Как найти взаимопонимание с ребенком
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- приемы воспитания
- взаимопонимание
- подростки
- семейное воспитание
Проблема взаимопонимания между родителями и детьми всегда актуальна — мамы и папы постоянно ищут общий язык с чадом методом проб и ошибок, зачастую действуя интуитивно. Но не всегда интуиция подсказывает верный путь.
Безусловно, ответственность за выстраивание отношений полностью лежит на взрослых: как они сделают — так и будет, поэтому нужно иметь четкое представление о том, как должна выглядеть конечная цель.
Я – большой, ты – маленький
Чтобы установить с ребенком доверительные отношения, необходимо понять, что лежит в их основе. Поможет в этом простая схема:
Взрослый человек – большой, он точно знает, как надо и не надо себя вести, что можно, а что нельзя, потому что смотрит на мир с высоты собственного опыта.
Ребенок маленький, и опыта не имеет. Как же взрослому и ребенку дотянуться друг до друга, чтобы установить взаимопонимание? Можно ли им сразу начать общаться на равных? Очевидно, что ребенку нужен опыт.
Взрослому надо наклониться к ребенку, присесть, чтобы подсказать что-то, показать, научить. Но постоянно находиться в таком положении неудобно, поэтому задача взрослого — наклониться и через некоторое время выпрямиться, обеспечивая ребенку возможность получить свой опыт на основе тех знаний и навыков, которые он ребенку дает. И только СВОЙ опыт поможет ребенку расти.
Зоны разрешений и запретов
Собственный опыт человек получает через систему определенной свободы, ограничений и запретов.
Представим ежедневную деятельность детей в виде цветовой схемы.
В зеленой зоне находится все, что ребенку разрешено полностью. Например: играть со своими игрушками, брать фрукты со стола и есть их, лежать или сидеть на диване, мыть руки и т.д. Эти действия не обсуждаются и не контролируются. Они уже входят в опыт ребенка. Это — зона разрешений.
В желтой зоне — действия, которые разрешены только при соблюдении определенных правил. Можно взять фрукты их холодильника, но чтобы их съесть, нужно помыть. Можно кататься на горке, но только если рядом кто-то из взрослых, можно брать определенные вещи, но потом обязательно убирать их на место. Можно играть в компьютерные игры, но недолго, можно приводить друзей, но самому наводить порядок в комнате. Ребенку нужно самостоятельно принимать решение о соблюдении правил. Выполнять правила не всегда хочется, но эта зона расширяет детские возможности и прибавляет опыт. Это — зона правил.
В оранжевой зоне — запрещенные действия, но здесь возможны исключения. Нельзя нарушать режим, но можно лечь спать попозже на Новый год или, если папа приехал из длительной командировки. Оранжевая зона дает детям понятие особых условий. Это — зона ограничений.
В красной зоне — то, что нельзя делать никогда. Нельзя открывать окна и вставать на подоконник, пользоваться газовыми приборами, открывать дверь незнакомым людям, одному гулять на улице, нарушать правила дорожного движения, врать. Это — зона полного запрета.
Обиды и конфликты
Усвоение правил далеко не всегда протекает гладко. Ребенку бывает сложно смириться с ограничениями и запретами, поэтому он будет делать попытки обойти их. Эти ситуации обязательно сопровождаются обидами и конфликтами.
Детские обиды имеют свойство накапливаться, что усугубляет непонимание со взрослыми, поэтому запреты и ограничения необходимо проговаривать и объяснять — не допускать неразрешенных конфликтов и обид.
Формула конструктивного общения
Начинать диалог с ребенком нужно с описания своих чувств и эмоций: Я переживала (расстроилась, огорчилась, разволновалась), мне было неприятно (стыдно больно, обидно).
Далее – ТЫ — описание действий ребенка: «Потому что ты не послушался», «Вел себя плохо (подрался, обманул, не выполнил)» и так далее.
Заканчивается разговор конструктивным предложением: «В следующий раз сообщай мне», «Никогда так не делай», «Мой руки», «Решай проблемы словами», «Давай подумаем вместе».
Я+ТЫ = решение
Формула конструктивного общения предполагает уважение чувств взрослого и ребенка. При этом очевидно, что мы все делаем вместе. Дети получают при этом прекрасный опыт действия, уважения и принятия.
Со временем наши дети обязательно дорастут до взрослых и однажды встанут рядом с ними плечом к плечу. При этом они всегда будут понимать друг друга.
