обычно располагаются поперек пролетов цеха и только иногда, при направлении производственных потоков перпендикулярно продольным осям пролета, располагаются вдоль пролетов;
2) ширины поперечного прохода между этим складом и станочным отделением (не менее 4 м);
3) длины станочного отделения;
4) ширины поперечного прохода перед контрольным отделением (не менее 4 м);
5) ширины контрольного отделения и промежуточного склада, расположенных поперек пролетов здания.
Общая длина цеха должна быть кратной величине шага колонн, который для всех цехов и размеров пролетов в настоящее время принимается равным 12 м. Если длина цеха по планировке не получилась кратной величине шага, то необходимо внести поправку в планировку за счет увеличения или уменьшения размеров участков, расположенных вдоль оси пролета.
Установив, таким образом, необходимые основные размеры пролета (его ширину, высоту и шаг колонн), а также необходимое число пролетов, общую ширину и длину здания, соответствующие условиям данного производства, подбирают применительно к ним типовые строительные схемы секций и зданий, разработанные для промышленных зданий с внутренним и наружным отводом дождевой воды с кровли.
При выборе схемы нового здания необходимо стремиться к унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий (рис. 9.4). Поэтому предпочтение следует отдавать зданиям прямоугольной формы с пролетами одного направления и преимущественно без перепадов высот. Пролеты цехов с повышенной высотой необходимо группировать вместе, но число высот должно быть минимальным.
На рис.9.4 даны разрезы бескрановых и крановых пролетов производственных зданий, а также пристройки для размещения административных и бытовых помещений. Здания без светоаэрационных фонарей с подвесным потолком (рис.9.4, в) применяют для термоконстантных корпусов. Межферменное пространство при этом используют для размещения воздуховодов и фильтров для систем кондиционирования. При оформлении компоновочного плана необходимо привязать конструктивные элементы здания (колонны, оси крановых рельсов и подкрановых балок) к разбивочным осям. В процессе общей компоновки корпуса, уточнения ранее принятых планировочных решений определяяют габаритные размеры и структуру производственного здания.
где kн=1,5 – коэффициент неравномерности подачи
механизмов на стендовую сборку;
kи=0,5 – коэффициент
использования площади стендов;
f’, f’’, f’’’ – площадь, занимаемая
на стенде механизмами каждого типоразмера;
Mк, Мс – годовое число механизмов
каждого типоразмера, поступающих соответственно в капитальных и средний ремонт
или вновь изготовляемых на проектируемом предприятии;
tк, tс – средний срок пребывания на
стенде, в рабочих сменах;
Фс – годовой фонд рабочего времени стенда при
работе в одну смену;
кс – коэффициент сменности работы стендов.
Принимаем количества стендов равному 1.
где kн=2 – коэффициент неравномерности подачи
механизмов на стенд;
Фи=2030 – годовой фонд времени испытательного
стенда при работе в одну смену;
kс= 2 – коэффициент сменности
Mк, Mс – число механизмов каждого
типоразмера, подвергающихся испытанию после капитального и среднего ремонта
tи – продолжительность пребывания механизма
каждого типоразмера на стенде
1.7
Компоновка, габаритная схема и планировка цеха.
1.7.1 Компоновка цеха
Выбираем продольную схему компоновки
цеха, т.е. станочное и слесарное отделение располагаем в пролётах
последовательно друг за другом.
1.7.2 Габариты цеха
При выборе габаритной схемы
используем рекомендации, приведенные в источнике 2.
Количество пролетов |
|||
1 |
2 |
3 |
|
Ширина пролета 18 м |
|||
Длина цеха |
223 |
111,5 |
74,3 |
Ширина пролета 24 м |
|||
Длина цеха |
167,3 |
83,6 |
55,8 |
Ширина 30 м |
|||
Длина цеха |
133,8 |
66,9 |
44,6 |
Выбираем 2 пролета ширина пролета 24,
длина цеха 84.
По рекомендации длина должна быть
кратна 12 м, так как промежуточные колонны ставятся через 12 м, принимаем длину
цеха 84 м
Получаем Fф=4032м2, Bф=48 м, Lф=84 м.
1.7.3 Компоновка служебно-бытовых помещений
Примерная площадь служебно-бытовых
помещений:
Fс-б=N∙K;
(1.24)
Где N –
количество персонала цеха; N=331
человек
К – площадь служебно-бытовых
помещений приходящаяся на одного человека списочного состава; К=3,2м2
Fс-б=331∙3,2 =1059м2
Ширина этажа служебно-бытовых
помещений принимаем В=10м; l=54м,
теперь рассчитаем количество этажей:
N = Fс-б/В ∙ l (1.25)
N = 1143/10∙54=2,1
Принимаем 2 этажа служебно-бытовых помещений.
1.7.4 Определение высоты цеха
Определение высоты цеха при
использовании мостового подвесного электрического крана (кран-балки). Расчет
ведут сразу для высоты пролета по формуле:
м.
где h1=2,1 м – расстояние
от чистого пола до груза, м;
h2=2,5м – наибольший
вертикальный размер груза, м;
h3=1,3 м – размер стропа
по вертикали, м;
h4=0,45 м – просвет между
стропом и центром гака в верхнем положении, м;
h5=1,3 м – расстояние от
центра гака до стропильной, м
По величине Hp, выбирают по ГОСТу
23837-79 ближайшее большее стандартное значение высоты пролета Hр и
высоту цеха Hо.
Размер пролетов |
Сечение колонн, м |
Пролеты кранов, м |
Отметка головки |
|||
Lо |
Шаг колонн Во |
Но |
||||
крайних |
средних |
|||||
24 |
6 или 12 |
12 |
10,8 |
0,8×1,5 |
16,5; 22,5; 28,5 |
8,15 |
Кран мостовой опорный с
грузоподъемностью 8,0; 12,5.
1.7.5 Определение объёма здания
Общий объем здания цеха нужен при
определении технико-экономических показателей проекта. Его определяют по
строительной кобуре. Т.е. по наружной площади и средней высоте цеха.
Среднюю высоту пролета Hср
принимают равной
м,
где Hо – высота пролета от
пола до нижнего пояса стропильной фермы, 10,8 м;
а – расстояние от нижнего пояса фермы
до условной горизонтальной линии (при наличии фонаря проходит через его
середину), м;
м,
где Lо – ширина пролета,
м.
