Обязательной частью любой научной публикации, будь то статья, монография, диссертация или даже тезисы, является указание целей и задач исследования. В этой статье мы не только объясним, в чем отличия между целью и задачами, но и покажем, почему правильно сформулированные цели и задачи — это залог успеха научной работы.
Что такое цель исследования
Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.
Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.
Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:
- Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
- Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
- Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.
Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».
Приведем несколько примеров:
Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».
Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».
Нужна помощь в написании статьи?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач
Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.
Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:
- Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
- Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
- Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
- Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.
Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.
Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.
Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.
В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.
Как определить цель исследования – 3 простых способа
Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.
Существует три надежных способа определить цель научной статьи:
Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.
Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.
Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.
Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.
О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.
Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать
- Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
- Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
- Непонятна практическая ценность результата исследования.
- Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.
Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.
Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.
Цели и задачи исследования – это обязательные пункты научной работы. В курсовой, дипломной или диссертационной работы они являются обязательными элементами структуры введения. В более сжатых формах – в статье, эссе, реферате – цели и задачи указываются вначале после актуальности. Если в тексте не названы эти части, то исследование просто не проходит проверку. Поэтому так важно понять, что и как нужно написать под этими определениями.
В нашей статье вы узнаете, как различать эти части введения и как правильно их описать. Используйте примеры, которые мы подготовили для вас.
Содержание
- Что такое цель исследования?
- Что такое задачи исследования?
- Как написать цель исследования?
- Как определить задачи исследования?
- Как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой – примеры
- Как составить цели и задачи в дипломной работе – примеры
- Примеры написания цели и задач в диссертации
- Ошибки при формулировке целей и задач в научной работе
- Как проверить уникальность текста?
- Как повысить уникальность текста?
01 Что такое цель исследования?
Цель исследования ‒ это то, на что направлено исследование. При выборе темы научной работы студент понимает, что ему придется выполнять и на какой результат ориентироваться. Эти предположения часто заключают в себе цель исследования.
Обычно цель почти совпадает с названием работы, предметом или научной проблемой.
Например, работа по лингвистике «Речевая агрессия в языке СМИ».
Предметом является способы выражения речевой агрессии в языке СМИ, научная проблема – использование речевой агрессии в языке СМИ, а целью ‒ исследование речевой агрессии ее основных видов, форм и условий реализации.
Таким образом, все пункты тесно связаны между собой. Вам не нужно придумывать что-либо новое. Все определения в вашей работе направлены на описание темы исследования и объяснения, что именно изучается. Нужно увидеть ключевые слова и использовать их в разных формах. Подробно объясним, как написать цель исследования дальше.
02 Что такое задачи исследования?
Задачи исследования – это перечисление этапов, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели исследования. Обычно под задачами понимается перечисление параграфов вашей работы. Начиная от теоретической части и заканчивая главой решения научной проблемы.
Задачи всегда перечисляют после цели. Если цель может быть только одна, то задачи не имеют ограничений в количестве. Однако в среднем их число не превышает 5-10 позиций в разных работах.
03 Как написать цель исследования?
Написать цель исследования несложно. Вам нужно понять, что именно вы хотите узнать или изучить в своей работе. Затем вычислите ключевое слово, которое повторяется в актуальности, в названии работы. Обычно под этим подразумевается предмет исследования. Затем перечислите, что именно вы будете выполнять по ходу изучения предмета. Найдите основное действие либо обобщите все перечисленные. Это и будет ваша цель исследования.
Некоторые называют цель работы, объясняя актуальность исследования. Таким образом, перечитайте внимательно, чем значима ваша тема, чтобы обнаружить цель работы.
Перечислим, что именно может выражать цель:
- Исследование явление или какого-либо процесса
- Разработка методологической основы для решения научной проблемы
- Изучение отношений между элементами объекта, научными понятиями
- Систематизация протекания процессов
- Организация структурных элементов
- Выявление особенностей какого-либо объекта
- Подготовка характеристики какого-либо явления или предмета.
Если говорить простыми словами, то вам нужно подобрать к своему предмету исследования главное слово из списка: исследовать, определить, изучить, разработать, систематизировать, организовать, выявить, подготовить, характеризовать. Таким образом, вы сможете правильно написать цель исследования.
Используйте такие шаблоны:
- Целью явления является…
- Цель исследования заключается в том, чтобы …
- Цель исследования объясняется тем, чтобы…
- Цель исследования ‒ это…
- В цель исследования входит…
- Цель работы состоит в том, чтобы…
Лайфхак
Анти-антиплагиат.рф рекомендует проверять студенческую работу в Антиплагиат ВУЗ. Это специальная разработка для университетов, которую не найти в свободном доступе сети.
Пройти любой антиплагиат можно с помощью повышения уникальности. Мы поможем вам набрать 80-90% оригинальности, обработав документ через программу Антиплагиат Киллер. Всего за 5 минут с отправления заказа мы обработаем ваш файл. Гарантируем вам отличный результат без изменений в тексте.
Также поможем оформить работу по ГОСТ без ошибок в кратчайшие сроки.
Таким образом, вам осталось подставить в шаблон подходящее слово из представленного списка, затем название вашего предмета исследования – ваша цель исследования готова.
04 Как определить задачи исследования?
Для того, чтобы определить задачи исследования, достаточно понять следующее.
В оглавлении вашей дипломной или курсовой работы уже перечислены задачи. В названии параграфа обычно указывается то, что будет описано или изучено дальше. Это и есть задачи вашей работы – изучить и описать что-либо для достижения главной цели.
Очень часто в исследованиях используют такие методы, как: индукция ‒ рассуждение от общего к частному, дедукция ‒ рассуждение от частного к общему.
Если вы используете индукцию, то рассматриваете предмет вашего исследования во внешней системе. Например, если вы выбрали тему исследования «Думская монархия в России». Нужно разобрать по частям: предпосылки появления данного явления, его поэтапное развитие в России, а также результат и влияние данного объекта на современность.
Таким образом, у вас появляется 4 больших задачи, которые также можно разделить на более мелкие подзадачи. При этом вы рассматриваете только становление, развитие и влияние целого явления, не разбирая его внутреннюю часть.
А если вы используете дедукцию, то ваши задачи будут направлены на выявление внутренних особенностей и содержания явления. Например, вы выбрали тему исследования «Финансовая стратегия совершенствования предприятия. Вам придется определить организационную структуру внутри предприятия, выявить настоящее финансовое положение предприятия, характеризовать проблемы предприятия – в общем, заглянуть внутрь объекта.
