В этой статье мне хотелось собрать материал, который способен помочь в получении как теоретических, так и практических навыков поиска убежищ гражданской обороны.
Я не буду писать о том, как ломать решетки и обходить сигнализацию, вскрывать замки и заниматься прочими разрушениями, – пускай этим премудростям вас научит кто-то другой.
Ну а если вы уже нашли убежище (и уверены в том, что это именно оно) – всё равно зайдите под кат, чтобы убедиться в своей правоте или обнаружить ошибку до столкновения с ней.
Содержание статьи:
Вступление:
– что такое убежище и для чего оно нужно?
– примеры планов убежищ
– где располагаются убежища
– какими они бывают
Встроенные убежища
– признаки убежищ под жилыми домами
– признаки убежищ под учреждениями и производственными зданиями
Отдельностоящие убежища
– внешние признаки
– поиск по спутниковым картам
– особенности и отличия
– типичные места расположения
Способы поиска
– из дома (через интернет)
– в “поле” (прогулки и осмотр из окна транспорта)
Основные правила
Примеры объектов, ошибочно принимаемых за убежища
В статье использовано более 50 иллюстраций
I. ВСТУПЛЕНИЕ (теоретическая справка)
Что такое убежище и для чего оно нужно?
Это понятно из названия: в убежищах подразумевается пребывание личного состава (т.е. людей) во время определенных угроз, таких как агрессивные народные волнения, обстрел, бомбёжка, использование врагом ядерного или химического оружия, а также землетрясения или стихийные бедствия.
Строились убежища в 20-м веке, строятся и сейчас.
Люди попадают в убежище через пригодные для этого входы, через них же они покидают убежище после сигнала отмены угрозы. Как можно догадаться, бомбёжка подразумевает разрушения, соответственно вход в убежище может оказаться завален обломками каких-либо зданий и построек в непосредственной близости. Отсюда правило первое и основное:
В КАЖДОМ УБЕЖИЩЕ ЕСТЬ МИНИМУМ ДВА ВХОДА/ВЫХОДА
Примеры планов убежищ.
Встроенные – находятся непосредственно под зданиями, в которые чаще имею выход по внутренней лестнице. Но иногда входом может быть наклонник, пристроенный вплотную к зданию. Аварийный выход/лаз удален от здания на несколько метров.
Отдельно стоящие – не соединяются со зданиями и построены сами по себе. Чаще всего сверху – холм или пустырь, но иногда – постройки лёгкого типа (без фундамента – будки, бытовки, гаражи)
Где располагаются убежища?
Логично, что раз эти сооружения предусмотрены для укрывания людей, расположены они там, где есть (или были раньше) люди: жилые дома (жилые районы), производства (заводы, фабрики), учреждения (стадионы, гостиницы, санатории и пансионаты, больницы, поликлиники, детские дома и сады, объекты транспорта – вокзалы и аэропорты, средние и высшие учебные заведения и т.п.), военные объекты.
Из этого нужно сразу же сделать вывод, что в безлюдных местах убежища не строят.
Какими они бывают?
Давайте сразу исключим из рассмотрения объекты, подобные подземным производствам, лабораториям, системам метрополитена крупных городов и т.п. Допустимость использования таковых объектов в качестве убежищ безусловна, но мы сейчас не о них.
Изначально построенные в качестве укрытий от внешних угроз убежища бывают встроенными и отдельностоящими, а также комбинированными (из нескольких блоков).
II. ВСТРОЕННЫЕ УБЕЖИЩА
Встроенное убежище располагается, условно говоря, в подвале здания. Традиционно имеет не более одного этажа, минимум один вход из здания и, почти со 100% вероятностью, минимум один аварийный выход (достаточно удаленный от здания – об этом расскажу подробнее чуть ниже).
Самый широкораспространенный тип встроенных убежищ – поддомные противорадиационные укрытия. Может быть предусмотрен изначально, а может быть подвалом, переоборудованным под убежище.
