Как найти яркость стекла

ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Высокая прозрачность оксидных стекол к излучению оптического диапазона света сделала их незаменимыми материалами для остекления зданий и различных видов транспорта, изготовления светильников, зеркал и оптических приборов, включая лазерные, ламп различного ассортимента и назначения, осветительной аппаратуры, телевизионной, кино- и фототехники и т.д.

Пропускание, поглощение, преломление, рассеяние и отражение света являются результатом взаимодействия электромагнитного излучения с веществом.

Луч «белого» света разлагается стеклом на спектр, что носит название «дисперсии» света. Показатель преломления и дисперсию относят к определенным длинам волн.

Стекла с определенными заданными коэффициентами преломления и дисперсией называются оптическими. При падении монохроматического излучения интенсивностью I0 на образец стекла происходят следующие явления (рис.1):

Рис. 1. Путь луча при прохождении через плоскопараллельную пластину: 1 – воздух; 2 – стекло

отражение света от двух поверхностей раздела стекло-воздух – I1;

рассеяние и поглощение света –l2;

пропускание света – l3;

преломление света (изменение направления его распространения на границах раздела фаз с различными плотностями стекло-воздух).

Эти отношения характеризуют:

коэффициент отражения R = l 1/ l 0;

коэффициент поглощения и рассеяния А = l 2/ l 0;

коэффициент светопропускания Т = l 3/ l 0.

Эти коэффициенты выражают в долях единицы или в процентах.

Для листового стекла толщиной 1 см коэффициент светопропускания Т составляет 88…90%, поглощения А – от 0,5 до 3% в зависимости от содержания красящих компонентов, а коэффициент отражения R – 8…9%.

Особенно высокой прозрачностью должны обладать оптические стекла.

Для строительного листового стекла (оконного, витринного) необходимо учитывать, что коэффициент светопропускания Т прямо зависит от отражающей способности поверхности стекла и от его поглощающей способности. Теоретически даже идеальное, непоглощающее свет cтекло не может пропускать света более 92%, так как обе его поверхности отразят не менее 8% световых лучей.

Зависимость светопропускания от количества листов бесцветного строительного стекла приведена в табл. 1.

Таблица 1. Светопропускание листового стекла
Показатель
Значения показателей при количестве листов
1
2
3
4
5

Светопропускание

0,92

0,84

0,77

0,72

0,66

Отражение

0,08

0,15

0,21

0,25

0,30

Коэффициент отражения света от поверхности стекла может быть снижен (это просветление оптики) или увеличен путем нанесения тонкой пленки некоторых материалов, имеющих меньший коэффициент преломления, чем стекло.

Окраска стекол обусловлена избирательным поглощением лучей света в определенных областях спектра, причем цветное стекло хорошо пропускает лучи определенной длины волны (цвета), которые мы видим, и в значительной мере поглощают остальные лучи. Можно выделить три группы красителей, окрашивающих силикатные стекла: ионные, молекулярные, коллоидные.

К группе ионных красителей относятся катионы переходных и редкоземельных элементов (Зd- и 4f-элементы), особенность электронного строения которых состоит в том, что в ионном состоянии они имеют неспаренные электроны или незаполненные орбитали (табл. 2). При введении таких катионов в любую среду (прозрачные кристаллы, стекла, растворы) возникают типичные спектры поглощения, характерные для ионного состояния данного компонента. Цвет, который придают ионы стеклу, зависит от их валентного состояния (табл. 2).

Таблица 2. Электронное строение ионов и цвет стекла
Ион
Электронное строение внешних орбиталей
Вероятные координационные числа по кислороду
Цвет, сообщаемый стеклу

Тi3+

3s263d1

6

Коричневый

Тi4+

3s26

4;6

Не окрашивает

V3+

Зs263d2

6

Зеленый

V4+

Зs263d

6

Синий

V5+

Зs26

4

Не окрашивает

Сr3+

Зs263d3

6

Зеленый

Сr6+

Зs26

4

Желтый

Мn2+

3s 2зр6за5

4;6

Слабо-розовый

Мn3+

Зs263d4

4;6

Красно-фиолетовый

2+

Зs263d5

6

Голубой

3+

Зs263d6

4;6

Желтый, коричневый

Со2+

Зs263d7

4

Синий

6

Розовый

Ni2+

Зs263d8

4

Фиолетовый

6

Желтый

Сu+

Зs263d10

6

Не окрашивает

Сu2+

Зs263d9

4

Зеленый

6

Синий

Се3+

4d104f15s26

6;8

Не окрашивает

Се4+

4d104f05s26

6;8

Желтый

Pr3+

4d,104f35s26

6;8

Желтовато-зеленый

Nd3+

4d104f35s26

6;8

Красно-фиолетовый

U4+

5d105f2

6;8

Желто-оранжевый

U6+

В группах 5d10 UO22+

6

Слабо-желтый

Группу молекулярных красителей составляют сульфиды, селениды и смешанные кристаллы сульфоселенидов тяжелых металлов – кадмия, сурьмы, висмута, свинца, железа, серебра, меди и др. В стекле они присутствуют в виде равномерно распределенных микрокристаллических образований, размер которых не превышает 50 нм. Поглощение света обусловлено возбуждением электронов из валентной зоны в зону проводимости соответствующего полупроводникового соединения.

Группу коллоидных красителей составляют тяжелые металлы: Сu, Аg, Аu, Рt, Вi, которые могут легко восстанавливаться из различных соединений в стекле до атомарного состояния и образовывать стабильные коллоидные частицы. Природа окрашивания стекол такими кристаллами состоит в рассеянии света на коллоидных частицах металла. Коллоидная медь окрашивает стекла в оттенки красного цвета, золото в красно-фиолетовый, пурпурный цвета, серебро – в желтый цвет.

В современном строительстве для оконных, дверных и других световых проемов применяются специальные стекла с солнце- и теплозащитными свойствами. Для этих стекол важно определение спектральных характеристик, светового потока, прошедшего через осветление, оценка цветового тона. На основе этих характеристик осуществляется выбор определенного вида стекла, а также предопределение теплотехнических и светотехнических свойств светопрозрачных ограждений, их влияние на условия работы, дизайн зданий и сооружений.

Цветовой тон λ и его насыщенность Р можно определить аналитическим методом в соответствии со стандартной международной колориметрической системой МКО.

Поделитесь ссылкой в социальных сетях

  • 1.
    Что учесть при выборе защитного стекла

    • 1.1.
      Толщина

    • 1.2.
      Прозрачность и преломление

    • 1.3.
      Олеофобное покрытие

    • 1.4.
      Точность подгонки

    • 1.5.
      Твердость

    • 1.6.
      Используемые материалы при производстве защитных стекол

      • 1.6.1.
        Полимерные соединения

      • 1.6.2.
        Минеральное стекло

      • 1.6.3.
        Сапфировое стекло

      • 1.6.4.
        Слоя защитных стекол

    • 1.7.
      Цена

    • 1.8.
      Бренд

  • 2.
    Что еще нужно знать про защитное стекло

    • 2.1.
      Не все стекла защищают торец от удара

    • 2.2.
      Для эффективной защиты 2,5D нужно «правильное» стекло

Смартфоны становятся тоньше и изящнее, что положительно сказывается на их эстетическом восприятии, но не повышает прочность. Экраны из закаленного стекла хоть и превосходят по прочности обычное, не так боятся царапин и все равно остаются хрупкими в отдельных случаях. Для еще большей защиты от царапин производители смартфонов давно используют пленку, которая предохраняет аппарат при сборке и транспортировке. Предприимчивые китайцы увидели это и быстро наладили выпуск пленок, предназначенных для повседневного ношения.