Таким образом, в круг ваших задач входит полное описание объекта исследования.
Посмотрите на тему вашей работы и решите, какой метод исследования вы будете использовать: индуктивный или дедуктивный. Так, вы сможете определить задачи исследования для наиболее полного и понятного описания проблемы и ее решения.
05 Как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой – примеры
Давайте посмотрим на примере, как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой. Помните, что цель и задачи являются пунктами введения и стоят после определения объекта и предмета и перед теоретической и практической значимостью.
Тема курсовой работы по психологии: «Факторы, обусловливающие выбор профессии психолога».
«Целью данного исследования является изучение факторов, влияющих на выбор профессии психолога».
В задачи исследования входит:
- «Проведение теоретического исследования специфики профессии психолога;
- Выделение и описание направлений деятельности психолога;
- Изучение и описание “субъектных” и сценарных предпосылок;
- Разработка схемы эмпирического исследования;
- Поиск и разработка методического обеспечения исследования;
- Проверка предположения о том, что выбор направления деятельности психологом имеет сценарные предпосылки;
- Статистическая обработка полученных данных».
Как вы видите, здесь используется метод рассуждения от частного к общему. Цель достигается путем изучения разных элементов и путем их соединения и приведения к целому.
Тема курсовой работы по социологии: «Роль и место женщин в современном обществе».
«Цель исследования заключается в том, что определить перспективы развития женского движения и становления равноправия».
В задачи исследования входит следующее:
- «выявить специфику женского движения как социально-политического явления;
- определить основные этапы и особенности развития женского движения в странах Европы и США;
- рассмотреть идейные основы женского движения в государствах Ближнего Востока;
- на основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей положение женщин в государствах Ближнего Востока определить текущие возможности и ограничения для развития женского движения;
- определить факторы, способствующие развитию женского общественного движения в странах Ближнего Востока;
- выявить общее и частное в развитии женского общественного движения в странах Ближнего Востока и в европейских странах в ходе сравнительного анализа».
Данный пример показывает обратное рассуждение. Здесь объект исследования – роль и место женщин рассматривается под разным ракурсом, определяется положение в разных ситуациях и временных промежутках. Сами же внутренние принципы явления и его механизмы не подвержены глубокому анализу.
06 Как составить цели и задачи в дипломной работе – примеры
Теперь посмотрим, как составить цели и задачи в дипломной работе. Цель дипломной работы отличается от курсовой тем, что она предполагает решение или совершенствование поставленной научной проблемы.
Тема дипломной работы по экономике: «Учет затрат на производство и реализацию продукции».
«Цель работы ‒ выявить пути улучшения финансовой отчётности и финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики».
Для написания работы поставлены следующие задачи:
- «выявить значение процесса прогнозирования затрат и основные показатели деятельности предприятия
- рассмотреть экономическую сущность затрат на производство и реализацию продукции;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- на основе данных провести анализ производственных затрат и объема реализации;
- разработать предложения по повышению эффективности работы;
- наметить пути улучшения и произвести расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий».
- Как вы видите, порядок задач выстраивается в определенном порядке. Это важно для того, чтобы сохранять логику рассуждения.
Тема дипломной работы по педагогике: «Развитие чувства ритма у младших школьников».
«Цель дипломной работы: разработать методику развития чувства ритма у младших школьников».
Задачи исследования:
- «Рассмотреть сущность понятия «эстетическое воспитание».
- Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
- Проанализировать методические приемы использования музыкально-ритмических упражнений.
- Провести экспериментальное исследование особенностей развития чувства ритма младших школьников.
- Разработать методику работы, направленную на развитие чувства ритма младших школьников на уроках музыки и провести оценку ее эффективности».
Таким образом, последняя задача в списке должна дублировать цель. Это может быть разработка, выявление чего-либо, составление плана мероприятий совершенствования. Так, подводятся итоги и подтверждается достижение цели исследования.
07 Примеры написания цели и задач в диссертации
Примеры написания цели и задач в диссертации аналогичны дипломной работе. Давайте рассмотрим их.
Тема диссертационной работы по юриспруденции: «Защита прав работников в условиях неплатежеспособности работодателя».
«Целью диссертации является комплексное исследование отношений, связанных с разработкой эффективного механизма защиты прав работников в условиях неплатежеспособности работодателя, и выработка предложений по совершенствованию законодательства РФ в этой области».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- «рассмотреть основные тенденции в изменении роли труда в современном обществе, прежде всего, в условиях кризиса как на микро, так и на макроуровне;
- на основе имеющихся научных разработок исследовать понятие «неплатежеспособность» применительно к статусу работодателя;
- изучить международные акты, правовые предписания и судебную практику Европейского Союза по вопросам защиты прав работников неплатежеспособного работодателя;
- проанализировать законодательство РФ, главным образом в сфере труда, на предмет его способности регулировать трудовые отношения в условиях неплатежеспособности работодателя;
- дать оценку ряду законопроектов по вопросам защиты прав работников неплатежеспособного работодателя».
Диссертационная работа по философии: «Культ богоматери в современной России».
«Целью диссертационного исследования является анализ основных тенденций формирования и развития православного культа Богоматери в современной России».
«Цель определила основные задачи исследования:
- рассмотреть исторические и культурные предпосылки становления культа Богоматери в христианстве;
- проанализировать формирование богородичной догматики в основные этапы развития христианства;
- исследовать особенности народного почитания Богоматери в контексте различных культур; провести анализ неканонической иконографии Богоматери в контексте современных религиозных движений;
- выявить специфику почитания и основные составляющие богородичного культа на примере катакомбных церквей, религиозного движения «царебожников», деятельности церкви Божией Матери «Державная» и «Белого Братства».
Можно отметить, что план-схема цели и задачи исследования в разных работах идентична. Вы ставите цель, а затем разбираете ее на мелкие задачи, которые расширяют цель и описывают ее. В конце они приводят к достижению цели.
08 Ошибки при формулировке целей и задач в научной работе
Существуют ошибки, которые часто допускают студенты при формулировке целей и задач.
- Путают между собой цели и задачи. Цель всегда шире задачи.
- Выделяют несколько целей исследования. Цель в научной работе должна быть одна, а вот задач обязательно должно быть несколько.