Как определить, есть ли убежище под конкретным жилым домом?
Способов несколько. Самый дурацкий – спросить: в жеке, у консъержки, у жителей дома. Равносильный этому метод – зайти в подъезд и глянуть, нету ли таблички
Более хитрый – посмотреть глазами. Смотреть нужно на две вещи:
1) Эпоха постройки дома. Так сложилось, что массово идея размещения убежищ под жилыми домами начала обуять умы архитекторов в пору холодной и после великой отечественной войн. Поэтому самый распространенный вид жилого дома с убежищем в подвале – так называемая “сталинка”
2) Подвальные окна. Если в доме есть подвальные окна (всякие решетки, куда лазиют кошки, или половинчатые форточки), убежища под ним 99% нет. Но – бывают жилые дома, убежище под которыми занимает не всю площадь фундамента, а лишь часть. Соотв, в этой части подвальных окошек нет.
3) Аварийный выход.
Аварийный выход – пожалуй, основной признак убежища под зданием (наравне с вент.вытяжками, о них позже), в том числе и под жилым домом.
Для поддомников существует два вида аварийных выходов:
– оголовок с решеткой-жалюзями
– наклонник с дверью и лесенкой (встречается реже), удаленный от здания
Удаление наклонника и вент.оголовка от здания – основной признак того, что перед вами убежище, а не просто подвал.
Как попасть в оголовок – придумаете сами. Что там будет – скорее всего, ржавые скобы, немного (или много) мусора, тесный тоннельчик до подвала, заканчивающийся гермофорточкой (или забутовкой).
Как попасть в наклонник – открыть дверь. За ней будет лесенка, тоже коридор/тоннельчик, в конце – форточка или гермодверь в рост.
4) Вытяжки
Иногда поддомники бывают без вытяжек – когда вентиляции подразумевается осуществляться через всё тот же оголовок аварийника. Но наличие во дворе, помимо аварийника, еще и вытяжек, должно окончательно убедить вас в том, что убежище тут есть.
Всё это, конечно, очень здорово – но поддомные убежища крайне редко бывают интересными (хотя, право, такое случается)
***
Помимо жилых домов, встроенные убежища могут располагаться под зданиями производств, научных институтов, учреждений, транспортных объектов.
Визуальным признаком таких убежищ, кроме аварийников (к слову, здесь они гораздо чаще бывают наклонниками) и вытяжек, может быть возвышение (холм), на котором будто бы стоит здание. Но это скорее исключение.
Выходов и вытяжек у таких убежищ может быть более, чем необходимый минимум. Но стоит отметить, что наличие вент.вытяжек для них является почти обязательным условием.
Эти убежища уже с гораздо большей вероятностью представляют интерес, однако в них риск спалиться несколько выше, чем в отдельностоящих – зачастую “население” здания сверху может спускаться вниз с целью чего-то взять, положить, проверить…
Для того, чтобы с ходу прикидывать, глядя на здание, есть ли под ним убежище, следует уделить некоторое время изучению архитектурных веяний и тенденций интересующих эпох.
II. ОТДЕЛЬНОСТОЯЩИЕ УБЕЖИЩА
Отдельностоящие убежища представляют из себя построенные под засыпку заглубленные сооружения, этажность которых редко превышает 2 (но чаще всё же остается на значении 1.
Со стороны выглядят как холм с вентвытяжками и несколькими (2 и более) входам/выходами
На спутниковых снимках – пустыри всё с теми же спусками/наклонниками и вентвытяжками.
Иногда крупные отдельностоящие убежища оборудуются автовъездом – гладким наклонным спуском большой ширины, заканчивающимся довольно большими гермоворотами, которые иногда дублируются обыкновенной гермодверью. Подобные автовъезды хорошо просматриваются со спутника.
