Как найти заданное сечение детали

Для выявления форм деталей наряду с
разрезами применяют также сечения, если
проекции не дают полного представления
о форме детали, или когда применение
сечения позволяет уменьшить количество
видов или разрезов.

Сечение— изображение фигуры,
полученной при мысленном рассечении
детали плоскостью. Сечение — более
простое изображение, чем разрез, так
как при его построении показывают только
то, что находится непосредственно в
секущей плоскости. Разница между сечением
и разрезом проиллюстрирована на рис.
3.

Сечение входит как составная часть в
каждый разрез, но может существовать и
как самостоятельное изображение, которое
используют для сокращения графической
работы.

Чаще
всего сечения применяют, чтобы показать
или уточнить поперечную форму детали
в определенном месте. При этом секущие
плоскости располагают перпендикулярно
основным плоскостям проекции или
поверхности в месте сечения, то есть
перпендикулярно к оси детали. Такое
сечение называется нормальным.
В этом слу-чае полученное в секущей
плоскости изображение поперечного
сечения мысленно отделяют от детали,
поворачивают параллельно плоскости
проекции и изображают на свободном
месте чертежа.

Следует
иметь в виду, что сечения, как и разрезы
— изображения условные. Условность
заключается в том, что секущая плоскость
проводится мысленно, а фигура, образованная
в сечении, отдельно от детали не
существует; ее мысленно отделяют от
детали и изображают на свободном месте
чертежа.

1.3.1. Особенности расположения и обозначения сечений на чертежах

Сечение
по построению и изображению должно
соответствовать направлению, указанному
стрелками. Правила выполнения и
обозначения линий сечения те же, что и
для разрезов. В случае необходимости
сечение оформляется соответствующей
надписью. Штриховка частей детали,
располо­жен­ных в секущей плоскости,
осу­щест­вля­ется так же, как и в
случае оформления разрезов.

Сечения,
не входящие в состав разреза, разделяют
на вынесенные и нало­жен­ные.

Вынесеннымназывается сечение, если оно выполнено
отдельно от основного изображения.
Контур вынесенного сечения изображают
сплошными основными линиями (как и
сечения, входящего в состав разреза).
На рис. 24 приведен пример де

Рис. 24

тали с вынесенными сечениями. Чтобы
выявить поперечную форму этой детали,
ее мысленно рассекают двумя плоскостями.
Образуются плоские фигуры — сечения.
В первом выявлена форма детали в месте,
где сняты лыски. Во втором сечении
показана поперечная фор­ма и размеры
шпоночной канавки.

Итак,
на чертеже одной детали может быть
столько сечений, сколько нужно для
полного выявления ее форм.

Вынесенное
сечение можно располагать на любом
месте поля чертежа. Оно может быть
помещено на месте, предназначенном для
одного из видов, как сечение А-Ана
рис. 24, или в стороне (рис. 26,а). Сечение
может быть размещено непосредственно
на продолжении линии сечения (рис. 24 и
рис. 26,б), а также в разрыве между
частями одного и того же вида (рис. 25,аи рис. 27,в).

Наложеннымназывается сечение, которое располагается
непосредственно на чертеже детали (как
бы накладывается на соответствующий
вид, совмещается с ним). Контур основного
изображения в месте расположения
наложенного сечения не прерывают, а
контур наложенного сечения изображают
сплошной тонкой линией, как показано
на рис. 25,би 26,г. При этом наложенное
сечение располагают в месте, где проходит
секущая плоскость.

Наложенное
сечение затемняет чертеж и неудобно
для нанесения размеров. Поэтому
предпочтение отдают вынесенным сечениям.

(а)

(б)

Рис. 25

(в)

(а)

(б)

(г)

Рис. 26

Итак,
по характеру выполнения сечения делят
на вынесенные и наложенные. По форме
все сечения можно разделить на симметричные(рис. 24 и рис. 26), инесиммет­рич­ные(рис. 25).

В
симметричных сечениях всегда указывают
ось симметрии тонкой штрихпунк­тирной
линией, линию сечения не проводят и
дополнительно (стрелками и буквами) не
обозначают. Буквами также не обозначают
и само сечение. Аналогично оформ­ляют
симметричное сечение в разрыве между
частями одного и того же вида, (рис. 26,в).

Симметричные
вынесенные сечения можно располагать
рядом с рассеченной деталью, выше или
ниже ее, чтобы ось симметрии являлась
продолжением линии сечения, то есть
следа секущей плоскости (см. рис. 24 и
рис. 26,б).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сечения

Подробности
Категория: Инженерная графика

Автор видеоурока: к.пед.н., доцент кафедры ИГиСАПР Кайгородцева Н.В.

 СЕЧЕНИЯ

На рис. 274, а показан чертеж рычага. Главный вид и вид сверху с двумя местными разрезами не выявляют форму его средней части. Форму средней части можно показать с помощью профильного разреза (рис. 274, б), но элементы, расположенные за секущей плоскостью, не дают дополнительную информацию о форме детали и являются лишними. В таких случаях удобно применять изображение, называемое сечением (рис. 274, в).

Рис. 274

Сечением называется изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями, на сечении показывается только то, что расположено непосредственно в секущей плоскости.

В случае, показанном на рис. 274, вместо профильного разреза достаточно выполнить сечение (рис. 274, в). Применение сечений сокращает графическую работу при выполнении чертежа.

