Как найти высоту у книжки

В статье рассказано, что такое размер книги, приведены стандарты книжных размеров, а также ГОСТы и ТУ на стандартные размеры, объяснено, с чем это связано. Описаны ГОСТы на шрифты, применяемые в книгах, рассмотрены нестандартные и необычные книжные форматы.

Размеры книг бывают разными. Встречаются как маленькие карманные экземпляры и микрокниги, так и большие альбомы, подарочные и юбилейные издания. Введение стандартных размеров книг и других печатных изданий связано в первую очередь со снижением стоимости книги при сокращении количества обрезков бумаги, идущей в макулатуру при печатании в типографии.

размер книг

Понятие стандартизации для определения размера книги

Первые печатные книги были изданиями уникальными, стоили дорого, считались предметами роскоши. Этим диктовалось оформление книг: даже их иллюстрации иногда раскрашивались вручную. Размер книг должен был соответствовать тем же требованиям: книги были большими и тяжелыми, имеющими самую разную длину и ширину. Результаты измерения большинства русских книг XI-XIII веков показывают широкий разброс значений, т. к. размер определялся: назначением книги, заказчиком и переписчиком. Например, напрестольное Евангелие делалось высотой блока листов до 30 см, а книги для повседневного использования для удобства чтения были небольшими.

стандартный размер книги по ширине и длине

С развитием книгопечатания резко возросли тиражи книг. Чтобы сделать книги не только удобными для чтения, но и дешевыми, ввели определенные размеры их длины и ширины – стандартные размеры книг или форматы.

Получилось, как с носовыми платками: из круглых и изысканных они стали прямоугольными и повседневными. При раскрое тканей обрезков не стало, стоимость снизилась.

С книгами произошло то же самое. Типографский лист бумаги имел определенные размеры. Для того чтобы снизить количество обрезков при печатании, лист складывали в несколько раз, а потом разрезали. При этом размер книги составлял пол-листа, четверть листа, одну восьмую листа и т. д. Фактически стандартные размеры книг стали соответствовать размерам листов типографской бумаги.

Понятие формата книги

стандартный размер книги в твердом переплете

Формат книжного издания – это размеры готовой (разрезанной и сброшюрованной) книги в миллиметрах или долях листа печатной бумаги.

С легкой руки печатника Мануция Альда:

  • размер страницы книги, равный размеру обычного типографского листа, называется у работников типографии in plano;
  • размер страницы в половину листа – in folio;
  • размер, когда на типографском листе размещены четыре страницы – in quarto;
  • размер, когда на типографском листе восемь страниц – in octavo.

С учетом двусторонней печати количество страниц удваивается.

Размеры страницы, производные от octavo, это:

  • foolscap 170×108 мм;
  • grown octavo 190×126 мм;
  • demi octavo 221х142 мм;
  • royal octavo 253х158 мм.

Стандартный размер книги по ширине и длине обычно указывается следующим образом:

АхВ/С,

где А – ширина исходного типографского листа (см);

В – его высота (см);

1/С – это доля листа, которая получается при складывании его в тетрадь (часть книги).

Для получения числа страниц в тетради требуется число С умножить на два.

Названия книжных форматов из истории книгопечатания

Фолиант – книга в половину печатного листа. Значение слова «фолиант» сегодня – большая увесистая старинная книга. В XVII веке появились и полные противоположности фолиантам – миниатюрные книжечки, называемые «эльзивиры». Их размер был 88х44 мм. Уменьшение книжных форматов стало возможным благодаря созданию более емких шрифтов и менее плотной бумаги. Эти книжечки были изящным и изысканным дополнением к туалетам владельца.

В XVIII веке Петр Первый ввел впервые в России стандартные размеры книги. Они составляли 1/8 и 1/12 печатного листа. Ввел царь-реформатор и унифицированные (т. е. единообразные, одинаковые) гражданские шрифты.

Шрифты для книг

Шрифты пример

Произошло слово от немецкого Schrift – рисунок или начертание букв. Установление стандартного размера шрифта для книги – необходимость, вызванная стандартизацией длины и ширины изданий. Обычно для книги используют одну гарнитуру, т е. комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров. Выбирая шрифт необходимо учитывать гарнитуру, начертание и кегль. Кегль – это размер типографского шрифта, определяемый в пунктах. Один пункт равен 0,376 мм. Оптимальная читаемость определяется 14-м кеглем, а для художественной литературы применяется обычно 12-й кегль.