Особо часто строятся на обширных территориях крупных производств (заводы), научно-исследовательских институтов и транспортных объектов (убежища железной дороги), иногда встречаются в парках отдыха в черте города, во дворах.
Сверху отдельностоящих убежищ большой площади иногда возводятся “легкие” строения (бытовки, одноэтажные здания почти без фундамента) или устраиваются автостоянки, площадки автошколы.
Распространенный вид отдельностоящих убежищ в Москве – так называемые районные убежища. Подавляющее их большинство “в мирное время” занято под склады и стоянки. Часто имеют два этажа.
***
Ну и подводя итог всего этого, приведу суммарную сводку способов поиска убежищ.
Поиск из дома (через интернет):
– изучение истории районов города и предприятий, эпох застройки, дат строительства пром.объектов или расширения производств
– просмотр спутниковых снимков с целью визуального поиска отдельностоящих убежищ
– просмотр распространенного в последнее время и актуального для крупных городов сервиса панорам
– поиск в местной прессе заметок о проводимых иногда конкурсах “лучшее убежище”, а также об учения по гражданской обороне в отдельновзятых районах или на предприятиях (зачастую в отчетах может упоминаться факт наличия убежища вплоть до уточнения принадлежности к конкретным зданиям)
Поиск “в поле”:
– пешие прогулки по выявленным дистанционным поиском районам и территориям предприятий, военных объектов
– изучение пространств за окном автобуса или какого другого вида транспорта (напр., железнодорожные убежища можно заметить из электричек)
Основные правила (из которых, как водится, всегда есть исключения):
1. Крайне низка вероятность обнаружения убежищ под зданиями постройки до 30-40хх годов. Также она снижается для зданий постройки позднее, чем 70-е годы ХХ века (всевозможные кирпичные девятиэтажки и панельные 100500этажки, современные спальные районы и тому подобное).
2. Крайне высока вероятность наличия убежищ на территориях крупных советских заводов, НИИ, больниц.
3. У убежища всегда минимум два входа-выхода. Поэтому холм с одним наклонником – скорее всего, погреб.
4. Вентшахты большого размера, даже будучи удаленными от здания, могут не относиться к убежищу, а являться вытяжкой подвала.
5. Аварийный выход убежища предусмотрен для перемещения по нему людей. Поэтому, отсутствие лесенки/скоб внутри вентшахты – верный признак того, что она непроходима (внизу комната с трубой из стены) или проходима с затруднениями (потребуется разобрать часть вент.системы: клапан или УЗС – универсальную защитную секцию)
6. Иногда типичные для убежищ оголовки или вытяжки-“грибы” могут относиться не к убежищам, а к теплотрассам. Определить это можно по запаху – теплотрасса пахнет тёплым сухим воздухом, трубами и изоляцией труб. Вообще, нюхать вентшахты очень полезно – зачастую запах может не только рассказать, но и предупредить (как в случаях с размещением кафе в убежищах и подвалах)
Не следует опрометчиво принимать за убежища:
1. Холмы с люками и торчащими трубами. Скорее всего, это резервуары для воды.
2. Огороженные территории с ничем, и лишь маленькая будка посередине. Скорее всего, это артезианская скважина, водозабор.
3. Придорожные холмы с бетонированным монументальным входом (допустим также вариант одинокой железной будки). Скорее всего, это – НУП (необслуживаемый усилительный пункт), там ничего нет, лишь провода и сигнализация.
4. Узлы связи военных, командные пункты. Нууу… конечно, они являются в некотором роде убежищами, но лишь в последнюю очередь 🙂 Изначально их строительство предусмотрено в таком защищенном варианте для сохранности аппаратуры и специалистов, на ней работающих в том числе в мирное время.
Ну и самая последняя просьба ко всем начинающим и продолжающим диггерам:
НЕ НАЗЫВАЙТЕ, пожалуйста, УБЕЖИЩА СЛОВОМ “БУНКЕР”!
Благодарю за внимание.
Надеюсь, статья окажется полезной.
