Как найти землю для бизнеса

Нюансы аренды земли у государства под бизнес

Для формирования инфраструктуры бизнеса часто нужны участки земли.

Их покупка не всегда оправдана – нет свободных средств для вложения, планируется только временное использование. Как же быть в таком случае?

Решение – взять в аренду землю у государства, муниципального управления. Детали процедуры обсуждаем в статье.

Содержание

  • 1 Требования к арендатору и условия использования участка
  • 2 Как найти и выбрать участок?
  • 3 Как взять: порядок оформления
    • 3.1 Подача заявления
    • 3.2 Аукцион
    • 3.3 Найм без торгов
    • 3.4 Заключение договора
  • 4 Стоимость процедуры
  • 5 Если получен отказ?
  • 6 Какие могут возникнуть сложности?
  • 7 Интересное видео
  • 8 Заключение

Требования к арендатору и условия использования участка

Основные положения об аренде государственной и муниципальной земли описаны в ст.22 Земельного кодекса (ЗК) РФ. Арендаторами могут выступать физические и юридические резиденты РФ, граждане других государств и организации с иностранным капиталом.

Сначала определяется вид использования земли, основание – ст.7 ЗК. Это влияет на сроки аренды и ограничения на проведения каких-либо работ, рекультивации.

Условия передачи и использования участков прописаны в ст.39.8 ЗК РФ:

  • Использование недр. Обязательно проведение рекультивации.
  • Расположение на границе береговой полосы. Обеспечение свободного прохода к водоему.
  • Освоение территории. Снос самовольных построек, что должно быть указано в договоре.
  • Если участок частично находится в охранной зоне, арендатор должен предоставить свободный доступ к объекту.

Дополнительно учитывается срок предоставления земли. Он зависит от выбранного целевого использования, назначения участка.

Сроки аренды участка для бизнеса определены в п.8 ст.39.8:

  • Строительство и реконструкция зданий – 3-9 лет.
  • Размещение линейных объектов – до 49 лет.
  • Комплексное освоение территории юридическим лицом – 3-5 лет.
  • Завершение строительства – до 3 лет. Условие – юридическое лицо приобрело права на этот объект.
  • Использование и освоение недр – срок аренды не должен превышать 2 года с момента окончания действия лицензии.

Возможно заключение соглашения с дальнейшим выкупом участка. Это зависит от статуса участка, его целевого использования.

Любое нарушение договора станет причиной его одностороннего расторжения. Перед этим государственная (муниципальная) комиссия проводит проверку, составляются акты, которые станут основанием для аннулирования соглашения.

Как найти и выбрать участок?

Узнать границы участка, его категорию и форму собственности можно на публичной кадастровой карте. Она размещена на сайте Федеральной Кадастровой Палаты, которая входит в структуру Росреестра. Рекомендуется ознакомиться с классификатором разрешенного использования земельных наделов – приложение к приказу Минэкономразвития №540.

Главы ЗК с описанием земельных участков для коммерческой деятельности по назначению:

  • 14 – сельскохозяйственные.
  • 15 – населенных пунктов.
  • 16 – промышленности, энергетики, связи.
  • 18 – лесного и водного фонда.

Помимо кадастровой карты узнать о свободных наделах можно в городских и поселковых администрациях. Особые условия аренды могут быть прописаны в региональных законодательных актах. Но они не должны противоречить общегосударственным.

Узнать о возможности найма участка у государства можно по кадастровой карте. В графе «Форма собственности» должно быть значение «Собственность публично-правовых образований». Дополнительно рекомендуется уточнить информацию в органах местного самоуправления.

Как взять: порядок оформления

Пошаговая инструкция по оформлению аренды под бизнес выглядит следующим образом:

  1. Узнать правовой статус надела, используя публичную кадастровую карту.
  2. Определить тип участка, его целевое использование и ограничения.
  3. Составить пакет документов – заявление о желании взять надел в аренду, дополнительные выписки.
  4. Проверить базовую арендную плату.
  5. Принять участие в аукционе, предварительно оценить будущую финансовую нагрузку.
  6. Подписать договор с государственными представителями.

Подача заявления

Первый важный этап – написать заявление о желании арендовать земельный участок. Образец документа можно взять в местной администрации – городской или муниципальный орган, муниципальный район, сельское или городское поселение.

В заявлении указывают следующую информацию:

  • Кому. Местной администрации, прописать ФИО руководителя.
  • От кого. Для юридического лица – полное название, ИНН, КПП, юридический и фактический адрес.
  • В основной части указать тип аренды, желаемый срок. Прописать статьи ЗК РФ.
  • Категория земель, цели использования.
  • Данные участка – расположение, площадь, кадастровый номер.
  • Есть ли обременение надела.
  • Прописать желание дальнейшего выкупа.
  • Возможные льготы.

Заявление можно передать напрямую в местную администрацию или через МФЦ. Документ регистрируется в секретариате, заявителю выдаются копия с «мокрой» печатью и датой принятия.