Стандарты размеров для различных книг в СССР и России

стандартный размер шрифта для книги

В СССР формат книг определялся вначале ГОСТ 5773-68. Согласно этому стандарту устанавливались 30 форматов, в том числе 16 основных и 14 для книг нестандартных размеров. С 1976 года действовал ГОСТ 5773-76, устанавливающий уже 36 форматов (19 и 17 соответственно). Чаще всего применяли формат в 1/8, 1/16 и 1/32 долю листа.

Технические условия в отличие от ГОСТов предлагали три основных формата полосы:

  • экономичный (для словарей, справочников и др.);
  • нормальный (для художественной литературы и учебников);
  • улучшенный (для собраний сочинений и других книг долгого использования).

В России принято пять основных видов книжных форматов: от сверх крупного (84×108/16; 70×90/8) до сверхмалого (60×90/32). ГОСТы 5773-76 и ГОСТ 1342-78 устанавливают правила для печатания книг. Например, стандартные размеры книги в твердом переплете с минимальными бумажными отходами: 60×90/16, 60×84/16, 84×108/32.

Форма́т кни́ги — ширина и высота книжного блока или книги в обложке после обрезки[1].

Форматы книг согласно ГОСТ 5773-90

Форматы журналов согласно ГОСТ 5773-90

Исторические названия книжных форматов[править | править код]

Изначально названия форматов были относительными, в долях листа, и абсолютные размеры зависели от размеров использованного листа бумаги:

  • Ин-плано (In plano, от лат. plānum — плоскость) — лист книги равен типографскому листу, который не перегибается при фальцовке. При двусторонней печати это две страницы.
  • Ин-фолио (In folio, 2°, Fo) — один перегиб, лист книги равен половине печатного листа, 4 страницы на печатном листе.
  • Ин-кварто (In-quarto, 4°, 4to) — два перегиба, на типографском листе размещаются 4 листа или 8 страниц. Форматом ин-кварто было издано большинство инкунабул.
  • Ин-октаво (In octavo, 8°, 8vo) — три перегиба, на типографском листе размещаются 8 листов или 16 страниц. Впервые книги такого формата были изданы итальянским книгопечатником Альдом Мануцием (старшим) в 1501 году, довольно быстро такой формат стал широко распространённым.

Производные для octavo:

  • Foolscap octavo 170 мм × 108 мм
  • Crown octavo 190 мм × 126 мм
  • Demy octavo 221 мм × 142 мм
  • Royal octavo 253 мм × 158 мм

Формат издания 60×90. Значения на шкалах даны в сантиметрах. Приведён размер листа (синий) и размеры страницы до обрезки для форматов 60×90/8 (зелёный), 60×90/16 (коричневый), 60×90/32 (жёлтый).

Книжный формат в современной России[править | править код]

Номенклатура[править | править код]

Форматы книг указывают сокращённо, например, 60×90/16. В этом выражении число «60» обозначает ширину исходного бумажного листа (в сантиметрах), «90» — высоту бумажного листа, а «/16» — доля листа, получающаяся при его складывании в тетрадь[2]. Чтобы получить число страниц в тетради, надо 16 умножить на два.

Чтобы получить размер страницы до обрезки, нужно учесть, что чаще всего применяется перпендикулярная фальцовка и что лист сначала складывается с длинной стороны. Например, для формата 60×90/16 лист складывается четыре раза (точнее, в первый раз он разрезается, поскольку число сгибов не должно быть больше трех): два раза — длинная сторона и два раза — короткая, поэтому размер длинной стороны страницы будет равен 90/4=22,5 см, а размер короткой стороны страницы будет равен 60/4=15 см. Реальный размер страницы оказывается несколько меньше, поскольку все страницы обрезают с трёх сторон[3].

Группы форматов[править | править код]

В России существуют пять основных групп книжных форматов:

  • сверхкрупные — (84×108/8; 70×90/8)
  • крупные — (70×90/16; 75×90/16)
  • средние — (60×90/16; 84×108/32)
  • малые — (70×90/32; 70×108/32)
  • сверхмалые — (60×90/32)

В Советском Союзе формат книг и журналов определял сначала ГОСТ 5773—68, согласно которому существовало 30 форматов: 16 основных, 7 дополнительных (для особо художественных изданий) и 7 форматов для изданий наименьших и наибольших размеров[3]. Пришедший ему на смену ГОСТ 5773—76 определял уже 36 форматов, среди которых 19 основных и 17 дополнительных. При этом самыми распространёнными долями листа были 1/8, 1/16 и 1/32[4].

