Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о жанре как разновидности той или иной сферы искусства достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.
Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.
Жанр в литературе — что это такое
Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:
жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:
- каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
- главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
- отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, композиция (формальный критерий).
Все жанры литературы можно представить таким образом:
Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.
История появления жанров литературы на Руси
Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:
- духовной культурой, центром создания которой были монастыри;
- народной речью, фольклором.
Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как на смену летописям (что это?), патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые формы повествования.
На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы, как слово, хождение (предок романа-путешествия), басня (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий вырастает былина, выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.
Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами: романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а в эпоху романтизма (когда это было?) – стихотворением (что это?), лирической поэмой, балладой.
Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (что это такое?), очерк, новелла, маленькая поэма, символистская сказка (что это?). Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.
Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).
В современной литературе жанровый канон остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.
Литература по родам и видам
Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).
Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:
- Самым древним «китом» считается эпос. Его прародителем стал миф (что это такое?), который распался на легенду и сказание.
- Лирика появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
- Драма старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.
Эпические жанры и примеры таких произведений
Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).
Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.
Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.
Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.
В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.
В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.
К средним формам эпоса относятся роман и повесть.
Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.
Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.
На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:
- философский;
- психологический;
- социальный;
- интеллектуальный;
- исторический;
- любовный;
- детективный;
- приключенческий роман.
В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.
Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.
Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.
Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.
Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.
Лирические жанры
Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.
В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.
Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, ода (что это?), канцона, сонет, баллада, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.
Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:
- философская лирика;
- любовная лирика;
- пейзажная лирика.
В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.
Драматические жанры
Драма даёт нам три классических жанра:
- комедия;
- трагедия;
- собственно драма.
Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.
Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.
Комедия — это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.
В эпоху классицизма сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.
Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель испытывал катарсис или очищение.
В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.
Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.
Примером классической драмы можно считать пьесы Н.А. Островского и А.П. Чехова.
Определение жанра литературного произведения
Чтобы правильно определить жанр текста, советуем оттолкнуться от авторского обозначения. Иногда оно помогает разгадать смысл произведения.
Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.
Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.
Опубликовано:
11 октября 2021, 16:26
Жанр — базовое понятие в литературоведении. Как они различаются и по каким признакам объединяются в группы? Специалисты рассказали, как классифицировать произведения и по каким характерным чертам определить их жанровое направление.
История и классификация литературных жанров
Что такое литературные жанры? Согласно определению Т. Г. Игнатьевой, это признак текста, указывающий на его типовые параметры. То есть каждое литературное произведение обладает набором особых характеристик, который объединяет его с похожими произведениями.
Впервые о литературных жанрах заговорили тысячи лет назад. Античный философ Аристотель в трактате «Поэтика» предложил собственную классификацию. Мыслитель дал перечень жанров, которые объединил в три направления: повествовательное, лирическое и драматическое. Список был закреплен и не подлежал изменениям. Каждому автору следовало определить жанр своего произведения и строго придерживаться предложенных параметров.
Классификация долгое время бралась за основу. В XVIII веке подход изменился. Некоторые жанры стали неактуальными и исчезли, другие, наоборот, появлялись и обретали популярность. Это процесс происходит до сих пор: авторы вольны выбирать форму своего произведения и придумывать новые жанры.
Из-за этой нестатичности, как пишет Е. Е. Баринова, создать единую четкую классификацию крайне непросто. Сегодня в литературоведении жанры объединены в три больших группы.
Какие бывают литературные жанры? По форме повествования их делят на три рода:
- Эпос, согласно энциклопедии «Литература и язык», описывает внешние по отношению к автору действия людей и события в окружающем мире. Это в основном прозаические тексты.
- Лирика — преимущество стихотворные формы. В них акцент смещен на выражение внутренних переживаний и чувств.
- Драма — род жанров, в которых события излагаются через слова и действия героев.