Дополнительно потребуются:

  • Копии уставных документов, заверенные нотариально.
  • Кадастровый паспорт.
  • Технический план строений, если они имеются на участке.
  • Акт об оценочной стоимости.

Это общий пакет, его содержание может корректироваться в зависимости от требований органов самоуправления.

Аукцион

Аренда земли может предоставляться по инициативе администрации или заявителя.

Но независимо от этого после начала процедуры в СМИ публикуется информация о торгах. В них могут принимать все желающие, после подачи необходимого пакета документов.

Порядок проведения торгов:

  1. Назначается время и место аукциона. Эти сведения публикуются в СМИ.
  2. В торгах принимают участие только зарегистрированные ранее лица.
  3. Каждому выдаются табличка с номером.
  4. Обычно шаг цены составляет 3%.

Во время процедуры ведется протокол. После объявления победителя он печатается в двух экземплярах.

Копию протокола можно использовать в качестве доказательства неправомерности решения, если в процессе торгов были допущены нарушения.

Найм без торгов

В п.2 ст.39.6 ЗК РФ прописаны условия предоставления земельных наделов без проведения торгов. Документы для регистрации остаются стандартными, могут добавляться копии приказов, распоряжений, указов правительственных органов или местного самоуправления.

Примеры оснований для заключения договора без торгов:

  • Указы Правительства или Президента РФ.
  • Реализация инвестиционных проектов.
  • Обязательства по завершению строительства объектов.
  • Обустройство систем электро-, газо-, водоснабжения, нефтяных магистралей.
  • Комплексное освоение для масштабного коммунального строительства.

Происходит заседание комиссии, результатом которого является решение о предоставлении земельного надела.

Невозможность участия в торгах можно оспорить, если доказать нарушение регламента органами местного управления в суде.

Заключение договора

Соглашение об аренде земли составляется местной администрацией.

В документе отображаются общие положения:

  • права и обязанности сторон;
  • срок действия договора;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • условия досрочного прекращения.

Содержания пунктов зависит от целевого использования земельного надела.

После заключения договора выполняется регистрация в Росреестре, нужно предоставить следующие документы:

  • Заявление. Можно скачать на сайте Росреестра.
  • Оригинал договора аренды.
  • Копии уставных документов арендатора.

Если пакет документов подается третьим лицом, на него составляется нотариально заверенная доверенность. Срок внесения информации в Росреестр – 5-12 рабочих дней.

Стоимость процедуры

Для расчета стоимости аренды руководствуются Постановлением Правительства №582. Учитывается потенциальная доходность участка, его кадастровая стоимость, назначение. Местная администрация может применять ставки арендной платы для определенных видов наделов, находящихся в федеральной собственности.

Альтернатива – расчет фиксированной годовой платы. Для этого применяется такая формула:

А=КС*к, где:

  • А – арендная плата;
  • КС – кадастровая стоимость;
  • к – особый коэффициент.

Последний зависит от вида деятельности.

Для предпринимателей применяется два вида коэффициента:

  • 0,02 – добыча полезных ископаемых.
  • 0,015 – другие виды предпринимательской деятельности.

Организаторы аукциона могут назначить задаток для всех участников. Его размер обычно составляет не менее 20% от начальной ставки аренды. Его нужно внести до начала торгов, предварительно заключив соглашение. В случае проигрыша сумма будет возвращена.

Дополнительные расходы:

  • Регистрация договора аренды в Росреестре – 22 тыс. руб. для юридических лиц.
  • Юридическое сопровождение – от 15 тыс. руб.
  • Нотариальное заверение соглашения – от 5 тыс. руб.

Это основные виды расходов, кроме них может потребоваться услуга специалистов по оспариванию или формированию актуальной кадастровой стоимости. Она влияет на арендную плату.

Специализированные юридические компании могут взять на себя полное оформление договора аренды. Цены на их услуги зависят от характеристики земельного надела, целевого назначения.

Если получен отказ?

Местные органы самоуправления могут отказать в аренде конкретного земельного участка.

Но для этого нужны веские основания – надел закреплен муниципалитетом под другие нужды, на участке есть государственная постройка или другие объекты инфраструктуры.

Представители должны письменно обосновать отказ.Если в действиях властей есть нарушения законодательства, решение можно обжаловать в суде. Для этого необходимо сделать следующее:

  1. Досудебное разбирательство. В местную администрацию составляет письменная претензия о незаконности отказа в аренде земли под бизнес. Иногда споры урегулируются в таком порядке.
  2. Формирование доказательной базы. Необходимы протоколы заседаний комиссии по торгам, письменный отказ в аренде, переписка в рамках досудебного урегулирования.
  3. Иск в суд. Главное – обосновать в исковом заявлении неправомерность отказа, приложить к нему доказательства.
  4. Участие в судебных разбирательствах. Для этого рекомендуется нанять профильного адвоката. Он может формировать официальные запросы в государственные органы, коммерческие организации.