От чего зависит выбор формата[править | править код]

Одна из главных проблем при выборе формата книги состоит в том, чтобы подобрать оптимальное сочетание ширины и высоты книги. По одной из теорий, которой придерживался Леонардо да Винчи, гармоничными являются пропорции, основанные на принципе «золотого сечения». Применительно к формату книги этот принцип означает, что отношение ширины книги к её высоте должно быть равно 1:1,618. Хорошие приближения к «золотому сечению» дают отношения соседних чисел из ряда Фибоначчи. Каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8, 13, 21 и т. д. Значит, ширина должна относиться к высоте как 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.

Многие воспринимают золотую пропорцию как сильно вытянутую и предпочитают отношение {displaystyle {sqrt {2}}approx 1{,}4}. Это отношение удобно тем, что при делении листа пополам полученные прямоугольники сохраняют эту пропорцию.

Формат книги Размер До обрезки Доля листа После обрезки Соотношение сторон *
Высота, см Ширина, см Ширина, мм Высота, мм
84×108/8 Сверхкрупный 108 84 8 (4×2) 265 410 1,55
70×108/8 Сверхкрупный 108 70 8 (4×2) 265 340 1,28
70×100/8 Сверхкрупный 100 70 8 (4×2) 245 340 1,39
60×90/8 Крупный 90 60 8 (4×2) 220 290 1,32
60×84/8 Крупный 84 60 8 (4×2) 205 290 1,41
84×108/16 Крупный 84 108 16 (4×4) 205 260 1,27
70×108/16 Увеличенный 70 108 16 (4×4) 170 260 1,53
70×100/16 Увеличенный 70 100 16 (4×4) 170 240 1,41
70×90/16 Увеличенный 70 90 16 (4×4) 170 215 1,26
60×90/16 Стандартный 60 90 16 (4×4) 145 215 1,48
60×84/16 Стандартный 60 84 16 (4×4) 145 200 1,38
84×108/32 Стандартный 108 84 32 (8×4) 130 200 1,54
75×90/32 Малый 90 75 32 (8×4) 107 177 1,65
70×108/32 Малый 108 70 32 (8×4) 130 165 1,27
70×100/32 Малый 100 70 32 (8×4) 120 165 1,38
70×90/32 Малый 90 70 32 (8×4) 107 165 1,54
60×90/32 Малый 90 60 32 (8×4) 107 140 1,31
60×84/32 Малый 84 60 32 (8×4) 100 140 1,40
84×108/64 Сверхмалый 84 108 64 (8×8) 100 125 1,25
70×108/64 Сверхмалый 70 108 64 (8×8) 82 125 1,52
70×100/64 Сверхмалый 70 100 64 (8×8) 82 120 1,46
* жирным выделены соотношения, близкие к пропорции «золотого сечения» (1,618)

Выбор формата зависит от читательской аудитории книги, её целевого назначения, объёма публикуемого материала, от финансовых возможностей издательства, а также от технических возможностей типографии.

Формат книжной полосы[править | править код]

Выбирая формат книги, нужно иметь в виду, каким будет при этом формат книжной полосы, или формат полосы набора, то есть размер отпечатка на странице. Чтобы книга выглядела гармонично, нужно чтобы формат книжной полосы был геометрически подобен формату книги. «Технические условия» предлагали советскому оформителю книги три основных формата полосы[5]:

  • экономичный (наибольший) — с очень узкими полями — предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок использования, а также для изданий, в которых необходимо представлять материал максимально сжато, например, для словарей и справочников;
  • нормальный (средний) — предназначен для значительной части изданий художественной и научной литературы, а также учебников;
  • улучшенный (наименьший) — предназначен для книг, рассчитанных на долгий срок использования, например, собраний сочинений, а также для подарочных изданий.

См. также[править | править код]

  • Формат газеты
  • Формат бумаги

Примечания[править | править код]

  1. Формат издания // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
  2. Доля листа // Краткий справочник книголюба. — М.: Книга, 1970. — С. 277—278. — 352 с. — 50 000 экз.
  3. 1 2 Формат издания // Краткий справочник книголюба. — М.: Книга, 1970. — С. 338—342. — 352 с. — 50 000 экз.
  4. Формат издания // Книговедение: энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 565. — 100 000 экз.
  5. Добкин С. Ф. Редактору и автору об оформлении книги. — М. : Книга, 1971. — С. 150—151.

