=0,0075,
(7.27)
где
ВУТб,
ВУТпр
– потери рабочего времени в связи с
временной утратой
трудоспсобности
на 100 рабочих за год до и после проведения
мероприятия,
дни (7.22) и (7.23);
Фпр.факт
– фактический фонд рабочего времени 1
рабочего
до проведения мероприятия, дни (7.25);
Чбф
– численность рабочих, занятых на
участках, где проводится
(планируется
проведение) мероприятие, чел таблица
7.2.
7.5
Расчет экономического эффекта
7.5.1
Расчет прироста производительности
труда за счет уменьшения
затрат
времени на выполнение операции по
формуле (7.28)
100%
100%=30,7%,
(7.28)
где
tштб
и tштп
— суммарные затраты времени (включая
перерывы на отдых)
на
технологический цикл до и после внедрения
мероприятий
таблица 7.2.
7.5.2 Расчет прироста производительности труда за счет экономии численности работников в результате повышения трудоспособности по формуле (7.29)
=0,04%,
(7.29)
где
Эч
—
сумма относительной экономии
(высвобождения) численности
работающих
(рабочих) по всем мероприятиям, чел.(7.27);
n
—
количество мероприятий;
ССЧб
– среднесписочная численность работающих
(рабочих)
по участку,
цеху,
предприятию (исчисленная на объем
производства
планируемого
периода
по соответствующим данным базисного
периода), чел. таблица 7.2.
7.5.3
Расчет годовой экономии себестоимости
продукции (ЭС)
за счет предупреждения производственного
травматизма и сокращения в связи с ним
материальных затрат в результате
внедрения мероприятий по повышению
безопасности труда по формуле (7.30)
Эс
= Мзб
–
Мзп=43545,6-18144=25401,6
руб.
(7.30)
где
Мзб
и Мзп
— материальные затраты в связи с
несчастными случаями в
базовом
и расчетном периодах (до и после внедрения
мероприятий), руб.
а)
Расчет материальных затрат в связи с
несчастными случаями на
производстве
по базовому варианту определяются по
формуле (7.31)
Мз.б.=ВУТ
баз.
ЗПЛдн
µ=
40
725,76
1,5=43545,6руб.,
(7.31)
где
ВУТ — потери
рабочего времени по базовому варианту
в связи с
временной
утратой трудоспсобности на 100 рабочих
за год,
дни (7.22);
3ПЛдн
— среднедневная заработная плата
одного работающего (рабочего),
руб.
таблица 7.2;
µ
— коэффициент, учитывающий все элементы
материальных затрат
(выплаты
по листам нетрудоспособности, возмещение
ущерба, пенсии и
доплаты
к ним и т.п.) по отношению к заработной
плате таблица 7.2.
б)
Расчет материальных затраты в связи с
несчастными случаями на
производстве
по проектному варианту определяются
по формуле (7.32)
Мз.пр.
.=ВУТ
пр.
ЗПЛдн
µ
=21
576
1,5=18144руб.
(7.32)
где
ВУТ — потери
рабочего времени по проектному варианту
в связи с
временной
утратой трудоспсобности на 100 рабочих
за год,
дни (7.22);
3ПЛдн
— среднедневная заработная плата
одного работающего (рабочего),
руб.
таблица 7.2;
µ
— коэффициент, учитывающий все элементы
материальных затрат
(выплаты
по листам нетрудоспособности, возмещение
ущерба, пенсии и
доплаты
к ним и т.п.) по отношению к заработной
плате таблица 7.2.
в)
Расчет среднедневной заработной платы
по базовому варианту
определяется
по формуле (7.33)
=
72
8
1(100+30)=725,76руб.
(7.33)
где
Сч.
–
часовая тарифная ставка, руб/час таблица
7.2;
kдопл.
– коэффициент доплат, определяется
путем сложения всех доплат в
соответствии
с Положением об оплате труда таблица
7.2;
Тсм
–
продолжительность рабочей смены таблица
7.2;
S
– количество рабочих смен таблица 7.2.
Экспериментальными
исследованиями установлено, что
коэффициент,
материальных
последствий несчастных случаев для
промышленности
составляет
2,0, а в отдельных ее отраслях колеблется
от 1,5 (в
машиностроении)
до 2,0 (в металлургии).
д)
Расчет среднедневной заработной платы
по проектному варианту
определяется
по формуле (7.34)
.=72
8
1=576руб.
(7.34)
где
Сч.