Несколько лет спустя на смену полимерным пленкам пришло закаленное стекло, которое клеится поверх тачскрина. По заявлениям производителей, поклейка такой защиты полностью страхует экран от царапин, делает его устойчивым к ударам. Однако на самом деле имеются некоторые нюансы, которые нужно знать при использовании такой защиты. Как выбрать защитное стекло для смартфона и что нужно знать при этом, читайте ниже.

Что учесть при выборе защитного стекла

Защитное стекло – это не танковая броня, поэтому тут простой принцип «чем тверже и толще – тем лучше» не работает. В первую очередь на выбор защитного покрытия влияет несколько факторов.

Толщина

Защитные стекла обычно имеют толщину меньше миллиметра. Конечно, бывают и толще, но редко, так как толстое стекло сильно выступает, и может снижать прозрачность. Самые тонкие защитные покрытия имеют толщину около 100 мкм (0,1 мм). Если основная цель покупки стекла — защита от царапин, то желательно присмотреться к вариантам потоньше. Они минимально влияют на яркость и качество передачи картинки.

Толщина побольше желательна, если хочется повысить устойчивость к ударам в плоскость. Обычно это необходимо, если в качестве закалки тачскрина возникают сомнения, так как оригинальное стекло Corning плоскостные удары и так переживает достаточно стойко. Также толстое стекло полезно экранам с воздушной прослойкой, так как оно снижает склонность к прогибу покрытия сенсора.

Побочным эффектом толстого (около 1 мм) стекла может стать снижение чувствительности сенсора. Оптимальная толщина защитного стекла составляет от 0,3 до 0,5 мм.

Прозрачность и преломление

К сожалению, производители редко пишут точные характеристики прозрачности и коэффициента преломления. Обычно если об этом и упоминают, то в виде гордой надписи «100% прозрачность». А ведь даже небольшой дефицит прозрачности может испортить картинку на экране, а слишком большой коэффициент преломления – искажать ее. Под таким стеклом экран будет выглядеть, как под дешевой матовой пленкой. Поэтому при выборе стекла желательно визуально осмотреть его. Стоит глянуть на просвет, не искажает ли оно контуры предметов, их цвета, не выглядит ли картинка очень тусклой. Прозрачность стекла хорошо определяется, если посмотреть на его торец. Если торец желтоватый – то прозрачность не идеальная.

Защитное стекло может снижать яркость экрана

Защитное стекло может снижать яркость экрана

Олеофобное покрытие

Для удобства скольжения пальца и простоты удаления отпечатков стоит выбрать для смартфона стекло с нанесенным олеофобным покрытием. Перед покупкой уточняйте у продавца его наличии. Конечно, о качестве объективно вам вряд ли скажут, а если брать в Китае – китаец будет нахваливать свой товар всеми способами. Поэтому желательно ознакомиться с отзывами других пользователей о наличии и качестве олеофобки у стекла.

Стекло с хорошей олеофобкой

Стекло с хорошей олеофобкой

Точность подгонки

Защитные стекла содержат вырезы для динамиков, кнопок, датчиков и камер смартфонов. От качества и точности их выполнения зависит, как будет выглядеть аппарат с наклеенной защитой, влияет это и на удобство использования. По фото или на глаз оценить качество исполнения сложно, поэтому тут тоже нужно воспользоваться опытом других. Ознакомьтесь с отзывами, уточните, не характерны ли для выбранного товара кривые или неаккуратные вырезы, насколько удачно защита садится на экран.

Твердость

Твердость влияет на устойчивость к царапинам. Чем она выше – тем устойчивее поверхность к мелким дефектам. В идеале, чем выше число в характеристиках, тем лучше. Однако не стоит забывать, что эти значения китайцы часто придумывают из головы или приводят для «сферических условий в вакууме». Даже качественное стекло Gorilla Glass, используемое производителями смартфонов, на практике имеет твердость по шкале Мооса не более 7, а потому может царапаться кварцевым песком (не говоря уже о топазах или алмазах). Так что заявления про твердость 9H по шкале Мооса – не более, чем маркетинг.

Шкала твердости

Используемые материалы при производстве защитных стекол

Для производства защищенного стекла используется несколько видов материалов. Они отличаются химическими и физическими свойствами, от материала зависит, насколько устойчивым будет стекло к царапинам и ударам.

Полимерные соединения

Самый дешевый и простой в обработке материал — это органические соединения вроде поливинилхлорида, обладающие прозрачностью. По факту такое органическое стекло отличается от пленки только большими твердостью и жесткостью. Оно обеспечивает минимальный уровень защиты от царапин (ножом царапается, песком тем более), но зато благодаря упругости пластика неплохо амортизирует удары в плоскость.

Минеральное стекло

Это – настоящее стекло в первоначальном значении этого слова. Для его выплавки используется минеральное сырье, с диоксидом кремния (SiO2) в основе, а также дополнительными примесями (оксиды алюминия, калия, кальция, бора, магния, натрия и т.д.). Конечный состав стекла определяется сырьем, применяемым для выплавки (обычно это минералы вроде кварцевого песка) и обработки.

Для придания прочности заготовки подвергаются закалке — процедуре нагрева и/или погружения в расплавы минералов. В процессе закалки атомы одного вещества (например, натрия) вытесняются другим, имеющим более сильные атомарные связи, веществом (например, калием). За счет этого на поверхности образуется слой, более прочный, чем внутри стекла. Разрез закаленного стекла под микроскопом будет выглядеть подобно булочке: сверху — твердая запеченная корочка, а внутри — мягкое тесто.

Структура закаленного стекла. Стрелками показаны внутренние напряжения

Сапфировое стекло

Для производства такого стекла используется синтетический сапфир  — кристаллический оксид алюминия, одна из разновидностей корунда. Благодаря кристаллической структуре он тверже стекла, которое аморфно (атомы не имеют четкого порядка расположения). Но этот материал дорог, а потому состоянием на 2017 год защитных стекол из настоящего синтетического сапфира в продаже нет.

Слоя защитных стекол

Для того, чтобы обеспечить нужные потребительские свойства (клейкость и комфорт использования) хорошее стекло подвергается обработке специальными покрытиями. С тыльной стороны на него наносят очень тонкий (несколько нанометров) слой вещества, обеспечивающего прилипание к экрану. На лицевой стороне может присутствовать жироотталкивающее напыление (олеофобное покрытие) такой же толщины, но у дешевых изделий оно есть не всегда. Само стекло обычно на полимерной пленке, которая предотвращает рассыпание после повреждений и дополнительно амортизирует, в идеале распределяя силу удара по себе.