Светлана Садовникова
Фото с сайта syl.ru
Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.
Пройти тест
Какие этапы взросления выделяют в жизни человека и как родителям вести себя во время каждого из кризисов, а также, о том, стоит ли делать с ребенком уроки и как отвлечь его от интернеета и социальных сетей, «АиФ-Юг» рассказала краснодарский психолог Инна Силенок.
Говорите о любви
Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Инна Казимировна, как взрослым жить в мире и любви с детьми?
Инна Силенок: Во все времена и в любом возрасте ребенка нужно поддерживать. Он должен знать, чувствовать, что его любят, уважают, ему доверяют, его не разлюбят за ошибку. Об этом нужно говорить. Дело в том, что дети всю информацию воспринимают буквально. Когда мы их хвалим, значит, любим, если ругаем, они уверены, что не нужны родителям.
Болезненно воспринимают сравнения с другими. Поэтому сопоставлять категорически нельзя. Если ребенок что-то делает хорошо, это нужно отмечать. Если у него не получается, лучше не заострять внимание, а переключить на позитив. Тогда ему захочется повторить хороший поступок вновь и вновь.
Например, скажите: «Мне так нравится, когда ты спокойно играешь с ребятами», или «Здорово вы вместе с Петей собирали конструктор и делились игрушками», или «Мне приятно, когда ты рисуешь». Хорошее поведение важно закрепить. У каждого ребенка есть потребность в самоидентификации. Проще говоря, определении своей роли. Если называть его лентяем, он так и будет себя проявлять, или нередко учитель называет ученика клоуном, он таким и будет. Лучше сказать: «Как удивительно, такой трудолюбивый мальчик и не убрал за собой игрушки!» или «Ты так красиво рисуешь, как настоящая художница», или «Ты сегодня помыла посуду, ты мамина помощница».
Обычно детям не свойственно подолгу привыкать. Если адаптация в детском саду затянулась до года, значит не все в порядке в самом учреждении, ребенку там некомфортно.
– По мере взросления ребенок переживает несколько кризисов. Специалисты называют такие: в 3 года, в 7 и в 12 лет. Первый переломный момент случается, когда ребенок идет в детский сад. Адаптация к новой обстановке может протекать от пары недель до нескольких месяцев, чуть ли не до года. Как родителям себя вести?
– Не надо маме говорить, что скучала, пока малыш был в садике. Если при расставании ребенок рыдает, постараться как можно скорее передать его воспитателям и уйти. Чем больше его уговаривать, тем больше подпитывать его плач. Вечером важно обсудить, что делал, во что играл. Безусловно, многое тут зависит от воспитателей. Обычно детям не свойственно подолгу привыкать. Если адаптация затянулась до года, значит не все в порядке в самом учреждении, ребенку там некомфортно.
Уроки в одиночку?
– Еще в детском саду мальчишки и девчонки мечтают, когда, наконец, пойдут в школу, рвутся грызть гранит науки, а когда попадают в нее, не хотят туда ходить и учиться. Что делать?
– Если ребенок не хочет идти в школу, значит, там есть проблемы. Нужно понять, что там происходит, поговорить. Принимают ли его в классе? Если не получается, возможно, стоит обратиться к психологу. Недавно у меня на приеме девочка на мою просьбу нарисовать школу изобразила забор, над ним крышу и все. Даже калитки не было. Это о многом говорит.
У одного ребенка школа ассоциируется со зданием с окнами и дверью, у другого – с группой детей. Кто-то рисует учительницу, а кто-то нет. Дети не хотят ходить в школу, потому что им там скучно. В идеале об этом должны позаботиться педагоги. Каждому человеку интересна та деятельность, в которой он активно участвует, чувствует собственную роль. Поэтому он должен внести свою лепту в создание урока, ощутить себя там не в качестве стороннего слушателя, а непосредственным участником происходящего. Например, нашел в Интернете интересный факт, поделился им в классе. Собрались с друзьями и поставили сценку, нарисовали стенгазету, альбом, придумали серию анекдотов на историческую тему.
– Нужно ли родителям помогать школьнику с уроками?
– Нынешняя система образования в этом плане, считаю, построена как-то неправильно. Лично я со своим сыном не делала уроки никогда. Сейчас задания выполняют всей семьей, ведь даже специализированные тетради созданы таким образом, что в одиночку ученик не справится. Мой совет – не перегнуть палку. Помочь только в том, о чем ребенок попросит и что действительно сложно, а не сделать все за него. Спросите: «Как считаешь, с чего нужно начать?» Сказать, что все у него получится. Вопрос-ответ, поддержка, похвала – простые истины.