Принимаются замечания и корректировки.
_______________________________
Источники иллюстраций:
– галерея венткиосков caves.ru/threads/15046
– поиск и спутниковые снимки Гугл
– панорамы Яндекс
– галерея урбантрипа
– личный архив фоток
Благодарю Пилу и тов. Инженеръ’а за помощь в составлении статьи и подбор иллюстраций 🙂
Здравствуйте. Многие жители крупных городов даже не догадываются о том, где самое ближайшее бомбоубежище к их дому. Они просто не знают об этом, ибо информации нигде об этом нет – хотя на мой взгляд она должна быть в открытом доступе на всякий случай. Но что говорить о собственной защите, когда порой люди живут в шаговой доступности с жутким местом и не догадываются.
Мало кто поверит, но за моей спиной один из входов в ныне заброшенный бункер, который был построен для сотрудников НКВД. Место очень знаковое, данный выход смотрит прямо на овраг, в котором в 30-е годы прошлого века происходили расстрелы.
В начале я тоже слабо верил в то, что тут может быть бункер НКВД. Вход очень маленький, все уже завалено мусором.
Спустившись вниз по куче мусора нас с другом ждала открытая металлическая дверь, толщина которой была около 1 сантиметра. Тут уже доверие к правдоподобности места стала появляться.
После чего нужно было пройти длинный коридор, который также был завален мусором и немного подтоплен. И поэтому в некоторых местах мусор стал именно единственной возможностью не промочить кроссовки. Пройдя местный «форт Боярд» мы достигли первой гермо-двери, она и была основным входом в бункер.
Двухстворчатая гермо-дверь внушала основательность к данной постройке. Нижняя часть двери была заблокирована, а верхняя была открыта и даже еще ходила на петлях. Даже одна часть двери веса прилично, вес сразу чувствовался в руке. Итак, мы зашли в сам бункер.
Прямо шел коридор, и сразу после гермо-двери была еще одна дверь, уже открыта настежь.
За ней была небольшая комната, в которой крестом расходились двери в разные стороны.
Я открыл одну из них и увидел лестницу вниз. На тот момент я еще не знал, что это не последний ярус данного бункера.
Спустившись вниз я оказался в дизельной. Когда-то на этой платформе стоял дизельный мотор, который обеспечивал автономное освещение в бункере. Но сейчас его уже нет, большие вещи, как гермо-двери выносить было трудно (тем более что бункер находится в центре города), а вот мотор решили разобрать на части видимо и вытащить.
Поднявшись из дизельной я осмотрел еще две комнаты за дверями. Без хорошего освещения тут делать нечего. Некоторые кто приходил сюда с плохим светом порой не замечали некоторые двери и проходы, так как бункер очень сильно запутан.
В тот раз у меня с собой были как всегда два фонаря, налобный Panda 3.0 и дополнительный фонарь MT-4 Flostick от фирмы «Яркий луч». Я думаю постоянные читатели и зрители ютуб канал уже оценили, что фотографии стали ярче и четче, как и само видео.
Одна комната была небольшая, а вторая также имели лестницу вниз, но к ней я решил прийти на обратном пути (почему-то), но это было не зря. Многие кто знал о существовании данного бункера говорили, что он использовался спец. службами СССР постоянно. В ней на самых нижних уровнях происходили самые лютые допросы.
Ну а дальше у нас встал выбор, либо штурмовать прямо пропасть по доске, или уйти в открытую гермо-дверь влево в стене. Продолжение следует….
Читайте также:
– Ушел в лес, ищу место для избушки
– Нашли в заброшенной штольне «подземный жемчуг»
– Нашли в лесу заброшенную позицию ПВО Бункеры, ангары Кто разрыл штаб?
Буду так же рад видеть ваши письма на почте yidy-vles@yandex.ru
Подписывайтесь на канал Уйду в лес, чтобы не пропустить новые публикации.