–
часовая тарифная ставка, руб/час таблица
7.2;
kдопл.
– коэффициент доплат, определяется
путем сложения всех доплат в
соответствии
с Положением об оплате труда таблица
7.2;
Тсм
–
продолжительность рабочей смены таблица
7.2;
S
– количество рабочих смен таблица 7.2.
7.5.4
Расчет годовой экономии (Эз)
за счет уменьшения затрат на льготы и
компенсации за работу в неблагоприятных
условиях труда в связи с сокращением
численности работников (рабочих), занятых
тяжелым физическим трудом, а также
трудом во вредных для здоровья условиях
по формуле (7.35)
=1
198785,64-1
157766,4=41019,24руб.,
(7.35)
где
∆Чб
—
фактическая численность высвобожденных
работников, ранее
занятых
на тяжелых работах и на работах с вредными
для здоровья
условиях,
чел.(7.15);
ЗПЛбгод
— среднегодовая заработная плата
высвободившегося работника
(основная
и дополнительная), руб.(7.36);
Чпб
— численность работающих (рабочих) на
данных работах взамен
высвободившихся
после внедрения мероприятий, чел.(7.15);
ЗПЛпгод
—
среднегодовая заработная плата работника,
пришедшего на
данную
работу взамен высвободившегося (основная
и дополнительная)
после
внедрения мероприятий, руб(7.37).
а)
Среднегодовая заработная плата по
базовому варианту по формуле (7.36)
.=180714,24+18071,4=198785,64руб.,
(7.36)
где
=725,76
249=180714,24руб.;
ЗПЛдн
– среднедневная заработная плата одного
работающего (рабо
чего),
руб.
таблица 7.2;
Фпл
– плановый фонд рабочего времени 1
основного рабочего,
дни
таблица 7.2.
б)
Расчет среднегодовой заработной платы
по проектному варианту
по
формуле (7.37)
ЗПЛгод.пр.=
143424+14342,4=157766,4руб.,
(7.37)
где
=576
249=143424руб.;
ЗПЛдн
– среднедневная заработная плата одного
работающего (рабочего),
руб.
таблица 7.2;
Фпл
– плановый фонд рабочего времени 1
основного рабочего,
дни.
таблица 7.2
7.5.5
Дополнительная заработная плата одного
работающего (рабочего), руб.
а)
Расчет дополнительной заработной платы
одного работающего по
базовому
варианту по формуле (7.38)
=18071,4руб.,
(7.38)
где
kД
–
коэффициент соотношения между основной
и дополнительной
заработной
платой
таблица 7.2.
б)
Расчет
дополнительной заработной платы одного
работающего по
проектному
варианту по формуле (7.39)
=14342,4руб.,
(7.39)
где
kД
–
коэффициент соотношения между основной
и дополнительной
заработной
платой таблица
7.2.
7.5.6
Годовая экономия (ЭТ)
фонда заработной платы
а)
Расчет годовой экономии фонда заработной
платы при
повременной
и
повременно-премиальной оплате труда
по формуле (7.40)
ЭТ
= (ФЗПбгод
– ФЗПпгод)
(1+
)=(3975712,8-2997561,6)
(1+10/100)=
=10759663,2руб.,
(7.40)
где
ФЗПбгод
и ФЗПпгод
— годовой фонд основной заработной
платы
рабочих-повременщиков
до и после внедрения мероприятий,
приведенный
к
одинаковому объему продукции (работ),
руб. (7.42) и (7.43);
kД
– коэффициент соотношения основной и
дополнительной заработной
платы,
%
таблица 7.2.
б)
Расчет годовой
экономии фонда
заработной платы основных рабочих по
базовому
варианту за год определяется по формуле
(7.41)
=
198785,64
20=3975712,8руб.,
(7.41)
где
ЗПЛгод
—
среднегодовая заработная плата основного
рабочего,
руб.
(7.36);
ССЧ
– среднесписочная численность основных
рабочих
по участку,
цеху,
предприятию за год, чел
таблица 7.2.
в)
Расчет годовой
экономии фонда
заработной платы основных рабочих по
проектному
варианту за год по формуле (7.42)
=
157766,4
19=2997561,6руб.,
(7.42)
где
ЗПЛгод
—
среднегодовая заработная плата основного
рабочего,
руб.(7.37);
ССЧ
– среднесписочная численность основных
рабочих
по участку,
цеху,
предприятию за год, чел.
таблица 7.2.