К сожалению, узнать точный состав стекла невозможно. На упаковке его не пишут, производители склонны лишь пользоваться общими маркетинговыми фразами о качестве и надежности, или же упоминать названия запатентованных технологий.

Цена

Не стоит гнаться за «золотыми» ценниками и вестись на заявления продавца о неубиваемости аксессуара. Все стекла бьются, от качества зависит лишь предел прочности. Самые дешевые (1-2 доллара) стекла сделаны или из полимеров, или обычного кварцевого стекла, прошедшего простейшую процедуру закалки. Они не имеют олеофобного слоя, покупать их стоит только для защиты от царапин и мелких сколов. Зато если смартфон часто падает — такую защиту не жалко.

Более дорогие стекла (5-15 долларов) уже имеют нанесенную олеофобку, прозрачны почти на 100% (пропускают больше 99% света), проходят более технологичную закалку. Они твердые, лучшие образцы даже песком так просто не поцарапать. Если вы бережно относитесь к устройству и не желаете жертвовать комфортом его использования, стоит купить именно такую защиту.

Самые дорогие стекла — это лотерея: они могут реально быть очень прочными, но могут и оказаться обычным закаленным стеклом, продавец которого решил нажиться на легковерных клиентах. Однако даже из очень прочного стекла (которое прочнее, чем покрытие экрана) толку мало. Ведь оно может остаться целым, когда экран под ним разобъется, так как толщины и массы недостаточно для поглощения ударного импульса. Стекло ведь покупают, чтобы при падении оно приняло удар, но экран остался целым, а не наоборот.

Тест стекол разных ценовых категорий, черный iPhone 7 — под самым дорогим:

Бренд

Защитными стеклами торгуют куча китайских фирм, порой они просто продают OEM-товар одного производителя под разными шильдиками. Одна и та же компания может параллельно делать как годные, так и не очень, защитные стекла. Предприимчивые китайцы часто имитируют продукцию более известных брендов, и отличить подделку сложно. Но в целом проверенной репутацией пользуются компании Nillkin, Drobak, Mocolo.

Что еще нужно знать про защитное стекло

При покупке защитного стекла важно не забывать о некоторых нюансах, чтобы не заблуждаться, будто оно является панацеей от ударов и царапин.

Не все стекла защищают торец от удара

Если защитное стекло не достигает краев смартфона, то оно никак не защищает от удара в торец. А ведь его закаленные стекла тачскринов боятся больше всего, из-за имеющихся внутренних напряжений в структуре вещества. Для того, чтобы стекло треснуло при ударе в торец, достаточно приложить меньшую силу, чем при плоскостном ударе. Поэтому даже под защитым стеклом смартфон защищен не в полной мере. Спасти ситуацию позволяют резиновые или силиконовые чехлы и бамперы, прикрывающие торцы.

Стекло боится удара в торец

Для эффективной защиты 2,5D нужно «правильное» стекло

Экраны со шлифованными краями (тут мы писали о стекле 2,5D подробнее) сейчас применяются повсеместно, даже в китайских бюджетниках по 60 долларов. Такое решение украшает аппарат, делает более приятным его использование, но может снижать уровень прочности, так как обычное стекло не защищает торцы (см. предыдущий пункт).

Защита для 2,5D стекла

Для того, чтобы надежнее защитить экран со скругленными краями (2,5D или 3D), следует выбирать специальное стекло, имеющее изгиб. Оно способно прикрыть края и даже при торцевом ударе перенаправит импульс в плоскость, или треснет само, но оставит тачскрин целым.

При выборе защитного стекла помните: оно не делает экран неубиваемым, а лишь немного повышает его прочность. То есть, если без стекла экран разбивается при падении на камешек с высоты 1 метра, то со стеклом он уже треснет при таком же падении с 1,5 метров. Так что главная цель поклейки защиты – это страховка экрана от царапин и мелких сколов, а не придание смартфону неуязвимости. Не забывайте, что стекло – не панацея, бережно относитесь к смартфону, и он вас не подведет.

2.1 — Световые и энергетические характеристики

2.1.1 Световые характеристики

Световые характеристики определяются исключительно на основе видимой
части солнечного спектра (от 380 нм до 780 нм).

Коэффициент пропускания света ?v (LT) и коэффициент отражения ?v (LR)
определяются, соответственно, как доли видимого света, пропускаемого и
отражаемого остеклением.

Излучение, поглощаемое стеклом, невидимо и обычно в расчет не
принимается.

Световые коэффициенты

2.1.2 Энергетические характеристики

Когда лучи солнца попадают на стекло, общее падающее солнечное
излучение (в диапазоне от 300 нм до 2500 нм) ?e разбивается на:

  • долю ?e ?e отражаемого наружу, где ?e (или ER) — прямое отражение
    энергии остеклением
  • долю ?e ?e пропускаемого через стекло, где ?e (или DET) прямое
    пропускание энергии остеклением
  • долю ?e ?e поглощаемого стеклом излучения, где ?e (или EA) прямое
    поглощение энергии остеклением; поглощение энергии остеклением
    делится на:

    • долю qi ?e, излучаемого обратно внутрь помещения, где qi представляет
      собой коэффициент вторичной внутренней теплопередачи
    • долю qe ?e, излучаемого обратно наружу, где qe представляет собой
      коэффициент вторичной наружной теплопередачи.

Энергетические коэффициенты

Эти различные коэффициенты объединяются формулами:

pe + xe + ае = 1 или ER + DET + EA = 100

и

ае = q, + qe

Солнечный фактор g (или SF) представляет собой общую передачу энергии
(или коэффициент чистого притока солнечного тепла) через остекление;
таким образом, это сумма излучения, поступающего напрямую, а также
поглощенной и излученной повторно внутрь помещения:

g = те + q,

2.1.3 Селективность

Солнечная энергия, поступающая в любое помещение, полностью состоит
из солнечного излучения, т.е. ультрафиолетовых лучей, видимого света и
инфракрасного излучения.

Количество солнечной энергии, поступающей в здание, может быть
ограничено без снижения уровня освещенности благодаря использованию
высокоэффективного стекла с покрытием, препятствующего прохождению
УФ и ИК излучения, но пропускающего видимый свет. Подобные продукты с
покрытием обладают свойством, называемым «селективность».

Селективность остекления определяется как соотношение коэффициента
пропускания света (LT) к солнечному фактору (SF): селективность = LT/SF.
Селективность при любых условиях составляет от 0,00 до 2,33:

  • 0 непрозрачное стекло, коэффициент светопропускания которого
    равен 0
  • 2,33 — максимальная теоретически возможная селективность, поскольку
    свет составляет 43% солнечного спектра.

Чем ближе фактическое значение к 2,33, тем более селективным является
остекление.

Селективность

2.2 — Коэффициент цветопередачи

Видимые нами объекты — прозрачные, полупрозрачные или непрозрачные
— обладают своим особым цветом.

Цвет зависит от нескольких параметров, таких как:

  • падающий свет (тип освещения)
  • отражающие и пропускающие свойства объекта
  • чувствительность глаза наблюдателя
  • окружающей наблюдаемый объект среды, а также контраста между
    объектом и окружающими предметами.
  • Цвет объекта зависит от всех этих факторов, и наблюдатель не всегда
    воспринимает объект одинаково в зависимости, например, от времени
    суток или уровня естественной освещенности.

    Бесцветное стекло имеет природный зеленоватый оттенок в проходящем
    свете, связанный с химическим составом основного компонента, песка.
    Оптические характеристики окрашенных в массе стекол значительно
    различаются в зависимости от толщины. Бронзовое, серое, голубое
    и зеленое флоат-стекло снижает количество поступающей солнечной
    энергии и, соответственно, степень светопропускания.

    Таким образом, цвет самого стекла влияет на восприятие при просмотре
    через окрашенное в массе стекло.

    Коэффициент цветопередачи RD65 (Ra): коэффициент является
    количественным выражением разницы цвета восьми образцов тестовых
    цветов, освещенных непосредственно эталонным источником света
    D65, а также светом, исходящим от этого источника и проходящим
    через остекление. Чем выше значение, тем меньше искажается цвет при
    наблюдении через остекление.

Обзор значений LT, g, Ug и RD65

Наименование

продукта

Состав стекла

LT (%)

g (%)

Ug

RD65 (%)

Planibel Clear

4

90

86

5,8

99

Planibel Clearvision

4

92

91

5,8

100

Stratobel

44,2

88

77

5,5

98

Stratobel Clearvision

44,2

91

84

5,5

100

(1) Заполнение 90% аргон.
(2) Clearvision в качестве среднего листа

2.3 — Излучательная способность

Коэффициент эмиссии (ε) – emission (излучательная способность) –
способность стекла отражать направленное на него длинноволновое ИК
излучение (тепло).

Излучательная способность зависит от таких факторов как температура,
угол испускания и длина волны.

В целях повышения тепловой энергоэффективности (термоизоляционных
свойств) на сырое натрий-кальциевое стекло наносятся тонкопленочные
покрытия. Существует два основных метода нанесения: пиролитическое
покрытие способом химического осаждения из газовой фазы и
магнетронное напыление.

Стеклопакеты и стеклопакеты повышенной эффективности

К примеру, излучательная способность 0,2 означает, что 80% теплового
потока, поглощенного стеклом, отражается обратно в здание.
Математическая формула имеет следующий вид:

ε = AE = 1 – TR – RE = 1 – RE (потому что TR = 0)

Стандарт EN 12898 описывает метод замера нормальной излучательной способности εn. На практике при расчете теплопередачи используется приведенный коэффициент излучающей способности ε, полученный умножением нормальной излучающей способности на коэффициент,

учитывающий угловое распределение излучающей способности.
Лист бесцветного стекла обладает нормальной излучающей способностью
в 0,89, при этом использование пиролитического покрытия позволяет
достичь значений от 0,15 до 0,30, а для магнетронных покрытий от 0,01
до 0,04.

§
29. ФОТОМЕТРИЯ

Основные формулы


Световой поток Фv
испускаемый изотропным*
точечным ис­точником света в пределах
телесного угла ω, в вершине которого
находится источник, выражается формулой

Фv=Iω,

где I
— сила света источника; ω=2π(1 — cos);

— угол между осью конуса и его образующей.


Полный световой
поток, испускаемый изотропным точечным
источником света,

Ф0=I.

• Освещенность
поверхности определяется соотношением

Ev=Ф/S,

где S
— площадь поверхности, по которой
равномерно распределя­ется падающий
на нее световой поток Фv.

Освещенность,
создаваемая изотропным точечным
источником света,

Ev
=,

где r
расстояние от поверхности до
источника света; ε — угол падения лучей.

• Сила света любого
элемента поверхности косинусного
излуча­теля

I=I0cosφ,

где φ
— угол
между нормалью к элементу поверхности
и направ­лением наблюдения; I0
— сила света элемента поверхности по
на­правлению нормали к этому элементу.

• Яркость светящейся
поверхности

Lv=I/σ,
где I
— сила света в направлении наблюдения;
σ
— площадь про­екции светящейся
поверхности на плоскость, перпендикулярную
этому направлению.

• Светимость
определяется соотношением

Mv=Фv/S,

где Фv
— световой поток, испускаемый поверхностью;
S — пло­щадь этой
поверхности.

Светимость
косинусных излучателей

Мv=πLv.

Примечание.
В соответствии с ГОСТ 26148—84 световые
величины обо­значаются теми же буквами,
что и соответствующие им энергетические
вели­чины излучений. Отличаются
обозначения только индексами: е
для
энер­гетических величин и v
— для световых. Но в обозначениях
световых величин индекс v
разрешается опускать в тех случаях,
когда это не может привести к недоразумениям
(например, энергетическая яркость — Le
яркость — Lv
или L).

Примеры решения задач

Пример 1.
Прожектор ближнего освещения дает пучок
света в виде усеченного конуса с углом
раствора 2=40°.
Световой поток Ф прожектора равен 80
клм. Допуская, что световой поток
распре­делен внутри конуса равномерно,
определить силу света I
прожек­тора.

Решение. Сила
света I изотропного
источника равна отно­шению светового
потока Ф к телесному углу ω, в пределах
которо­го распространяется световой
поток, т. е.

I=Ф/ω. (1)

Выразим телесный
угол через угол раствора. Из рис. 29.1
сле­дует, что элементарный телесный
угол dω =2πsind.
Телесный угол, соответствующий углу
раствора 2
конуса, выразится интегралом:

,
или

ω=2π(1
— cos)
= 4 πsin2 (/2).

Подставив выражение
ω в формулу (1), получим

.

(2)

Произведя вычисления
по формуле (2), найдем I==211
ккд.

Пример 2.
Люминесцентная цилиндрическая лампа
диаметром d=2,5 см и
длиной l=40 см создает на расстоянии
r=5 м в направ­лении, перпендикулярном
оси лампы, освещенность Еv=2
лк. При­нимая лампу за косинусный
излучатель, определить; 1) силу света I
в данном направлении; 2) яркость L; 3)
светимость М лампы.

Решение. 1.
Больший из двух размеров лампы — длина
— в 12 раз меньше расстояния, на котором
измерена освещенность.

Следовательно,
для вычисления силы света в данном
направлении можно принять лампу за
точечный источник и применить формулу

E=I/r2,
откуда I=Er2.

Подставив
значения величин в эту формулу и произведя
вычис­ления, получим

I=25
кд.

2. Для вычисления
яркости применим формулу

L=I/σ,

где а — площадь
проекции протяженного источника света
на плос­кость, перпендикулярную
направлению наблюдения.

В случае цилиндрической
люминесцентной лампы проекция име­ет
форму прямоугольника длиной / и шириной
d. Следовательно,

L=I/(ld).

Произведя вычисления
по этой формуле, найдем

L=2,5
ккд/м2.

3. Так как
люминесцентную лампу можно считать
косинусным излучателем, то ее светимость

М=πL=7,9
клк.

Задачи*

Световой
поток, и сила света

29.1. Определить
силу света I точечного
источника, полный све­товой поток Ф
которого равен 1 лм.

29.2. Лампочка,
потребляющая мощность Р=75 Вт, создает
на расстоянии r=3 м при
нормальном падении лучей освещенность
E=8 лк. Определить
удельную мощность р лампочки (в
ваттах на канделу) и световую отдачу η
лампочки (в люменах на ватт).

29.3. В вершине
кругового конуса находится точечный
источник света, посылающий внутри конуса
световой поток Ф==76 лм. Сила света I
источника равна 120 кд. Определить телесный
угол ω и угол раствора 2
конуса.

29.4. Какую силу
тока I покажет
гальванометр, присоединен­ный к
селеновому фотоэлементу, если на
расстоянии r=75 см от
него поместить лампочку, полный световой
поток Ф0 которой ра­вен 1,2 клм?
Площадь рабочей поверхности фотоэлемента
равна 10 см2, чувствительность
i=300 мкА/лм.

Освещенность

29.5. Лампочка
силой света I=80 кд
находится на расстоянии а=2 м от
собирательной линзы с диаметром d=12
см и главным фокусным расстоянием f=40
см. Линза дает на экране, расположенном
на расстоянии b=30 см от
линзы, круглое светлое пятно. Найти
освещенность Е экрана на месте этого
пятна. Поглощением света в линзе
пренебречь.

29.6. При печатании
фотоснимка негатив освещался в течение
t1=3 с лампочкой
силой света I1==15
кд с расстояния r1=50
см. Определить время t2,
в
течение которого нужно освещать
негатив лампочкой силой света I2=60
кд с расстояния r2==2
м, чтобы полу­чить отпечаток с такой
же степенью почернения, как и в первом
случае?

29.7. На высоте
h=3 м над землей и на
расстоянии r=4 м от
сте­ны висит лампа силой света I=100
кд. Определить освещенность Е1
стены и Е2 горизонтальной
поверхности земли у линии их пересе­чения.

29.8. На мачте
высотой h=8 м висит
лампа силой света I=1 ккд. Принимая
лампу за точечный источник света,
определить, на ка­ком расстоянии l
от основания мачты освещенность Е
поверхности земли равна 1 лк.

29.9. Над центром
круглой площадки висит лампа. Освещенность
E1
в центре площадки равна 40 лк, Е2
на краю площадки равна 5 лк. Под каким
углом в падают лучи на край площадки?

29.10. Над центром
круглого стола радиусом r=80
см на высоте h=60 см
висит лампа силой света I=100
кд. Определить: 1) осве­щенность E1
в центре стола; 2) освещенность E2
на краю стола; 3) световой поток Ф, падающий
на стол; 4) среднюю освещенность <E>
стола.

29.11. На какой
высоте h над центром
круглого стола радиу­сом г= м
нужно повесить лампочку, чтобы освещенность
на краю стола была максимальной?

Яркость
и светимость

29.12. Отверстие
в корпусе фонаря закрыто плоским молочным
стеклом размером 10х15 см. Сила света I
фонаря в направлении, составляющем угол
φ=60° с нормалью, равна 15 кд. Определить
яркость L стекла.

29.13. Вычислить
и сравнить между собой силы света
раскален­ного металлического шарика
яркостью L1=3
Мкд/м2 и шарового светильника
яркостью L2=5
ккд/м2, если их диаметры d1
и d2
со­ответственно равны 2 мм и 20 см.

29.14. Светильник
из молочного стекла имеет форму шара
диа­метром d=20 см.
Сила света I шара равна
80 кд. Определить пол­ный световой
поток Ф, светимость М и яркость L
светильника.

29.15. Солнце,
находясь вблизи зенита, создает на
горизонталь­ной поверхности освещенность
E=0,1 Млк. Диаметр Солнца
виден под углом α =32′. Определить видимую
яркость L Солнца.

29.16. Длина l
раскаленной добела металлической нити
равна 30 см, диаметр d=0,2
мм. Сила света I нити
в перпендикулярном ей направлении равна
24 кд. Определить яркость L нити.

29.17. Яркость L
светящегося куба одинакова во всех
направле­ниях и равна 5 ккд/м2.
Ребро а куба равно 20 см. В каком
направ­лении сила света I
куба максимальна? Определить максимальную
силу света Imах
куба.

29.18. Светящийся
конус имеет одинаковую во всех
направле­ниях яркость B=2
ккд/м2. Основание конуса не светится.
Диаметр d основания
равен 20 см, высота h=15
см. Определить силу света I
конуса в направлениях: 1) вдоль оси; 2)
перпендикулярном оси.

29.19. На высоте
h=1 м над горизонтальной
плоскостью парал­лельно ей расположен
небольшой светящийся диск. Сила света
I0 диска в
направлении его оси равна 100 кд. Принимая
диск за то­чечный источник с косинусным
распределением силы света, найти
освещенность Е горизонтальной
плоскости в точке А, удаленной на
расстояние r=3 м от
точки, расположенной под центром диска.

29.20. На какой
высоте h над горизонтальной
плоскостью (см. предыдущую задачу) нужно
поместить светящийся диск, чтобы
осве­щенность в точке А была
максимальной?

29.21. Определить
освещенность Е, светимость М и
яркость L киноэкрана, равномерно
рассеивающего свет во всех направлениях,
если световой поток Ф, падающий на экран
из объектива киноаппа­рата (без
киноленты), равен 1,75 клм. Размер экрана
5х3,6 м, ко­эффициент отражения ρ=0,75.

29.22. На какой
высоте h нужно повесить лампочку
силой све­та I=10 кд
над листом матовой белой бумаги, чтобы
яркость L бу­маги была равна 1
кд/м2, если коэффициент отражения
ρ бумаги равен 0,8?

29.23. Освещенность
Е поверхности, покрытой слоем сажи,
рав­на 150 лк, яркость L одинакова
во всех направлениях и равна 1 кд/м2.
Определить коэффициент отражения ρ
сажи.

*
Источник называется изотропным, если
сила света источника одина­кова во
всех направлениях.

*
При решении задач по фотометрии
электрические лампочки принимать за
изотропные точечные источники света.

75

Соседние файлы в папке Чертов Задачи_6. Оптика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Общие сведения

Освещенность — это световая величина, которая определяет количество света, попадающего на определенную площадь поверхности тела. Она зависит от длины волны света, так как человеческий глаз воспринимает яркость световых волн разной длины, то есть разного цвета, по-разному. Освещенность вычисляют отдельно для волн разной длины, так как люди воспринимают свет с длиной волны в 550 нанометров (зеленый), и цвета, находящиеся рядом в спектре (желтый и оранжевый), как самые яркие. Свет, образуемый более длинными или короткими волнами (фиолетовый, синий, красный) воспринимается, как более темный. Часто освещенность связывают с понятием яркости.

Освещенность обратно пропорциональна площади, на которую падает свет. То есть, при освещении поверхности одной и той же лампой, освещенность большей площади будет меньше, чем освещенность меньшей площади.

Разница между яркостью и освещенностью

ЯркостьОсвещенность

В русском языке слово «яркость» имеет два значения. Яркость может означать физическую величину, то есть характеристику светящихся тел, равную отношению силы света в определенном направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Также она может определять более субъективное понятие об общей яркости, которое зависит от многих факторов, например особенностей глаз того, кто смотрит на этот свет, или количества света в окружающей среде. Чем меньше света вокруг, тем ярче кажется источник света. Чтобы не путать эти два понятия с освещенностью стоит запомнить, что:

яркость

характеризует свет,
отраженный
от поверхности светящегося тела или посылаемый этой поверхностью;

освещенность

характеризует
падающий
на освещаемую поверхность свет.

В астрономии яркость характеризует как излучающую (звезды), так и отражающую (планеты) способность поверхности небесных тел и измеряется по фотометрической шкале звездных яркостей. Причем, чем ярче звезда, тем меньше величина ее фотометрической яркости. Самые яркие звезды имеют отрицательную величину звездной яркости.

Единицы измерения

Освещенность чаще всего измеряют в единицах СИ люксах

. Один люкс равен одному люмену на квадратный метр. Те, кто предпочитают метрическим единицам имперские, используют для измерения освещенности
фут-канделу
. Часто ее применяют в фотографии и кино, а также в некоторых других областях. Фут в названии используется потому, что одна фут-кандела обозначает освещенность одной канделой поверхности в один квадратный фут, которую измеряют на расстоянии одного фута (чуть больше 30 см).

Экспонометр «Сверловск-4», сделанный в СССР в 80-x

Фотометр

Фотометр — это устройство, которое измеряет освещенность. Обычно свет поступает на фотодетектор, преобразуется в электрический сигнал и измеряется. Иногда встречаются фотометры, которые работают по другому принципу. Большая часть фотометров показывают информацию об освещенности в люксах, хотя иногда используются и другие единицы. Фотометры, называемые экспонометрами, помогают фотографам и операторам определить выдержку и диафрагму. Кроме этого фотометры используют для определения безопасной освещенности на рабочем месте, в растениеводстве, в музеях, и во многих других отраслях, где необходимо знать и поддерживать определенную освещенность.

Что такое Люмен и люкс

Любой источник света можно охарактеризовать силой излучения. В международной системе она измеряется в канделах (Лд). Производной от канделы является величина, характеризующая световой поток – люмен, сокращенно – Лм. То есть, Люмен – это единица измерения светового потока.

Какое-то количество световых лучей, измеряемых в Лм, падает на поверхность с определенной площадью, от чего она становится освещенной. Люкс – это и есть единица измерения освещенности, которая тесно связана с люменом.

Отличие же Ватта заключается в том, что он обозначает количество потребляемой энергии. Это значение показывает не число испускаемых лучей, а сколько энергии будет тратиться при работе светодиода. Например, лампочка мощностью 200 Вт потребляет больше электроэнергии, чем 100 Вт.

Обратите внимание! На современных лампах и продукции со светодиодами указывается величина испускаемого света в люменах, либо значение светоотдачи в Лм на Вт.

На упаковке продукции обязательно находится информация о том, какое количество света она дает. Можно заметить, что показатель ламп накаливания равен 12 Люмен к 1 Ватту, в то время, как светодиодные устройства дают до 90 Люмен на каждый Ватт. У люминесцентных ламп максимальное освещение при потреблении энергии – 60 Лм на Вт.

Вам это будет интересно Требуемая освещенность в помещении

Важно! Воспользовавшись таким подходом, не всегда можно получить верные результаты, ведь даже у продукции одинакового типа с эквивалентной мощностью может быть разное соотношение.

Ниже приведена таблица, где представлены точные значения перевода Ватт в люмены для лампочек:

Лампа накаливания, мощность в Ватт Люминесцентная лампа, мощность в Ватт Светодиодная лампочка, мощность в Ватт Световой поток в люменах
20 5–7 2–3 250
40 10–13 4–5 400
60 15–16 8–10 700
75 18–20 10–12 900
100 25–30 12–15 1200
150 40–50 18–20 1800
200 60–80 25–30 2500

Из таблицы следует, что светодиодная лампа со световым потоком 600 Лм не является эквивалентом лампы накаливания 60 Вт, а 1000 Лм – не эквивалент прибора освещения в 100 Вт.

Освещенность в фото- и видеосъемке

Видеосъемка

В большинстве современных камер имеются встроенные экспонометры, упрощающие работу фотографа или оператора. Экспонометр необходим для того, чтобы фотограф или оператор могли определить, сколько света нужно пропустить на пленку или фотоматрицу в зависимости от освещенности снимаемого объекта. Освещенность в люксах преобразуется экспонометром в возможные комбинации выдержки и диафрагмы, которые потом выбираются вручную или автоматически, в зависимости от того, как настроена камера. Обычно предлагаемые комбинации зависят от настроек в камере, а также от того, что фотограф или оператор хочет изобразить. В студии и на съемочной площадке часто используют внешний или встроенный в камеру экспонометр, чтобы определить, достаточно ли освещения обеспечивают используемые источники света.

Для получения хороших фотографий или видеоматериала в условиях плохого освещения на пленку или фотоматрицу должно попасть достаточное количество света. Этого не трудно добиться с помощью фотоаппарата — нужно только установить правильную экспозицию. С видеокамерами дело обстоит сложнее. Для видеосъемки высокого качества обычно нужно устанавливать дополнительное освещение, иначе видео будет слишком темным или с сильным цифровым шумом. Это не всегда возможно. Некоторые видеокамеры специально разрабатывают для съемки в условиях слабой освещенности.

Камеры, предназначенные для съемки в условиях слабой освещенности

Камера и объектив для сотового телефона

Есть два вида камер для съемок в условиях слабой освещенности: в одних используется оптика более высокого уровня, а в других — более совершенная электроника. Оптика пропускает больше света в объектив, а электроника лучше обрабатывает даже тот малый свет, что попадает в камеру. Обычно именно с электроникой связаны проблемы и побочные эффекты, описанные ниже. Светосильная оптика позволяет снять видео более высокого качества, но ее недостатки — дополнительный вес из-за большого количества стекла и значительно более высокая цена.

Объектив и фотоматрица типа ПЗС 1/1,7 дюймов (7,60 x 5,70 мм) для компактной камеры

Кроме этого, на качество съемки влияет установленная в видео- и фотокамерах одноматричная или трехматричная фотоматрица. В трехматричной матрице весь поступающий свет делится с помощью призмы на три цвета — красный, зеленый и синий. Качество изображения в темных условиях лучше в трехматричных камерах, чем в одноматричных, так как при прохождении через призму рассеивается меньше света, чем при его обработке фильтром в одноматричной камере.

Существует два основных вида фотоматриц — на приборах с зарядовой связью (ПЗС) и выполненные на основе КМОП-технологии (комплементарный металлооксидный полупроводник). В первом обычно установлен датчик, на который поступает свет, и процессор, который обрабатывает изображение. В КМОП-матрицах датчик и процессор обычно объединены. В условиях недостаточного освещения камеры с ПЗС-матрицами обычно дают изображение лучшего качества, а достоинства КМОП-матриц в том, что они дешевле и потребляют меньше энергии.

Полноформатная фотоматрица типа КМОП размером 24 x 36 мм для профессиональной цифровой зеркальной камеры Canon 5D Mark II

Размер фотоматрицы также влияет на качество изображения. Если съемка происходит с малым количеством света, то чем больше матрица — тем лучше качество изображения, а чем меньше матрица — тем больше проблем с изображением — на нем появляется цифровой шум. Большие матрицы устанавливают в более дорогих камерах, и для них необходима более мощная (и, как следствие — тяжелая) оптика. Фотокамеры с такими матрицами позволяют снимать профессиональное видео. Например, в последнее время появился ряд фильмов полностью снятых на такие камеры как Canon 5D Mark II или Mark III, у которых размер матрицы — 24 x 36 мм.

Производители обычно указывают, в каких минимальных условиях может работать камера, например при освещенности от 2 люкс. Эта информация не стандартизирована, то есть производитель решает сам, какое видео считать качественным. Иногда две камеры с одним и тем же показателем минимальной освещенности дают разное качество съемки. Альянс отраслей электронной промышленности EIA (от английского Electronic Industries Association) в США предложил стандартизированную систему определения светочувствительности камер, но пока он используется только некоторыми производителями и не принят повсеместно. Поэтому часто, чтобы сравнить две камеры с одинаковыми световыми характеристиками, нужно испробовать их в действии.

На данный момент любая камера, даже рассчитанная на работу в условиях низкой освещенности, может давать картинку низкого качества, с высокой зернистостью и послесвечением. Чтобы решить некоторые из этих проблем возможно предпринять следующие шаги:

Если света недостаточно и объект статичный, лучшие результаты получаются, если установить камеру на штатив

  • Снимать на штативе;
  • Работать в ручном режиме;
  • Не использовать режим переменного фокусного расстояния, а вместо этого перенести камеру как можно ближе к объекту съемки;
  • Не использовать автоматическую фокусировку и автоматический выбор ISO — при большей величине ISO увеличивается шум;
  • Снимать с выдержкой в 1/30;
  • Использовать рассеянный свет;
  • Если нет возможности установить дополнительное освещение, то использовать весь возможный свет вокруг, например уличные фонари и лунный свет.

Несмотря на отсутствие стандартизации о чувствительности камер к освещенности, для ночной съемки все равно лучше выбрать камеру, на которой указано, что она работает при 2 люкс или ниже. Также следует помнить, что даже если камера действительно хорошо снимает в темных условиях, ее чувствительность к освещенности, указанная в люксах — чувствительность к свету, направленному на объект, но камера на самом деле получает свет, отраженный от объекта. При отражении часть света рассеивается, и чем дальше камера от объекта — тем меньше света попадает в объектив, что ухудшает качество съемки.

Нормы яркости света

Показатель свыше 160 000 кандел на м2 вызывает неприятные ощущения в глазах и слезоточивость. Поэтому производители ламп увеличивают площадь источников света (нить накаливания лампочки) за счет крупных матовых плафонов. Такой свет приятней и безопасней для органов зрения человека, не оказывает негативного воздействия на концентрацию внимания.

Нормы яркости по ГОСТ Р 52870-2007

Измеряя этот показатель, учитывают:

  • При адаптации к свету данная величина должна быть ≥ 10 кд/м2, к тени – не более 0,01 кд/м2.
  • На экранах этот параметр для монохромного изображения в норме должен составлять свыше 3 000 кд/м2, цветного – 10 000 кд/м2 (при этом, для каждого цвета более 1 500 кд/м2).
  • При определении этого светового показателя в разных точках экрана разница между максимальным и минимальным числами определяется отношением первого значения ко второму, и величина должна быть в пределах от 0 до 0,7.
  • Ночные показатели яркости должны быть в 2–100 раз меньше дневных.

Обратите внимание! Яркость мониторов при наличии внешнего освещения не нормируется.

Яркость света – это очень важный параметр, влияющий на зрение и работоспособность человека, и им не стоит пренебрегать. Таким образом, для безвредной работы с монитором внутри помещения, можно установить на устройство регулятор яркости, который будет менять ее показатели в 10–100 раз, в зависимости от времени суток и наличия естественного освещения.

Вам это будет интересно Как воздействует электрический ток на организм человека

Экспозиционное число

Одна и та же фотография с разными экспозиционными числами

Экспозиционное число

(англ. Exposure Value, EV) — целое число, характеризующее возможные комбинации
выдержки
и
диафрагмы
в фото, кино- или видеокамере. Все сочетания выдержки и диафрагмы, при которых на пленку или светочувствительную матрицу попадает одинаковое количество света, имеют одинаковое экспозиционное число.

Несколько комбинаций выдержки и диафрагмы в камере при одном и том же экспозиционном числе позволяют получить примерно одинаковое по плотности изображение. Однако изображения при этом будут различными. Это связано с тем, что при разных значениях диафрагмы глубина резко изображаемого пространства будет различной; при разных значениях выдержки изображение на пленке или матрице будет находиться разное время, в результате чего оно будет в разной степени смазано или совсем не смазано. Например, сочетания f/22 — 1/30 и f/2.8 — 1/2000 характеризуются одним и тем же экспозиционным числом, но первое изображение будет иметь большую глубину резкости и может оказаться смазанным, а второе будет иметь малую глубину резкости и, вполне возможно, совсем не будет смазанным.

На левом снимке за счет длинной выдержки подчеркнуто движение воды, в то время как на правом снимке за счет относительно короткой выдержки движение не так заметно и вода изображена резко

Бóльшие значения EV используются, если объект съемки лучше освещен. Например, экспозиционное число (при светочувствительности ISO 100) EV100 = 13 можно использовать при съемке ландшафта, если на небе имеется облачность, а EV100 = –4 годится для съемки яркого полярного сияния.

По определению,

EV = log2 (N

2/
t
)

или

2EV = N

2/
t
, (1)

    где

  • N
    — диафрагменное число (например: 2; 2,8; 4; 5,6, и т. д.)
  • t
    — выдержка в секундах (например: 30, 4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/30, 1/100, и т. д.)

Зависимость глубины резкости от величины диафрагмы при одном и том же экспозиционном числе

Например, для комбинации f/2 и 1/30, экспозиционное число

EV = log2(22/(1/30)) = log2(22 × 30) = 6.9 ≈ 7.

Это число может быть использовано для съемки ночных сцен и освещенных витрин. Комбинация f/5.6 с выдержкой 1/250 дает экспозиционное число

EV = log2 (5.62/(1/250)) = log2 (5.62 × 250) = log2 (7840) = 12.93 ≈ 13,

которое можно использовать для съемки пейзажа с облачным небом и без теней.

Следует отметить, что аргумент логарифмической функции должен быть безразмерным. В определении экспозиционного числа EV игнорируется размерность знаменателя в формуле (1) и используется только численное значение выдержки в секундах.

Одинаковое экспозиционное число 12 установлено на пленочной камере Зенит-ЕТ и цифровой камере Canon 5D Mark II

Взаимосвязь экспозиционного числа с яркостью и освещенностью объекта съемки

Определение экспозиции по яркости света, отраженного от объекта съемки

Определение экспозиции путем измерения люксметром отраженного от объекта съемки света

При использовании экспонометров или люксметров, измеряющих отраженный от объекта съемки свет, выдержка и диафрагма связаны с яркостью объекта съемки следующим соотношением:

N

2/
t
=
LS
/
K
(2)

Здесь

  • N
    — диафрагменное число;
  • t
    — выдержка в секундах;
  • L
    — усредненная яркость сцены в канделах на квадратный метр (кд/м²);
  • S
    — арифметическое значение светочувствительности (100, 200, 400, и т. д.);
  • K
    — калибровочный коэффициент экспонометра или люксметра для отраженного света; Canon и Nikon используют K = 12.5.

Из уравнений (1) и (2) получаем экспозиционное число

EV = log2 (LS

/
K
)

или

2EV = LS

/
K
При K

= 12,5 и ISO 100, имеем следующее уравнение для яркости:

2EV = 100L

/12.5 = 8
L
L

= 2EV/8 = 2EV/23 = 2EV–3.

Эта формула используется в конвертере для преобразования экспозиционного числа в кд/м² и наоборот.

Определение экспозиции по освещенности объекта съемки (падающий свет)

Определение экспозиции путем измерения люксметром света, падающего на объект съемки

При использовании экспонометров или люксметров, измеряющих падающий на объект съемки свет, выдержка и диафрагма связаны с освещенностью объекта съемки следующим соотношением:

N

2/
t
=
ES
/
C
,

где

  • N
    — диафрагменное число;
  • t
    — выдержка в секундах;
  • E
    — усредненная освещенность сцены, измеренная в люксах;
  • S
    — арифметическое значение светочувствительности (100, 200, 400, и т. д.);
  • C
    — калибровочный коэффициент экспонометра или люксметра для отраженного света; обычно используется C = 250.

При C = 250 and ISO 100, получаем следующую зависимость экспозиционного числа от освещенности объекта съемки:

2EV = ES

/
C
= 100/250
E
= 0.4 ×
E
E

= 2.5 × 2EV.

Эта формула используется в конвертере освещенности для преобразования экспозиционного числа в люксы и наоборот.

Следует отметить, что если посмотреть на таблицу соответствия экспозиционных чисел и яркости (для ISO 100 и K = 12.5) и освещенности (для ISO 100 и C = 250) объекта съемки, можно подумать, что она допускает прямое преобразование кд/м² в люксы и наоборот. Однако это не так, поскольку в люксах измеряется освещенность, то есть, количество света, падающее на поверхность, в то время как канделы на кв. метр используются для измерения яркости объекта, то есть, отраженного от поверхности объекта света. Количество отраженного света, то есть, яркость объекта, определяется свойствами поверхности объекта и ее текстурой. Например, поверхность, покрытая черным бархатом, может быть освещена очень ярким источником света, но при этом иметь очень низкую яркость. В то же время, белый автомобиль с глянцевой поверхностью может иметь большую, чем черный бархат, яркость при более слабом освещении. Фотографы знают, как трудно снять модель в черном бархатном платье на фоне белого автомобиля и наоборот, модель в белом свадебном платье на фоне черного автомобиля.

Пример условий освещения, при которых это экспозиционное число можно использовать

Конвертер яркости Конвертер освещённости Пример условий освещения, при которых это экспозиционное число можно использовать
EV кд/м² fL лк фут·кд
-4 0,008 0,0023 0,156 0,015 Яркое полярное сияние
-3 0,016 0,0046 0,313 0,029 Пейзаж при освещении лунным светом, полная луна
-2 0,031 0,0091 0,625 0,058 Пейзаж при освещении лунным светом, полная луна
-1 0,063 0,018 1,25 0,116 Пейзаж при освещении лунным светом, полная луна, легкая облачность
0 0,125 0,036 2,5 0,232 Плохо освещенное помещение
1 0,25 0,073 5 0,465 Здания вдали или пейзаж с силуэтами на фоне неба при слабом
2 0,5 0,146 10 0,929 Здания вдали при искусственном освещении
3 1 0,292 20 1,86 Архитектура при искусственном освещении
4 2 0,584 40 3,72 Рождественская елка или улицы, освещенные фонарями
5 4 1,17 80 7,43 Автомобили ночью
6 8 2,33 160 14,9 Витрины ночью
7 16 4,67 320 29,7 Ночные улицы
8 32 9,34 640 59,5 Ночные улицы с ярким искусственным освещением
9 64 18,7 1280 119 Пожары, костры, спорт при искусственном освещении
10 128 37,4 2560 238 Неоновая реклама
11 256 74,7 5120 476 Пейзажи сразу после заката
12 512 149 10240 951 Пейзажи во время заката или при сильной сплошной облачности
13 1024 299 20480 1903 Пейзажи перед закатом
14 2048 598 40960 3805 Пейзажи при солнечном свете и сильно загрязненной атмосфере (дымом пожаров или выхлопными газами)
15 4096 1195 81920 7611 Пейзажи при хорошем солнечном освещении
16 8192 2391 163840 15221 Снежные пейзажи или пустыня при солнечном освещении

Подробнее об экспозиционном числе.

Освещенность и музейные экспонаты

Статуя в Версальском дворце, Франция

Скорость, с которой ветшают, выцветают и иным образом портятся музейные экспонаты, зависит от их освещенности и от силы источников света. Сотрудники музеев измеряют освещенность экспонатов, чтобы убедиться, что на экспонаты попадает безопасное количество света, а также и для того, чтобы обеспечить достаточно света для посетителей, чтобы они могли хорошо рассмотреть экспонат. Освещенность можно измерить фотометром, но во многих случаях это бывает нелегко, так как он должен находиться как можно ближе к экспонату, а для этого часто необходимо убрать защитное стекло и выключить сигнализацию, а также получить на это разрешение. Чтобы облегчить задачу, работники музея часто пользуются фотоаппаратами как фотометрами. Конечно, это не замена точным измерениям в ситуации, где найдена проблема с количеством света, который попадает на экспонат. Но для того, чтобы проверить, нужна ли более серьезная проверка с фотометром, фотоаппарата вполне достаточно.

Экспозиция определяется фотоаппаратом на основе показаний об освещенности, и, зная экспозицию, можно найти освещенность, проделав ряд несложных вычислений. В этом случае сотрудники музеев пользуются либо формулой, либо таблицей с переводом экспозиции в единицы освещенности. Во время вычислений не стоит забывать, что камера поглощает часть света, и учитывать это в конечном результате.

Садоводы знают, что разные растения требуют разное количество света; для оценки освещенности растений можно использовать люксметры

Что измеряется в люменах и люксах

Люмен и Люкс — это единицы измерения яркости излучения и освещенности помещения. Это более точные величины, чем мощность, поскольку источники света с одинаковыми показателями, но различными КПД и спектральными характеристиками, излучают неодинаковый поток света.

Вам это будет интересно Как проверить фазу и ноль

Однако стоит помнить, что на уровень яркости влияет не только источник освещения, но и 2 других фактора:

  • Длина волны излучаемого света – освещение с цветовой температурой 4200 Кельвинов (лампа дневного излучения) лучше воспринимается зрением, чем показатель, приближенный к желтому или красному участку спектра.
  • Направление распространения света – узконаправленные приборы позволяют сконцентрировать излучение света в нужном месте, без необходимости установки ярких светильников.

Добавить комментарий