Вероятность положительного решения судей зависит от фактической степени нарушения законодательства местной администрацией. Так же влияет эффективность выбранной стратегии, уровень знаний в этой области права.

Досудебное урегулирование – удобный способ решения конфликтных вопросов с органами муниципальной власти. Важно правильно составить первую претензию и придерживаться «буквы закона» во всех последующих переписках.

Какие могут возникнуть сложности?

  1. Первое, с чем может столкнуться потенциальный арендатор – желание других организаций получить этот земельный участок. В торгах могут принимать участие несколько компаний, что станет причиной сильного повышения арендной платы по сравнению с базовой ставкой.
  2. Второе – некорректная кадастровая стоимость. Ее можно оспорить, но это тоже займет много времени и средств. Рекомендуется решить вопрос до подписания договора аренды, иначе будет проблематично внести изменения в соглашение. Но тогда возникает вероятность отказа в аренде и усилия по изменению кадастровой стоимости станут прямыми убытками.
  3. Третье – несоответствие фактических характеристик участка с описанием. Чаще всего это неправильно указанные в публичной кадастровой карте границы и площадь надела, присутствие или отсутствие объектов. Решение – повторная проверка и внесение изменений в кадастровую систему учета.

Интересное видео

Полезная информация по теме в видео:

Заключение

При желании аренды земли у государства под бизнес рекомендуется учитывать вышеуказанные факторы. При решении споров рекомендуется воспользоваться услугами профильных юристов. Эти дополнительные траты повышают вероятность аренды земельного участка у государства под бизнес.

Содержание статьи


Показать


Скрыть

В России решение о создании особых экономических зон (ОЭЗ) приняли в 2005 году. Число их регулярно растет, они активно привлекают инвесторов и предпринимателей. Рассказываем, что такое ОЭЗ, зачем их создают в РФ, как стать резидентом и какие риски нужно учесть.

Что такое особая экономическая зона

Особая экономическая зона — территория с особым юридическим статусом, который помогает снизить налоговую нагрузку и создать комфортные условия для научных исследований и производства.

Любые власти заинтересованы в развитии экономики. Особые экономические зоны помогают стране сформировать условия, чтобы средства остались внутри государства, а не утекли за рубеж, при этом бизнес платил налоги в казну своей страны.

Выгодные условия помогают ОЭЗ привлекать иностранных инвесторов для развития местного бизнеса.

В России такие территории еще называют свободными экономическими зонами (СЭЗ). Их деятельность регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ. В документе также сказано, что такие ОЭЗ может создавать только государство.

Свободные экономические зоны открывают по всей стране. Сначала приоритет отдавали территориям с выгодным географическим расположением в южной и центральной части России. Постепенно география проекта расширилась — сейчас ОЭЗ есть в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока. В 2022 году в России действовало 45 особых экономических зон. На момент публикации в 2023 году их число увеличилось до 56.

Свободные экономические зоны предлагают более комфортные условия для ведения бизнеса: предприниматели могут платить налоги на льготных условиях и оформлять кредиты по низкой ставке, участвовать в программах субсидий и пользоваться другими льготами для развития своего дела.

Например, компании-резиденты экономической зоны «Дубна» в Московской области освобождены от налога на имущество на десять лет, а от земельного и транспортного налогов — на пять лет. Для них также действует сниженный налог на прибыль: первые восемь лет они уплачивают его по ставке 2%, с девятого года до 14 лет — по ставке 7%, а затем по ставке 15,5%.

Часто для компаний действует выгодная аренда помещений. Иногда они в принципе могут не платить за аренду недвижимости в свободной экономической зоне или даже построить там свои здания.

Рядом с такими компаниями часто строят жилые комплексы, развивают инфраструктуру, чтобы сотрудники компаний в ОЭЗ могли жить недалеко от работы.

При этом компании-резиденты могут иметь филиалы только в пределах своей ОЭЗ. Иметь отделения за ее пределами запрещено.

Опыт особых экономических зон Россия переняла у иностранных коллег. Первая особая зона появилась в аэропорту Шаннон в Ирландии. Ее запустили 1959 году для развития экономики страны и создания новых рабочих мест.

Такие зоны распространены в странах Азии, например, Китае, Южной Корее и Малайзии, а также в Белоруссии, Гондурасе и Грузии. В 2019 году в мире действовало больше 4,3 тыс. особых экономических зон более чем в 130 странах. Более свежих данных на момент публикации не было.

Особая экономическая зона «Medini Iskandar Malaysia» входит в пятерку самых эффективных ОЭЗ мира.

В Китае действует более 200 особых экономических зон, а также несколько десятков территорий подобного типа с ограниченным количеством льгот. Согласно оценке Всемирного банка, такие зоны приносят КНР 22% ВВП, 46% иностранных инвестиций и 60% экспорта.

Отметим, что в разных странах они могут называться по-разному. Например, в США их называют технопарками, в Китае — свободными экономическими зонами, а в Грузии — свободными индустриальными зонами.

