Как найти зависящее слово

Содержание материала

  1. Как строится словосочетание?
  2. Виды словосочетаний и примеры зависимых слов
  3. Как определить главное и зависимое слово
  4. Ответы
  5. Вопрос №
  6. Вопрос №
  7. Вопрос №
  8. Вопрос №
  9. Вопрос №
  10. Вопрос №
  11. Вопрос №
  12. Вопрос №
  13. Вопрос №
  14. Вопрос №

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

В небе ярко све­тит весен­нее солнце.

В этом пред­ло­же­нии не явля­ет­ся сло­во­со­че­та­ни­ем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

  • солн­це (какое?) весен­нее;
  • све­тит (как?) ярко;
  • све­тит (в чём?) в небе.

Виды словосочетаний и примеры зависимых слов

Словосочетания бывают:

Глагольные

Тогда зависимым будет существительное + предлог / местоимение / инфинитив / деепричастие / наречие.

Примеры:

  • Рисовать для выставки. Ходить на уроки.

  • Рисовать его. Ходить к нам.

  • Захотеть рисовать. Решиться ходить.

  • Рисовать увлёкшись. Ходить засмотревшись.

  • Рисовать красиво. Быстро ходить. 

Именные — главным словом могут быть имена существительные, имена прилагательные, имена числительные или местоимения.

Примеры:

  • Красивое платье.

  • Дорогая машина. 

Наречные — главным и зависимым словом могут быть только наречия.

Примеры:

  • Безумно сильно.

  • Немного страшно. 

Кроме того, выделяют один из трёх способов связи:

Согласование — зависимое слово целиком и полностью согласуется в непостоянных признаках с главным:

  • В ярких нарядах (Предл. п., мн. ч., рода нет);

  • О живописной картине (Предл. п., ед. ч., ж. р.) 

Управление — главное слово управляет зависимым, ставя его в косвенную форму:

  • Ступать по лезвию (Д. п., ед. ч.).

  • Делать работу (В. п., ед. ч.). 

Примыкание — изменить зависимое слово невозможно из-за её части речи:

  • Сладко спать.

  • Делать больно. 

Как определить главное и зависимое слово

Главное слово — это всегда слово, от которого задается вопрос для зависимого (синее небо — небо (какое?) синее). Главное слово обозначает действие, признак, предмет. Главное слово обозначается «крестиком». Главное свойство главного слова — задает смысловую связь в словосочетании, которая выражается как раз через вопрос.

Ответы

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: БАНКА ИЗ СТЕКЛА.

Ответ: управление.

Рассуждение:

  1. Главное слово БАНКА, зависимое — СТЕКЛА. Слова стоят в разных падежах. Это не согласование.
  2. Зависимое слово имеет окончание, значит вид связи — УПРАВЛЕНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: ЗМЕИНАЯ КОЖА.

Ответ: .

Рассуждение:

  1. Главное слово КОЖА, зависимое — ЗМЕИНАЯ. Слова стоят в одном падеже, числе и роде. Это СОГЛАСОВАНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: ДЕНЬ БЕЗ ВЕТРА.

Ответ: управление.

Рассуждение:

  1. Главное слово ДЕНЬ, зависимое — ВЕТРА. Слова стоят в разных падежах. Это не согласование.
  2. Зависимое слово имеет окончание, значит вид связи — УПРАВЛЕНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: ПРОГЛОТИЛ ЦЕЛИКОМ.

Ответ: примыкание.

Рассуждение:

  1. Главное слово ПРОГЛОТИЛ, зависимое — ЦЕЛИКОМ. Глагол и наречие. Падеж определить не можем. Это не согласование.
  2. Зависимое слово не имеет окончания, так как это наречие. Значит вид связи — ПРИМЫКАНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: СТУЧАЛ МОЛОТКОМ.

Ответ: управление.