2 – 2010

Выбор формата в трех измерениях

При оформлении книги первым делом задаются вопросом о формате. Он учитывается как сам по себе, так и в связи с будущим объемом книги. Эти два момента взаимосвязаны: поиск оптимального формата сводится к поиску оптимального объема. Определение формата есть определение двух измерений книги. Толщина будет третьим измерением. Все три измерения должны гармонировать между собой. Книга не должна быть чрезмерно толстой при малом формате или чрезмерно тонкой при большом формате. Поскольку попутно с определением объема должна быть учтена, вернее получена, наилучшая цена книги, то уместно будет сказать, что цена есть четвертое измерение книги. Путем изменения элементов оформления можно удешевить книгу, но, понятно, в известных пределах.

При подготовке книги важно учитывать тип потребителя — индивидуальный или массовый. Чем больше тираж, тем важнее вопрос удешевления книги.

Итак, с форматом связаны следующие элементы книги:

  • ширина (длина строки с учетом абсолютного размера полей);
  • высота;
  • толщина.

Данные элементы одновременно учитываются с гигиенической, практической (делового удобства) и экономической точек зрения.

Ширина (длина строки) книги

Длина строки является наиболее изученным элементом книги. Длина строки и характер шрифта являются исходными элементами оформления книги и ее восприятия (удобочитаемости).

Условия наилучшего восприятия печатного текста базируются на данных физиологии и психофизиологии. На первом месте здесь стоит восприятие зрительное, как момент чисто физиологический, а на втором — непосредственно связанный с ним психический процесс — переключение зрительного впечатления в чисто мозговую, умственную работу.

Обращаясь к данным физиологии зрительного аппарата, мы видим, что нормальный глаз человека представляет собой довольно сложный орган. В журнальной статье мы можем рассмотреть его устройство лишь в самых общих чертах.

Глаз представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из нескольких преломляющих сред: воздуха, роговицы, внутриглазной жидкости, хрусталика и стекловидного тела. На пути прохождения световых лучей в глазное яблоко самую важную роль в процессе зрительного восприятия играют два элемента: хрусталик (который можно сравнить с объективом в фотоаппарате) и сетчатка (фоточувствительный слой), на которой формируется изображение увиденного и откуда оно передается в мозг.

Нормальный глаз дает нормальное контрастное и резкое изображение предметов, лежащих на бесконечном расстоянии, так как сетчатка совпадает с фокусной точкой оптической системы глаза. Если рассматриваемый нами предмет придвигается на конечное расстояние (максимально близкое), то изображение получается уже как бы позади сетчатки; лучи, исходящие из какой­либо точки предмета, соединяются в точке, лежащей позади сетчатки, на которой, в свою очередь, появляются так называемые круги светорассеяния, которые и являются причиной неотчетливого зрительного восприятия. Предмет виден не в четких своих формах, а как бы расплывчато.

Однако мы знаем, что в определенных пределах нормальный глаз видит предметы достаточно отчетливо независимо от того, на каком расстоянии они от него находятся. Здесь на помощь приходит одна из основных функций глаза — функция приспособления, процесс получения фокусного изображения, называемый аккомодацией.

Процесс аккомодации связан с двумя сопутствующими движениями: сужением зрачков и так называемой конвергенцией, благодаря которой зрительные оси обоих глаз направляются на близлежащий предмет. Вне глазного яблока в ограниченных пределах может происходить сопутствующее движение головой.

Аккомодационное сужение зрачков преследует цель защитить глаз от возможного избытка света, излучаемого или отражаемого близким предметом. Кроме того, оно служит для получения более резких изображений, устраняя круги светорассеяния и некоторые другие причины, ухудшающие условия ясного видения.

Обращаясь к механизму процесса чтения, прежде всего мы можем определить его как процесс более или менее длительный. Естественно, что, будучи связанным с упомянутыми выше движениями — сужением зрачков, конвергенцией и движением головы, — процесс чтения должен быть поставлен в такие условия, которые обеспечивали бы наиболее экономное расходование энергии, связанное с этими движениями, чтобы последние были наиболее рациональными, что вообще характерно для нормального человека.

В этом отношении основной гигиенической и физиологической нормой должна быть длина строки, а также величина шрифта. Не меньшее значение имеют и поля книги. На правильное использование этих элементов и должно быть направлено внимание верстальщика, так как они обеспечивают наилучшие условия восприятия и пользования книгой.

Рис. 1

Рис. 1

При аккомодации глаза, благодаря толщине светочувствительного слоя сетчатки, особенно хорошо видны не одна точка, а целый их ряд — одна за другой. Линия, на которой лежат эти точки, называется аккомодационной линией. В процессе чтения этой линией является строка печатного текста. В соответствии с исследованиями чем длиннее строка, тем больше и более напряженно должны работать мышцы глаз, вследствие чего они быстрее утомляются.