ВНИМАНИЕ!!!
Данный текст не претендует на стопроцентную точность и не является призывом к вандализму. Он отражает лишь наблюдения автора, сделанные за время прогулок по городу. Из всех приведённых здесь описаний существует тонна исключений. Убедительно прошу начинающих не полагаться лишь на эти описания, а использовать их совместно со своим опытом и здравым смыслом!
ВШ теплосети. Обычно они не проходные, хотя бывают варианты, когда ВШ просто ставят на открытый люк.
Обычно снизу вы найдёте небольшой тоннель, изредко проходимый, по которому идёт как минимум 2 горячих трубы. Как вариант, можно найти теплокороб — это небольшая комнатка с вентилями.
Зимой там хорошо пить пиво, а иногда теплосети могут уходить на более интересные объекты.
Пожалуй, наибольшую опасность представляют БОМЖи. Так же небезопасны трубы — их может прорвать. Поэтому не рекомендуется наносить удары по трубам. Изредка в теплаках возможно скопление метана. На всякий случай предупреждаю — вентили не дёргать!
ВШ бомбоубежища
Вариант 1
Что это?
Оголовок бомбоубежища. Такие встречаются повсеместно во дворах старых районов.
Что снизу?
Обычно, 90% таких оголовков наглухо засыпаны мусором, но в 10% от них будет уходить узкий лаз в бомбоубежище под ближайшим домом.
Что там интересного?
Зависит от сохранности самого убежища — могут быть только голые стены, а может быть полностью укомплектованный бомбарь (читай книгу про ГО)
Чего бояться?
При спуске будте осторожны — скобяные лестницы давно уже прогнили! Спустившись, не напоритесь на стекляшки и прочий мусор, а пробравшись в убежище, убедитесь, что его не арендует под склад какой-нибудь магазинчик — могут быть проблемы с милицией.
ВШ трубно-кабельной магистрали
Вариант 1
Что это?
Это вентшахта трубно-кабельной магистрали. Они бывают разной архитектуры, а так же делятся на проходимые и глухие по наличию дверки. Замечена закономерность, действующая в 50% случаев — если вентшахта такой конфигурации окрашена в серый цвет — снизу кабельник, если в зелёный — это теплак или совмещенная магистраль.
ЭТО НЕ ПРАВИЛО, а эмпирическое наблюдение — исключений очень много!
Что снизу?
Снизу будет здоровый проходимый тоннель с парой труб с одной стороны и кучей кабелей с другой.
Что там интересного?
Если у вас есть желание провести кучу времени в движении вперёд — то прогулки по ТКК для вас! Иногда вам будут попадаться щитовые, дверки, вентиляционные комнатки. Пройти по таким магистралям можно очень далеко!
Чего бояться?
Зачастую, на оголовках бывает элементарная сигнализация на открыетие — либо концевик, либо геркон. Если её нету, расслабляться рано — можно встретить датчик на движение в самой магистрали. Так же не исключена встреча с монтерами, совершающими плановый обход. Обычно, это не очень страшно, и можно отбрехаться/откупиться.
ВШ кабельной магистрали
Вариант 1
Что это?
Это вентшахта кабельной магистрали. Они так же бывают разной архитектуры и делятся на проходимые и глухие по наличию дверки. Так же такую конфигурацию могут иметь вентшахты больших теплосетей, достаточно часто они ставятся на концах байпаса — короткого отрезка теплосети, как правило щитовой проходки, проходящего под автомагистралью или железной дорогой.
Что снизу?
Снизу будет здоровый проходимый тоннель кучей кабелей с обеих сторон. В случае байпаса ростовой тоннель обычно не превышает 100-200 метров в длину.
Что там интересного?
В случае кабельной магистрали такой тонель обычно ведёт от высоковольтной подстанции до потребителя. Самое интересное — когда потребителем является метро. (пример — всем известная Н***ая). В случае байпаса теплосети большого интереса не представляет, разве что для фотодрочеров ))
Чего бояться?