Для чего нужны ОЭЗ

Государству выгодно, чтобы предприниматели платили налоги в России, а не за рубежом, поэтому они создают для них особые условия. Иностранные инвесторы смогут получить доход больше, поскольку компания платит меньше налогов.

Особые экономические зоны помогают развивать регионы, инфраструктуру рядом с СЭЗ и создавать рабочие места.

Решение о создании такой зоны может принять только правительство России. При этом цели ее создания должны полностью отвечать целям, прописанным в законе:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнологичных отраслей экономики;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
  • развитие портовой и транспортной инфраструктуры;
  • разработка технологий и коммерциализация результатов;
  • производство новых видов продукции.

Кроме того, интерес государства к созданию и развитию СЭЗ заключается в:

  • налаживании импортозамещения;
  • росте экспорта;
  • освоении новых технологий на производстве;
  • привлечении инвесторов;
  • введении новых методов управления и организации рабочего пространства;
  • быстром получении продукции потребителем;
  • снижении затрат на таможенные сборы.

Какие ОЭЗ есть в России

В РФ существуют четыре вида особых экономических зон и три зоны, которые нельзя отнести ни к одному типу и которые регулируются отдельными законами.

Вид ОЭЗ определяет, какой бизнес может стать резидентом, какие льготы будут положены и что можно построить на территории определенного типа. Например, в зоне туристского-рекреационного типа можно построить жилые объекты, а в остальных — нельзя.

В России действуют следующие типы ОЭЗ:

  1. Портового типа.
  2. Промышленно-производственного типа.
  3. Технико-внедренческого типа.
  4. Туристско-рекреационного типа.

В зонах промышленно-производственного типа резидентами могут стать предприниматели, которые занимаются промышленным производством, перевозкой и складированием товаров, сказано в ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 12 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

Минимальная сумма капитальных вложений составляет 120 млн рублей, 40 млн из этой суммы нужно инвестировать в первые три года.

Критерии создания особых экономических зон (ОЭЗ) будут дополнены положениями, которые повысят эффективность этого инструмента развития территорий. Такое постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.



17.07.2021 15:01

При сумме инвестирования меньше сделку расторгнут, компанию исключат из числа резидентов и могут оштрафовать. Например, в типовом соглашении прописан штраф в 5% от суммы планируемых инвестиций с учетом вычета того, что компания успела вложить в инвестиции, но не более 5 млн рублей и не менее 150 тыс. рублей.

В России действует 31 зона промышленно-производственного типа из общего числа в 56. Среди зон такого типа в РФ действуют ОЭЗ «Калуга», «Титановая долина» в Свердловской области, где построен Уральский завод гражданской авиации.

В зонах технико-внедренческого типа резидентами могут стать юрлица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются разработкой новых технологий и IT-услугами. Минимальной суммы для инвестиций здесь нет.

Резиденты могут:

  • создавать и производить инновационную и научно-техническую продукцию;
  • разрабатывать программное обеспечение, например, базы данных, системы управления контентом сайта, операционные системы, оказывать услуги по внедрению и обслуживанию такой продукции. Компании также могут предоставлять услуги другим резидентам, необходимые для их деятельности, например, устанавливать программное обеспечение, сказано в ч. 2 ст. 10 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

В зоны технико-внедренческого типа входит, например, «Иннополис» в Татарстане. В числе резидентов значится компания «Магнит ИТ Лаб», которая разрабатывает IT-решения для сети магазинов «Магнит».

Некоторые компании, которые подходят для технико-внедренческой зоны, могут работать также на территориях промышленно-производственного типа, и наоборот. Решение об этом принимают эксперты особой экономической зоны. Такой совет формирует Министерство экономического развития РФ.

ОЭЗ портового типа располагаются на территориях рядом с морскими или речными портами, которые открыты для международного сообщения и захода иностранных судов. Для резидентства минимальный порог капитальных вложений составляет 120 и более млн рублей, сказано в ч. 2.2 ст. 10, ч. 4 ст. 12 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

Компании могут заниматься портовой деятельностью, например, складировать товары, снабжать суда, заниматься их снаряжением, производством, ремонтом, обслуживанием и модернизацией, а также переработкой водных биологических ресурсов.

В России действуют две портовые зоны: «Оля» в Астраханской области и «Ульяновск» в Ульяновской области.

ОЭЗ туристско-рекреационного типа допускают юрлиц и ИП в сфере туризма и отдыха. Минимального порога для инвестиций здесь нет. В зонах такого типа возможно строительство жилых объектов.

Обычно зоны туристско-рекреационного типа включают в себя отели, санатории, горнолыжные и развлекательные центры, в которых могут отдыхать туристы. Такие зоны есть на Алтае, в Тверской области и на Кавказе.

К зонам, регулируемым отдельными законами, относятся экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях и Крыму. Их нельзя отнести ни к одному из четырех видов, перечисленных выше.