- В цели задачи не указывают объект или предмет исследования. Нельзя написать в цели «изучим нашу тему исследования». Вы должны точно назвать определение цели.
- В задачах указывают «прочитать литературу по теме» и т.п. научная база должна обязательно присутствовать в вашей научной работе. Она является основой теоретической части. Поэтому эта задача априори присутствует. Ее не нужно выделять. Начните с рассмотрения или анализа проблемы.
- Отсутствует логическая цепочка при составлении списка задач. Прочитав ваши задачи, преподаватель должен проследить, как вы изучали предмет. Если логика нарушена и причинно-следственной связи в достижении цели нет, то оценка будет снижена.
Допущение подобных ошибок может привести к тому, что работу могут вернуть на доработку. Отнеситесь к работе со всей ответственностью и внимательно читайте список задач.
Также важно правильно оформить работу. Сегодня мы подготовили для вас специальное видео, как быстро и легко оформить диплом по ГОСТу.
09 Как проверить уникальность текста?
После того, как ваша научная работа будет готова, вам понадобится проверить уникальность текста. Для этого вы можете воспользоваться бесплатной версией Антиплагиат ру.
Демо-версия доступна каждому желающему. Нужно только зарегистрироваться на официальном сайте с помощью электронной почты.
В личном кабинете вы сможете загрузить свой документ только в ПДФ или ТХТ формате. Доступный модуль поиска только один – интернет. Это значит, что поиск плагиата проводится через открытые источники сети.
Обработка текста проходит очень быстро. Понадобится всего несколько секунд, чтобы узнать результат оригинальности. Также вы сможете узнать 3 ссылки на источники заимствования.
На этом возможности бесплатной версии Антиплагиат ру заканчиваются.
Также вы можете увидеть процент уникальности «глазами преподавателями» На сервисе анти-антиплагиат.рф доступна услуга проверки документа через Антиплагиат ВУЗ.
Это специальная система, которая разрабатывалась для университетов. В настоящее время 95% вузов используют эту программу для анализа студенческих работ. Доступ к системе закрыт, а учетная запись есть только у сотрудников и работников учебного заведения. Разглашение данных для входа в систему строго запрещено.
Однако если вы нажмете на кнопку «проверить уникальность», то ваша работа будет проведена через Антиплагиат ВУЗ. Поиск плагиата здесь проходит по 30 модулям. В базу источников включены как открытые, так и закрытые электронные ресурсы. Всего их насчитывается несколько миллиардов. Поэтому по окончанию проверки вы узнаете самый точный результат оригинальности. Также вы получите полный отчет и справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ.
Вы можете воспользоваться двумя вариантами по очереди, чтобы посмотреть на разницу в отчетах. Так, вы решите, на каком сервисе впредь лучше узнавать процент самостоятельности текста.
10 Как повысить уникальность текста?
Если вас не устроил показатель, значит вам срочно нужно повысить уникальности теста. Для этого существует несколько методов. Мы собрали для вас самые надежные и эффективные.
Метод уникального контента. Вам необходимо открыть браузер Яндекс и найти кнопку расширенных возможностей, которая находится справа от поисковой строки. Нажмите на нее и выберете на панели клавишу «за месяц». Теперь поисковая система включила фильтрацию по дате. Найдите публикации по названию вашей темы работы и используйте необходимые материалы. Это поможет вам повысить уникальность. Как?
Сервис Антиплагиат не сможет обнаружить заимствования, потому что индексирует только что опубликованные статьи в течение трех месяцев. За это время вам нужно успеть пройти проверку и сдать работу.
Если вы заказали на сайте анти-антиплагиат полный отчет, то сможете увидеть отраженные заимствования в тексте. Удалите плагиат – тогда процент оригинальности резко возрастет.
Если удалить чужие слова невозможно, то перефразируйте их. Поймите ключевую мысль и перепишите ее своими словами.
Добавьте свои мысли. Это может собственное мнение, оценка чужих слов. Также вы можете добавить собственные размышление. Это однозначно поможет повысить оригинальность.
Если у вас нет времени на бесплатные методы, воспользуйтесь «кодировкой» на сайте анти-антиплагиат.рф. Все, что вам понадобится сделать – это нажать на кнопку «повысить уникальность». Затем нужно загрузить свой документ на сервис и указать адрес электронной почты. Через пару минут готовый результат придет на ваш электронный адрес бесплатно, без предоплаты.
Когда вы откроете обработанный документ, то не увидите никаких изменений в тексте. Дело в том, что специальная программа «перекодирует» внутреннюю часть файла, повышая уникальность до 85-95%. Убедитесь в эффективности программы самостоятельно, проверив уровень антиплагиата. Только после этого мы пришлем чек на оплату.
Таким образом, вы можете выбрать наиболее подходящий вариант для себя, либо использовать несколько в комплексе. Так, вы точно сможете легко пройти проверку на плагиат.
Сегодня мы с вами рассмотрели, что такое цель и задачи исследования. Используйте наши примеры в качестве образца, чтобы правильно написать данные пункты научной работы. А мы желаем вам успехов.
Полезные ссылки:
Как обмануть антиплагиат – 12 бесплатных методов
Как написать курсовую работу – пошаговая инструкция
Как написать дипломную работу самостоятельно: советы
Как написать введение к дипломной работе – пример
Как начать писать дипломную или курсовую работу
Как написать теоретическую часть курсовой и диплома
Как пройти нормоконтроль дипломной работы: ГОСТ 2023
Как подготовиться к защите диплома за 24 часа
Е. Ковалева,
17 ноября 2020
Любое научное исследование начинается с постановки ключевой цели и определения задач, которые помогут достичь ее. В представленной статье детально разбирается, что собой представляют эти два понятия и как их правильно сформулировать в научной статье.
Содержание:
- Цель научного исследования
- Задачи научного исследования
- Место расположения цели и задач
- Как сформулировать цель исследования
- Распространенные ошибки при формулировании цели и задач
- Примеры постановки цели и определения задач
Цель научного исследования
Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Независимо от темы, научное исследование может иметь лишь одну цель. В редких случаях допускается ее разделение на две части, но в таком случае между ними обязательно должна быть логическая взаимосвязь.
Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы. Довольно часто цель созвучна с названием научного труда.