Иногда в отдельную группу выделяют лиро-эпические жанры, которые обладают свойствами лирики и эпоса. Какими жанрами представлена каждая группа и в чем их особенность, разберем подробнее.
Эпические жанры
Эпические произведения выполнены преимущественно в прозаической форме. В них изображена объективная действительность: быт, события, природа, характеры. Как писал Аристотель в «Поэтике», эпические жанры отличаются беспристрастностью и объективностью. Автор не излагает собственное отношение к героям и событиям прямо, а транслирует его через особые художественные приемы.
Что входит в эпические жанры литературы? Их традиционно объединяют в подгруппы по объему текста:
- Малые эпические формы: рассказ, новелла, очерк, письмо.
- Средние: повесть.
- Крупные: роман, роман-эпопея.
В эпосе есть фольклорные жанры, многие из них утратили свою актуальность. Это мифы, сказки, легенды, загадки, присказки, былины, летописи.
Самая распространенная форма эпоса — рассказ. Это небольшое по объему произведение с одним главным героем и одной сюжетной линией. Эти характеристики делают рассказ похожим на новеллу, однако в последней присутствует неожиданный финал. Примеры рассказов в литературе:
- А. Солженицын «Матренин двор»;
- М. Ауэзов «Серый Лютый»;
- Б. Канапьянов «За хлебом».
Повесть больше по объему и отрезку времени, который охватывает ее сюжет (от нескольких месяцев до десятилетия). В этом жанре созданы «Шинель» Н. Гоголя, «Горький запах полыни» С. Муратбекова и пр.
Роман — более сложное по построению и крупное по размерам произведение. В нем есть более двух сюжетных линий, внушительное количество персонажей, а охватываемый отрезок времени может достигать десятков лет. Основой сюжета является трансформация героя.
Роман, в котором всесторонне показано важное историческое событие или переломный момент в судьбе народа, называется эпопеей («Война и мир» Л. Толстого, «Путь Абая» М. Ауэзова).
Лирические жанры
К лирике относят рифмованные или ритмически организованные тексты без определенного сюжета, которые основаны на внутренних переживаниях автора. Здесь герои и события познаются не через объективные всесторонние описания, а через эмоциональное отношение писателя. При этом читатель должен узнать в произведении себя и проникнуться эмоциями автора.
Какие бывают лирические жанры? Традиционные представители лирики:
- Ода — хвалебное стихотворение, посвященное выдающемуся человеку или событию.
- Элегия — стихотворное философское размышление о перипетиях жизни.
- Эпиграмма — произведение, призванное высмеять человека или событие.
- Послание — письмо-обращение.
- Романс — небольшое произведение, пробуждающее чувства и фантазию.
Кроме этих, существуют такие жанры, как сонет, гимн, курьезный стих и пр.
К лирическим формам также можно отнести:
- поэму — крупное стихотворное произведение с повествовательным характером;
- балладу — произведение, преимущественно затрагивающее важную драматическую тему, в нем есть мотив метаморфоз или фантастические образы.
Однако неправильно утверждать, что поэма и баллада — исключительно лирические жанры. В зависимости от сюжета и манеры изложения, их можно отнести и к эпосу. Чаще всего к таким жанрам, образованным на стыке двух родов, применяется общая категория «лиро-эпос».
По тематике лирические жанры делятся на группы:
- Интимная лирика — о любви и личной жизни.
- Гражданская — о социальных и национальных проблемах.
- Религиозная — лирика, обращенная к Богу, которая выражает религиозные чувства.
- Пейзажная — вдохновленная созерцанием природы.
- Сатирическая — стихотворения, которые посредством сатиры, иронии и гротеска высмеивают недостатки людей и общества в целом.
- Философская — лирика с размышлениями о жизни и смерти, добре и зле.
Драматические жанры
В эту группу относятся все произведения, предназначенные для постановки на сцене. Отличительная особенность драматических жанров в том, что текст состоит в основном из реплик персонажей, а авторские описания изложены в кратких ремарках. Характеры героев раскрываются через их речь и поступки.