Нынешняя система образования в этом плане, считаю, построена как-то неправильно. Лично я со своим сыном не делала уроки никогда. Сейчас задания выполняют всей семьей, ведь даже специализированные тетради созданы таким образом, что в одиночку ученик не справится.
– Как только ЕГЭ сегодня не воспринимается: как конец света, как расплата за двойки и прогулы. Как вести себя взрослым перед экзаменом?
– Если завтра экзамен, скажите ребенку: «У тебя есть все необходимые знания и навыки, чтобы сдать наилучшим образом. Ту оценку, которую получишь, это результат того, насколько мобилизовался. Главное успокоиться, внимательно читать вопросы. Я в тебя верю и люблю».
Вернуть в реальность
– Планшеты, компьютеры, смартфоны сегодня просто крадут у нас детей. Особенно отгораживаются от реального мира подростки. Что делать в таких ситуациях родителям?
– Да, до тинэйджеров бывает непросто достучаться. Важно помнить, крик ребенок не слышит. Важно говорить тихо, глядя в глаза. В комнату заходить к подростку со стуком, спрашивать его мнение и, главное, уважать его. Иногда родители жалуются, что ребенок отвлекает от работы или другой деятельности, а когда мама или папа сами обращаются к нему, в ответ не получают внимания. А ведь он делает так же, как и родители.
Если у ребенка реальная жизнь интересная, то полностью в соцсети не уйдет. К сожалению, если до 13 лет его ничем не увлекли, то потом уже это сделать практически невозможно. Но пробовать нужно! Поехать куда-нибудь вместе, послушать музыку да даже поиграть в его любимую компьютерную игру. Найти то, что ему нравится, понять, что его волнует, помочь проявиться как лидеру среди сверстников. Когда человек чувствует себя лидером? Когда что-то делает хорошо и может научить других. Один красиво танцует, второй в игре дошел до высокого уровня, третий книгу прочитал.
Другая тенденция сегодня: дети посещают бесчисленное количество кружков и секций. Это здорово, если вся деятельность нравится самому ребенку, а не из-за амбиций родителей. Если мальчик любит танцевать, а папа хочет сделать из него боксера, ничего хорошего из этого не выйдет. Интересы ребенка нужно учитывать в первую очередь, независимо от его возраста и пола.
14 советов от Инны Силенок
- Не наказывайте. Когда нам плоха, мы не ведем себя лучше, а обманываем, чтобы скрыть собственную неудачу.
- Доверяйте.
- Уважайте.
- Не смотрите на малыша сверху вниз. Присядьте на корточки, так легче понять друг друга.
- Не меньше 10 раз в день обнимайте ребенка.
- Хвалите малыша, когда что-то получается., замечайте даже мелочи.
- Приучайте ребенка к порядку с 1,5 до 6 лет. потом это сделать труднее.
- Если ребенок попросил о помощи, поддержите его, помогите ему понять, что может сделать сам.
- Рассказывайте ребенку о своих успехаха и неудачах и своих чувствах по этому поводу.
- Будьте всегда на стороне ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми.
- Верьте в своего ребенка. Ваша вера помогает ему быть успешным.
- Не сравнивайте детей.
- Если хотите, чтобы ребенок читал, читайте самии.
- Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи. Например, что приготовить на обед, как провести выходные.
Пять методов найти взаимопонимание с ребенком
Проблема взаимопонимания между родителями и детьми всегда остается актуальной.
Конечно, вся ответственность выстраивания отношений лежит на взрослых.
Зачастую мы, родители, действуем в спорных ситуациях с ребенком интуитивно, бесконтрольно. Но не всегда интуиция подскажет верный путь.
Чтобы избежать ошибок в воспитании дошкольников, установить с ними доверительные отношения, необходимо руководствоваться педагогическими методами и возрастными особенностями детей.
Предлагаю сделать обзор таких методов и поговорить о сложном просто.
Убеждение
Один из главных способов педагогического воспитания дошкольников – убеждение.
Когда вы хотите убедить в чем-либо ребенка, не повторяйте часто общие фразы, не бросайтесь безответственно словами. Используйте диалог – прием убеждения.
