Как подтвердить оплату труда за прошлые периоды, если потеряли документы
Компания обязана хранить документы по зарплате в течение определенного срока, в зависимости от вида. Однако на практике их часто теряют. Например, при переезде или смене собственника. Что делать, если архивные записи восстановить не получается?
Ситуация
Компания потеряла документы по оплате труда за прошлые периоды. Восстановить удалось расчетные ведомости с весны 2010. Но выяснилось, что нет документов за 1990-е и 2000-е годы. А именно они подтверждали оплату. Как в таком случае доказывать надзорным органам, что все было по закону, и работникам платили вовремя?
На этот вопрос нам ответила Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS.
Что об утрате документов говорит закон
Расчетно-платежные ведомости относятся к документам первичного учета. И к ним, в том числе, относятся требования по срокам и правилам хранения.
Документы для начисления и уплаты страховых взносов (расчетно-платежные ведомости (Т-49), ведомости (Т-51), платежные поручения на уплату взносов, больничные) компания должна хранить 6 лет (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК). А при отсутствии счетов — 75 или 50 лет в зависимости от того, закрыты документы соответственно до 2003 или позже.
Запросить архивные документы по зарплате вправе ПФР, чтобы подтвердить стаж работника для назначения пенсии, и налоговая служба при проведении проверки.
За грубое нарушение требований к бухучету, в т. ч. финансовой отчетности должностных лиц оштрафуют до 10 тыс. рублей (ст. 15.11 КоАП). Под грубым нарушением закон понимает отсутствие первичных учетных документов в течение сроков хранения. Привлечения к ответственности по этому основанию могут в течение одного года со дня нарушения (ст. 4.5 КоАП).
Кроме того, налоговики вправе оштрафовать компанию на 10 тыс. рублей за отсутствие первичных документов (ст. 120 НК). Срок давности по этому нарушению составляет три года со дня совершения или следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого совершено правонарушение (ст. 113 НК). Поэтому подобных нарушений в кадровом учете лучше избегать.
В случае утраты документов бухучета, например гибели или пропажи, а также их порчи, приводящей к невозможности использования, компания обязана принять все возможные меры по их восстановлению. Какие именно это меры, закон не уточняет. Но есть способ разобраться в этом вопросе.
Как руководителю восстанавливать документы
При утрате первичных учетных документов руководитель организации создает комиссию по расследованию причин пропажи или гибели. Решение директор оформляет приказом по организации в произвольной форме. В приказе необходимо указать перечень мероприятий. Например: разобраться в причинах утраты документов, направить запросы, назначить ответственные лица, определить формы отчетности и т. д. Как правильно оформить этот и другие документы кадрового учета, смотрите здесь.
Комиссия исполняет приказ руководителя. Прежде всего, устанавливает причины утраты. Установив причины, комиссия составляет акт. В акте должен быть перечень утраченных документов, причины утраты и действия, которые предприняли для восстановления архива.
Альтернативный способ восстановить информацию
Подтвердить оплату за прошлый период можно, если компания вела дополнительный учет выдачи зарплаты. Или если в этот период кому-либо перечисляли зарплату на карту. Эту информацию даст банк. А в будущем стоит перейти на электронный кадровый учет.
Новая подборка по кадровому учёту
Разбираемся в нюансах с нуля
Станьте первоклассным специалистом
Заполните форму и узнайте подробнее
Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.
Вопрос в тему
Как гражданин может получать архивные сведения, справки (например, информацию о том, какая была зарплата учителя в 1950 г. в селе Котово) в том случае, если архивные документы утратились из-за форс-мажорных обстоятельств? И, пожалуйста, скажите, какими нормативными актами регулируются эти отношения.
Если архивные документы были утрачены из-за давних форс-мажорных обстоятельств в организации или в государственном (муниципальном) архиве либо документы вообще не передавались в архив, то получить конкретные сведения, скорее всего, не получится.
Мнение эксперта
Светлана Ларина, юрист, эксперт журнала
Для подтверждения размера заработка при отсутствии обычно необходимых для этого документов придется обратиться в суд. Отметим, что суды довольно лояльны:
- учитывают в качестве доказательств любые сохранившиеся документы, где фигурируют данные о заработной плате (расчетные листки, выписки из штатной расстановки и пр.), особенно если явным будет отсутствие злого умысла истца в исчезновении требуемых документов, например, в результате стихийного бедствия, о котором есть свидетельства (паводок, пожар или др.);
- показания свидетелей также сыграют свою роль.