Под целью научного исследования, в большинстве случаев, подразумевается следующее:
- Разработка методов решения проблемы.
- Детальный анализ проблемы.
- Поиск возможностей для усовершенствования какого-либо процесса, метода и пр.
- Определение причинно-следственных связей между явлениями.
- Нахождение закономерностей в ходе процессов.
- Изучение характеристик явления.
Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».
Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».
Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно, чтобы даже человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь. Как правило, ее описание начинают с фраз: «целью исследования является…», «цель работы состоит в том, чтобы…» либо «цель научного исследования заключается в…». Для дальнейшего изложения рекомендуется применять следующие ключевые слова: «определить», «разработать», «выделить», «выявить», «установить», «изучить», «расследовать» и пр.
Задачи научного исследования
Задачи – это конкретные действия, направленные на достижение поставленной цели. Любая научная работа не может содержать меньше двух задач, а максимальное количество зависит от сложности и углубленности исследуемой темы – как правило, это пять-семь пунктов. Задачи могут быть представлены как:
- сопутствующие или вторичные цели;
- подпункты, на которые разбивается общая цель работы;
- шаги, которые необходимо сделать для реализации основной цели исследования;
- этапы, последовательно выполнив которые будет достигнута цель.
Однако задачи не должны повторять заявленную цель. Они должны быть сформулированы понятным и доступным языком, а в совокупности действительно вести к решению указанной проблемы. Их перечисление, как правило, должно происходить в строгой последовательности: от более легких к наиболее сложным относительно выполнения.
К задачам научного исследования можно отнести следующие действия:
- Изучение специфики проблемы.
- Анализ деятельности.
- Определение характеристик явления.
- Оценка имеющихся данных о проблеме.
- Систематизация имеющейся теории.
- Выявление сходства и различий заявленной проблемы.
- Раскрытие сути инновационного явления, метода.
- Разработка методов решения исследуемой проблемы.
В момент определения цели можно даже не знать, достижима она в действительности или нет. Если в процессе исследования становится понятно, что задачи не приведут к ее достижению, тогда следует проанализировать полученный отрицательный результат и указать, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Другими словами, отрицательный результат – это тоже результат.
Место расположения цели и задач
Научая статья на любую тему имеет четкую структуру: введение, основная часть, заключение и список использованных источников. Цель и задачи исследования в обязательном порядке указываются в водной части работы. Это позволяет читателю сразу понять, о чем исследование и интересна ли ему эта тема.
В разделе «Введение» допускается несколько вариантов положения целей и задач в зависимости от специфики и типа публикации. Например, цель может быть указана сразу после обзора заявленной проблемы, либо после описания субъекта и объекта исследования. Разницы в этом нет, но все же следует уточнить этот момент у научного руководителя, прежде чем приниматься за написание научной работы. Задачи дополнительно могут упоминаться в заключении и основной части работы.
Как сформулировать цель исследования
Существует несколько проверенных способов, которые помогут определить ключевую цель научной статьи.
- Если заявленная проблема не была до конца решена другими учеными, тогда можно указать на определенные нерешенные вопросы, а их решение и будет целью работы. К примеру, если читая книги, описывающие нетрадиционные методы лечения депрессии, вы замечаете, что о светотерапии не упоминается вовсе, тогда целью исследования может быть изучение эффективности данного метода.
- В некоторых случаях, целью работы могут стать более эффективные методы решения проблемы, чем те, которые были представлены ранее другими учеными.
- Многие ученые завершают свои научные труды изложением дальнейших перспектив по решению исследуемой проблемы. В таком случае, можно найти цель своей работы, позаимствовав ее из заключительной части исследовательской работы коллеги.
- Взявшись за написание объемной работы, цель которой слишком громоздкая, можно разделить ее на несколько частей – самая весомая проблема будет выполнять роль цели, а остальные можно оформить как задачи исследования.
- Можно взяться за изучение «древних» проблем, которые последний раз рассматривались 30-40 лет назад, и попробовать их решить, используя инновационные методы, актуальные на сегодняшний день. Они и будут целью работы.
В любом случае, цель всегда связана с объектом исследования, если его изучить, проанализировать, выяснить, как он работает, определить связи со смежными сферами. Только после такой подготовительной работы цель станет очевидной.
Распространенные ошибки при формулировании цели и задач
Рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускаются авторами научных статей во время формулирования ключевой цели и основных задач по ее достижению.
- Заявленная цель не соответствует выбранной теме, не связана с субъектом и объектом исследования.
- Цель сформулирована настолько невнятно и непонятно, что невозможно понять, какого итогового результата ожидать.
- Сложно выявить практическую ценность результатов исследования.
- Задачи созвучны с целью исследования, поскольку для их формулировки используются синонимы.
- Вместо перечня основных задач описывается план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».
Одним из важнейших требований при написании научной статьи является то, чтобы цель и задачи полностью соответствовали исследованию.
Примеры постановки цели и определения задач
Пример 1
Тема: «Методики преодоления нарушения речи при открытой ринолалии»
Цель – апробация эффективных методик преодоления нарушения речи при открытой ринолалии.
Задачи:
- Проанализировать специальную литературу по проблеме.
- Изучить особенности физиологии, анатомии, речи и психики детей с открытой ринолалией.
- Определить систему методических приемов, влияющих на эффективность работы по коррекции ринолалии.
Пример 2
Тема: «Использование маркетинговых исследований для рынка на разных этапа жизненного цикла товара»
Цель – исследовать состояние рынка на различных этапах жизненного цикла товара и возможные маркетинговые стратегии, которые могут быть использованы организациями для успешного осуществления своей деятельности.
Задачи:
- Рассмотрение концепции жизненного цикла товара, конкурентной и экономической среды на различных этапах жизненного цикла товара.
- Изучение маркетинговых стратегий, используемых на различных стадиях жизненного цикла товара.
Пример 3
Тема: «Эффективные мероприятия для профилактики внутрибольничных инфекций»
Цель – исследовать результативные мероприятия, проводимые медперсоналом в условиях лечебно-профилактического учреждения для профилактики внутрибольничных инфекций.
Задачи:
- Обосновать причины возникновения внутрибольничной инфекции в ЛПУ.
- Изучить механизмы передачи и меры профилактики внутрибольничной инфекции в ЛПУ.
Пример 4
Тема: «Современное значение учения Платона о формах правления»
Цель – раскрыть сущность учения Платона о формах правления и определить его современное значение.