Успешно диалог состоится при соблюдении нескольких условий:
- Для начала убедитесь, что ребенок готов вас слушать, выберите для этого подходящее время. Если малыш чем-то увлечен, ваши слова не достигнут цели или же вызовут ответную агрессию.
- При диалоге важно не только уметь говорить, но и слушать. Наберитесь терпения, выслушайте ребенка, не перебивая. Нужно дать ему возможность высказаться, выплеснуть эмоции. Тогда он успокоится, и его будет легче убедить.
- Следите за своей мимикой, жестами, тоном голоса. Проявите выдержку и терпение.
- В разговоре с младшим школьником используйте технику «Я – высказывание». Например, если вас что-то огорчило в поступке сына или дочери, не начинайте диалог со слова «ты». («Ты снова не убрал игрушки!» или «У тебя опять двойка!»)
Правильней будет употреблять местоимения «я», «меня», «мне». («Мне так обидно, что ты не убрал игрушки», «Я огорчена твоими оценками»). Такой прием позволяет сделать акцент не на плохом поведении воспитанника, а на ваших чувствах. Доказано, что этот способ не вызывает протеста у ребенка, напротив, устанавливает контакт с ним.
- Излагайте свои аргументы ясно и понятно.
Чтобы метод убеждения подействовал, необходимо поставить себя на место ребенка, попытаться понять его. Рассмотрим на примере.
Малышам – дошкольникам свойственны капризы и упрямство. Ваше дите, конечно, не исключение. Вот он увлекся игрой и не хочет спать. Вы пробуете его убедить. Ребенок не слушается.
Вы постепенно раздражаетесь, начинаете давить на него авторитетом или угрожать. В лучшем случае малыш обиженный идет спать. В худшем – устроит истерику.
В подобной ситуации диалог с дошкольником нужно выстроить так, чтобы в процессе такого разговора получить от него ответ «да» несколько раз. Образец:
– Тебе нравится игра?
– Да.
– Ты не хочешь идти спать?
– Да.
– Тебе неинтересно идти спать?
– Да.
– А давай пойдем посмотрим, как дела у наших зубиков. Почистим их, а потом я почитаю тебе интересную сказку.
Что ответит малыш?
Внушение
И последний ответ в большинстве случаев будет утвердительным, потому что тут действует еще один педагогический метод – внушение.
Под внушением подразумевают воздействие на сознание ребенка, когда он начинает выполнять те действия, которые до этого не планировал.
Такой способ действует, когда малыш расслаблен, а вы твердо уверены в том, о чем говорите.
Вы замечали, что одних родителей дети слушают безоговорочно, без криков, угроз и многократных повторений. А других нет.
Почему?
Дело в том, что вторые не последовательны в своем внушении. Один раз они что-то запретили, в другой – то же самое разрешили. Дети быстро замечают это непостоянство, видят неуверенность родителей, и постепенно авторитет последних падает.
Пример
Следующий метод педагогического воспитания дошкольников – пример. Чем младше ребенок, тем больше он повторяет за взрослыми. Вы для него – пример для подражания, от вас и зависит, будет ли он положительным.
При взрослении примером может послужить другая личность. Когда будете использовать образец в лице какого-то положительного героя, не переусердствуйте. Есть опасность понизить самооценку вашего ребенка.
Поощрение
Чтобы одобрить положительные поступки ребенка, развивать его стремление действовать так снова, существует еще один метод – поощрение.
Это такой способ стимулирования, который выражается через:
- похвалу,
- ласку,
- совместное времяпровождение,
- подарки,
- одобрение жестами, мимикой, взглядом и словом.
Вы сами, наверняка, испытывали состояние радости, счастья, когда вас поощряли этими способами. Не забывайте и о ребенке.
Самый главный метод
Педагогическое воспитание дошколят и младших школьников подразумевает и другие методы, психологические приемы воздействия.
Но, нужно сказать, что детей этого возраста объединяет непосредственность, открытость, полное доверие взрослым. Поэтому, чтобы найти взаимопонимание с ребенком, используйте самый действенный метод – любовь.
Чувствуя себя любимым, желанным, ребенок не отвернется от вас. А вам это чувство придаст сил, терпения и мудрости.
Советы родителямJ
«Как найти взаимопонимание с ребёнком?»
Одиннадцать заповедей,
как найти взаимопонимание с ребенком.