Если же документы утрачены в процессе личного хранения гражданином, то получить необходимые архивные сведения вполне возможно. Только при обращении в архив необходимо точно сформулировать цель запроса – что необходимо получить:
1) архивную справку о заработной плате конкретного учителя или
2) статистические сведения о заработной плате учителей сельской школы конкретного района в 1950 году?
В первом случае запрос гражданина носит социально-правовой характер, связан с защитой социальных прав (на пенсионное обеспечение, получение льгот и компенсаций). Архивы на основании своих фондов выдают справки, подтверждающие место и стаж работы, размер заработной платы, факты награждения, избрания на выборные должности, репрессий, имущественные права и т.п. Для получения этих сведений гражданин должен в архиве:
- предъявить:
- паспорт и
- доверенность, если сведения он получает не для себя, а по поручению доверителя;
- трудовую книжку (или ее копию), иные документы, имеющие отношение к цели запроса – содержащие наименование организации, в которой работал гражданин, и подтверждающие даты и периоды, по которым требуется найти информацию в архиве,
- а также заполнить заявление (запрос) на предоставление архивной информации.
Социально-правовые запросы граждан исполняются архивами на безвозмездной основе.
Во втором случае запрос может быть отнесен к тематическим, т.к. по проблеме и по теме оплаты труда учителей в 1950 г. потребуется анализ статистических отчетов и иных документов государственной и ведомственной статистики, которые районные отделы статистики или районные отделы народного образования передавали на архивное хранение. Тематические запросы граждан исполняются архивами чаще всего на договорной основе, т.е. платно.
Но во всех случаях при обращении в архив гражданин свой точно сформулированный запрос и его цель оформляет в заявлении (заявлении-анкете), форму которого архивы утверждают самостоятельно.
Классификация запросов граждан и порядок их исполнения регламентируются в действующих Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (утв. приказом Минкультуры России от 18.01.2007 № 19; далее – Правила работы госархивов; в настоящее время подготовлена и находится на общественном обсуждении новая версия данных Правил).
Далее будем комментировать более распространенную ситуацию – социально-правовой запрос о заработной плате конкретного человека.
Связанный материал
Исполнение запросов социально-правового характера
№ 02 / 2019
Статья «Исполнение запросов социально-правового характера» журнала № 2′ 2019 объяснит, чем архивная справка отличается от обычной, как заверить архивную выписку и копию, как составить текст разных справок: о зарплате, с выборкой специальных выплат, о стаже, в т.ч. льготном, об отпусках, о переименовании работодателя, о совместительстве, для получения визы (о месте работы и среднем заработке). В статье найдете 10 образцов оформления документов
В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате?
Ведомости по выплате заработной платы (расчетно-платежные, расчетные, платежные) хранятся:
- 75 лет, если они созданы до 1 января 2003 года, и
- 50 лет, если созданы позже этой даты.
Сведения о размере заработной платы работников могут содержаться в штатном расписании, которое имеет постоянный срок хранения. В фонде районного отдела народного образования вполне может остаться на хранении утвержденная / согласованная копия или даже подлинник штатного расписания конкретной школы1.
То есть сроки хранения документов по личному составу, созданных в 1950 году, еще не истекли, и в архив обращаться за необходимыми сведениями о размере заработной платы имеет смысл. Но перед этим необходимо будет вспомнить или уточнить сведения о школе и периоде работы в ней.
Алгоритм поиска нужного архива
Общий алгоритм следующий:
1. Сельская школа подчинялась (управлялась) отделу народного образования исполнительного комитета (исполнительного органа) Совета депутатов трудящихся соответствующего района или города. Документы рай- или гороно должны были быть переданы в районный или городской архив, они могли образовать объединенный архивный фонд, в состав которого могли быть включены документы по личному составу подведомственных школ. Но если школа в селе Котово была десятилеткой и самой крупной в районе, то ее архивные документы могли передаваться в районный или городской архив и учитываться там в качестве самостоятельного архивного фонда.
Государственные (муниципальные) архивы определяют и уточняют принадлежность архивных документов к тому или иному фонду в процессе работы с организациями-источниками комплектования, а также в процессе работы с архивными документами ликвидированных организаций. Архив обычно ведет список фондов с указанием хронологических границ (названия организаций-фондообразователей), который доступен во входной зоне на доске объявлений и публикуется на официальном сайте архива.
2. Необходимо вспомнить, в каком районе и в какой области находилось село Котово, которое имеет в виду автор вопроса, ведь с 1950 года произошло много изменений в административно-территориальном делении, село могло и не сохранить своего названия (например, подмосковное село Котово вошло в черту города Долгопрудный Московской области в 1957 году).
