Как найти значение дроби часть

Содержание материала

  1. Правильная и неправильная дробь
  2. Видео
  3. Дроби
  4. Нахождение части от целого (дроби от числа)
  5. Вычитание дробей
  6. Нахождение целого числа по дроби
  7. Как перевести десятичную дробь в обыкновенную или смешанную
  8. Применение нахождения дроби от числа для решения задач
  9. Нахождение числа по значению дроби

Правильная и неправильная дробь

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называется правильной, а дробь, где числитель больше или равен знаменателю, — неправильной.

Число, состоящее из целой и дробной частей, можно

Число, состоящее из целой и дробной частей, можно обратить в неправильную дробь. Для этого нужно умножить целую часть на знаменатель и к произведению прибавить числитель данной дроби. Полученная сумма будет числителем дроби, а знаменателем остается знаменатель дробной части.

Из любой неправильной дроби можно выделить целую ч

Из любой неправильной дроби можно выделить целую часть. Для этого нужно разделить с остатком числитель на знаменатель. Частное от деления — это целая часть, остаток — это числитель, делитель — это знаменатель.

Дроби

Дроби вида $frac{n}{m}$  называют «обыкновенные дроби». В дроби $frac{n}{m}$ число над чертой называют числителем дроби, а число под чертой – знаменателем дроби.

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель — сколько таких долей взято.

Таким образом, если нам нужно обозначить не один «кусочек» числа, а больше, мы просто пишем в верхней части дроби не единицу, а другое число, например, так:

Рисунок 5

Рисунок 5

Дроби нужно уметь читать правильно: числитель читается как количественное числительное женского рода (одна, две и т.д.), а знаменатель как порядковое числительное (вторая, пятая) и согласуется с первым числительным.Например: $frac{1}{2}$  — одна вторая, $frac{2}{5}$ — две пятых,  $frac{6}{11}$  — шесть одиннадцатых.

На рисунке 6 изображён отрезок АВ, его длина 10 см, то есть 1 дм. Длина отрезка АС будет 1 см.

Рисунок 6

Рисунок 6

А какую долю составит сантиметр от метра?

Показать ответ

Скрыть

$frac{1}{100}$ 

А грамм от килограмма?

Показать ответ

Скрыть

$frac{1}{1000}$ 

Видео

Нахождение части от целого (дроби от числа)

Чтобы найти часть от целого, нужно число, соответствующее целому, разделить на знаменатель дроби, выражающей эту часть, и результат умножить на числитель той же дроби.

Задача нахождения части от целого по существу является задачей нахождения дроби от числа. Чтобы найти дробь (часть) от числа, необходимо число умножить на эту дробь.

Вычитание дробей

Алгоритм действий при вычитании двух дробей:

  1. Перевести смешанные дроби в обыкновенные (избавиться от целой части).
  2. Привести дроби к общему знаменателю. Для этого нужно числитель и знаменатель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби, а числитель и знаменатель второй дроби умножить на знаменатель первой дроби.
  3. Вычесть одну дробь из другой, путем вычитания числителя второй дроби из числителя первой.
  4. Найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя и сократить дробь, поделив числитель и знаменатель на НОД.
  5. Если числитель итоговой дроби больше знаменателя, то выделить целую часть.

Нахождение целого числа по дроби

Зная часть числа и сколько это составляет от целого числа, можно найти изначальное целое число. Это обратная задача к той, которую мы рассматривали в предыдущей теме. Там мы искали дробь от числа, деля это число на знаменатель дроби, и полученный результат умножая на числитель дроби.

А сейчас наоборот, зная дробь и сколько это составляет от числа, найти изначальное целое число.

Например, если Требуется найти длину всей линейки по дроби . Изве длины линейки составляют шесть сантиметров и нам говорят найти длину всей линейки, то мы должны понимать, что от нас требуют найти изначальное целое число (длину всей линейки) по дроби Требуется найти длину всей линейки по дроби . Изве. Давайте решим эту задачу.

Требуется найти длину всей линейки по дроби Мы уже знаем каким образом получились эти 6 см. Им. Известно, что Мы уже знаем каким образом получились эти 6 см. Им длины всей линейки составляют 6 см.