Что относится к драматическим жанрам? Среди них распространены:
- Драма — произведение, построенное на конфликте, однако лишенное трагических событий. Его сюжет раскрывает противостояние героя обществу, событиям, самому себе. Так происходит в пьесах «Чайка» А. Чехова и «Шернияз» Ж. Аймауытова.
- Трагедия — жанр, похожий на драму, в котором главный герой сталкивается с непреодолимым препятствием и гибнет. Яркий пример — «Гроза» А. Островского, «Гамлет» У. Шекспира, «Енлик-Кебек» М. Ауэзова.
- Комедия — произведение, основанное на комической ситуации. Она с юмором изобличает негативные социальные и бытовые явления, ее финал — легкий и смешной. К жанру комедии относится «Ревизор» Н. Гоголя, «Айман-Шолпан» М. Ауэзова.
- Трагикомедия — смежный жанр, который в смешной форме изображает печальные события. К ней относится «Буря» У. Шекспира, «Три сестры» А. Чехова.
К менее популярным драматическим жанрам относят:
- Водевиль — подвид комедийной пьесы с песенными куплетами («Кофейница» И. Крылова).
- Мелодрама — произведение, ярко раскрывающее внутренний мир героев в эмоциональных обстоятельствах.
- Мистерия — жанр, основанный на религиозных сюжетах.
Знания о литературных жанрах помогут лучше понять замысел автора и оценить его мастерство. Пользуйтесь подсказками, чтобы легко определять, к каким жанрам относятся произведения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823530-literaturnye-zanry-cto-eto-takoe-i-kak-opredelit/
Жанры литературы – это виды литературных текстов. Классифицируя по родам, исследователи выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Считается, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.
Содержание
- История появления жанров литературы
- Как определить жанр литературы?
- Литературные жанры: таблица
- Жанры эпоса
- Жанры лирики
- Жанры драмы
- Лиро-эпические жанры
История появления жанров литературы
Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.
Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.
Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.
В XIX веке литература начала живо меняться, в искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Как определить жанр литературы?
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
По родам литературные произведения делятся на:
- Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
- Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
- Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
- Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.
Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Литературные жанры: таблица
Жанры литературы в таблице с примерами помогут легче определить разновидность произведения.
Жанры эпоса
К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея).
Принадлежность жанра произведения к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни.
Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.
Таблица Жанры эпоса |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Малые жанры |
||
Притча |
Назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить. |
Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи». |
Рассказ |
Устный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема. |
А. П. Чехов «Ионыч», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник». |
Новелла |
Краткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка. |
Л. Н. Андреев «Чемоданов». |
Очерк |
Отсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события. |
Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга». |
Средние жанры |
||
Повесть |
Изображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом. |
А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася» |
Большие жанры |
||
Роман |
Имеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц. |
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов». |
Роман-эпопея |
Изображение народной жизни в переломные моменты истории. |
Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон». |
Жанры лирики
К лирике традиционно относят следующие жанры произведения: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:
- дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
- любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
- философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
- природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)
В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.
Таблица Жанры лирики |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Ода |
Торжественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба. |
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица». |
Элегия |
Грустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы. |
В. А. Жуковский «Море», М. Ю. Лермонтов «Элегия». |
Сонет |
Состоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет. |
А. С. Пушкин «Мадонна», В. Я. Брюсов «Сонет к форме». |
Песня |
Стихотворение для исполнения под аккомпанемент (необязательно), имеет куплеты и припев. |
А. С. Пушкин «Вакхическая песня». |
Послание |
Письмо в стихотворном стиле. |
А. С. Пушкин «К Пущину», М. Ю. Лермонтов «Послание». |
Эпиграмма |
Стихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц. |
В. Я. Брюсов «Константину Бальмонту», И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина». |
Жанры драмы
К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой.
Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки.
Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.