д)
Расчет
годовой
экономии
по отчислениям на социальное
страхование
(Эосн) по формуле (7.43)
3260177,95руб.,
(7.43)
где
Носн
— норматив отчислений на социальное
страхование таблица
7.2.
7.5.7
Общий годовой экономический эффект
(Эг)
— экономия приведенных затрат от
внедрения мероприятий по улучшению
условий труда
Расчет
суммарной оценки социально-экономического
эффекта
трудоохранных
мероприятий в материальном производстве
равна сумме
частных
эффектов по формуле (7.44)
,
(7.44)
где
Эг
– общий
годовой экономический эффект (7.45);
Эi
– экономическая оценка показателя
i-го
вида социально-экономического результата
улучшения условий труда.
Расчет
хозрасчетного экономического эффекта
по формуле (7.45)
=41019,24+25401,6
+10759663,2+3260177,95=
=14086262
руб.
(7.45)
7.5.8
Расчет срока окупаемости единовременных
затрат (Тед)
по
формуле (7.43)
0,025
(7.46)
7.5.9
Расчет коэффициента экономической
эффективности единовременных затрат(Еед)
по формуле (7.47)
(7.47)
7.6
Оценка экономической эффективности
7.6.1
Расчет чистого экономического эффект
(за анализируемый период) от реализации
трудоохранных мероприятий по формуле
(7.48)
=14086262-81616=14004646руб.,
(7.48)
где
Эг
– общий
годовой экономический эффект,
руб. (7.45);
С
– расчет общих затрат на реализацию
мероприятий по улучшению
условий
и охраны труда, руб. по формуле (7.49)
=140000+0,08
345200=167616
руб.,
(7.49)
где
Сз
– эксплуатационные расходы на мероприятия
по улучшению условий
и
охраны труда, руб.
таблица 7.2;
Ен
= 0,08 –
нормативный
коэффициент экономической эффективности
для
капитальных вложений на осуществление
мероприятий
по
улучшению
условий и охраны труда
таблица 7.2;
Кобщ
– капитальные вложения в мероприятия,
направленные на
улучшение
условий и охрану труда
таблица 7.2.
В
случае получения при расчетах чистого
экономического эффекта (Эо)
отрицательных
значений (т.е убытков), экономическая
эффективность
признается
недостаточной или неудовлетворительной.
7.6.2.
Расчет общей (абсолютная) экономической
эффективности затрат на мероприятия
по улучшению условий и охраны труда (на
каждый затраченный рубль данных
мероприятий –( Эр/р
) по формуле
(7.50)
8,4
руб.,
(7.50)
где
Эг
(руб.) – общий
годовой экономический эффект,
руб.(7.45);
С
(руб.) – общие затраты на реализацию
мероприятий по улучшению
условий
и охраны труда (7.49).
Если
в результате расчетов Эр/р
больше
или
равно
1 рублю на
каждый
затрачиваемый
рубль, то экономическая эффективность
признается
удовлетворительной.
Результат записывается в редакции: «На
каждый
затраченный
на мероприятия по охране труда рубль
получена
экономия в
размере
Эр/р».
7.6.3.
Расчет общей (абсолютная ) экономическая
эффективность капи
тальных
вложений мероприятий по улучшению
условий и охраны труда
Эк
(коэффициент экономической эффективности
капитальных вложений)
по
формуле (7.51)
=3,59
(7.51)
Показатель
(коэффициент) экономической эффективности
капитальных
вложений мероприятий по улучшению
условий и охраны труда
Эк
сопоставляется с нормативным Ен=0,08,
Если Эк
> Ен,
то капитальные вложения можно считать
эффективными.
7.6.4.
Расчет срока окупаемости затраченных
на трудоохранные мероприятия средств
(Nок)
по формуле (7.52)
1,43
мес.,
(7.52)
где
Эг
(руб.) – общий
годовой экономический эффект,
руб.(7.45);
С
–
общие затраты на реализацию мероприятий
по улучшению условий
и
охраны
труда за анализируемый период, руб.(7.49);
Т
– количество
месяцев за анализируемый период
проведения
трудоохранных
мероприятий, месяцев (как правило, 12).
Если
в результате расчетов Nок
меньше или равен Т, то экономическая
эффективность
признается удовлетворительной.
Результат
записывается в редакции: «Затраты,
произведенные на
трудоохранные
мероприятия за период «Т» (мес.), окупятся
в течение
Nок
(мес.)».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Памятка по высвобождению
Общие положения
Высвобождение – расторжение по инициативе работодателя трудовых договоров с работниками в результате его банкротства или реорганизации в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий, требующих сокращения численности или штата.
