Как найти языковые средства публицистического текста

Публицистический стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется средствами массовой информации с целью воздействия на слушателей и читателей при освещении событий общественно-политической жизни.

Узнаем, что такое публицистический стиль речи в русском языке, указав его цель, стилевые черты, жанры, характерные языковые средства, отличающие его от других книжных стилей речи. Приведем примеры текстов публицистического стиля.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль — это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения.

Публицистику называют летописью современной жизни общества. С этой точки зрения можно утверждать, что она отражает текущую историю.

Публицистический стиль речи

Нет такой темы, которая ни интересовала бы журналистов. Публицистика обращена к злободневным политическим, социальным, культурным, философским, бытовым проблемам общества. С этой позиции отметим, что публицистический стиль речи реализуется для выражения достоверной и исчерпывающей информации читателей о важных событиях общественно-политической жизни.

В Германии завершились парламентские выборы. Как сообщает телеканал ARD, согласно предварительным данным Федеральной избирательной комиссии страны по итогам подсчёта данных всех 299 округов после подсчёта 100% бюллетеней во всех округах победу одержала Социал-демократическая партия Германии — она получает 25,7% голосов ( лидер — Олаф Шольц).

С другой стороны, этот стиль речи призван не только информировать, но и воздействовать на свою аудиторию, формировать у читателей определенный взгляд на обсуждаемые события и животрепещущие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, культуры, спорта, то есть в конечном итоге влиять на мировоззрение общества. Учитывая выявленную функциональность, определим, что такое публицистический стиль речи.

Определение

Публицистический стиль — это функциональная разновидность русского литературного языка, которая используется для информирования о важных событиях общественно-политической жизни и создания определенного мнения у читателей.

В связи с задачей воздействовать на людей публицистике присущи характерные стилевые черты:

  • призывность
  • яркость
  • эмоциональность

Этот функциональный стиль речи чаще всего оформляется в виде монолога об описываемом явлении или проблеме. Например, автор статьи о русском писателе Ф. М. Достоевском ведет доверительный разговор со своим читателем.

Герой наших дней

Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: «Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остаётся необычайно актуальной».

Основные признаки стиля

Публицистический стиль

Основная функция Воздействовать на общественное сознание, информируя широкие круги населения о важнейших актуальных событиях и проблемах современности, сформировать общественное мнение.
Жанры Информационные: заметка, репортаж, интервью.

Аналитические: корреспонденция, статья, рецензия.

Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе.

Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музыкальные композиции, направленные на решение социальных проблем.

Основные черты стиля
  • актуальность
  • оперативность
  • информативность
  • объективность
  • призывность
  • сочетание логичности с образностью
  • открытая оценочность
  • рекламность
  • ясность
  • четкость
  • доступность
  • стандартность
  • образ автора
Специфическая лексика
  • общественно-политическая лексика
  • сочетание лексико-стилистической особенности научного сочинения и ораторской речи
  • сочетание непринужденной живой разговорной речи и четкой упорядоченности литературного языка
  • тропы
  • эмоционально-экспрессивная лексика
  • афоризмы
  • чужая речь
Грамматические особенности Разнообразные виды синтаксических конструкций, стилистические фигуры; преобладание именных и глагольных частей речи.

Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи используется для освещения событий в различных сферах общественно-политической жизни. В соответствии с этим его жанровый диапазон достаточно широк. В устной речи публицистический стиль используется в выступлениях адвокатов, ораторов на митингах и собраниях, выступлениях политических и общественных деятелей по телевидению и радио.

Преобладающей формой публицистики является письменная речь, которая реализуется в жанрах:

  • публицистическая статья
  • очерк
  • заметка
  • интервью
  • репортаж
  • эссе
  • портретный очерк
  • путевые заметки
  • памфлет
  • фельетон

Жанры публицистического стиля

В качестве примера текста приведем отрывок очерка, опубликованного в журнале «Загадки истории», о женщине-танкистке Александре Ращупкиной.

В годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами на защиту Родины встали и женщины. Больше всего их насчитывалось в военно-медицинских учреждениях (70% младшего и среднего персонала), подразделениях связи (до 80%) и дорожных войсках (больше половины). Но вот с женщинами-танкистками все было по-иному: по оценкам ученых-историков в войсках женщин-танкисток насчитывалось не более 20. Поэтому военная судьба Александры Ращупкиной во всех смыслах уникальна. Ведь Александра, или Сашка-сорванец, как называли её сослуживцы, смогла повторить историю «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участницы войны с французами 1812 года.

Александра начала свой боевой путь в составе знаменитой 62-ой армии генерала Василия Чуйкова, на Сталинградском фронте. Отлично водила танк, и сослуживцы дали ей прозвище Санька-сорванец. Она принимала активное участие в освобождении Украины, Польши, проявляя при этом мужество и героизм. За три года службы женщина-танкист прошла с товарищами огонь и воду. Все это время служила механиком-водителем танка, и никто не догадывался, что рядом с ними находится женщина.

Виктор Приходько

Языковые средства публицистического стиля

Основу публицистики, как и любого стиля речи, составляет общеупотребительная нейтральная лексика русского языка. Вместе с тем публицистический стиль отличают характерные языковые средства.

В связи с освещением важных или злободневных событий для публицистики характерна общественно-политическая лексика (депутат, выборы, парламент, обороноспособность, консенсус), употребление морально-этических слов (согласие, сострадание, милосердие, вежливость), торжественных слов, фразеологизмов и речевых штампов (Отчизна, держава, воспрянуть, преодолеть, одержать победу, стоять насмерть, держать руку на пульсе).

В текстах публицистического стиля для реализации функции воздействия на читателей нередко используются эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, восклицания, риторические вопросы, побудительные предложения. В публицистике часто употребляются повторы и инверсия.

Видеоурок

Языковые особенности
ПС.

I.
На уровне лексики и фразеологии:

1. Общественно-политическая
лексика и фразеология;

2. Научная терминология
и специальная лексика (биосфера, ноосфера,
загрязнения окружающей среды, менеджер,
пиарщик, дефолт, инфляция, инвестиция);

3. Официально-деловая
лексика и фразеология (военнообязанный,
гражданин, по месту жительства, принять
меры);

4. Речевые штампы
– образные выражения, которые получили
широкое распространение;

5. Образные слова
и выражения, не превратившиеся в газетные
штампы;

6. Экспрессивно-оценочная
лексика. В ее состав могут входить:
разговорные, просторечные и жаргонные
слова, архаизмы, историзмы;

7. Авторские
неологизмы: окказионализмы (слова,
созданные с автором с определенной
целью, не получившие широкого
распространения и не входящие в словарный
состав языка);

8. Смешение высоких
и низких пластов лексики, разговорных
и книжных слов в зависимости от жанра.

II.
На уровне словообразования:

  1. Активность
    иноязычных суффиксов: изм, ация, зация
    (социализм, иммиграция, приватизация);

  2. Активность
    иноязычных приставок: а, анти, архи,
    гипер, дем, дез, контр, пост, транс, ультра
    (асоциальный, антиглобализм, архиважный,
    гиперактивный, демотивация,
    дезинформировать, контрнаступление,
    постмодернизм, транслитерация,
    ультрамодный).

III.
Синтаксические особенности ПС:

  1. Существительные
    в родительном падеже в роли несогласованного
    определения;

  2. Восклицательные
    и вопросительные предложения, риторические
    вопросы и обращения;

  3. Употребление
    «рубленной» прозы под воздействием
    разговорной речи: раннее утро;

  4. Предложения с
    междометиями, инверсией;

  5. Встречаются анафоры
    и эпифоры.

13. Тропы как стилистические средства лексического уровня.

Изобразительно-выразительные
средства (тропы и фигуры речи)

в ХС входят в общую образную систему
художественного текста.

Тропы – обороты
речи, в которых слово или выражение
употреблено в переносном значении, в
целях большей художественной
выразительности.

