Как найти зависимое слово для причастия

Как отличить зависимое от определяемого слова в причастиях? С примерами и вопросами их, пожалуйста!!!



Ученик

(37),
закрыт



5 лет назад

Анна Береговая

Знаток

(427)


7 лет назад

Зависимое от причастие слово – это слово, которое входит вместе с причастием в оборот, а определяемое слово – это слово, от которого задается вопрос к самому причастию. В состав причастного оборота оно, конечно, не входит. Определяемое слово может быть существительным или местоимением. Пример: огонь, полыхающий вдали, привлекал внимание. Огонь какой? полыхающий. Если задаем вопрос от этого слова к причастию, значит, это определяемое слово. полыхающий где? вдали. Это – зависимое слово, т. к. вопрос задается не к причастию, а им самим.

darkus 06

Мастер

(1400)


7 лет назад

Объясню на примере.
Купленная мною машина, купленная-причастие страдательное прошедшего времени, купленная (кем?) мною-это будет зависимое слово, от причастия задается вопрос и по отношению к причастию слово мною является зависимым; машина (какая?) купленная мною, это будет определяемое слово, причастие как бы определяет это слово.
Еще один пример, прочитанная в библиотеке книга, прочитанная-причастие, прочитанная где? в библиотеке-зависимое слово, книга (какая) прочитанная в библиотеке-определяемое слово

Ксения ЧеботарьУченик (103)

2 года назад

Вау, спасибо вам огромное, я с вашей помощью написала контрольную работу на 90 баллов????(у нас стобальная система) это получается у нас это считается как очень хорошаяя замечательная 5-рка, ещё раз благодарю❤️????

Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. Укажем, как отличить причастие и причастный оборот, как определить границы причастного оборота в предложении.

Что такое причастие?

Чтобы понять, как соотносятся между собой причастие и причастный оборот, вспомним сначала, какая форма глагола (часть речи) называется причастием.

Определение

Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Причастие это

Приведем примеры действительных и страдательных причастий:

  • пляшущий клоун;
  • летящий комар;
  • изучаемый предмет;
  • насупившийся мальчик;
  • обессилевший старик;
  • запаянное отверстие;
  • приглаженные волосы.

Во всех приведенных словосочетаниях одиночное причастие определяет имя существительное и является зависимым словом:

  • клоун (какой?) пляшущий;
  • комар (какой?) летящий;
  • предмет (какой?) изучаемый

и т. д.

В предложении оно выступает в роли согласованного определения:

Насупившийся мальчик сидел возле стола.

Что такое причастный оборот?

В предложении у причастия могут быть зависимые слова:

На арене цирка выступает весело пляшущий клоун.

Клоун (какой?) весело пляшущий

Эта синтаксическая конструкция является одним членом предложения — определением. Определение выражено причастием с зависимым словом в виде наречия:

Обратим внимание, что в отличие от рассмотренных выше словосочетаний причастий с существительными в этой речевой ситуации причастие является главным словом, а от него зависит наречие. Такая синтаксическая конструкция называется причастным оборотом.

Определение

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами.

Иначе говоря, словосочетание, в котором причастие является главным словом, назовем причастным оборотом.

Причастный оборот

Имеем в виду, что причастный оборот как определение организует только полная форма причастия. Краткая форма причастия, как правило, являются сказуемым в предложении.

Сравним:

Листья клена, освещенные солнцем, золотятся в его лучах.

Листья клёна освещены лучами солнца.

В причастном обороте от причастия могут зависеть слова разных частей речи:

1. имя существительное

  • танцующие у ёлки;
  • застреленная охотником утка;
  • надеявшийся на удачу;

2. местоимение

  • опротивевший всем;
  • подписанный мной;
  • не значащий ничего;

3. наречие

  • больно жалящие осы;
  • криво навешенная форточка;
  • обидевшийся напрасно.

Примеры

Солнце, спускающееся (куда?) за лес, бросило последние лучи на облака и разукрасило их в розовый цвет.

Дети, увидевшие (кого?) ёжика, радостно закричали.

Залаявшая (как?) громко собака разбудила деда Федора.

Услышанный (кем?) мною рассказ охотника поразил до глубины души.

Как найти причастный оборот?

Иногда бывает затруднительно отыскать причастный оборот. В предложении причастный оборот может находиться перед определяемым существительным или местоимением или после них.