Таким образом, строительный объем
пролета можно определить по формуле
м3
Принимаем V=34595 м3
м3
Принимаем Vц=69190 м3
2 Энергетические расчёты
2.1
Расчет отопления цеха
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание – внизу страницы.
Технологическую высоту пролета цеха (отметка головки краново го рельса, см. 20), измеряемую от уровня чистого пола, обозначенного на.рис. 1 У .12 знаком 0,000, определяют по формуле [c.176]
Яз — высота пролета цеха от пола до уровня затяжки стропил перекрытия в м [c.245]
Высоту пролётов (до затяжки ферм) в одноэтажном здании следует принимать для механических отделений 4,5 —5,5 л, для термического, сварочного и кузнечного отделений — ti — 6,5 м. Высота пролетов должна соответствовать размерам типовых секций промышленных зданий. Размеры и высота пролетов, в которых размещаются цехи и отделения кузнечных штампов холодной штамповки, определяются в зависимости от габаритов принятого для них технологического и кранового оборудования. [c.356]
Преимущественная ширина пролетов рекомендуется 24 и 30 м, допускается в отдельных случаях 18 м. Ширину, высоту и другие параметры всех пролетов цеха необходимо максимально унифицировать. [c.246]
По данным Е. И. Макарова и других авторов работы 14], на заводе тормозной аппаратуры ПО ЗИЛ в г. Рославле построен цех, предназначенный для обеспечения заводов ЗИЛ и КамАЗ фасонными отливками узлов тормозной аппаратуры. К отливкам предъявляют повышенные требования по размерной точности и герметичности (их испытывают под давлением 0,78—2,16 МПа). Здание цеха одноэтажное, его. плош,адь 17 070 м . Два поперечных пролета шириной 24 и длиной 96 м каждый заняты складом шихты и плавильным отделением (высота пролетов до подкрановых путей 11,5 м, до низа ферм 14,4 м). В четырех продольных пролетах размером 132,5 х24 м каждый размеш ены остальные производственные и вспомогательные отделения (высота пролетов до подкрановых путей 8,15 м, до низа ферм 10,8 м). [c.360]
Вертикальные станки являются более тяжелыми, жесткими и мощными, чем горизонтальные станки, и предназначаются для обработки изделий большого диаметра и относительно небольшой длины. Вертикальные станки занимают меньше места в цехе, но требуют большей высоты пролетов, чем горизонтальные. [c.18]
В одноэтажных зданиях инструментальных цехов ширина пролетов принимается равной 18 я 24 м, шаг колонн 12 м при изготовлении тяжелых и крупных штампов 24 и 30 м, шаг колонн 6 и 12 м высота до низа строительной фермы в пролетах с подвесными кран-балками грузоподъемностью до 5 т — 7,2 и 8,4 м в пролетах с мостовыми кранами грузоподъемностью 10, 15, 39 и 50 т высота до головки кранового рельса 8,15 и 9,65 м высота до низа строительной фермы, соответственно, 10,8 и 12,6 м. Размеры пролетов указаны применительно к условиям размещения инструментальных цехов в едином блоке с механосборочными и другими цехами в унифицированных зданиях. В многоэтажных зданиях для инструментальных цехов с мелким оборудованием ширина пролетов принимается равной 9 и 12 м шаг колонн 6 м высота пролетов до низа балки 6 и 7,2 м при этом могут быть применены подвесные краны-балки грузоподъемностью до 2 т. Все пролеты по ширине и высоте следует принимать одинаковыми. [c.260]
В задание на проектирование архитектурно-строительной части входят компоновочные планы цехов (при необходимости — с планировкой размещения оборудования) схематический разрез здания цеха с указанием высоты пролетов, высоты до подкрановых путей, подъемно-транспортного оборудования, подземных сооружений, антресолей, галерей данные о нагрузке на I м пола складских помещений, антресолей и галерей, о наличии кислот, и масел на отдельных участках цеха, о высоте и типах внутренних стен и перегородок, о назначении специально выгораживаемых помещений требования к температуре и влажности воздуха, звуконепроницаемости и поглощению вредных выделений ведомость количества и состава работающих в цехе, количество пользующихся душем [c.269]
При расположении заготовительного цеха и склада металла в отдельном корпусе, состоящем из трех и более пролетов, ширина пролетов может быть принята 30 или 24 м. Если заготовительный цех и склад металла располагают в двух или в одном пролете и размещают в одном корпусе с кузнечным цехом, ширину пролетов ледует принимать 30 м. Высота пролетов должна быть одинаковой — не менее 9,65 м до подкрановых путей. Заглубление фундаментов колонн предусматривают не менее 2,6 м, кроме мест расположения фундаментов под оборудование, подвалов или проходных траншей, где заглубление фундаментов колонн должно быть увязано с глубиной этих сооружений (см. 22). [c.147]
Строительная высота Н пролета цеха до низа несущей конструкции покрытия (см. рис. 1У.12) складывается из высоты Л1 и высоты й, включающей габаритные размеры крана и дополнительный размер 200—250 мм, который учитывает возможный прогиб стропильных ферм и связей по их нижним поясам, а также обычную конструкцию этих связей с выступающими к низу полками уголков. [c.176]
Кривошипные прессы с нижним приводом позволяют улучшить условия эксплуатации и ремонта прессов. Нижнее положение приводных механизмов позволяет также значительно уменьшить шум в цехе и улучшить этим условия труда, так как у этих прессов приводные механизмы находятся ниже уровня пола. Прессы с нижним приводом имеют повышенную жесткость конструкции. Меньшая высота пресса над уровнем пола позволяет уменьшить высоту производственных пролетов цеха. [c.219]
Количество линейных транспортеров для пролета цеха в зависимости от количества линий прессов в пролете, их ширина, высота и расстояние от опор фундаментов даны в табл. IX.22. Количество собирающих [c.252]
Высота пролетов механических и сборочных цехов в одноэтажных зданиях [c.830]
В трехопорных кранах подвесного типа несущий двутавр крепится к двум крайним и одной средней опоре (рис. 201). Мосты подвесных кранов, находящихся в соседних пролетах цеха, могут быть соединены друг с другом специальным переходным мостиком, что дает возможность передавать груз в соседний пролет без использования напольного транспорта, путем перехода электротали с грузом с одного моста на другой. Эта возможность подвесных кранов выгодно отличает их от опорных кранов. Краны подвесного типа имеют меньшую строительную высоту. [c.391]
