На чтение 7 мин Просмотров 5.7к. Опубликовано 27.08.2022
Содержание
- На что обращать внимание
- Как определить замкнутую банку в АКБ машины
- Восстановление замкнутой банки аккумулятора
- Замкнуло банку – чем это страшно?
- Характерные признаки замкнутой банки на АКБ
На что обращать внимание
Автомобилистам полезно знать, как выяснить, действительно ли их аккумулятор закорочен.
Классический аккумулятор основан на свинцовых пластинах и электролитной смеси, состоящей из дистиллированной воды и серной кислоты. Батарея состоит из шести секций. Они называются банками. Каждый банк содержит пару пластин с разной полярностью. Контакты встроены в общий коллектор и соединены последовательно. Две клеммы установлены на крышке корпуса.
Современные батареи могут иметь несколько иную конструкцию. Но расположение камер и оборудование остаются прежними.
Когда секции соединены последовательно, напряжение от каждого банка суммируется. Параметры вместимости определяются по наиболее заклинившим банкам.
Для зарядки аккумулятора на его клеммы подается напряжение. В результате ток начинает поступать в отдельные секции.
Вопрос в том, откуда берется короткое замыкание. Здесь есть несколько вариантов. Раздвоенные плиты сближаются и соприкасаются друг с другом. Стены рифмуются, образуется мост, что приводит к короткому замыканию. Контактный мостик также может образоваться в результате скола смазки.
Еще одна вещь, которую следует проверить, — действительно ли в автомобильном аккумуляторе есть короткое замыкание. Это делается путем проверки напряжения на клеммах с помощью вольтметра или универсального мультиметра. Измеряя напряжение, можно обнаружить провал.
Как вы знаете, в общей сложности шесть банков по 2,1 вольта дают 12,6 вольт. Аккумулятор должен быть полностью заряжен. Но тест показывает напряжение только 10,5-11 В. Если это так, то вам нужно искать проблемный раздел.
Эти пластины имеют внутри свинцовую основу, но дополнительно покрыты специальным активным веществом. Если уровень электролита падает, батарея перезаряжена или глубоко посажена, масса часто разрушается, что приводит к короткому замыканию.
Нельзя исключить внешние механические повреждения. Водитель случайно уронил аккумулятор при его извлечении или установке. Также может произойти несчастный случай. Следовательно, внутренняя структура нарушается, что приводит к одновременному короткому замыканию одной или нескольких ячеек.
Бывали случаи, когда электролит внутри замерзал. При замерзании жидкость расширялась и деформировала стенки, повреждая пластины. Они соприкоснулись и вызвали короткое замыкание.
Проверка напряжения батареи
Существует несколько простых признаков того, как определить короткое замыкание на автомобильном аккумуляторе. К ним относятся проверка напряжения, которое упало, а также целостности корпуса и его температуры. Если батарея очень горячая и ее стенки разбухли, вариантов здесь немного.
Если аккумулятор не заряжается даже до 12 В, не крутит стартер, то его необходимо заменить.
В редких случаях во время зарядки может ощущаться запах тухлых яиц. Это признак того, что сероводород начал выделяться. Это чрезвычайно опасное явление. Зарядку следует немедленно прекратить, а сам аккумулятор утилизировать.
Как определить замкнутую банку в АКБ машины
Технически возможно проверить наличие короткого замыкания в батарее только для обслуживаемых батарей, а также для необслуживаемых батарей со съемной крышкой. Чтобы проверить батарею на короткое замыкание, просто используйте вольтметр на каждой из шести батарей для измерения напряжения под нагрузкой (с помощью нагрузочной вилки). В этом случае показания должны быть выше 1,7 вольт. Если напряжение ниже, то секция неисправна и очень вероятно короткое замыкание в банке.
Существует еще один эффективный и достаточно надежный способ проверить с помощью мультиметра, не закорочена ли батарея. Это предполагает измерение напряжения на клеммах аккумулятора, но при условии, что аккумулятор полностью разряжен. 12 В — это нормально. Напряжение 10 В указывает на одну короткозамкнутую батарею, 8 В — на две и так далее.
Если ваш аккумулятор относительно молодой (не более 2-3 лет), есть шанс его реанимировать. Однако эта операция потребует от вас определенных навыков работы со слесарными инструментами и некоторых базовых знаний, которыми мы с вами поделимся.
Восстановление замкнутой банки аккумулятора
После того как вы определили, что в аккумуляторной батарее автомобиля произошло короткое замыкание, необходимо оценить работу по восстановлению элемента и сравнить ее с покупкой нового устройства. Если произошло короткое замыкание более чем одной банки, нет смысла тратить время и силы на ремонт. Как узнать, не закорочены ли другие ячейки? Они могут проявиться в случае несанкционированного вмешательства в схему шасси, ослабления соединений.
Следуйте пошаговым инструкциям по ремонту севшей аккумуляторной батареи.
- Разряженную батарею можно распознать по перечисленным признакам.
- Удаляйте электролит с помощью специальных инструментов, в защитных очках и резиновых перчатках.
- Обрежьте пластик вокруг ячейки сверху.
- Отсоедините перемычки от соседних ячеек, осторожно снимите пакет пластин и смойте кислоту.