Порядок высвобождения работников регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) (п.п. 1 и 2 ст. 81, 82, ст. ст.178, 180), Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (п. 2 ст. 25) и отраслевыми (территориальными) соглашениями, постановлением Совмина – Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (в части, не противоречащей ТК РФ).
В соответствии со ст. 82 ТК РФ критерии массового высвобождения (увольнения) работников определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Критерии массового высвобождения
В Нижегородской области критерии массового увольнения определены в трехстороннем Соглашении между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф», объединением работодателей «Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей» о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2018 – 2020 годы» (постановление Правительства области, Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов “Облсовпроф” и объединения работодателей Нижегородской области от 09.01.2018 № 2-П/4/А-11).
Высвобождение считается
массовым в случае:
а) ликвидации организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращения численности (штата) работников организации в процентном отношении к среднесписочной численности работающих (за предшествующий соответствующий период):
10% и более – в течение трех месяцев;
15% и более – в течение шести месяцев;
20% и более – в течение года;
в) сокращения численности работающих в городах и районах области в процентном отношении к среднесписочной численности работающих (за предшествующий соответствующий период):
3% и более – в течение трех месяцев;
4% и более – в течение шести месяцев;
5% и более – в течение года.
Формы взаимодействия работодателей с органами службы занятости в период подготовки и проведения мероприятий по высвобождению работников
1) Превентивная – предполагаемые действия работодателя по предотвращению увольнений или значительному их сокращению за счет перераспределения рабочей силы внутри предприятия, в том числе с помощью повышения квалификации рабочих и обучения их новым профессиям.
Взаимоотношения между работниками, работодателями и органами исполнительной власти в период массовых высвобождений регулируются действующим законодательством, в том числе коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном порядке.
При кратковременном снижении объемов производства целесообразно предусматривать следующие мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников или снизить его объем, смягчить отрицательные последствия:
-
уменьшение количества высвобождаемых работников за счет внутрипроизводственных перемещений на вакантные рабочие места;
-
временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
-
прекращение использования работы по совместительству;
-
перевод работников предприятия на режим неполного рабочего времени;
-
предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы с их согласия по письменному заявлению;
-
добровольный уход на пенсию работников пенсионного возраста;
-
другие мероприятия.
Органы исполнительной власти и работодатели по предложению профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, проводят взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников.
По итогам консультаций разрабатывается программа мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения, и определяются источники ее финансирования.
2) Организационная. Цель этой формы взаимодействия – добиться строгого и неукоснительного соблюдения требований законодательства о труде и занятости в части вопросов расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя.
В случае предполагаемого массового высвобождения (увольнения) работников работодатель не менее чем за три месяца представляет в орган службы занятости по месту регистрации предприятия информацию о возможном массовом высвобождении работников по форме «Информация о массовом высвобождении работников» (Приложение №1).
Работодатель не позднее чем за два месяца обязан сообщить органу службы занятости по месту регистрации предприятия о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по форме «Данные о предстоящем высвобождении работников» (Приложение №2).
Кроме того, в целях сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников и смягчения социальной напряженности на рынке труда работодателем может осуществляться опережающее обучение до наступления срока расторжения трудовых договоров с работниками.
Опережающее обучение должно осуществляться за счет средств организаций, с которых высвобождаются работники.
3) Информационно-консультационная. Администрация предприятия, принявшая решение по высвобождению работников, может обратиться к органам службы занятости за получением информационных услуг, предоставляемых органами службы занятости бесплатно; организации на предприятии специализированных консультационных пунктов; привлечения специалистов органа службы занятости к работе в комиссиях по высвобождению.
Каков порядок высвобождения работников?
Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, производится с учетом мотивированного мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
При высвобождении работников в связи с сокращением численности (штата) либо ликвидацией предприятия, учреждения, организации администрацией:
1. Издаются приказы с указанием причин и сроков увольнения, а также о создании комиссии, занимающейся вопросами высвобождения.
2. Не позднее, чем за два месяца до увольнения работник персонально предупреждается о предстоящем высвобождении в письменном виде (уведомление) под расписку. При этом должны быть подробно разъяснены возможности и порядок дальнейшего трудоустройства работника, переподготовки и обучения его новым профессиям, специальностям, а также действующие льготы и компенсации в связи с увольнением по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
3. При отсутствии на данном предприятии, в учреждении, организации работы для трудоустройства, а также в случае отказа от перевода на другую работу, работник вправе обратиться для поиска ему подходящей работы в службу занятости или искать ее самостоятельно.