Рассуждение:

  1. Главное слово СТУЧАЛ, зависимое — МОЛОТКОМ. Глагол и существительное. У глагола падеж не определяется. Это не согласование.
  2. Зависимое слово имеет окончание, значит вид связи — УПРАВЛЕНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: ХОДИЛ ПЕШКОМ.

Ответ: примыкание.

Рассуждение:

  1. Главное слово ХОДИЛ, зависимое — ПЕШКОМ. Глагол и наречие. Падеж не определяется. Это не согласование.
  2. Зависимое слово не имеет окончания, так как наречие. Значит вид связи — ПРИМЫКАНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: СОЛОВЬИНЫЙ СВИСТ.

Ответ: согласование.

Рассуждение:

  1. Главное слово СВИСТ, зависимое — СОЛОВЬИНЫЙ. Слова стоят в одном падеже, числе, роде. Это согласование.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: СВИСТ СОЛОВЬЯ.

Ответ: управление.

Рассуждение:

  1. Главное слово СВИСТ, зависимое — СОЛОВЬЯ. Слова стоят в разных падежах. Это не согласование.
  2. Зависимое слово имеет окончание, значит вид связи — УПРАВЛЕНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: СВИСТЕЛ ПО-СОЛОВЬИНОМУ.

Ответ: примыкание.

Рассуждение:

  1. Главное слово СВИСТЕЛ, зависимое — ПО-СОЛОВЬИНОМУ. Глагол и наречие. Падежи не можем определить. Это не согласование.
  2. Зависимое слово не имеет окончания, так как это наречие. Значит вид связи — ПРИМЫКАНИЕ.

Вопрос №

Определите вид связи в словосочетании: ИЗ ДУШНОГО ВАГОНА.

Ответ: СОГЛАСОВАНИЕ.

Рассуждение:

  1. Главное слово ВАГОНА, зависимое — ДУШНОГО. Слова стоят в одном падеже. Это согласование.

Теги

В синтаксическом строении словосочетания очень важно уметь различать главное и зависимое слово. Зависимое слово – получающее вопрос от главного. На уроках в школе, классе во втором, учатся задавать правильные вопросы, чтобы определить синтаксическую роль того или иного слова. 

Именно правильно заданный вопрос помогает выявить подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и даже определить верное окончание слова.

Что такое зависимое слово в русском языке

База русского языка берёт своё начало с такой мельчайшей частицы, как слово. Второй ступенькой является словосочетание – совокупность двух и более слов, имеющих связь со смыслом и грамматикой. Они необходимы для более точного определения предмета и его признака или действия. Первая и вторая ступень в свою очередь образуют последнюю ступень: предложения.

Что такое зависимое слово

В этой статье мы прибегнем к средней части схемы синтаксиса, которая состоит из главного и подчиняющегося ему слова. Главное слово, подчиняя второе, должно связывать его одним из трёх способов, про которые мы расскажем чуть ниже. Важно помнить, что на это не влияет, кому принадлежит первая и вторая позиция – главной или зависимой части.

Таким образом, мы можем вывести термин:

Слово, подчиняющееся другому с использованием грамматической и смысловой связи, называется зависимым. Для обозначения главного слова вы должны поставить над ним маленький крестик.

Виды словосочетаний и примеры зависимых слов

Виды словосочетаний

Словосочетания бывают:

Глагольные (главным словом могут быть глагол, причастие или деепричастие).

Тогда зависимым будет существительное + предлог / местоимение / инфинитив / деепричастие / наречие.

Примеры:

  • Рисовать для выставки. Ходить на уроки.

  • Рисовать его. Ходить к нам.

  • Захотеть рисовать. Решиться ходить.

  • Рисовать увлёкшись. Ходить засмотревшись.

  • Рисовать красиво. Быстро ходить. 

Именные – главным словом могут быть имена существительные, имена прилагательные, имена числительные или местоимения.

Примеры:

  • Красивое платье.

  • Дорогая машина. 