Таблица Жанры драмы |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Комедия |
Сюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности, может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»). |
Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. В. Гоголь «Ревизор». |
Трагедия |
Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен. |
А. С. Пушкин «Борис Годунов», У. Шекспир «Ромео и Джульетта». |
Драма |
Трагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления. |
А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры», А. Н. Островский «Гроза». |
Лиро-эпические жанры
В лиро-эпическом роде выделяют три жанра: поэмы, баллады и романы в стихах. Благо, роман в стихах у нас один — «Евгений Онегин». Произведения лиро-эпического жанра лучше просто запомнить.
Таблица Жанры драмы |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Поэма |
Лирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет. |
Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник». |
Баллада |
Рассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги. |
В. А. Жуковский «Людмила», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». |
Роман в стихах |
Роман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя. |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Б. Л. Пастернак «Спекторский». |
Стоит отметить, что в литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”.
С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.
Таким образом, виды и жанры литературы – понятия очень близкие. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д.
Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
Источники:
- Аверинцев С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. Москва: 1981.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва, 1986.
- Кожинов В. В. Жанр. Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978.
- Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон. «Новое литературное обозрение», 2008.
- Тамарченко Н. Д. Жанровая система. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Intrada, 2008.
ВикиЧтение
Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие]
Эсалнек Асия Яновна
Жанровые признаки литературных произведений
Жанровые признаки литературных произведений
Каждое литературное произведение наряду с рас смотренными свойствами должно быть охарактеризовано и со стороны своей жанровой принадлежности. О жанре того или иного произведения читатели» как правило, судят по тем обозначениям, которые дают писатели на основе знаний» опыта, чутья, интуиции. Исследователи, учитывая авторские представления, стремятся определить жанровую специфику произведения исходя из научных критериев, выработанных в литературоведении.
На основе изучения длительной истории развития основных жанров мировой литературы установлено, что жанровые признаки – это общие, повторяющиеся качества» присущие произведениям разных писателей, живших в разное время и принадлежавших к разным национальным литературам. Поэтому романами называют произведения Стендаля» Бальзака, Диккенса, Толстого, Достоевского, Голсуорси. Горького, Манна, Леонова, Пастернака и других писателей, а трагедиями – творения Эсхила, Софокла, Эврипида, Шекспира, Корнеля, Сумарокова, Княжнина и других. Но в какой сфере произведения находятся эти признаки?
Иногда кажется, что достаточно принять во внимание количественные параметры, то есть объем, величину текста или изображенного материала. При таком понимании в пределах эпического рода различают три группы жанров – малые (рассказ, новелла, очерк), средние (повесть) и большие (роман и эпопея). Однако в случае драматических произведений данный критерий не работает, поскольку все они примерно одинаковы по объему. Получается, что объем материала или текста – это один и, вероятно, не самый главный признак жанра. По-видимому, истоки жанровых различий кроятся в
содержании произведений, которое во многом предопределяет и количественные, и структурные их особенности. Рассмотрим, что именно в содержании произведения указывает на его жанровое своеобразие? При этом будем придерживаться уже принятого принципа – рассматривая жанровые особенности тех или иных произведений, учитывать родовые качества, то есть принадлежность произведения к одному из трех родов – эпическому, лирическому или драматическому.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Жанровые традиции и жанр романа
Жанровые традиции и жанр романа
Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает
тема 4. Жанровые особенности романа Анатоля Франса «Остров пингвинов»
тема 4.