Иногда
понять своего ребенка бывает так же сложно, как разгадать загадку сфинкса или
прочитать послание инопланетных пришельцев. Все дело в том, что с годами мы
теряем качества, определяющие восприятие и мировоззрение ребенка. Отсюда
непонимание, обычно именуемое банальным конфликтом поколений. Многим родителям
кажется порой, что наладить гармоничные отношения с собственным ребенком
невозможно. Его поступки нелогичны, мотивы абсурдны, высказывания
коробят родительское ухо. Когда возникают подобные
проблемы во взаимоотношениях, родителям приходится тяжело. Но в еще более
незавидном положении оказываются дети.
Родителей
не выбирают, но зато их принимают или нет. Обычно это происходит в период полового
созревания ребенка. Он переосмысливает происходящее, пытается взглянуть на родителей
новым взглядом, взглядом взрослого человека, равного им. Увы, некоторые дети в
возрасте 10-14 лет не считают своих родителей заслуживающими уважения и
любви. Чтобы
этого не произошло, известный психолог-педагог Л. М. Фридман разработал
одиннадцать заповедей, которыми необходимо руководствоваться в отношениях с
детьми.
1.Принимай
ребенка таким, какой он есть, Природа создает детей очень прихотливо,
перемешивая в генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков
предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут
родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные
первым, и каждого ребенка независимо от его качеств родители должны принять с
любовью. Ведь только безоговорочная любовь родителей поможет одним детям
сохранить и развить свою красоту, ум, здоровье, а другим –
скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.
2.
Никогда не приказывай по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь
же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить ребенка по пустякам –
значит оглуплять его: он уже не сможет отличить мелочь от серьезного проступка.
3.
Никогда не принимай решение в одиночку. Каждый родитель может вносить
предложения, но принимать решения надо лишь при достижении между родителями
единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети
достигли дошкольного возраста, их следует включать в обсуждение
семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного,
но и решающего голоса в семейном совете,
4.
Собственное поведение родителей – решающий фактор в воспитании детей.
Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями; от них
дети страдают больше, чем родители.
5.
Больше разговаривайте с ребенком. Чаще вызывайте детей на разговор
о работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и
т.д. Спорьте с ребенком, но уважительно относитесь к его мнению. Радуйтесь, что
у детей возникают собственные взгляды, свои убеждения, даже если они
отличаются от ваших. Умейте признавать свою неправоту.
6.
Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Реклама – это бич.
Дети, соблазнившись рекламой, осаждают нас. В результате, родители разучиваются
отказывать детям, хотя порой отказ приносит больше пользы, так как учит отличать
необходимое от излишнего. Излишество в подарках, приучает ребенка к
иждивенчеству.
7.
Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к
подражанию – единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить
взрослеющему ребенку курить, если сам родитель курит, нельзя добиться
аккуратности и вкуса в одежде девочки, если мама неаккуратно и безвкусно
одевается.
8.
Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
Семья – частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела,
все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо
распределять. Мать должна быть организатором семейного дела и его
руководителем, а не слугой.
9.
В раннем детстве важно приучить детей к чистоте, экономии и уважении к
чужому труду. Поэтому следует установить особые правила уборки, которую
должны выполнять дети. В глазах детей режим должен быть целесообразным и
разумным. Если ты требуешь, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и
садились за стол вместе с другими членами семьи, то они должны понимать, что
такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению обеда и
уборке после него. Если ты требуешь, чтобы дети не оставляли
недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к
труду родителей, на деньги которых эти продукты куплены. Ребенок должен
понимать, что подобное требование не пустая родительская прихоть.
10.
Держи двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать,
что привязаны к дому веревкой. Они должны быть свободными и должны
чувствовать себя свободными.
Двери
должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в
более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять
детям, они должны научиться быть самостоятельными, а ведь это совсем непросто.
Надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный
выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители
не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам,
заинтересованному обсуждению всех семейных дел, дети ничего не будут
скрывать от родителей. Это даст родителям прекрасную возможность вовремя
предостеречь ребенка от необдуманных поступков.
11.
Устранись в положенное время. Конечно, грустно, когда дети
покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить
самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им, одно из назначений
семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть. Развить и
отдать это лучшее на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее
изменение к лучшему – общая и конечная цель совместной жизни мужа и жены. А
дети, отделившись от вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл
жизни, для того, чтобы жизнь никогда не кончалась)…
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « КАК НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С РЕБЕНКОМ»
Дата: 12 февраля 2021 в 13:22