Существует версия, что в XIX веке в Германии прогрессирующая близорукость во многих случаях была вызвана большой длиной строк в немецких книгах. Понятно, что при чтении длинных строк глаза у близоруких должны чаще и сильнее аккомодировать к середине строки, так как они больше приспособлены к ее краям (стоящим дальше середины).

Было изучено, строку какой длины нормальный глаз может прочесть совершенно свободно, без вращения головы в стороны, на нормальном расстоянии от книги — это строка в 60 см. Но поскольку продолжительная работа может совершаться при затрате не более 1/5-1/6 части той энергии, которой обладают мышцы глаза, то наибольшая длина строки может быть определена в 10-12 см.

Ясно, что условия для чтения, предполагающего более или менее длительную работу глаза, будут тем более благоприятными, чем короче строка (до известного предела, после которого чтение снова становится затруднительным вследствие необходимости в усиленной конвергенции — при перескакивании с одной строки на другую). Длина строки, при которой читать легче всего, равна 6 см.

Оптимальная длина строки была найдена интуитивно, и прежде всего этим воспользовалась ежедневная пресса. Никто не читает газету, как книгу: в газете читатель быстро ориентируется в новостях или статьях, и одним из вспомогательных средств, способствующих такому ознакомлению, служит именно длина строки.

Книга требует более вдумчивого и сосредоточенного чтения. При этом оптимальная длина строки — 8-10 см, причем 10 см можно считать максимально допустимой величиной. Эти нормы особенно важны для учебников начальной и средней школы, а также книг, рассчитанных на массового читателя.

Форматы с большей длиной строки должны иметь какое­то обоснование: например, буквари, которые набираются крупным шрифтом, не всегда рассматриваются начинающим читателем с обычного расстояния, зачастую строки читаются частями; исключаются переносы; бывает необходимо компоновать полосы с большим количеством рисунков, представляющих одно целое с текстом, и т.п.

Ряд других исследований показал, что длина строки находится в зависимости от величины шрифта. Некоторые исследователи утверждают, что нормальная ширина набора для каждого шрифта должна быть равна полуторной длине его алфавита. Отметим, что эта норма дает для русского алфавита больший размер строки, что видно из приводимых на рис. 1 русского и латинского алфавитов (33 и 26 знаков соответственно) при одной гарнитуре и при одинаковом абсолютном числе знаков (30 символов).

С длиной строки набора тесно связан размер полей, поскольку эти элементы взаимно дополняют друг друга. Строго разработанных правил относительно размера полей нет. Одни руководствуются рекомендациями авторитетных специалистов, другие — пропорциями золотого сечения, третьи делают поля на глаз. В любом случае надо помнить, что поля имеют оптическое и психофизиологическое значение.

Восприятие печатного текста основано на контрасте черного и белого. Значение одновременного контраста весьма велико. Прежде всего он компенсирует нечеткость образов на сетчатке, являющуюся следствием физиологических (природных) недостатков глаза. Поля усиливают облегчающий восприятие контраст. Черная поверхность на фоне белого кажется особенно черной. Насыщенность вообще нельзя получить с помощью объективного света, но только физиологически, путем контраста. Соответственно ощущение самого глубокого черного вызывается только сравнением с окружающим белым. Буквы, оттиснутые на белой бумаге, всегда кажутся черными, хотя отражаемый черным свет чрезвычайно варьируется по силе. В некоторых исследованиях отмечается, что черные буквы при ярком освещении могут отражать втрое больше света, чем белая бумага при обычном дневном освещении. И в том, и в другом случаях черное казалось максимально насыщенным из-за контраста с белым фоном бумаги. Целям контрастности в первую очередь также служат междустрочные и межсловные пространства, а затем — поля.

И этим роль полей не ограничивается. При длительном чтении в каждый момент времени глаз производит определенную работу, а следовательно, испытывает определенную степень утомления. Высшая степень утомления глаз — двоение строк, сливающийся текст, отсутствие отчетливых изображений.

Рис. 2

Рис. 2

Для того чтобы процесс чтения протекал в более благоприятных условиях, необходимо рядом с текстом иметь постоянный ритмический раздражитель, который должен как бы тонизировать (поддерживать на данном уровне) работу глаза. Этим раздражителем является белый цвет полей. Затрудненное чтение книг с малыми полями (или вовсе без них) объясняется, очевидно, тем, что недостает белого, заключающегося в междустрочных и межсловных пробелах.