Например, зону в Калининградской области создали по Федеральному закону «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 N 16-ФЗ. Резидентами могут стать юрлица и ИП, которые смогут инвестировать определенную сумму за три года. Сумма определяется с учетом отрасли:

  • бизнес в сфере IT, научных исследований, опытно-конструкторских работ должен инвестировать 1 млн рублей;
  • бизнес в сфере здравоохранения — 10 млн рублей;
  • бизнес в сфере производства и сельского хозяйства — 50 млн рублей;
  • бизнес в других отраслях — 150 млн рублей.

Если зона регулируется отдельным законом, для нее может быть очень ограниченный список возможной деятельности. Например, компании в экономической зоне могут заниматься только производством бытовой техники или автомобилей и так далее.

Что дает резидентство в ОЭЗ бизнесу

Общая экономическая зона позволяет быстрее начать свой бизнес, сэкономить средства на аренде, налогах и пошлинах, а также снизить расходы на приобретение активов и обслуживание кредитов на развитие дела.

Условия в экономических зонах могут различаться, у каждой есть свои преимущества и ограничения.

Например, для компаний доступны льготные цены на аренду или покупку земли. Так, резиденты экономической зоны «Санкт-Петербург» могут приобрести земельный участок за четверть от его кадастровой стоимости, когда построят на земле свое здание.

Для таких компаний меньше административных барьеров. Они могут пройти все процедуры в режиме одного окна. Руководство СЭЗ принимает документы на регистрацию резидента, решает земельные вопросы, занимается вопросами строительства и подключения объектов к инженерно-техническим сетям.

Управляющие органы особой экономической зоны сопровождают бизнес на всех этапах реализации проекта. Они могут предоставить дополнительные услуги, например, помощь в подборе работников или организации мероприятий.

У компаний в особых экономических зонах есть налоговые льготы. Первые пять — десять лет резиденты могут не платить имущественный, земельный и транспортный налоги. Кроме того, у них есть налоги на прибыль.

На некоторых ОЭЗ есть таможенные льготы. Бизнес может ввозить на территорию оборудование, сырье и материалы без уплаты пошлин и НДС.

Упрощается выбор площадки для производства. Часто производители не могут найти участок для завода с необходимой инфраструктурой, однако в некоторых СЭЗ это есть.

Рассчетно-кассовое обслуживание для резидентов ОЭЗ

Какие риски у резидентства в ОЭЗ

Важно также учитывать риски резидентства в ОЭЗ. Часто бизнесу нужно вложить большие суммы. Например, в некоторых зонах минимальный порог вложений составляет 120 млн рублей, 40 млн из которых инвесторы должны вложить в дело уже в первые три года. При этом гарантий, что вложения окупятся, нет.

Как стать резидентом ОЭЗ

Процесс регистрации отличается для каждой зоны, однако в целом шаги достаточно похожи.

Зарегистрируйте компанию или ИП на территории, где открыта особая экономическая зона.

Заполните анкету на сайте ОЭЗ. Сотрудники свяжутся с вами и расскажут о необходимых шагах далее.

Оформите заявку и подготовьте необходимые документы для соглашения о ведении бизнеса на территории свободной экономической зоны в орган исполнительной власти субъекта РФ, где находится зона, сказано в ч. 1 ст. 13 закона «Об особых экономических зонах в РФ», п. 1 инструкции Минэкономразвития. Например, в Москве вопросами регистрации бизнеса в ОЭЗ занимается департамент инвестиционной и промышленной политики.

В какую организацию подавать заявку именно вам, расскажут сотрудники ОЭЗ. Отправить документы можно лично, заказным письмом с отметкой о вручении или через портал «Госуслуг».

К заявке важно приложить:

  • копии учредительных документов;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговой службе;
  • бизнес-план, форму для которого утверждает Минэкономразвития.

Потребуются также оригиналы документов для сверки.

Заявку рассматривают в течение пяти рабочих дней с момента получения документов. После этого ее либо передадут для рассмотрения в экспертный совет экономической зоны, либо отклонят.

Отказать в рассмотрении заявки могут, если:

  • вы подали не все нужные документы;
  • на территории свободной экономической зоны нет имущества, необходимого компании;
  • на территории нет свободного подходящего земельного участка;
  • деятельность бизнеса не подходит ОЭЗ;
  • объем капитальных вложений ниже необходимого порога;
  • рассмотрение заявок ограничило правительство РФ.

Дождитесь ответа от экспертного совета. Специалисты изучат вашу заявку и примут решение о вашем резидентстве или отказе. Срок рассмотрения документов составляет до 40 дней с момента получения заявки, сказано в п. 11 ст. 14 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

В течение пяти дней с момента получения решения от экспертного совета вам вышлют уведомление:

  • о заключении соглашения о деятельности на территории ОЭЗ;
  • об отказе (при необходимости вы можете оспорить его в суде);
  • о заключении соглашения, если необходимо внести изменения в бизнес-план.