Задачи:
- Рассмотреть формы правления по Платону.
- Раскрыть вклад Платона в становление и развитие философских, социально-политических, правовых учений.
- Раскрыть современное значение учения Платона о формах правления.
Пример 5
Тема: «Этнический туризм в Бурятии: перспективы развития»
Цель – формирование инновационного туристского продукта в рамках этнического туризма в Бурятии.
Задачи:
- Изучить, оценить и проанализировать аспекты этнического туризма в Бурятии.
- Дать характеристику работы турагентства «Екатерина Тур».
- Разработать турпродукт в рамках этнического туризма.
Пример 6
Тема: «Бюджетное планирование ипотечного кредитования»
Цель – изучение бюджетного планирования ипотечного кредитования.
Задачи:
- Изучить сущность ипотечного кредитования.
- Рассмотреть предпосылки развития ипотечного кредитования.
- Изучить государственную поддержку ипотеки.
- Проанализировать ситуацию на рынке ипотечного кредитования Удмуртии на сегодняшний день.
- Выявить результаты государственной поддержки ипотечного кредитования в УР, финансирование программ из государственного бюджета.
Пример 7
Тема: «Страховая пенсия по старости становление и развитие — становление и развитие в современной России»
Цель – анализ страховой пенсии по старости.
Задачи:
- Изучить историю становления и развития института пенсии по старости с 1990 года по настоящее время.
- Проанализировать законодательство, регулирующее назначение пенсии по старости.
- Провести анализ формирования размера страховой пенсии по старости в современной России.
Пример 8
Тема: «Компоненты эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы»
Цель – рассмотрение основных компонентов эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих и определение путей их совершенствования в Департаменте строительства города Москвы.
Задачи:
- Дать определение понятиям эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих, выявить нормативно-правовую базу эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих.
- Проанализировать основные компоненты эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы.
- Рассмотреть основные направления повышения эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы.
Пример 9
Тема: «Сущность юридических фикций и юридических презумпций»
Цель – анализ сущности юридических фикций и юридических презумпций.
Задачи:
- Анализ истоков, история их возникновения, изменения в историческом процессе.
- Изучение теоретических основ юридических фикций и презумпций.
- Рассмотрение их соотношений, сходств, различий.
- Рассмотрение их практического значения.
Пример 10
Тема: «Психодиагностические методики в подборе персонала»
Цель – изучение психодиагностических методик, используемых при подборе персонала в торговой фирме «Белгородский складской комплекс» и разработка рекомендаций по усовершенствованию указанного процесса.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической литературы по исследуемой теме.
- Изучить теоретические аспекты психодиагностики при подборе персонала, рассмотреть современные практические подходы и методики в практике российских организаций.
- Проанализировать деятельность объекта исследования – метало-торгующей фирмы ООО «Белгородский складской комплекс», изучить характер деятельности организации и провести анализ кадрового состава.
- Провести исследование существующей процедуры подбора персонала в организации и разработать рекомендации по совершенствованию методик диагностики подбора кадров для данной организации.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.
Что такое цель и задачи исследования
Цель исследования отвечает на вопрос, зачем оно проводится. Задачи исследования помогают достигнуть поставленной цели.
Это обязательные пункты в любой научной работе, без которых ее не допустят до защиты. Они формулируются кратко и максимально четко, чтобы читатель мог сразу понять, о чем работа.
Цель и задачи исследования указываются во введении. Располагают они с новой строки, чтобы было видно в тексте. В заключении автор указывает, смогли ли он достигнуть поставленной цели и решить указанные задачи.
Цель исследования
Цель определяет исследование. Она всегда связана с объектом исследования — изучить объект, проанализировать, выявить, почему он работает так, а не иначе, выявить связи объекта исследования со смежными сферами. Цель исследования напрямую связана с актуальностью.
Например, появились новые методики исследования объекта, который в последний раз изучался в начале прошлого века. В этом случае актуальной целью исследования станет использование новых методик изучения объекта.
Виды целей исследования
- Разработать методы решения проблемы.
- Подробный анализ проблемы.
- Установить зависимость между научными понятиями.
- Найти возможности для улучшения функционирования изучаемой системы.
- Найти причинно-следственные связи между явлениями.
- Выявить закономерности в протекании процессов.
- Изучить характеристики какого-либо явления.
Важно! Цель должна быть созвучна с названием работы.
Формулировка цели
Способ 1. Если вам предстоит объемная работа и цель получается слишком громоздкая, разбейте ее на подзадачи. Самая большая подзадача и будет целью. Остальные подзадачи можно отнести в задачи исследования.
Способ 2. Если проблема не решена полностью, то можно указать на конкретные нерешенные вопросы — их решение и будет целью работы.
Способ 3. Если проблему рассматривали больше 40 лет назад, можно попробовать изучить ее при помощи новых методов, которые точно появились за этот период. Это и будет целью исследования.
Задачи исследования
Задачи исследования помогают достичь цели. Но это не просто список действий, они должны быть понятно сформулированы и в совокупности действительно вести к указанной цели.
Важно! Задачи не должны звучать, как синонимы цели, они ее составные части, и поэтому не могут ее дублировать.
Задачи упоминаются не только во введении и заключении, но и в основной части работы.
Если в процессе исследования выясняется, что задачи не ведут к достижению цели, автор анализирует полученный отрицательный результат и указывает на неправильно подобранные задачи.
Виды задач исследования
- Изучить специфику проблемы.
- Охарактеризовать явление.
- Изучить имеющиеся сведения о проблеме.
- Проанализировать деятельность.
- Систематизировать имеющиеся теории.
- Выявить сходство и различия изучаемых проблем.
- Раскрыть сущность нового явления.
- Разработать методы решения изучаемой проблемы.
Формулировка задач
Совет 1. Для курсовой работы часто достаточно просто переписать параграфы из основной части и это уже будут задачи — изучить литературу, провести исследование, составить выводы на основе результатов.
Если такой вариант не подойдет, тут нужно будет определить 1-2 теоретические цели (например, провести сравнительный анализ литературы, выявить неактуальные выводы) и несколько практических (например, сформулировать гипотезу, проанализировать использованные ранее методы исследования, предложить современные аналоги).
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
Совет 2. Задачи касаются и теоретической и практической части исследования. Не стоит их путать с планом проведения исследования.