Заметим, что производственники чисто интуитивно установили, что, например, справочные издания, словари и подобные им книги, пользование которыми обычно кратковременно, могут печататься с полями значительно меньшими, чем издания, рассчитанные на длительное чтение.

А теперь сюрприз! Если буквально трактовать мнение о том, что поля нужны для того, чтобы глаз имел возможность отдыхать, то с точки зрения физиологии именно белый цвет относится к раздражителям сетчатки. На черном цвете букв сетчатка глаза вообще не подвергается внешним раздражениям. Благодаря этому белый цвет полей, скорее, нейтрализует сетчатку от только что полученного зрительного восприятия данной строки для такого же отчетливого восприятия последующей строки. Это обстоятельство приобретает большое значение с точки зрения так называемых остаточных ощущений. Под остаточными ощущениями подразумеваются такие явления в наших органах чувств, которые обычно длятся дольше, чем раздражения. Сюда относятся остаточные изображения после зрительного напряжения, ощущения звуков, после того как источник звука умолк, и т.п.

Для того чтобы эти остаточные ощущения не мешали дальнейшему зрительному восприятию, чтобы прочитанная строка не стояла в глазах, необходим какой­то более сильный раздражитель, нейтрализатор полученного ощущения. Эти функции и выполняют поля книги.

По американским нормам для учебников, наружное поле должно иметь такую ширину, чтобы при чтении глаз не соскальзывал за пределы страницы. Что касается внутреннего поля, то основное требование сводится здесь к тому, чтобы край текста не круглился у корешка, иначе чтение затруднится.

Заметим, что в Европе в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению полей. Имеются и чисто формалистские течения — книги без полей.

Высота книги

Отношение ширины книги к ее высоте не является величиной постоянной. Оно различно для разных форматов и колеблется в пределах 1,33-1,6, что отвечает принципам золотого сечения.

Если разделить основную массу книг на большие и малые форматы, то станет видно, что большие форматы (с более длинной строкой или с двухколонным набором) имеют тенденцию к укорочению пропорций, малые же, наоборот, — к удлинению.

Высота книги зависит физиологически и гигиенически от длины строки и абсолютного размера площади книги. Полоса широкая и вдобавок высокая была бы психологически слишком утомительной для чтения (рис. 2). Представьте себе книгу с полосой газетного формата…

При компактном заполнении обычный принцип подобия полосы и страницы вытесняется такими размерами полосы, при которых сумма верхних и нижних полей страницы задается несколько больше суммы боковых полей, дабы полоса набора могла быть расположена так, чтобы корешок был меньше головки, головка — меньше наружного поля, а наружное поле — меньше нижнего. При предельно компактном оформлении минимум требований сводится к тому, что корешок задается равным головке, а наружное поле — равным нижнему полю. Таким образом, удлиненные форматы дают возможность более рационально использовать бумагу.

Если представить себе два формата книг одинаковой ширины и с одинаковой шириной набора, но один из них будет длиннее, а другой короче, то при предельной компактности в обоих случаях (корешок равен головке, наружное поле — нижнему) в более коротком формате бумага будет использована менее рационально, ибо поля в нем займут относительно больший процент общей площади бумаги.

Рис. 3

Рис. 3

Толщина книги

Общие требования к толщине книги определяются удобством ее эксплуатации. Слишком толстая книга громоздка и быстрее изнашивается в корешке («разъезжается»), слишком тонкая, особенно большого формата, быстрее теряет вид — гнется, ломается. Тонкую книгу большого размера неудобно ставить на книжную полку (задвинуть между другими книгами), неудобно нести, такая книга, наконец, потребует большее количество материалов на переплет (картон, корешок, обложка).

Для каждого формата толщина книги может варьироваться в довольно широких пределах, что зависит как от типа издания (научная, детская книга, справочник и т.п.), так и от характера его использования.

Беллетристика допускает некоторое увеличение толщины книги ради удобства держания ее в руках при чтении и ради уменьшения абсолютного размера полосы, что благоприятствует чтению. Учебные пособия для вузов выпускаются относительно большого формата (70×90 1/16, 70×100 1/16, 84×108 1/16), поскольку ими пользуются за столом, не держат в руках, да и чуть увеличенный размер полосы не играет здесь столь существенной роли. Тогда как беллетристика, особенно приключенческая или научно-фантастическая, почти целиком прочитывается «в руках».