Виды тропов:

  1. Сравнение –
    образное выражение, в котором изображаемое
    явление уподобляется другому на основе
    общего признака, при это в объекте
    сравнения выявляются новые свойства.
    Сравнение может быть образовано при
    помощи союзов: как, словно, будто, точно
    (голос как крик ястребиный, но странно
    на чей-то похожий). Для сравнения могут
    быть использованы существительные в
    творительном падеже (он рассмеялся
    крысиным смешком). Сравнение может быть
    выражено прилагательным в сравнительной
    степени (над ним струя светлей лазури);

  2. Метафора (греческий
    – перенос) – троп, при котором образ,
    сформированный относительно одного
    класса объектов, прилагается к другому
    классу. Развернутая метафора, когда
    образ создается при помощи целого ряда
    предложений, словосочетаний и слов
    (вот охватывает ветер стаи туч объятьем
    крепким и бросает их с размаху в дикой
    злобе на утесы, разбивая…). Генитивная
    метафора – троп, в котором сравниваемый
    объект стоит в родительном падеже, а
    объект – в именительном падеже (жемчуга
    островов, ливни огней, холодный сумрак
    аметистов);

  3. Эпитет – образное
    определение (прилагательное). Они могут
    быть: индивидуальные (мармеладное
    настроение);

  4. Метонимия
    (переименование) – троп, который
    переносит наименование предмета на
    другой класс или отдельный предмет,
    который ассоциируется по нескольким
    признакам: а) материал и изделие из
    этого материала; б) художник, композитор,
    поэт и его произведение (читал охотно
    Апулея, а Цицерона не читал); в) действие
    и его результат (и каждый быстрый поворот
    все новую с собой несет игру и сочетание);
    г) человек и часть его организма (страх
    орет из сердца); д) человек и атрибут
    его одежды (перо его местью дышит); е)
    содержимое и содержащее (еще тарелочку,
    портер и кресло – все кипит);

  5. Синекдоха –
    разновидность метонимии, представляет
    часть предмета, как целое или целое,
    как его часть, единственное число может
    употребляться во множественном и
    наоборот (все флаги в гости будут к нам,
    и слышно было до рассвета как ликовал
    француз);

  6. Олицетворение –
    предание свойств живых существ
    неодушевленным предметам (отговорила
    роща золотая);

  7. Оксюморон – троп,
    который соединяет 2 несоединимых
    предмета (мертвые души, живой труп,
    убогая роскошь, нищий богач);

  8. Гипербола
    (преувеличение) – троп, в котором в
    значении языкового выражение преувеличено
    до неправдоподобия (миллион терзаний,
    буйство глаз и полноводье чувств);

  9. Литота (преуменьшение)
    – троп, в котором малому присваиваются
    признаки малого (шпиц не более наперстка);

  10. Ирония (притворство,
    легкая насмешка). Отколи умная бредешь
    ты голова?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лексические средства публицистического стиля

  • общественно-политическая лексика:

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые  авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали ..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности (тропы):

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,( инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис  иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

  • повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие  предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же  привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

О чертах и жанрах публицистического стиля читать тут

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь 

Разгадать кроссворд онлайн — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Лексические средства публицистического стиля

Основные стилевые черты публицистического стиля и реализующие их языковые средства.

Публицистический стиль связан общественно-политическими, экономическими и культурными отношениями как сферой общественной коммуникации.

Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой — журналист, политик.

широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).

Цель публицистического стиля

дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.

Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.

Тип коммуникации – общественная.

Жанры и функции публицистического стиля

Наиболее характерные жанры данного стиля — это:

1. информационная заметка, информационное сообщение,

2. очерк, репортаж, фельетон, интервью,

3. публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),

4. судебная речь,

5. выступление на радио, телевидении и т.п.

Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:

информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;

комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,

гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.

Основные черты публицистического стиля

• сочетание экспрессии и стандарта.

Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.

Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?

Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;

• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:

(диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).

Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.

«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.

• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..

Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.

• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:

В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.

• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.

Лексические средства публицистического стиля

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

§ вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

§ неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

двое 17-летних юнцов. Подростки попали ..

§ многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

§ всевозможные средства словесной образности (тропы):

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,( инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Публицистический стиль

Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1) посетители, зрители, слушатели;
2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:
— логичность,
— образность,
— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность
и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Жанры публицистического стиля

Жанры публицистического стиля – определенные «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений» (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

Обычно выделяют три группы жанров:

— информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

— аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

— художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.

Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом «где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить». Основные показатели времени – наречия «сегодня», «вчера», «завтра», позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем. Временной сигнал может быть имплицитным: смысл «только что, сейчас, скоро» задается самим жанром, его констатирующим содержанием. Точно так же может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города (выражение типа «Сегодня состоится велопробег» будет однозначно понято как «состоится в нашем городе«, если в сообщении есть еще одно-два предложения, может появиться более конкретное указание на место действия). Наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает и т.д.). Типичные формулы в начале хроникального сообщения: «Вчера в Москве открылась выставка», «Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание», «Завтра в Перми состоится открытие».

Подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу, напр.: «Криминальная хроника», «Актуально», «Официальная хроника», «Новости в середине часа» и др. Заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск.

Жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. В форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей. Констатирующие сообщения часто вводятся в заголовочный комплекс газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события.

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: «мы находимся в зале областного музея», «сейчас спасатель прикрепляет лестницу», «прямо передо мной» и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа «я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж», эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское «я» или «мы» в значении «я и мои спутники».

Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: «сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…», «а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях». В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: «мы с вами сейчас…».

В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку репортаж предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа «приведем пример«, «рассмотрим причины» и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.

Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент «к авторитету».

Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме «я», он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует «я» героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское «я», при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме «я» героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское «я» чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме «мы» со значением «я, автор, и мой читатель».

Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности.

1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»
2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля
3. Развитие умений анализировать текст и видеть характерные особенности реализации авторского замысла.
4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ

Описание слайда:

Задания ЕГЭ
А29 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
А30 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи
В8 – Анализ средств выразительности
С – Сочинение по прочитанному тексту

Описание слайда:

Стиль — фр.stele – гр.stylos – палочка (для письма у древних греков)
Совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателя, художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.
Слог писателя (авторский стиль)
Прием, способ, метод работы

Описание слайда:

Publicus (лат.)- «общественный, государственный»
Публицистика -общественно-политическая литература на современные, актуальные темы
Публицист –автор произведений на общественно-политические темы
Публика -1)посетители, зрители, слушатели 2)люди, народ

Описание слайда:

Цель публицистического стиля-
Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Описание слайда:

Что делает публицист ?
Информирует (о чем?)
Воздействует ( на что?)
Убеждает ( в чем?)
Внушает (что?)
Побуждает (к чему?)

Описание слайда:

Сфера употребления публицистического стиля —
Общественно-экономические
политические
культурные отношения.

Описание слайда:

Жанры публицистики
Статья в газете, журнале
Очерк (путевой, портретный, проблемный)
Репортаж
Интервью
Фельетон
Ораторская речь
Судебная речь
Выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад, дискуссия

Описание слайда:

Характерные черты публицистического стиля

Описание слайда:

Публицистический текст строится как научное рассуждение:
1)выдвигается важная общественная проблема
2)анализируются пути ее решения
3)делаются обобщения и выводы
Строгая логическая последовательность
Используется общенаучная терминология

Описание слайда:

Вам вопрос:
Какие черты сближают публицистический стиль с научным ?

Описание слайда:

Ответ:
Текст публицистического стиля строится как научное рассуждение
(тезис –доказательства -вывод)

Используется общенаучная терминология
Достоверность
Точность
Конкретность
Обоснованность

Описание слайда:

Вам вопрос :
Что общего у публицистического стиля с художественным ?