В зависимости от характера технологического процесса и соответствующего этому процессу оборудования производственные пролеты цеха бывают различной ширины и высоты расстояние между колоннами пролетов также различно. [c.504]
Цель статических испытаний — проверить прочность крана в целом и его отдельных механизмов, а для стреловых кранов — проверить еще и их грузовую устойчивость. Статические испытания крана проводятся при нагрузке, превышающей 25% его грузоподъемность. При статических испытаниях мостовые краны устанавливают в конце пролета цеха, на участке, оборудованном контрольным грузом или контрольным нагрузочным устройством (рис. 163). Тележку устанавливают в положение, при котором в главных балках моста создается наибольший изгибающий момент. Конт- рольный груз 6 укладывают на платформу 5, которую подвешивают к крюку испытываемого крана. К балкам крана в середине пролета на струнах 4 подвешивают грузы 2. Против этих грузов на основания (репера) 1 устанавливают мерные рейки 3. Контрольный груз поднимается на высоту к, равную 100—200 мм, и находится в этом положении в течение 10 мин. При этом не должно отмечаться опускание груза (недержание тормоза). [c.231]
В последнее время прессы двойного действия стали выпускать и с нижним расположением привода, что снижает высоту прессов под уровнем пола. Это имеет особенно важное значение, так как обычно эти прессы являются наиболее высокими из числа крупных прессов, устанавливаемых на линиях штамповки в цехах (фиг. 45). Поэтому наличие иногда только одного пресса с большой высотой под уровнем пола, в данном случае пресса двойного действия, устанавливаемого в головной части линии штамповки, заставляет поднимать высоту перекрытия и подкрановых путей всего пролета, что значительно удорожает строительство здания. Это же обстоятельство может затруднять установку крупных прессов двойного действия в уже существующих зданиях цехов, которые не имеют достаточной высоты пролетов. [c.59]
При выполнении специальных частей проекта задача инже-нера-технолога состоит в выдаче соответствующего задания на проектирование строительной части, водопровода и канализации, вентиляционных устройств, противопожарной автоматики, а также на снабжение цеха или отделения электроэнергией, паром, газом, сжатым воздухом. К каждому заданию прилагается технологическая планировка цеха (отделения, участка) с указанием сетки колонн, дверных проемов, высоты пролетов, вентиляционных площадок, размещения оборудования, точек подвода воды, сжатого воздуха, пара. К заданию также прилагается спецификация оборудования с краткой технической характеристикой. [c.182]
ОТ ВЫСОТЫ /1 И типа сечения (сплошного или сквозного). Сплошное сечение по условиям экономии металла и трудоемкости изготовления назначают прн высоте сечения Л до 1 м, сквозные —при А>1,2 м. Некоторые типы поперечных сечений колонн показаны на рнс. 6.3. Высоту / нижней части колонны (подкрановой) принимают от низа базы колонны до подкрановой площадки, а 2 верхней части — от подкрановой площадки до опорного узла фермы покрытия. В задании на проектирование цеха обычно указывают высоту от пола до головки подкранового рельса 1ь и пролет цеха. Все остальные размеры колонны по высоте необходимо определять конструктивно, учитывая габариты мостовых кранов, расположение фундаментов технологического оборудования вблизи колонн и т, д. В общем случае [c.144]
Высота пролетов сборочно-сварочного проектируемого цеха обусловливается габаритами подлежащих изготовлению в них узлов и изделий в целом, габаритами запроектированного к установке в рассчитываемых пролетах производственного оборудования большой высоты и предусмотренным применением (либо отказом от применения) верхнего транспорта (мостовых кранов, кран-балок, однорельсовых подвесных тележек и т. п.). [c.245]
Лд — расстояние между высшей точкой оборудования тележки крана и уровнем затяжки стропил перекрытия — принимается равным 0,6—1,2 м введение в расчет величины /г при определении высоты пролета вызывается размещением в пролете светильников общего освещения цеха, подвешиваемых обычно к нижним поясам ферм перекрытия, а также расположением троллейных проводов крана. [c.247]
Если расчетные значения высоты отдельных пролетов цеха не удовлетворяют указанному условию, то на плане цеха производят перемещения пролетов (одного на место другого). В результате этих перемещений достигают требуемого соотношения высот всех пролетов в поперечном разрезе здания проектируемого цеха. В планах цехов с продольным расположением производственного потока такие перемещения пролетов вполне допустимы, поскольку сборочно-сварочные процессы в каждом отдельном пролете этих цехов технологически не связаны между собой. [c.248]
И НИЗКИХ пролетов цеха достигается только путем увеличения расчетного значения высоты более низкого пролета до высоты расположенного рядом с ним (в направлении от продольной оси здания к наружной стене последнего) более высокого пролета (фиг. 47). Таким образом, в схемах планировки со смешанным расположением производственного потока соблюдение указанного требования промышленной архитектуры может привести к некоторому увеличению кубатуры здания цеха и, следовательно, к удорожанию последнего. [c.249]
Окончательная корректировка количества пролетов достигается посредством размещения в них всего запроектированного к установке оборудования (габаритов). Одновременно с размещением оборудования уточняют (по способу, описанному для сборочно-сварочных отделений) предварительно принятую для компоновочной схемы ширину каждого пролета. Затем, пользуясь изложенной ранее методикой (см. фиг. 46), определяют расчетные значения высоты каждого пролета. Окончательные значения высоты пролетов и взаимное расположение последних устанавливают после сравнительного сопоставления между собой расчетных значений высоты всех пролетов заготовительного и сборочно-сварочного отделений проектируемого цеха. При этом руководствуются указанными ранее условиями архитектурно-строительного характера в части обязательного взаимного размещения продольных пролетов более высоких в средней части здания, а более низких — у наружных стен здания цеха. [c.267]
Высоту пролетов цехового склада металлов (до затяжки стропил) в одноэтажном здании следует принимать не менее 6 м. Окончательный размер высоты пролетов определяют путем конструктивной увязки строительного оформления склада металлов и примыкающего к нему заготовительного отделения цеха. [c.284]