Наречные – главным и зависимым словом могут быть только наречия.

Примеры:

  • Безумно сильно.

  • Немного страшно. 

Кроме того, выделяют один из трёх способов связи:

Связь слов

Согласование – зависимое слово целиком и полностью согласуется в непостоянных признаках с главным:

  • В ярких нарядах (Предл. п., мн. ч., рода нет);

  • О живописной картине (Предл. п., ед. ч., ж. р.) 

Управление — главное слово управляет зависимым, ставя его в косвенную форму:

  • Ступать по лезвию (Д. п., ед. ч.).

  • Делать работу (В. п., ед. ч.). 

Примыкание – изменить зависимое слово невозможно из-за её части речи:

  • Сладко спать.

  • Делать больно. 

Как определить зависимое слово и правильно задать вопрос

Самый лёгкий способ найти подчиняющийся фрагмент – поставить мысленно или даже письменно вопрос от первой части словосочетания ко второй.

Определение связи в словосочетании

Давайте приведём примеры:

  1. В причастном обороте «танцующий вальс» мы можем задать вопрос только от слова «танцующий». Танцующий (что?) вальс. Следовательно, зависимая часть – слово «вальс».

  2. Во фразе «спелые яблоки» мы задаём вопрос от слова «яблоки» к слову «спелые». Яблоки (какие?) спелые. Значит зависимым словом будет «спелые».

Образуем правило: если от одного слова получается задать вопрос к другому, то слово, отвечающее на него, будет считаться зависимым.

Однако есть исключение: глагол и имя существительное не являются словосочетанием, т. к. образуют предложение с подлежащим и сказуемым. Значит, они — равноправные члены предложения, среди которых невозможно определить зависимость.

Для того, чтобы определить, какое слово в словосочетании является зависимым, а какое – независимым, нужно научиться правильно ставить вопросы между словами в словосочетании.

Давайте рассмотрим примеры.

1) писать, ручка

Эти два слова не связаны между собой. Чтобы их связать, нужно одно из них изменить. Писать (чем?) ручкой. Глагол “писать” требует, чтобы существительное “ручкой” стояло в форме творительного падежа. Это значит, что форма существительного от него зависит, а само слово “ручкой” является зависимым по отношению к слову “писать”, которое не меняло свою форму, оставаясь независимым.

2) писать, аккуратно

Словосочетание “писать аккуратно” состоит из слов, которые мы соединили по смыслу, а грамматическая их форма при этом не менялась. Как же проверить, какое из них зависимое? Задать вопрос. То слово, которое отвечает на вопрос, является зависимым, а то, от которого мы вопрос задали, является независимым. Писать (как?) аккуратно. В этом примере глагол “писать” снова является независимым.

Глаголы не всегда независимы. Например, в словосочетаниях “попросил (что сделать?) отнести”, “пришли (с какой целью?) передать” оба слова являются глаголами, но одно из них независимое, а второе зависимое.

Что такое деепричастный оборот – как его быстро найти в предложении, правильно подчеркнуть и выделить запятыми

Деепричастие с зависимыми словами. Всегда выделяется запятыми.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Зависимые слова – это такие, к которым можно задать вопрос от деепричастия и от слов, которые зависят от деепричастия.

Например: «Ждал, читая интересную книгу в яркой обложке». Деепричастие тут «читая», у него 4 зависимых слова: читая (что?) книгу (какую?) интересную, в обложке (какой?) яркой. «Читая интересную книгу в яркой обложке» – вот это все и будет деепричастный оборот.