Лайфхаки по определению цели и задач исследования
Лайфхак 1. Пишите цели и задачи после того, как готова основная часть работы. В этом случае они точно будут совпадать с содержанием исследования.
Лайфхак 2. Чтобы сформулировать цель, ответьте на вопрос: чего я хочу добиться? Чтобы сформулировать задачи, ответьте на вопрос: что мне для этого нужно сделать?
Лайфхак 3. Не пишите слишком много задач. Оптимальное количество 3—6. Меньше трех — слишком мало этапов для достижения цели, материала вряд ли хватит на курсовую или диплом. Больше шести — показатель, что автор не умеет работать с информацией.
Примеры цели и задач исследования
Пример 1
Тема: «Методики преодоления нарушения речи при открытой ринолалии»
Цель — апробация эффективных методик преодоления нарушения речи при открытой ринолалии.
Задачи:
- Проанализировать специальную литературу по проблеме.
- Изучить особенности физиологии, анатомии, речи и психики детей с открытой ринолалией.
- Определить систему методических приемов, влияющих на эффективность работы по коррекции ринолалии.
Пример 2
Тема: «Использование маркетинговых исследований для рынка на разных этапа жизненного цикла товара»
Цель — исследовать состояние рынка на различных этапах жизненного цикла товара и возможные маркетинговые стратегии, которые могут быть использованы организациями для успешного осуществления своей деятельности.
Задачи:
- Рассмотрение концепции жизненного цикла товара, конкурентной и экономической среды на различных этапах жизненного цикла товара.
- Изучение маркетинговых стратегий, используемых на различных стадиях жизненного цикла товара.
Пример 3
Тема: «Эффективные мероприятия для профилактики внутрибольничных инфекций»
Цель — исследовать результативные мероприятия, проводимые медперсоналом в условиях лечебно-профилактического учреждения для профилактики внутрибольничных инфекций.
Задачи:
- Обосновать причины возникновения внутрибольничной инфекции в ЛПУ.
- Изучить механизмы передачи и меры профилактики внутрибольничной инфекции в ЛПУ.
Пример 4
Тема: «Современное значение учения Платона о формах правления»
Цель — раскрыть сущность учения Платона о формах правления и определить его современное значение.
Задачи:
- Рассмотреть формы правления по Платону.
- Раскрыть вклад Платона в становление и развитие философских, социально-политических, правовых учений.
- Раскрыть современное значение учения Платона о формах правления.
Пример 5
Тема: «Этнический туризм в Бурятии: перспективы развития»
Цель — формирование инновационного туристского продукта в рамках этнического туризма в Бурятии.
Задачи:
- Изучить, оценить и проанализировать аспекты этнического туризма в Бурятии.
- Дать характеристику работы турагентства «Екатерина Тур».
- Разработать турпродукт в рамках этнического туризма.
Пример 6
Тема: «Бюджетное планирование ипотечного кредитования»
Цель — изучение бюджетного планирования ипотечного кредитования.
Задачи:
- Изучить сущность ипотечного кредитования.
- Рассмотреть предпосылки развития ипотечного кредитования.
- Изучить государственную поддержку ипотеки.
- Проанализировать ситуацию на рынке ипотечного кредитования Удмуртии на сегодняшний день.
- Выявить результаты государственной поддержки ипотечного кредитования в УР, финансирование программ из государственного бюджета.
Пример 7
Тема: «Страховая пенсия по старости становление и развитие — становление и развитие в современной России»
Цель — анализ страховой пенсии по старости.
Задачи:
- Изучить историю становления и развития института пенсии по старости с 1990 года по настоящее время.
- Проанализировать законодательство, регулирующее назначение пенсии по старости.
- Провести анализ формирования размера страховой пенсии по старости в современной России.
Пример 8
Тема: «Компоненты эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы»
Цель — рассмотрение основных компонентов эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих и определение путей их совершенствования в Департаменте строительства города Москвы.
Задачи:
- Дать определение понятиям эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих, выявить нормативно-правовую базу эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих.
- Проанализировать основные компоненты эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы.
- Рассмотреть основные направления повышения эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы.
Пример 9
Тема: «Сущность юридических фикций и юридических презумпций»
Цель — анализ сущности юридических фикций и юридических презумпций.
Задачи:
- Анализ истоков, история их возникновения, изменения в историческом процессе.
- Изучение теоретических основ юридических фикций и презумпций.
- Рассмотрение их соотношений, сходств, различий.
- Рассмотрение их практического значения.
Пример 10
Тема: «Психодиагностические методики в подборе персонала»
Цель — изучение психодиагностических методик, используемых при подборе персонала в торговой фирме «Белгородский складской комплекс» и разработка рекомендаций по усовершенствованию указанного процесса.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической литературы по исследуемой теме.
- Изучить теоретические аспекты психодиагностики при подборе персонала, рассмотреть современные практические подходы и методики в практике российских организаций.
- Проанализировать деятельность объекта исследования – метало-торгующей фирмы ООО «Белгородский складской комплекс», изучить характер деятельности организации и провести анализ кадрового состава.
- Провести исследование существующей процедуры подбора персонала в организации и разработать рекомендации по совершенствованию методик диагностики подбора кадров для данной организации.
Видео, как определить цель и задачи исследования
Вывод
Цель и задачи исследования — основополагающая часть работы наравне с актуальностью, предметом и объектом исследования.
Цель формирует основное направление исследования, она тесно связана с актуальностью и темой. Цели помогают автору достигнуть цели. Каждая из целей решается в главах основной части.
Правильно сформулированные задачи исследования помогают автору структурировать работу и достигнуть цели.
Введение
Они входят в основу и структуру отчета о научно-исследовательской работы (НИР), научной статьи, магистерской, диссертационной работы и т.п. Без постановки цели и формулировании задач вы не сможете грамотно провести научное исследование, так как оно будет лишено смысла.
Следовательно, важно понимать, что представляет собой цель научной работы, как ее формулировать, на чем стоит остановиться более подробно. Достичь желаемой цели вы сможете при помощи правильно поставленных задач.
Многие начинающие исследователи иногда испытывают некоторые трудности при написании целей и задач исследовательского проекта. Чаще всего причиной является беспокойство по поводу правильности их формулировки. По большей части это происходит из-за того, что в научном сообществе все-таки нет единого четкого определения цели, задачи и как они соотносятся друг с другом.
В разных высших учебных заведениях или научно-исследовательских институтах могут существовать разные формулировки этих определений. Каждый научный руководитель может вкладывать свой смысл в цель научного проекта, которую он и доносит до своих учеников. Но в общем смысл остается везде одинаковый.
Что такое научно-исследовательская работа
Изначально рассмотрим краткое определение НИР.
НИР – это научная работа, направленная на поиск ответа на поставленный научный вопрос путем проведения исследований или экспериментов, проверки научных фактов или определений, выявления последовательностей и закономерностей (и т.д.) с обоснованием полученных результатов.
Учащийся выполняет НИР самостоятельно или вместе со своим научным наставником, показывает свои знания и приобретенные навыки для решения определенных научных или практических задач.
Научно-исследовательская работа должна быть логически завершенной. Все мысли, аргументы, предложения и выводы, приведенные учащимся в работе, должны быть изложены четко и ясно, описаны в научном стиле с использованием правильной научной терминологии (из рассматриваемой области исследований).
Научная работа или проект не должны являться рефератом или набором информации, скачанной из интернета. Необходимо именно провести исследование на выбранную тему, даже если оно будет совсем небольшим, оно должно быть оригинальным. В нем должны быть использованы определенные научные подходы, получены результаты, сформированы выводы.
Цель научно-исследовательской работы
Цель выполнения НИР для учащихся – формирование научно-исследовательских навыков будущих исследователей, навыков для самостоятельного планирования, разработки и реализации НИР, развитие аналитического мышления для сбора, анализа и систематизации научной информации и ее оценки, а также возможность практического применения результатов НИР и готовность к их внедрению в профессиональной области.
Цель исследования – это одно или несколько предложений (утверждений), используемых для выражения общего смысла (цели) работы с указанием на ее тематику (методы, методологию), которая была выбрана для научного исследования.
Если цель правильно сформулирована, она ясна и понятна, то и задачи будет сформировать не сложно.
Три простых шага для формулировки цели НИР
Если у вас не написана цель исследования, и вы пока не знаете, как правильно ее сформулировать, рекомендуется делать это поэтапно, выполнив три простых шага.
- Определить намерение. В формулировке цели должно присутствовать толкование или намерение вашей работы. Под «намерением» подразумевается некое действие, которое вы намереваетесь выполнить в исследовании, т.е. то, для чего вы собираетесь его провести.
Намерение в цели НИР может выражаться в виде глаголов или словосочетаний. Например, можно использовать такие: «чтобы оценить»; «найти решение»; «определить»; «изучить»; «улучшить» и т.д.
Один из способов определить свое намерение это – подумать и предварительно описать, что вы хотите сделать в своем исследовании. Для этого учащемуся нужно задать самому себе ряд вопросов к своей работе и найти на них ответы. Это можно сделать следующим образом:
«Моя исследовательская работа направлена на (что?) [… (оценку), (изучение), (исследование), (определение взаимосвязи), (изучение взаимного влияния), (изменение структуры) т.д. Действие может быть любым, какое вы для себя определите, главное, чтобы оно полностью соответствовало направлению (тематике) вашей работы. - Определить причину. После того, как вы определили свое намерение (т.е. действие), определите причину – для чего вы намереваетесь выполнить данное действие. Например, берете ваше «намерение» – изучить (оценить, исследовать, определить) что-то и спрашиваете себя – для чего? Для (идентификации), (диагностики), (описания), (выяснения), (понимания) и т.д.
- Определить направленность. Направленность указывает на характер вашего исследования. Например, будет ли в его основе лежать количественное или качественное описание неких исследуемых факторов, или же исследование будет строиться на анализе полученных данных, либо на результатах проведенных экспериментов и др.
Перечисленные выше шаги не обязательно должны быть именно в такой последовательности. Вы вполне можете определить направленность исследования до того, как установите свое намерение и наоборот.
Примеры составления цели НИР
Для примера рассмотрим и разберем две условные Цели НИР, чтобы показать все ее составляющие в действии.
Пример 1: «Исследовать группу школьников для определения факторов, способствующих их мотивации к учебному процессу и разработать учебную программу, направленную на усиление данных факторов».
Начинаем задавать вопросы:
- Что собираемся выполнить? Основой данной работы является «исследовать группу школьников» (наше намерение – исследовать). Тут можно уточнить, какую именно группу – младшие классы, школьники в возрасте от 7 до 9 лет, определенная школа и т.д., любое необходимое дополнение, конкретика, при необходимости.
- Для чего мы его проводим? Чтобы выявить факторы, способствующие мотивации школьников к обучению (причина – чтобы выявить).
- Как мы будем выполнять исследование? Путем сбора данных, полученных по результатам опроса (беседы) школьников и анализа полученных данных (направленность – сбор информации, получение данных). На основе результатов проведенного исследования мы предполагаем разработать (усилить, улучшить) учебную программу.
Так как цель НИР учащихся все-таки показать свою способность к проведению самого научного исследования, то в приведенном примере, основным намерением будет являться проведение исследования среди школьников, то есть сам исследовательский процесс. Разработка или создание учебной программы на основе полученных результатов – это уже второстепенное намерение.
Основная цель работы будет достигнута за счет ответов на вопросы: «Что, по мнению школьников, помогает получать интерес от обучения?», «Что мотивирует школьников заниматься обучением?», «Каким они видят учебный процесс?» и другие подобные. Задавая эти вопросы определенной группе школьников, а затем проанализировав их и сформировав выводы – вы проведете свое исследование и продемонстрируете свои способности к организации и реализации НИР.
Второстепенная цель работы, которая является следствием основной, это ответы на вопросы: «Какую из полученной информации и каким образом мы можем применить для создания учебной программы?». Эта часть работы будет направлена на практическое применение достигнутых вами результатов.
Пример 2. Обратимся к медицинской тематике. Например, вы планируете исследовать способность пациентов, перенесших туберкулез легких, к реабилитации – это ваша основная цель. Но в таком виде она слишком общая. Непонятно – каких пациентов, как протекала болезнь, были ли какие-то особенности и так далее.