Заключите соглашение о ведении бизнеса на территории экономической зоны. Его составляет и направляет на подписание в региональное ведомство Минэкономразвития РФ.

Получите свидетельство о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны. Минэкономразвития внесет запись в специальный реестр о регистрации компании или ИП в качестве резидента в течение трех дней после подписания соглашения. После этого заявителю выдадут соответствующее свидетельство. Заключите договор аренды земли или помещения с особой экономической зоной и начните реализацию бизнес-плана.

Взять кредит на развитие бизнеса

Рейтинг особых экономических зон в России

Ежегодно Минэкономразвития составляет рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ. В рейтинг включают все зоны, кроме зон туристско-рекреационного типа.

В 2022 году лидером рейтинга среди зон промышленно-производственного и портового типа стала ОЭЗ «Липецк».

ОЭЗ

Субъект РФ

Тип

«Липецк»

Липецкая область

Промышленно-производственная

«Алабуга»

Республика Татарстан

Промышленно-производственная

«Моглино»

Псковская область

Промышленно-производственная

«Ульяновск»

Ульяновская область

Промышленно-производственная

«Тольятти»

Самарская область

Промышленно-производственная

«Титановая долина»

Свердловская область

Промышленно-производственная

«Ступино квадрат»

Московская область

Технико-внедренческая

ОЭЗ в России: кратко

Особая экономическая зона — территория с особым юридическим статусом. Юрлица и ИП получают здесь льготы, например, они могут платить пониженный налог на прибыль и освобождаются на время от имущественного, транспортного и земельного налогов.

Существуют ОЭЗ нескольких типов: технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового. Также есть три особенных ОЭЗ. Они расположены в Калининградской и Магаданской областях и в Крыму.

Статус резидента может получить не каждая компания. Она должна соответствовать определенным критериям. Например, заниматься бизнесом в определенной сфере или быть готовой вложить определенную сумму.

Чтобы стать резидентом СЭЗ, необходимо зарегистрировать юрлицо или ИП в определенном регионе, подготовить документы и бизнес-план, а также подать заявку в органы власти, которые занимаются особыми экономическими зонами. Если заявку одобрят, с вами заключат соглашение об осуществлении деятельности.

После подписания соглашения необходимо заключить договор аренды участка или помещения с ОЭЗ и начать реализацию бизнес-плана. Деятельность необходимо заключать на территории экономической зоны.

Расторгнуть соглашение можно по согласию сторон, в судебном порядке при нарушениях, например, бизнес не инвестировал определенную сумму. В этом случае также можно получить штраф до 5 млн рублей. Если компания утратила статус резидента ОЭЗ, она может продолжить работу на территории экономической зоны, однако получать льготы больше не сможет.

С целью предоставления недвижимого имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства государственные и муниципальные органы формируют соответствующие перечни.

Аренда государственного и муниципального имущества осуществляется через проведение открытых торгов в форме конкурса или аукциона. Без проведения торгов имущество в льготную аренду малому бизнесу предоставляется в ограниченном перечне случаев (подробнее см. подраздел «Аренда без торгов»).

Процесс предоставления в аренду государственного имущества регулируется:

  • Земельным кодексом РФ;

  • ФЗ «О защите конкуренции»;

  • подзаконными актами Правительства РФ, а также нормативным документами государственных и муниципальных органов, наделенных полномочиями по сдаче имущества в аренду.

В аренду малому бизнесу может быть предоставлено в том числе имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Федеральное имущество

Вопросами аренды федерального имущества для малого бизнеса занимается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Перечни федерального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, публикуются на сайте Росимущества. По состоянию на ноябрь 2022 года в перечне федерального имущества по Московской области содержались 1 земельный участок и 21 здание/сооружение.

Вместе с тем субъекты малого и среднего предпринимательства не ограничены в праве претендовать на аренду государственного имущества, не включенного в указанный перечень и представленного в разделе «Маркетплейс» на сайте Росимущества.

Объем возможного к аренде имущества в Маркетплейсе с перечнями несопоставим: по состоянию на ноябрь 2022 года в него были включены расположенные в Московской области и Новой Москве 248 зданий и сооружений, 106 помещений и несколько сотен земельных участков.

Предоставление федерального имущества в аренду малому бизнесу производится путем проведения открытых торгов в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, ФЗ «О защите конкуренции» и нормативными документами Федеральной антимонопольной службы РФ.

Инициатором выставления земельного участка на торги для предоставления в аренду может выступить как Росимущество, так и любое заинтересованное лицо, обратившееся с заявлением об аренде земельного участка у государства в территориальное подразделение Росимущества (ст.39.11 ЗК РФ). Подать такое заявление можно 4 способами:

  • лично;

  • в МФЦ;

  • по почте;

  • через функционал личного кабинета на сайте Росимущества.

Размер арендной платы будет определяться на основании оценки, проводимой независимым оценщиком.

При обращении с заявлением о выставлении на торги земельного участка, в случае, если такой участок не зарегистрирован в установленном порядке, заявителю придется самостоятельно и за свой счет провести мероприятия по его межеванию, постановке на кадастровый учет и регистрации права государственной собственности.