Рис. 275

В отличие от разреза на сечении показывается только то, что расположено непосредственно в секущей плоскости, все, что лежит за ней, не изображается. На рис. 275 наглядно показано различие между сечением и разрезом.

Сечения в зависимости от расположения их на чертеже делятся на вынесенные и наложенные. Вынесенные сечения располагают на свободном месте поля чертежа (рис. 276, а) или в разрыве изображения предмета (рис. 276, в). Наложенные сечения располагают на соответствующем изображении предмета (рис. 276, б).

Рис. 276

Предпочтительны вынесенные сечения. Их контур вычерчивают сплошными толстыми линиями (рис. 276, а). Контуры наложенных сечений вычерчивают сплошными тонкими линиями.

В случаях, подобных показанным на рис. 276, при симметричной фигуре сечения положение секущей плоскости не указывается.

Для несимметричных сечений, расположенных в разрыве или наложенных, положение секущей плоскости указывается линией сечения со стрелками, но буквами не обозначается (рис. 277, а и б).

Рис. 277

Во всех остальных случаях выполнения сечений положение секущей плоскости должно быть показано линией сечения с указанием стрелками направления взгляда, а над самими сечениями выполняется надпись (рис. 278, а и б).

Рис. 278

При совпадении секущей плоскости с осью поверхности вращения, ограничивающей отверстие или углубление, контур отверстия или углубления в сечении показывается полностью, хотя этот контур и не расположен в секущей плоскости (рис. 277, в, см. стрелки К), т. е. сечение оформляется как разрез. Если секущая плоскость проходит через некруглые отверстия (рис. 279, а) и сечение получается состоящим из отдельных частей (рис. 279, б), то сечение должно быть заменено разрезом (рис. 279, в).

Рис. 279

При выполнении нескольких одинаковых сечений одной и той же детали изображается только одно сечение, а линии сечения обозначаются одной и той же буквой (рис. 278, б). Сечение при необходимости можно поворачивать, добавляя к надписи над ним слово «повернуто» (рис. 278, б, сечение    Если при этом секущие плоскости непараллельны друг другу, то надпись «повернуто» не наносится (рис. 278, , сечение В—В).

Сечение может выполняться несколькими секущими плоскостями, как на рис. 279, г.

Рис. 280

Допускается вместо секущих плоскостей применять секущие цилиндрические поверхности, развертываемые затем в плоскость. На рис. 280 деталь имеет различные отверстия. Форму этих отверстий удобно выявить, применяя развернутое сечение детали секущей цилиндрической поверхностью, указанной линией сечения со стрелками и буквами. Над развернутым сечением выполняется надпись теми же буквами с добавлением слова «развернуто».

ВЫНОСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В тех случаях, когда на основном изображении невозможно изобразить мелкие элементы изделия со всеми подробностями, применяют выносные элементы.

Выносным элементом называют дополнительное отдельное изображение в увеличенном виде какой-либо части изделия, требующей графического и других пояснений в отношении формы, размеров и иных данных.

При применении выносного элемента соответствующее место изображения отмечают замкнутой сплошной тонкой линией (окружностью или овалом) с обозначением римской цифрой порядкового номера выносного элемента на полке линии-выноски (рис. 281).

Рис. 281

Над выносным элементом указывается та же цифра и масштаб, в котором выполнен выносной элемент (масштабы могут быть различные).

Выносной элемент следует располагать возможно ближе к соответствующему месту на изображении предмета. Выносной элемент может содержать подробности, не указанные на соответствующем изображении, и может отличаться от него по содержанию. Например, изображение может быть видом, а выносной элемент — разрезом.

Определение

Сечение — это плоская фигура, которая образуется при пересечении пространственной фигуры плоскостью и граница которой лежит на поверхности пространственной фигуры.

Замечание

Для построения сечений различных пространственных фигур необходимо помнить основные определения и теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей, а также свойства пространственных фигур. Напомним основные факты.
Для более подробного изучения рекомендуется ознакомиться с темами “Введение в стереометрию. Параллельность” и “Перпендикулярность. Углы и расстояния в пространстве”.

Важные определения

1. Две прямые в пространстве параллельны, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

2. Две прямые в пространстве скрещиваются, если через них нельзя провести плоскость.

3. Прямая и плоскость параллельны, если они не имеют общих точек.

4. Две плоскости параллельны, если они не имеют общих точек.

5. Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен (90^circ).

6. Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости.

7. Две плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен (90^circ).

Важные аксиомы

1. Через три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.

2. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.

3. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна.

Важные теоремы

1. Если прямая (a), не лежащая в плоскости (pi), параллельна некоторой прямой (p), лежащей в плоскости (pi), то она параллельна данной плоскости.

2. Пусть прямая (p) параллельна плоскости (mu). Если плоскость (pi) проходит через прямую (p) и пересекает плоскость (mu), то линия пересечения плоскостей (pi) и (mu) — прямая (m) — параллельна прямой (p).

3. Если две пересекающиеся прямых из одной плоскости параллельны двум пересекающимся прямым из другой плоскости, то такие плоскости будут параллельны.

4. Если две параллельные плоскости (alpha) и (beta) пересечены третьей плоскостью (gamma), то линии пересечения плоскостей также параллельны:

[alphaparallel beta, alphacap gamma=a, betacapgamma=b Longrightarrow aparallel b]

5. Пусть прямая (l) лежит в плоскости (lambda). Если прямая (s) пересекает плоскость (lambda) в точке (S), не лежащей на прямой (l), то прямые (l) и (s) скрещиваются.

6. Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в данной плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости.

7. Теорема о трех перпендикулярах.

Пусть (AH) – перпендикуляр к плоскости (beta). Пусть (AB, BH) – наклонная и ее проекция на плоскость (beta). Тогда прямая (x) в плоскости (beta) будет перпендикулярна наклонной тогда и только тогда, когда она перпендикулярна проекции.

8. Если плоскость проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости.

Замечание

Еще один важный факт, часто использующийся для построения сечений:

для того, чтобы найти точку пересечения прямой и плоскости, достаточно найти точку пересечения данной прямой и ее проекции на эту плоскость.

Для этого из двух произвольных точек (A) и (B) прямой (a) проведем перпендикуляры на плоскость (mu)(AA’) и (BB’) (точки (A’, B’) называются проекциями точек (A,B) на плоскость). Тогда прямая (A’B’) – проекция прямой (a) на плоскость (mu). Точка (M=acap
A’B’)
и есть точка пересечения прямой (a) и плоскости (mu).

Причем заметим, что все точки (A, B, A’, B’, M) лежат в одной плоскости.

Пример 1.

Дан куб (ABCDA’B’C’D’). (A’P=dfrac 14AA’, KC=dfrac15 CC’). Найдите точку пересечения прямой (PK) и плоскости (ABC).

Решение

1) Т.к. ребра куба (AA’, CC’) перпендикулярны ((ABC)), то точки (A) и (C) — проекции точек (P) и (K). Тогда прямая (AC) – проекция прямой (PK) на плоскость (ABC). Продлим отрезки (PK) и (AC) за точки (K) и (C) соответственно и получим точку пересечения прямых – точку (E).

2) Найдем отношение (AC:EC). (triangle PAEsim triangle KCE) по двум углам ((angle A=angle C=90^circ, angle E) – общий), значит, [dfrac{PA}{KC}=dfrac{EA}{EC}]

Если обозначить ребро куба за (a), то (PA=dfrac34a, KC=dfrac15a,
AC=asqrt2)
. Тогда:

[dfrac{frac34a}{frac15a}=dfrac{asqrt2+EC}{EC} Rightarrow
EC=dfrac{4sqrt2}{11}a Rightarrow AC:EC=4:11]

Пример 2.

Дана правильная треугольная пирамида (DABC) с основанием (ABC), высота которой равна стороне основания. Пусть точка (M) делит боковое ребро пирамиды в отношении (1:4), считая от вершины пирамиды, а (N) – высоту пирамиды в отношении (1:2), считая от вершины пирамиды. Найдите точку пересечения прямой (MN) с плоскостью (ABC).

Решение

1) Пусть (DM:MA=1:4, DN:NO=1:2) (см. рисунок). Т.к. пирамида правильная, то высота падает в точку (O) пересечения медиан основания. Найдем проекцию прямой (MN) на плоскость (ABC). Т.к. (DOperp (ABC)), то и (NOperp (ABC)). Значит, (O) – точка, принадлежащая этой проекции. Найдем вторую точку. Опустим перпендикуляр (MQ) из точки (M) на плоскость (ABC). Точка (Q) будет лежать на медиане (AK).
Действительно, т.к. (MQ) и (NO) перпендикулярны ((ABC)), то они параллельны (значит, лежат в одной плоскости). Следовательно, т.к. точки (M, N, O) лежат в одной плоскости (ADK), то и точка (Q) будет лежать в этой плоскости. Но еще (по построению) точка (Q) должна лежать в плоскости (ABC), следовательно, она лежит на линии пересечения этих плоскостей, а это – (AK).

Значит, прямая (AK) и есть проекция прямой (MN) на плоскость (ABC). (L) – точка пересечения этих прямых.

2) Заметим, что для того, чтобы правильно нарисовать чертеж, необходимо найти точное положение точки (L) (например, на нашем чертеже точка (L) лежит вне отрезка (OK), хотя она могла бы лежать и внутри него; а как правильно?).

Т.к. по условию сторона основания равна высоте пирамиды, то обозначим (AB=DO=a). Тогда медиана (AK=dfrac{sqrt3}2a). Значит, (OK=dfrac13AK=dfrac 1{2sqrt3}a). Найдем длину отрезка (OL) (тогда мы сможем понять, внутри или вне отрезка (OK) находится точка (L): если (OL>OK) – то вне, иначе – внутри).

а) (triangle AMQsim triangle ADO) по двум углам ((angle Q=angle
O=90^circ, angle A)
– общий). Значит,

[dfrac{MQ}{DO}=dfrac{AQ}{AO}=dfrac{MA}{DA}=dfrac 45
Rightarrow MQ=dfrac 45a, AQ=dfrac 45cdot dfrac 1{sqrt3}a]

Значит, (QK=dfrac{sqrt3}2a-dfrac 45cdot dfrac
1{sqrt3}a=dfrac7{10sqrt3}a)
.

б) Обозначим (KL=x).
(triangle LMQsim triangle LNO) по двум углам ((angle Q=angle O=90^circ, angle L) – общий). Значит,

[dfrac{MQ}{NO}=dfrac{QL}{OL} Rightarrow dfrac{frac45 a}{frac 23a}
=dfrac{frac{7}{10sqrt3}a+x}{frac1{2sqrt3}a+x} Rightarrow
x=dfrac a{2sqrt3} Rightarrow OL=dfrac a{sqrt3}]

Следовательно, (OL>OK), значит, точка (L) действительно лежит вне отрезка (AK).