Жанровые особенности романа Анатоля Франса «Остров пингвинов»
1. Идейный замысел и проблематика романа.2. Особенности сюжета и композиции:а) пародийный элемент;б) учебник истории Пингвинии;в) «сатира на все человечество».3. Объекты сатирического изображения:а)
Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького)
Пафос ранних романтических произведений М. Горького
(идеи и стиль романтических произведений Горького)
I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма.II. Вера в человека и противопоставление
ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ
ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ
Я всегда был уверен в том, что чтение — важная часть профессиональной жизни писателя. Писатель не превращается в читателя, когда бросает перо и принимается за чужую книгу: он её читает, сравнивая, учась, отбирая. Я говорю об этом в своей книге «Вечерний
Жанровые войны Джорджа Мартина
Жанровые войны Джорджа Мартина
Что сложнее всего при написании книги? Хороший вопрос – я часто слышу его от молодых авторов, – однако ответ следует весьма неожиданный. Начало бывает трудным, а концовка порой представляет для автора настоящие мучения, как это
(“Из литературных запасников…”)
(“Из литературных запасников…”)
“…Ужасное дело это — дело странное, загадочное, неразрешимое.С одной стороны — оно очень просто, а с другой очень сложно, похоже на бульварный роман, — так все и называли его в нашем городе, — и в то же время могло оно послужить к
§ 4. Жанровые структуры и каноны
§ 4. Жанровые структуры и каноны
Литературные жанры (помимо содержательных, сущностных качеств) обладают структурными, формальными свойствами, имеющими разную меру определенности. На более ранних этапах (до эпохи классицизма включительно) на первый план выдвигались и
§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров
§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров
В каждый исторический период жанры соотносятся между собой по-разному. Они, по словам Д.С. Лихачева, «вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом»; поэтому нужно
§ 6. Жанровые конфронтации и традиции
§ 6. Жанровые конфронтации и традиции
В близкие нам эпохи, отмеченные возросшим динамизмом и многоплановостью художественной жизни, жанры неминуемо вовлекаются в борьбу литературных группировок, школ, направлений. При этом жанровые системы претерпевают изменения более
Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров
Жанровые разновидности сатиры.
Генетические признаки ораторских жанров
Сатира Кантемира как жанр восходит непосредственно к проповеди и светскому ораторскому Слову Феофана Прокоповича: «самый метод, норма, речевой принцип усвоены им [Кантемиром] от русской
Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765)
Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765)
Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова – Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона – Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с
Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
Двоение типов художественной образности «Недоросля», обусловленное каламбурно двоящимся словом, актуализирует практически все формообразующие установки двух старших литературных традиций XVIII в. (сатиры и оды) в
«Житие Ф. В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа
«Житие Ф. В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа
Уже само слово «житие», вынесенное в заглавие произведения, свидетельствует о цели, которой Радищев хотел достичь жизнеописанием друга своей юности. Житие – дидактический жанр
Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова
Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова
Литература:
1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою…». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее
1 Анализ произведений в процессе взаимосвязанного изучения литературных явлений
1
Анализ произведений в процессе взаимосвязанного изучения литературных явлений
Задача школьного анализа произведений отечественной и зарубежной классики предполагает определение места и значения литературного явления в мировом литературном процессе через
«В каком жанре вы пишете?» Каждый писатель, думаю, слышал этот вопрос, и обычно он не вызывает затруднения. Это если не задумываться о том, что такое жанр и какие эти жанры бывают. А вот если задуматься, то быстро можно прийти в состояние растерянности, так как даже понятие «жанр» очень расплывчатое. Роман и повесть – это разные жанры, детектив и фэнтези — это тоже жанры, и драма с комедией, и поэма с элегией. Как тут не растеряться?
Однако мы с вами попробуем в этом вопросе разобраться и удержать свою крышу в равновесии.
Итак, что такое жанр?
Понятие это имеет отношение не только к литературе, но и к живописи, и к музыке. Но мы с вами остановимся, конечно, на литературе.
Слово «жанр» происходит от латинского genus – вид или род. Такое максимально широкое понятие, как мешок — каждый в него вкладывает собственное содержание. Литературный жанр — это совокупность произведений, которые объединены общими признаками в группу и отличаются от других групп.
Признаки и особенности, по которым произведения объединяются в жанры, могут быть самые разные: объём, содержание, форма повествования, тематика и т. д.