Мы уже знаем каким образом получились эти 6 см. Имелась какая-то длина, её разделили на пять частей, поскольку знаменатель дроби Чтобы узнать длину всей линейки, сначала нужно узн это число 5. Затем было взято две части от пяти частей, поскольку числитель дроби Чтобы узнать длину всей линейки, сначала нужно узн это число 2.

Чтобы узнать длину всей линейки, сначала нужно узнать длину одной части. Как это узнать? Попробуем догадаться, внимательно изучив следующий рисунок:

Если две части длины линейки составляют 6 см, то н

Если две части длины линейки составляют 6 см, то нетрудно догадаться, что одна часть составляет 3 см. А чтобы получить эти 3 см, надо 6 разделить на 2

6 см : 2 = 3 см

Итак, мы нашли длину одной части. Одна часть из пяти или 3 см × 5 = 15  длины линейки составляет 3 см. Если частей всего пять, то для нахождения длины линейки, нужно взять три сантиметра пять раз. Другими словами, умножить 3 см на число 5

3 см × 5 = 15

Мы нашли длину линейки. Она составляет 15 сантиметров. Это можно увидеть на следующем рисунке.

Видно, что пять частей из пяти или  составляют пят

Видно, что пять частей из пяти или Чтобы легче было находить число по его дроби, можн составляют пятнадцать сантиметров.

Чтобы легче было находить число по его дроби, можно пользоваться следующим правилом:

Чтобы найти число по его дроби, нужно известное число разделить на числитель дроби, и полученный результат умножить на знаменатель дроби.

Пример 2. Число 20 это Знаменатель дроби  показывает, что число, которое  от всего числа. Найдите это число.

Знаменатель дроби 20 : 4 = 5  показывает, что число, которое мы должны найти, разделено на пять частей. Если 20 : 4 = 5  этого числа составляет число 20, то для нахождения всего числа, сначала нужно найти 20 : 4 = 5  (одну часть из пяти) от всего числа. Для этого 20 надо разделить на числитель дроби 20 : 4 = 5

20 : 4 = 5

Мы нашли 5 × 5 = 25  от всего числа. Эта часть равна 5. Чтобы найти всё число, нужно полученный результат 5 умножить на знаменатель дроби 5 × 5 = 25

5 × 5 = 25

Мы нашли Пример 3. Десять минут это  времени приготовления  от всего числа. Другими словами, нашли всё число, которое от нас требовали найти. Это число 25.

Пример 3. Десять минут это Знаменатель дроби  показывает, что общее время при времени приготовления каши. Найдите общее время приготовления каши.

Знаменатель дроби 10 мин : 2 = 5 мин  показывает, что общее время приготовления каши разделено на три части. Если 10 мин : 2 = 5 мин  времени приготовления каши составляет десять минут, то для нахождения общего времени приготовления, нужно сначала найти 10 мин : 2 = 5 мин  времени приготовления. Для этого 10 нужно разделить на числитель дроби 10 мин : 2 = 5 мин

10 мин : 2 = 5 мин

Мы нашли 5 мин × 3 = 15 мин  времени приготовления каши. 5 мин × 3 = 15 мин  времени приготовления каши составляют пять минут. Для нахождения общего времени приготовления, нужно 5 минут умножить на знаменатель дроби 5 мин × 3 = 15 мин

5 мин × 3 = 15 мин

Мы нашли Пример 4.     массы мешка цемента составляет 30 кг времени приготовления каши, то есть нашли общее время приготовления. Оно составляет 15 минут.

Пример 4.   Знаменатель дроби  показывает, что общая масса меш  массы мешка цемента составляет 30 кг. Найти общую массу мешка.

Знаменатель дроби 30кг : 2 = 15кг показывает, что общая масса мешка разделена на четыре части. Если 30кг : 2 = 15кг массы мешка составляет 30 кг то для того, чтобы найти общую массу мешка нужно сначала найти 30кг : 2 = 15кг массы мешка. Для этого 30 надо разделить на числитель дроби 30кг : 2 = 15кг.