Как определяют потребное количество пролетов цеха, их ширину, длину и высоту с учетом габаритов унифицированных типовых секций и пролетов [c.294]
Для промышленности необходимы все более мощные прессы с увеличенным ходом главного ползуна при относительно малом числе ходов в единицу времени. Это приводит к возрастанию габаритных размеров машин в плане, особенно по высоте. Пролеты зданий цехов для установки подобных прессов приходится делать высокими, а так как в них устанавливают еще и прессы с меньшими габаритными размерами, то полезный объем производственных помещений используется нерационально и средства расходуются впустую. [c.38]
По общей высоте прессы одинакового назначения с верхним и нижним приводом примерно равны. Но высота над уровнем пола прессов с верхним приводом составляет 0,7…0,75, а с нижним – 0,5 от общей их высоты. Благодаря этому производственные пролеты цехов, в которых устанавливают мощные прессы с нижним приводом, могут быть уменьшены на 2…4 м. [c.38]
Габариты и масса конструкций, которые могут быть изготовлены на заводе, зависят от пролета цехов, высоты подъема грузовых крюков кранов над уровнем пола, грузоподъемности тележек кранов, а также от площади пола, обслуживаемой краном. На рис. 2 приведены параметры зон, обслуживаемых мостовыми кранами. [c.4]
Определенные ранее ширина и высота пролета уточняются и обосновываются в результате вычерчивания поверочных эскизов поперечных разрезов цеха со сборочно-сварочным и подъемно-транспортным оборудованием. Расстояние между рабочими местами, установками, площадками и элементами промышленных зданий принимаются в соответствии с требованиями правил по технике безопасности и производственной санитарии, а также по нормам технологического проектирования судостроительных и машиностроительных- предприятий. Минимальные значения этих расстояний (в метрах) следующие [c.151]
В условиях тяжелого машиностроения повьш1ение уровня технологичности конструкций дает гораздо больший эффект, чем совершенствование технологии. Поэтому при создании новых более крупных и высокопроизводительных машин при существующих технических средствах предприятий необходимо вместе с улучшением построения технологии постоянно повышать уровень технологичности конструкций. Это может заменить строительство новых цехов с большей грузоподъемностью крановых средств при значительном увеличении высоты пролетов. [c.470]
Одновременно с совершенствованием кислородно-конвертерного процесса с верхней продувкой продолжались исследования с целью организации продувки металла снизу. Организация перемешивания ванны, теплообмен в ванне, условия усвоения добавочных материалов при донной продувке значигельно лучше. При продувке снизу не требуется большая высота конвертерного пролета цеха (отсутствует фурма для подачи кислорода сверху). Конвертеры с донным кислородным дутьем можно использовать для замены томасовского и мартеновского процессов без коренной реконструкции здания цеха. [c.132]
Унифицированная высота пролетов установлена 6—8,4 м в бес-крановых пролетах и 10,8—19,8 м — в крановых. Высота проле-Т01В устанавливается в зависимости от типа применяемого подгем-но-транспортного оборудования, веса и габаритов деталей и узлов, высоты их подъема, максимальной высоты технологического и складского оборудования и с учетом требования к вентиляции помещений цехов. В пролетах, не имеющих подъемных кранов, можег применяться подвесное подъемно-транспортное оборудование (кранбалки грузоподъемностью 0,5—5 т, подвесные конвейеры и др.). При изготовлении мелких деталей и узлов пролеты могут обслуживаться только напольным транспортом. При использовании кранбалок грузоподъемностью до 3,2 т их располагают в один или два ряда по ширине пролета, при грузоподъемности более 3,2 т — в один ряд. [c.35]
На компоновочном плане с помощью принятых условных обозначений (табл. 9) указывают основные стены траницы между цехами и участками вспомогательные устройства (трансформаторные подстанции, насосные, вентиляционные камеры и др.) основные подъемно-транспортные устройства (краны, кран-балки, конвейеры) основные проезды и проходы вводы железнодорожных путей границы подвалов антресоли тоннели, проходные каналы и другие элементы зданий с указанием высотных отметок для них относительно пола первого этажа. Внутренние стены, перегородки, проемы, проезды выполняют без размерной привязки к осям, здания. К Компоновочному плану дается поперечный разрез, на котором указывают высоту пролета (расстояние от пола до низа стропильных конструкций или от пола до пола для многоэтажных зданий) И отметку головки рельса подкрановых путей. [c.114]
Для крупных цехов листовой штамповки здание может быть скомпоновано, например, из двух секций, рдинакрвых по своим габаритам, 72X144 м, двух секций, имеющих те же габариты в плане, но отличных от первых секций по высоте пролетов, и четырех дополнительных секций с габаритами 24 или 30X72 м и одинаковых по высоте с первыми секциями. [c.75]
Схематический разрез здания цеха с указанием высоты пролетов, высоты до подкрановых путей, подъемно-транспорт-ного оборудования, подземных сооружений, антресолей и галерей. [c.844]
Рис. УЫО. Поперечный разрез цеха с установленным мостовым краном 0 —пролет цеха —пролет крана Я, — высота от иола до верха головки рельса подкранового пути К — высота от земли до конька кровли М — расстояние от оси подкранового рельса до стены Ь — расстояние между головками подкранового рельса и рельса на мосту Е — высота фермы моста к, — высота от головки подкранового рельса до нижней затяжки фермы Лз — высота стропильноА фермы в середине пролета |