В каждом конкретном случае нужно представить, где и как книгой будут пользоваться. Например, путеводитель (рис. 3) должен быть небольшим и легким, его должно быть удобно носить в кармане, он не должен рваться и быстро изнашиваться. Конечно, иногда малообъемное издание может потребовать сравнительно большого формата, но это редкий случай.

Содержание произведения (без учета практических и иных соображений) обычно редко оказывает заметное влияние на формат.

Особенно большие форматы подарочных изданий объясняются отчасти тем, что эти книги сами по себе не имеют практического значения. Форматом в данном случае подчеркивается солидность.

Что касается абсолютной толщины книги, то здесь большое значение имеет вес бумаги, ее плотность и характер выделки (матовая, глянцевая).

Из прочих факторов, влияющих на выбор формата, перечислим следующие. Наличие большого количества коротких формул, приводимых с красной строки, в некоторых случаях может диктовать меньший формат ради меньшей потери места с боков. То же самое происходит при определенном размере рисунков, которые могут диктовать формат с учетом оборки или установки в разрез.

Часто на выбор того или иного формата могут оказывать влияние особые редакционные требования или технические условия в отношении формата иллюстраций.

В некоторых случаях применяется так называемый альбомный формат, который получается при повороте любого формата на 90°.

Необходимость в особой компактности может возникать в отношении книг, которые по своей сути требуют сжатого, убористого набора (справочники, энциклопедии и т.п.).

Среди способов по достижению компактности самыми элементарными являются уменьшенные поля, уменьшенный шрифт или междустрочное расстояние, отказ от колонтитулов, замена шмуцтитулов шапками, отказ от выходных листов, уменьшенные спуски, отказ от спусков вовсе, в некоторых случаях вместо спуска текст просто начинают с новой полосы.

При решении вопроса о междустрочном расстоянии надо быть особенно осторожным: считается более целесообразным отказаться от шрифтов с крупным очком, нежели от более или менее приемлемого междустрочного расстояния. Не следует забывать, что чем длиннее строка, тем больше должно быть междустрочное расстояние. Как только размер издания выходит за некоторые границы, при малом размере шрифта приходится переходить на двухколонный набор. Это особенно хорошо видно в журналах, в которых основная часть часто идет в одну колонку, а хвост — в две.

Еще один немаловажный момент: чем ниже качество бумаги (то есть она темная, «мусорная»), тем выше потребность в большом междустрочном расстоянии. Иначе текст и грязноватый фон бумаги сольются в одну нечитаемую кашу.

Кроме вышеупомянутого, компактность может быть достигнута благодаря следующим приемам:

  • особо компактная верстка рисунков: минимальные просветы между рисунками и текстом; оборка таких рисунков; врезка набора по возможности в максимальное число белых мест рисунка (ступенчатая оборка);
  • составление рисунков по ширине набора, на полную ширину полосы, а также уменьшенный масштаб рисунков, что при обилии рисунков может дать большую экономию;
  • оборка таблиц, выводов, вертикально вытянутых математических формул, структурных химических формул как графического материала (обобранные формулы во избежание нарушения порядка чтения могут потребовать подписей, нумерации со ссылками и т.п.);
  • компактная верстка заголовков — выключка заголовков, например, не в три строки, а в две;
  • совмещение рубрик — по возможности вынесение рубрик в поле. Набор форточек с уменьшенными отступами или вообще без них;
  • минимальная отбивка выводов, формул и т.п.;
  • верстка в две и более колонок выводов, стихов, оглавления; набор указателей в три и более колонок и т.п.;
  • помещение оглавления на обороте титула, в крайнем случае — на обложке; титул — шапкой на первой полосе; отсутствие титула вообще;
  • замена разрядки на курсив или другое компактное выделение;
  • набор подстрочных примечаний в подбор в случае, если они короткие и встречаются довольно часто. Набор коротких подстрочных примечаний в две колонки при одноколонном наборе текста;
  • размещение колонцифр внизу полосы (а не наверху), что дает возможность более экономно использовать страницу в силу того, что нижнее поле больше верхнего: воспринимаемая глазом вне прямоугольника полосы одинокая колонцифра идет полностью за счет нижнего поля. Колонцифра внизу предоставляет возможность максимально использовать верхнее поле;
  • минимальная отбивка колонцифры от текста;
  • в особых случаях — отказ от колонцифры вовсе (конечно, при малом количестве страниц);
  • простановка колонтитулов висячими, без линеек, что дает возможность задать лишнюю строку текста;
  • набор с уменьшенными межсловными пробелами. Масштабирование шрифта на 1-3%;
  • набор с уменьшенными абзацными отступами или вообще без них.