30кг : 2 = 15кг

Мы нашли 15кг × 4 = 60кг массы мешка. 15кг × 4 = 60кг массы мешка составляет 15 кг. Теперь, чтобы найти общую массу мешка, надо 15кг умножить на знаменатель дроби 15кг × 4 = 60кг

15кг × 4 = 60кг

Мы нашли 
массы мешка. Другими словами, нашли общую массу мешка. Общая масса мешка цемента составляет 60 кг.

Как перевести десятичную дробь в обыкновенную или смешанную

Для того, чтобы перевести десятичную дробь в обыкновенную, необходимо:

  1. Записать дробь в виде десятичная дробь1
  2. Умножать числитель и знаменатель на 10 до тех пор, пока числитель не станет целым числом.
  3. Найти наибольший общий делитель и сократить дробь.

Например, переведем 0.36 в обыкновенную дробь:

  1. Записываем дробь в виде: 0.361
  2. Умножаем на 10 два раза, получим 36100
  3. Сокращаем дробь 36100 = 925

Применение нахождения дроби от числа для решения задач

В начале урока мы уже разобрали пример с тортом, сейчас посмотрим на другие примеры.

Задача 1

Остап зарабатывает 40 000 рублей в месяц.

Из них (mathbf{frac{1}{4}}) это подработка.

Сколько рублей Остапу приносит подработка?

Решение:

В данной случае числом будет являться сумма заработка за месяц — 40 000

Ну а дробью, очевидно, будет (mathbf{frac{1}{4}}).

Тогда, чтобы найти прибыль от подработки, надо просто умножить дробь на число.

(mathbf{40000cdotfrac{1}{4}=frac{40000}{4}=10000})

Ответ: 10 000 рублей.

Теперь рассмотрим что-нибудь посложнее.

Задача 2

Порфирий живет в комнате площадью 18 квадратных метров.

3 кровати занимают (mathbf{frac{1}{3}}) площади комнаты.

Какую площадь занимает одна кровать?

Решение:

Сначала найдем, какую площадь занимают 3 кровати, затем разделим это число на 3, чтобы получить площадь одной кровати.

1) (mathbf{18cdotfrac{1}{3}=frac{18}{3}=6}) (квадратных метров) занимают 3 кровати

2) (mathbf{6div3=2}) (квадратных метра) занимает одна кровать

Ответ: 2 квадратных метра.

Теперь посмотрим, как в задачах применяются проценты.

Задача 3

Пересвет работает на заводе и производит 100 деталей в день.

Начальник Елисей пообещал Пересвету выдать премию, если он будет делать на 20% деталей больше.

Сколько деталей в день должен делать Пересвет, чтобы получить премию?

Решение:

Для начала надо понять, на сколько в количественном измерении больше деталей нужно выпустить Пересвету, чтобы получить премию.

Для этого домножим текущее количество деталей на процент или долю, учитывая, что 20% — это 20 частей из 100, или иначе 0,20, и получим искомую прибавку.

1) (mathbf{20%=20div100=0.2})

2) (mathbf{100cdot0.2=20}) (деталей)- то, насколько больше деталей нужно производить

Теперь, чтобы найти общее количество деталей, надо прибавить эту прибавку к тому, что Пересвет производит уже сейчас.

3) (mathbf{100+20=120}) (деталей) в день нужно производить для получения премии

Ответ: 120 деталей.

В некоторых задачах нужно несколько раз применять нахождение процентов от числа.

Задача 4

Глубина реки в начале мая была равна 10 метрам, к началу июня она обмелела на 10%, а к началу июля еще на 15% относительно показателей начала июня. Вычислите, какая глубина реки была в начале июля.

Решение:

Исходное число- 10 метров, дробь задана в виде процентов.

Первым действием нужно будет найти глубину реки в начале июня.

Здесь можно пойти двумя разными путями:

I. Посчитаем, на сколько метров опустился уровень воды, а затем вычтем это из исходных показателей.

0) (mathbf{10%=10div100=0.1})

1) (mathbf{10-10cdot0.1=10-1=9}) (метров)- глубина реки в начале июня

II. Можно вместо того, чтобы считать разницу и вычитать ее, посчитать сколько процентов останется и найти сразу именно эту часть от исходного числа.

Учитывая, что всего у нас 100%, да если глубина уменьшилась на 10%, то осталось 90%.