Замечание

Не стоит пугаться, если при решении подобной задачи у вас получится, что длина отрезка отрицательная. Если бы в условиях предыдущей задачи мы получили, что (x) – отрицательный, это как раз значило бы, что мы неверно выбрали положение точки (L) (то есть, что она находится внутри отрезка (AK)).

Пример 3

Дана правильная четырехугольная пирамида (SABCD). Найдите сечение пирамиды плоскостью (alpha), проходящей через точку (C) и середину ребра (SA) и параллельной прямой (BD).

Решение

1) Обозначим середину ребра (SA) за (M). Т.к. пирамида правильная, то высота (SH) пирамиды падает в точку пересечения диагоналей основания. Рассмотрим плоскость (SAC). Отрезки (CM) и (SH) лежат в этой плоскости, пусть они пересекаются в точке (O).

Для того, чтобы плоскость (alpha) была параллельна прямой (BD), она должна содержать некоторую прямую, параллельную (BD). Точка (O) находится вместе с прямой (BD) в одной плоскости – в плоскости (BSD). Проведем в этой плоскости через точку (O) прямую (KPparallel
BD)
((Kin SB, Pin SD)). Тогда, соединив точки (C, P, M, K), получим сечение пирамиды плоскостью (alpha).

2) Найдем отношение, в котором делят точки (K) и (P) ребра (SB) и (SD). Таким образом мы полностью определим построенное сечение.

Заметим, что так как (KPparallel BD), то по теореме Фалеса (dfrac{SB}{SK}=dfrac{SD}{SP}). Но (SB=SD), значит и (SK=SP). Таким образом, можно найти только (SP:PD).

Рассмотрим (triangle ASC). (CM, SH) – медианы в этом треугольнике, следовательно, точкой пересечения делятся в отношении (2:1), считая от вершины, то есть (SO:OH=2:1).

Теперь по теореме Фалеса из (triangle BSD): (dfrac{SP}{PD}=dfrac{SO}{OH}=dfrac21).

3) Заметим, что по теореме о трех перпендикулярах (COperp BD) как наклонная ((OH) – перпендикуляр на плоскость (ABC), (CHperp BD) – проекция). Значит, (COperp KP). Таким образом, сечением является четырехугольник (CPMK), диагонали которого взаимно перпендикулярны.

Пример 4

Дана прямоугольная пирамида (DABC) с ребром (DB), перпендикулярным плоскости (ABC). В основании лежит прямоугольный треугольник с (angle B=90^circ), причем (AB=DB=CB). Проведите через прямую (AB) плоскость, перпендикулярную грани (DAC), и найдите сечение пирамиды этой плоскостью.

Решение

1) Плоскость (alpha) будет перпендикулярна грани (DAC), если она будет содержать прямую, перпендикулярную (DAC). Проведем из точки (B) перпендикуляр на плоскость (DAC)(BH), (Hin DAC).

Проведем вспомогательные (BK) – медиану в (triangle ABC) и (DK) – медиану в (triangle DAC).
Т.к. (AB=BC), то (triangle ABC) – равнобедренный, значит, (BK) – высота, то есть (BKperp AC).
Т.к. (AB=DB=CB) и (angle ABD=angle CBD=90^circ), то (triangle
ABD=triangle CBD)
, следовательно, (AD=CD), следовательно, (triangle DAC) – тоже равнобедренный и (DKperp AC).

Применим теорему о трех перпендикулярах: (BH) – перпендикуляр на (DAC); наклонная (BKperp AC), значит и проекция (HKperp AC). Но мы уже определили, что (DKperp AC). Таким образом, точка (H) лежит на отрезке (DK).

Соединив точки (A) и (H), получим отрезок (AN), по которому плоскость (alpha) пересекается с гранью (DAC). Тогда (triangle
ABN)
– искомое сечение пирамиды плоскостью (alpha).

2) Определим точное положение точки (N) на ребре (DC).

Обозначим (AB=CB=DB=x). Тогда (BK), как медиана, опущенная из вершины прямого угла в (triangle ABC), равна (frac12 AC), следовательно, (BK=frac12 cdot sqrt2 x).

Рассмотрим (triangle BKD). Найдем отношение (DH:HK).

Заметим, что т.к. (BHperp (DAC)), то (BH) перпендикулярно любой прямой из этой плоскости, значит, (BH) – высота в (triangle DBK). Тогда (triangle DBHsim triangle DBK), следовательно

[dfrac{DH}{DB}=dfrac{DB}{DK} Rightarrow DH=dfrac{sqrt6}3x
Rightarrow HK=dfrac{sqrt6}6x Rightarrow DH:HK=2:1]

Рассмотрим теперь (triangle ADC). Медианы треугольника точной пересечения делятся в отношении (2:1), считая от вершины. Значит, (H) – точка пересечения медиан в (triangle ADC) (т.к. (DK) – медиана). То есть (AN) – тоже медиана, значит, (DN=NC).

Вернуться к содержанию

ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ И РАЗРЕЗОВ НА ЧЕРТЕЖАХ

Формирование чертежа детали производится путем последовательного добавления необходимых проекций, разрезов и сечений. Первоначально создается произвольный вид с указанной пользователем модели, при этом задается ориентация модели, наиболее подходящая для главного вида. Далее по этому и следующим видам создаются необходимые разрезы и сечения.

Главный вид (вид спереди) выбирается таким образом, чтобы он давал наиболее полное представление о формах и размерах детали.