От местонахождения причастного оборота зависит пунктуация в предложении. Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо хорошо «знать в лицо» причастие и находить зависимые от него слова, то есть чётко определять границы причастного оборота. Поиск причастного оборота начинаем с его главного слова — причастия.

У действительных и страдательных причастий имеются характерные суффиксы, с помощью которых они образуются от однокоренных глаголов:

  • стелиться — они стелются —  стелющийся утром туман;
  • лакомиться — они лакомятся — лакомящийся конфетой мальчик;
  • зачервиветь — быстро зачервивевшее яблоко;
  • обвесить — обвешенный продавцом покупатель;
  • умыть — умытые росой листья.

Отыскав причастие, посмотрим, есть ли рядом с ним слово, к которому можно задать вопрос:

Парень прицелился в развешанные (где?) по стене мишени.

Мы осторожно шли по дорожке, оледеневшей (когда?) с вечера.

Дети, услышавшие (что?) звуки музыки, пошли в ту сторону.

Причастный оборот, находящийся в середине предложения после определяемого слова, выделяется с двух сторон запятыми. Перед определяемым словом этот оборот не выделяется запятыми, если не имеет обстоятельственного значения причины или уступки.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 46

Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и, запятая не ставится:

Можно много путешествовать и не зная, в каком полушарии какая страна находится.

Деепричастные обороты не обособляются:
а) если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания, например: Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная (Г. Марков) (указывается не просто, что «она сидела», а «сидела с откинутой головой»); Мальчик шел прихрамывая на левую ногу, Это Упражнение делают стоя на вытянутых носках; Студенты приобретают знания не только слушая лекции, но и выполняя практические работы; Писал он обычно наклонив голову и прищурив глаз. Ср. у М. Горького: Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь; Не унижая себя говорю, а говорю с болью в сердце; Огромного роста, редкой силы, волосатый, он ходил по земле наклоня голову, как бык; Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров… Ср. в составе другой конструкции (деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия, к которому тесно примыкает): Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей (Гончаров); Даже и Ласка, спавшая свернувшись кольцом в краю сена, неохотно встала (Л. Толстой);

если оборот представляет собой идиоматическое выражение,

Что такое причастный оборот простыми словами и как правильно его найти в предложении, обозначить и выделить запятыми

Найдите причастие и его зависимые слова. Вместе они образуют причастный оборот.

6 539

Что такое причастный оборот - самое простое объяснение

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. То есть теми словами, к которым от причастия можно задать вопрос: «Поющая песню девушка» – причастие здесь «поющая», поющая (что?) «песню». «Поющая песню» – причастный оборот.

Причастный оборот выделяется запятыми только тогда, когда стоит после главного слова. Сравните: «Нас увидел игравший на гитаре студент» – «Нас увидел студент, игравший на гитаре», «Студент, игравший на гитаре, увидел нас». В этом его отличие от деепричастного оборота, который выделяется запятыми всегда.

Как быстро найти причастный оборот

Надо сначала найти причастие. Причастие отвечает на вопросы «какой?» и «что делающий?». Следующий шаг – посмотреть, можно ли от этого причастия задать вопросы к другим словам, если можно, значит эти слова – зависимые от причастия. Они образуют вместе с ним причастный оборот.

Пример

«Невеста шла по лестнице, усыпанной белыми розами, и плакала»:

  1. Ищу причастие. По лестнице (какой? что сделанной?) усыпанной. Это причастие.
  2. Ищу зависимые слова. Усыпанной (чем?) розами – косвенное дополнение.
  3. Ищу зависимые слова у зависимых слов. Розами (какими?) белыми – согласованное определение.

Вывод: причастный оборот здесь «усыпанной белыми розами». Он стоит после определяемого существительного «лестница», поэтому выделяется запятыми с обеих сторон.

Как его разбирать

Сначала его надо выделить как определение – волнистой линией. Потому что весь причастный оборот отвечает на один вопрос – «какой?».

Потом надо внутри этого причастного оборота выделить другие члены предложения. Само причастие выделяется как определение волнистой линией, а другие слова – в зависимости от их части речи. Получается вот так:

Как правильно выделить причастный оборот

Сорри за кривоту, в паинте красиво писать не умею.

Вот, собственно, и все. Поставьте статье «звездочки», мне будет приятно. Если есть вопросы – задавайте.