0) (mathbf{100-10=90}) (процентов) останется

1) (mathbf{90%=90div100=0.9})

2) (mathbf{10cdot0.9=9}) (метров)- глубина реки в начале июня

Как мы видим, эти два подхода дают одинаковый результат.

Поэтому вы можете выбирать любой из них в зависимости от задачи и ваших предпочтений.

Таким образом, мы посчитали глубину в начале июня. Теперь нужно понять, какая будет глубина в начале июля, когда глубина уменьшится еще на 15 процентов.

Используем в этом случае второй способ.

3) (mathbf{100-15=85}) (процентов) останется в июле от уровня июня

4) (mathbf{85%=85div100=0.85})

5) (mathbf{0.85cdot9=7.65}) (метров) составит глубина реки в начале июля

Ответ: 7.65 метра.

Пройти тест Закрыть тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации Вход Регистрация

Нахождение числа по значению дроби

Если известно сколько число n занимает в числе m, и эта доля выражена в виде дроби, то для нахождения числа m используется формула:

m = m : a / b

 Пример:

Один ряд кинозала вмещает 20 кресел, что составляет2 / 5

от всей вместимости зала. Определите, сколько всего посадочных мест в зале.

 Решение

Общее количество кресел равняется:

20 :2 / 5

= 20 ⋅5 / 2

=20 ⋅ 5 / 2

= 50

Теги

Начнем с довольно простой, но в то же время интересной темы, в которой школьники зачастую делают ошибки – нахождение дроби от числа.

Что такое часть от целого? Если у нас есть некоторое значение и нам необходимо вычислить некоторую долю или дробь от этого значения. Например, зная вес пиццы, найти вес нескольких ее кусочков.

Допустим, нам нужно найти вес одного или двух кусочков пиццы, при этом пицца разрезана на 7 или 6 равных кусков.
Допустим, нам нужно найти вес одного или двух кусочков пиццы, при этом пицца разрезана на 7 или 6 равных кусков.

При этом нужная доля может быть выражена как в виде обыкновенной дроби, так и в виде десятичной дроби или процентов. Для нахождения процента от числа стоит предварительно перевести проценты в десятичную дробь, просто разделив на 100. Например, 28 % = 0,28.

Для того, чтобы найти, сколько весят x кусочков пиццы, порезанной на равные y кусков, нужно общий вес пиццы разделить на y и умножить на x. Допустим, пицца весит Q грамм. То есть нам необходимо найти вес x/y части пиццы.

Видим, что для того, чтобы найти 2/7 от целой пиццы нужно просто умножить общий вес на значение этой части - 2/7.
Видим, что для того, чтобы найти 2/7 от целой пиццы нужно просто умножить общий вес на значение этой части – 2/7.

Немного парадоксальная ситуация: нужно найти часть, а мы умножаем, а не делим. Но на самом деле никакого парадокса в этом нет, если вспомнить, что дробь, вернее, горизонтальная черта дроби – это деление.

Да и при умножении на десятичную дробь меньше 1 мы тоже получим значение меньшее, чем исходное.

Немного запутать может ситуация, когда целая часть выражена в виде обыкновенной или десятичной дроби. Не стоит обращать на это внимание. Алгоритм действий точно такой же.

Рассмотрим еще несколько примеров.

Для закрепления материала предлагаем несколько примеров для самостоятельного решения. Ответы размещайте в комментариях.

Надеемся, эта тема была вам интересна. Если что-то осталось непонятным, задавайте вопросы в комментариях.

Завтра разберемся, как найти число, если нам известна только его часть.

Ставим лайки, подписываемся, в комментариях пишем темы, которые вам хотелось бы разобрать, задаем вопросы.

До скорой встречи!

В данной публикации мы рассмотрим, каким образом можно найти дробь от целого числа и наоборот – как найти число, если известно, чему равна определенная дробь от него. Также разберем примеры решения задач для лучшего понимания и закрепления теоретического материала.

  • Нахождение дроби от числа

  • Нахождение числа по значению дроби

Нахождение дроби от числа

Чтобы найти часть от целого числа n, которая представлена дробью, нужно умножить эту дробь (например, a/b) на данное число n.