4. Увольнение работника в случае ликвидации предприятия, сокращения численности или штата производится по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
№ записи |
Дата |
Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, увольнении (с указанием причин со ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Открытое акционерное общество «Костер» (ОАО «Костер») |
|||||
10 |
17 |
09 |
2014 |
Принят в юридический отдел на должность юрисконсульта. |
Приказ от 17.09.2014 №57-к |
11 |
04 |
02 |
2018 |
Уволен в связи с сокращением численности, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. |
Приказ от 04.02.2018 |
По желанию работника его увольнение может быть проведено и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ, – в связи с переводом на другое предприятие (п. 5 ст. 77 ТК РФ), по соглашению сторон (п. 2 ст. 77 ТК РФ) или по собственному желанию (п. 3 ст. 77 ТК РФ).
№ записи |
Дата |
Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, увольнении (с указанием причин со ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Закрытое акционерное общество «Интрасофт» (ЗАО «Инстрасофт») |
|||||
1 |
10 |
02 |
2001 |
Принята в бухгалтерию на должность кассира. |
Приказ от 09.02.2001 №14-к |
2 |
19 |
09 |
2018 |
Уволена по собственному желанию в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком в возрасте до 14 лет, пункт 3 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации. |
Приказ от 18.09.2018 №37-к |
Формулировка увольнения в трудовой книжке оформляется в строгом соответствии с приказом об увольнении и соответствующими статьями Трудового кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 5.6 Инструкции по заполнению трудовых книжек (постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69) при расторжении трудового договора по инициативе работника по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении (прекращении трудового договора) вносится в трудовую книжку с указанием этих причин. Например: “Уволена по собственному желанию в связи с переводом мужа на работу в другую местность, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации” или “Уволена по собственному желанию в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком в возрасте до 14 лет, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации”.
Возможно ли высвобождение работника в период его болезни или отпуска?
Не допускается увольнение работника по инициативе администрации в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания его в отпуске, – за исключением случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
Необходимо ли согласие профсоюзного органа на увольнение работника в случае его высвобождения?
Расторжение трудового договора в случае сокращения численности или штата производится с учетом мотивированного мнения соответствующего выборного профсоюзного органа (ст. 82 ТК РФ).
В том случае, если на предприятии, в учреждении, организации отсутствует соответствующий выборный орган или работник не является членом профсоюза, возможно его увольнение без учета мотивированного мнения профсоюзного органа, как и в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации.
Каким образом, в какой форме профсоюзный орган должен дать согласие на увольнение работника в случае сокращения численности или штата?
Приняв решение о высвобождении (увольнении) конкретных работников, администрация направляет проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, в соответствующий выборный профсоюзный орган, запрашивая мотивированное мнение на их увольнение в связи с сокращением численности (штата) работников.
Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет свое мотивированное решение в письменной форме. Мнение, не представленное в указанный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит консультации с работодателем, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия работодатель имеет право принять по истечении десяти дней со дня направления указанных документов выборному профсоюзному органу окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).
Возможно ли увольнение работника по п. 2 ст. 81 ТК РФ до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении?
До истечения указанного срока со дня предупреждения увольнение работника по инициативе администрации по указанному основанию без его согласия не допускается (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).
Обязана ли администрация при высвобождении работника выдать ему по его просьбе справку о работе на данном предприятии и размере заработной платы?
Администрация обязана выдать работнику по его просьбе справку о работе на данном предприятии, в учреждении, организации с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размере заработной платы (ст. 62 ТК РФ).
Исчисление средней заработной платы производится в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Кроме того, при исчислении заработной платы для определения размера пособия по безработице используют Порядок, установленный постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62.
Законодательством о занятости при определении размера пособия по безработицы кроме основания увольнения необходимо наличие или отсутствие 26 календарных недель оплачиваемой работы (фактически отработанного времени) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших дню увольнения. Так как это требование содержится только в Законе РФ «О занятости населения в РФ», то органами службы занятости разработана форма справки для исчисления средней заработной платы для определения размера пособия по безработицы с учетом фактически отработанного времени (Приложение №3).
Права ли администрация, предлагая работнику при высвобождении для трудоустройства нижестоящую должность?
Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую работу на данном предприятии, в учреждении, организации (если таковая имеется).
Вместе с тем необходимо понимать, что под другой работой в указанном случае понимается предоставление работнику вакантной должности (работы) как соответствующей той, которую он занимал до увольнения, так и вакантной нижестоящей должности (нижеоплачиваемой работы), которую он может выполнить с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2).
Какие категории работников пользуются преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата?
В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении на предприятии численности (штата) работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Другие категории работников организации, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, могут предусматриваться коллективным договором.
Какие категории граждан не подлежат увольнению по сокращению численности или штата работников?
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.
Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по сокращению численности или штата не допускается (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) (ст. 261 ТК РФ).
Каким категориям работников предоставлены дополнительные гарантии при высвобождении?
Работникам, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организациях (ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В течение срока полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу (Федеральный закон от 26.11.1996 №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).
На стадии введения конкурсного производства на предприятии при несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства (ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкростве)»).
Кроме того, существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет (ст. 175 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Чем подтверждается соблюдение процедуры сокращения численности или штата организации?
Сокращение численности или штата организации является правомерным основанием для расторжения трудовых договоров с работниками, если:
-
сокращение численности работников или штата в организации действительно (реально) имело место – например, подтверждается изданием приказа о сокращении объемов производства в связи с отсутствием заказов;
-
работник не обладает преимущественным правом остаться на работе (ст. 179 ТК РФ);
-
работник отказался от перевода на другую работу или работодатель не имел возможности перевести работника, с его согласия, на другую работу в той же организации, соответствующую его квалификации (ст. 180 ТК РФ);
-
работник заранее, не менее чем за 2 месяца до увольнения, был предупрежден о предстоящем увольнении (письменное уведомление с его подписью) и если в рассмотрении данного вопроса участвовал выборный профсоюзный орган (ст. ст. 82, 180 ТК РФ).
СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ работнику кадровой службы организации
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ
Содействие занятости в условиях высвобождения работников
Нормативно-правовая база:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» ;
- Региональное соглашение о социальном партнерстве на основе практического внедрения необходимых условий для стабилизации и стимулирования производства, развития региональной системы социально-трудовых прав граждан, населения области между Правительством Рязанской области, профсоюзами и работодателями на 2015-2017 годы (далее — трехстороннее Соглашение).
Высвобождение — расторжение по инициативе администрации предприятия, организации, учреждения (далее — организации) трудовых соглашений с работниками в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации (пункт 1, 2 статья 81 ТК РФ).
Критерии массового высвобождения
В соответствии со статьей 82 ТК РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях по регулированию социально-трудовых отношений. В Рязанской области критерии массового увольнения работников организаций определены пунктом 1.1.35. раздела «Социально-экономическое развитие Рязанской области, обеспечение занятости населения, развитие трудовых ресурсов, формирование на территории региона единого социально-экономического пространства» трехстороннего Соглашения:
- увольнение в связи с сокращением численности или штата работников в следующем количестве:
- 20 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 100 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 300 и более человек в течение 90 календарных дней;
- ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек.
Основание и порядок высвобождения
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) (статья 180 ТК РФ). Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 81 ТК РФ).
При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (пункт 2 статьи 25 Закона о занятости», статья 82 ТК РФ):
В случае нарушения работодателем порядка или сроков уведомления о массовом высвобождении, либо в случае выявленных нарушений в процессе высвобождения органы службы занятости населения информируют об этом органы местного самоуправления, органы прокуратуры, другие структуры, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о труде и занятости (статья 19.7 КоАП РФ).
Введение режимов неполной занятости работников
В случае, если изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое высвобождение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 372 ТК РФ).
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (ст. 25 Закона о занятости, ст. 82 ТК РФ).
Как снизить негативные социальные последствия массовых высвобождений работников
Провести мероприятия, направленные на уменьшение объемов высвобождения: перевод работников организаций в режим неполной занятости (ст. 74 ТК РФ); временная приостановка найма новых работников на вакантные рабочие места; сокращение рабочего времени без сокращения численности.
Обеспечить социальные гарантии высвобождаемым работникам (льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором); взаимодействовать с другими предприятиями данной отрасли по вопросам перевода высвобождаемых работников.