P. S. Мое видео про причастный оборот.

( 21 оценка, среднее 4.81 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Причастный и деепричастный обороты

Причастный и дее­при­част­ный обо­рот обра­зу­ют при­ча­стие и дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Рассмотрим, что такое при­част­ный и дее­при­част­ный обо­рот в рус­ской грам­ма­ти­ке, осо­бен­но­сти поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния и при­ве­дем примеры.

Что такое причастный оборот?

Чтобы понять, что такое при­част­ный обо­рот, вспом­ним, какое сло­во назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем в рус­ском языке.

  • ехать — еду­щий на поезде;
  • лежать — лежа­щий на столе;
  • напи­сать — напи­сав­ший письмо;
  • смы­вать — смы­ва­е­мый дождем;
  • опу­стить — опу­щен­ные шторы.

В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся как определение.

На фут­боль­ном поле игра­ю­щие дети бега­ли за мячом.

У при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые вме­сте с ним обра­зу­ют син­так­си­че­скую кон­струк­цию — при­част­ный оборот.

На вок­за­ле мы встре­ча­ем род­ствен­ни­ков , (каких?) при­е­хав­ших к нам .

В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? что дела­ю­щий? что сделавший?

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция чаще все­го явля­ет­ся обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях при­част­ный обо­рот выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Причастный оборот и знаки препинания

1. Причастный обо­рот выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым словом:

Солнце, спус­кав­ше­е­ся за лес , бро­са­ло послед­ние лучи на дерев­ню, поле и дорогу.

2. Знаками пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обо­рот с при­ча­сти­ем, если он отде­лён от опре­де­ля­е­мо­го суще­стви­тель­но­го дру­ги­ми чле­на­ми предложения:

Ветер нале­тел на дере­вья и, з апу­тав­ший­ся в их густой кроне , покор­но затих.

3. Причастный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния, если пояс­ня­ет лич­ное место­име­ние:

Мы, раду­ю­щи­е­ся неожи­дан­ной пере­дыш­ке, побе­жа­ли к реч­ке, что­бы искупаться.

Надвигалась гро­за. Быстро затя­нув­шая небо серы­ми туча­ми, она гро­зи­ла ярки­ми вспо­ло­ха­ми мол­ний и гром­ким вор­ча­ни­ем грома.

4. Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, выде­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда име­ет доба­воч­ный отте­нок обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны, усло­вия и пр.

Уставшие к кон­цу дня, вече­ром они не ста­ли ниче­го обсуждать.

Рассерженная на Алексея, мать мол­ча­ла весь вечер.

В осталь­ных слу­ча­ях этот обо­рот, рас­по­ло­жен­ный перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, не выде­ля­ет­ся запятыми.

Нарастающее с каж­дой мину­той гро­хо­та­ние гро­ма стре­ми­тель­но приближается.

Предложения ослож­ня­ет не толь­ко обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том, но и обсто­я­тель­ство, обо­зна­чен­ное дее­при­част­ным оборотом.

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пчелами.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное действие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые слова:

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

Не выде­ля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты, пред­став­ля­ю­щие собой фра­зео­ло­ги­че­ские соче­та­ния, а так­же обо­рот, соеди­нен­ный сою­зом «и» с дру­гим одно­род­ным обстоятельством.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в деревню.

Дети улег­лись на печи, быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрослых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рукава.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вернуться.

Лектор гово­рил чет­ко и осо­бо выде­ляя тоном голо­са важ­ные поня­тия .

Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волкаНаблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территорияПоднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.


Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:


Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:


Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Лодка, которую увлекает сильный поток, . .Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению.Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению.Книга, которую прочитал школьник, . .Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке.Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке.Тучи, которые гонит ветер, . .Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм.Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм.Старые письма, которые хранит бабушка, . .Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени.Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени.Земля, которая освещается солнцем, . .Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась.Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.



Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.


Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия.Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой.О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой.Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой.Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.


Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли.Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками.Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр.Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома.Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца.Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Причастный и деепричастный оборот

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 5856.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 5856.

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

    Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

    Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

  • Если входит в состав фразеологического выражения (Люди слушали гостя развесив уши);
  • Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно)).
  • Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).

источники:

http://rosuchebnik.ru/material/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oboroty-uchimsya-razlichat/

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oborot

Добавить комментарий