- Определите точку закрытия — металлические частицы, согнутая пластина, удалите осадок на дне.
- Соберите конструкцию как было, залейте электролит, зафиксируйте крышку клеем.
- Полностью зарядите аккумулятор.
Таким образом восстанавливаются свинцово-кислотные батареи старых моделей и батареи, произведенные в Европе. Необслуживаемые батареи должны быть защищены от глубокого разряда. Отремонтировать их своими руками довольно сложно.
Замкнуло банку – чем это страшно?
Вы понимаете, что аккумулятор необходимо правильно использовать, заряжать, обслуживать и т.д. Например — если произойдет перезарядка, свинцовые пластины в конструкции могут просто раздавиться, буквально, на дно банки, снизив запас энергии аккумулятора, до критически минимального уровня.
Но может случиться и так, что в пластине выпадает кусочек свинца, соединяя плюсовую и минусовую пластины. Это вызывает своего рода короткое замыкание.
Это также может быть вызвано выпадением свинцового осадка на дно, дело в том, что пластины достигают дна, и если осадок заполняет дно, это и является причиной короткого замыкания.
Аккумулятор не может зарядиться до нужных 12 — 13 вольт, и напряжение падает до 10 — 11 вольт. То есть, закрытый банк батарей не работает! Такой аккумулятор не способен крутить стартер двигателя, поэтому он практически бесполезен в автомобиле, его необходимо заменить.
Характерные признаки замкнутой банки на АКБ
Теперь к вопросу о признаках закрытых аккумуляторных банок.
Существует несколько способов проверки автомобильного аккумулятора на короткое замыкание.
- Перегрев. Нарушения в перераспределении зарядов вызывают нагрев корпуса. Поэтому постарайтесь прощупать батарею. Если в какой-то момент она горячая, вероятно, в этой секции имеется короткое замыкание.
- Приготовление пищи. Другой способ — проверить, действительно ли в какой-либо секции батареи имеется короткое замыкание. Но он подходит для обслуживаемых батарей. Для этого необходимо открутить банки и подключить аккумулятор к зарядному устройству. При повышении напряжения начинается процесс выделения водорода. Как правило, жидкость кипит, хотя ее температура далека от 100 градусов Цельсия. Если на одной секции нет признаков кипения, значит, она короткозамкнутая.
- Замкните цепь на 1-3 секунды. Относится к необслуживаемым батареям. Контакты замкнуты всего на несколько секунд. При коротком замыкании одной секции внутри начнется процесс активного разряда.
- Цвет электролита. Это легко проверить на обслуживаемых батареях. Не обслуживаемые имеют прозрачные элементы на корпусе. Через них виден электролит. В нормальном состоянии он прозрачен. Но при коротком замыкании он становится темным, черным.
Также не забудьте проверить уровень рабочей жидкости. На короткое замыкание указывает падение количества электролита. Если пластины оголены, т.е. не полностью погружены в смесь воды и кислоты, это верный признак короткого замыкания. Но это все визуальные методы.
Существует надежный способ определения конкретного короткозамкнутого батарейного блока. Для этого потребуется мультиметр или простой вольтметр. Кроме того, вам понадобится грузовая вилка.
Если тестер показывает напряжение ниже 1,7 В под нагрузкой, это указывает на неисправность.
Существует надежный метод проверки, действительно ли в батарее имеется короткое замыкание. Однако перед этим необходимо полностью зарядить аккумулятор. Теперь проверьте напряжение с помощью обычного мультиметра или вооружитесь вольтметром.
Если тестер показывает около 10,5-11 В после полной зарядки, то неисправен один банк. Значение менее 2 В указывает на наличие дополнительных проблемных участков. К сожалению, даже при закрытой одной банке батарея уже не сможет нормально функционировать.
После успешной проверки проблемного аккумулятора на возможное короткое замыкание сделайте свои выводы. Дорогие и относительно новые батареи, которые служат менее трех лет, имеет смысл попытаться отремонтировать. Это нелегко, но возможно.
Если вам удалось проверить старый аккумулятор, и тест мультиметром показал короткое замыкание с серьезным падением напряжения, лучшее решение — избавиться от него и купить новый источник питания.
Если коротко замкнуто более 1 банка, работы по реанимации батареи не рекомендуются.
Источники
- https://remam.ru/elektrik/chto-delat-esli-zamknula-banka-akkumulyatora.html
- https://automotogid.ru/zamknuta-banka-na-akkumuljatore-chto-delat/
- https://AkbvSamare.ru/avtodetali/zamknula-banka-akkumulyatora-chto-delat.html
- https://litezona.ru/kak-proverit-zamknutyj-akkumuljator-ili-net/
- https://hd01.ru/info/kak-proverit-akkumuljatornye-banki/
- https://batts.pro/zamknula-banka-akkumulyatora-chto-dela/
- https://akbvavto.ru/maintenance/chto-delat-esli-zamknula-banka-akkumulyatora.html
- https://avtograf70.ru/zapchasti/vy-sprashivali-kak-proverit-akkumulyator-zamknutyj-ili-net.html
- https://avtotop.info/kak-proverit-zamknul-akkumuljator-ili-net/
- https://tractor-sale.ru/akkumulyator/kak-uznat-zamknutyj-akkumulyator-ili-net.html
- https://ProDemio.ru/kak-zarjadit-odnu-banku-akkumuljatora-avtomobilja/
- https://kr-professional.ru/kak-ponyat-chto-banka-akkumulyatora-zamknuta/
- https://AvtoStandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/kak-proverit-zamknutyj-akkumulyator-ili-net.html
Содержание
- Какие признаки указывают на замкнутый аккумулятор
- Как проверить АКБ на короткое замыкание
- Почему это происходит, какие последствия
- Есть ли смысл восстанавливать замкнутую банку
Исправность аккумуляторной батареи – важная составляющая не только комфортной эксплуатации автомобиля, но и безопасной езды. К сожалению, из строя может выйти даже самое надежное изделие, и одна из возможных неисправностей – замыкание в ячейке между пластинами.
Какие признаки указывают на замкнутый аккумулятор
Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор состоит из 6 последовательно соединенных ячеек, нормальное напряжение каждой составляет в полностью заряженном состоянии 2,1 вольт. Общее напряжение определяется суммой напряжений всех банок и составляет 12,6 вольт (при небольшом – безвредном – перезаряде до 13,5 вольт, но этот «хвостик» очень быстро исчезает под нагрузкой, например, при одной прокрутке стартера). Емкость и токоотдача для такой схемы определяются ёмкостью и токоотдачей одного элемента (обычно определяется по самой отстающей ячейке).
Если одну из банок замкнуть, то она будет исключена из общей схемы. Емкость и токоотдача аккумулятора останутся теми же. Зато напряжение уменьшится на уровень замкнувшейся банки (на 2,1 вольта). Это означает, что аккумулятор никогда не выдаст напряжение 12,6 вольт.
Отсюда первый признак, по которому можно заподозрить замыкание. При номинальном токе зарядки напряжение на клеммах аккумулятора не может достичь номинального уровня и составляет (при одной замкнутой банке) 10,5 вольт максимум.
Мнение эксперта
Становой Алексей
Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.
Задать вопрос
Хотя формально емкость и токоотдача аккумулятора с внутренним КЗ не изменяется, запуск двигателя будет затруднен или вообще невозможен. При питании стартера от источника с уменьшенным напряжением крутящий момент будет снижен, и прокрутки вала в штатном режиме не произойдет.
Кроме того, при разряде такой батареи (например, во время попытки прокрутки стартера) замкнутая банка будет нагреваться, что можно обнаружить прикосновением. Связано это с тем, что площадь замыкания, как правило, невелика, и при прохождении большого тока это место сильно греется. При попытке зарядить такую батарею в проблемной ячейке газообразования почти не будет происходить, так как электрохимические реакции в ней не протекают (хотя до интенсивного кипения доводить остальные ячейки не надо).
До момента пуска мотора заподозрить наличие короткозамкнутой банки можно по косвенным признакам снижения напряжения бортсети – уменьшению яркости свечения осветительных приборов, уменьшению громкости автозвука и т.п. Эти проблемы могут быть вызваны обычным частичным разрядом батареи, но наличие таких явлений может служить поводом для более глубокой диагностики АКБ.
Как проверить АКБ на короткое замыкание
Самый верный способ однозначно проверить замкнутый аккумулятор, убедиться, что произошло КЗ и отыскать проблемную ячейку – замерить напряжение на каждой ячейке. Для этого конструкция аккумулятора должна позволять выполнить такую операцию. Если нет – придется делать прорези в корпусе.
Даже если батарея разряжена, на исправных ячейках должно быть хоть какое-нибудь напряжение, хоть 1 вольт, хоть 0,5 вольта (но это уже глубокий разряд). На замкнувшейся ячейке мультиметр должен показать ноль (если даже замыкание не металлическое, а через переходное сопротивление, напряжение на дефектном элементе должно резко отличаться от среднего по батарее в меньшую сторону).
Косвенные признаки КЗ уже перечислены, еще наличие КЗ можно узнать по темному цвету электролита, хотя это может быть вызвано и другими причинами. А скопление шлама в нижней части ячейки удобно определять, если корпус аккумулятора выполнен из полупрозрачного пластика.
Почему это происходит, какие последствия
Замыкание может быть вызвано, в основном, двумя причинами:
- Изгибанием пластин до соприкосновения.
- Попаданием в межэлектродное пространство осыпавшихся кусочков активной обмазки (или других посторонних проводящих предметов через вывинченные пробки).
Первая причина может быть вызвана внешним механическим воздействием (ударом). Даже если корпус не проломился, пластины все равно могли сдвинуться с места. Другая ситуация, чреватая коротким замыканием – перемерзание электролита. Механические напряжения, возникающие при образовании льда, могут изогнуть пластины так, что они замкнутся между собой.
Но чаще всего замыкание возникает при осыпании обмазки. Отвалившиеся кусочки могут застрять между электродами, а могут опуститься на дно. Во втором случае электропроводящий осадок должен накопиться до такого уровня, чтобы касаться нижнего края положительных и отрицательных пластин (достаточно в одном месте).
Осыпание чаще всего вызывается механическим воздействием (ударом, тряской, резким ускорением или торможением). Особенно легко осыпается активная масса, если уровень электролита понижен, и часть обмазки пересохла.
Губчатая субстанция может также отвалиться при внешнем КЗ, слишком большом зарядном токе или при неверно выбранном режиме зарядки, приводящем к «закипанию» электролита.
Есть ли смысл восстанавливать замкнутую банку
При обнаружении проблемы у автовладельца возникает естественное желание восстановить замкнутую банку аккумулятора. Характер и трудоёмкость ремонта будет зависеть от причины, вызвавшей внутреннее КЗ. Достаточно легко устранить дефект, если он возник в результате накопления проводящего осадка на дне банки. Для этого достаточно:
- слить электролит из неисправной ячейки;
- несколько раз промыть внутреннее пространство отсека дистиллированной водой;
- залить свежий электролит и зарядить аккумулятор.
Читайте: Как поменять электролит в аккумуляторе
Сложнее устранить кусочек отвалившейся обмазки, застрявшей между пластинами. Промывание может не помочь, тогда единственный способ избежать разборки батареи – внешнее механическое воздействие. Можно попытаться резко встряхнуть аккумулятор, чтобы причина КЗ выпала из межэлектродного пространства. Но здесь таится другая опасность – от толчка обмазка может отвалиться в другом месте.
Если удалось избавиться от КЗ, вызванного осыпанием активной массы, надо понимать, что ёмкость такого аккумулятора уже уменьшена, и надо планировать в бюджете строку на покупку в ближайшее время новой батареи.
Самый сложный ремонт предстоит, если короткое замыкание вызвано изгибом пластин. Придется:
- разбирать корпус ячейки;
- вырезать неисправный пакет электродов;
- править положение пластин или подбирать исправный пакет от другого аккумулятора;
- запаивать обратно набор электродов;
- восстанавливать корпус.
Ремонт будет трудоемок, а при отсутствии необходимых навыков, инструментов и приспособлений невозможен. Если даже удастся устранить подобное короткое замыкание в аккумуляторе, такой источник питания будет потенциально ненадежным, особенно, если повреждённая секция ремонтировалась, а не заменялась. В домашних условиях трудно выдержать равномерным зазор между пластинами, а это чревато повторным замыканием. К тому же осыпание активной массы, вызвавшее КЗ, уже снизило емкость батареи. Поэтому такой аккумулятор лучше применять для бытовых целей, а для автомобиля приобрести новый источник питания.
В случае удачного ремонта необслуживаемого аккумулятора его герметичное исполнение будет нарушено. Уровень и плотность электролита придется контролировать, как в обычной АКБ.
Вероятность короткого замыкания в современных автомобильных АКБ (AGM, EFB, GEL) невелика. Пластины в них снабжены сепараторами, практически исключающими КЗ между электродами. Тем не менее, случается всякое, и умение определить характер проблемы всегда пригодится.
Есть несколько признаков когда ваш аккумулятор уже не тот что был вчера. Вчера он был молод и силЁн, спокойно заводил вашу машину, давал послушать музыку, питал видео регистратор и сигнализацию. И сегодня почти ничего не изменилось. Регистратор пишет, сигнализация охраняет, музыка звучит, но теперь она реквием по возможности завести машину. Всё дело в том, что теперь ваш аккумулятор вместо шести отдельных ячеек имеет только пять рабочих. Если интересно как устроен аккумулятор – тогда смотреть здесь.
Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешения запрещено.
Я уже писал, что от К.З. банки никто не застрахован, на любом сроке использования аккумулятора, так же и бороться с ним практически не возможно. И смысл с ним заниматься восстановительными работами – нет.
Точнее есть ряд манипуляций которые временно могут дать вам шанс его использовать, но в глобальном масштабе – этот #аккумулятор уже труп. Давайте поговорим о всех возможных признаках К.З. отдельной ячейки аккумуляторной батареи.
1. Напряжение Разомкнутой Цепи.
Самый простой и наглядный признак, если вы утром пришли к машине, а напряжение бортовой сети вместо 12.6-12-8В стало близкое к 10.5В. И вы точно вчера выключили все возможные потребители на ночь, значит он у вас не разрядился.
Считается все просто. Напряжение на отдельной ячейки когда она заряжена будет около 2.13В. Умножаем на 6 ячеек получаем 12.8В – все хорошо. Если 10,5В разделить на 5ть, то получим 2.1В все совпадает есть пять заряженных банок и одна с К.З.
2. “Кипение” под нагрузочной вилкой.
Когда вы перед зарядом согласно методике производите диагностику аккумулятора и под нагрузкой одна из ячеек начала активно “газовать” – это явный признак того, что к ней стоит присмотреться более внимательно именно она скорее всего имеет К.З.
Причем чем активнее газообразование, тем больше шансов что К.З. жесткое которое будет высасывать вашу батарею за непродолжительное время.
3. Нагрузочная вилка.
Если вы, видя на акб значение напряжение 10.5-12.8В (ну мало ли, вдруг к вам только что приехали и вы попали в начало резкого падения напряжения после того как двигатель заглушили) нагружаете аккумулятор и видите падение напряжение под нагрузкой ниже 6В, то это тоже признак того что аккумулятор имеет короткое замыкание.
4. Не “кипит” при заряде.
Во время заряда как от стационарного З.У. так и на машине при работающем двигателе, если открутить пробки и заглянуть внутрь, то можно увидеть газовыделение в пяти из шести ячейках.
Данный признак так же говорит о наличии короткого замыкания.
5. Запах.
Казалось бы только что поставили аккумулятор заряжаться, он еще не набрал выставленное вами напряжение, а уже очень сильно пахнет сероводородом.
6. Сильный нагрев.
При заряде весь аккумулятор имеет температуру окружающей среды, и лишь одна ячейка активно греется, порой до такой температуры, когда рука уже не держит.
7. При заряде ток неизменно максимальный, а напряжение после непродолжительного роста начинает падать.
Если ваш аккумулятор не имеет пробок, то данный признак может вам помочь увидеть, проблему короткого замыкания.
Дело в том, что незначительный откат назад напряжения при заряде вполне возможен.
Это является признаком, того что сульфаты уходят с пластин, открывают новые площади активной массы, и процесс заряда продолжает идти дальше. Однако если вы наблюдаете ситуацию, когда после небольшого отката назад нет роста напряжения, а продолжается падение, причем скачкообразное, то это тоже является признаком К.З.
Ток при этом, неизменно высокий и имеет значение ограничения выставленное вами, либо стремится к этому значению.
К сожалению на первой стадии заряда К.З. себя никак не проявит.
8. Быстрое падение напряжения после окончания заряда.
Если, после отключения зарядного устройства от вашего аккумулятора, напряжение на нём стремительно опускается до первоначального значения около #10.5В , то это тоже явный признак #К.З.
9. Низкая плотность.
Еще один признак короткого замыкания выражается в низкой плотности во время и после заряда. Причем разница с соседними ячейками внушительная и явно больше 0.02 единиц.
10. Тестер аккумулятора говорит о замене.
Совокупность показаний тестера аккумулятора прямо говорит что аккумулятор под замену.
Это и напряжение около 10.5В, и уровни SOCSOH имеют значения близкие 0% . Большое внутреннее сопротивление. Однако, для перепроверки себя, акб надо отключить от бортовой сети и через 8мь часов повторить замер.
Итоги:
Чем больше признаков у вас совпадет с моим списком, тем хуже для аккумулятора. Я бы советовал по возможности аккумулятор с подозрением на К.З. переводить в разряд – запасных для питания сигнализации пока новый будет проходить обслуживание два раза в год.
А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. 😉
Классический автомобильный аккумулятор состоит из шести секций, которые принято называть банками. По существу, это шесть относительно небольших по размерам батарей, соединённых последовательно и вносящих одинаковый вклад в суммарную ёмкость АКБ. Но если одна из них оказывается неработоспособной – пусковой ток становится меньше на одну шестую от номинального значения, и это может стать причиной невозможности пуска мотора, особенно зимой. Обычно банка выходит из строя по причине закорачивания или обрыва цепи. Последняя причина встречается редко, а вот замкнутая секция – весьма распространённое явление для «немолодых» аккумуляторов.
Содержание
- Как понять, что банка аккумулятора замкнута
- Признаки замкнутой банки автомобильного аккумулятора
- Как определить замкнутую банку в АКБ машины
- Причины замыкания секций аккумулятора
- Как реанимировать замкнутую банку
Как понять, что банка аккумулятора замкнута
Существует такое понятие – деградация автомобильного аккумулятора. Это означает, что со временем заявленная ёмкость АКБ постепенно снижается. Причины могут быть разными – от чрезмерной сульфатации пластин до их осыпания. Нередко к этому приводит и короткое замыкание одной из банок, в результате которого она становится полностью или частично неработоспособной.
Но как определить короткое замыкание на аккумуляторе?
Вообще-то самый точный способ – это измерение напряжения на каждой из пластин. Если батарея разборная, то есть имеется возможность снять крышку, то сделать это не составит труда. Но в большинстве случаев такой возможности нет, поэтому понять, что дело именно в коротком замыкании, достаточно проблематично.
Аккумулятор стал плохо крутить – измерьте напряжение на его клеммах в заряженном состоянии. Если оно упало на величину, большую номинального напряжения одной банки (это 2.1 В), то есть находится в диапазоне 10.6–11.0 В, можно подозревать, что виновником такого проседания важнейшего параметра батареи является КЗ в одной из секций.
Кроме снижения напряжения на выводных клеммах, симптомом замыкания банок АКБ может являться значительный разогрев его корпуса – любое короткое замыкание сопровождается подобными тепловыми эффектами, наблюдаемыми в зоне закорачивания.
Как точно узнать, замкнутый аккумулятор или нет, мы рассмотрим ниже.
Упомянем лишь, что замыкание пластин происходит как в результате непосредственного контакта (из-за механических воздействий – ударов, тряски), так и по причине накопления в нижней части банки токопроводящих осадков – это может быть осыпавшийся свинец, окалина или другие загрязнители.
Признаки замкнутой банки автомобильного аккумулятора
Как мы уже отмечали, короткое замыкание характеризуется перераспределением заряда, при этом в месте закорачивания наблюдается обильное тепловыделение. Если вы обнаружили, что ваша батарея горячая – это один из самых характерных симптомов того, что имеется замкнутая банка.
Впрочем, это может свидетельствовать и о неисправности реле-регулятора – в этом случае батарея будет подвержена перезаряду, который также сопровождается повышенным выделением тепла. Но в этом случае греться будут не пластины, а электролит.
На обслуживаемых АКБ легче всего проверить, замкнута ли банка, во время зарядки посредством зарядного устройства. ЗУ при этом должно быть с возможностью функционирования в ручном режиме.
Открутив пробки, ставим батареею на подзарядку, и когда она наберёт достаточно ёмкости, электролит начинает закипать. Если этот процесс наблюдается во всех шести секциях, можно утверждать, что короткого замыкания нет. Если в одной из банок пузырьки отсутствуют, значит, она нерабочая, то есть замкнута.
Выполнять такую проверку нужно только в проветриваемом помещении – при кипении электролита выделяются горючие пары водорода и кислорода, что может представлять опасность в плане возникновения пожара.
Проверить аккумулятор на замыкание можно и более быстрым способом – замкнув контакты в каждой из секций на несколько секунд. В неисправной банке можно будет наблюдать активное выделение пузырьков газа.
Наконец, признаком замкнутости батареи можно считать изменение цвета жидкости – из прозрачного она становится тёмной. Падение уровня электролита также может свидетельствовать о подобной проблеме.
Как определить замкнутую банку в АКБ машины
Техническая возможность проверить, не замкнул ли аккумулятор, имеется только на обслуживаемых батареях, а также на необслуживаемых со съёмной крышкой. Чтобы проверить АКБ на замыкание, достаточно вольтметром на каждой из шести банок замерить напряжение под нагрузкой (с использованием нагрузочной вилки). В этом случае показатель должен превышать отметку на уровне 1.7 В. Если напряжение меньше – секция дефектная, и вероятность того, что банка закорочена, очень высока.
Есть ещё один действенный и достаточно надёжный способ, как проверить мультиметром, замкнул ли ваш аккумулятор. Заключается он в измерении напряжения на клеммах батареи, но при условии, что она полностью разряжена. 12 В – это норма. Напряжение в 10 В будет указывать на одну закороченную банку, 8 В – на две и так далее.
Если ваш аккумулятор относительно молод (не старше 2–3 лет), существует вероятность, что его удастся реанимировать. Но эта операция потребует от вас определённых навыков владения слесарными инструментами и некоторых базовых знаний, с которыми мы с вами и поделимся.
Причины замыкания секций аккумулятора
От неприятностей не застрахован никто, но у водителей, не пренебрегающих рекомендациями производителей, они случаются намного реже. Тем более что правильная эксплуатация АКБ не требует каких-либо серьёзных трат ресурсов – нужно лишь несколько раз в год проверять уровень электролита да замерять его ёмкость.
Рассмотрим основные причины, почему замыкает банка АКБ:
- иногда встречается заводской брак, но такие случаи – гарантийные;
- нередко закорачивание пластин в пределах секции происходит в результате механических воздействий (например, сильных ударов) по корпусу батареи;
- наиболее вероятной причиной замыкания банок считается нарушение режима зарядки – недозаряд, если нагрузка на генератор слишком велика, или перезаряд (обычен при неисправном реле-регуляторе).
Всё что требуется от автовладельца, чтобы не допустить замыкания пластин аккумулятора – это содержать его в чистоте (это снизит величину утечки тока), не оставлять надолго в неработоспособном состоянии, стараться не допускать длительного нахождения АКБ на сильном морозе. Нередко из-за одной неработоспособной банки приходится сдавать в утиль всю батарею, так что указанные меры предосторожности лишними не будут.
Как реанимировать замкнутую банку
Приступать к восстановлению аккумулятора, если замкнуло несколько банок, особого смысла нет. Сложность выполнения такой процедуры в отношении необслуживаемой батареи также может сделать её нерациональной по сравнению с приобретением нового источника питания.
Итак, предположим, что вы уже установили факт наличия короткого замыкания в батарее и знаете о печальных последствиях замыкания пластин. Как найти нерабочую банку, мы тоже писали – это можно сделать даже без наличия измерительных приборов, визуально оценив состояние электролита.
Итак, что нужно делать, если замкнула банка АКБ, независимо от её типа и конструкции:
- отсоединяем клеммы батареи, переносим её в удобное для работы место;
- выкручиваем пробки каждой из банок;
- с помощью груши сливаем весь электролит из неработоспособной секции;
- разрезаем подходящим инструментом пластик на крышке вокруг неисправной банки;
- аккуратно отсоединяем перемычки от соседних сегментов батареи;
- извлекаем пакет, состоящий из набора пластин, тщательно его промываем;
- подвергаем визуальному осмотру с целью выявления источника замыкания, для чего изучаем все пластины по очереди на предмет наличия дефекта, вызвавшего КЗ;
- устраняем причину закорачивания;
- промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков;
- устанавливаем реанимированный пакет на штатное место;
- производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями;
- заливаем в секцию свежий электролит до необходимого уровня;
- производим герметизацию разрезанной части крышки посредством клеевых составов или эпоксидной смолы;
- закручиваем пробки;
- ставим аккумулятор на зарядку.
Если батарея не сильно старая, вероятность того, что её удастся зарядить до привычных значений после такого самостоятельного ремонта, достаточно велика – на уровне 80–90%.
Что касается необслуживаемых АКБ, то следует помнить, что они не переносят глубокого разряда – двух таких случаев хватит, чтобы никакие восстановительные операции не смогли вернуть батарею к жизни.
Автомобильный аккумулятор — это источник электроэнергии, которая передаётся потребителям. Основная задача АКБ заключается в запуске двигателя. И для этого батарея должна находиться в исправном состоянии и быть заряженной.
Дополнительно аккумулятор питает других потребителей, когда мотор не заведён. То есть АКБ берёт на себя функции генератора. Сам же генератор восполняет исчерпавшиеся запасы заряда в аккумуляторе.
Всё взаимосвязано. Но если АКБ выйдет из строя, то запустить мотор будет проблематично.
Неоднократно случалось так, что одну из банок (секций) аккумулятора замыкало. Каждая из них даёт равное количество энергии. А именно 2,1 В. Банки соединяются последовательно. Это и даёт в сумме 12,6 В. Но если даже одна банка не даст энергию, замкнёт, то вся батарея перестанет функционировать. Есть вероятность её замены.
Содержание
- На что обращать внимание
- Характерные признаки
- Почему так происходит
- Процедура восстановления
На что обращать внимание
Автомобилистам будет полезно разобраться в том, как узнать, действительно ли у них замкнутый аккумулятор или нет.
Классическая батарея работает на основе свинцовых пластин, а также электролита из смеси дистиллированной воды и серной кислоты. АКБ состоит из 6 секций. Их называют банками. В каждой банке пара пластин с разной полярностью. Контакты собраны в общий коллектор, и соединён последовательно. Две клеммы выведены на крышку корпуса.
Современные АКБ могут иметь несколько иную конструкцию. Но схема и оснащение банок, а также ячеек остаётся неизменным.
Когда секции соединяются последовательно, то напряжение от каждой банки суммируется. Параметры ёмкости определяются по наиболее забитым банкам.
Чтобы зарядить батарею, на клеммы нужно подать напряжение. В итоге ток начинает растекаться по отдельным секциям.
Вопрос в том, откуда берётся короткое замыкание. Здесь есть несколько вариантов. Разнополярные пластины сближаются и контактируют друг с другом. Вздуваются стенки, образуется перемычка, которая и ведёт к замыканию. Контактный мост также может появиться в результате осыпания смазки.
Ещё нужно понять, что автомобильный аккумулятор действительно замкнутый. Для этого проводится проверка напряжения на клеммах, подключая к ним вольтметр, либо универсальный мультиметр. Замеряя напряжение, обнаруживается провал.
Как известно, в сумме 6 банок по 2,1 В каждая дают 12,6 В. АКБ по идее заряжена полностью. Но проверка показывает всего 10,5-11 В напряжения. Если это так, то нужно искать проблемную секцию.
Пластины внутри имеют основу из свинца, но дополнительно покрываются специальными активными веществами. Если уровень электролита упадёт, батарея окажется перезаряженной, либо глубоко посаженной, то масса не редко осыпается, что и ведёт к замыканию.
Нельзя исключать вариант с внешними механическими повреждениями. Автомобилист случайно уронил АКБ при извлечении или установке. Либо произошло ДТП. Отсюда и нарушения внутренней конструкции с вытекающим замыканием одной или сразу нескольких банок.
Бывали и такие случаи, что электролит внутри замерзал. При заморозке жидкость расширилась и деформировала стенки, повредила пластины. Они соприкоснулись, что и стало причиной для замыкания.
Есть несколько простых признаков, как определить короткое замыкание на автомобильном аккумуляторе. Это проверка напряжения, которое упало, а также целостность корпуса и его температура. Если батарея сильно греется, а стенки вздулись, тут вариантов немного.
Когда АКБ не хочет заряжаться даже до 12 В, не проворачивает стартер, то придётся менять её.
В редких случаях при зарядке можно ощутить запах протухших яиц. Это указывает на то, что началось выделение сероводорода. Крайне опасное явление. Зарядку нужно немедленно прекратить, а саму батарею утилизировать.
Характерные признаки
Теперь к вопросу о признаках замкнутых банок на аккумуляторах.
Есть несколько вариантов того, как проверить свой аккумулятор от автомобиля на замыкание.
- Перегрев. Из-за нарушения перераспределения заряда корпус начинает нагреваться. Потому попробуйте АКБ пощупать. Если он горячий в определённой точке, то в этой секции наверняка произошло короткое замыкание.
- Кипение. Ещё один способ проверить, действительно замкнута ли какая-то банка от аккумулятора. Но подойдёт обслуживаемым АКБ. Для этого нужно открутить банки, и подключить батарею к зарядному устройству. При поднятии напряжения начинается процесс выделения водорода. Условно жидкость кипит, хотя её температура далеко от 100 градусов Цельсия. Если одна из секций не имеет признаков кипения, то она замкнутая.