Дробь от числа = n

a/b

 =  

n ⋅ a/b

 
Пример 1

 
Решение

5/12

⋅ 24 =

5 ⋅ 24/12

=

120/12

= 10

 
Пример 2

 
Решение

4/9

⋅ 7 =

4 ⋅ 7/9

=

28/9

=3

1/9

 
Таким образом, результат нахождения дроби числа не всегда бывает целым числом.

Примечание: если дробь является смешанной, сперва ее следует представить в виде неправильной и только потом выполнять умножение.

Нахождение числа по значению дроби

Если известно сколько число n занимает в числе m, и эта доля выражена в виде дроби, то для нахождения числа m используется формула:

 
Пример:

Один ряд кинозала вмещает 20 кресел, что составляет

2/5

от всей вместимости зала. Определите, сколько всего посадочных мест в зале.

 
Решение

Общее количество кресел равняется:

20 :

2/5

= 20 ⋅

5/2

=

20 ⋅ 5/2

= 50

Если известно сколько составляет часть от целого, то по известной части можно “восстановить”
целое.

Для этого пользуемся правилом нахождения целого (числа)
по его дроби (части).

Запомните!
!

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно данное число
разделить на дробь.

Пример. Рассмотрим задачу.

Поезд прошёл 240 км, что составило
всего пути.
Какой путь должен пройти поезд?

Решение. 240 км — часть всего пути. Эти же километры
выражены дробью 15/23
от всего пути. Знаменатель дроби говорит о том, что весь путь разделён на 23 части,
и 15 таких частей составляют 240 км
(числитель дроби равен 15).
Значит, можно найти, сколько составляет

часть пути.

240 : 15 = 16 (км)

Весь путь (целое) всегда обозначаем за единицу, которую можно выразить дробью

.

Значит, чтобы найти весь путь (23 части, каждая из которых по
16 км) нужно:

16 · 23 = 368 (км)

Кратко запись решения такой задачи можно сделать следующим образом.

нахождение целого по известной части

Ответ: поезд должен пройти 368 км.

Сложные задачи на нахождение числа по его части

Часто задачи данного типа сложнее, чем рассмотренная задача выше, и более сложные задачи приходиться решать в
несколько действий.

Рассмотрим задачу.

При подготовке к диктанту по английскому языку Оля
выучила четверть всех слов, заданных учителем.
Если бы она выучила ещё 4 слова, то была
бы выучена треть всех слов.
Сколько всего слов надо было выучить Оле?

Решение. Как обычно подчеркнём в условии задачи все важные данные.

Как видно из условия, четыре невыученных слова — это часть от всех слов, которую можно найти в виде
разности дробей.

решение задачи на дроби

Такую часть всех слов составляют 4 слова.

Итак, 4 слова — это

от всех слов (целого). Теперь по правилу нахождения
числа по его части
данное числовое значение разделим на соответствующую ему дробь

.
решения задач на нахождение целого по известной части

Ответ: всего 48 слов надо было выучить к диктанту.


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:


 С тех пор, как в обиходе школьника появились дроби, его жизнь стала куда интереснее! Вначале это были просто дроби, как нечто обособленное, а потом они стали становится частью чего-то более предметного. То есть не просто частью того примера, где объясняли, что дробь сама по себе уже какая-то часть от чего-то, а именно стали “инструментом” для расчета искомого числа, если известно исходное и его часть в виде дроби.
 …что я вам собственно вам пудрю мозги, занимаюсь тавтологией, лучше уж сразу предметно о том, что если мы имеем какое-то число, знаем часть от него выраженную в дроби, то мы всегда найдем и количественное значение. Именно об этом и будет моя статья. Об этом я напишу, расскажу, “разжую”, а вот выводы останутся с вами! Начинаем!

Если у нас есть целое

 Давайте наверное опять начну с аксиом (истин). Ведь строить выводы без догм (истин), это все равно, что дом без фундамента. Нам известно о том, что есть целое, то есть что-то единое, что мы привыкли считать по 1, применять к нему термин 100 процентов, представлять как нечто обособленное, отдельное если хотите.
 Заметьте, что не смотря на то, что мы имеем что-то целое, это не значит, что его нельзя разобрать на части. Я думаю так делали многие дети, а в прошлом их родители, когда отрывали колесики от целой машинки или руки от пластиковых пупсиков… Ну, а опять же самый ходовой пример, это откусить часть от яблока.