Как быстро найти деепричастный оборот в предложении – 3 примера

  1. Сначала надо найти деепричастие. Оно отвечает всегда на два вопроса: «как» и «что делая».
  2. Надо посмотреть, к каким словам от этого деепричастия можно задать вопросы.
  3. Надо найти слова, к которым можно задать вопрос от слов, к которым вы задали вопросы от деепричастия. Деепричастие + зависимые от него слова + слова, зависимые от этих слов = деепричастный оборот.
  1. Я отдыхал (как? что делая?) играя (на чем?) на скрипке. Деепричастный оборот – «играя на скрипке».
  2. Отыграв в очередной раз свою роль на сцене, я вздохнул свободно. Ищем деепричастие: вздохнул (как? что сделав?) отыграв. Теперь ищем его зависимые слова: отыграв (как?) в очередной раз, (что?) роль, (где?) на сцене. Ищем зависимые слова у зависимых слов: роль (какую?) свою. Вот и получается: «Отыграв в очередной раз свою роль на сцене» – деепричастный оборот.
  3. Вечером, написав письмо Деду Морозу, я лег спать. Ищу деепричастие: лег спать (как? что сделав?) написав. Ищу зависимые слова: написав (что?) письмо. Ищу зависимые слова у зависимых слов: письмо (какое? кому?) Деду Морозу. Деепричастный оборот: «Написав письмо Деду Морозу».

Как выделять деепричастный оборот запятыми

Он всегда выделяется запятыми. Где бы он ни стоял:

  1. Поймав зайца, мальчик принес его домой.
  2. Утром, съев на завтрак по бутерброду, мы пошли на рыбалку.
  3. Я не чувствую страха, думая о будущем.

В этом его отличие от причастного оборота. Причастный оборот выделяется знаками только тогда, когда стоит после определяемого слова.

Чтобы правильно ставить знаки, вам надо четко понимать разницу между деепричастным и причастным оборотом. Прочитайте мою статью про него, я там все объясняю простыми словами.

Вообще, я в 7 классе постоянно эти обороты путал, а вникнуть и разобраться мне было лень. Разобрался только тогда, когда написал диктант на 4/2. После этой двойки я понял, что всё, предел достигнут, надо что-то делать.

Как подчеркивать деепричастный оборот

Сначала его надо подчеркнуть как обстоятельство. Потому что он и является обстоятельством в предложении. А потом надо еще внутри разобрать по членам. Получится вот так:

Я сначала подчеркнул весь оборот (красным), потом внутри выделил отдельно обстоятельство «вспомнив», дополнения «о школе», «о учителях», определение «своих» (синим).

Когда делаете разбор предложения по частям речи, надо называть каждую часть речи отдельно:

Речевые ошибки, связанные с деепричастными оборотами

В предложении есть сказуемое, которое обозначает действие кого-либо, и деепричастие. Деепричастие и сказуемое должны относиться к одному лицу, которое производит действие.

То есть правильно вот так: «Поедая печеньку, я смотрел в окно».

Неправильно: «Поедая печеньку, у меня рассыпался сахар». Получается, что сахар рассыпался и сахар же поедал печеньку.

В безличных предложениях (таких, где нет подлежащего) деепричастного оборота не может быть. То есть нельзя говорить: «Глядя вдаль, мне было тоскливо». Передать эту мысль можно придаточным предложением: «Когда я смотрел вдаль, мне было тоскливо».

Если у вас сказуемое в будущем времени, деепричастия не может быть. Нельзя говорить: «Написав сочинение, я пойду гулять». Можно так:

  1. Написав сочинение, я пошел гулять. Сказуемое в прошедшем времени.
  2. Когда я напишу сочинение, я пойду гулять. Делаем вместо оборота придаточное предложение.

Причастный и деепричастный обороты не могут быть однородными. Нельзя говорить: «Сыгравший пьесу и устав от нее, старик отдыхал в кресле». Можно сказать: «Устав от сыгранной пьесы, старик отдыхал в кресле».

Полезные материалы для учеников и родителей

Подписывайтесь на обновления сайта. Вам будут приходить все новые статьи по русскому языку.

Посмотрите вот эти подборки курсов по русскому, среди них есть бесплатные материалы.

