Как найти запятые связанные подчинительной связью

ОГЭ. Русский язык.

Как легко выполнить задание № 12?

 

Задание № 12  предполагает знание правил постановки запятой в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.

Давайте посмотрим, как легко выполнить это задание.

1-ый тип задания:

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Запомните

  • Вам необходимо искать запятые между частями ССПсложносочинённого предложения ( именно в нём связь между предложениям сочинительная, то есть предложения не зависят друг от друга)

  • Всегда помните, какие союзы называются сочинительными. Чаще всего это А, И, НО. Ищите эти союзы в предложениях.

  • Как только нашли, сразу ищите две грамматические основы, то есть речь в предложениях должна идти о разном.

  • Если нашли две основы, то это ССП, номер запятой пред союзом и будет ответом.

  • ТРУДНО!!! Не путайте СПП с однородными членами, ведь эти же союзы отделяют друг от друга однородные члены. Обязательно ищите две грамматические основы.

Разберём пример.

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми сочинительной  свя­зью.

Слов не было слышно, (1)но Корольков понимал смысл конфликта. Конфликт состоял в том, (2)что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, (3)а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример двух матерей, (4) которые не только не сидят за столом, ( 5)но даже уходят из дома.

  • Я выделила все сочинительные союзы в данном отрывке.

  • Теперь разберёмся, что они соединяют: простые в ССП или однородные члены.

  • Не было слышно, Корольков понимал. Это две основы, поэтому запятая № 1 подходит.

  • Надежда хотела сидеть, Оксана не хотела и приводила. Тоже две основы. Запятая №3 подходит.

  • Которые не только не сидят, но уходят. Здесь однородные сказуемые. Запятая № 5 не подойдёт.

  • Запятые № 2 и 4 стоят перед подчинительными союзами, это СПП.

Ответ: 13

2-ой тип задания

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительными связью.

Запомните

  • Здесь уже нужно искать запятые между частями СПП- сложноподчинённого предложения.

  • Нужно хорошо знать, какие союзы являются подчинительными. Подсказка: это все слова – вопросы ( вопросы косвенных падежей, определения, обстоятельства)

НО есть и не слова- вопросы, их надо помнить: если, хотя, так как, будто, словно, ибо, ежели  и др.

Трудные случаи

  • Подчинительный союз может стоять в самом начале предложения, так как придаточное находится ПЕРЕД главным. Поэтому после запятой нет союза ( он ведь уже стоит в самом начале, а вы ищите такую запятую, чтобы была перед союзом).

Пример

Когда Сеня,(1) пу­та­ясь и на­пря­га­ясь,(2) блуж­дал по ла­би­рин­там зна­ме­ни­тых чет­ве­ро­сти­ший,(3) Ваня стра­дал.

Комментарий: союз КОГДА находится в начале предложения, придаточное заканчивается словом  четверостиший», поэтому верный ответ 3.

  • Придаточное стоит в середине главного, тогда в ответ будет ДВЕ цифры (начало и конец придаточного)

Пример

На дру­гой день, (1)когда отец вер­нул­ся с ра­бо­ты, (2)он принёс книгу.

Комментарий. Выделенное придаточное находится в середине главного. Ответ: 12

  • Вместо подчинительного союза может употребляться частица ЛИ, которая стоит не в самом начале придаточного.

Пример

Светлана поинтересовалась,(1) читала ли я эту книгу.

Комментарий. В данном предложении вместо подчинительного союза употреблена частица ЛИ. Ответ 1

  • Не путайте! Слова типа кого-то, что-то, когда-то,где-то – это не подчинительные союзы или союзные слова, они не могут связывать придаточное с главным. Поэтому запятая перед ними ставится по другому правилу.

Пример

Разговор зашёл о книге,(1) когда-то давно ею прочитанной.

Комментарий. В данном предложении слово  «когда-то»  входит в причастный оборот, это не сложное с придаточным, а простое предложение.