Описание слайда:

Ответ:
В тексте публицистического стиля используются средства художественной выразительности, присущие художественному стилю речи
Образность с целью усиления воздействия на разум и чувства
Эмоциональность, страстность
Использование разговорных, просторечных слов и оборотов
Использование фразеологизмов

Описание слайда:

Лексические особенности публицистического стиля
Общественно-политическая лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры
Слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека
Слова с приставками а-, анти-, де-, меж-. раз(с)-
Слова с суффиксами
— и(я), — ци(я), — изаци(я), — изм, — ист
Слова с корнями, близкими по значению к приставкам: все- , обще- , сверх- ,

Описание слайда:

Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Риторические вопросы
Обращения
Лексические повторы
Градация
Гиперболы
Фразеологизмы
Пословицы и поговорки
Разговорные обороты речи и просторечия
Использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов
Языковых средств юмора, сатиры, иронии

Описание слайда:

Синтаксические особенности публицистического стиля
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Вводные слова и предложения
Обратный порядок слов в предложениях (инверсия)
Синтаксический параллелизм предложений
Построение по законам градации предложений с однородными членами
Использование причастных и деепричастных оборотов
Существительные в Р.п.в роли несогласованного определения (голос мира)
В роли сказуемого глаголы в повелительном наклонении или возвратные
Однородные члены
Сложные синтаксические конструкции

Описание слайда:

Основные проблемы текста:
В погоне за престижем мы теряем основу образования — обычные школы.
Школе недостает стабильности.
Школа не должна забывать о «вековых исторических традициях и богатейшем национальном опыте».
Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства.
Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия. соборности.

Описание слайда:

Художественно- изобразительные средства – В8
7-риторический вопрос -не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателя к определенному предмету.
1-развернутая метафора –неожиданное, иносказательное значение, которое используется в качестве переноса с одного понятия на другое на основании условного сходства (скрытое сравнение)
8-эпитет –образное, необычное определение
4-градация –употребление подряд нескольких однородных членов(синонимичных чаще) для усиления или ослабления значения предыдущего.

Описание слайда:

Художественно-изобразительные средства-В8
7-Риторический вопрос — предложение 16
1-Развернутая метафора — «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности».
8-Эпитеты — «вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»
4-Градация — предложения 9, 11.

Описание слайда:

Краткий ответ на вопрос:

В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 349 человек из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 92 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

  • Сейчас обучается 198 человек из 54 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Изучение двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

Обобщение знаний о синтаксисе и пунктуации

Фразеологизмы и их происхождение

Знаки препинания при однородных членах

Повторение изученного об имени существительном с использованием групповой технологии

Спряжение глаголов в заданиях

Готовимся к ГИА. Задание В7. Запятые в сложноподчиненном предложении

Тестирование знаний об имени числительном

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5266834 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://grammatika-rus.ru/publitsisticheskij-stil-2/

http://infourok.ru/publicisticheskij-stil-rechi-leksicheskie-i-sintaksicheskie-osobennosti-4737840.html

Живость языка публицистического стиля обусловлена преимущественно использованием разговорных слов и выражений, например, тишь и гладь; орава (вместо «толпа»); загораться (вместо «увлекаться») и т.п.

Язык публицистики с достаточной степенью полноты отражает все явления, происходящие в общем литературном языке, в том числе и новые, и немного найдется слов, выражений или конструкций газетного подстиля, которые не могли бы использоваться в других стилях литературного языка. Поэтому трудно назвать те слова, выражения, словоформы и конструкции, которые употреблялись бы только в публицистике.

Как типичные газетные обороты речи воспринимаются такие словосочетания, как ветераны труда, маяки производства и др.; их не употребляют или почти не употребляют в разговорном или научном стиле литературного языка.

Наиболее специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика и фразеология. Именно с ней связано само формирование публицистического стиля.

Общественно-политическая лексика (приватизация, гласность, равенство, равноправие, патриотизм, демократия, конституция и др.) настолько органично входит в словарь публицистического стиля, что этот разряд слов целиком включается в публицистическую лексику.

Публицистический стиль постоянно обогащается новыми словами и выражениями (холодная война, выйти на орбиту, разрядка напряженности и др.), интернациональной политической лексикой (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, конверсия, презентация и др.) и научной терминологией, быстро выходящей за рамки узкоспециального употребления (виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.).

Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия, слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе: финансовое оздоровление, альтернативные выборы, баланс интересов, новое политическое мышление и др. Закрепляются в нем необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы: бархатная революция, сторонник шелкового пути, финансовый кризис и другие.

Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише – это, например, такие выражения, как коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви российской власти и т.д.

Следует различать речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, и речевые штампы, которые, как правило, не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение, – это шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску и возникшие под влиянием официально-делового стиля: в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п.; универсальные слова, используемые в самых различных, часто слишком широких, неопределенных значениях: вопрос, ряд, отдельный; слова-спутники: проблема (нерешенная, назревшая), мероприятие (проведенное) и т.д. Становясь штампами, такие сочетания утрачивают экспрессивно-оценочное звучание, лишая речь живых красок.

В материалах на международные темы достаточно часто употребляются слова с негативной оценкой, часто стилистически сниженные: политика агрессии и провокаций, наемники колониализма.

Для публицистического стиля характерно употребление социально окрашенных слов-синонимов: пушечное мясо, банда наемных убийц.

Отличительной чертой публицистического стиля, получившей в дальнейшем широкое развитие, является необычность лексической сочетаемости, т.е. сочетание слов, несовместимых по своей семантике или эмоционально-стилистической окраске: проповедник кнута, апостол невежества и др.

Морфологический строй публицистической речи имеет свою специфику. Среди словообразовательных моделей известной продуктивностью отличаются некоторые отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ние.

Многие из них используются в том случае, когда публицистика выполняет информационную функцию: сотрудничество, управление, доверие; и другие, содержащие эмоциональную или социальную оценку с функцией воздействия: непримиримость, единство.

Довольно часто встречаются образования с русскими и старославянскими приставками, называющие общественно-политические понятия: межпартийный, всеобщий, общеизвестный, сверхмощный и т.п.

Активно используются интернациональные словообразовательные суффиксы (-а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и иноязычные приставки – обычно в словах общественно-политического характера (анти-, архи-, гипер-, дез-, про-, контр-, пост-, транс- и др.): агентура, расист, диверсант, контрмеры, прозападный, дезинформация, архиреакционный, посткоммунистческий, гиперинфляция, трансъевропейский и т.п.

Распространены образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами типа –щина, -ичать, ультра-: бытовщина, важничать, ультраправый, а также слова, образованные путем сложения: общественно-политический, социально-экономический.

Книжную окраску получают прилагательные, образованные с помощью иноязычных основ: фотогеничный, диссертабельный, биогенный.

Часто употребляются сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский и др. В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ЧП, ГКЧП и сокращения слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (эксклюзивный) и др.

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно в заголовках: «Правые готовятся к атакам».

Формы возвратно-среднего и страдательного залогов глагола, связанные с информационной функцией, способствуют объективности изложения: политические страсти накаляются; кладовые резервов открываются. Очень активны формы страдательного причастия прошедшего времени: меры приняты; переговоры завершены.

Для жанра репортажа и близких к нему жанров характерно употребление настоящего времени глагола, так называемого настоящего репортажа, обусловленного тем, что автор является очевидцем или даже участником описываемых событий.

Синтаксис публицистического стиля. Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: инверсию (необычный порядок слов), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Кроме того, они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию. В заголовках и зачинах текста зачастую используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не употребляются в других стилях: Мир тебе, планета! Учить дисциплине! Зачины: Можно ли планировать прошлое?

Своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.

Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю.

Синтаксис рекламных текстов, которые могут быть размещены и на плакатах, и на этикетках, и на клеящей ленте, рассчитан на быстрое восприятие; поэтому он прост, в нем используются номинативные, неполные предложения, обращения, побудительные конструкции, однородные члены предложения, характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений, которые подчеркивают «призывность» рекламы.

Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи и др. К самым распространённым способам изложения материала относятся: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, исторический, концентрический методы и метод аналогии. Описание (словесное изображение, перечисление признаков объекта), повествование (последовательность различных действий), рассуждение (словесное изложение, разъяснение и подтверждение мысли) – самые предпочтительные типы речи, используемые в публицистическом стиле.

Особенности устной публичной речи >
Русский язык и культура речи >

Добавить комментарий