Если у вас есть вопросы о том, что такое деепричастный оборот или о каких-то сложных предложениях с этим оборотом, задавайте их в комментариях, я отвечу. Чтобы увидеть форму для комментария, проскрольте немного вниз.

P. S. Мое видео про деепричастный оборот.

Деепричастие — признаки и примеры

О чем эта статья:

6 класс, 7 класс

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Возвратность. Если есть -ся/-сь — деепричастие возвратное, если нет — невозвратное:

Умывшись водой — возвратное (есть -сь).

Умыв лицо — невозвратное (нет -ся/-сь).

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Она плачет, смеясь.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):

узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:

К суффиксу -в возвратный суффикс -ся.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Вы изучили раздел морфологии, который рассматривает особую форму глагола – деепричастие. На уроке вы сможете повторить морфологические признаки деепричастия, объединившего в себе признаки глагола и наречия. Также вы вспомните правила обособления и употребления деепричастного оборота, написание деепричастия с частицей НЕ и стилистическое использование деепричастий.

источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/deeprichastie-priznaki-i-primery

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/obobschenie-i-sistematizatsiya-svedeniy-o-deeprichastii

Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.

Узнаем, что такое главное и зависимое слово, как определить главное и зависимое слово в словосочетании, какие виды подчинительной связи существуют между ними. Приведем примеры словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.

Как строится словосочетание?

В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:

  • солнце — яркое солнце;
  • красивый — очень красивый;
  • плавать — плавать в реке.

Словосочетание

Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.

В небе ярко светит весеннее солнце.

В этом предложении не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу.

Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.

Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:

  • солнце (какое?) весеннее;
  • светит (как?) ярко;
  • светит (в чём?) в небе.

Что такое главное и зависимое слово?

В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.

Определение

Слово, от которого задается вопрос к другому слову, является главным в словосочетании.

Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.

Определение

Зависимое слово поясняет главное слово и связано с ним подчинительной связью.

Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.

Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:

  • солнечный день — день (какой?) солнечный;
  • гулять в паркегулять (в чём?) в парке;
  • совершенно новыйновый (в какой степени?) совершенно.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

Виды словосочетаний

Словосочетания со связью согласования

В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.

Определение

Согласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматическую форму главного слова в словосочетании.

При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.

Примеры

синее небо, синему небу, синим небом и пр.

Согласование

Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?

  • дальняя дорога — дорога (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • десятый класс;
  • каждый человек;
  • нарезанные овощи.

Словосочетания со связью управления

В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:

светит (в чём?) в небе.

Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.

Определение

Управление — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму определённого падежа.

В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:

  • стоять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солнцу;
  • нарисовал (что?) картину;
  • интересуемся (чем?) искусством;
  • расскажет (о чём?) о путешествии.

Управление

Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:

  • читаю стихи;
  • читаешь стихи;
  • читает стихи.

Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:

  • глагол + существительное (сшить платье);
  • существительное + существительное (крыльцо дома);
  • числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
  • деепричастие + существительное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.

Определение

Примыкание — это вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному  с помощью интонации по смыслу.

Примыкание

К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:

  • приплыть (как?) быстро;
  • отправиться (когда?) попозже;
  • сидеть (как?) развалившись;
  • сделать (зачем?) назло.

От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:

  • удар (какой?) справа;
  • умение (какое?) выжить.

Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.

Главное слово и тип словосочетания

В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:

  • глагольные;
  • именные;
  • наречные.

Словосочетание

В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:

  • петь песню;
  • говоришь быстро;
  • выполнив задание;
  • улыбаясь радостно;
  • нарезанный кусочками.

В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:

  •  утренний туман;
  • радостный от счастья;
  • плавание в бассейне;
  • полный печали;
  • бледный от испуга;
  • семь метров;
  • оба друга.

Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.

Понаблюдаем:

  • слишком поздно;
  • очень грустно;
  • далеко от деревни;
  • высоко над крышей;
  • слева от неё;
  • сверху надо мной.

Видеоурок

Добавить комментарий