- Замыкание на 1-3 секунды. Актуально для необслуживаемых АКБ. Контакты замыкаются буквально на несколько секунд. Если одна из секций неисправна, то внутри неё начнутся активные процессы выделений.
- Цвет электролита. На обслуживаемых АКБ его проверить легко. У необслуживаемых есть прозрачные элементы на корпусе. Через них просматривается электролит. В нормальном состоянии он прозрачный. Но при замыкании темнеет, становится чёрным.
Ещё не забывайте проверять уровень рабочей жидкости. На замкнутость указывает падение количества электролита. Если пластины оголились, то есть они не погружены полностью в смесь воды и кислоты, это верный признак замыкания. Но это всё визуальные способы.
Есть верный вариант, как определить конкретную замкнутую банку у аккумулятора. Для этого потребуется воспользоваться мультиметром, либо обычным вольтметром. Дополнительно нужна нагрузочная вилка.
Если под нагрузкой тестер будет выдавать напряжение ниже 1,7 В, это указывает на неисправность.
Существует надёжный метод, как проверить, действительно ли аккумулятор замкнул. Но потребуется предварительно зарядить батарею полностью. Теперь проверьте напряжение обычным мультиметром, либо вооружитесь вольтметром.
Если при полной зарядке тестер показывает около 10,5-11 В, то вышла из строя одна банка. Значение меньше на 2 В говорит о дополнительных проблемных секциях. Увы, но даже при одной замкнутой банке АКБ уже не сможет нормально функционировать.
Когда удалось проверить проблемную АКБ на возможное замыкание, делайте выводы. Дорогие и сравнительно новые батареи, которые служат меньше 3 лет, есть смысл попробовать восстановить. Это не так просто, но возможно.
Если сумели проверить старый аккумулятор, и тест мультиметром показал замыкание с серьёзным снижением напряжения, лучшим решением станет утилизация, а также покупка нового источника питания.
При замыкании более 1 банка проводить работы по реанимации аккумуляторной батареи не рекомендуется.
Почему так происходит
Не все автомобилисты понимают, почему банка в том или ином аккумуляторе замыкает.
Основная причина — это несоблюдение правил эксплуатации, а также рекомендаций производителя.
Компоненты внутри уложены плотно, с минимальным зазором. Это обеспечивает компактность корпуса АКБ. Батарея не занимает много места под капотом. Но близкое расположение имеет и обратный эффект. Это повышенная вероятность того, что разнополярные элементы соприкоснутся между собой.
Рассмотрев причины возможного замыкания пластин аккумулятора, удалось выяснить, что ведёт к этому осыпание массы, сульфатация, резкие удары по корпусу, неправильная зарядка, несвоевременное обслуживание и падение уровня электролита.
Если одна секция будет работать в режиме перегрузки, она начнёт быстрее остальных терять заряд, покрываться слоем сульфата свинца и выходить из строя.
Зная про причины, а также возможные последствия, к которым ведёт замыкание пластин внутри аккумулятора, логично узнать о правильных действиях по недопущению таких ситуаций. Это своевременное обслуживание, поддержание полного заряда, защита от саморазряда, а также аккуратное обращение при сильных морозах.
Но иногда даже тщательный контроль и обслуживание ведут к замыканию. Тут уже стоит изучить вариант с возможным заводским браком. Плюс в том, что это гарантийный случай. А потому батарею можно обменять на новую, либо вернуть деньги.
Процедура восстановления
Теперь к вопросу о том, что делать, если внутри аккумулятора замкнула банка.
Существуют 2 варианта:
- попытаться реанимировать замкнутую проблемную банку автомобильного аккумулятора;
- утилизировать АКБ и купить новую.
Про причины замыкания вы знаете. Если говорить про последствия, к которым ведёт замыкание пластин автомобильного аккумулятора, то это проблемы с электрикой, разрыв корпуса, возгорание под капотом и пр. В лучшем случае просто не получится завести мотор. В худшем — придётся покупать новую машину.
При замыкании всего одной банки потенциально аккумулятор можно восстановить. Когда замкнул не один отсек, то тут браться за работу бессмысленно. И что делать в такой ситуации, вполне очевидно. Сдавать АКБ в специальные пункты приёма и идти в магазин за новым устройством.
Но если ситуация не столь серьёзная, а батарея новая и дорогая, её можно попытаться вернуть к жизни. Работа выполняется в такой последовательности:
Щадящий режим означает, что вместо стандартного заряда током номиналом 10% от ёмкости используется ток в 5%.
На практике устранить замыкание можно только на аккумуляторах старого образца и обслуживаемого типа. Необслуживаемые батареи лучше не трогать. И тем более не вырезать на них часть корпуса.
К чему приведёт такой ремонт, предугадать сложно. Это всегда риск. Подобные действия не относятся к гарантийным. И если в результате самостоятельной реанимации пострадает машина, которая на гарантии, ни на какие выплаты и компенсацию рассчитывать не стоит.
Приходилось ли вам восстанавливать замкнутую батарею? Как проходил процесс? Насколько это помогло? Как сделать лучше: реанимировать старую АКБ, либо сразу её утилизировать и купить новую?
Делитесь своим мнением, историями из жизни и личным опытом.
Подписывайтесь, комментируйте, задавайте актуальные вопросы!