Необходимо вспомнить:
- был ли интересующий вас населенный пункт крупным селом непосредственно районного подчинения или нет;
- изменялись ли названия района и области, какими были их названия в 1950 году, если сейчас они иные.
В полном наименовании школы могло отразиться географическое название района, в котором она находилась. В тот период существовало много таких наименований, например, «Котовская общеобразовательная средняя (или восьмилетняя) школа с производственным обучением».
Все это необходимо вспомнить для выяснения названия районного или городского архива и правильного адресования запроса. Чем точнее адресован и сформулирован запрос, тем быстрее в архиве будет осуществлен поиск документов, и заявитель скорее получит ответ.
Если ничего не известно о районном архиве, в который могли были быть переданы документы организации, то запрос о предоставлении информации необходимо направить в орган управления архивным делом в области или в городе (если это был районный центр). Называться эти органы могут по-разному:
- управление (или отдел) культуры и архивов,
- отдел культуры, туризма и архивов,
- архивное управление (или отдел).
В крайнем случае запрос можно направить просто в администрацию городского или районного поселения, которая предоставит информацию об архиве (архивах), в которые необходимо будет обратиться за получением конкретной архивной справки.
Для поиска нужного архива можно еще воспользоваться сайтами:
- «Архивы России» Федерального архивного агентства (www.rusarchives.ru) и
- интернет-путеводителем по архивам России (web-archiv.ru).
3. Запрос на предоставление из архива информации о трудовом стаже и размере заработной платы направляет в архив сам гражданин (или по доверенности уполномоченное им лицо). При личном обращении в архив необходимо заполнить заявление (запрос), в котором:
- формулируется цель запроса;
- полностью указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения (многие архивы еще просят указывать паспортные данные);
- контактная информация – адрес и телефон;
- удобные способы получения ответа из архива (лично, через портал госуслуг, по обычной или электронной почте);
- полное наименование организации, в которой гражданин работал, кому она подчинялась (при возможности), должность (занимаемые должности) / профессия в интересующий период работы;
- если за такими сведениями гражданин обращался ранее в какие-либо органы управления архивным делом и архивы, то необходимо дополнительно сообщить об этом.
Для удобства обращения в архив в электронном виде на сайтах большинства из них размещается утвержденная электронная форма заявления (или даже несколько форм со специфическим составом сведений, которые надо вписать в запросы конкретных типов: имущественный, социально-правового характера, тематический).
Помимо личного обращения и через сайт архива, во многих регионах заявку можно также направить через портал госуслуг, МФЦ, по обычной или электронной почте, а где-то даже продиктовать по телефону.
В цели запроса необходимо четко указать, за какой период требуются сведения о размере заработной платы (например, за все месяцы 1950 г. или за какой-то конкретный период в этом году). Ведь на основании имеющихся архивных документов в архивной справке будут указаны и оформлены в виде таблицы размеры начисленной заработной платы отдельно по каждому месяцу.
Какими нормативными документами регулируется?
В настоящее время предоставление архивной информации гражданам рассматривается как государственная (муниципальная) услуга. Результатом ее предоставления являются:
- архивные справки,
- архивные выписки,
- архивные копии,
- информационные письма о месте нахождения интересующих граждан документов,
- письма-ответы об отсутствии запрашиваемых сведений и рекомендации о дальнейших путях поиска необходимых сведений,
- письма-уведомления о невозможности предоставить информацию.
Основными законодательными актами, на основании которых осуществляется предоставление данной государственной (муниципальной) услуги являются федеральные законы:
- от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
- от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ);
- от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) и др.
Так, в Правилах работы госархивов и в административных регламентах установлен срок исполнения запросов социально-правового характера – 30 дней с даты регистрации, что соответствует Закону № 59-ФЗ. В утвержденных формах заявлений граждан на предоставление информации из архива выделяются поля для оформления сведений в связи с обработкой и защитой персональных данных по Закону № 152-ФЗ.
Но все конкретные технологии работы по предоставлению архивной информации закрепляются административными регламентами предоставления государственной (муниципальной) услуги информационного обеспечения граждан, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В них устанавливаются порядок, сроки, требования к запросам и ответам, контроль, порядок обжалования и т.п. организационные аспекты. В настоящее время в субъектах Российской Федерации каждый государственный архив имеет такой административный регламент и руководствуется им. Органы управления архивным делом и сами действуют на основе подобных регламентов, а для своих подведомственных районных и городских архивов часто разрабатывают и утверждают типовые административные регламенты2.