Для определения дополнительных данных, которые вам нужно включить в цель (то есть детального уточнения цели) вам нужно изучить, например, какие факторы могут спровоцировать рецидив болезни (возраст, пол, социальная сфера и т.д.), какие существуют методы для реабилитации таких пациентов, что может негативно или позитивно повлиять? Сделать это можно путем проведения литературного обзора достоверных источников по теме исследования. В ходе поиска, вы обнаруживаете, что, например, мужчины в возрасте старше 65 лет плохо переносят заболевание и, как правило, не поддаются полному излечению.
Исходя из этого, вы можете уже более детально сформулировать цель своей научной работы. В полном виде она может звучать следующим образом:
«Изучение способности пациентов мужского пола в возрасте старше 65 лет, перенесших туберкулез легких, к восстановлению, и разработка программы для их ускоренной реабилитации».
Или
«Изучение особенностей протекания туберкулеза легких у пациентов мужского пола в возрасте от 60-ти лет и старше и формирование нового протокола лечения».
Как видите, все шаги по формулировке темы у нас тут также присутствуют: есть намерение и причина. Направленность может быть определена в зависимости от хода выполнения работы: вы решите, будут ли это лабораторные исследования или сбор аналитических данных и т.д.
Изначально вы можете составить одну часть формулировки вашей цели, основную (возможно, на этом остановитесь). При необходимости определить дополнительную часть вам нужно посмотреть на эту проблему с разных сторон, найти ее характерные черты и особенности. Это можно сделать с помощью проведения краткого литературного обзора по теме исследования (как в примере 2).
Делаем вывод: Цель НИР отображает само ваше научное исследование, его основную суть. Все, что включено в цель – будет изучаться и выполняться в ходе проведения научно-исследовательской работы. Прочитав цель работы становится ясно, о чем в ней пойдет речь. Таким образом после того, как вы сформулируете свою цель, план вашего научного исследования примет законченный вид. Можно переходить к постановке задач исследования.
Задачи научно-исследовательской работы
Постановка задач является важной частью научной работы. Их формулировка в НИР заключается в том, чтобы продумать и прописать все этапы, которые войдут в исследование. Задачи обязательно пишутся в работе после первого упоминания цели НИР. Среднее количество задач в разных научных работах составляет от 4 до 7. Но конечно, это число может быть, как меньше, так и больше, в зависимости от объема исследования. Не желательно, чтобы задач было меньше 3 или больше 10. Однако, тут все очень индивидуально.
Задачи НИР – это шаги, необходимые для поиска ответа на основные вопросы исследования, а, следовательно, и для достижения цели исследовательской работы. Задачи показывают, как и в какой последовательности вы планируете выполнять ваше исследование и какие результаты получите на выходе.
Именно задачи НИР отвечают за полученные результаты НИР. При формулировке задач используйте глаголы «определить», «изучить», «выявить», «систематизировать (данные)», «создать (программу)», «разработать (методику)», «написать (программный код)», «проанализировать» и др.
Формулировки задач могут быть разными, но есть типовые, которые присутствуют в большинстве исследовательских работ. Например, в качестве задач НИР могут выступать следующие типы:
- провести литературный обзор по теме исследований;
- выявить проблематику исследуемого вопроса;
- провести сбор и анализ полученных данных (результатов);
- выявить научную проблему и обосновать ее актуальность;
- раскрыть и доказать теоретическую и/или практическую значимости НИР;
- разработать план НИР;
- выбрать и обосновать применяемые научные методы и методики, или средства измерения, методы обработки информации и т.д.;
- выполнить критический анализ результатов НИР;
- протестировать инструменты анализа данных;
- разработать концепции НИР.
Принимая вышеперечисленное за основу, необходимо взглянуть на вопросы вашего исследования и определить, какие конкретно задачи необходимо выполнить с точки зрения структуры вашей НИР (ее плана).
Во-первых, задачи необходимы, чтобы достичь поставленной цели исследования. Во-вторых, они нужны для получения результатов, так как все задачи выражаются через результат. Существует негласное правило – одна задача – один результат. Это означает, что сколько задач у вас обозначено в работе, столько же и результатов у вас должно быть по ее завершении.
Важно, что все задачи должны быть ощутимыми и достижимыми, т.е. задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы, прочитав ее было понятно, какая работа (шаги, действия) будут выполнены в ходе ее реализации. Будет являться грубой ошибкой, если задачи НИР написаны в какой-то расплывчатой неясной форме.
Возвращаясь к Примеру 1, задачами нашего исследования могут быть:
- Провести обзор литературы (об использовании школьного раздаточного материала учащимися младших классов (чтобы определить, какие ранее были выявлены проблемы, связанные с неприятием их детьми)).
- Опросить группу школьников разных возрастов (об их использовании и знании того, какие дополнительные внеклассные материалы школа может им предоставить для их саморазвития).
- Опросить группу педагогов школы (чтобы выяснить, что они знают о том, что нравится или не нравится их учащимся с точки зрения использования дополнительных учебных материалов и мотивации детей).
- Выявить пробелы в знаниях школьников (о том, что школьная библиотека может дать им в качестве дополнительного обучающего материала).
- Систематизировать полученные данные (и определить пробелы в используемой учебной программе).
- Разработать актуальную учебную программу, направленную на усиление мотивационных факторов.
Как вы можете видеть, у нас сформулировано 6 задач, каждая из которых в итоге позволит собрать определенные данные об учебном процессе. На основании полученных данных будут сделаны выводы и разработана улучшенная версия программы, позволяющая сильнее мотивировать школьников на обучение.
Обратите внимание, что после каждой задачи дается краткое пояснение того, для чего она нужна и что мы планируем получить в итоге (ощутимость и достижимость). На этапе разработки плана НИР, определении цели и задач научной работы, такие пояснения нам необходимы. Прочитав каждую задачу, мы понимаем, что будет в нее включено и какую взаимосвязь она имеет с другими задачами и с целью НИР. Далее, при подготовке отчета о проведении НИР эти пояснения можно убрать, оставив лишь основную часть задачи.
Хорошо сформулированные цель и задачи НИР обязательно взаимосвязаны между собой и должны составлять неотъемлемую часть всего процесса разработки исследования, т.е. должны хорошо вписываться в весь процесс его выполнения. Они дают вам ощущение понятности происходящего и позволяют перейти к главному – заняться непосредственно самим исследованием.
Мы с радостью готовы принять вашу научно-исследовательскую работу на Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся “Наука, Творчество, Духовность”.