История литературных жанров сложна и запутана. Первые классификации появились ещё в период Античности, и с каждой эпохой количество жанров увеличивалось. Правда в течение длительного времени, вплоть до XVIII века писатели и поэты старались придерживаться довольно жёстких правил, предписывающих создавать произведения в рамках канонов. Требовалось, чтобы романы, притчи, новеллы и т. д. соответствовали требованиям, а в героических произведениях, например, не допускался юмор. Существовали специальные пособия для литераторов (поэтики), где такие правила и требования были прописаны. Так что не возмущайтесь и не жалуйтесь на ограничение ваших писательских прав литературными нормами, а наслаждайтесь современной свободой творчества.
Ситуация изменилась в XVIII веке, когда начались активные эксперименты с жанрами, появились новые направления и виды литературы. Особенно это заметно в культуре XIX века. Дело даже не в обилии новых видов произведений, а в стремлении авторов выйти за рамки жанра. Наглядный пример: роман в стихах «Евгений Онегин» и поэма в прозе «Мёртвые души».
Особенно много новых жанров и тематических направлений появилось в литературе XX века. Вот об этом мы и поговорим.
Три основные группы жанров
Чтобы нам не запутаться двинемся по старой философской традиции от общего к частному. Литература делится на прозу и поэзию – это знают все. Однако основных групп жанров не две, а три. Эти группы ещё называют рода́ми литературы, которая бывает:
- эпическая;
- драматическая;
- лирическая.
Эпос в данном случае не торжественное повествование о героических событиях. Признаком эпической литературы является чёткий сюжет, последовательное описание событий, раскрытие характеров героев и повествовательность. Важное место в эпических произведениях занимает описание мира как реального, так и фантастического. То есть к этой группе относятся и «Война и мир» Л. Толстого, и «Тихий Дон» М. Шолохова, И «Денискины рассказы» В. Драгунского, и «Дозоры» С. Лукьяненко. И вообще, вся современная сюжетная проза.
Драматические произведения — тексты, написанные для постановки их на театральной сцене, то есть пьесы. Как жанр литературы они были популярны в позапрошлом веке, а сейчас даже сценарии предпочитают превращать в форму романа.
Лирическая литература написана в стихотворной форме, хотя не все стихи можно отнести к лирике, а в прозе лиризм тоже присутствует, о чём я писала недавно в другой статье. Вот такие сложности. Но об этой группе жанров я сегодня говорить не буду. Я в стихах не разбираюсь. Может, как-нибудь захочется разобраться, но точно не сейчас.
Эпические жанры
В свою очередь, эпическая литература представлена большим разнообразием жанров, видов и направлений.
По объёму выделяют следующие виды:
- эпопея и роман-эпопея — самое большое и многоплановое произведение прозаической литературы, например, «Война и мир»;
- роман — самый распространённый жанр (вид) прозы, по объёму и по охвату событий уступающий эпопее;
- повесть — произведение меньше романа, описывающее чаще всего события из жизни одного героя;
- новелла — особый тип небольшой повести, отличающийся острым сюжетом и неожиданной развязкой;
- рассказ — малая форма эпической литературы, повествование об одном каком-то событии и об одном герое;
Довольно разнообразны малые формы эпической литературы: притчи, эссе, анекдоты и даже очерки. О них подробно я ещё как-нибудь расскажу. А вот об отличиях романа, рассказа и повести можно почитать в более ранней статье, ссылка на которую внизу.
Объём в художественном тексте хоть и важен, но всё же главное в нем — содержание. Поэтому остановимся на классификации жанров по содержанию. Основой отнесения произведения к тому или иному жанру в этом случае становится ключевой элемент, вокруг которого строится повествование. Это может быть специфика окружающей героев действительности или отправная точка для развития сюжета. Собственно, вот всем известные жанры:
- реалистическая проза;
- детектив;
- приключенческая литература;
- любовный роман/повесть/рассказ;
- исторический роман;
- фантастика и фэнтези;
- сказки.