Печной пролет является основным пролетом цеха. В нем располагаются электропечи, и поэтому при его проектировании учитывают количество и емкость печей, способ их загрузки, расположение, возможность обслуживания кранами того или иного пролета. В зависимости от этого определяют расположение электрооборудования, схему транспортировки шихты и ковшей с металлом, выбор кранов. Электропечи для производства ПШС обычно устанавливают на уровне пола цеха, делая возле них специальные углубления (приямки), предназначенные для выпуска металла в ковш и для установки шлаковой коробки (шлаковни). Размеры рабочих площадок у печей должны позволять размещение необходимого инструмента, бака с водой для его охлаждения, ларя для хранения заправочных и шлакообразующих материалов на 1—2 смены. Длина печного пролета определяется расстоянием между осями электропечей, которое должно быть достаточным для размещения пультов управления и печных подстанций, а также числом печей. Ширина печного пролета должна обеспечивать отворот свода каждой печи (или выкатывание ее корпуса) при загрузке стружки из корзины сверху. Подкрановые пути следует располагать на такой высоте, чтобы можно было свободно извлекать и устанавливать в печь электрод и загружать ее сверху из корзины. Рабочие площадки должны быть выложены кирпичом. [c.336]
Подкрановые пути указанного типа, установленные в одном из пролетов цеха металлических конструкций НКМЗ для кранов грузоподъемностью 5—7 т, успешно проработали около 18 лет до предельного износа поверхности катания по высоте и касания реборд ходовых колес листа подкрановой балки. Несмотря на эти положительные качества, подкрановые пути указанного типа при выполнении капитального ремонта заменены более совершенными и удобными в эксплуатации. Поставленный заводом-поставшиком подкрановый путь такой же конструкции для мостового крана грузоподъемностью 100 т также успешно проработал в течение 10—12 лет до полного износа рельса по высоте. Однако замена рельса потребовала больших автогенных работ, а при демонтаже вызывала опасения ослабления верхнего пояса фермы моста крана. Этот путь также был заменен более совершенным и удобным в эксплуатации. [c.26]
Оборудование для питания электрической энергией постов дуговой сварки (фиг. 52) при размещении его на площади между колоннами по границе смежных пролетов также обусловливает лучшее использование площади цеха. Размещение в пролетах цеха многопостовых агрегатов для дуговой сварки в целях устранения возможности случайных повреждений их проносимыми мимо предметами, требует обязательного устройства сетчатого ограждения высотой не менее 1 м с соблюдением внутри огражде- [c.251]
Ширина, высота и длина производственных пролетов цеха эбусловливаются габаритами оборудования с установленными на них изделиями и размерами площадок обслуживания. Минимальные размеры рабочего места приведены в табл. 35. [c.151]
Определение высоты цеха
Исходные данные по проектированию.
В качестве промышленного здания в курсовом проекте предусмотрена разработка мастерских ремонтной базы порта. Ремонтные мастерские предназначаются для осуществления ремонта и технического обслуживания основных производственных фондов порта с целью поддержания их в надежном техническом состоянии. Основную долю загрузки ремонтной базы порта составляет ремонт подъемно-транспортного оборудования, который выполняется в центральных и районных механических мастерских (ЦРММ и РРММ).
В моем курсовом проекте предусмотрен цех металлоконструкций (или корпусно-котельный цех) с отделением трубопроводных и жестяницких работ.
В комплексе ремонтных мастерских должны быть предусмотрены:
-испытательные станции для ДВС
-испытательные станции для электрических машин
-стационарное (передвижное) оборудование для воздухоснабжения (компрессорные станции)
-склад баллонов с техническими газами
-склады материалов, оборудования, сменно0запасных частей, заготовок и инструмента
-открытые рабочие и складские площадки.
О каркасе: сборный железобетонный каркас одноэтажного промышленного здания состоит из поперечных рам, объединенных в пространственную систему плитами покрытия, связями, подкрановыми балками и другими элементами. Под поперечными рамами понимают жестко-защемленные в фундаменты колоны и шарнирно-опирающиеся на них стропильные конструкции(фермы, балки). Следовательно, в сборный ж/б каркас входят: фундаменты, колоны, стропильные конструкции, а также связи, фундаментные балки, подстропильные конструкции (если шаг колон больше шага стропильных конструкций).
Обоснования размеров.
2.1.Площадь здания определяется исходя из следующих рекомендаций (нормы удельной площади подразделений ремонтно-механических мастерских приняты с учетом вспомогательных площадей). Цех металлоконструкций, в корпусном отделении на единицу основного технологического оборудования с учетом площади для организации рабочего места-90м 2 . В трубопроводном отделении удельная площадь на единицу основного технологического оборудования-25м 2 и на одного производственного рабочего- 8м 2 .
2.2Найдем общую площадь основного технологического оборудования:
Где -количество единиц технологического оборудования;
-численность производственных рабочих;
2.3.Принимает площадь цеховых кладовых, =7%( можно принимать значение 7%-12%), тогда
, следовательно
2.4.Зная ширину пролетов и их число можно определить требуемую длину здания, которая, в соответствии с унификацией, должна быть кратна шагу крайних колонн.
В пролетах следует предусмотреть проезды для автотранспорта шириной 3.5м.
Ширина пролета — это расстояние между продольными рядами колон.
Шаг колон- расстояние между колонами одного ряда
Требуемая длина цеха:
;
Где В-ширина здания, В=12м*3=36м ;
— число пролетов;
2.5.Принимаем кратное шагу колон (в нашем случае кратное 12), т.е.
≥ =84м
Тогда
Определение высоты цеха.
Высота цеха (Н)- расстояние от «нуля» чистого пола до низа несущей (стропильной) конструкции покрытия.
Высота цеха определяется по наиболее высокому изделию, ремонтируемому в цехе, по формуле:
;
А-высота вспомогательного оборудования, на которое устанавливается изделие(принимается 0.4м);
В-высота подъема изделия над оборудованием при его установке(принимается 0.5м);
С-высота транспортируемого изделия(принимается по технической характеристике в соответствии с заданием), в нашем случае С=3м;
D-высота застропки (принимается по ширине изделия и углу застропки ), в нашем случае D=1м;
Е-расстояние от верхнего положения крюка до головки подкранового рельса( принимается 2м).
, следовательно, по табличным данным высота пролета Н=9.6м, грузоподъемность крана 10÷20т.
3.Разбивочные оси:
Все основные размеры зданий в плане измеряются между разбивочными осями, которые образуют геометрическую основу планов и зданий. Оси идущие вдоль пролетов здания называются продольными и обозначаются заглавными буквами русского алфавита. Оси ,пересекающихся осей здания в плане образуют сетку разбивочных осей, которая служит системой координат для плана здания.