И именно здесь пришло то самое время, дабы поговорить уже о частях целого!

Часть от целого

 Итак, не смотря на то, что некоторые вещи мы привыкли видеть обособленно целыми, практически все можно разбить на части. Есть небольшие исключения для физического мира, о чем по программе начальной школы еще рано знать… А вот если чисто теоретически, то есть в математических подсчетах, то тут и вовсе без исключений! Любое из чисел можно всегда разбить на части, будь то 1, 100 или 25489.
 Собственно именно для такого “расчленения”, ладно скажу более умеренно, для разделения на части, и применяются наши дроби! Если вы уже знаете, что 1/2 это половина, а 1/3 это третья часть то замечательно! Ведь теперь самое время перейти к логике нахождения, сколько же будет в количественном значении эта часть в виде дроби от целого.

Как найти значение дроби (части) от целого

 Теперь, когда мы понимаем, что дробь нам указывает на какую-то часть от целого, то есть 1/2 читается как одна вторая, а 23/56, – как двадцать три пятьдесят шестых, то нам хотелось бы манипулировать не просто понятиями как частями от целого, а именно их количественным значением. То есть скажем ваши родители, когда им говорят, что они получат премию в размере 2/3 от оклада всегда хотят знать, а сколько это в рублях, а именно не в частях.

Когда вы слышите от бабушек, что часть своей пенсии она потратит на ваши услады, всегда хотите больше знать не то, что это 1/10 часть, а то сколько это будет в рублях, ведь именно на них вы сможете купить мороженое и проиграть в игровых автоматах.

Так вот и в этом случае, находим конечную часть именно выраженную в тех же значениях, что и целое. То есть если это были рубли в виде целого оклада, то нам интересны именно рубли, а не части. Если это была вишня в кг, то лучше знать сколько это именно килограммов вишни, а не часть от того. что было. Именно с такими знаниями и я бы сказал нашими хотелками, ладно желаниями, мы и подходим к апогею нашей статьи. Так как же посчитать значение части выраженной в дроби от целого!

Смотрите, опять к нашим яблокам. У нас есть корзинка с яблоками, и это условно целое, то есть корзинка это наша “полная часть”.  И нам скажем необходимо найти 2/5 от нее.

При этом мы знаем, что в корзине 20 яблок или это можно сказать как 5 частей по 4 яблока. Все это показано на рисунке. Однако нам надо найти лишь 2 части из 5, те которые подчеркнуты красной линией. Вы визуально можете уже посчитать, что это будет 8 яблок. Однако как же это можно было найти не столь наглядным образом, а именно исходя из расчетов? Легко!

Необходимо было наше целое, то есть 20 яблок, разделить на 5 частей, так как мы ищем значение именно из 5 частей и умножить на 2, так как именно две части нас интересуют.То есть 2/5 от 20 это 20/5*2=8 яблок.

Мне кажется все понятно. Теперь немного практики, в виде задачи, а потом перейдем к наглядным обучающим пособиям в виде онлайн – калькулятора для нахождения значения части в виде дроби от какого-то числа условно нашего целого.

Задачи на нахождение значения дроби от числа

Первую задачу можно сказать мы уже разобрали выше. Это с корзинкой и яблоками. Теперь давайте другую.

Задача:

Туристы за 2 дня прошли 25 км по маршруту, при этом в первый день они прошли 3/5 пути. Сколько км туристы прошли в первый день?

Решение:

25:5*3=5*3=15 (км) – прошли туристы в первый день.
Ответ: 15 км.

Онлайн калькулятор нахождения значения дроби от числа

Хорошо, очень надеюсь, что вы поняли о чем я вам объяснял. Теперь же хочу представить вам онлайн калькулятор, который поможет вам очень быстро исходя из значения исходного числа и из его части в виде дроби, найти эту самую часть в виде значений эквивалентных исходному числу! Пробуем!

Введите значения дроби для вычисления ее в виде части от исходного:

Дробь

Находим то число, где дробь часть от “исходного числа”

Находим то число, где известно, что его часть равна дроби, а дробь по количественному значению -“исходному числу”

Добавить комментарий