* * *
Заданный читателем вопрос связан с актуальной проблемой поиска и использования архивных документов, информации. Ощутимым подспорьем в этом могут стать:
- не только усилия органов управления архивным делом и государственных, муниципальных архивов, которые публикуют списки организаций с указанием, в какие конкретные архивы приняты их документы по личному составу;
- но и усилия кадровых служб предприятий, которые на своих сайтах могут публиковать информацию о том, в какой архив и за какие периоды переданы на хранение документы по личному составу уволенных с этого предприятия сотрудников.
Данные о суммах заработка застрахованных лиц содержатся в СФР — работодатели каждый месяц передают эти сведения в ФНС в составе новой формы персонифицированных сведений, а налоговики направляют их в фонд.
Чтобы получить сведения о зарплате нового сотрудника, раньше запрашивали в справку 182н на предыдущем месте работы. Теперь работодателям нужно будет отправлять в СФР «Запрос сведений о заработной плате сотрудника» через СЭДО. В запросе нужно указать два календарных года, и в ответ фонд пришлет сведения о доходах сотрудника по всем работодателям за указанные периоды и сумму доходов по той организации, которая отправила запрос.
Информацию по зарплате сотрудника уже можно получить, подробнее читайте в инструкции.
Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения утверждены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Разберем, в каких случаях нужно отправить запрос на получение сведений о зарплате сотрудника, а когда это делать не надо.
Виды пособий:
- по нетрудоспособности;
- беременности и родам;
- ранним срокам беременности;
- рождению ребенка;
- уходу за ребенком до 1,5 лет;
- профтравме или профзаболеванию.
Важно! Организация выплачивает пособие за первые три дня только по болезни или бытовой травме. Во всех остальных случаях пособие полностью выплачивает Социальный фонд России.
Когда запрос направлять не нужно
Если сотрудник на дату наступления страхового случая работает у вас и в двух предшествующих календарных годах тоже работал только у вас, запрос о зарплате направлять не нужно. В таком случае все данные должны быть у работодателя (п. 2 ст. 13 255-ФЗ).
Когда запрос может понадобиться
Направить в СФР запрос о зарплате сотрудника за два предыдущих года может потребоваться, если:
- на дату наступления страхового случая он работает у вас, а в двух предшествующих календарных годах работал в других организациях (п. 3 ст. 13 255-ФЗ);
- сотрудник на дату наступления страхового случая работает у вас, а в двух предшествующих календарных годах работал как у вас, так и у других работодателей (п. 4 ст. 13 255-ФЗ).
Для назначения пособия и расчета среднедневного заработка можно учитывать только зарплату по текущей организации или сумму зарплаты по всем организациям, где работал сотрудник в два предыдущих года. Это зависит от желания сотрудника. Если он предпочел, чтобы пособие рассчитывалось только исходя из заработка у текущего работодателя, запрос не понадобится.
Дата публикации: 19.08.2014 09:49 (архив)
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право работника на получение своевременно и в полном объеме заработной платы. Однако на практике некоторые работодатели нарушают права работников, выплачивая часть заработка неофициально и не перечисляя с таких сумм в бюджет налог на доходы физических лиц.
Получая заработную плату «в конверте», работник лишается гарантированного размера заработной платы и оплачиваемого отпуска, в том числе по беременности и родам, права на оплату в полном объеме листка нетрудоспособности и ряда других социальных гарантий. От размера официальной заработной платы напрямую зависит и размер будущей пенсии.
Бывают случаи, когда работники полностью уверены, что их заработная плата выплачивается официально. Однако при оформлении, например, пенсии, оказывается, что их пенсионные накопления за период работы в той или иной организации, равны нулю.
Нормами налогового законодательства закреплена обязанность за работодателем ежегодно представлять в налоговый орган сведения о суммах выплаченного работникам дохода и удержанного налога. Проконтролировать сумму полученного дохода и удержанного с него налога, позволяет «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Сервис размещен на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Электронные сервисы».
В «Личном кабинете» поиск сведений о доходах физических лиц осуществляется автоматически при входе в соответствующий подраздел без предварительного запроса пользователя. В настоящее время доступно получение сведений о справках по форме 2-НДФЛ за три предыдущих налоговых периода – 2011, 2012 и 2013 годы.
Если сумма дохода, отраженного в справке 2-НДФЛ, не соответствует сумме полученной заработной платы, это может означать, что работодатель часть заработной платы выплачивает не официально.
Получить доступ к «Личному кабинету» можно в любой инспекции, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию по месту жительства при себе необходимо иметь паспорт. При обращении в иные инспекции – паспорт и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН).