Иногда перед верстальщиком может стоять прямо противоположная цель — разгон книги. Это может потребоваться:

  • чтобы получить технически удобное число страниц (во избежание хвостов, приведение книги к кратному числу листов и пр.);
  • для обеспечения нужной цены;
  • когда из небольшого объема материала необходимо сделать книгу.

К элементарным приемам разгона можно отнести:

  • большие поля;
  • частые спусковые полосы (спуски могут составлять 3-4 строки текста);
  • шмуцтитулы, колонтитулы в линейках, крупные инициалы, большие отбивки рубрик и т.п.;
  • увеличение междустрочного интервала, но надо учитывать, что при мелком шрифте глазу будет трудно переходить от строки к строке;
  • применение пухлой бумаги.

Раньше также практиковали верстку с пробельными строками после каждого абзаца (нечто подобное можно встретить в веб­верстке).

Конечно же, надо учитывать, что при вгонке-разгонке должна быть соблюдена пропорциональность, так сказать, по всей линии. Например, неестественно будут выглядеть экономные поля при верстке с увеличенным междустрочным интервалом.

КомпьюАрт 2’2010

Имя

Пожалуйста, введите имя

Email

Пожалуйста, введите почту

Сообщение (не менее 20 символов)

Пожалуйста, введите сообщение не менее 20 символов

Нажмите, чтобы добавить файлы к сообщению, или перетащите их сюда.

Суммарный объем файлов не должен превышать 25 МБ.

Uploading…

Done!

Ошибка! .

Суммарный объем файлов больше 25 МБ

Выбор печатного формата будущей книги — важный элемент в общем производственном цикле, от которого зависят такие критичные аспекты, как:

  • Внешний вид книги и удобство ее для читателя;
  • Толщина корешка книги и, соответственно, тип переплета или обложки;
  • Стоимость верстки и предпечатной подготовки;
  • Стоимость печати, вес тиража (что важно при доставке);

Поэтому к выбору формата советуем отнестись со всей серьезностью, все просчитать заранее и при малейших сомнениях обращаться к нам за консультацией.

Расчеты книжных форматов производятся от размера типографского листа, который обычно составляет 60х90 см., но бывает и меньше, и больше — например, 84х108 или 70х100, в зависимости от того, как порезан рулон бумаги до или после печати. Сокращенно формат для печати книг указывается в виде AхВ/С, где А — ширина типографского листа, В — его высота, а /С — доля занимаемая одним листом книги.

Например, 60х90/16 — это печатный лист 60х90 см., сфальцованный в 4 сгиба, из чего получается 16 листов (32 страницы). Обрезной размер страницы страницы в миллиметрах по ГОСТу будет максимальный 145х215, минимальный — 132х205.

Формат издания 60х90/16

Также существует и ГОСТ ГОСТ 2.301-68, соответствующий международному ISO 216 и более понятный тем, кто оперирует офисной бумагой. Здесь совсем просто – А4, А5, и т д. Если в вашей книге количество страниц не превышает 200, то не стоит стремиться к крупным форматам, а если количество страниц за 600-700 и книга изобилует большими иллюстрациями, следует наоборот задуматься о чем-нибудь большом типа 205×260.

Сегодняшними технологиями возможно напечатать практически любой формат, включая самые большие и самые маленькие.

миниатюра
Подарочная миниатюра, три источника.
Большая книга
Огромная книга. 420 мм. в высоту, частная коллекция.

Российский стандарт формата книжных изданий (ГОСТ 5773-90)

Размер листа, мм. Доля листа Условное обозначение Размер, макс. Размер, мин.
600х900 1/8 60х90/8 220х290 205х275
840х1080 1/16 84х108/16 205х260 192х255
700х1000 1/16 70х100/16 170х240 158х230
700х900 1/16 70х90/16 170х215 155х210
600х900 1/16 60х90/16 145х215 132х205
600х840 1/16 60х84/16 145х200 130х195
840х1080 1/32 84х108/32 130х200 123х192
700х1000 1/32 70х100/32 120х165 112х158
750х900 1/32 75х90/32 107х177 100х170
700х900 1/32 70х90/32 107х165 100х155
600х840 1/32 60х84/32 100х140 95х130

Ссылки по теме

Печать книг Книжные переплеты Как сверстать книгу Технические рекомендации к макетам Типографский шрифт История энциклопедий


Добавить комментарий