Услуги, предоставляемые службой занятости населения
- превентивные мероприятия, направленные на скорейшее трудоустройство работников, находящихся под риском увольнения, и высвобождаемых работников – до их обращения в органы службы занятости населения;
- информирование по вопросам законодательства о труде и занятости, включая правовые аспекты высвобождения, о возможностях трудоустройства;
- проведение ярмарок вакансий, организация на предприятии работы выездных информационных пунктов;
- оформление на досрочную пенсию (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста).
Документы, предоставляемые в органы службы занятости при принятии решения о сокращении численности или штата:
- Информация о массовом высвобождении работников (Бланк “Информация о массовом высвобождении работников”);
- Сведения о высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата (Бланк “Сведения о высвобождаемых работниках”).
Информация о проведении консультаций для высвобождаемых работников размещена в разделе “Актуальная тема” ().
Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения, предоставление информации осуществляется службой занятости населения БЕСПЛАТНО.
Высвобождение работников
Понятие массового увольнения.
Массовость увольнения для целей ст. 74 Трудового кодекса РФ определяется отраслевым (межотраслевым) соглашением. Если таковое не принято или не действует в отношении работодателя, следует руководствоваться Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 (далее – Положение).
Обоснование: Поскольку непосредственно в ст. 74 ТК РФ критерии массового увольнения работников не определены, работодатели, профсоюзные организации и другие правоприменители руководствуются ч. 1 ст. 82 ТК РФ, согласно которой критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Согласно ч. 8 ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей); отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В свою очередь, в соответствии с ч. 9 ст. 45 ТК РФ территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Если соответствующее соглашение принято в отрасли или на территории муниципального образования и действует в отношении работодателя согласно ст. 48 ТК РФ, он руководствуется критериями массового увольнения, определенными в таком соглашении. Если таковое не принято, следует руководствоваться Положением.
Согласно п. 1 названного Положения основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.
К ним относятся:
1) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
2) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
– 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
– 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
– 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
3) увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5000 человек.
Массовое увольнение сотрудников — вынужденная мера, на которую идут работодатели в тяжелой экономической ситуации. Но эта процедура сложная и предусматривает несколько обязательных шагов, пропуск которых может обернуться штрафом. До 31.12.2020 действуют особые временные правила представления работодателями информации об этом событии.
Когда грозит сокращение
Рентабельность производства и успешность предприятия зависят от многих факторов. Порой снижение основных показателей приводит компанию в состояние банкротства, и в этом случае руководству приходится принимать экстренные меры по повышению уровня платежеспособности, в том числе за счет оптимизации кадров. В списке наиболее распространенных мер — сокращение рабочего дня и недели. Если подобные меры не решают проблему, компанию признают банкротом. В этом случае приходится осуществлять массовое увольнение сотрудников.
Кадровая оптимизация – щепетильная тема, требующая специальных знаний, которым мы с удовольствием научим.
Вы получите подробные инструкции, как с помощью сокращения расходов на ФОТ и премии, социальных выплат и компенсаций, сокращения рабочего времени, поддержать бизнес на плаву. Остановимся на работе с самозанятыми, дистанционке, особенностях увольнения.
Посмотреть бесплатный урок из курса
Как понять, массовое сокращение или нет
Не всегда получится однозначно сказать, что такое массовое увольнение работников. Сокращение большого количества граждан не во всех случаях попадает под это определение. Но как понять работодателю, массовое высвобождение работников — это сколько? Для этого потребуется оценить количество высвобождаемых сотрудников за конкретный период времени. Критерии массового увольнения работников определяются Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99. По нему, речь идет о расторжении трудовых договоров с:
-
50 и более сотрудниками в течение одного месяца;
-
200 и более подчиненными в течение двух месяцев;
-
500 и более работниками в течение трех месяцев.
Для регионов с занятостью менее 5000 человек сокращение 1 % всех сотрудников в течение одного месяца — тоже случай, когда увольнение считается массовым.
Но работодатели должны учитывать, что критерии сокращения оговариваются еще в отраслевых и территориальных соглашениях. К примеру, в Санкт-Петербурге массовым будет высвобождение более 20 человек в течение 30 дней. А если почитать Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике РФ на 2020–2020 годы, то в нем заявлены следующие параметры массового сокращения:
-
более 7%, но не менее 25 человек — за 30 дней;
-
более 11,5 %, но не менее 50 человек — за 60 дней;
-
более 20%, но не менее 100 человек — за 90 дней.
Цифры отличаются, поэтому придется определиться с тем, что считается массовым увольнением в каждом конкретном случае. Чтобы не нарваться на штрафы за несоблюдение процедуры массового высвобождения подчиненных, надо учитывать не только общие критерии, но и региональные, и отраслевые.