Разрезы на чертежах

В зависимости от положения секущей плоскости различают следующие виды разрезов:

а) горизонтальные, если секущая плоскость располагается параллельно горизонтальной плоскости проекций;

б) вертикальные, если секущая плоскость перпендикулярна горизонтальной плоскости проекций;

в) наклонные – секущая плоскость наклонена к плоскостям проекций.

Вертикальные разрезы подразделяются на:

·фронтальные – секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций;

·профильные – секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций.
В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы бывают:

·простые – при одной секущей плоскости (рис.107);

·сложные – при двух и более секущих плоскостях (рис.108)
Стандартом предусмотрены следующие виды Сложных разрезов:

·ступенчатые, когда секущие плоскости располагаются параллельно (рис.108 а) и ломаные – секущие плоскости пересекаются (рис.108 б)

Рис.107 Простой разрез

а) б)

Рис.108 Сложные разрезы

Обозначение разрезов

В случае, когда в простом разрезе секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета, разрез не обозначается (рис.107). Во всех остальных случаях разрезы обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, например А-А.

Положение секущей плоскости на чертеже указывают линией сечения – утолщенной разомкнутой линией. При сложном разрезе штрихи проводят также у перегибов линии сечения. На начальном и конечном штрихах следует ставить стрелки, указывающие направление взгляда, стрелки должны находиться на расстоянии 2-3 мм от наружных концов штрихов. С наружной стороны каждой стрелки, указывающей направление взгляда, наносят одну и ту же прописную букву.

Для обозначения разрезов и сечений в системе КОМПАС используется одна и та же кнопка Линия разреза, расположенная на странице Обозначения (рис.109).

Рис.109 Кнопка Линия разреза

Соединение половины вида с половиной разреза

Если вид и разрез представляют собой симметричные фигуры (рис.110), то можно соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрихпунктирой тонкой линией, являющейся осью симметрии. Часть разреза обычно располагают справа от оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза, или снизу от оси симметрии. Линии невидимого контура на соединяемых частях вида и разреза обычно не показываются. Если с осевой линией, разделяющий вид и разрез, совпадает проекция какой-либо линии, например, ребра гранной фигуры, то вид и разрез разделяются сплошной волнистой линией, проводимой левее оси симметрии, если ребро лежит на внутренней поверхности, или правее, если ребро наружное.

Рис. 110 Соединение части вида и разреза

Построение разрезов

Построение разрезов в системе КОМПАС изучим на примере построения чертежа призмы, задание для которого изображено на рис.111.

а)


б)

Рис.111 Задание для построения чертежа призмы

Последовательность построения чертежа следующая:

1. По заданным размерам построим твердотельную модель призмы (рис.109 б). Сохраним модель в памяти компьютера в файле с именем «Призма».

Рис.112 Панель Линии

3. Для построения профильного разреза (рис.113) начертим линию разреза А-А на главном виде с помощью кнопки Линия разреза.

Рис.113 Построение профильного разреза

Направление взгляда и текст обозначения можно выбрать на панели управления командой внизу экрана (рис.114). Завершается построение линии разреза нажатием на кнопку Создать объект.

Рис.114 Панель управления командой построения разрезов и сечений

4. На панели Ассоциативные виды (рис.115) выберем кнопку Линия разреза, затем появившейся на экране ловушкой укажем линию разреза. Если все сделано верно (линия разреза должна быть обязательно построена в активном виде), то линия разреза окрасится в красный цвет. После указания линии разреза А-А на экране появится фантом изображения в виде габаритного прямоугольника.

Рис.115 Панель Ассоциативные виды

С помощью переключателя Разрез/сечение на Панели свойств выбирается тип изображения – Разрез (рис.116) и масштаб отображаемого разреза.

Рис.116 Панель управления командой построения разрезов и сечений

Профильный разрез построится автоматически в проекционной связи и со стандартным обозначением. При необходимости проекционную связь можно отключать переключателем Проекционная связь (рис.116). Для настройки параметров штриховки, которая будет использована в создаваемом разрезе (сечении) используется элементы управления на вкладке Штриховка.

Рис.117 Построение горизонтального разреза Б-Б и сечения В-В

Если выбранная секущая плоскость при построении разреза совпадает с плоскостью симметрии детали, то в соответствии со стандартом такой разрез не обозначается. Но если просто стереть обозначение разреза, то из-за того, что вид и разрез в памяти компьютера связаны между собой, то сотрется и весь разрез. Поэтому для того, чтобы удалить обозначение, вначале следует разрушить связь вида и разреза. Для этого щелчком левой кнопки мыши выделяется разрез, а затем щелчком правой кнопки мыши вызывается контекстное меню, из которого выбирается пункт Разрушить вид (рис.97). Теперь обозначение разреза можно удалить.

5. Для построения горизонтального разреза проведем через нижнюю плоскость отверстия на виде спереди линию разреза Б-Б. Предварительно обязательно двумя щелчками левой кнопки мыши вид спереди следует сделать текущим. Затем строится горизонтальный разрез (рис.117).

6. При построении фронтального разреза совместим часть вида и часть разреза, т.к. это симметричные фигуры. На линию разделяющую вид и разрез проецируется наружное ребро призмы, поэтому разграничим вид и разрез сплошной тонкой волнистой линией, проводимой правее оси симметрии, т.к. ребро наружное. Для построения волнистой линии используется кнопка Кривая Безье, расположенной на панели Геометрия, вычерчиваемая стилем Для линии обрыва (рис.118). Последовательно указывайте точки, через которые должна пройти кривая Безье. Закончить выполнение команды следует нажатием на кнопку Создать объект.