Учитывая, что затраты по регистрации земли при любом исходе торгов возмещению не подлежат, необходимо заранее убедиться, что у земельного участка нет ограничений, установленных п.8 ст.39.11 Земельного кодекса (ограничения в обороте, отсутствие категории земли, несоответствие разрешенного использования заявленному и т.п.).

Что касается возможностей инициировать сдачу в аренду федерального недвижимого имущества за исключением земельных участков, то закон напрямую не устанавливает возможности обращения любого заинтересованного лица с заявлением о выставлении имущества на торги для предоставления в аренду. Вместе с тем ограничений для аренды госимущества помимо земельных участков также не установлено, и на сайте Росимущества содержатся разъяснения порядка подачи соответствующих заявлений. 

Правила проведения торгов по аренде государственного имущества установлены Федеральной антимонопольной службой России (Приказ № 67 от 10.02.2010), организатором торгов выступает Росимущество, либо заключившая с ним договор специализированная организация.

Информация о проведении торгов размещается не позднее, чем за 30 дней до даты проведения конкурса и за 20 дней до аукциона на официальном сайте.

В случае, если в торгах принял участие только один претендент, он признается единственным участником, и организатор торгов обязан заключить с ним договор аренды имущества.

Если предметом торгов было имущество из перечня, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП, предусмотрена льготная аренда для малого бизнеса:

1) срок договора аренды (за исключением земельных участков) – не менее 5 лет (если заявитель сам не захотел меньший срок);

2) размер арендной платы:

  • в первый год аренды – 40 % от ставки аренды, указанной в договоре,

  • во второй год – 60 %,

  • в третий – 80 %,

  • начиная с четвертого – 100 %;

3) в договоре должна быть предусмотрена возможность дальнейшего отчуждения объекта недвижимости арендатору на льготных условиях (преимущественное право покупки, рассрочка платежа на 5 лет и т.п.).

Региональное и муниципальное имущество

Сдача в аренду государственного имущества Московской области относится к компетенции Министерства имущественных отношений МО.

Перечень областного имущества, предназначенное для сдачи в льготную аренду малому бизнесу, размещается на сайте Министерства в разделе, посвященном поддержке малого бизнеса.

По состоянию на конец 2022 года перечень объектов льготной аренды для малого бизнеса насчитывал 65 объектов недвижимого имущества, в т.ч. 33 здания и сооружения, 10 сооружений и 22 земельных участка.

Полный список всего имущества Московской области, в т.ч. социальной, инженерной инфраструктуры и т.п., насчитывал на на октябрь 2022 года 26 326 объектов (подробнее см. здесь). Сделать вывод о том, какое имущество из данного списка не задействовано для нужд Московской области и могло бы быть сдано в аренду предпринимателям практически не возможно.    

Муниципальные органы власти в лице советов депутатов также обязаны утверждать, публиковать и вести перечни муниципального имущества, предназначенного для сдачи в льготную аренду малому бизнесу. Такие списки размещаются, как правило, на официальных сайтах муниципальных образований в разделах, посвященных поддержке малого и среднего предпринимательства.

В отличие от федерального и региональных перечней имущества, предназначенного для сдачи в аренду предпринимателям, списки муниципального имущества, как правило, в разы превосходят их и по количеству, и по качеству представленных объектов недвижимости. По состоянию на 1 квартал 2022 года единый список муниципального имущества в аренду для малого бизнеса насчитывал 1997 позиций.

Помимо имущества, включенного в перечни, муниципалитеты Московской области, как и сама область, располагают обширным списком объектов, не включенных в перечень имущества, предназначенного для сдачи в льготную аренду малому бизнесу. Список насчитывает свыше 390 тысяч позиций. Однако, как и в ситуации с областным имуществом из списка невозможно установить, какое имущество не используется муниципалитетом и может быть предложено для размещения малому бизнесу. Вместе с тем на портале госуслуг Московской области можно подать онлайн-запрос на предоставление информации об объектах в конкретном муниципалитете, которые предназначены для сдачи в аренду. Запрос можно подать в том числе и в отношении аренды муниципальных земельных участков.

Порядок инициирования выставления регионального или муниципального имущества на торги правом аренды в целом аналогичен порядку, утвержденному для федерального имущества.

Для инициирования процедуры выставления областного имущества на торги правом аренды предприниматель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Министерство имущественных отношений Московской области, в отношении муниципального имущества – в Комитет по имуществу местной администрации. Обращаться лучше лично или по почте, поскольку эта госуслуга может быть не везде доступна через МФЦ. При обращении за выставлением на торги правом аренды муниципальных земельных участков и земельных участков, собственность на которые не разграничена, можно воспользоваться также Региональным порталом госуслуг. 

Торги по аренде госимущества Московской области и аренде муниципального имущества проводятся на специализированном региональном портале Московской области – ЕАСУЗ с обязательным дублированием в ГИС «Торги».