Сообщить о выплате неофициальной заработной платы можно по телефонам налоговых органов республики или посредством направления письменного сообщения почтой. Также есть возможность обратиться в налоговый орган в электронном виде с помощью сайта ФНС России (www.nalog.ru), воспользовавшись сервисом «Обратиться в ФНС России».
Более 30,4 тысячи запросов на выдачу архивных справок, копий документов, выписок и информационных писем из государственных архивов Москвы поступило за шесть лет через mos.ru. Эта онлайн-услуга появилась на портале в 2014 году. Воспользоваться ей могут все жители Российской Федерации, для этого нужно лишь зарегистрироваться на сайте.
«Услуга выдачи архивных справок и выписок онлайн помогает пользователям портала mos.ru найти документы, необходимые для решения личных вопросов или восстановления исторических фактов из жизни своих близких. Она доступна не только для жителей Москвы, но и для людей, живущих за ее пределами. Копии архивных документов в электронном виде поступают в личный кабинет пользователя не позднее 20 рабочих дней со дня передачи запроса. Уведомление об этом приходит на электронную почту, указанную при регистрации на портале mos.ru», — рассказали в пресс-службе столичного Департамента информационных технологий.
Как уточнили в Главархиве Москвы, иногда в ответе на запрос содержится не один, а два и более документа. За весь период предоставления услуги на mos.ru специалистами ведомства было подготовлено и направлено пользователям портала свыше 34 тысяч различных архивных справок и выписок.
«Чаще всего пользователи mos.ru обращаются с просьбами предоставить им справки о заработной плате с предыдущих мест работы. За шесть лет их запросили более 12 тысяч раз. На втором месте по популярности — документы, подтверждающие трудовой стаж. Они необходимы для начисления пенсии по возрасту. Такие запросы были отправлены через портал свыше 10 тысяч раз. Еще около 2,5 тысячи обращений касались справок, доказывающих факт окончания человеком высшего или среднего специального учебного заведения Москвы», — отметили в Главархиве.
Кроме того, через mos.ru запрашивают справки об установлении опеки и попечительства (для оформления социальных выплат), копии актов медицинского освидетельствования, выданных до 2005 года, документы о награждении медалями, знаками, грамотами, архивные выписки о мобилизации на трудовой фронт и в народное ополчение в годы Великой Отечественной войны, справки о пособии по безработице, копии приговоров, вынесенных Мосгорсудом, а также другие документы. Полный перечень доступных для онлайн-запроса документов и случаев, в связи с которыми можно их запросить, представлен на портале mos.ru.
Как подать запрос на выдачу архивных документов онлайн
Для подачи заявки необходимо зарегистрироваться на портале mos.ru и воспользоваться услугой «Получение архивной справки». Она расположена в разделе «Документы» каталога услуг. На первом этапе пользователю откроется перечень тематик, среди которых нужно выбрать ту, по которой необходимо получить документ из государственных архивов Москвы.
Если заявитель подает обращение сам, ему нужно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения и контактные данные, а также внести сведения о документе, удостоверяющем личность. Если обращение подается представителем заявителя, ему понадобится ввести аналогичные данные о себе и о том человеке, представителем которого он является. Чтобы подтвердить полномочия, представителю также понадобится заполнить данные нотариальной доверенности (номер доверенности, дату выдачи, срок действия) и прикрепить ее отсканированную копию на странице услуги.
На втором этапе пользователю необходимо ввести дополнительные сведения в зависимости от цели обращения. Например, чтобы получить справку о трудовом стаже, нужно ввести период работы, наименование организации в указанное время и должность. Если требуются сведения о мобилизации, необходимо указать период мобилизации, наименование организации, принимавшей решение о мобилизации, и ведомство, в ведении которого она находится.
Для удобства пользователей на каждом этапе получения услуги размещены полезные подсказки.
При необходимости запрошенный документ можно получить не только в электронном, но и в бумажном виде в центре госуслуг «Мои документы». Для этого на последнем этапе получения услуги нужно поставить галочку в графе «Хочу получить результат на бумажном носителе при личном посещении центра госуслуг “Мои документы”». Пользователь может выбрать любой удобный для себя офис.
Всего на mos.ru доступны более 360 электронных услуг и сервисов. Они упрощают взаимодействие горожан с различными учреждениями, оформление или подачу документов, оплату счетов.
За последние девять лет москвичи обратились к услугам через порталы mos.ru и pgu.mos.ru (был объединен с mos.ru в 2017 году) более 1,5 миллиарда раз.