Рис.118 Выбор стиля линии для обрыва

Построение сечений

Сечением называется изображения предмета, которые получаются при мысленном рассечении предмета плоскостью. На сечении показывают только то, что расположено в секущей плоскости.

Положение секущей плоскости, с помощью которой образуется сечение, на чертеже указывают линией сечения, так же как для разрезов.

Сечения в зависимости от расположения их на чертежах разделяются на вынесенные и наложенные. Вынесенные сечения располагаются чаще всего на свободном поле чертежа и обводятся основной линией. Наложенные сечения располагают непосредственно на изображении предмета и обводят тонкими линиями (рис.119).

Рис.119 Построение сечений

Рассмотрим последовательность построения чертежа призмы с вынесенным наклонным сечением Б-Б (рис.117).

1. Сделаем вид спереди активным двойным щелчком левой кнопкой мыши по виду и начертим линию разреза с помощью кнопки Линия разреза. Выберем текст надписи В-В.

2. С помощью кнопки Линия разреза, расположенной на панели Ассоциативные виды (рис.115), появившейся ловушкой укажем линию секущей плоскости В-В. С помощью переключателя Разрез/сечение на Панели свойств следует выбрать тип изображения – Сечение (рис.116), масштаб отображаемого сечения выбирается из окна Масштаб.

Построенное сечение располагается в проекционной связи, что ограничивает его перемещение по чертежу, но проекционную связь можно отключать с помощью кнопки Проекционная связь.

На готовом чертеже следует прочертить осевые линии, при необходимости проставить размеры.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 Челябинской области

 «Политехнический колледж»

Методическая разработка

 учебного занятия

по теме «Выполнение сечений детали»

                              
Автор:

                                                                       
преподаватель высшей категории

                                              
Мартьянова Л.В.

                                                          
Магнитогорск, 2018

Аннотация

      В
данной
методической разработке  представлено практическое занятие на тему «Выполнение
сечений деталей» по дисциплине «Инженерная графика» для студентов
специальности    15.02.08 «Технология
машиностроения».      

      Методическая разработка направлена
на активизацию познавательной деятельности и формирования общих и
профессиональных  компетенций студентов: ОК.1 – Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК.6 –
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; ПК 1.6 –
Организовать и выполнять ремонт гидравлических и пневматических систем.

      Целями 
практического занятия являются  формирование  у студентов умений и навыков 
самостоятельно выполнять  графические задания,  развитие  пространственного
представления  и пространственного мышления, формирование  профессионального
значения материала, применения  знаний и умений на курсовом и дипломном
проектировании.

          В ходе практического занятия
студенты выполняют  графическую  работу   под руководством преподавателя, а
затем самостоятельно. Материал для самостоятельной графической работы подобран 
таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть учебным
материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей,
реализовать личностный потенциал. Задания показаны в приложениях.

     Каждый этап
урока сопровождается показом тематического слайда мультимедийного приложения.

Раздел
2 Правила оформление чертежей, геометрические построения и правила выполнение
технических чертежей

Тема
2.4 Изображения – виды, разрезы, сечения

                     
Урок 57-58  Практическое занятие №27

Выполнение
сечений

Группа ТМ9-17

Время проведения
занятия – 2 часа

Цели
урока:

Обучающая
– закрепление знаний об изображении и обозначении
вынесенных сечений; формирование  у студентов умений и навыков  выполнять 
вынесенные сечения, профессионального значения материала.

Развивающая
– развитие пространственного представления и пространственного мышления,
познавательного  интереса, творческого отношения к решению задач.

Воспитательная
– воспитание  элементов  графической культуры, точности и аккуратности.

Вид
учебного занятия
– практическое занятие

Тип
учебного занятия
–  смешанный. ( по Б.И.
Есипову)

Средства
обучения
:

·        
Таблица для программированного опроса;

·        
 раздаточный материал (карточки –
задания);

·        
 Доска;

·        
Компьютер, проектор для показа
презентации.

                                                     
Ход урока

1.                 
Организационный момент
– 2 мин.

    
Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности  рабочих
мест к уроку.

2.                 
Целеполагание и мотивация
– 3 мин. (слайд1,2)

Сегодня на занятии мы
продолжим разговор о сечении. На последнем занятии мы прошли тему «Сечения,
виды, обозначения», а сегодня мы повторим, обобщим и закрепим полученные
знания, выполнив задания на построение сечений.  Тема нашего практического
занятия «Выполнение сечений».

Откройте тетради,
запишите число, номер  и тему занятия «Выполнение сечений».

Материал, который мы 
прошли с вами  на  предыдущем занятии и работу, которую выполним сегодня,  вам
будут необходимы не только для чтения чертежей, выполнения курсового и
дипломного проектов, но  для практической деятельности по избранной профессии
(например: при техническом обслуживании и ремонте гидравлических и
пневматических устройств, где нужно уметь читать рабочие чертежи).

3.                 
Актуализация и систематизация опорных
знаний
-7-10мин.

Перед  тем  как  начать  выполнять 
графическую  работу  давайте

вспомним материал предыдущего занятия  
«Сечения, виды, обозначения» и ответим на вопросы (фронтальный опрос).

Вопрос:
Что называется  сечением?  Для чего применяются сечения? Что показывается на
сечении?