Обозначение разбивочных осей проставляются в кружочках внизу и слева по отношению к плану здания они нумеруются слева направо и снизу вверх.
4.Привязки:
Унификация промышленных зданий предусматривает определенную систему привязки конструктивных элементов к модульным разбивочным осям. Под размером привязки понимают расстояние от разбивочной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.
4.1.Привязки к осям колонн крайних рядов:
Для одноэтажного промышленного здания, оборудованного мостовыми кранами, для моего случая установлена нулевая привязка, при которой внешние грани колонн совмещают с разбивочной осью. Применяется при шаге колонн 6м, Н≤14.4 и грузоподъемности крана Q ≤20т.
Колонны средних рядов располагают так, чтобы геометрические оси сечения их нижней части совпадали с продольными и поперечными разбивочными осями.
4.2. Привязка торцевых стен и торцевых колонн:
Геометрические оси торцевых колонн основного каркаса смещают с поперечной разбивочной оси внутрь здания на 500мм. Внутренние поверхности торцевых стен должны совпадать с поперечными разбивочными осями.
4.3.Привязка колонн в места устройства температурных свойств:
Температурные швы имеют целью предохранить от образования трещин конструктивные элементы зданий вследствие деформации вызываемых колебаниями температуры наружного и внутреннего воздуха. Температурные швы, как правило, устраивают на спаренных колоннах. Ось поперечного температурного шва должна совпадать с поперечной разбивочной осью, а геометрические оси колон смещают от нее на 500мм. В курсовом проекте предусмотрен 1 поперечный шов. Он виден на плане и на продольном разрезе.
4.4.Привязка осей подкрановых рельсов:
Привязку осей подкрановых рельсов к продольным разбивочным осям в здания, оборудованных мостовыми кранами при их грузоподъемности до 50т, принимаем 750мм; а при наличии проходов по подкрановым путям или при грузоподъемности крана больше 50т, 1000мм ( привязка видна на поперечном разрезе и на плане).
5.Выбор основных конструктивных элементов здания :
При назначении и взаимоувязке размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов обычно фигурируют номинальные размеры, т.е. расстояния между разбивочными осями, они кратны модулю. В отличие от номинальных конструктивные размеры чаще всего не кратны модулю, они учитывают толщину швов, зазоров и стыков.
Для выполнения плана здания в первую очередь необходимо выбрать тип и размеры следующих конструктивных элементов: фундамента и фундаментных балок, стропильных и подстропильных конструкций, колонн, подкрановых балок, стен, окон, ворот и дверей, полы, покрытия, кровля, фонари.
Источник
Электронная библиотека
При проектировании нового цеха большое значение имеет выбор типа производственного здания, его компоновки, размеров в плане. Для цехов механосборочного производства применяют одноэтажные и многоэтажные здания со светоаэроционными фонарями и без них, крановые (оборудованные мостовыми кранами) и бескрановые здания с использованием напольного и подвесного транспорта. Стоимость производственных зданий в машиностроении довольно высока и достигает 30 – 40 % стоимости основных фондов предприятий.
Анализ затрат на создание производственных зданий показывает, что одноэтажные здания оказываются, как правило, дешевле многоэтажных при той же производственной площади. Более широкие пролеты и шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях позволяют лучше использовать производственные площади в связи с уменьшением «мертвых зон» вокруг колонн. Поэтому в машиностроении преимущественно используются одноэтажные производственные здания. Однако при реконструкции действующих предприятий, площадка которых ограничена сложившейся застройкой, в обоснованных случаях идут на применение многоэтажных производственных зданий.
Наиболее широкое применение получили каркасные здания с использованием унифицированных железобетонных строительных элементов заводского изготовления. Для ускорения и удешевления строительного проектирования разработаны унифицированные типовые секции (УТС), представляющие собой объемную часть здания и состоящие из одного или нескольких пролетов одинаковой длины. Это позволяет разместить в одном здании несколько цехов, если это не противоречит условиям производства и требованиям противопожарной безопасности.
Типы, конструкции и размеры зданий для цехов выбираются в зависимости от следующих факторов:
· характера и размеров объектов производства, объема производственной программы, характера технологического процесса и применяемого оборудования;
· типов, размеров и грузоподъемности кранов и транспортных устройств;
· требований, предъявляемых в отношении освещения, отопления и вентиляции;
· учета возможности дальнейшего расширения здания.
На рис.9.1 показаны конструктивные схемы пролетов одноэтажных производственных зданий.
Здания выполнены с полным каркасом, который образуют колонны 2, стропильные 3 и подстропильные 7 фермы, подкрановые балки 6 и плиты 4 покрытий. Колонны опираются на фундаменты 8, габаритные размеры которых необходимо учитывать при размещении высокоточных станков, устанавливаемых на собственные фундаменты, а также при определении трасс стружкоуборочных конвейеров. Высокая продольная и поперечная жесткость каркаса здания достигается сваркой стальных закладных элемен
тов и последующим заполнением стыков бетоном. Для освещения и естественного проветривания в пролетах средних рядов предусматривают светоаэрационные фонари. В крайних пролетах естественное освещение обеспечивается боковым остеклением, поэтому светоаэрационные фонари не предусматривают. К ограждающим конструкциям здания относятся панели стен, окна, двери и ворота.
Рис.9.1 Конструктивные схемы пролетов одноэтажных производственных зданий
Блокирование нескольких цехов в одном здании способствует сокращению коммуникаций и транспортных расходов. Более широкие пролеты и шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях позволяют лучше использовать производственные площади в связи с уменьшением «мертвых зон» вокруг колонн. Поэтому в машиностроении преимущественно используются одноэтажные производственные здания. Однако при реконструкции действующих предприятий, площадка которых ограничена сложившейся застройкой, в обоснованных случаях идут на применение многоэтажных производственных зданий.
Для проектирования производственных зданий разработан типаж основных и дополнительных унифицированных типовых секций. Размеры основных секций в плане составляют 72 × 72 и 72 × 144 м, причем первый размер соответствует длине пролета, второй — ширине здания. Площадь указанных секций составляет соответственно 5184 и 10368 м 2 . Основные секции могут быть крановыми и бескрановыми, с сеткой колонн
18 × 12 м или 24 × 12 м при высоте пролета 6; 7,2; 8,4 м для бескрановых и 10,8; 12,6 м для крановых зданий.