На дверях обычно бывает сигнализация на открыетие — либо концевик, либо геркон. Наличие датчиков движения в самой магистрали тоже никто не отменял. Кабели представляют опасность, так как могут быть с повреждениями изоляции. В метрошних кабельниках с одной стороны на изоляторах идёт ОГОЛЁННАЯ шина «минус» — теоретически, её потенциал относительно земли должен быть равен нулю, но документировались случаи ненулевого потенциала, так что она тоже может представлять опасность.
ВШ подвала
Вариант 1
Что это?
Это вентшахта подвала. Они бывают от самых маленькиж до огромных, обычно выполняются в слиле ближайшего здания
Что снизу?
Короткий (до 5 м) тоннель в подвал дома. Тоннель, как правило, преграждают пылесборники и вентиляторы
Что там интересного?
В редких случаях красиво смотриться сама вентиляторно-калориферная (как в МГУ). В остальных же вариантах — ничего интересного
Чего бояться?
Встречи с обитателями подвала.
ВШ метрополитена
Вариант 1
Что это?
Это вентшахта метро
Что снизу?
Вентшахты метрополитена, как глубокого, так и мелкого залегания, можно условно разделить на 2 типа по строению — ВШ с верхним подходняком и без такового. В первом случае, из самого киоска ведёт вниз лестница на глубину не более 10-15 метров, дальше, в прямоугольном тоннеле размещаются шумогасительные перегородки и вентиляционные установки, за ними располагается основной ствол, уводящий на глубину залегания перегона. Во втором же случае, основной ствол размещён соосно с киоском, непосредственно под ним, поэтому в случае падения лететь будет далеко. Вентиляционные установки в данном случае размещаются на уровне перегона. Нередки случаи, когда вентиляционные установки ставят на уровне перегона и при наличии верхнего подходняка у шахты. Надпись на двери обычно состоит из букв «Вш» или «Ш», трёх или четырёх-значного номера и опционального буквенного индекса. Первая цифра номера указывает на номер ветки, которую вентилирует данная шахта, остальные же цифры являются порядковым номеров. Опциональный буквенный индекс может проинформировать об особенностях шахты — дублирующая, кабельная, без вентиляционных установок и т.д.
Что там интересного?
Собственно, шахта выходит в тоннель метро.
Чего бояться?
В каждой ВШ метро в г.Москве установлена система охранных датчиков на пересечение лучей и изменение внутреннего объёма.
Поищите вход в метро в другом месте.
(Искал тут подобную тему но не нашел и решил написать… если тема повторялась прошу прощения…)
Могу назвать 2 заброшенных бункера в Самаре.
Один – под Хлебной площадью, судя по всему, даже не достроен до конца. В народе назвали “бункер Берии”, хотя это всё только домыслы.
Частично залит водой, довольно много бетонных коридоров.
Есть еще заброшенный бункер на берегу Волги, на территории военного санатория ПриВО (бывшего Приволжского военного округа).
Тот явно эксплуатировался, но сейчас тоже заброшен, был частично залит водой, но сейчас её откачали и вроде собираются водить экскурсии.
Как искать заброшенные объекты? 🏚️ Краткий гайд
Как искать заброшенные объекты? 🏚️ Решила написать краткий гайд, чтобы давать ссылку на него всем задающим подобные вопросы. Разумеется, принцип поиска будет зависеть от того, ищете вы что-то конкретное или просто «чего-нибудь, чтобы пофоткаться», но — в целом — методы совпадают. Листайте слайды (там сегодня вместо фоток — буквы), добавляйте пост в закладки, делитесь с друзьями через истории и директы, — а то меня временами ругают за то, что я жадничаю и публично угараю над координатными попрошайками в подборке историй про «этогде». Угарать-то я не перестану, но может хоть так кому-то смогу помочь? 👻
Автор: Lana Sator