Ответ: 
Сечение это мысленное рассечение детали плоскостью или несколькими плоскостями.
На сечении показывают только то, что находится в секущей плоскости. Сечение
применяют для того, чтобы показать поперечную форму изделия (слайд 3)

Вопрос: Какие виды сечений  вы знаете?

Ответ: Сечения различают  наложенные и
вынесенные (слайд4)

 
Вопрос:  Где располагается наложенные и вынесенное сечение?

  Ответ: Наложенные сечения располагаются
непосредственно на чертеже детали, а вынесенные – на любом поле чертежа (слайд
5,6)

        

Вопрос: Как проходит секущая плоскость при
сечении детали?

Ответ: 
Секущая плоскость проходит перпендикулярно к  основанию детали или  её оси (слайд
7)

 Вопрос: 
Назовите правила нанесения штриховки на сечении.

 Ответ: 
Штриховку наносят тонкими линиями, наклон штриховки должен быть под 450.
Штрихуют фигуру сечения для того, чтобы отличить на детали мысленно
образованные поверхности от существующих.

Давайте
сделаем вывод:
Сечение на чертеже – это изображение
той фигуры, которая получается при мысленном рассечении предмета секущей
плоскости. Сечение помогает получать более чёткое представление о форме
предмета, а значит, даёт возможность выполнять меньшее количество изображений
на чертеже.

Ребята, у каждого на столе лежит
раздаточный материал. Давайте рассмотрим таблицу с изображенными сечениями  и
найдём правильно выполненные  сечения (приложение А).

Рис. 203. Задание на определение сечений, выявляющих форму предмета

 
Обратите внимание, что в таблице слева дан главный вид детали цилиндрической
формы, имеющей также внутренний контур, на котором показано положение секущей
плоскости. Справа,  приведены варианты вынесенных сечений, среди которых только
одно правильное. Найдите правильно выполненное сечение.

Задание
выполняется в тетради. На выполнение задания даётся 5 минут.   (фронтальное
выполнение программированного задания; проверка, анализ, корректировка).

Время
прошло, давайте проверим  задание, а затем сравним с ответами на слайде.

Задание под римской
цифрой
I.

Вопрос:  какой вариант
ответа верный?

Ответ: правильно
выполнено сечение 2, так как при рассечении детали в сечение попадает глухое
отверстии   и сквозное отверстие, что нет в других вариантах.

Задание под римской
цифрой
II.

Вопрос: какой вариант
ответа верный?

Ответ: правильно
выполнено сечение 3, так как при сечении детали будет видно сквозное отверстие
и с двух сторон шпоночный паз, что нет на других чертежах.

Задание под римской
цифрой
III.

Вопрос: какой вариант
ответа в этом случае верный?

Ответ: правильно
выполнено сечение под цифрой 1, так как при рассечении детали плоскостью в
сечение попадает сквозное отверстие и глухое отверстие сверху, что не показано
в других вариантах ответов.

Задание под цифрой IV.

Вопрос: какой вариант
ответа верный?

Ответ: правильно выполнено
сечение под цифрой 3, так как только на этом чертеже, на  сечении показан 
шпоночный паз и глухое отверстие, на других вариантах показано сквозное
отверстие.

Задание под цифрой V.

Вопрос: какой вариант
ответа верный?

Ответ: правильно
выполнено сечение под цифрой 4, так как в сечении попадает только то, что
находится в секущей плоскости, а не за ней – это вариант 4.

Задание под цифрой VI.

Вопрос: укажите, какой
вариант ответа  в этом случае верный?

Ответ: правильно
выполнено сечение под цифрой 4, так как на сечении показано сквозное отверстие
и радиусы закругления, что нет в других вариантах.

Задание под римской
цифрой
VII.

Вопрос: укажите, какой
вариант ответа  в этом случае верный?

Ответ: правильно
выполнено сечение под цифрой 4.

Вопрос: А почему вариант
4, а не второй  вариант, ведь там аналогично выполнено сечение?

Ответ: во втором варианте
неверно подписано сечение, хотя выполнено, верно.

 Теперь давайте ещё раз
проверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 8)

4.      Закрепление 
опорных знаний
25
мин

А теперь  выполним
графическую  работу в тетрадях.

Задание на слайде (слайд
9).
По наглядному изображению  построить чертёж детали и вынесенное сечение
(выполняют работу в тетрадях  под руководством преподавателя).
[3]

Вопрос: Ребята, кто скажет,
с чего приступаем  к начертанию  чертежа.

Ответ :  Чертёж начинаем 
выполнять с осевой линии.

Правильно.

 Сейчас 
в тетради выполните чертёж детали и проставьте размеры. У  меня чертёж  уже
выполнен на доске. После того, как  вы начертите чертёж,  мы   вместе
проанализируем форму детали  и выполним  сечение.

На выполнение чертежа даётся
15 минут.

Время на выполнение задания
окончено.

Давайте проанализируем
деталь.

Вопрос: Как вы
думаете, по форме деталь какая?

Ответ: Деталь
цилиндрической формы.

Вопрос:
Почему?

Ответ: 
Так как перед размерным числом стоит знак диаметра.

Вопрос:
Из каких геометрических тел состоит деталь? Каковы их размеры?

Ответ:
Деталь состоит из трёх  цилиндров, с геометрическими размерами: первый цилиндр-
68мм и длина 24мм; второй
цилиндр –
30 мм и длина 30мм; третий цилиндр  – 44мм и длиной 80мм. На
третьем цилиндре есть сквозное отверстие.