Помимо основных предусматривают дополнительные одно- и двухпролетные секции длиной 72 м, оборудованные кранами с высотой пролета 10,8; 12,6; 16,2 и 18 м. Эти пролеты имеют ширину 24 и 30 м и предназначаются для размещения крупных изделий.
При оформлении компоновочных планов здание в плане изображают в виде сетки продольных и поперечных разбивочных осей (рис. 9.2, а). При этом продольные разбивочные оси, образующие пролеты здания, обозначают прописными буквами русского алфавита, а поперечные – арабскими цифрами.
Из основных и дополнительных секций можно компоновать производственные здания разных размеров и формы. Каждая секция отделяется от другой температурно-деформационным швом 4, представляющим собой сдвоенный ряд колонн (см. рис. 9.2, б).
Рис. 9.2. Компоновочные планы
Используются варианты, дополненные одно- и двухпролетными секциями. В дополнительных секциях пролеты иногда расположены перпендикулярно к пролетам основных секций, что удобно, например при поточной конвейерной сборе изделий. Но чаще всего пролеты дополнительных секций располагают параллельно пролетам основных секций здания. Подобную компоновку используют в единичном и серийном производстве.
Основные строительные параметры пролетов современных производственных зданий приведены в табл.9.1
Важным при проектировании является выбор строительных параметров здания — сетки колонн и высоты пролета. Сетку колонн (ширину L пролета и шаг l колонн) и высоту Н пролета (расстояние от пола до нижней части несущей конструкции здания) выбирают из унифицированного ряда указанных величин, приведенных в табл. 9.1.
Ширину пролетов для отдельных механических и сборочных цехов в зависимости от рода машиностроения и характера выполняемых работ принимаются: 18, 24, 30 и 36 м
Высоту пролета цеха определяют исходя из размеров изготавливаемых изделий, габаритных размеров оборудования (по высоте), размеров и конструкции мостовых кранов, а также санитарно-гигиенических требований.
Таблица 9.1 Размеры унифицированных пролетов и грузоподъемностьподъемно-транспортных средств
Высота Н цеха до нижнего пояса ферм, м
Высота Н1 головки кранового рельса, м
Грузоподъемность крана, т*
12,65; 14,45;12,0; 13,8
Полужирным шрифтом выделены наиболее употребительные значения.
* В числителе и знаменателе указаны значения грузоподъемности двухкрюковых кранов.
Общая высота здания (H) от пола до нижней выступающей части верхнего перекрытия или до нижней точки стропильной затяжки (рис. 9.3) слагается из расстояния от пола до головки подкранового рельса (h1) и расстояния от головки рельса до нижней выступающей части верхнего перекрытия или до нижней точки стропильной затяжки (h), которое зависит только от конструкции крана и его габаритного размера по высоте, т.е.
Величина Н1 слагается из следующих величин:
H1 = k + z + e+ f + c, (9.2)
где k – высота наиболее высокого станка (если станки невысокие, то этот размер принимается не менее 2,3 м, т.е. несколько выше роста человека); z – промежуток между транспортируемым изделием, поднятым в крайнее верхнее положение, и верхней точкой наиболее высокого станка (оборудования) (этот промежуток принимается равным 0,5 – 1,0 м); е – высота наибольшего по размеру изделия в положении транспортирования, м; f – расстояние от верхней кромки наибольшего транспортируемого изде лия до центра крюка крана в верхнем его положении, необходимое для захвата изделия цепью или канатом и зависящее от размеров изделия (принимается не менее 1 м); с – расстояние от предельного верхнего положения крюка до горизонтальной линии, проходящей через вершину головки рельса (принимается по стандартам электрических мостовых кранов; его значение колеблется в пределах от 0,5 до 1,6 м в зависимости от конструкции и грузоподъемности крана).
Если высоких станков в пролете немного, высота пролета может быть принята без учета возможности транспортирования деталей над наиболее высокими станками; при этом должна быть обеспечена только возможность прохода крана над этими станками. Полученная таким образом высота пролета от пола до головки рельса (Н1) будет мини
мальной. Самая малая высота для цеха, оснащенного электрическим мостовым краном, – 6,15 м. В зависимости от рода производства и размеров оборудования она часто бывает значительно выше и в цехах тяжелого машиностроения доходит до 23 м.
Вторая часть высоты пролета (h) определяется в зависимости от конструкции и размеров крана: она равна сумме габаритной высоты крана А (см. рис. 9.3) и расстояния т между верхней точкой крана и нижней точкой перекрытия или затяжки стропильной фермы, т.е.
Высота электрических мостовых кранов (А) установлена стандартами в зависимости от грузоподъемности кранов. Она колеблется в пределах от 2100 мм (для кранов грузоподъемностью 10 т) до 5200 мм (для кранов грузоподъемностью 250 т).
Расстояние между верхней точкой крана и нижней точкой перекрытия (или затяжки стропильной фермы) (m) должно быть не менее 100 мм (при расположении троллейных проводов сбоку под краном
Рис. 9.3. Схема для определения высоты и ширины пролета цеха
При определении высоты цеха следует учитывать санитарно-гигиенические требования, по которым на каждого работающего должно приходиться не менее 15 м 3 объема производственного помещения и не менее 4,5 м 2 площади; высота производственных помещений должна быть не менее 3,2 м от пола до потолка, а высота от пола до выступающих частей конструкции здания – не менее 2,6 м.
Высота производственного помещения зависит также от ширины пролетов: чем шире пролет, тем больше должна быть его высота. При малой высоте и большой ширине пролета получается недостаточная и неравномерная освещенность цеха. Исходя из приведенных соображений, можно установить наиболее приемлемые размеры высот для различных конструкций зданий в соответствии с шириной пролетов.
Длина пролета цеха определяется суммой размеров производственных и вспомогательных отделений, последовательно расположенных вдоль пролета, проходов и других участков цеха. Основным размером, определяющим длину пролета, является длина технологической линии станков, расположенных вдоль пролета.