Что работодатель обязан сделать
Если руководство решило, что необходимо освободить от обязанностей большинство сотрудников, к этой процедуре надо основательно подготовиться.
Пошаговая инструкция, что должен делать работодатель, чтобы предстоящее массовое увольнение прошло гладко.
Шаг 1. Принять решение о сокращении
Для этого в организации издают приказ о сокращении численности или штата работников, обязательно готовят и утверждают новое штатное расписание.
Шаг 2. Уведомить заинтересованные инстанции
Необходимо направить уведомление о массовом сокращении в письменной форме в профсоюз предприятия не менее чем за три месяца (если он есть), а в региональный орган (центр) занятости — за два месяца до начала процесса. Для уведомлений используют произвольные формы документов либо те, что представлены в приложениях к Постановлению правительства N 99.
Важно! Закон обязывает работодателей отчитываться в службу занятости в строго определенных случаях — при ликвидации организации и сокращении численности или штата. В этих случаях работодатель направляет сведения в ЦНЗ не позднее чем за два месяца до начала процедур. Если сокращение приведет к массовому увольнению, то отчитаться требуется не позднее чем за три месяца. Кроме того, администрация обязана сообщать о введении режима неполного рабочего времени или в случае приостановки производства — подавать эту информацию необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения (издания приказа).
До недавнего времени эти положения оставались незыблемыми. Однако 13 апреля 2020 года вступили в силу новые временные правила предоставления информации… (см. постановление правительства от 12.04.2020 № 486). Теперь работодателей обязали отчитываться о ликвидации, сокращении численности или штата, а так же о возможных расторжениях трудовых договоров в информационную систему «Работа в России» не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, включенных в такую информацию. Эти особые временные правила действуют до 31.12.2020 года.
Шаг 3. Предупредить увольняемых сотрудников
Письменно предупредить работников об освобождении их от занимаемых должностей необходимо за два месяца, указав причину. Если есть свободные вакансии, их в уведомлении предлагают увольняемым.
Специальной формы уведомления при массовом сокращении нет, поэтому воспользуйтесь нашим шаблоном, предварительно указав другие данные.
Напомним, что у некоторых сотрудников имеется преимущественное право на оставление на работе. Нет возможности (запрещено) увольнять беременных женщин, одиноких родителей, матерей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. Преимущество при сокращении предоставляют сотрудникам с более высокой производительностью и уровнем квалификации (это надо подтвердить документально).
Если работник отказывается подписывать уведомление, это стоит зафиксировать в акте. Такой документ в дальнейшем позволит доказать (при необходимости), что работодатель соблюдал процедуру сокращения.
Шаг 4. Оформить документы об увольнении
Если трудовой договор все-таки расторгается, издать приказ и внести в трудовые книжки уволенных запись с указанием причины и ссылкой на пункт ТК, номером и датой приказа об увольнении.
Важно! Помните, что по инициативе работодателя запрещено увольнять сотрудника, который находится в отпуске или на больничном. Учтите также, что с приказом об увольнении человека надо знакомить под подпись.
Шаг 5. Произвести окончательный расчет
Уволенным надо выдать все положенные выплаты и пособия, отдать пакет обязательных при расторжении договора документов. Никакие дополнительные соглашения о более позднем расчете или передаче документов в более поздние сроки заключать нельзя, это приводит к судебным спорам, поскольку конкретные сроки для совершения таких действий оговорены в ТК РФ, и их нарушение незаконно (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 30.05.2019 по делу N 33-3120/2020).
Шаг 6. Отправить информацию об увольнении в госорганы
По окончании процедуры массового увольнения работодатель обязан подать сведения об освобожденных сотрудниках в местный центр занятости.
Что работодателю не надо делать
При массовом увольнении не стоит пытаться экономить на выплатах, склоняя сотрудников к уходу по собственному желанию. Даже если сотрудник готов уйти по обоюдному соглашению сторон, работодатель не освобождается от обязательных выплат.
Категорически не рекомендуется нарушать права социально уязвимых работников — молодых мам, сотрудниц, находящихся в декретном отпуске по уходу за детьми младше 3-х лет, инвалидов (эти категории работников увольняют в общем порядке только при ликвидации предприятия). Любое нарушение их трудовых и социальных прав повлечет за собой проверку трудовой инспекцией и судебные разбирательства.