Пример задания 12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

Комментарий.

Запятая 2- присоединяет придаточное, в котором есть частица ЛИ. Верный ответ.

Запятая 8 присоединяет придаточное с подчинительным союзом потому что. Это верный ответ.

Ответ: 28

Таким образом, выполняя задание № 12, будьте внимательными, не перепутайте ССП с однородными членами, помните  о трудных случаях в СПП.

Рекомендую повторить все правила постановки знаков препинания в сложном предложении . Материал есть на данном сайте. Там же можно найти все типы союзов.Это поможет и при выполнении задания 12 и  при написании сочинения и изложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные(сложносочинённые и сложно подчинённые)
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Сложное предложение с разными видами связи – это вариация из предложений с союзной и бессоюзной связью. Чтобы правильно поставить знаки препинания между частями таких предложений, необходимо понять, как они объединены.

Алгоритм

Сначала выделяются грамматические основы, затем проверяется наличие/отсутствие союзов между ними. В соответствии с этим мы ставим знаки согласно правилам пунктуации в сложносочинённых, сложноподчинённых и сложных бессоюзных предложениях.

До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много. (Б.Л. Горбатов)

  1. первое и второе предложение – СПП (союз ЧТО);
  2. второе и третье предложение – БСП;
  3. третье и четвёртое предложение – ССП (союз И);
  4. четвёртое и пятое предложение – ССП (союз А);
  5. пятое и шестое предложения – СПП (союз ЧТО);
  6. шестое и седьмое предложения – СПП (союз ЕСЛИ).

Обратите внимание

В сложных предложениях с разными видами связи, состоящих из большого количества простых предложений, которые можно объединить в крупные логико-синтаксические блоки, на границе блоков ставится точка с запятой.

Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из-под неё червяка; в это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины. (М.А. Пришвин)

Стоит внимательно проверять, что связывают соединительные и разделительные союзы в предложениях с разными видами связи. Помимо основных правил, запятая будет ставиться:

  • в случае однородного подчинения придаточных частей, связанных одиночным соединительным или разделительным союзом

По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

  • перед сочинительным союзом, связывающим предложения, имеющие общую подчинительную часть

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Н. Толстой)

  • Самый трудный случай – это соседство сочинительного и подчинительного союзов. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом не ставится, если далее есть вторая часть составного союза (что если …, то; что когда …, то; что хотя …, то и т.д.).

Они знают, что если на минуту ослабнут в борьбе с угнетаемыми ими рабами, то сами погибнут. (Л.Н. Толстой)

Надобно сказать, что когда разговор касался любви и вообще чувств, то она заговаривалась. (А.Ф. Писемский);

Я отвечал, что хотя и не видал в лицо, но по некоторым причинам совершенно уверен, что это Татьяна Ивановна. (Ф.М. Достоевский)

Запятая между подчинительным и сочинительным союзами ставится, если далее нет второй части составного подчинительного союза.

А я тебе говорю, что, если ты поедешь, я поеду с тобой. (Л.Н. Толстой)

Занавес поднялся, и, как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (А.И. Куприн)

Между двумя подчинительными союзами, когда одна подчинительная часть оказывается внутри другой, запятая ставится, если вторую подчинительную часть можно спокойно изъять из первой.

Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький)

Подчинительную часть (когда он уходил куда-нибудь) можно вынуть из сложного предложения без перестройки главной части.

Сравните:

У Антона Прокофьевича были, между прочим, одни панталоны такого странного свойства, что когда он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры. (Н.В. Гоголь)

Подчинительная часть (когда он надевал их) не исключается свободно из предложения, поэтому мы не ставим запятую между союзами.

Запятая не будет ставиться:

  • между сопоставительным и подчинительным союзами.

Не столько потому, что мать сказала ей, сколько потому, что это был брат Константина, для Кити эти лица вдруг показались в высшей степени неприятны. (Л.Н. Толстой)

  • между сочинительным присоединительным союзом и подчинительным союзом, стоящими в начале предложения

И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала.