Длина пролета цеха, определяемая на основе планировки оборудования и всех отделений и участков, расположенных вдоль пролета, складывается из следующих размеров:
ширины цехового склада материалов и заготовок (при единичном и серийном производстве) или складских площадок для заготовок в начале станочных линий (при
1) поточном производстве); цеховые склады, как уже указывалось, обычно располагаются поперек пролетов цеха и только иногда, при направлении производственных потоков перпендикулярно продольным осям пролета, располагаются вдоль пролетов;
2) ширины поперечного прохода между этим складом и станочным отделением (не менее 4 м);
3) длины станочного отделения;
4) ширины поперечного прохода перед контрольным отделением (не менее 4 м);
5) ширины контрольного отделения и промежуточного склада, расположенных поперек пролетов здания.
Общая длина цеха должна быть кратной величине шага колонн, который для всех цехов и размеров пролетов в настоящее время принимается равным 12 м. Если длина цеха по планировке не получилась кратной величине шага, то необходимо внести поправку в планировку за счет увеличения или уменьшения размеров участков, расположенных вдоль оси пролета.
Установив, таким образом, необходимые основные размеры пролета (его ширину, высоту и шаг колонн), а также необходимое число пролетов, общую ширину и длину здания, соответствующие условиям данного производства, подбирают применительно к ним типовые строительные схемы секций и зданий, разработанные для промышленных зданий с внутренним и наружным отводом дождевой воды с кровли.
При выборе схемы нового здания необходимо стремиться к унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий (рис. 9.4). Поэтому предпочтение следует отдавать зданиям прямоугольной формы с пролетами одного направления и преимущественно без перепадов высот. Пролеты цехов с повышенной высотой необходимо группировать вместе, но число высот должно быть минимальным.
На рис.9.4 даны разрезы бескрановых и крановых пролетов производственных зданий, а также пристройки для размещения административных и бытовых помещений. Здания без светоаэрационных фонарей с подвесным потолком (рис.9.4, в) применяют для термоконстантных корпусов. Межферменное пространство при этом используют для размещения воздуховодов и фильтров для систем кондиционирования. При оформлении компоновочного плана необходимо привязать конструктивные элементы здания (колонны, оси крановых рельсов и подкрановых балок) к разбивочным осям. В процессе общей компоновки корпуса, уточнения ранее принятых планировочных решений определяяют габаритные размеры и структуру производственного здания.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник
3.1 Методика расчета геометрических размеров цеха
Вагоноремонтные
цехи размещают в светлом прямоугольном
одноэтажном здании. Основные размеры
(длина, ширина высота, ширина междупутий)
цехов и ремонтно-вспомогательных
отделений рассчитывают из условий числа
поточных линий и позиций на этих линиях,
размещения оборудования и средств
механизации, рациональной планировке
рабочих мест и соблюдение проходов и
проездов необходимой ширины.
При расчете основных
размеров вагоноремонтных цехов необходимо
учитывать, что цехи оснащают мостовыми
кранами, электродомкратами и подставками
опорами на позиции подъемки кузовов
для передвижения ремонтируемых вагонов
по позициям поточных линий, кантователями,
ремонтно-правильными агрегатами,
ремонтно-сборочными стендами, сварочными
постами и другим технологическим
оборудованием, занимающим значительные
площади
3.2 Расчет геометрических размеров цеха
Длинна проектируемого
участка
(3.1) |
где |
– |
длинна |
|
– |
расчетная |
||
– |
длинна |
||
– |
расстояние |
||
– |
ширина |
||
– |
ширина |
Ширина участка
, |
(3.2) |
где |
– |
расстояние |
|
– |
расстояние |
Площадь участка
(3.3) |
Рабочий и полный
объем участка
(3.4) |
(3.5) |
где |
– |
высота |
|
– |
высота |
Съем отремонтированных
вагонов с 1
площади участка
(3.6) |
По формуле (3.1)
длинна проектируемого участка
Длину участка
округляем в большую сторону до величины,
кратной строительному шагу 6 или 12 м.
Тогда
По формуле (3.2)
ширина проектируемого участка
м. |
По формуле (3.3)
площадь проектируемого участка
. |
По формулам (3.4),
(3.5) определяем рабочий и полный объем
; |
По формуле (3.6) съем
отремонтированных вагонов с 1
площади участка
4 Расчет промышленно-производственного персонала цеха
Исходными данными
для расчета потребности в производственных
рабочих являются нормированный
технологический процесс и нормы
технологического проектирования депо
для ремонта грузовых и пассажирских
вагонов. [1]
Явочная численность
основных производственных рабочих по
специальностям:
(4.1) |
где |
– |
трудоемкость |
|
– |
коэффициент |
Списочная численность
основных производственных рабочих
(4.2) |
где |
– |
коэффициент |
Общее количество
явочного контингента
(4.3) |
Общее количество
списочного контингента
(4.4) |
Количество
вспомогательных рабочих определяется
в процентном отношении от основных
производственных рабочих, принимаем
18%.
Количество
руководителей и специалистов определяется
также в процентном отношении от основных
производственных рабочих, принимаем
6%.
Количество служащих
определяется также в процентном отношении
от основных производственных рабочих,
принимаем 2%.
Количество учеников
определяется также в процентном отношении
от основных производственных рабочих,
принимаем 2%.
Производительность
основных производственных рабочих
(4.5) |
где |
– |
списочная |
Приведем расчета
для одной из специальностей (слесаря).
По формуле (4.1)
явочный контингент
По формуле (4.2)
списочный контингент
Расчет по остальным
специальностям и общее количество
явочного и списочного контингента
представлен ниже в таблице 4.1.
Таблица
4.1 – Промышленно
– производственный персонал
Категория |
Трудоемкость |
Процент |
Численность |
|
явочная |
списочная |
|||
Основные – |
28,2 |
– |
79 |
87 |
Продолжение
таблицы 4.1
– – -столяры -моляры – Итого |
13,16 26,59 15,21 8 9,06 100,22 |
– – – – – – |
37 76 42 22 25 280 |
41 83 46 24 27 308 |
Вспомогательные |
– |
20 |
– |
55 |
Руководители |
– |
6 |
– |
18 |
Служащие |
– |
2 |
– |
6 |
Ученики |
– |
2 |
– |
6 |
Всего |
393 |
Производительность
основных производственных рабочих по
формуле (4.5)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #