Единицы языка |
---|
по уровням |
Синтаксический |
Лексический |
|
Морфемный |
|
Морфонологический |
|
Фонологический |
|
Едини́ца языка́ (языковая единица) — элемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам[1] в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Может быть разложима на единицы низшего уровня.
В отношении разложимости различают простые и сложные единицы: простые абсолютно неделимы (морфема как значимая единица, фонема); сложные делимы, однако деление обязательно обнаруживает единицы низшего языкового уровня.[2]
Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.
Классификация единиц[править | править код]
По признаку наличия звуковой оболочки выделяются следующие типы единиц языка[2]:
- материальные — имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово, предложение);
- относительно-материальные — имеют переменную звуковую оболочку (модели строения слов, словосочетаний, предложений, обладающие обобщённым конструктивным значением, воспроизводимым во всех построенных согласно им единицах);
- единицы значения — не существуют вне материальных или относительно-материальных, составляя их смысловую сторону (сема, семема).
Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются[2]:
- односторонние — не имеют собственного значения (фонема, слог); участвуют в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним единицам относят и сами звуковые оболочки;
- двусторонние — помимо звучания, наделены значением (морфема, слово, фразеологическая единица, предложение). Могут также называться высшими единицами языка.[3]
«Эмические» и «этические» единицы[править | править код]
Для материальных единиц языка характерно одновременно существование в виде множества вариантов — используемых в речи звуковых отрезков — и в виде абстрактного инварианта — множества всех вариантов. Для обозначения вариантов единиц существуют так называемые «этические» (от англ. phonetic) термины (аллофон, фон; алломорф, морф), для обозначения инвариантов — «эмические» (от англ. phonemic) термины (фонема, морфема, лексема и т. д.). Оба термина принадлежат американскому языковеду К. Л. Пайку. В большинстве направлений лингвистики «этические» и соответствующие им «эмические» единицы относятся к одному уровню языка[2].
Единицы речи[править | править код]
Единицы речи возникают в результате комбинации единиц языка в речевой цепи. К ним относятся словосочетания (кроме фразеологизмов) и предложения, а также производные и сложные слова, свободно образуемые в речи по тем или иным правилам; прочие слова, а также фонемы и морфемы являются единицами языка[2].
Характеристика единиц[править | править код]
Несмотря на существенные расхождения в трактовке единиц языка в рамках различных научных направлений, можно выделить универсальные, обнаруживаемые во всех языках свойства единиц. Так, фонема представляет собой класс фонетически сходных звуков (впрочем, многие лингвисты не считают данное условие удовлетворительным; так, Л. В. Щерба полагал, что «единство оттенков одной фонемы обусловлено не их фонетическим сходством, а невозможностью различать слова и формы слов в данном языке»[4]; Р. И. Аванесов и В. Н. Сидоров отмечали, что «различные звучания, которые взаимно исключаются в одном и том же положении, являются разновидностями одной и той же фонемы, как бы сильно они ни отличались друг от друга по образованию и качеству»[5]), объединённых тождеством функций, морфема является синтаксически несамостоятельной двусторонней единицей, слово синтаксически самостоятельно, предложение — единица речи, состоящая из слов. Таким образом, различные языки могут быть описаны с использованием одних и тех же терминов[2].
Отношения единиц[править | править код]
Единицы языка вступают друг с другом в отношения трёх типов[2]:
- парадигматические;
- синтагматические;
- иерархические (менее сложные единицы низших уровней входят в единицы высших).
Отношения первых двух типов возможны лишь между единицами, относящимися к одному уровню.
Примечания[править | править код]
- ↑ Булыгина Т. В. Единицы языка // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Единицы языка // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Ахманова О. С. Единицы языка // Словарь лингвистических терминов. — Изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 576 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-484-00932-9.
- ↑ Зиндер Л. Р., Матусевич М. И. Л. В. Щерба. Основные вехи его жизни и научного творчества.
- ↑ Аванесов Р. И., Сидоров В. Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Часть I: фонетика и морфология. — М.: Учпедгиз, 1945.
Русский язык
10 класс
Урок № 3
Тема: «Единицы языка. Языковая норма»
Перечень рассматриваемых вопросов
- Что такое единицы языка?
- Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
- Как зависит единица языка от контекста?
- Как соотносятся единицы языка между собой?
- Что такое языковая норма?
Глоссарий по теме
Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.
Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
Морфема – минимальная значимая единица языка.
Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.
Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.
Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.
Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.
Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.
Литература по теме
Основная литература
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.
Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.
Дополнительная литература
1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.
Материал для самостоятельного изучения
На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.
В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.
Когда судов широкий вес
Был пролит на груди,
Мы говорили: видишь, лямка
На шее бурлака.
Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.
Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.
Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.
Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Найдите соответствия между двумя множествами:
- Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
- Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Решение:
В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.
Задание 2.
Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
Дыр бул щыл
убещур
скум
вы со бу
р л эз
На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.
Решение:
Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.
Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Язык как структура и система
Впервые о системно-структурном строении языка заявил в XIX в. лингвист Фердинанд де Соссюр. В эпоху Соссюра в языкознании господствовал сравнительно-исторический метод, и язык изучался в диахронии, поэтому учёных интересовало не его устройство, а сдвиги, происходившие в языке и повлекшие за собой изменения в его фонетике и грамматических законах.
Ф. де Соссюр обратил внимание на необходимость изучения языка на синхронном срезе, в момент его стабильного, устойчивого состояния. В качестве основного свойства языка лингвист выделил системность связей и структурность организации. Рассмотрим данные понятия подробнее.
Системность Соссюр понимал как базовое свойство языка, рассматривая его как совокупность элементов и их связей. Данное представление о языке является доминирующим и в современной лингвистике. Системность языка, по Соссюру проявлялась в том, что свойства элементов были обусловлено местом (иначе – позицией), которую они занимали относительно других элементов. Соссюр обозначил это понятием ценности (или значимости) элемента. Таким образом, языковая система предстала как совокупность сложно организованных противопоставлений, где значимые отличия формируют свойство элементов. Этот принцип положен в основу современного системного подхода к языковым фактам. Например, в фонетике фонемы как инварианты звуков выделяются именно на основе оппозиций: каждая фонема отличается набором значимых признаков, противопоставляющих её другим и одновременно выделяющих её среди остальных фонем.
Структурность языка проявляется в том, что язык сложно организован. Он представляет собой иерархию единиц, объединенных по выполняемым функциям в уровни, каждый из которых является базой для образования единиц других, более высоких уровней. В основу вычленения структуры языка лежит принцип выделения минимальных единиц – носителей определённого значения. В соответствии с вычленяемыми единицами можно говорить о четырёх базовых и двух вспомогательных уровнях. К основным уровням относятся:
- Фонетический, основной единицей которого является фонема / звук. Это, по всей видимости, минимальная значащая единица, способная выполнять функцию различения звуковых оболочек лексем: пар – бар, лук – люк, роза – риза.
- Морфемный, базовой единицей для которого является морфема, представляющая собой минимальную далее не членимую значащую часть слова и выполняющая ряд функций: 1) строительную; 2) словообразовательную; 3) формообразующую; 4) словоизменительную.
- Лексический, в центре которого находится слово как носитель словарного значения (смысла).
- Синтаксический, рассматривающий словосочетания как структурные единицы предложений и собственно предложения как основу коммуникации.
«Язык как структура и система: основные языковые единицы, уровни языка, системность языковых единиц» 👇
К вспомогательным уровням можно отнести словообразовательный и морфологический. Они являются не структурными, а функциональными, поскольку оперируют единицами базовых уровней, специализируясь на производстве новых слов и грамматических признаках лексем.
Основные языковые единицы, уровни языка, системность языковых единиц
Определение 1
Под языковой единицей следует понимать элемент системы языка, обладающий набором определённых системно-структурных свойств.
К ним относятся:
- Знаковая природа: языковые единицы (особенно лексического уровня) – это сложные знаки символической природы, выступающие универсальным кодом человеческой коммуникации и опосредующие все когнитивные процессы.
- Фиксированное место в структуре языка: любой элемент системы привязан к определённому её уровню и специализируется на выполнении ряда функций, характерных для всех единиц данного уровня.
- Системный (оппозиционный) характер связей с другими единицами: элемент системы выделяется только на основании противопоставления другим элементам. То есть язык существует как система значимых различий его составляющих.
- Двуединая природа, что проявляется в наличии плана выражения (звуковой и графической формы), а также плана содержания (грамматического и словарного, лексического).
- Коммуникативный характер: все языковые единицы играют важную роль в человеческом общении, выполняя смыслоразличительные, структурные, номинативные и собственно коммуникативные функции.
Определение 2
Система языковых уровней формируется как совокупность единиц, противопоставленных друг другу по строению, значению и выполняемым функциям.
Единицы связаны как внутри одного уровня (линейный тип связей), так и с единицами других уровней (парадигматический тип связей). Поясним это на примере. Лексемы связаны друг с другом разными типами отношений: полисемия, омонимия, синонимия. В то же время они связаны с морфемным уровнем, поскольку морфемы участвуют в процессах деривации – производстве новых слов, а также передают дополнительные оттенки значения (страшный – страшненький – значение оценки). Иные связи существуют у слов с единицами высших уровней: лексемы выступают строительным материалом для синтаксиса, а их грамматические признаки и возможности смысловой сочетаемости накладывают ограничения на создание высказываний.
Системные свойства единиц языка проявляются не только в наличии связей, но и в формировании значения каждого элемента системы только внутри неё самой. Вне системы единицы теряют свою значимость и функционал, утрачивая связи с другими составляющими.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Смотреть что такое ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ в других словарях:
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ
Воспроизводимые элементы языка, выделяющиеся относительно постоянными своими признаками в системе языка либо образующиеся непосредственно в актах реч… смотреть
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ (КЕ)
Базовые, основные единицы в системе языка, обладающие воспроизводимостью и исчислимостью в языке, имеющие формальные (материально-идеальные) показате… смотреть
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ (КЕ)
Базовые, основные единицы в системе языка, обладающие воспроизводимостью и исчислимостью в языке, имеющие формальные (материально-идеальные) показатели… смотреть
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ НЕКОНСТИТУТИВНЫЕ
Единицы, образующиеся непосредственно в актах речи, свидетельствующие о том, что язык не является жесткой системой. НКЕ опираются на строго организов… смотреть
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ НЕКОНСТИТУТИВНЫЕ (НКЕ)
Единицы, образующиеся непосредственно в актах речи, свидетельствующие о том, что язык не является жесткой системой. НКЕ опираются на строго организован… смотреть
Содержание
- 1 Структура и классификация единиц языка
- 2 Отношения между единицами языка
- 2.1 Парадигматические отношения
- 2.2 Синтагматические (сочетаемые) отношения
- 2.3 Иерархические отношения
Лингвисты выяснили, что язык – это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч. systema – целое, составленное из частей).
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы:
- фонема (звук),
- морфема,
- слово,
- словосочетание
- и предложение.
Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые, скажем фонемы, а есть и сложные – словосочетания, предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.
Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того, как «устроена» система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.
Структура и классификация единиц языка
Самая простая единица языка – фонема, неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот – кот различаются звуками [п], [б], [м], [к], представляющими собой разные фонемы.
Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, – ич-, – к-, – а. Морфема москв-(корень) содержит как бы указание на местность; – ич– (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; – к– (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы; – а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.
Относительной самостоятельностью обладает слово – следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка. В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.
Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас (главные слова выделены курсивом).
Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной.
Очень важно четко себе представлять структуру языка, т.е. уровни языка.
Отношения между единицами языка
Единицы языка могут быть связаны между собой
- парадигматическими,
- синтагматическими (сочетаемостными)
- и иерархическими отношениями.
Парадигматические отношения
Парадигматическими называются отношения между единицами одного и того же уровня, в силу которых эти единицы различаются и группируются. Единицы языка, находясь в парадигматических отношениях, являются взаимопротивопоставленными, взаимосвязанными и тем самым взаимообусловленными.
Единицы языка являются противопоставленными в силу их определенных различий: так, русские фонемы «т» и «д» различаются как глухая и звонкая; формы глагола пишу – писал – буду писать различаются как имеющие значения настоящего, прошедшего и будущего времени. Единицы языка являются взаимосвязанными, поскольку объединяются в группы по сходным признакам: так, русские фонемы «т» и «д» объединяются в пару в силу того, что обе они – согласные, переднеязычные, взрывные, твердые; указанные ранее три формы глагола объединяются в одну категорию – категорию времени, так как все они имеют временное значение.
Синтагматические (сочетаемые) отношения
Синтагматическими (сочетаемостными) называются отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в силу которых эти единицы связываются друг с другом, – это отношения между фонемами при их связи в слоге, между морфемами при их связи в слова, между словами при их связи в словосочетания. Однако при этом единицы каждого уровня строятся из единиц более низкого уровня: морфемы строятся из фонем и функционируют в составе слов (т. е. служат для построения слов), слова строятся из морфем и функционируют в составе предложений.
Иерархические отношения
Отношения между единицами разных уровней признаются иерархическими.