Вопрос: Если деталь цилиндрической формы, то  какая 
геометрическая фигура  будет в сечении?

Ответ: В сечении будет фигура в виде окружности.

Вопрос: Как вы
думаете, где целесообразно выполнить сечение детали?

Ответ: Сечение
целесообразно выполнить там, где расположено  сквозное отверстие.

В
задании предложено выполнить вынесенное сечение.

Вопрос:
Где выполняется вынесенное сечение ?

Ответ:
вынесенное сечение можно выполнить на любом поле чертежа.

Давайте 
построим сечение, там, где у вас есть место, а я на доске.

Чертим
окружность, начиная с осей симметрии. Диаметр  окружности берем прямо с чертежа
44мм.
Далее выполняем  вертикальные  линии –

проекции сквозного
отверстия –
10мм.

Вопрос:
Какой линией обводится сечение?

Ответ: Вынесенное
сечение обводится сплошной толстой основной линией   видимого контура.

Вопрос: Что нужно выделить штриховкой?

Ответ:
Только боковые части сечения, так как отверстие в сечение не попадает.

Вопрос: Как выполняем наклон штриховки влево или вправо?

Ответ: Неважно, главное, чтобы   все  сечения
этой детали  были заштрихованы в одну сторону.

Обведём контуры
сечения основной толстой линией, выполним штриховку и проставим размеры.

Вопрос: Посмотрите
внимательно на наше сечение. Мы все правильно выполнили? Вспомните, что
показывается в сечении?

Ответ: В сечении показывают только то, что попало в секущую плоскость.
Значит,
нам не нужно показывать те части окружности, которые находятся за секущей
плоскостью.

   
Посмотрим на наше выполненное сечение и сделаем вывод, что наше сечение детали
выполнено верно.

5.                 
Контроль знаний – 45 мин.

Следующий
этап нашего занятия – самостоятельная графическая работа  на листах формата А4
(раздаточный материал в приложении Б).
[2]

Задание: Начертите  
чертёж  детали  и  выполните  сечения  А-А, Б-Б (задания по уровню сложности).

Перед
тем как приступить к выполнению задания нужно начертить рамку и заполнить
основную надпись чертежа.

Время
на выполнение задания 45 минут.

6.                 
Подведение итогов
2-3 мин.

   
Занятие подходит к концу, сдайте графическую работу на проверку. Оценки и
замечания (если будут) будут оглашены на  следующем занятии. Оценки  за
практическую работу пойдут в журнал.

Ребята,
мы сегодня
на занятии повторили, обобщили и
закрепили полученные знания по теме «Сечения, виды, обозначения», выполнив
практическую работу по выполнению сечений.

Подведём
результаты работы сегодняшнего занятия (отмечаются студенты, которые активно
работали на занятии, выставляются оценки). Запишите домашнее задание.

7.                 
Домашнее задание-
2мин. (слайд 10)

    
Задание на листе формата А4:  Постройте  сечения деталей плоскостями,
отмеченными буквами. Нанесите на сечениях необходимые размеры.  Учебник 
«Черчение для техникумов» Вышнепольский И.С.,  стр.140, упражнение 5.12, ,
рисунок 5.22.  Первый вариант выполняет  рисунок 5.22 д, второй вариант рисунок
5.22 а (приложение В).[4]

                                                                                                     
Приложение А

Задание:
Найдите  правильно выполненные  сечения.

Рис. 203. Задание на определение сечений, выявляющих форму предмета

            Приложение  Б

Задание: Начертить  
чертёж  детали  и  выполнить  сечения , где это целесообразно.

                            

                                

 http://www.prosv.ru/ebooks/stepakova/images/04_001.jpg                           

Приложение 
В

Домашнее
задание
: Выполните чертёж на листе  формата А4.

Постройте  сечения деталей плоскостями, отмеченными буквами.
Нанесите на сечениях необходимые размеры. Вид слева не чертить.

Вариант
1

Вариант
2

Список
используемой литературы

Основные
источники:

1.                 
Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник
для СПО.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Машиностроение, 2016.- 352 с. 2.

2.                 
Боголюбов С.Н. Задания по курсу черчения:
учебник для СПО.- М.: Высш. шк., 2016.- 279 с.

3.                 
Брелинг Н.С., Евсеев Ю.П.. «Задания по
черчению»; Учебное пособие. Издание третье переработанное и дополненное –
Москва  2017.

4.                 
Вышнепольский И.С. Черчение для
техникумов: Учебник для СПО.- М.: АСТ, 2016. – 354 с.

5.                 
Куликов В.П. и др. Инженерная графика:
учебник для СПО.- М.: Академия, 2018.- 368 с.

6.                 
Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная
графика: учебник для СПО.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 2016.- 288 с.
5.Миронова Р.С., Миронов Б.Г. 5. Сборник заданий по инженерной графике: учебное
пособие для СПО.- 2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2009.- 263 с.

Дополнительные
источники:

1.Бахнов
Ю.Н.  Сборник заданий по техническому черчению. – М. Высшая школа, 2001.

2.Куликов
В.П. Стандарты инженерной графики: учебное пособие для СПО.- 3-е изд.- М.:
ФОРУМ, 2009.- 240 с.

3.Чекмарев А.А.
Справочник по черчению: учебное пособие для СПО.- 2-е изд., испр.- М.:
Академия, 2007.- 336 с.

Добавить комментарий