А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину.

  • между но и подчинительным союзом, если при чтении между ними отсутствует пауза

Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране. (П.А. Павленко)

Задание ER2021R

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вечерело (1) и (2) пока погода не испортилась (3) мы решили переправиться на другой берег (4) чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр.


Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:

[Вечерело], (1) и, [(2) (пока погода не испортилась), (3) мы решили переправиться на другой берег], (4) (чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр).

(1)запятая ставится между частями, связанными сочинительным союзом И: «Вечерело» и «мы решили переправиться на другой берег».

(2) и (3)запятые выделяют придаточное предложение «пока погода не испортилась».

(4)запятая выделяет придаточную часть «чтобы установить палатку и разжечь костёр».

(5) – между однородными сказуемыми «установить» и  «разжечь» запятая не ставится.

Ответ: 1234

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2019Т

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 3-х частей: 1) Туманные громады поднимались по ночному небу – предложение простое; 2) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными сказуемыми, между которыми тоже ставим запятую (цифра 4); 3) когда поглощён был последний звёздный просвет – придаточное времени (пронесся – когда?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
  3. Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов.

Ответ: 1234

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2001

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 4-х частей: 1) Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов – предложение простое, осложнено однородными определениями; 2) и к той поре Саввушка огорошил мать, объявив ей о своем желании ехать учиться в Москву, в университет – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом; 3) когда надо было решать – придаточное определительное ( поре – какой?), относится ко 2-ой части, присоединяется ко 2-ой части при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую; 4) что же все-таки делать в этой жизни дальше – придаточное изъяснительное, относится к 3-ей части, отвечает на вопрос ЧТО?, присоединяется при помощи союзного слова ЧТО, перед которым ставим запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
  3. Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре, когда надо было решать, что же всё-таки делать в этой жизни дальше, Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Ответ: 123

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2002

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей: 1) Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда – предложение простое, ОДНАКО запятой не отделяется, так как его легко можно заменить союзом НО, осложнено однородными сказуемыми; запятую, перед указательным словом ТУДА ставим запятую, так как оно выполняет поясняющую, уточняющую функцию; 2) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой – придаточное места (туда — куда?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ГДЕ, перед которым мы должны поставить запятую.
  3. Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда, где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Ответ: 34

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2003

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 3-х частей: 1) Тогда и подумала она – предложение простое; 2) что назовет его таким именем – придаточное изъяснительное (подумала – о чем?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ЧТО, перед которым мы должны поставить запятую; 3) если когда-нибудь у нее родится сын – придаточное условия (назовет его таким именем – при каком условии?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза ЕСЛИ, перед которым мы запятую не ставим, так как у него есть вторая часть (ТО). Под цифрой 3 ставим запятую, так как она отделяет простые предложения в составе сложного.
  3. Тогда и подумала она, что если когда-нибудь у неё родится сын, то назовёт его таким именем.

Ответ: 13

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Алёна Базан | Просмотров: 1.9k

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2023. Теория и практика.

Задание 20 проверяет ваши знания по теме: “Запятая в предложении с разными видами связи”

Сложность заключается в том, что при выполнении нужно правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями.

!!! Повторить теорию к заданию 20 и подготовиться к сочинению ЕГЭ поможет пособие Топ пунктуационных ошибок”

Содержание:

1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений.

2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.

3) Ищем придаточные предложения (для этого задаем вопрос от главного предложения). Если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 19, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствии с правилами.

4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.

5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.

На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.
Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить, ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.

Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.
Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.  

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.

Он уехал, и где он теперь, я не знаю.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки. 

  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 20

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

  • Теория ЕГЭ по русскому языку
  • Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
  • Пособия для подготовки к ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС

Новости

Алгоритм написания итогового сочинения..

Добавить комментарий