Порядок проведения торгов аналогичен торгам правом аренды федерального имущества.

Льготы по арендной плате для малого бизнеса в Московской области

В Московской области действуют льготы по арендной плате как областного, так и муниципального имущества, для субъектов МСП, занятых в социально ориентированных видах деятельности.

К таким видам деятельности отнесены:

  • магазины шаговой доступности, пекарни, парикмахерские, химчистки, ремонт обуви, дома быта, ветеринарные клиники, торговля розничная книгами, с занимаемой площадью до 100 кв.м. включительно;

  • частные детские сады и образовательные центры;

  • развитие здравоохранения;

  • развитие физической культуры, спорта;

  • социальное обслуживание граждан;

  • народно-художественные промыслы и ремесла;

  • научные исследования и разработки.

Льгота по арендной плате составляет 50 % от обычной ставки и может периодически пересматриваться решениями областных или муниципальных органов власти.

При этом в отношении видов деятельности, указанных в п.1, в случае, если площадь арендуемого объекта превышает 100 кв.м, льготная ставка действует только для 100 кв.м, остальная часть площади рассчитывается без учета понижающего коэффициента.

Аренда госимущества без торгов

Объекты капитального строительства

В случае аренды объектов капитального строительства право на заключение договора аренды государственного имущества без проведения торгов предоставляется уже существующему арендатору при соблюдении четырех условий:

  • размер арендной платы установлен на основании рыночной оценки;

  • минимальный срок аренды госимущества – 3 года (если арендатором не заявлен меньший срок);
  • собственник не принял решений об ином, отличном от аренды, использовании имущества;

  • отсутствие просроченной задолженности по внесению арендной платы.

При соблюдении указанных условий собственник объекта капитального строительства не вправе отказать существующему арендатору в заключении договора. В случае необоснованного отказа и заключения договора аренды госимущества с другим лицом в течение года с момента заключения такого договора существующий арендатор имеет право потребовать перевести на себя все права и обязанности по такому договору.

На заключение договора аренды без проведения торгов помимо уже существующего арендатора может рассчитывать крайне ограниченный перечень лиц, установленный ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», в числе прочих в котором указаны:

  • адвокатские, нотариальные конторы и торгово-промышленные палаты;

  • некоммерческие организации;

  • медицинские и образовательные организации;

  • лица, заключившие государственный или муниципальный контракт (если предоставление участка было предусмотрено конкурсной документацией);

  • владельцы недвижимого имущества, расположенного в сносимом или реконструируемом здании;

  • арендаторы малых площадей (не более 20 кв.м. и не более 10% площади недвижимого имущества).

Земельные участки

В случае аренды земельных участков у государства перечень лиц, имеющих право на заключение договора аренды без проведения торгов, установлен ст.39.6 Земельного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • собственники зданий и сооружений, в т.ч. объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке;

  • лица, владеющие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования;

  • сельскохозяйственные организации (в случаях, установленных ФЗ «Об обороте земель с/х назначения») и крестьянско-фермерские хозяйства;

  • лица, у которых изъят земельный участок для государственных или муниципальных нужд;

  • недропользователи;

  • лица, которым земельный участок предоставлен для деятельности в рамках заключенного концессионного соглашения, соглашения о ГЧП или МЧП;

  • резиденты ОЭЗ, зон территориального развития (в границах таких зон, в отношении ОЭЗ также прилегающие земельные участки);

  • лица, занимающиеся рыболовством и товарной аквакультурой, в отношении соответствующих участков;

  • лица, реализующие на территории соответствующего региона масштабный инвестиционный проект или заключившие специальный инвестиционный контракт.

Уже существующий арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, но при этом он также должен относиться к лицам, указанным в ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

Процедура предоставления госимущества в аренду без проведения торгов

Предоставлением госимущества в аренду занимаются:

  • на федеральном уровне – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице своих территориальных подразделений;

  • на региональном уровне – Министерство имущественных отношений Московской области.

Арендой муниципального имущества ведают соответствующие подразделения муниципальных органов власти (комитеты по имуществу и т.п.).

Сам процесс предоставления имущества в аренду малому бизнесу регулируется соответствующими административными регламентами, при этом процедура в целом одинакова:

  • обращение заявителя в государственный или муниципальный орган с заявлением о предоставлении имущества в аренду без проведения торгов с приложением соответствующих документов;

  • рассмотрение документов и принятие решения о заключении или отказе в заключении договора аренды.

Срок проведения всей процедуры не превышает 30 дней, за исключением случаев, когда требуется проведения рыночной оценки ставки аренды, либо необходимо провести кадастровый учет испрашиваемого земельного участка.

Подать заявление на аренду можно, лично обратившись в соответствующий государственный или муниципальный орган, через МФЦ, по почте или с использованием электронных сервисов (личный кабинет на сайте Росимущества, региональный портал госуслуг Московской области и т.п.). 

Добавить комментарий