Эти жанры не существуют обособленно, в настоящее время они активно смешиваются. Так любовный роман может быть в историческом антураже, типа «Марианны» Ж. Бенцони. Сейчас популярен ромфант – любовно-романтическое фэнтези. Существуют и сентиментальные детективы, и исторические детективы, и фэнтези детективы.
Эти основные жанры делятся на тематические поджанры и направления, а те, в свою очередь, смешиваются как стеклышки в калейдоскопе. Так что классифицировать какое-то произведение, отнеся его к определённому жанру, бывает практически невозможно. И появляются новые поджанры, как в своё время возникло направление литРПГ, а сейчас из него уже выделилось еще одно — реалРПГ.
В общем, современные писатели не ограничивают себя какими-то заданными рамками. И это, на мой взгляд, хорошо, только вот читатели часто теряются, когда определяют, какой жанр они хотели бы почитать.
Драматическая литература
Этот вид литературы во многом остался в прошлом. Пьесы сейчас для чтения не пишут, но их всё же читают — того же Островского, Чехова, Шекспира. Особенность драматической литературы в том, что она строится на диалогах и минимуме описаний. Ремарки автора здесь очень сухие, краткие, они даже часто далеки от литературного стиля. Это только указания драматурга на особенности обстановки («королевские покои», «сад», «тюремный двор») или эмоциональные реакции героев («плачет», «грозит кулаком», «весело смеётся»). Жанры драматической литературы не изменились со времён античности:
- драма — в основе её острый конфликт, который обычно разрешается усилиями героев;
- комедия — сюжет, события и поведение героев комичны, в комедии часто присутствует сатирическое обличение каких-то явлений;
- трагедия — содержание строится на неразрешимом конфликте, который сопровождается страданиями, и часто заканчивается трагически.
Как я уже писала, для XIX века характерна намеренная путаница жанров. Так пьеса Н. Островского «Гроза» почему-то драма, а не трагедия, а «Вишнёвый сад» А. Чехова, вообще, комедия. Возможно, это было сделано в рекламных целях? Комедии привлекают больше зрителей, чем драмы, а драмы предпочтительнее, чем трагедии. Во всяком случае в XIX веке эта тенденция уже прослеживалась.
Лирические произведения
Особенность их — стихотворная форма. И существует огромное разнообразие видов лирики: поэмы, баллады, оды, элегии, сонеты, стихи и т. д. Как я уже писала выше, подробно разбирать своеобразие этих жанров я не буду.
Да, ещё выделяют лиро-эпический вид литературы, к которому принадлежат романы в стихах и прозаические поэмы. Пока у этого вида всего два автора. Думаю, догадались, кто это.
Мной приведен здесь упрощённый вариант классификации жанров, потому что ещё выделяют разновидности произведений по форме подачи информации (скетч, водевиль, сага, хроника, байка и т. д.), по эмоциональной окраске (юмористические, трагические, нейтральные, ужасы и др.), по интеллектуальным характеристикам (познавательные, философские, психологические, развлекательные и т. д.)
Но я всё же остановлюсь, а то и вас запутаю, и сама запутаюсь. Как-нибудь расскажу о самых интересных отдельно. А в комментариях вы можете написать, о каких ещё жанрах вы хотели бы почитать. Только не стихи!
По ссылкам вы можете почитать статьи о разных жанрах.
“5 самых популярных литературных форм”
“Новелла: история и особенности жанра”
“Что такое повесть и почему она утрачивает популярность”
“Еще один утраченный жанр”
“Киберпанк: парадоксы виртуальных миров”
“Детектив: особенности жанра”
“Роман-вестерн: от диких прерий до далеких планет”
“Фэнтези: обзор направлений и видов”
“Мистика: очарование жутких тайн”
“Мейнстрим в литературе”
“ЛитРПГ: игра как жизнь”
“Магический реализм: особенности жанра”